Научная статья на тему 'Негативное влияние телевидения на процесс духовно-нравственной подготовки студенческой молодежи к семейной жизни и пути решения проблемы'

Негативное влияние телевидения на процесс духовно-нравственной подготовки студенческой молодежи к семейной жизни и пути решения проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
611
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КИНОИСКУССТВО.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чеботарева Е. В.

В статье идет речь о негативном влиянии телевидения на процесс воспитания молодежи. Представлен анализ некоторых телевизионных передач и рекламных роликов, которые негативно влияют на процесс духовно-нравственной подготовки молодежи к семейной жизни. Предлагаются пути решения проблемы подготовки студенческой молодежи к семейной жизни с использованием киноискусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негативное влияние телевидения на процесс духовно-нравственной подготовки студенческой молодежи к семейной жизни и пути решения проблемы»

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Е. В. Чеботарева,

Восточно-украинский национальный университет имени Владимира Даля (Луганск, Украина)

Аннотация: В статье идет речь о негативном влиянии телевидения на процесс воспитания молодежи. Представлен анализ некоторых телевизионных передач и рекламных роликов, которые негативно влияют на процесс духовно-нравственной подготовки молодежи к семейной жизни. Предлагаются пути решения проблемы подготовки студенческой молодежи к семейной жизни с использованием киноискусства.

Ключевые слова: телевидение, средства массовой информации, семейное воспитание, студенческая молодежь, духовно-нравственные основы, киноискусство.

The negative influence of television on the process of moral and spiritual preparation of youth to family life and the ways of solving a

problem

E.V. Chebotariova,

Volodymyr Dahl East Ukrainian National University, Lugansk

Abstract: The article deals with the problem of negative influence of television on the process of youth upbringing. Some TV programs and commercials, which negatively influence the process of moral and spiritual preparation of student youth to family life, have been analyzed. The ways of problem solving of the preparation of student youth to family life with the help of cinematography, have been suggested.

Key words: television, mass media, family upbringing, student youth, moral and spiritual preparation, cinematography.

Проблема негативного влияния телевидения на формирование сознания личности в последнее время насущна и вызывает заинтересованность многих ученых в ее обсуждении и решении. Так, в диссертационном исследовании В. Ю. Лозовской рассмотрены проблемы психологического влияния телевизионной рекламы на личность [Лозовская, 2003]. Е.Н. Молчанова исследовала возможности телевидения в формировании культурного опыта человека [Молчанова, 2005].

Проблему влияния телевидения на воспитание молодежи поднимают в своих работах А.В. Федоров, А.В. Шариков, ПН. Филонов, Д.Е.Григоро-ва, И.В.Челышева и многие другие.

С точки зрения ученых, по распространенности и по силе психологического влияния на человека, телевидение наиболее популярно среди всех медиа. Имея культуро-формирующую функцию, телевидение решает такие основные задачи: углубление понимания культуры аудиторией; увеличение "культурно-

сти" членов общества; увеличение уровня овладения методологией использования имеющегося знания и разработки нового; показ, освещение и объяснение разных событий и явлений в мире и областях науки [Молчанова, 2005, с. 54]. Однако, влияние телевидения на формирование культуры нельзя оценивать однозначно. Коммерциализация телевидения привела к преобладанию на экранах насилия, рекламы, секса и других негативных явлений. Влияя не только на сознание, но и на подсознание, "телевидение усиливает тенденцию к нивелировке, стандартизации духовной жизни, адаптации классических произведений искусства, определенному снижению эстетических вкусов" [Молчанова, 2005, с. 67].

Большое количество программ, которые появляются и транслируются довольно продолжительное время на разных каналах украинского и российского телевидения, по нашему мнению, не только не содействуют подготовке молодежи к семейной жизни, а и разрушают те духовные ценности, которые создавались нашими народами на протяжении многих столетий, снижают желание юношей и девушек вступать в законные семейные отношения, рожать детей и ответственно выполнять супружеские и родительские обязанности.

