Научная статья на тему 'Становление коммунального хозяйства Урала и его влияние на естественное воспроизводство городского населения края в 20-30-е годы XX века'

Становление коммунального хозяйства Урала и его влияние на естественное воспроизводство городского населения края в 20-30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавлева В. А.

В работе рассматривается становление и развитие городского хозяйства Урала. Особое внимание уделяется строительству водопровода, канализации, транспорта, озеленению городов, созданию коммунальных предприятий. Показано влияние степени развитости коммунального хозяйства на естественное воспроизводство горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal Economy Development in the Urals and its Influence on Natural Reproduction of the Urban Population in the 20-30-s of the XX-th Century

The paper is devoted to the establishment and development of the urban housing in the Urals. Special attention is paid to constructing water-supply and sewerage system, plant verduring and establishing housing maintenance enterprises. It is shown that municipal economy development had an impact on natural reproduction of the urban citizens.

Текст научной работы на тему «Становление коммунального хозяйства Урала и его влияние на естественное воспроизводство городского населения края в 20-30-е годы XX века»

ББК ТЗ(2Р36)+У9(2Р-4Че)+У9{2)44 УДК 711.8

В.А. Журавлева

СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА УРАЛА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КРАЯ В 20—30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Город призван создавать благоприятные условия для удовлетворения все возраставших материальнобытовых потребностей народа, без чего немыслимо развитие трудовой активности и творческих способностей общества. Состояние городского хозяйства напрямую оказывает влияние на уровень заболеваемости и смертности населения. Вот почему в период индустриализации по-новому встала проблема развития коммунального хозяйства. Оно должно было формироваться в соответствии с промышленным развитием региона, использовать новейшие достижения техники и технологии, сделать доступными коммунальные услуги всему населению.

Коммунальное хозяйство страны к началу индустриализации не удовлетворяло растущие потребности масс. Особенно тяжелое положение сложилось на Урале. За годы революционных потрясений и гражданской войны жилищно-коммунальный фонд городов пришел в негодность1. Многие городские населенные пункты края не имели самых элементарных удобств. К 1928 г. водопроводы функционировали в 10 городах, что составляло 9,2 % поселений городского типа. При этом только 3 % домов были присоединены к водопроводу (по РСФСР — 9,1). Среднесуточная подача воды на человека в регионе составляла 12 л (по РСФСР — 25,2)1

В подавляющем большинстве уральских городов водоснабжение было местным — это открытые водоемы, колодцы, родники. Они постоянно подвергались загрязнению, что сказывалось на качестве воды. Кроме того, колодцы и родники были мелкими, вследствие чего часто не хватало воды. В Горнозаводском Урале, например, в Златоусте, несмотря на обилие источников с вполне доброкачественной водой на вершинах гор, по склонам которых располагался город, жители также пользовались водой, загрязненной бактериями. Причина этого в том, что слагающими породами гор были сланцы, имевшие вертикальные и горизонтальные трещины. По ним поверхностные воды проходили в источники колодцев без всякой фильтрации, неся с собой и нечистоты.

В середине 20-х годов канализация имелась в двух уральских городах с ничтожным процентом домовых присоединений (2,3 %). В основном нечистоты вывозились ассенизационными обозами, количество которых у коммунальных служб города

было недостаточным. Население вынуждено было обращаться к частным ассенизаторам. Но их работа практически не поддавалась контролю со стороны санитарного надзора. В уральских городах не было прачечных, коммунальные бани удовлетворяли потребности населения только на 10 % 3.

Крайне недостаточными были основные элементы внешнего благоустройства. При обследованиях городских населенных пунктов отмечалось загрязнение почвы нерационально устроенными надворными отхожими местами, не всегда удачным был выбор места под застройку, подолгу не убирался мусор у новостроек, несвоевременно сооружались вспомогательные помещения (надворные постройки, мусорные ямы и пр.).

