Научная статья на тему 'Жилищные условия и благоустроенность городов Нижнего Поволжья в 1920-1930-х годах'

Жилищные условия и благоустроенность городов Нижнего Поволжья в 1920-1930-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
504
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДОВ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чолахян Вачаган Альбертович

Cтатья является оригинальным исследованием на региональном уровне жилищных условий, охватывающих совокупность таких показателей, как жилая площадь на человека, степень благоустроенности домов, их состояние, обеспеченность коммунальными удобствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищные условия и благоустроенность городов Нижнего Поволжья в 1920-1930-х годах»

труды: «О строении окончаний двигательного нерва в мышцах произвольного движения» (1881), «К вопросу о строении слизистой оболочки тонких кишок и механике всасывания» (1892), «Выселение лейкоцитов в связи с деятельностью некоторых органов», «Основы практической гистологии» (1889-1890), «Основы гистологии животных и человека» (1903).

13 См.: Статистический ежегодник. СПб., 1907. С. 31, 34-35, 44-45, 88; СПб., 1908. С. 29, 31-33, 39-40, 76-77; СПб., 1909. С. 29, 31-33, 39-41, 76-77; СПб., 1910. С. 34, 36-38, 81-82.

14 Розенфельд Б.Р. Указ. соч. С. 59.

15 Национальный архив Республики Татарстан (далее -НАРТ). Ф. 92. Оп. 2. Д. 18998. Л. 5-6; Д. 18999. Л. 1-2; Д. 21109. Л. 1, 3; Д. 21110. Л. 1-2.

16 Там же. Д. 18996. Л. 1-2, 7; Д. 18997. Л. 1-2.

17 Там же. Д. 21109. Л.1, 3.

18 Там же. Д. 18996. Л. 6; Д. 18998. Л. 3; Д. 18999. Л. 1-2; Д. 21109. Л. 2.

19 Там же. Д. 21110. Л. 1-2.

20 Там же.

21 Там же. Д. 21111. Л. 1, 5.

22 Там же. Л. 2.

23 Такой большой разброс в ценах (от 10 до 60 рублей) объясняется следующим обстоятельством. В некоторых губерниях земства и городское управление принимали активное финансовое участие в делах средних учебных заведений. И там для плательщиков городских и земских налогов и сборов в средних учебных заведениях были установлены льготы. Для других категорий граждан (например, для жителей иных губерний) цены на обучение были, наоборот, повышены. Такая дифференцированная система оплаты действовала, например, в Котельнической гимназии, Ядринском реальном училище.

24 НАРТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 12346. Л. 2-4; Д. 16849. Л. 1-6; Д. 16850. Л. 11-12; Д. 16857. Л. 4-5; Д. 18997. Л. 1-2; Д. 18998. Л. 1, 5-6; Д. 18999. Л. 1-2; Д. 21109. Л. 1-2.

25 См., напр.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX - начало XX века). М., 1991; Розенфельд Б.Р. Указ. соч.; Чувашев И.В. Указ. соч.

26 Для еврейского детского сада Марим-Леи Цинман это был Закон Божий иудейского исповедания (рассказы из истории Ветхого Завета).

27 НАРТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 21109. Л. 2.

28 Там же. Д. 18998. Л. 3.

29 Там же. Д. 18996. Л. 6.

УДК 94(470.44/.47)(1920-1930)

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ И БЛАГОУСТРОЕННОСТЬ ГОРОДОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1920-1930-х ГОДАХ

В.А. Чолахян

Саратовский государственный университет, кафедра российских цивилизаций E-mail: vcholakhjan@yandex.ru

Статья является оригинальным исследованием на региональном уровне жилищных условий, охватывающих совокупность таких показателей, как жилая площадь на человека, степень благоустроенности домов, их состояние, обеспеченность коммунальными удобствами.

Ключевые слова: жилищные условия, благоустройство городов, коммунальные услуги, транспорт.

Living Conditions and Comfort of Cities of the Bottom Volga Region in 1920-1930 Years V.A. Cholakhyan

This article is an original research at regional level of the «living conditions» covering set of such indicators, as a floor space on the person, degree of comfort of houses, their condition, security municipal conveniences.

Key words: living conditions, an accomplishment of cities, utilities, transport.

Уровень, характер и форма удовлетворения жилищной потребности оказывали существенное

влияние на все процессы социальной и экономической жизни общества, а также воздействовали на демографическую ситуацию. В повседневной жизни людей понятие «жилищные условия» охватывает совокупность таких показателей, как жилая площадь на человека, степень благоустроенности домов, их состояние, обеспеченность коммунальными удобствами. Вопросы же о благоустроенности города включают в себя проблемы развития общественного транспорта, состояние улиц и также оказывают влияние на человека, принося ему положительные или отрицательные эмоции. Обеспечение населения жильем стало одной из трудно решаемых социальных проблем на протяжении 1920-1930-х гг. В обстановке послереволюционной разрухи власти стали проводить политику перераспределения имевшегося жилого фонда, придав ей пропагандистско-классовый характер. Отмена частной собственности на недвижимость и передача жилья в ведение местных советов преследовали и политическую цель - наделить победивший рабочий

© В.А. Чолахян, 2009

класс жильем в ущерб непролетарских слоев населения. По свидетельству современников, «... в городах жители лучших, удобнейших домов были разделены на специальные категории, причем буржуазные паразитические элементы были подвергнуты выселению. На их место из лачуг и подвалов переселились рабочие»1. Отсутствие необходимых финансовых средств у местных властей не позволяло им поддерживать имевшийся жилищный фонд, а превращение отдельных квартир «господствующего класса» в коммунальные приводило их к разрухе, поскольку дома, как правило, оставались бесхозными. Как отмечает Т.М. Смирнова, благородная идея улучшения жилищных условий трудящихся на практике привела к «катастрофическому разрушению домового хозяйства» и обострению жилищного кризиса2.