В последнее время большую популярность среди аудитории как молодежной, так и людей старшего возраста приобрела программа "Давай поженимся" ("Первый канал" (Россия), которая будто бы нацелена на то, чтобы помочь одиноким людям найти свои половинки.

А на самом деле - выглядит как выставка-продажа женихов и невест, где из трех претендентов (женщин или мужчин) выбирают одного. Все это действо происходит под постоянные комментарии ведущей (которая сама не против покрасоваться на экране), свахи, астролога, друзей или родственников потенциальных женихов и невест. На наш взгляд, в программе, вообще, излишним является присутствие астролога и свахи. Большинство комментариев свахи имеют иронический характер. Астролог дает советы почти в виде указаний. По нашему мнению, помогать людям найти счастье в нашем сложном мире необходимо, и делать это должны высококвалифицированные специалисты: медики, психологи, педагоги и, если показывать по телевидению подобные передачи, то с достигнутыми положительными результатами - счастливых людей, которые создали семью.

На канале "1+1" (Украина) появилось странное шоу под названием "Меняю жену". Абсурдно звучит уже само его название. В Интернете оно анонсируется, как "проект, созданный на грани реалити-шоу и документального кино. Идея проекта заключается в том, что две семьи с разным социальным статусом, достатком и разными взглядами на жизнь на одну неделю будут меняться мамами. На протяжении недели две съемочные группы канала "1 + 1" постоянно будут следить за развитием событий в обеих семьях. Если вы открыты новому, убеждены в правильности своих принципов, готовы дать советы другим по воспитанию детей или веде-

нию домашнего хозяйства, или хотите что-то изменить в собственной семье к лучшему - это шоу именно для вас" [http://tv.ukr.net/news/ 18012010/29518].

А вот комментарии зрителей на том же сайте: "У нас на телевидении уже давно нет психологически здоровых шоу", "Как по мне, так только совсем ненормальной надо быть, чтобы доверить свою семью и детей чужому человеку".

И выглядит это шоу очень неприятно. Дети плачут, потому что не понимают, куда делась мама и откуда появилась чужая женщина. Нередко в сюжетах этой передачи по причине принадлежности героев к разным социальным слоям мы наблюдаем недоразумения, презрение, брезгливость. Некоторые семьи после съемок распадаются. И все это происходит ради развлечения не очень переборчивой телеаудитории.

А вот проспект одной программы на каналах "ТНТ" и "ТЕТ": "Цена Любви" позволяет зрителям наблюдать за воспроизведенными криминальными историями, в основе которых - сумасшедшая любовь! Материалом для программы служат реальные уголовные дела. "Цена Любви" - это захватывающая мелодрама об опасной страсти! Страсть ко всему: к деньгам, к власти, к оружию, к женщине. Авторы преднамеренно не ставят никаких акцентов. Зритель сам решает, на чьей он стороне" [http://tv.ukr.net/rew/ ch/24022010/bid18/id8866/tmall].

Как утверждают авторы проекта, любовь тоже имеет цену Это прекрасное, воспетое многими поэтами чувство, может толкнуть человека на

преступление. Влюбленный человек способен на "большие свершения". Даже заплатить очень высокую цену которая измеряется не деньгами, а собственными и чужими страданиями, и даже жизнями. Цена любви бывает очень высокой.

На самом деле к истинной любви эта передача не имеет никакого отношения. В ней показывают убийц, маньяков, людоедов. Непонятно в каком болезненном воображении появилась идея связать самые страшные преступления со светлым чувством любви. И на самом деле, ведущая не дает моральной оценки того, что происходит на экране, поэтому у определенных людей может сложиться впечатление, что поведение представленных "героев" этой программы является естественным. Проект "Цена Любви", к счастью, закончил свое "триумфальное шествие" на телеэкранах, однако молодежь имеет возможность смотреть снятые 126 серий передачи в просторах Интернета. Мы можем только предполагать о чем думают юноши и девушки, и какие выводы делают после просмотра этой передачи.