При таком отсталом коммунальном хозяйстве санитарное состояние городов и рабочих поселков Урала было неудовлетворительным, что стало одной из причин массовых эпидемий тифа, холеры и других остроинфекционных заболеваний в начале 20-х годов. Но и в последующий период регион занимал одно из первых мест в Российской Федерации по общей смертности и заболеваемости населения. В 1927 г. на 1000 чел. число умерших в крае составило 32 чел. (по РСФСР — 25), число заболевших тифом, оспой и туберкулезом соответственно — 190 и 84 чел.4. Достаточно широкое распространение получили кишечные инфекции, дизентерия, малярия и брюшной тиф, то есть те заболевания, которые напрямую зависели от состояния городского хозяйства.

По инициативе УралЭКОСО еще в 1923 г. был разработан пятилетний план восстановления коммунального хозяйства региона. Он стал первым опытом подобного планирования не только в крае, но и в целом по РСФСР, поэтому не мог не иметь недостатки. В нем ставилась задача восстановления городского хозяйства без его дальнейшего развития. Особое внимание уделялось губернским центрам, а

о новом градостроительстве говорилось вскользь5. В условиях развернувшейся индустриализации план требовал серьезных корректив.

Весной 1929 г. VII Уральский областной съезд Советов, учитывая сложившуюся диспропорцию в развитии промышленности и коммунального хозяйства, когда последнее превратилось в тормоз индустриализации края, особо подчеркнул необходимость решительных перемен в коммунальном хозяйстве. В

1928 г. был принят пятилетний план развития коммунального хозяйства Уральской области с капитальными вложениями на сумму 98,2 млн руб.6. Во второй пятилетке в данную отрасль было направлено уже 220 млн руб. или более чем в два раза больше, чем в первой пятилетке7.

Главное внимание при благоустройстве городов уделялось строительству водопровода и канализации, трамвайных путей. В первой пятилетке эти объекты получили первоочередное право на финансы, рабочую силу и стройматериалы. Для их сооружения в 1926 г. в Свердловске организуется акционерное общество «Коммунстрой» с отделениями в крупных городах Урала. К середине 1930 г. в регионе начал функционировать трест «Уралсантехст-рой». Создание специализированных организаций позволило сформировать производственные коллективы, повысить техническую оснащенность труда, развернуть крупномасштабные работы в коммунальном хозяйстве. Для оказания действенной помощи в сооружении транспортных коммуникаций при горсоветах были созданы комитеты содействия, в состав которых вошли представители партийных, советских и строительных организаций.

В годы первой пятилетки началось плановое сооружение водопровода и канализации в Березниках, Златоусте, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Перми, Свердловске и др. Одновременно в трех городах края (Свердловске, Перми, Челябинске) развернулись работы по строительству трамвайных линий. Во второй пятилетке работы по организации трамвайного движения велись уже в шести городах.

Сооружение транспортных, водопроводных и канализационных коммуникаций происходило в сложных условиях. Резкое увеличение капвложений в промышленное строительство обусловило диспропорции в народном хозяйстве и, в частности, негативно отразилось на строительстве коммунального хозяйства. Сокращение средств на коммунальные объекты привело к консервации строительства трамвайных линий в Перми и замедлению темпов их сооружения в других городах. В

1935 г. для пуска Златоустовского трамвая не хватало свыше 1194 тыс. руб.8.

С целью преодоления финансовых трудностей городские власти ввели в практику привлечение средств промышленных предприятий. В 1932 г. финансирование ветки Свердловск — УЗТМ осуществлялось Уралмашстроем, во второй пятилетке сооружение трамвайных линий в Нижнем Тагиле находилось в ведении металлургического комбината. Необходимые средства получали и путем перераспределения ассигнований в пользу основных коммунальных строек. К примеру, в 1936 г. в Перми были сокращены затраты на планировку города и возве-

дение прачечных, а освободившиеся средства были переброшены на строительство трамвая.