С началом новой экономической политики власти попытались восстановить жилищный фонд за счет частного капитала - путем демуниципализации, а также расширения индивидуального строительства (в 1922 г. был принят закон «О праве застройки»). О его размерах, к примеру, в г. Астрахани можно судить по числу выданных разрешений: в 1923/24 г. - 148, в 1924/25 г. - 133, в 1925/26 г. - 108, в 1926/27 г. - 2463. По подсчетам Г.Г. Корноуховой рост частного городского жилищного строительства в г. Астрахани «в 1927 г. по отношению к 1923 г. составил 200 %»4.

Одновременно развивался институт кооперативной собственности в виде жилищных

товариществ. Постановление ЦИК и СНК СССР от 19 августа 1924 г. «О жилищной кооперации» представляло собой попытку власти ослабить жилищный кризис за счет финансовых средств и трудовых усилий самого населения, но при условии сохранения за собой права владения жилищем и полного контроля над его распределением. В новом законе устанавливались три вида объединений: жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы), создаваемые для эксплуатации муниципализированных домовладений на основе паевых капиталов и других поступлений в виде квартплаты, а также применения собственного труда; рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества (РЖСКТ) по сооружению новых и восстановлению разрушенных домов; общегражданские жилищно-строительные кооперативные товарищества (ЖСКТ), куда входили группы кустарей, ремесленников, лица свободных профессий, квалифицированные служащие, т.е. представители тех слоев, которые имели возможность строить жилье на собственные средства5.

Жилищный фонд г. Саратова являлся наиболее крупным из всех городов Нижнего Поволжья. В 1928 г. он по своим размерам составлял свыше 80% жилфонда Сталинграда и Астрахани вместе взятых6. О величине общегородского жилищного фонда и его распределении между обобществленным и частновладельческими секторами жилищного хозяйства можно судить по материалам табл. 1.

Таблица 1

Состояние жилищного фонда г. Саратова в 1925-1928 гг

Сектор жилищного хозяйства 1925/26 г 1926/27 г. 1927/28 г. Площадь жилфонда по секторам, %

о ад. лав о 2 о д о л с Чис Число строений о Число домовлад. Число строений о .г 6 С! 2 9 .г 7 чо 2 9 .г 8 г- 2 9

Обобществленный 681192 2355 6554 686912 2401 6454 687555 54,1 54,1 53,2

Частновладельческий 577677 14063 14063 583477 14549 14549 605463 45,9 45,9 46,8

Всего 1258869 16418 20617 1270389 16940 21003 1293018 100 100 100

Табл. сост. по: Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. А-374. Оп. 28. Д. 258. Л. 17-18; Обзор хозяйства и культуры Саратовского округа. С. 196.

Как видно из приведенных данных, более половины всего жилищного фонда г. Саратова (53% в 1927/28 г.) приходилось на обобществленный сектор, а рост его за трехлетие составлял лишь 3% и был обусловлен развитием частновладельческого сектора. В свою очередь, обобществленный жилищный фонд по видам эксплуатации распределился следующим образом (табл. 2).

Исходя из показателей табл. 2 следует, что ведущей тенденцией в области жилищной поли-

тики коммунальных органов являлось увеличение количества ЖАКТов и передача в их ведение более 63% обобществленного жилого фонда. В Сталинграде за рассматриваемый период число ЖАКТов увеличилось с 9 до 28, а в Астрахани - с 10 до 487. В Астрахани за четыре года (1925-1929 гг.) жилищными товариществами было построено и восстановлено 257 квартир общей площадью 13766 м2 на сумму 406639 руб., что составляло 93% общего плана по жилищному строительству8.

Таблица 2

Распределение жилищного фонда г. Саратова по видам эксплуатации

Категория пользователей Площадь жилфонда, м2 То же, % к итогу 1927/28 г., % к 1925/26 г.

1925/26 г. 1926/27 г. 1927/28 г. 1925/26 г. 1926/27 г. 1927/28 г.

Находится в непосредственном пользовании Коммунотдела 414054 222598 139752 52,0 33,1 25,9 33,7

ЖАКТы 97880 341083 419444 14,6 50,6 63,2 428,0

Учреждения и смешанного пользования 143672 95906 93305 21,5 14,6 14,0 64,9

Частные арендаторы 12266 12863 12863 4,9 1,7 1,9 104,0

Итого муниципального фонда 667872 671182 665364 100 100 100 -

ГСНХ, край и окрСНХ 200 2150 2150 - - - -

Жилищно-строительная кооперация 13120 13580 20041 - - - 153,0

Всего по обобществлен.секторе 681192 686912 687555 - - - -

Табл. сост. по: Обзор хозяйства и культуры Саратовского округа. С. 197.

Таблица 3

Жилищное строительство в г. Саратове в 1926-1928 гг.

Застройщик 1926/27 г., м2 1927/28 г., м2 Затраты, руб.

Частник 7200 14580 3994000

Горкоммунотдел - 2097 1939570

РЖСКТ - 5548 1156811

Промышленное предприятие - 4716 821759

Табл. сост. по: Материалы к отчету о работе Саратовского городского Совета рабочих красноармейских депутатов XVI созыва за время с марта 1927 г. по сентябрь 1928 г. Саратов, 1928. С. 59-61.

Состояние жилищного строительства г. Саратова в 1926-1928 гг. характеризуют данные табл. 3.

Из табл. 3 видно, что объемы частного строительства значительно превышали возможности всех остальных застройщиков. Причем из 2004 поданных заявлений в 1928 г. на частное жилищное строительство было удовлетворено лишь 11249.

По своему качественному состоянию 80% всех городских жилых строений Нижнего Поволжья относилось к деревянным, 6,7 - к каменным,

4,7 - к смешанным и 8,6 - прочие10, к тому же более 2/3 основного жилого фонда региона приходилось на города с наибольшим коэффициентом изношенности: в Саратове и Вольске - от 35 до 50%, в Сталинграде и Астрахани - от 44 до 50%11.

