СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94
Третьякова А.А.,
студентка 1 курса магистратуры АлтГПУ, г. Барнаул
nastua_tret@mail. ru
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕМИНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена исследованию зарождения и развития феминистского движения, поскольку в современном обществе, среди женщин, образ «сильной и независимой» становится всё более популярным. Феминизм, как движение и идеология, формировавшийся на протяжении многих веков, начался с аргументации обоснованной потребности женщин в приобретении политических прав и свобод. В данной статье был использован сравнительно - исторический метод, позволивший рассмотреть и проанализировать, как протекало развитие феминизма в рамках «трех волн» на примере стран Запада, Востока и России.
Ключевые слова:
феминизм, феминистское движение, суфражизм, «три волны» феминизма, радикальное и либеральное крыло, «гендер».
Дискриминация женщин возникла в условиях социального неравенства, разделения труда, иными словами в патриархальном обществе. Основные принципы патриархальной философской традиции были сформулированы представителями античной философии в V - IV вв. до н. э. Женское тело рассматривалось как деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу и должно быть нейтрализовано[6; 6].
Слово «feminisme» (от лат. Femina - женщина)[8; 3] ввел в научный оборот Шарль Фурье, теоретик французского социализма, еще в начале XIX века. Для него «феминистка» - «новая женщина», способная изменить общественную жизнь, и в то же время сама изменится в обществе. Фурье был убежден, что расширение прав женщин - это главный источник социального прогресса[1; 37-49].
Феминистское движение основывается на реформаторском движении Запада, которое датируется XIX веком. Однако предпосылки появления феминизма наблюдаются ещё в XVIII веке. Во время Войны за независимость в США в 1775—1783 гг. Абигейл Смит Адамс, произнесла свою знаменитую фразу: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов»[9].
Тем временем, во Франции на момент начала Великой французской революции 1789 года Олимпией де Гуж на национальном собрании была представлена Декларация прав женщины и гражданки, но, Конституция 1791 года не приняла её, отказав этим в избирательном праве. В это же время была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», но в 1793 году её запретили[7; 176 -178.]. А, в 1804 году Наполеон ввёл указ, по которому женщина обязана была находится под опекой у мужчины, не имея при этом никаких политических свобод.
В России феминистская идеология берёт своё начало в XVIII в. Русское общество пропитывается идеями просвещения Великой Французской революции. Возникает новое отношение к женщинам в светском обществе, основанное на ярких примерах той эпохи, таких как Екатерина II, Нарышкина М.А., Дашкова Е.Р., Меньшикова Е.С. и др. Важным фактором является и создание в 1812 году «Женского патриотического общества», положившее основу политической активности российских женщин.
В феминистской истории существует определённая градация, именуемая «тремя волнами» феминизма.
«Первая волна» феминизма определяется хронологическими рамками XIX - первой половины XX вв.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
На этом этапе женщины стремятся получить право голоса и гражданские свободы. В это время появляется понятие суфражизм (от англ. Suffrage - право голоса)[10; 36-37].
В Великобритании в 1868 году сформировалась Организация по защите прав женщин, основоположницей которого стала Эммелин Пэнхёрст. После создания, участницы организации стали подвергаться тюремным заключениям, в связи с чем, устроили голодовку в знак протеста. На такой ответ женщин-феминисток, властям пришлось реагировать принятием ряда законов, позволяющим голосовать на местных собраниях[5].
В США в 1869 году создаются подобные организации, объединившись в 1890 году, они образуют ядро Национальной американской ассоциации. Благодаря этому, женщинам, также, становится доступно голосование. Во время Гражданской войны в Америке в 1861-1865-х гг. женщины помогали на фронте. Позднее, в 1910-х гг., когда прокатилась волна рабочих движений, образовался подъем глобального феминизма[9].
В России в этот период, женщины, воодушевленные западным примером, российские женщины стремятся получить хорошее образование, что с 1860-х гг. начинает становиться возможным. Если, прослеживать общественно-политический статус женщины в России с начала XX века, то, она, в большей степени, придерживалась консервативных позиций, что связано с традициями дореволюционной России. Однако события революционного всплеска 1905-1907 и 1917 года изменили функциональную направленность женщин. Теперь, они не только выполняли функцию хранительницы домашнего очага, но и стали революционными сознательными гражданами, сражающимися за идею мировой революции. При советской власти, роль женщины, как борца, товарища, стала ключевой в общественном сознании людей. В качестве примера, можно привести образ женщины - советского большевика А.М. Колонтай, которая выступала за равенство советских женщин. Но, снижение радикализма мировой революции и движение советской России по собственному историческому пути предопределили смешанный образ женщины, так как наступила стадия активного внедрения дореволюционных традиций мировоззрения советских граждан в связи с началом Великой Отечественной войны.