Коммунальные стройки испытывали острую нужду в стройматериалах и оборудовании из-за дисбаланса в экономике. Сооружение городских канализационных и водопроводных сетей Урала летом 1930 г. было обеспечено цементом на 23 %, известью — 10, лесом — 19, железом — 21 %. Еще больший дефицит ощущался в санитарно-техническом оборудовании. В 1930 г. потребность в водопроводных трубах по РСФСР была удовлетворена только на 39, канализационных — 14 %9. Это поставило под угрозу срыва сооружение водопровода в Лысьве и Нижнем Тагиле, канализации в Свердловске. Не хватало стройматериалов и на строительстве трамвайных линий.

С целью преодоления этих трудностей местные власти приняли решение начать изготовление оборудования для коммунальных строек на предприятиях Урала. В 1929 г. Златоустовский механический завод, а в 1934 г. Нижнетагильский завод «Механик» организовали выпуск чугунных и фасонных труб для объектов коммунального хозяйства. В 1931 г. рабочие ЧМКа изготовили металлические мачты, кронштейны для опор, рельсы, шпалы для трамвайных путей. В 1934 г. коллектив Златоустовского инструментального завода во внерабочее время выполнил все заказы «Трамвайстроя»10, Для ослабления дефицита санитарно-технического оборудования на стройках с декабря 1931 г. началось сооружение завода бетонных канализационных труб в Златоусте, в 1932 г. — предприятия по изготовлению керамических труб в Перми".

На Урале крупное коммунальное строительство развернулось в Челябинске. В постановлении ЦК ВКП (б) от 30 апреля 1931 г. «О ходе строительства Челябинского тракторного завода» указывалось на необходимость принять решительные меры по сооружению водопроводных и канализационных магистралей для своевременного пуска ЧТЗ12 С целью контроля за ходом выполнения данного постановления в Челябинск выехала специальная правительственная комиссия во главе с председателем СНК РСФСР Д.Е. Сулимовым. «Коммунстрой» г. Челябинска провел значительную работу по завершению объектов в срок. Для своевременной помощи строительству редакция журнала «Коммунальное дело» регулярно публиковала материалы о ходе работ, обращения к заводам — поставщикам стройматериалов об улучшении снабжения строек, распространяла передовой опыт строительства.

Для своевременного завершения объектов коммунисты объявили август и сентябрь штурмовыми месяцами по водопроводным и канализационным работам. Строители работали в две смены, а в последнюю неделю по 18—20 часов в сутки. Руководите-

В.А. Журавлева

ли, инженерно-технические работники не оставляли строительство ни на час и оперативно решали все вопросы. Не хватало труб — и строители заменили проектные чугунные трубы железными. Не оказалось соединительных муфт—стыки труб стали соединять электросваркой. На Урале подобный метод строительства был применен впервые и получил высокую оценку общественности13. На строительстве канализации в связи с отсутствием пиломатериалов был применен метод открытых трапециевидных траншей, которые позволили работать без лесоматериалов и сократить потребность в рабочей силе. Во время строительства потребовались механизмы — на помощь пришел «Челябтракторострой», он выделил экскаватор14. В итоге в 1932 г. за несколько месяцев до пуска ЧТЗ городок тракторостроителей в Челябинске получил водопровод и канализацию.

При нарушении закона планомерно-пропорцио-нального развития в народном хозяйстве командно-административные методы с использованием энтузиазма трудящихся явились тем средством, с помощью которого добились выполнения поставленных задач. Намеченные задания по сооружению трамвайных, водопроводных и канализационных коммуникаций в основном были выполнены. Городской трамвай был пущен 7 ноября 1929 г. в Свердловске и Перми, 1 января 1932 г. — Челябинске, в 1934 г. — Златоусте, 1935 г. — Магнитогорске, 1937 г. — Нижнем Тагиле. Всего к концу второй пятилетки механический транспорт имелся в шести городах региона с общей протяженностью трамвайного пути в 174,4 км. Удельный вес Урала в общем числе городов СССР, имевших трамвайное движение, возрос с нуля в 1928 г. до 6 % в 1932 г. и 8 % в 1937 г. Соответственно удельный вес края в общей длине одиночного трамвайного пути в Советском Союзе поднялся с 2,4 в 1932 г. до 4,4% в 1937 г.15.