В 1927 г. глава советского правительства А.И. Рыков был вынужден открыто признать, что с жилищами «в целом ряде районов - чуть ли не хуже, чем до войны»12. Как отмечалось в «Контрольных цифрах народного хозяйства СССР», накануне «великого перелома» рост жилой площади все еще отстает от роста городского населения13.

Переход к ускоренной индустриализации привел к ухудшению жилищных условий людей из-за резкого роста числа городских жителей.

Выход из этого положения власти видели в возвращении к «квартирному переделу», который возобновился в конце 1927 г. на основании права на самоуплотнение. Согласно этому праву, владельцы или съемщики квартир могли вселять к себе на излишки площади любого человека. Из-

лишком же считалась площадь, превышавшая санитарную норму в 8 м2. Как отмечает Н.Б. Лебина, право на самоуплотнение можно было реализовать в течение трех недель, а затем вопрос переходил в прерогативу домоуправления14. Вскоре практика подселения на жилплощадь приобрела повсеместный характер, а понятие о коммуналках прочно и надолго вошло в повседневную жизнь советских людей. По мнению Н.Б. Лебиной, именно коммунальное проживание формировало чувство советского коллективизма. Всеобщая нужда нивелировала любые личностные различия и способствовала формированию особого социалистического конформизма, свойственного стае15.

В конце 1920-х гг. в жилищной политике усилилась социально-классовая линия. Так, в 1929 г. в ходе обследования комиссией ЦК ВКП(б) саратовской партийной организации было выявлено «систематическое снижение удельного веса рабочих», проживавших в жактах и домах городского коммунального отдела16. Об этом свидетельствовали и данные Саратовского городского совета.

Социальный состав населения муниципализированных домов в 1928 г.17,%: рабочие - 13,4, служащие - 58,3, безработные - 12,5, состоящие на соцобеспечении - 5,8, учащиеся и красноармейцы - 3,4, малоимущие-3,0, кустари - 2,7, прочие-0,9.

В Сталинграде почти % рабочих фабричнозаводской промышленности проживало в частных домах и снимало квартиры и лишь 27% занимали

комнаты в жилищном фонде коммунального от-дела18. В Астрахани городской жилой фонд насчитывал 1009,5 тыс. м2 (в 1913 г. - 831,3 тыс. м2), из которых 43% принадлежала рабочим, в среднем по 3 м2 жилплощади на человека19.

В результате дополнительной муниципализации жилья, проводившейся во второй половине 1929 г., из благоустроенных домов выселялись «нетрудовые элементы», уплотнялась жилая площадь в жактах. В 1929/30 г. в распоряжение Саратовского городского совета поступило

21 092 м2 жилья, три четверти которого было выделено рабочим20. В Астрахани за это же время было обобществлено 430 городских домовладений общей жилой площадью 97 490 м2, а выселение «нетрудового элемента» из домов городской кооперации дало дополнительно 2388 (м2)21.

Президиум Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета в своем постановлении от 30 января 1929 г. обязал местные коммунальные отделы предоставлять рабочим не менее 75% вновь возводимой и освобождавшейся жилой площади. Осуществление этого решения позволило к 1932 г. вплотную приблизить норму обеспеченности жильем рабочих к средним показателям всего городского населения22, а к 1934 г. уже половину жилого фонда жактов в регионе занимали рабочие23.

С конца 1920-х гг. кооперативное и частное жилищное строительство постепенно сходит на

нет, оказавшись под контролем и финансовым обеспечением администрации предприятий. Так, с 1928 по 1930 г. удельный вес частных застройщиков в Нижне-Волжском крае сократился с 38,4 до 5,6%, а доля промышленности и транспорта в жилищном строительстве возросла соответственно с 22,3 до 74,1%24. Жилье стало рассматриваться в качестве мощного средства закрепления рабочих на производстве. В ноябре 1932 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР, предусматривавшее за нарушение трудовой дисциплины выселение рабочих с занимаемой жилплощади25.

Жилищное строительство не входило в приоритетные направления индустриализации и осуществлялось по остаточному принципу. По подсчетам В.С. Тяжельниковой, доля затрат в этой сфере в годы первых трех пятилеток составляла лишь половину аналогичного показателя за период с 1923 по 1928 г.26 При этом местные власти четко осознавали «отставание городского коммунального хозяйства от общего хозяйственного строительства» и старались принимать такие решения, «чтобы этот участок не являлся тормозом роста промышленности»27.

Ассигнования на жилищное строительство за годы первой пятилетки по городам Нижнего Поволжья составили 92,4 млн руб.28 В результате жилой фонд получил следующее развитие (с учетом износа и сноса жилых зданий) (табл. 4).

Таблица 4

Рост жилищного фонда крупных городов Нижнего Поволжья за годы первой пятилетки

Город Жилой фонд на конец года, тыс. м2

1928 1929 1930 1931 1932

Саратов 1219,1 1241,3 1264,1 1290,6 1326,1

Сталинград 914,7 971,8 1015,0 1079,0 1219,8

Астрахань 980,7 1009,5 1016,1 1016,5 1028,6

Табл. сост. по: Нижнее Поволжье. С. 377; Сталинградский край к первому краевому съезду Советов. С. 71; Астраханский округ. В помощь агитатору // Коммунист. 1939. № 255.

Из данных табл. 4 следует, что общий жилищный фонд городов возрос с 3114,5 до 3574,5 тыс. м2, или на 460 тыс. м2. Наиболее высокий прирост наблюдался в Сталинграде (33%), в Саратове - 8,8%, а наименьший - в Астрахани (4,8%). Центральные власти уделяли большое внимание г. Сталинграду, как центру советского тракторостроения. За три года (1931-1933 гг.) здесь было возведено жилья в три раза больше, чем в Саратове и Астрахани вместе взятых29.