Телевидение сплошь "кормит" женскую аудиторию сериалами-сказочками о том, как "золушка стала принцессой", "богатый принц женился на бедной красавице", "дурнушка" стала прекрасной, счастливой и богатой, и все это происходит благодаря некоему чуду или счастливому стечению обстоятельств. Такое "наркотическое" влияние телевидения отмечают сами представители масс-медиа [Пурим, 2006]. Молодые девушки "употребляя этот наркотик" в больших коли-

чествах, нередко начинают думать, что для достижения личного счастья и карьерных вершин не нужно ничего делать - "счастье тебя непременно само найдет". На самом же деле выстраивание супружеских духовных отношений, как и профессиональный рост с достижением морального и материального удовлетворения - это продолжительная, беспрерывная, кропотливая, настойчивая, творческая работа, требующая серьезных усилий, знаний и умений.

Немалое место на телевидении занимает реклама, а ее объемы в последнее время только возрастают. По нашему мнению, она также как и телевизионные передачи, играет определенную роль в подготовке молодежи к семейной жизни. В рекламных роликах авторы по требованию заказчиков любой ценой, даже пренебрегая духовными ценностями, стараются более привлекательно продемонстрировать продукцию, которая не всегда отвечает государственным стандартам качества. Во многих случаях, на первый взгляд, такая безобидная реклама, носит разрушительный для психики человека характер и это не всегда учитывают создатели данной продукции. Например, исследования, проведенные специалистами агентства "1таде1апс1 РиЫю Ре^юпэ" показали, что антиникотиновый ролик Ю. Грымова (пепельница) воспринимается телезрителями как эротический, а рекламный ролик "Берегите любовь" (в ролях А. Вертинская и А. Збруев) стимулирует желание пренебрегать приличиями и запретами [Лозовская, 2003, с. 89].

В .Ю. Лозовская убедительно пишет о своеобразном рекламном "моральном насилии" над молодежью и считает, что при создании рекламных роликов авторы должны придерживаться "техники психологической безопасности", потому что иногда создатели рекламы "опускаются до откровенного святотатства, низводящего религиозные ценности до низменных ассоциаций, лишая, тем самым, зрителя опоры на вековые основы морали" [Лозовская, 2003, с. 91-92].

Мы считаем, что кощунством выглядит реклама пива "Оболонь", где показывают красивого молодого мужчину, который с ощущением умиротворения, медленно и задумчиво пьет пиво и звучит рекламный слоган: "Именно в такие минуты приходит понимание истинных ценностей: семья, дружба, Родина". Эта реклама насквозь лживая, потому что алкоголь - одна из причин разрушения семьи, истинных дружеских отношений и преданности Родине. Пиво, как и любой другой алкогольный напиток, имеет разрушительное воздействие на физическое, психическое и духовное здоровье человека. В первую очередь алкоголь наносит удар по центральной нервной и репродуктивной системам организма, калечит человека как личность, как будущего отца или мать, лишает его шанса быть полноценным семьянином.

Еще более чудовищнее выглядит изображение молодой семьи в рекламе новогодней распродажи сети магазинов бытовой техники "Фокстрот": семья - мама, отец и маленький сын приходят в магазин. Родители так увлечены покупкой

подешевевшей техники, что забывают о собственном сыне. Пересчитывая покупки уже у себя дома мама говорит: "У меня такое ощущение, что мы что-то забыли", вдруг раздается звонок в дверь и грузчик заносит мальчика и чайник, женщина хватает коробку с чайником и радуется недостающей вещи, не обращая на сына никакого внимания.

В рекламе стирального порошка "Рекс" изображена большая семья, которая состоит из родителей, трех сыновей и, как ни странно - стирального порошка. Какое бы хорошее не было стиральное средство, но нормальный человек никогда не назовет его членом семьи, хотя эту семью нормальной, очевидно назвать нельзя. Все просьбы матери помочь ей, остаются без внимания членов семьи. Отец не умеет ничего ремонтировать, но старается это делать и постоянно что-то ломает. Дети ставят на одежде "классные", по их словам пятна, бросаются пищей и разбрасывают вещи. А мама постоянно стирает и убирает, но при этом находится в отличном настроении, хотя и адекватной ее нельзя назвать, потому что она обнимает стиральный порошок "Рекс" и называет его членом семьи.