Водопровод и канализация к концу реконструктивного периода были построены во всех крупных промышленных центрах Урала. Если в 1929 г. водопроводы имелись только в 10, в 1932 г. -— 14, то в 1937 г. — 41 городе региона. Удельный вес края среди городов СССР, оснащенных водопроводом, поднялся с 3,4 в начале пятилетки до 10,6 % в конце второй16. За эти годы увеличилась длина распределительной сети в Магнитогорске и Челябинске в 2 раза, Златоусте — 1,6, Свердловске и Перми — в 1,4 раза. Выросло и число домовых присоединений.

Все это позволило увеличить количество потребления водопроводной воды. Если в 1931 г. на одного человека в сутки приходилось в Златоусте — 2 литра, Челябинске — 3, Перми — 16, Свердловске— 30 л, то в 1937 г. данная цифра по 11 водопроводам Свердловской области составила в среднем более 33 л, в том числе по Свердловску — 41, Пер-

ми — 36 л. Но это было меньше установленной в СССР нормы (100 л) и еще ниже потребления воды в крупных городах развитых капиталистических стран. В 1930 г. расход воды на одного жителя Берлина составил 153, Вены — 169, Парижа— 176 л17. Поэтому созданной разводящей уличной и домовой сети было недостаточно для удовлетворения запросов городского населения. Например, водопровод в Златоусте в 1935 г. обеспечивал водой только 25 — 30 % жителей, а остальные вынуждены были пользоваться водой из открытых источников — колодцев, ручьев, ключей18. Из-за старых труб небольшого диаметра водопроводная сеть не могла пропустить того количества воды, которую способны были дать насосные станции. Нехватка труб стала главной причиной того, что города имели только по одной водопроводной ветке, что мешало бесперебойному снабжению населения водой.

За годы первых пятилеток выросла канализационная сеть. Если в 1928 г. канализацию имели всего два города Урала, то в 1937 г. — 14. Удельный вес региона среди городов СССР, оснащенных канализацией, поднялся с 6,3 до 13,9 %19. Возросла длина канализационной сети, расширилось количество домовых присоединений. Вместе с тем оставался низким удельный вес населения, пользовавшегося канализацией. По Свердловской области в 1935 г. ее имели только 16 % домов20. Такое же положение было и в Челябинской области.

Одним из основных показателей благоустройства городов являются хорошие дороги. К началу первой пятилетки дорожное хозяйство уральских городов влачило жалкое существование. Такие крупные промышленные центры, как Лысьва и Челябинск, имели всего по одной мощеной улице. Несколько лучше было положение в Перми и Свердловске, насчитывавших в среднем по 45 км мощеных дорог, но степень изношенности их превышала 50 % 11. Отсутствие благоустроенных дорог, мощеных улиц препятствовало развитию автобусного движения в городах.

Определенный поворот в дорожном строительстве на Урале наметился в начале 30-х годов, но основные работы были проведены в годы второй пятилетки. Для успешного ведения дорожного строительства были созданы специальные хозяйственные организации: в Свердловске — Управление благоустройством города, в Челябинске — отделение Уралдорстроя. Значительную помощь им оказали промышленные предприятия и население городов.

С целью улучшения качества выполненных работ и поднятия производительности труда во второй половине 30-х годов дорожное строительство велось специализированными бригадами землекопов, мостовщиков, асфальтировщиков. Начали ис-

пользоваться механизмы — грейдеры, тракторы, дорожные катки, гудронаторы. Однако машин было еще слишком мало, и они применялись в основном в крупных городах. Дорожное строительство осуществлялось с использованием местных стройматериалов. В Лысьве широкое применение получило мощение улиц цементом и шлаком. В Свердловске покрытие тротуаров изготовлялось из извести, газогенераторной смолы и земли22. В Магнитогорске гудрон для дорог получали из отходов местного производства23. В годы второй пятилетки началось асфальтирование дорог, что стало возможным в связи с пуском в 1934 г. Челябинского завода холодного асфальта мощностью 300 т в сутки24