Однако рост численности городского населения региона значительно превышал объемы жилищного строительства. В Саратове за 1928-1932 гг. население возросло в полтора раза. В Сталинграде темпы роста населения в три раза превышали темпы увеличения жилой площади. За годы первой пятилетки, как уже отмечалось, ее прирост составил 33%, а численность населения увеличилась на 180%. Это

привело к снижению средней нормы обеспеченности жильем в городе до 3 (м2)30. Если в целом по стране средняя норма жилплощади на одного члена рабочей семьи снизилась с 5 м2 в 1928 г. до 4,3 м2 в 1932 г., то в городах Нижне-Волжского края она опустилась до 3,7 (м2)31.

Новое жилье строилось, как правило, вокруг возводимых заводов, часто без соблюдения санитарно-гигиенических условий и носило по преимуществу временный характер. Однако, как известно, выстроенные наспех в те годы бараки стали постоянным местом обитания многих миллионов рабочих семей. Но и такого жилья не хватало: к концу 1931 г. лишь 40% рабочих СТЗ имели квартиры в рабочем поселке, на СЗК - 30, на «Красном Октябре» - 29%32.

За годы второй пятилетки масштабы жилищного строительства значительно возросли (табл. 5).

Таким образом, за четыре года второй пятилетки жилищный фонд крупных городов Нижнего Поволжья увеличился на 238939 м2. По-прежнему первоочередное внимание в жилищном строительстве уделялось Сталинграду. В строительную организацию «Сталинградстрой» направлялась основная часть средств, материалов и кадров стро-

ителей из других районов края. За отмеченный период здесь было построено 130 455 м2 жилья, в Саратове - 80 902, а в Астрахани - 27 582 м2. Несмотря на это, тенденция отставания темпов жилищного строительства от роста численности городского населения региона сохранялась (табл. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Распределение жилого фонда крупных городов Нижнего Поволжья по годам ввода в эксплуатацию

1933 1934 1935 1936

Город Число строений Их жилая площадь, м2 Число строений Их жилая площадь, м2 Число строений Их жилая площадь, м2 Число строений Их жилая площадь, м2

Саратов

Дома 31 17365 33 11411 52 22825 88 25236

Бараки 1 334 8 3633 6 2798 - -

Сталинград

Дома 68 22414 79 29313 40 23668 54 37060

Бараки 28 6161 14 4099 7 1951 19 5789

Астрахань

Дома 20 5235 9 6383 30 8623 22 5030

Бараки 1 384 3 1112 7 815 - -

Итого 149 51893 146 55951 142 60680 183 70415

Табл. сост. по: ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 28. Д. 258. Л. 16-17; Д. 259. Л. 1-2, 17.

Таблица 6

Рост численности населения и жилищного фонда крупных городов Нижнего Поволжья

Город Численность населения, человек Жилой фонд, тыс. м2 На одного жителя приходилось, м2

1926 г. 1939 г. 1928 г. 1939 г. 1928 г. 1939 г.

Саратов 219547 372002 1219,1 1420 5,5 3,8

Сталинград 15149 445312 914,7 1629 6,0 3,6

Астрахань 184301 253595 980 1188 5,3 4,6

Табл. сост. по: Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 336. Д. 140. Л. 4, 8-10; Материалы к отчету Саратовского городского Совета РК и КД с 1931 г. по 1 июля 1939 г. Саратов, 1939. С. 50; Сталинградская область. Сталинград, 1940. С. 190.

Как видно из приведенных расчетов, наиболее благоприятная жилищная ситуация складывалась в Астрахани, что объяснялось, с одной стороны, не столь стремительным ростом населения по сравнению с другими городами региона, а с другой - возобновившимся частным жилищным строительством. При этом основная часть городского населения (70%) продолжала проживать в мелких домах деревянного, саманного и глинобитного типа, около 20% которых были совершенно не пригодны для проживания33.

Трудности в решении жилищной проблемы были неразрывно связаны с состоянием коммунального хозяйства региона, которое, по признанию местных властей, являлось «одной из наиболее отсталых отраслей народного хозяйства»34. Вопрос о тяжелом положении коммунального хозяйства Нижне-Волжского края стоял на обсуждении I краевого съезда Советов в 1928 г. и нашел отражение в постановлении съезда: «Необходимо

наметить решительный перелом в этой отрасли, а также должны быть приняты меры к увеличению коммунального обслуживания рабочих районов в крупных городах края»35.

Коммунальное хозяйство г. Саратова в 1928 г. по всем основным показателям являлось наиболее крупным в Нижнем Поволжье. Здесь еще в середине XIX в. был построен городской водопровод, сначала деревянный, а затем металлический. В 1910-1913 гг. по проекту профессора Чижова в Саратове была устроена канализация. С 1915 г. в Сталинграде начала функционировать уличная канализация, а с 1934 г. - в Астрахани36.

По сравнению со среднестатистическими данными норм потребления коммунальных услуг РСФСР нижневолжские города располагались следующим образом (табл. 7).

Из табл. 7 следует, что по таким видам коммунальных услуг, как водопровод, канализация и трамвай, темпы прироста норм на одного жителя

Динамика потребления коммунальных услуг в расчете на одного жителя

Таблица 7

Регион 1928/29 г. 1930/31 г. % роста

1. Водопровод (годовое потребление воды, м3)

РСФСР (без Москвы и Ленинграда) 9,8 10,3 5,1

Города Нижне-Волжского края 5,5 6,0 9,0

Саратов 10,0 10,4 4,0

Сталинград 5,1 6,0 17,6

Астрахань 5,0 5,0 -

2. Электростанция (годовое потребление электроэнергии, кВт/ч)

РСФСР 27,3 39,6 45,0

Города Нижне-Волжского края 17,7 25,4 43,5

3. Канализация (сточные воды в год, м3)

РСФСР 10,1 10,8 2,0

Саратов 6,3 6,7 6,8

Сталинград 1,4 1,7 21,4

4. Трамвай (количество поездок в год)

По РСФСР 216 233 8,0

Города Нижне-Волжского края 104 140 34,6

Табл. сост. по: Народное хозяйство и культурное строительство РСФСР. С. 234-237.

