Научная статья УДК 101.1
Б01: 10.18101/1994-0866-2022-2-51-57
СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ФЕМИНИЗМА
© Коновалова Аюна Прокопьевна
аспирант,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а аипа65@таП.ги
© Цырендоржиева Дари Шойбоновна
доктор философских наук, профессор,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а [email protected]
Аннотация. Феминистское общественно — политическое движение исследователи разделяют на этапы — «волны». В основу этого движения легли идеи о несправедливом устройстве общества по отношению к одному из полов. Признаками феминистского движения являются наличие не только идеологии, но и политической программы, которая может быть реализована при условии массовости и организованности участников движения. В статье рассматриваются каждый этап борьбы женщин за равноправное положение в обществе и соответствующая ему идейная основа, также дается характеристика его динамики — подъемов, спадов или стабилизации. Анализ периодизации «волн» феминизма позволяет оценить количественные и качественные изменения в обществе, экономике, политике, науке, культуре, произошедшие в результате активной феминистской борьбы, опирающейся на идеи, изложенные в трудах феминистских мыслителей.
Ключевые слова: феминизм, феминистское движение, феминистские мыслители, феминистская философия, первая волна феминизма, вторая волна феминизма, третья волна феминизма, суфражизм, гендерные исследования, женские права.
Для цитирования
Коновалова А. П., Цырендоржиева Д. Ш. Становление концептуальных основ феминизма // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 2. С. 51-57.
Феминистское общественно-политическое движение принято делить на этапы, характеризующиеся подъемами и спадами (или стабилизацией) — «волны». Такая периодизация связана с главной идеей каждой волны. Мысли о неравенстве мужчин и женщин, об изменении такого положения женщин в семье и обществе, о необходимости женской эмансипации и установлении равноправия полов существовали и до начала феминистского движения. Они были зафиксированы в многочисленных трудах философов, гуманистов, мыслителей и порой громко заявляли о себе, создавая резонанс в общественной жизни. При определенных сложившихся условиях — политических, экономических, культурных изменениях в обществе, они переросли в политическое движение, повлекшее изменения в обществе. Период, когда рефлексия по поводу социальной роли и социального
статуса женщины перерастает в политическую борьбу, и считают началом феминистского движения. Признаками феминистского движения является наличие не только идеологии, но и политической программы, которая может быть реализована при условии массовости и организованности участников движения.
«Первая волна» феминизма обычно датируется периодом с середины XIX в. до середины XX в. (у некоторых исследователей — нач. ХХ — сер. ХХ в.) [1] и характеризуется активной борьбой за равные избирательные права, за право женщин на равное с мужчинами образование и право на оплачиваемую работу вне дома. Считается, что женское движение приняло организованный масштабный характер с конференции в 1848 г. в Соединенных Штатах в г. Сенека Фоллз [2], на которой была принята «Декларация чувств и прав» (Declaration of Sentiments and Resolutions). Это была своего рода феминистская версия «Декларации независимости» США (1776), в которой заявлялись права женщин на собственность, брак, выбор профессии, образование и т. д. «В этом смысле Декларация явилась поворотным пунктом для развития либерального феминизма — рациональность женщины и ее равенство с мужчиной воспринимались как данность, и экспериментальные изыскания предыдущих мыслителей были суммированы в конкретные требования изменения законов, в коллективные акции для достижения реформ; с этого момента был заложен фундамент феминизма как теории и как политического движения» [3].
Феминистская мысль в этот период продолжает свое развитие в трудах авторов Старого и Нового света. Помимо «Декларации прав и чувств», написанной Э. К. Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton, 1815-1902) в США, широко известны труды Джона Стюарта Милля (John Stuart Mill, 1806-1873) «Подчиненность женщины» (1861) и его супруги и соратницы Гарриет Тейлор (Harriet Hardy Taylor Mill, 1807-1858) — «Избирательные права для женщин» (1851) в Англии и многие другие. Книга Дж. С. Милля распространилась по миру с большой скоростью. Интересно, что на русском языке она появилась уже в 1869 г. Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс (Friedrich Engels, 1820-1895) также, по мнению исследователей, внес вклад в концептуализацию феминистской теории в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) [4]. Основываясь на исследованиях антрополога Льюиса Моргана, он проследил эволюцию семьи и пришел к выводу о том, что причина подчиненного положения женщины — возникновение частной собственности на определённом этапе развития производительных сил.
Женское движение, активность которого проявляется в организации акций, проведении съездов, собраний, вело работу в трех направлениях:
• возможность получить оплачиваемую работу;
• справедливое брачное законодательство;
• избирательное право.