Основной линией почти всех рекламных роликов шоколада Alpen Gold является то, что те, кто наслаждается этим шоколадом, ни при каких условиях не желают делиться им даже с любимыми и родными людьми, а это, по нашему мнению, противоречит человеческой природе.

Авторы указанных и подобных проектов, передач, рекламных роликов, ориентируясь на уровень

эстетического вкуса не очень разборчивой зрительской публики, утратили представление об истинной любви, верности, преданности в семье. Они со вкусом обсуждают то, как тайно изменять, заводить служебные романы, продвигаться по карьерной лестнице с помощью секса, стать свингером, склонить к сексу семейного человека на первой же встрече и т.п.

В последнее время угрожающей тенденцией для семьи является появление, развитие и определенное пропагандирование СМИ такого явления как "чайлд фри" (Child-free - пер. с анг. без детей). С экранов телевидения мы нередко слышим неуважительное отношение к тем, у кого есть дети, особенно к женщинам. Распространенными "терминами", которыми они называют молодых мам стали "ову-ляшка", "дойная корова", "инкубатор". Во время беременности и лактации психологической особенностью матери является концентрация внимания на заботе о малыше и на разных детских проблемах, что со стороны может выглядеть как снижение интеллектуального уровня женщины. Приверженцы "чайлд фри" пользуясь этим, унижают достоинство женщины-матери, забывая о том, что она - источник жизни, любви и счастья.

Учитывая выше сказанное, время задуматься над качественным регулированием того, что показывают медиа. Бывает и так, что сами журналисты клеймят своих коллег за сексизм, вульгарность. Ю. Калинина подчеркивает: "Я обратила внимание, что в мужских изданиях женщина рассматривается как бес-

словесное существо, которое необходимо приспособить под себя. Мнение женщины или хотя бы ее чувства никак не озвучиваются, выходит удивительно и даже карикатурно" [Свистунова, 2006, с. 85-86]. В. Осипов подчеркивает, что производители медийной продукции в большинстве своем "... вторгаются в табуированую зону Ведь нас просто стараются отвлечь от другого, главного в человеке: от его сердца, от его мыслей. Нас хотят увести в темный коридор, где решение вместо нас принимают инстинкты" [Осипов, 2006, с. 17-18].

Однако, как отмечает Т. Адамь-янц, когда кто-то из журналистов, социологов или политиков осторожно поднимает вопрос об ограничении медийной продукции сексуального, антиморального, антидуховного, агрессивного характера, либо о введении социальной ответственности любых СМИ, представители этих же медиа сразу же заявляют о посягательстве на свободу слова, а инициаторы не знают какие найти аргументы, чтобы довести обоснованность своих опасений [Адамьянц, 2007].

Идеологи так называемой "сексуальной революции", которая докатилась до территории нашей страны, значительно позднее, чем в страны Западной Европы и Америки, и которой они уже "переболели", утверждают, что она дает людям свободу, раскрепощение, новые впечатления и т.п. Однако на самом деле все, что она дает - это упадок духовно-нравственных устоев общества, развращение молодежи, рост числа одиноких людей, интенсификацию внебрачных сексу-

альных отношений, увеличение количества представителей сексуальных меньшинств, рекордный рост темпов заражения болезнями, которые передаются половым путем (по темпам заражения СПИДом Украина находится на втором месте после стран Африки), распространение сексуальных отклонений, рост количества абортов, патологий у новорожденных, брошенных в детских домах детей, увеличение количества разводов, насилия в семье. Демографы, психологи и социологи отмечают, что, несмотря на то, что многовековая история подтверждает, что семья - является наиболее стабильной общностью, моногамия находится в кризисном положении [Голод, 2006].

А.В. Шариков, на основе проведенного исследования, выделил 12 "зол телевидения", которые, с нашей точки зрения, не наилучшим образом влияют на процесс духовно-нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, а точнее, напротив формируют у молодежи аморальное поведение, нежелание вступать в законный брак, рожать детей, заботиться о своих родных и близких. Среди наиболее деструктивных "зол телевидения", которые разрушают представление молодежи о семейном счастье являются агрессия и насилие на экране, эротика, трансляция образцов дурного поведения, неуважение к конкретным людям и организациям [Шариков, 2005].