по городам Нижне-Волжского края значительно превосходили общероссийские показатели. Среди городов региона наиболее быстрыми темпами росло коммунальное хозяйство Сталинграда. Так, мощность городского водопровода возросла с 500 м3 в час в 1913 г. до 2660 м3 - в 1933 г. и 3377 м3 - в 1939 г., т.е. в 6,7 раза. Протяженность уличной водопроводной сети увеличилась с 53 км в 1913 г. до 179 км - в 1939 г., т.е. в 3,5 раза. Если средняя норма потребления воды на одного человека в Царицыне составляла в 1915 г. 20,6 л в сутки, то в 1939 г. - 82,1 л, т.е. в 4 раза больше37.

В коммунальное хозяйство и благоустройство Саратова за 1934-1939 гг. было вложено 56 625,8 тыс. руб. Водопроводная сеть выросла с 138 км в 1917 г. до 189,6 км - в 1934 г. и 205,1 км

- в 1939 г. Подача воды в сутки увеличилась с 18,9 тыс. м3 в 1934 г. до 28,5 тыс. м3 - в 1939 г. В 1939 г. уличная канализационная сеть охватывала до 30% домов г. Саратова и составляла 71,7 км38.

В Астрахани первоочередной задачей для городских служб была постройка канализации. Работы были начаты еще в 1914 г. на средства земств, однако с началом Первой мировой войны остановились. Лишь в начале августа 1927 г. в Астрахань прибыла комиссия из специалистов от ГУКХа для ознакомления на месте с вопросом

о возобновлении работ по постройке канализации39. В 1934 г. городская канализация вошла в эксплуатацию, а в 1939 г. уже 260 домовладений

40

подключились к ее сети40.

В 1934 г. в Астрахани началось строительство нового водопровода мощностью 24,7 тыс. м3 в сут-

ки, который в 1939 г. уже подавал жителям города

5441,7 тыс. м3 воды в сутки. Это означало, что на одного горожанина приходилось уже не 5 л, как в 1931 г., а 21,5 л воды в сутки41. Правда, число домовых присоединений к водопроводу в 1939 г. составляло всего 43% (2230 домов) из общего количества городского жилищного фонда42. Коммунальные службы города выход из создавшегося положения нашли в значительном увеличении количества водозаборных будок. Если в 1930 г. их насчитывалось всего 48, то в 1937 г. - 201, а в 1939 г. - 27943. Несмотря на некоторые неудобства, данная форма водоснабжения представляла собой определенный прогресс, во всяком случае, по сравнению с досоветским временем.

Одним из показателей благоустроенности городов Нижнего Поволжья являлось состояние общественного транспорта. В повседневную жизнь горожан в 1920-1930-х гг. все больше входили трамваи и автобусы, вытесняя лошадиный извоз. Первый трамвай в Нижнем Поволжье был построен в Астрахани Бельгийским акционерным обществом в 1902 г. В 1917 г. длина трамвайных путей составляла 48,9 км, а количество моторных вагонов - 50 штук44. В годы Гражданской войны трамвай был частично разрушен и использовался лишь на военные нужды.

В 1930-е гг. трамвайное обслуживание населения Астрахани расширилось (табл. 8).

Данные табл. 8 свидетельствуют о динамике роста подвижного состава трамвайного парка и количества перевезенных пассажиров. Однако протяженность пути не достигла уровня 1917 г. и

Трамвайное обслуживание населения Астрахани

Таблица 8

Показатели 1930 1931 1937 1938 1939

Число моторных вагонов 55 62 75 78 78

Перевезено пассажиров, тыс. чел 34468 42300 35501 40706 44783

Протяженность пути, км 40,7 40,7 47,7 47,7 47,7

Табл. сост. по: ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 9. Д. 9. Л. 45-47.

охватывала лишь 16-19 % улиц города. Изношенность трамвайного оборудования составляла 85%, а путей - 80-90%45.

Документы местных коммунальных отделов свидетельствуют о том, что трамвайное хозяйство в 1920-1930-х гг. являлось «одним из наиболее узких мест в системе городского хозяйства»46. Среди главных недостатков выделялись такие, как дефицит вагонов, приводивший к их перегрузке до 200-300%, перебои в движении из-за слабой энерговооруженности, изношенность трамвайного оборудования и путей47.

В 1930-х гг. трамвайное сообщение получило широкое развитие и в Сталинграде. Здесь трамвай был построен ещё в 1913 г. и к 1917 г протяженность путей составляла 26,1 км, а число пассажирских вагонов - 27. В 1939 г. эксплуатация однониточной линии достигла 67,1 км, а количество вагонов - 138. Если в 1917 г. на одного жителя города приходилось 70 поездок в год, то в 1939 г. - 20048.

В Саратове появление трамвая также было связано с Бельгийским акционерным обществом,

которое 1907 г. приступило к строительству путей. Частичная эксплуатация трамвая началась 7 ноября (24 октября) 1908 г., а полная - в 1912 г. В соответствии с договором концессия Бельгийского акционерного общества должна была продлиться до 1920 г., после чего трамвайное хозяйство в целом переходило в собственность городского самоуправления. Трамвайная сеть в 1917 г. охватывала, главным образом, центральную часть города и составляла 77,3 км при наличии 87 вагонов. В 1918 г. трамвайное хозяйство было национализировано и перешло в Управление саратовского трамвая и освещения при губернском коммунальном отделе. В годы Гражданской войны ремонт трамваев почти не производился из-за отсутствия запасных частей, которые раньше привозились из заграницы. В результате износа оборудования и путей в 1920 г. на линию выходило всего 5 вагонов49. В 1920-1930-х гг. трамвайное хозяйство было не только восстановлено, но и значительно расширилось (табл. 9).