К концу XIX в. британскими и американскими феминистками были достигнуты определенные успехи: женщины получили право распоряжаться наследуемым имуществом, становиться попечителем собственных детей после смерти мужа, получать образование и самостоятельно выбирать работу и расходовать заработанные деньги. Это вызвало видимые изменения в обществе: «машинописную революцию», «бунт дочерей», «велосипедное помешательство», практику «поселения» представительниц среднего класса среди женщин — пролетарок.
Их усилиями был принят «Закон о бедных», утвердивший централизованную государственную помощь малоимущим.
Суфражизм (англ. Suffrage — право голоса) стало ключевой характеристикой «первой волны». Этот период отмечен «парадом» получений избирательных прав: 1983 — Новая Зеландия, 1902 — Австралия, 1906 — Финляндия, 1907 — Норвегия. Большинство стран наделило своих гражданок правом участия в выборах в 1920-х гг., в том числе Россия (февраль 1917). Некоторые страны не сдавались до середины века: Франция, Италия — до 1940-х, отдельные кантоны Швейцарии — до 1950-х, а некоторые из них — до 1991 г.1
Волнообразный характер феминистского социально-политического движения объясняется противоречиями внутри движения, которые наметились уже в этот период. Против «феминизма равенства», утверждающего равенство женщин и мужчин как основания допуска женщин к власти, стали выступать сторонницы «феминизма различий», настаивающих на миротворческой и созидающей силе женщин, как более подходящей для управления государством. Другие линии разлома наметились по расовому, имущественному (классовому) признакам. По-разному видели активистки методы и тактику борьбы. На течение и характер движения, безусловно, влияла борьба марксистской и буржуазной идеологий. Кроме того, послевоенный экономический спад, или Великая депрессия, вызывал возврат к традиционному патриархатному разделению ролей: «мужчина — добытчик» и женщина — домохозяйка.
К середине ХХ в. наступил период стабилизации (отсутствия динамики). Нормой становилась социальная забота государства, работодателя или общественных организаций о материнстве в виде выплаты пособий за рождение второго и последующих детей. Занятость женщин в тяжелой промышленности, на высококвалифицированных позициях, актуальная в военное время, способствовала сохранению этой тенденции — давать женщинам такую работу — и в послевоенное время нехватка рабочих рук во время войны. Вытесненные пришедшими с войны мужчинами женщины возвращались к работе по дому, которая становилась легче благодаря использованию бытовой техники. Благодаря совершенствованию контрацепции появилась возможность контроля рождаемости, снизилась материнская и детская смертность. Образ успешной домохозяйки, безупречной матери ухоженных детей, идеальной жены становился символом 1950-х. Казалось, феминизм утратил свою актуальность. С одной стороны, задачи, поставленные феминистками, казались решенными, а с другой стороны, драматические события эпохи — война и необходимость ликвидации ее разрушительных последствий в экономике — отодвигали на второй план феминистскую повестку, принимая при этом плоды равного вклада женщин в общественный труд.
«Вторая волна» феминизма началась, по мнению большинства исследователей, в 1960-е гг. и продолжалась до 1980-х гг. Главная идея «второй волны» — борьба со сложившейся в обществе вопреки данному законом равноправию дискриминацией по признаку пола. Книга Симоны де Бовуар (Simone de Beauvoir,
1 Женское избирательное право в мире: этапы большого пути // Swissinfo.ch. URL : https://www.swissinfo.ch/ms/борьба-за-право-roлоса-для-женщин-во-всем-мире/46344696 (дата обращения: 20.01.2011). Текст: электронный.
1908-1986) «Второй пол» (1949) была одним из возбуждающих факторов. Философское осмысление вопроса «Что такое женщина?» Симона де Бовуар проводит с позиций экзистенциализма, который, отрицая предопределенность судьбы человека экономическими условиями (как у марксистов) или ранними детскими переживаниями (по Фрейду), рассматривает индивида как субъекта, осознающего себя через «другого». Женщина могла бы быть и свободной, и ответственной, однако на протяжении всей истории человечество присваивает ей статус «другого». Методично, исследуя историю, эпоху за эпохой, жизнь женщины от рождения до старости, автор книги показывает, как женское тело и его репродуктивная функция стали препятствием к обретению женщиной свободы и самостоятельности (субъектности). «Она самоопределяется и выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она — не существенное рядом с существенным. Он — Субъект, он — Абсолют, Она — Другой» [5].