Создание и развитие дорожного хозяйства позволило улучшить благоустройство улиц и площадей городов Урала. Площадь замощенных улиц за годы первых пятилеток возросла в Лысьве с 5,8 до 8,0 %, Надеждинске — с 3,0 до 6,3, Нижнем Тагиле — с 6,3 до 15,8, Златоусте — с 5,3 до 17,0 %25. В. 1928 г. города региона не имели тротуаров с усовершенствованным покрытием, а в конце реконструктивного периода они составили 880,8 км, в том числе в

1936 г. было асфальтировано в Перми 37,5 % тротуаров, Свердловске — 25,8 % 26. Рост благоустройства городских дорог привел к развитию автобусного движения. Если в 1928 г. этот вид транспорта обслуживал только Свердловск, Пермь и Челябинск, то в 1937 г. — уже 12 городов Урала.

Благоустроенный город не мыслим без обилия зелени. Она сглаживает температурные колебания, очищает городской воздух от пыли, увлажняет его, уменьшает силу ветра, задерживает проникновение копоти и дыма от промышленных предприятий. Однако в середине 20-х годов в уральских городах почти отсутствовала зелень. В 1929 г. площадь зеленых насаждений составляла по отношению к жилой территории в Челябинске 0,4 %, Златоусте — 0,6, Перми — 0,9, Свердловске — 2,8 % при установленной Советским правительством норме в

10 %27. В начале первой пятилетки работы по озеленению были незначительными. В 1931 г. в Свердловске был заложен парк культуры и отдыха, тогда же вокруг Свердловска и Магнитогорска начали создавать зеленые зоны.

Начало планомерного озеленения уральских городов относится к 1932 г. Для его организации в Свердловске был создан областной трест «Госзелен-строй» с отделениями в Березниках, Лысьве, Магнитогорске, Надеждинске, Нижнем Тагиле, Перми и Челябинске. С целью подготовки местной базы озеленения на рубеже двух пятилеток в уральских городах были заложены питомники и цветочные оранжереи по выращиванию посадочного материала. Для мобилизации широкой общественности в

1932 г. было создано областное добровольное общество «Друзей зеленых насаждений».

Основные работы по озеленению населенных пунктов, развернулись в годы второй пятилетки. Именно в этот период советские и хозяйственные организации края поставили на повестку дня . экологическую проблему охраны окружающей среды, особенно сохранения лесных массивов, очищения водоемов и воздушного пространства. В этом отношении выделяется 1934 г., когда впервые к озеленению городов региона была привлечена широкая общественность. Только в Свердловске озеленительные работы одновременно проводились на 40 улицах. Развернулось социалистическое соревнование. Коллектив УЗТМ вызвал на соревнование по озеленению шоссе «УЗТМ — город» жителей Свердловска и первым закончил работы на своем участке. Газета «Уральский рабочий» организовала соревнование промышленных предприятий города по оказанию эффективной помощи озеленению Свердловска28 В результате проведенной массовой работы только за май 1934 г. было посажено 3,5 тыс. деревьев и 25 тыс. кустарников. Население города отработало на озеленении 15,5 тыс. человеко-дней29

При подведении итогов озеленения 1934 г. были вскрыты недостатки, в том числе слабая организация труда, низкий профессиональный уровень руководства, недооценка мероприятий по охране и уходу за растениями. Это привело к гибели в том же году до 20—30 % саженцев. Для ликвидации негативных явлений и организации целенаправленной работы по озеленению в 1934 г. в Свердловске была образована Уральская опытная станция сектора зеленого строительства Академии коммунального хозяйства при СНК РСФСР. Развернулась работа по подбору ассортимента растений, охране зеленых насаждений, была введена поливка растений, увеличились посадки деревьев и кустарников.

Важное значение в благоустройстве городов в реконструктивный период имели мероприятия по санитарной очистке городов. Начиная с 1931 г., в практику вошли массовые походы за чистоту населенных пунктов. Организовывались субботники по очистке площадей, улиц, скверов, дворов, производственных участков.