Таблица 9

Трамвайное обслуживание населения г. Саратова

Показатели 1917 1926/27 1937 1940

Длина одиночных путей, км 77,3 83,7 103,2 125,7

Количество вагонов, шт 87 79 153 168

Перевезено пассажиров, тыс./чел. 25407,7 23781,7 75000,0 94000,0

Пробег 1 вагона в год, км 38,6 66,4 107,0 112,0

Число поездок на 1 жителя 114 112 187 198

Табл. сост. по: ГАСО Ф. Р-210. Оп. 5. Д. 2. Л. 2-8.

На основании приведенных данных можно говорить о том, что за годы предвоенных пятилеток в Саратове было вновь построено 42 км трамвайных путей, связывавших центр города с окраинами. Если в 1917 г. функционировало 10 маршрутов, то в 1940 г. - 14. В 1929 г. была построена Пролетарская линия протяженностью 9,4 км, в 1930-1931 гг. удлинен Ильинский маршрут до завода комбайнов. В следующем году открылось движение от СЗК до Крекинга (6,3 км), а в 1934— 1935 гг. - Красноармейский маршрут (6,08 км). Это позволяло рабочим без пересадок доезжать до работы и обратно. В 1933-1934 гг. были построены подстанции № 1, 2, 3, 4 общей мощностью 1960 кВт, а в 1935 г. вступило в эксплуатацию новое депо на 60 закрытых и 120 открытых ва-

гон/мест50. Планово-предупредительный ремонт трамвайного оборудования стал производиться регулярно с использованием запасных частей отечественного производства.

Однако даже столь значительное расширение трамвайного хозяйства не могло полностью удовлетворить потребности растущего городского населения. Одним из недостатков саратовского трамвая являлось отсутствие регулярности движения по жесткому графику. Отчасти это объяснялось тем, что трамвай в 8 местах пересекался с железнодорожными линиями, что вызывало большие простои. Кроме того, вследствие недостаточного финансирования более 16 км путей и 100 стрелочных переводов были сильно изношены и затрудняли движения. Горожане постоянно жа-

ловались через газету «Коммунист» на большие очереди в ожидании трамвая, тесноту и давку в вагонах, грубость вожатых и кондукторов51. Следует отметить и достаточно высокую стоимость проезда в трамвае: с августа 1931 г. она составляла

10 коп. в городе и от 15 до 20 коп. - по дачным линиям. В 1940 г. плата за проезд в трамвае в Саратове составляла 20 коп.52

В 1930-х гг. с целью разрешения транспортного вопроса в городах Нижнего Поволжья организуется автобусное сообщение. Первые общественные автобусы появились в Сталинграде в 1931 г., затем в Астрахани в 1933 г. В Саратове автобусное сообщение открылось в 1935 г. девятью машинами. Этот новый вид общественного транспорта охватывавший, как правило, городские районы, не связанные трамвайными линиями, становился все более популярным. К 1940 г. в

Астрахани курсировало 13 автобусов, в Саратове -15, в Сталинграде - 24, не считая ведомственного автотранспорта промышленных предприятий53.

Единственным недостатком здесь в условиях значительного роста численности городского населения являлось недовыполнение плана по количеству автобусов, что приводило к существованию больших интервалов на маршрутах и тесноте в салоне общественного транспорта. В 1939 г. в бюджете рабочих семей городского населения Нижнего Поволжья доля расходов на авто- и электротранспорт более чем в 3 раза превышала оплату извозчиков, составляя 111 руб., против 31 руб.54

Общую сравнительную характеристику состояния основных элементов коммунального хозяйства крупных городов Нижнего Поволжья дает табл. 10.

Таблица 10

Развитие коммунального хозяйства крупных городов Нижнего Поволжья в 1920-1930-х гг

Показатели Саратов Сталинград Астрахань

1927 1939 1927 1939 1927 1939

Длина улиц, км 247 295,1 251 349 169 250

Замощенность улиц, км 101 124,1 28,5 145 71 101

Число уличных электрических фонарей, шт 515 2600 365 3308 35 971

Длина сети водопровода, км 169 215,2 73 179,4 61 116,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длина уличной канализации, км 46,3 74,7 31,8 59,7 - 34,1

Количество городских бань 14 13 10 22 14 13

Длина трамвайных путей, км 83,7 125,7 31,6 67,1 35,5 53,3

Число городских автобусов - 15 - 24 - 13

Табл. сост. по: ГАСО. Ф. Р-2052. Оп. 31. Д. 3. Л. 106-113; Д. 4. Л. 160-166; Д. 95. Л. 4-10, 33; Обзор хозяйства и культуры Саратовского округа. С. 193; Материалы к отчету о работе Саратовского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов XVI созыва. С. 69; Народное хозяйство и культурное строительство РСФСР. С. 234-237, 243; Материалы к отчету Саратовского городского Совета РК и КД с 1931 по 1 июля 1939 г. С. 42-43; Сталинградская область. С. 190-194; Сталинградская область в цифрах. С. 84-88.

Сопоставление приведенных данных позволяет констатировать значительные изменения в коммунальном хозяйстве городов Нижнего Поволжья, выразившиеся в увеличении мощности водопровода, протяженности улиц, канализации и трамвайных путей.