Эффект, новизна труда Бовуар в том, что «этот труд разбил лед молчания, окружавшего женский опыт, и позволил увидеть мир в новом свете» [3]. Женщины узнавали в нем себя, осознавая себя частью феминистской истории. «Во мраке 50-х и 60-х «второй пол» был секретным кодом, которым мы, пробуждающиеся женщины пользовались, обращаясь друг к другу» [там же]. Важный вклад в феминистскую теорию этого философского, психологического, антропологического, исторического, литературного исследования состоит в выводе, что свободе женщины препятствуют не биология, не экономическое положение, не юридические, политические ограничения, а навязывание и процесс производства в ней обществом «женственности». «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» — знаменитая цитата Симоны де Бовуар.
Еще одной мобилизующей книгой, тронувших за живое женщин, была «Загадка женственности» (1963), написанная американкой Бетти Фридан (Betty Friedan, 1921-2006). «С помощью мифа о загадочной женственности удалось похоронить заживо миллионы американских женщин. Для них нет другого пути освободиться из своих уютных «концлагерей», как только приложить усилия — усилия, которые выходят за рамки физиологии и домашнего труда и помогают обрести будущее» [6] — пишет она. Благодаря женской активности, поднятой этой книгой, был принят «Закон о равной оплате» (1963) и статьи к «Закону о гражданских правах», запрещающие дискриминацию по половому признаку (1964). Национальная организация женщин (NOW), созданная Б. Фридан в 1966 г., стала крупнейшей феминистской организацией в мире. Благодаря их деятельности феминизм стал частью государственной политики и экономики.
«Вторая волна» произвела изменения в мире науки. Сначала под влиянием феминистских идей и практик возникли специальные научные «женские исследования» (Women's studies), позже названные феминологическими. Постановка и изучение таких проблем в области социальной философии, как природа женщины, специфика женского бытия, социальная роль женщины в семье на протяжении истории, женский опыт и отношение культуры к ней и др., вызвали появление университетских программ, научных журналов, специализированных факультетов. Феминология — междисциплинарная отрасль наук, изучающих социально-экономическое, политическое положение женщины, она тесно связана с женским движением, направленным на критику традиционной, андроцентричной науки. В 1980-е гг. появляются гендерные исследования (Gender studies). Термин
Gender взят из грамматики, где означает грамматическую категорию рода. Было высказано предположение о незначительной связи между полом и «гендерной ролью» или «гендерной идентичностью». Гендерные исследования, еще более фундаментально пересмотревшие многие научные концепции, политику государства, представляют собой междисциплинарные исследования, и их динамичное развитие довольно скоро привело их к институционализации.
«Вторая волна» стала очень заметным явлением в жизни общества и вызвала масштабные изменения в культуре (яркий пример — сексуальная революция), в экономике (теперь женщины-домохозяйки — редкость). Как теория феминизм наделил оптикой и инструментарием науку, и не только социальную: «.. .радикалки и интеллектуалки 1970-х годов породили традицию социокультурного подхода к причинам дискриминации и подавления женщин в обществе, а затем перешли от рассмотрения проблем женщин к анализу традиционной патриархальной культуры» [1, с. 585].
В 1990-е гг. началась, по мнению многих исследователей, «третья волна» феминизма. С чем связан новый подъем феминистской проблематики в общественном пространстве? Как констатируют исследовательницы — социологи Е. Здра-вомыслова и А. Темкина, феминизм третьей волны «связан с процессами глобализации и транснационализации». Он «проблематизирует гомогенность категорий "женщина" и "женственность"» и признает разнообразие повестки дня и теоретических моделей феминизма» [7]. Плодом «второй волны» было глобальное распространение феминистских идей в социокультурном пространстве. Это означало, в числе прочего, что любая социальная группа (малая или большая), воспринимая идеи, адаптирует их под свою культуру и обстоятельства. Характерны для этого периода и социально — политические изменения в мире: рушатся государства, меняются идеологии. В «социалистическом лагере» рухнул железный занавес, и идеи, пришедшие с Запада, посеянные в новую почву, дали новые всходы. Информационные технологии присоединили к западу восточный мир со всем его культурным разнообразием. Разнообразие феминизмов, имеющих культурные, национальные, этнические, религиозные (конфессиональные) и иные особенности, — неотъемлемая черта «третьей волны». Наряду с развитием уже существующих направлений феминизма — либеральным, радикальным, марксистским — появляются новые, отражающие разнообразие социальных, культурных, духовных, географических различий членов общества. Разнообразие феминистских позиций выражается во множестве терминов с основой «феминизм»: постмодернизм, психоаналитический феминизм, деконструкционистский феминизм; постколониальный, мусульманский, христианский, «чёрный», интер-секциональный феминизмы и т. д.
