Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО КРИЗИСА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО КРИЗИСА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура семьи / культура здоровья / эмоциональная культура / культура общения / хозяйственно-экономическая культура / досуговая культура / будущие педагоги / family culture / health culture / emotional culture / communication culture / economic culture / leisure culture / future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарева Ирина Владимировна

В статье сделан акцент на наиболее существенных изменениях, происходящих в семье как социальном институте. Подчёркнуто, что одним из путей снижения кризисных явлений в семье является формирование у будущих педагогов высокого уровня семейной культуры. Представлены возможности аудиторных и внеаудиторных форм организации образовательного процесса в решении обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеботарева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FAMILY CULTURE IN MODERN CONDITIONS OF SPIRITUAL CRISIS AND PECULIARITIES OF ITS FORMATION IN FUTURE TEACHERS

The article emphasizes the most significant changes taking place in the family as a social institution. It is emphasized that one of the ways to reduce crisis phenomena in the family is to form a high level of family culture in future teachers. The possibilities of curricular and extracurricular forms of educational process organization in solving the indicated problem are presented.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО КРИЗИСА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378.011.3-051:316.36:17.022.1 DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-31 -36

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО КРИЗИСА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Чеботарева Ирина Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор e-mail: irina_pedagogika@mail.ru ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»,

г. Луганск, РФ

Аннотация. В статье сделан акцент на наиболее существенных изменениях, происходящих в семье как социальном институте. Подчёркнуто, что одним из путей снижения кризисных явлений в семье является формирование у будущих педагогов высокого уровня семейной культуры. Представлены возможности аудиторных и внеаудиторных форм организации образовательного процесса в решении обозначенной проблемы.

Ключевые слова: культура семьи, культура здоровья, эмоциональная культура, культура общения, хозяйственно-экономическая культура, досуговая культура, будущие педагоги.

Для цитирования: Чеботарева, И.В. Становление культуры семьи в современных условиях духовного кризиса и особенности ее формирования у будущих педагогов / И.В. Чеботарева // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. - Вып. 4 (60). -С. 31-36. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-31-36.

Постановка проблемы. Ученые всего мира - представители разных областей научного знания - совершенно справедливо указывают на наличие глобального духовного кризиса, основным признаком которого является утрачивание духовно-нравственных ценностных приоритетов и подлинных общечеловеческих идеалов. Особую тревогу вызывают изменения, происходящие в семье как социальном институте. Среди них наиболее существенными являются: снижение значимости традиционных семейных ценностей (любовь, верность, прочность брака и др.); возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений и рост числа их приверженцев; увеличение числа разводов и детей, рожденных вне брака, а также количество неполных и неблагополучных семей; распространение идеологии чайлдфри; появление такого феномена

как «социальное сиротство» (массовое игнорирование отцами и матерями своих родительских обязанностей) и др. На сегодняшний день семья, находясь под влиянием кризисных общественных явлений, утрачивает способность создавать благоприятный для развития каждого члена семьи духовный микромир, способность в полной мере выполнять свои основные функции, быть воспитательной колыбелью человечества, где должны взращиваться зерна нравственности и закладываться основы культуры личности. Соответственно, семья уже не в состоянии оказывать должного влияния на духовное развитие детей и в целом на оздоровление общества. Она, как больная клетка, распространяет духовный недуг на все общество, тем самым способствуя углублению духовного кризиса.

Совершенно очевидным является необходимость нахождения путей преодоления глубокого духовного кризиса, и начинать необходимо с семьи как микромодели общества. В этом отношении своевременным является Указ президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (№ 809 от 9.11.2022) с целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В документе указывается, что крепкая семья является традиционной духовно-нравственной ценностью. Главенствующая роль в осуществлении государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей отводится образованию и воспитанию.