Поскольку жилищно-коммунальное хозяйство Саратова до 1917 г. являлось наиболее крупным в Нижнем Поволжье, то и масштабы обобществленного жилого фонда здесь к концу 1920-х гг. значительно превосходили аналогичные показатели других городов региона. В годы новой экономической политики задачи восстановления и строительства жилья решались совместными усилиями горкоммунотделов, РЖСКТ, промышленных предприятий и частников, причем доля последних значительно превышала возможности всех остальных застройщиков. Свертывание нэпа и переход к плановой централизованной экономике привели к сокращению объемов работ частников, а наиболее широкое жилищное строительство развернулось вокруг новостроек

и крупных промышленных предприятий, как правило, на окраинах городов. В этот период первоочередное внимание в жилищном строительстве уделялось Сталинграду, жилой фонд которого за 1928-1939 гг. увеличился на 715 тыс. м2, в то время как в Саратове - на 201 тыс. м2, а в Астрахани - на 20855. Причем в Саратове, и особенно в Астрахани, в отличие от Сталинграда, вновь превалировало возобновившееся частное строительство, позволявшее несколько сгладить жилищную проблему. За этот же период численность населения в Сталинграде возросла в 2,9 раз, в Саратове - в 1,6 и Астрахани - 1,3 раза, что привело к снижению средней нормы жилплощади на одного жителя с 5,5 м2 в 1928 г. до 4,1 м2 - в 1939 г.

Таким образом, жилищная политика советской власти в 1920-1930-е гг. носила классовый характер и была мощным идеологическим инструментом большевиков. Создание нового быта напрямую связывалось с задачами индустриализации и было полностью поставлено под государственный контроль. Вся социальная политика с

ее коммунальными квартирами, общежитиями и бараками отвергала буржуазный индивидуализм, нивелировала любые личностные различия и способствовала формированию советского коллективизма. На это были направлены усилия местных властей по муниципализации и перераспределению жилья по классовому принципу за счет непролетарских слоев населения. В 1930-е гг. государство, ставшее монопольным собственником жилья, превратило его в один из главных рычагов социального контроля. Несмотря на рост городского жилого фонда Нижнего Поволжья, главным образом за счет частного строительства, количество жилой площади на одного человека в

1930-е гг. продолжало уменьшаться из-за резкого роста числа городских жителей.

За годы предвоенных пятилеток произошли значительные изменения в коммунальном хозяйстве городов региона: увеличились мощности водопровода, протяженность улиц, канализации, трамвайных путей и т.д. Благодаря приоритетному финансированию, Сталинград к концу 1930-х гг. стал наиболее благоустроенным из городов Нижнего Поволжья, обогнав по ряду показателей Саратов.

Примечания

1 Черных А.И. Жилищный передел. Политика 20-х гг. в сфере жилья // Социс. 1995. № 10. С. 71.

2 Смирнова Т.М. Жилищная политика в годы нэпа // Ежегодник ист.-антропол. исследований. 2001/2002. М., 2002. С. 278.

3 См.: Астраханская губерния. Экономическое, административное и финансовое состояние. Материалы к докладу в Совете народных комиссаров РСФСР Астраханского губернского исполнительного комитета. Р.К.К.Л.К.Д. Астрахань, 1928. С. 49.

4 Корноухова Г.Г. Повседневность и уровень жизни городского населения СССР в 1920-1930-е гг. (на материалах Астраханской области): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. С. 89.

5 См.: СЗ СССР. 1924. Отдел первый. № 5. С. 60.

6 См.: Обзор хозяйства и культуры Саратовского округа. Саратов, 1929. С. 193.

7 См.: Сталинградский край к первому краевому съезду Советов. Сталинград, 1935. С. 72; Астраханская губерния. С. 35.

8 См.: Отчет Астраханского горсовета рабочих, красноармейских, ловецких и крестьянских депутатов за время работы XIII созыва (март 1929 - январь 1930 г). Астрахань, 1930. С. 71.

9 Там же. С. 58.

10 См.: Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г Краткие сводки. Вып. VI. С. 6, 10.

11 См.: ВасильевВ.А. Жилищное строительство в городах Нижне-Волжского края в годы первой пятилетки // Поволжский край. Саратов, 1988. Вып. 10. С. 120.

12 Всероссийский XIII съезд советов. М., 1927. С. 142.

13 Контрольные цифры народного хозяйства СССР за 1928-1929 год. М., 1929. С. 163.

14 См.: ЛебинаН.Б. Коммунальный, коммунальный, коммунальный мир...// Родина. 1997. № 1. С. 18.

15 Там же. С. 18.

16 Поволжская правда. 1929. 7 января.

17 См.: Материалы к отчету о работе Саратовского городского совета рабочих и красноармейских депутатов XVI созыва. С. 63.

18 Государственный архив новейшей истории Саратовской области (далее - ГАНИСО). Ф. 55. Оп. 1. Д. 10. Л. 36.

19 См.: Астрахань. Справочная книга. Сталинград, 1937. С. 241.

20 См.: Отчет Саратовского горсовета рабочих и красноармейских депутатов XVIII созыва. Саратов, 1930. С. 28.

21 См.: Отчет Астраханского исполнительного комитета с октября 1928 г. по февраль 1930 г. Астрахань, 1930. С. 95.

22 См.: ВасильевВ.А. Указ. соч. С. 121-122.

23 См.: Народное хозяйство и культурное строительство РСФСР: Стат. справочник. М., 1935. С. 248.

24 См.: Сборник законов СССР 1932. № 7-8. С. 475-476.

25 См.: Два года пятилетки. Материалы к отчету НижнеВолжского Краевого исполнительного комитета Советов РК и КД за период от 1 до 11 Краевого съезда Советов. Саратов, 1937. С. 47.

26 См.: Тяжельникова В.С. Заводское жилье в 1935 г. -первой половине 1960-х гг. // Вест. РУДН. Сер. История России. Раздел: История повседневности. 2003. № 2. С. 99.

27 Сталинградский край к первому краевому съезду Советов. Материалы к отчету Сталинградского краевого исполнительного комитета Советов РК и КД за период

1931-1934 гг Сталинград, 1935. С. 71.

28 См.: Нижнее Поволжье. Сталинград, 1934. С. 379.

29 См.: Васильев В.А. Указ. соч. С. 126.

30 См.: Материалы к отчету Нижне-Волжского крайкома ВКП (б). Сталинград, 1934. С. 99.

31 См.: Материалы к отчету Нижне-Волжского крайкома ВКП (б). Саратов, 1932. С. 67; Васильев В.А. Указ. соч. С. 127.