Краткий обзор истории феминистского движения позволяет сделать вывод о принципах его периодизации. Буквальное понимание феминизма (от лат. Femina — женщина) — стремление к представленности женщины в жизни общества как полноценного равноправного участника во всех её сферах. Каждому этапу общественно-политического женского движения соответствует конкретная задача (идея, идеология), которая ставится в соответствии с общей целью и историческими условиями. К завершению этапа приводит либо решение очередной задачи этапа (как в «первой волне»), либо смена условий (как во «второй волне», когда глобализация внесла новые переменные — разнообразие культур, эволю-
ционное разнообразие самой феминистской мысли и др.), в которых она решается. По мнению авторов учебника философии под редакцией В. Д. Губина, изложенному в главе «Философия феминизма», «основной чертой первой волны был акцент на социально-экономическом и политическом равноправии женщин и мужчин; при этом женщины рассматривались как объект и жертва патриархатно-го социального порядка. Вторая волна феминизма акцентирует внимание именно на самосознании женщин, женской идентичности, их отличии от мужчин и даже различиях между собой. Женщина из пассивного объекта рассмотрения превращается в активного субъекта социального анализа и создателя (созидателя) нового социального знания и новых теоретических предпосылок анализа культуры. Третья волна феминизма характеризуется еще большим усилением теоретических основ, переносу анализа проблем из социально-экономической плоскости в философскую» [1].
Литература
1. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. Москва: Едиториал УРСС, 2004. 320 с. Текст: непосредственный.
2. Пату Шрупп А. Краткая история феминизма в евро-американском контексте / под редакцией Н. Пилявского. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2019. 88 с. Текст: непосредственный.
3. Брайсон В. Политическая теория феминизма: введение / перевод О. Липовской, Т. Липовской. Москва : ИдеяПресс, 2001. 302 с. Текст: непосредственный.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Избранные произведения. Москва: ОГИЗ, 1948. Т. II. 516 с. Текст: непосредственный.
5. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 2: Жизнь женщины / перевод с французского И. Малаховой, Е. Орловой. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 736 с. Текст: непосредственный.
6. Фридан Б. Загадка женственности. Москва: Литера, Прогресс, 1994. 994 с. Текст: непосредственный.
7. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. Санкт-петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. 708 с. Текст: непосредственный.
8. Эллиот П. и Менделл Н. Теории феминизма // Введение в гендерные исследования: хрестоматия / редакторы С. Жеребкин, И. Жеребкина. Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. 991 с. Текст: непосредственный.
9. Рабжаева М. В. Гендерная антропология: концептуальная и институциональная характеристика // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V, № 2. С. 133-144. Текст: непосредственный.
10. Попкова Л. Теория и практика современного феминизма : женское движение в США // OWL: Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма. URL: http://www.owl.ru/win/books/articles/popkova.htm (дата обращения 29.04.2022). Текст: электронный.
Статья поступила в редакцию 10.05.2022; одобрена после рецензирования
16.05.2022; принята к публикации 23.05.2022.
DEVELOPMENT OF THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF FEMINISM
Ayuna P. Konovalova Research Assistant,
Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia [email protected]
Dari Sh. Tsyrendorzhieva
Dr. Sci. (Philos.), Prof.,
Dorzhi Banzarov Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
Abstract. Researchers divide the feminist social and political movement into stages, or "waves". This movement was based on the ideas of an unfair organization of society in relation to one of the sexes. The presence of a political program, which can be implemented on the premise of the mass scale and good organization of its participants, along with an ideology is one of the features of feminist movement. The article studies each stage of the struggle of women for an equal status in society and the corresponding idealogical basis, describes its dynamics — peaks, troughs or stabilization. An analysis of the feminist "waves" allows us to assess the quantitative and qualitative changes in society — economy, policy, science, and culture that occurred as a result of an active struggle for the equality of women based on the ideas of feminist thinkers.
Keywords: feminism, feminist movement, feminist thinkers, feminist philosophy, first wave of feminism, second wave of feminism, third wave of feminism, suffragism, gender studies, women's rights.
For citation
Konovalova A. P., Tsyrendorzhieva D. Sh. Development of the Conceptual Foundations of Feminism. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 2: 51-57 (In Russ.).
The article was submitted 10.05.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 23.05.2022.