С.В. Вальцев приводит список "героев", модель жизни которых со "вкусом" прослеживается и презентуется медиа. Среди них актеры (1 место), бизнес-элита (2), элита пре-

ступного мира (3), политическая элита (4), звезды эстрады (5), элитные проститутки (6), ученые (7) [Вальцев, 2005]. Как видим, среди этого списка мы не найдем матери-героини, обычного человека, который умеет любить, строить крепкую семью, воспитывать детей и готов ради своих родных и близких на великие свершения.

А.В. Шариков говорит о легализованном информационном насилии над личностью. Мы согласны с ученым, что не в наших силах отменить рекламу на телевидении. Это, касается и всей продукции СМИ. Однако педагогам по силам влиять на сознание воспитанников, развивать у них критическое мышление при выборе и осмыслении той или иной информации, поступающей извне. Мы считаем, что при подготовке молодежи к семейной жизни необходимо научить ее разумно и критически подходить к выбору фильмов, передач для просмотра, уметь их анализировать. Сформированная информационная культура станет своеобразным "фильтром", который оттолкнет все, что деструктивно влияет на развитие личности, а положительная информация будет мощным средством духовно-нравственной подготовки молодежи к семейной жизни.

В Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля (Луганск) плодотворно работает "Клуб молодой семьи" на базе Института Духовного развития человека. На заседаниях клуба поднимается много вопросов, связанных с подготовкой молодежи к вступлению в брак, построению духовных семейных отношений, рож-

дению детей, их воспитанию и т.д. Практически на каждом заседании мы сосредотачиваем внимание студентов на проблеме влияния телевидения на духовно-семейное воспитание молодежи. Мы доказываем, что антиискусство, которое заполонило экраны телевидения, влияя на сознание и подсознание молодежи, которая еще находится в процессе духовного развития, разрушает прекрасные человеческие чувства - любовь, красоту, радость, надежду, счастье. Вместо них в человеке после просмотра низкопробных кинокартин или передач возникают совсем другие чувства -зависть, гнев, равнодушие, ревность, страх, презрение, цинизм. Такие чувства не могут дать человеку счастья любить и быть любимым, счастья рождения детей и их воспитания, общения с родными и близкими. В такой ситуации истинное искусство, которое является чрезвычайно развитым мастерством в определенной области человеческого бытия, становится тем защитным полем и противоядием от разного рода антиискусства. На заседаниях "Клуба молодой семьи" мы успешно используем культурный потенциал телевидения. Наряду с низкокачественными передачами встречаются (хотя их, по нашему мнению, значительно меньше) и передачи, которые способствуют духовно-нравственной подготовке молодежи к семейной жизни. Большое значение сейчас приобретает проблема здоровья нации. Каждая семья настолько крепка, насколько физически и духовно здоровы ее члены. Сохранить здоровье семьи, которое будет состоять из здоровья

каждого ее члена невозможно без соответствующих знаний, умений и навыков.

Поэтому на заседаниях мы обращаемся к возможностям телевидения, которое транслирует передачи здоровьясберегающей направленности: "Здоровье", "Здорово жить" (Первый канал, Россия), "Школа доктора Комаровского" (Интер, Украина), "Настоящие врачи" ("1 + 1", Украина). Так, например, все выпуски передачи, которые ведет педиатр Е.О. Комаровский, являются, с нашей точки зрения, телевизионным пособием для молодых родителей "Как вырастить здоровых и крепких детей". К сожалению, как показывает жизненный опыт, родители начинают учиться быть родителями только тогда, когда сталкиваются с первыми жизненными трудностями, совершая при этом серьезные ошибки, которые отражаются на семейных отношениях, и главное, на здоровье и судьбе их детей.