32 См.: Поволжская правда. 1931. 22, 31 окт.; Васильев В.А. Указ. соч. С. 126.

33 См.: Астрахань. Справочная книга. Сталинград, 1937. С. 241.

34 Обзор хозяйства и культуры Саратовского округа. Саратов, 1929. С. 192.

35 Там же.

36 См.: Народное хозяйство и культурное строительство РСФСР. С. 237.

37 См.: Сталинградская область. С. 190-191.

38 См.: Материалы к отчету Саратовского городского Совета РК и КД с 1931 по 1 июля 1939 г. Саратов, 1939. С. 42-43.

49 См.: Астраханская губерния. С. 53.

40 ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 9. Д. 9. Л. 50 об.

41 Там же. Л. 50.

42 Там же.

43 ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 9. Д. 9. Л. 50/

44 См.: Сталинградская область. С. 194.

45 ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 9. Д. 9. Л. 46.

46 О развитии городского хозяйства Сталинграда. Сталинград, 1940. С. 11.

47 ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 9. Д. 9. Л. 48.

48 Сталинградская область в цифрах: Краткий стат. справочник. Сталинград, 1939. С. 83.

49 Государственный архив Саратовской области (далее ГАСО).Ф. Р-210. Оп. 5. Д. 2. Л. 3-5.

50 ГАСО Ф. Р-210. Оп. 5. Д. 2. Л. 7-8.

УДК [94:327] (470—89+485)

ЛИЧНОСТИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ: АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПАЛИЦЫН

Я.Н. Рабинович

Саратовский государственный университет, кафедра истории России E-mail: RabinovichYN@yandex.ru

В центре внимания автора статьи - судьба одного из малоизвестных деятелей Смуты, оказавшегося в эпицентре событий, связанных с борьбой нового правительства Михаила Романова против шведских и польских интервентов. Подробно рассмотрена запутанная хронология событий завершающего периода Смуты в 1613-1614 гг., активное участие в которых принимал Андрей Федорович Палицын, единственный из военачальников Смуты, дважды награжденный за свои боевые заслуги «шубой с царского плеча».

Ключевые слова: Смутное время, Швеция, Яков Делагарди, Андрей Палицын, Рамышевский острог, Старая Русса, Новгород, «казачий воевода».

The Personalities of the Time of Troubles: Andrey Fyodorovich Palitsin Y.N. Rabinovich

The author of this article attracts readers’ attention to a life of one of the little-known figures of the Time of Troubles who was in the epicenter of events related to the struggle of the new government of Michael Romanov against the Swedish and Polish interventionists. This personality is Andrey Fyodorovich Palitsin. The tangled chronology of events concluding the period of Troubles in 1613-1614 is described in detail. Palitsin took an active part in those events and was the only commander of that period, who was rewarded twice for his militant services by “the tsar’s fur coat”.

Key words: The Time of Troubles, Sweden, Yakov Delagardi, Andrey Palitsin, Ramyshevsky stockade, Staraya Russa, Novgorod, “Cossacks’ voivode.”

Андрей Федорович Палицын - двоюродный племянник известного деятеля Смуты келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына. Его отец - Федор Сысоевич Зерзнев-Палицын был двоюродным братом Авраамия. А.Ф. Палицын

- типичный представитель людей, прошедших сквозь Смуту и выдвинувшихся при Михаиле

51 Там же. Д. 251. Л. 15, 18, 36.

52 Там же. Ф. Р-2052. Оп. 31. Д. 4. Л. 75.

53 См.: ГАРФ Ф. А-374. Оп. 9. Д. 1940. Л. 49-50; Материалы к отчету Саратовского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов XX созыва за первое полугодие 1936 г. Саратов, 1936. С. 42; Сталинградская область в цифрах. С. 84.

548ГАРФ Ф. А-374. Оп. 9. Д. 9. Л. 52.

55 ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 28. Д. 258. Л. 16-17; Д. 259. Л. 1-2, 17.

Федоровиче. С.В. Бахрушин отмечал, что таких, как Андрей Палицын, «было много среди бывших тушинцев, всплывших на поверхность при новой династии». Историк в своей статье об этом «русском интеллигенте XVII века» основное внимание уделил его жизни в конце 1620-х - начале 1630-х гг., когда А.Ф. Палицын два года был воеводой в Мангазее1. Однако о более раннем периоде его биографии С.В. Бахрушин приводит лишь отрывочные сведения. В настоящее время, имея новые источники, можно добавить дополнительные штрихи к биографии Андрея Федоровича Палицына и осветить некоторые неизвестные ранее события Смуты, непосредственным участником которых был наш герой.

С.В. Бахрушин указал на ряд особенностей личных свойств характера Андрея Палицына. Это был образованный человек, который хорошо писал, обладал большим темпераментом. Будучи воеводой в Мангазее, А.Ф. Палицын писал государю Михаилу Федоровичу о самых интимных подробностях своей личной жизни. В этих отписках отражается личность самого автора, своеобразного представителя московской «интеллигенции» начала XVII в., умственные запросы которой были пробуждены событиями Смуты2.

А.Ф. Палицын принадлежал к семье, до начала XVII в. не занимавшей заметного положения в массе среднего дворянства. Его предки служили в XVI в. по выбору по Новгороду - здесь в Деревской и Обонежской пятинах находились их поместья. Родился Андрей Палицын в конце 1580-х годов. Впервые он упомянут в десятне Деревской пятины в качестве неслужилого новика по верстанию 1605/06 г3. В это время Андрей Палицын служил у окольничего ЯМ. Годунова (с 1604 г.), вскоре после смерти которого (1607 г.) Палицын примкнул к тушинцам, как и многие другие мелкие служилые люди4.

Осенью 1608 г. тушинский боярин Иван Заруцкий отправил А.Ф. Палицына в Тоть-

© Я.Н. Рабинович, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.