Ситуация в исламском мире была значительно хуже. Восточный феминизм имеет религиозную специфику и более позднее зарождение, в сравнении с Западом. Он получил свои основы в проникновении либерализма в его среду. Это явление не шло по пути изменения религиозных канонов, не радикализировалось, как в Европейской части. Женщины Востока стремились достичь равного положения с мужчинами, не следуя пути разрыва с традиционным укладом. Движение феминизма в период первой волны находилось в стадии застоя. Но, тем не менее были определённые сдвиги. Характерным примером можно назвать движение в Египте 1899 года под эгидой гендерного равенства.
Помимо либеральных феминисток, вышедших из высших кругов светского общества, появляются женщины-работницы, опирающиеся на марксистско-феминистскую идеологию, которая базировалась на знаменитой работе Ф. Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а именно, на части его произведения: «Об истоках угнетения женщин». На тот момент, представительницы рабочего класса составляли меньшинство, поскольку недостаток образования и социальная дезориентированность, сыграли негативную роль на этапе начального развития. Однако они спровоцировали рост радикального движения, которое, впоследствии, стало именоваться «второй волной».
«Вторая волна» феминизма датируется приблизительно 60-80-ми гг. XX столетия. По своей специфике оно более радикальное. Теперь уже, женщины добились политических прав, гражданских свобод и т.д. Они стремятся к тому, чтобы занимать места в структуре власти. «Вторую волну» нельзя назвать однозначной. Из неё вытекает множество направлений, течений, обществ и т.д. Кроме того, в обиход входит понятие: «гендер», отсюда гендерные неравенства, предрасположенности и т.д.[3; 22-23]. Также, необходимо отметить важнейшую тенденцию раскола женского движения на два крыла: либерально и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы путем маршев протеста, различных демонстраций и т.д. Радикальное крыло, в основном, составили студентки, которые прибегали к более реальным действиям. К одному из таких действий относится акция протеста на конкурсе «Мисс Америка» в 1968 году, устроенная феминистской группой «Радикальные женщины Нью-Йорка».
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
Во Франции публикуется книга, написанная ещё в 1949 году под названием «Второй пол» Симоны де Бовуар[4; 97-98], заложившая идеологическую основу во «вторую волну» феминизма, в который прописывалось уничижающее второсортное положение женщины в обществе.
В США в 1963 году Бетти Фридан публикует книгу «Загадка женственности»[2], в которой убеждает в том, что самореализация в профессиональной сфере для женщины вполне реальна. Следом, в 1970 году публикуется книга под названием: «Sexual Politics» (политика пола), автором которой является Кейт Миллет. В книге даны рассуждения о роли власти и патриархата в сексуальных отношениях и т.д.
В России также возникают новые формы женского движения. Начинается борьба не за юридические права, а за реальное гендерное равенство. Появляются первые женские независимые группы. К примеру, «кризисные центры», помогающие преодолеть психологический стресс в результате сексуальных домогательств и насилия.
На момент XX века наметилась тенденция на изменения особенностей жизни восточного мира. Такие колоритные события, как «Пробуждение Азии», деколониализм, борьбы за реформы в ряде восточных стран, премьерство Индиры Ганди в Индии и Беназир Бхутто в Пакистане изменили существующий уклад в восточной цивилизации. Ряд общественно-политических кругов стали уделять огромное внимание вопросу преобразования восточного общества, в там числе актуальным стал и женский вопрос. Реформы Кемаля Ататюрка в некотором роде изменили положение женщины на Востоке. Традиционный уклад, конечно, оставался незыблемым в силу господства древних обычаев, но, процессы модернизации, вестернизации задавали тон развития восточным странам в новейший период. Женщина стала постепенно выходить на первые роли в социальной, а потом и политической сфере общества.
«Третья волна» берёт свое начало с 90-х гг. XX столетия и существует по сей день. На мой взгляд, «третью волну» можно назвать демократической. Так как, женщины выступают уже не только за политические свободы и права, но, и за возможность самореализации на политическом поприще, за свободу в отношении выбора партнёра (лесбийский феминизм), даже, если, речь идёт об однополых браках, а также, против навязывания мужским обществом правил, которые, якобы, «соответствуют» тем или иным женским социальным ролям. Проходят различные митинги против запрета абортов, в поддержку женского образования и льгот, за экологию, и прочее. Можно справедливо отметить, что феминизм, на сегодняшний день, становится всё более агрессивным (публичные демонстрации обнажённости и др.). Акции и протесты приобретают всё новые формы. Так, к примеру, к концу 2014 года произошёл скандал из-за «сексистской рубашки» Мэтта Тэйлора.