В связи с этим подготовка молодого поколения к семейной жизни должна стать одной из важнейших задач, решаемых на всех уровнях образования. Особенно важно решать эту проблему при подготовке педагогических кадров. Во-первых, миссия педагога состоит в служении на благо развития общества, а это возможно путем культивирования семейных ценностей, формирования у воспитанников ценностного отношения к семье и ее традициям. Во-вторых, педагог, взаимодействуя с семьями воспитанников, может оказывать опосредованное положительное влияние на взрослых членов семьи, тем самым повышая их педагогическую культуру. В-третьих, привлекая родителей к решению образовательно-воспитательных задач, педагог уже непосредственно участвует в развитии культуры семьи и способствует повышению ее уровня. В-четвертых, сам педагог должен быть подготовлен к выполнению важнейших семейных ролей -супруга и родителя: осознать значимость нравственного союза между мужчиной и женщиной, осмыслить значимость выполнения родительской миссии, познать искусство домашнего воспитания и др.

С нашей точки зрения, в условиях высшего образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять формированию у молодежи культуры се-

мьи как более высокого уровня подготовки к семейной жизни, опираясь на знания, умения и навыки по семьеведению, которые молодежь приобрела на предыдущих уровнях образования. Решение этой важной задачи будет способствовать подготовке студентов к созданию семьи, которую по праву можно будет назвать, как писал И.А. Ильин, островом духовной жизни человека.

Анализ актуальных исследований. Подготовка молодежи к семейной жизни в современных условиях отражена в исследованиях В.И. Барского, И.Н. Батуры, И.В. Гребенникова, ИВ. Дубровиной, ЕИ. Зрит-невой, С.В. Ковалева, И.А. Комаровой, Н.А. Максимовской, С.М. Пителина, Л.Л. Романова, М.В. Семиной, Т.А. Федоровой и др. Однако недостаточно исследованными остаются вопросы, связанные с проблемой становления культуры семьи.

Цель статьи - исследование проблемы становления культуры семьи в современных условиях духовного кризиса и особенности ее формирования у будущих педагогов.

Изложение основного материала.

Определимся с понятием «культура семьи». Так, Е.С. Сочнева определяет семейную культуру в широком (социальном) и узком (личностном) значениях. В широком значении семейная культура представляет собой наличие единого семейного пространства со сложившимися традициями, нормами и правилами, которые используются обществом для сохранения и укрепления брачно-семейного института и включающая такие взаимосвязанные компоненты как культура семейной среды, семейного общения и семейного досуга. В узком значении семейная культура - это совокупность ценностей и знаний, используемых для создания семьи и ее благоустроенного быта, воспитания детей и организации совместного досуга всех ее членов [6].

С. Кови - консультант по созданию крепкой семьи - автор книги «Семь навыков высокоэффективных семей» под высокой семейной культурой понимает такую «культуру взаимоотношений, где члены семьи глубоко, искренне, по-

(D

настоящему наслаждаются обществом друг друга, где есть ощущение общности ценностей и убеждений, где люди действуют и взаимодействуют по-настоящему эффективно, основываясь на принципах, которые управляют всей жизнью». Это культура, где акцент смещен с «я» на «мы», где осуществлен переход от независимости к взаимозависимости, где главным источником счастья является счастье других [4].

Становление семейной культуры в современных условиях духовного кризиса осуществляется под влиянием ряда факторов. Так, С. Кови в качестве основных выделяет следующие: массовая культура, законодательство, технологии и экономика [4].

Акцентируем внимание на таких факторах как массовая культура и технологии, поскольку они непосредственно оказывают влияние на сознание молодежи. Так, доминирующая в нашем обществе и стимулирующая некритическое восприятие культурных ценностей, массовая культура примитивизирует духовный мир людей, что, безусловно, отражается на процессе приобщения молодого поколения к семейным ценностям, их сохранения и приумножения. Расцвету массовой культуры значительно способствуют средства массовой информации (телевидение, радио, реклама, печать, Интернет), формирующие у молодежи имидж современной семьи. Анализ ряда телевизионных программ показал, что многие из них не содействуют подготовке молодежи к семейной жизни, более того - нивелируют значимость в современном мире духовных ценностей, выступающих скрепами супружества и семейного благополучия.