Почти на каждом заседании "Клуба молодой семьи" мы используем фрагменты известных отечественных и зарубежных кинофильмов, которые, по нашему мнению, способствуют подготовке молодежи к семейной жизни на духовно-нравственных основах. Некоторые встречи со студентами мы посвящаем только просмотру кинокартины и ее совместному обсуждению. На значении качественной кинопродукции, которую необходимо использовать в процессе воспитания молодежи, указывают ученые С.Н. Пензин и О.А. Баранов. По их мнению, фильм представляет собой своеобразный медиатекст, который функционирует одновременно и по законам ме-

диа, то есть является источником информации, и по законам искусства - отображением окружающей действительности в художественных образах. "Кино как искусство связано с нематериальным аспектом человеческой деятельности, с духовной жизнью. Когда-то это именовалось "душой", сейчас назовем - самосознанием, которое включает воспоминания, размышления, мечты, планы. Современное кино, та его часть, которая именуется интровер-тивным (в отличие от экстравертив-ного) кинематографом, показывает (именно показывает) не только внешние события, но и внутренний мир человека" [О.А. Баранов, С.Н. Пен-зин, 2005, с. 8].

Соответственно, мы стараемся подобрать для просмотра такие фильмы, которые бы наиболее ярко демонстрировали семейные отношения героев, их характеры, судьбу. В сюжетах мы наблюдаем волнение первого свидания , искренность и нежность чувств, радость рождения ребенка, заботу о родных, тревогу за детей, сомнения и размышления относительно семейных отношений. Наблюдая за героями киноленты , мы стараемся проникнуть в их внутренний мир, ощутить душевную боль или счастье. Мы волнуемся и радуемся вместе с героями, стараемся их понять, потому что любой из нас может оказаться в подобной жизненной ситуации.

Среди фильмов, которые мы предлагали для просмотра и обсуждения были такие: "Дети Дон Кихота" (реж. Е. Карелов, 1965), "Мачеха" (реж. О. Бондарев, 1973), "С любимыми не расставайтесь" (реж. Г. Арсенов, 1979), "Опасный возраст"

(реж. А. Прошкин, 1981), " Не сошлись характерами" (реж. Н. Александрович, 1989), "Ты есть..." (реж. В. Маке-ранец, 1993), "Однажды двадцать лет спустя" (реж. Ю. Егоров, 1993), "Жизнь одна" (реж. В. Москаленко, 2003), "Кука" (реж. Я. Чеважевский, 2007), "Пряники из картошки" (реж. С. Гиргель 2011). Мы не обходим старое отечественное кино и считаем, что именно в нем ярко изображено великое чистое чувство - любовь, добрые отношения между людьми и, что важно в современное время -желание и потребность человека помочь другому человеку При просмотре старых кинолент выяснилось, что большинство студентов не видели таких, например, как "Дети Дон Кихота", "Мачеха", однако, с удовольствием их посмотрели. Подтверждением того, что студенты открыли для себя новые грани в человеческой душе, и еще раз подтвердили важность создания крепких духовных отношений между всеми членами семьи, являются строки из эссе-размышления по фильму "Дети Дон Кихота". "Множество законов современной жизни твердят, что работать нужно на себя и только для себя. Никто не учит нас сейчас любить людей. Этот фильм словно ученическое пособие для нынешнего мира. Он очень ярко, любовно показывает мир, каким он должен быть, а не каким мы его сейчас видим". "Я рекомендовала бы смотреть всем людям этот добрый, старый фильм как пособие "Как стать хорошим родителем". Если бы все были такими родителями как главный герой, то и дети были бы воспитанными как в этом фильме. Родитель должен быть другом, а не ти-

раном. Какое громадное, доброе сердце у отца. Такие люди - "Дон Кихоты" заставляют верить в справедливость, в добро, в будущее. Я искренне в это верю! ". "Жизненный принцип главного героя - если можешь чем-то помочь людям, это нужно делать, не ожидая награды и не слушая злопыхателей. По-рыцарски он ведет себя с людьми. Будучи главным врачом родильного дома, он отвечает за жизнь и, в некоторых случаях, за судьбу новорожденных детей. Усыновив трех брошенных в его родильном доме детей, Петр Бондаренко воспитывает их прекрасными, отзывчивыми людьми, которые равняются на своего отца. Прекрасная, дружная семья готова встретить и четвертого отказника, который никогда не почувствует, что он по крови неродной своим родителям".