Что касаемо, феминизма в России, то он впитывает в себя западнические идеи, в связи с открытием «железного занавеса». Период «третьей волны» в России характеризуется прогрессом в области создания женских организаций. Таких как, Общероссийское общественно-политическое движение женщин России, Женская Лига, Союз женщин России, Конфедерация деловых женщин, Ассоциация женщин-предпринимателей и др. Также, новой популярной тенденцией стало ежегодное вручение, начиная с 2010 года, антипремии «Сексист года», которые могли получить, как женщины, так и мужчины.
«Третья волна» на Востоке начала ускорять процесс феминизации восточного общества, однако, мода на исламский фундаментализм сводила данные позиции в противоборствующее состояние. Восток, в силу последних событий, не мог быть прежним и женщины в силу обретённых прав, претендуют на уважение к своей персоне. Евроинтеграция, глобализм, мультикультурализм заставляет в информационно-коммуникативном плане взаимодействовать Восток и Запад, и женщины разных цивилизаций оказывают друг другу поддержку, однако, анахронизмы восточной цивилизации, тем не менее пытаются сдерживать постоянный рост исламского феминизма.
Таким образом, идеал политического строения, на данный момент - это государство, основанное на демократических свободах. Демократическая свобода - есть свобода личности от угнетения, подавления и неравноправия. На этом стремлении и основан постулат женского феминизма. Столетиями женщины вынуждены были бороться за свои права. На данный момент, более популярно и развито феминистское движение на Западе. В России же, веками сложившееся, консервативное мышление тормозит развитие общества. Возможно, проблема заключается в менталитете, российском самосознании масс.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
Сформированный патриархальный уклад не подходит к новым интеграционным реалиям современного мира. На Востоке является очень актуальным женский вопрос. Постепенное вхождение западных постулатов меняет сознание представителей исламского мира. Может быть, это связано с появлением ряда публикаций, посвящённых женскому вопросу в странах ислама, с участием женщин в сфере политики и выборных органах. Но, всё же, сравнительно долгая изоляционная политика, в отношении женщины на Востоке, принесла свои плоды. По сравнению с Западом и Россией, феминизм там развит в меньшей степени. Уравнивание прав, уничтожение предрассудков, касающихся специфики женской психики - это и есть шаг в будущее.
Список использованной литературы
1. Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. М.: Наука, 2002. № 6. С. 37 - 49.
2. Бетти Фридан. Загадка женственности. СПб.: Литера, 1993. 460 с.
3. Гросс, Э. Изменяя очертания тела // Введение в гендерные исследования. - Харьков, 2001. Ч. II. С.22 - 23.
4. Де Бовуар. С. Второй пол / пер. с франц. А. Сабашникова, И. Малахова, Е. Орлова. М.: Азбука, 2017. 928 с.
5. История и теория феминизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gender.cawater info.net/knowledge_base/rubricator/feminism.htm, свободный. - (дата обращения: 15.02.2018).
6. Муслумова Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления // Гуманитарный научный журнал. Шадринск. С. 6.
7. Т.В. Королева. Женское движение в годы великой французской революции // Метаморфозы истории. 2010. С.176 - 178.
8. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.: Наука. Издательская фирма: Восточная литература, 1993. 243с.
9. Феминизм: история и основные движения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/71574, свободный. - (дата обращения: 10.02.2018).
Ю.Харитонова О. Манифест феминистского движения России. Екатеринбург: Издательские решения, 2015. 150 с.
© Третьякова А.А., 2018
УДК 94
Третьякова А. А.,
студентка 1 курса магистратуры АлтГПУ, г. Барнаул
nastua_tret@mail. т
ГЕНЕЗИС ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Статья посвящена динамике развития первых Государственных Дум четырёх созывов 1906 - 1917 гг., которые внесли серьезный вклад в становление российского парламентаризма. Несмотря на непродолжительность, деятельность первых Государственных Дум представляет огромный интерес, поскольку это были, пусть и ограниченные, но, выборные народом органы власти, которые имели право контролировать некоторые стороны управления государством, принадлежавшие до этого времени самодержавному правителю.
Ключевые слова:
Государственная Дума, парламентаризм, «Прогрессивный блок», неограниченная монархия, манифест, правительство.