Ярким подтверждением являются следующие вопросы, обсуждаемые на некоторых телепередачах: способы тайно изменять, заводить служебные романы, продвигаться по карьерной лестнице с помощью секса, стать свингером, склонить к сексу семейного человека на первой же встрече и т.п.

С.В. Вальцев приводит список «героев», модель жизни которых презентуется медиа и с удовольствием «поглощается» не особо разборчивой публикой. Среди

них: актеры (1 место), бизнес-элита (2), элита преступного мира (3), политическая элита (4), звезды эстрады (5), элитные проститутки (6), ученые (7) [2]. В этом списке, к сожалению, нет матери-героини, человека, который умеет любить и строить крепкую семью, мудро воспитывать детей и готов ради своих родных и близких на великие свершения.

Таким образом, массовая культура оказывается одним из основных поставщиков ценностей, норм и моделей поведения; определяет для молодежи устремления, стиль жизни, вкусы и предпочтения. В отличие от высокохудожественных произведений (например, киноискусства), культура массового спроса использует в своих целях суррогат, очень легко «укладывающийся» в сознание молодежи и не дающий пищу для размышлений о значимости семьи, построения позитивных дет-ско-родительских отношений, сохранения любви и верности в браке и т.д.

Что касается такого фактора как технологии, то, с одной стороны, они существенно облегчают жизнь человека (мгновенный доступ к обширнейшим информационным ресурсам, возможность коммуникации и т.д.), с другой стороны отвлекают от живого общения с родными и близкими, способствуют формированию Интернет-зависимости, навязывают информацию и медиа-продукцию (порнографию, рекламу алкоголя, сцены насилия, жестокости и т.д.), негативно влияющую на психику человека, особенно детскую.

Благодаря тонким технологиям, которые очень хорошо работают именно там, где расшатаны духовно-нравственные основы, происходит легализация, согласно концепции «Окно Овертона», безнравственных ценностей. Например, как это произошло в 34 странах мира (общее население которых составляет более одного миллиарда человек), где официально разрешена регистрация однополых браков.

Как видим, становление семейной культуры происходит под влиянием факторов, которые во многом деструктивно влияют на сознание человека. Выход из сложившейся ситуации нам видится в целенаправленном воспитательном воздействии

<D

на личность, привитии ей семейных ценностей, которые станут защитным механизмом от внешнего негативного воздействия. Как подчеркивает Е.И. Скафа, формирование информационно-аналитической культуры (составляющей профессиональной подготовки) будет обеспечивать развитие информационного мировоззрения студентов - системы взглядов человека на мир информации и определять его место в этом мире [5]. Именно благодаря правильному взгляду на мир человек в семейной жизни будет использовать подход «изнутри наружу» (С. Кови) [4], суть которого состоит в воспитании человека, способного управлять внутренними семейными факторами и успешно отражать негативное воздействие внешних факторов. Семья, функционирующая на основе подхода «изнутри наружу», даст обществу духовно здоровых личностей, способствующих его стабилизации и развитию.

Именно высокая семейная культура, показателем которой является выработанная цель, система ценностей, на основе которой все члены семейного коллектива двигаются в направлении достижения поставленной цели, т.е. осуществляют миссию, обуславливающую смысл жизни семьи, будет обеспечивать реализацию подхода «изнутри наружу».

Поскольку семейная культура является сложным образованием, акцентируем внимание на ее составляющих. Анализ проблем современной семьи, наследия выдающихся ученых и общественных деятелей прошлого (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушин-ский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, М.И. Демков, В.В. Розанов, И.А. Ильин), современных исследований в области семейной педагогики (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, А.И. Баркан, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.), позволили нам выделить следующие основные составляющие культуры семьи: культура здоровья, эмоциональная культура, культура общения, хозяйственно-экономическая культура, культура досуга в семье.

Культуру здоровья семьи мы определяем, как сформированную систему цен-

ностей, валеологических знаний, умений, выработанную систему практик, благодаря которым реализуется модель здорового образа жизни и обеспечивается сохранение и укрепление здоровья каждого члена семьи.