Занимаясь подготовкой студенческой молодежи к семейной жизни на духовно-нравственных основах, мы много времени уделяем воспеванию такого прекрасного чувства как любовь, которая была, есть и будет основой крепкого брака и условием создания высоко духовных отношений между всеми членами семьи. Так, одно из заседаний клуба было посвящено обсуждению проблемы языков любви (по американскому психологу Г. Чепмену). Мы предлагаем студентам ознакомиться с пятью языками любви: слова поддержки и одобрения; качественное время; получение подарков; акты служения; физическое прикосновение. Для того чтобы студенты смогли потренироваться в определении языка любви, мы обращаемся к

качественному киноискусству, демонстрируем им отрывки из художественных фильмов. Наблюдая за героями, студенты должны определить их язык любви. Это отрывки из таких отечественных кинолент как "Идеальный мужчина", "Одиноким предоставляется общежитие", "Служебный роман", "Собака на сене", "Суета сует" и зарубежных кинолент "Держи ритм", "Если только", "Титаник", "Унесенные ветром".

Как показали результаты работы клуба, студенты стали более критически относиться к выбору для просмотра передач, рекламы, фильмов и т.п. Они с удовольствием смотрят и обсуждают фильмы на семейную тематику, осуществляют подбор фильмов для просмотра в собственной семье. Мы считаем, что сформированная медиа-культура позволит студентам наслаждаться шедеврами киноискусства и учиться у героев строить свою семейную жизнь по законам Любви, Добра, Благородства.

Литература

Адамьянц Т. Отечественные СМИ как предмет общественных дискуссий // Журналист. 2007. № 2. С. 22-23.

Баранов О. А., Пензин С. Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. 180 с.

Вальцев С. В. Закат человечества. М.: Книжный мир. 2010. 384 с.

Голод С. И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм // Человек. 2006. № 6. С. 69-82.

Лозовская В. Ю. Особенности рекламы на телевидении: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2003. 134 с.

Молчанова Е. Н. Телевидение в культуре современного ииформацион-ного общества: дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2005. 155 с.

Осипов В. За словом дело! А что за слово? И что за дело? // Журналист 2006. № 4. С.17-18.

Пурим М. Сказка лучше, чем жизнь! Наркотик для «дурнушек»м // Журналист 2006. № 6. С. 75.

Свистунова С. Заклеймили пошлость // Журналист. 2006. № 11. С. 85-86.

Шариков А. В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования // Ме-диаобразование. 2005. № 6. С. 30-37.

http://tv.ukr.net/news/1 801 201 0/ 29518

http://tv.ukr.net/rew/ch/24022010/ bid18/id8866/tmall

References

Adamyants, T. The mass media of our country as an issue of public discussion. The journalist. 2007. № 2. p. 22-23.

Baranov, O.A., Penzin, S.N. The film in the educational work with students. Tver : Tver state university, 2005.

Golod, S.I. The contemporary family: machism, feminism, tribadism // The human. 2006. № 6. P. 69-82.

Lozovskaya, V.Y. The peculiarities of the advertisements on the televisionю Ph.D. Dis. Moscow, 2003.

Molchanova, E.N. The television in the culture of contemporary informational society. Ph.D. Dis. Stavropol, 2005. .

Osipov, V. The business is after the word! And what's the word? And what's the business? The journalist. 2006. № 4. P. 17-18.

Purim M. The fairytale is better than life! The drug for the "dummies". The journalist. 2006. № 6. P. 75.

Sharikov, A.V. The twelve "evils" of television and tasks of media education. Media education. 2005. № 6. P. 30-37.

Svistunova S. The vulgarity has been stigmatized . The journalist. 2006. № 11. P. 85-86.

Valtsev, S.V. The decline of humanity. Moscow: The book world. 2010.

http://tv.ukr.net/news/1 801 201 0/ 29518

http://tv.ukr.net/rew/ch/24022010/ bid18/id8866/tmall

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.