Большую роль в коммунальном строительстве сыграло социалистическое соревнование, развернувшееся в годы второй пятилетки и принявшее форму массового похода за благоустройство городов. Инициаторами его стали рабочие Горловки, выступившие с лозунгом: «Превратить наш город в образцовый культурный центр». Почин Донбасса подхватили трудящиеся Урала. В 1934 г. для изучения опыта гор-ловских металлургов по инициативе Надеждинской городской газеты «Пролетарий» в Донбасс была на-

В.А. Журавлева

правлена группа рабочих и домохозяек. Жители Магнитогорска вызвали на соревнование по благоустройству городов Горловку и УЗТМ30. Наибольший размах данное движение получило в 1935—1936 гг.

По инициативе трудящихся родилась новая форма привлечения населения к благоустройству—трудовой заем. Жители Надеждинска обязались отработать на благоустройстве города 300 тыс. трудодней, рабочие Кировграда — 416 тыс. трудодней. Подобные решения приняли трудящиеся Перми. В ходе соревнования горожан возникли самодеятельные организации — квартальные комитеты, возглавившие инициативу масс по упорядочению и развитию городского хозяйства. Осенью 1935 г. в городах Свердловской области их насчитывалось 1688 с охватом свыше 10 тыс. чел.31

Новые и реконструированные города призваны были создать благоприятные условия для работы и быта людей, для облегчения домашнего труда и высвобождения дополнительных рук для общественного производства. В этом отношении особую роль играли коммунальные предприятия, прежде всего бани и прачечные. Они также способны были улучшить гигиеническое состояние горожан, поднять общую культуру. А это, в свою очередь, отражалось на заболеваемости населения.

Однако в начале первой пятилетки бани были только в 10 городах и имели малую пропускную способность. Даже в таком крупном центре как Свердловск потребность в банях была удовлетворена на 40 %32. В результате коммунального строительства в

1933 г. бани имели 27 городов края, а к концу реконструктивного периода на 20 городов Свердловской области приходилось 26 коммунальных бань43, на 11 городов Челябинской области—21 баня44. Значительно выросла их пропускная способность.

В эти годы появились и прачечные. Первая механизированная прачечная открылась в 1930 г. в Магнитогорске и очень быстро получила признание39. Затем они были организованы в Свердловске, Перми, Челябинске, Златоусте и других городах.

В целом в результате становления и развитая коммунального хозяйства к концу 30-х годов XX века уральские города уже обладали определенными элементами материальной культуры: водопроводом, канализацией, транспортом, зелеными насаждениями, коммунальными предприятиями и пр.

Это стало основой для значительного улучшения санитарного состояния городов и повышения культуры быта горожан, что в конечном итоге сказалось на уровне заболеваемости и смертности населения. Если коэффициент смертности уральских горожан в 1924 г. составил 28,5 %, то в 1939 г. он снизился в городах Свердловской области до 21,7 %, в городах Челябинской области — до 23,4 % 35.

Примечания

1 Нарский, И. Канализация хаоса и хаос в канализации: Санитарное состояние уральских городов в послереволюционной России / И. Нарский // Родина. — 2001. — № 11, —С. 74—77.

2 ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 8. Д. 479. Л. 177.

3Там же

4 ГАСО. Ф. 88. Оп. 1.Д. 1973. Л. 246.

5 Нейштадт, А. Восстановление и развитие коммунального хозяйства на Урале / А. Нейштадт // Хозяйство Урала: Политико-экономический журнал Уралоблисполкома. — 1926,—№ 15—16. —С. 141.

6 Коммунальное дело: Орган Главного Управления Коммунального Хозяйства НКВД. — 1928. — №9 — С. 93—95.

7 Подсчитано по: Социалистическое строительство Урала за 15 лет: Основные показатели, — Свердловск: УралоблУНХУ, 1932.— С. 33., ГАСО. Ф. 1812. Оп. 1.Д. 20. Л. 4.

* ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 9. Л. 40; ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 1. Д. 191. Л. 145 об.

9 ГАСО. Ф. 88. Оп. 1.Д. 2434. Л. 109.

ш ЦДООСО. Ф. 483. Оп. 8. Д. 3219. Л. 9: ЗАО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 15. Л. 65.