Эмоциональную культуру семьи мы

определяем как способность ее членов распознавать, регулировать и корректировать свои эмоции, а также распознавать эмоции других и проявлять к ним эмпа-тию. Значимость эмоционального развития человека как основы формирования эмоциональной культуры семьи подтверждают следующие результаты исследований: по оценкам ученых во всем мире доля страдающих алекситимией (с греч. a -отрицание, lexis - слово, thyme - чувство, «без слов для чувств») - затруднение в определении и описании собственных эмоций и эмоций других людей составляет от 5 до 19%. Человеку, имеющему своеобразный эмоциональный паралич, очень трудно приходится в общении с другими людьми, у него сложности в построении карьеры и семейного благополучия [3]. Формирование и развитие эмоциональной культуры семьи является условием конструктивного общения ее членов, эффективного решения разнообразных задач и проблем, плодотворного сотрудничества в реализации семейных проектов. Высокий уровень эмоциональной культуры семьи -это основа моделирования позитивных детско-родительских отношений и успешного воспитания детей.

Под культурой семейного общения мы понимаем способность членов семьи устанавливать конструктивные супружеские и детско-родительские отношения, достигать взаимовыгодных соглашений между всеми членами семьи, сотрудничать в решении разнообразных задач и проблем, оказывать содействие в формировании жизненного сценария ребенка, имеющего положительный вектор развития и становления его как личности.

Согласно исследованиям психолога Э. Берна, в раннем детстве в процессе контакта ребенка с родителями формируется жизненный сценарий. В большинстве случаев жизненные сценарии основываются

на родительском программировании, которое нередко происходит в негативной форме (низкий уровень культуры общения), когда родители забивают головы детей ограничениями, затрудняющими их приспособление к жизненным обстоятельствам [1].

Хозяйственно-экономическая культура семьи состоит в умении членов семьи вести домашнее хозяйство, в обслуживании и самообслуживании, в поддержке надлежащего санитарного состояния и гигиены жилья, в распределении семейного бюджета и домашних обязанностей на основе согласия, доверия, взаимопонимания и взаимоподдержки. Подтверждением нашей позиции являются результаты исследований немецких социологов по изменению представлений молодых людей о распределении домашней работы. Проведя ряд исследований, они пришли к выводу, что в семьях, где муж делит домашние заботы пополам с женой, счастливых браков встречается в три раза больше и в семь раз меньше несчастных, чем в браках с традиционным распределением бытовых обязанностей. Тогда как отказ со стороны мужа в помощи супруге по ведению домашнего хозяйства влечет за собой конфликты, ссоры и даже разводы [7].

Культура досуга в семье служит сохранению, укреплению и восстановлению физического и духовного здоровья каждого члена семейного коллектива. Семейный досуг будет полноценно выполнять свои основные функции только в том случае, если его организация и проведение осуществляется с учетом интересов членов семьи, проходит с увлечением и доставляет всем удовольствие.

Акцентируем внимание на некоторых практических аспектах решения обозначенной проблемы в Луганской государственном педагогическом университете. Ее решение осуществляется как в процессе организации аудиторных, так и внеаудиторных занятий. Формированию культуры семьи способствует освоение будущими педагогами такой дисциплины как «Семейная педагогика и домашнее воспитание дошкольников». С целью комплекс-

ного формирования компонентов культуры семьи мы используем на лекционных и практических занятиях следующие технологии: игровые, проектные, кейс-технологии и рефлексивные. Для каждого практического занятия разработан комплекс заданий разного уровня сложности, выполнение которых при поддержке обозначенных технологий способствует формированию у студентов знаний по каждому компоненту культуры семьи, развитию мотивации овладения компетенциями и ценностями каждого компонента, формированию модели поведения, характерной для высокого уровня культуры семьи. В качестве педагогического средства используется учебное пособие [8].