" ЦДООСО. Ф. 2286. Оп. 1. Д. 528. Л. 202; ОГАЧО. Ф. 92. Оп. 1. Д. 160. Л. 65.

12 Справочник партийного работника. — М.: Парт-издат, 1934. — Вып. 8. — С. 463.

13 ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 11. Д. 30. Л. 81; ГАСО. Ф 88. Оп. 1. Д. 2917. Л. 3.

14 ГАСО. Ф. 88. Оп. 1. Д. 2919. Л. 17—19; Д. 3249. Л. 17.

15 Подсчитано по: Социалистическое строительство СССР: Стат. ежегодник. — М. • Союзоргучет, 1934. — С. 437; Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. — М. • Госпланиздат, 1939. — С. 110; ГАСО. Ф. 1812. Оп. 1. Д. 20. Л. 135.

16 Подсчитано по: Социалистическое строительство СССР: Стат. ежегодник. — М. Союзоргучет, 1934. — С. 437; Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. — М. : Госпланиздат, 1939. — С. 110; ГАРФ. Ф. 5469. Оп. 15. Д. 161. Л. 4.

17 ГАРФ. Ф. 4041. Оп. 3. Д. 629. Л. 2; Ф. 7544. Оп. 1, Д. 232. Л. 25.

'* Рухадзе, А.К. Индустрия Южного Урала / А.К. Ру-хадзе, В.Ф. Рудаков. — М. . Сов. Россия, 1962. — С. 29.

19 Подсчитано по: Подсчитано по: Социалистическое строительство СССР: Стат. ежегодник. — М.: Союзоргучет, 1934. — С. 437; Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. — М.: Госпланиздат, 1939. — С. 110; ЦДООСОО. Ф. 4. Оп. 8. Д. 479. Л. 177; Д. 639. Л. 4.

2,1 Хозяйство Свердловской области, 1935—1936: Основные показатели. — Свердловск • Изд. Свердловского облУНХУ, 1936, —С. 215.

21 ЦДООСОО. Ф. 4. Оп. 15. Д. 692. Л 387, 389

22 ЦДООСОО. Ф. 4. Оп. 13. Д. 627. Л.2.

23 ОГАЧО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 381. Л, 12.

24 ОГАЧО. Ф. Р-379. Оп, 2. Д. 48. Л, 19

25 Подсчитано по: Коммунальное хозяйство Урала: Итоги переписи коммунальных предприятий и городского благоустройства 1932 г. — Свердловск : Урал, областное Управление коммунал. хоз-ва, 1933.— С. 70—71, ГАРФ. Ф. 7544. Оп. 1. Д. 616. Л. 4.

и ГАСО, Ф. 1942. Оп. I. Д. 335. Л. 99.

11 За социалистическую реконструкцию городов: Орган Всесоюзного Совета по делам коммунального хозяйства при ЦИК СССР и Наркомхоза РСФСР — 1932. — №7—8, —С. 13.

28 Уральский рабочий: Орган Свердловского обкома ВКП (б) и облисполкома. — 1934. — 18 мая.

29 ЦДООСОО. Ф. 4. Оп. 12. Д. 19. Л. 37; Д. 365. Л. 95.

311 Уральский рабочий. — 1933. — 15 нояб.; 1934. — 28 мая.

31 ГАСО. Ф 1942. Оп. 1. Д. 2. Л. 1 об.

32 Хозяйственное и культурное строительство на Урале. — Свердловск . Уралплан, 1934. — С. 179.

33 ГАСО. Ф. 1813. Оп. 1. Д. 74. Л. 19

34 Челябинская область: Краткий статистико-экономический справочник. — Челябинск: Челябинский рабочий. 1941,—С. 61.

35 Журавлева, В.А. Естественное воспроизводство городского населения Урала в 20—30-е годы XX века / В.А. Журавлева // Вестник ЮУрГУ. Сер «Социально-гуманитарные науки». — Челябинск Изд-во ЮУрГУ, 2005. — №7(47). —С. 34—35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.