Что касается внеаудиторной работы со студентами, то при кафедре дошкольного образования работает научно-образовательный Центр «Ключи к миру детства», на базе которого проводятся семинары, лекции, круглые столы, беседы, где обсуждаются вопросы, связанные с семьеве-дением и, соответственно, способствующие формированию у студентов культуры семьи (к примеру, «Христианские основы брака», «Любовь-основа жизни и формирования культуры семьи», «Ценность детства», «Общение в семье», «Культура здоровья семьи - залог успеха каждого ее члена» и др.).

Выводы. Становление и развитие культуры семьи происходит под влиянием ряда как внешних, так и внутрисемейных факторов. Способность членов семьи отражать негативное воздействие, особенно внешних факторов, во многом определяется уровнем сформированной культуры семьи как сложного образования, состоящего из таких компонентов как культура здоровья, эмоциональная культура, культура общения, хозяйственно-экономическая культура, культура досуга в семье. Все компоненты взаимосвязаны между собой, поддерживают и подпитывают друг друга. Наиболее благоприятным для формирования культуры семьи является студенческий возраст, когда, наряду с профессиональной подготовкой, осуществляется и подготовка к созданию семьи. Во многом этому способствует освоение студентами

<D

дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание дошкольников». Применяемые на занятиях интерактивные технологии при поддержке изданного пособия [8], как показала практика, значительно повышают эффективность решения поставленных задач.

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди : Психология человеческих взаимоотношений / Эрик Берн ; пер. с англ.; общ. ред. М. С. Мацковского. - Санкт-Петербург : Лен-издат, 1992. - 399 с. - Режим доступа: https://vshp.pro/wp-content/uploads/ 2020/02/Bern-E.-Igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.pdf (дата обращения 14.05.2023). - Текст : электронный.

2. Вальцев, С.В. Закат человечества / С.В. Вальцев. - Москва : Книжный мир. -2010. - 384 с. - Режим доступа: http://royallib.com/book/valtsev_sergey/ zakat_chelovechestva.html (дата обращения 22.05.2023). - Текст : электронный.

3. Ваннер, И. Немецкие врачи: Феномен безразличия опасен для здоровья равнодушных / Инга Ваннер. - Режим досту-па:https://www.dw.com/ru/немецкие- врачи-феномен-безразличия-опасен-для-здоровья-

равнодушных/а-15256401 (дата обращения 04.05.2023). - Текст : электронный.

4. Кови, С. 7 навыков высокоэффективных семей Попурри / С. Кови. - Минск, 2016. -432 с.

5. Скафа, Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? / Е. И. Скафа //Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2019. - Вып. 50. - С. 24-29.

6. Сочнева, Е.С. Формирование семейной культуры студенческой молодежи на основе белорусских народных традиций: специальность 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» : автореферат диссертации ... канд. пед. наук/ Сочнева Елена Сергеевна. - Минск, 2019. -28 с.

7. Хачатрян, А.А. Современный брак -результат эволюции семейно-брачных отношений / А. А. Хачатрян // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. -'2011. - № 1. - С. 89-100.

8. Чеботарева, И.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание дошкольников : учебное пособие / И.В. Чеботарева, Е.В. Чеботарева; Луганский государственный педагогический университет. - Луганск : Книта, 2022. - 608 с.

§.......£

FORMATION OF FAMILY CULTURE IN MODERN CONDITIONS OF SPIRITUAL CRISIS AND PECULIARITIES OF ITS FORMATION IN FUTURE TEACHERS

Chebotareva Irina,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russian Federation

Abstract. The article emphasizes the most significant changes taking place in the family as a social institution. It is emphasized that one of the ways to reduce crisis phenomena in the family is to form a high level of family culture in future teachers. The possibilities of curricular and extracurricular forms of educational process organization in solving the indicated problem are presented.

Keywords: family culture, health culture, emotional culture, communication culture, economic culture, leisure culture, future teachers.

For citation: Chebotareva, I. (2023). Formation of family culture in modern conditions of spiritual crisis and peculiarities of its formation in future teachers. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 4 (60), pp. 31-36. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2023 -60-31-36.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.