Научная статья на тему 'Жилищный вопрос в городах Советской провинции во второй половине 20-х 30-е гг. Xx В. (на материале Нижнего Поволжья'

Жилищный вопрос в городах Советской провинции во второй половине 20-х 30-е гг. Xx В. (на материале Нижнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюрин Алексей Олегович

В конце 20-х 30-е гг. XX в. в Советской России, в связи с начавшейся индустриализацией промышленности и коллективизацией сельского хозяйства происходила массовая миграция сельского населения в города страны. Быстрый рост городского населения обострил жилищную проблему в городах. В данной статье, на основе архивного материала, анализа статистических сборников и справочников изучаемого периода, показано, каким образом и насколько успешно центральные и местные органы власти пытались решить жилищную проблему в городах Нижневолжского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Housing Problem of Soviet Regions in the Second Half of the 20ies in the 30ies of the XXth Century (on the Lower Volga Region Materials)

At the end of the 20, es and in the 30ies of the XXth century in Soviet Russia, due to the started industrialization of the production sector and collectivization of the agricultural sector, there happens mass migration of the rural population to the cities of the country. The rapid upsurge of the urban population escalates the housing problem in the cities. In the given article, based on the archival sources and the analysis of statistical digests and guides of the period under review, it is shown in what way the state and the local authorities endeavored to solve the housing problem in the cities of the Lower Volga region.

Текст научной работы на тему «Жилищный вопрос в городах Советской провинции во второй половине 20-х 30-е гг. Xx В. (на материале Нижнего Поволжья»

История российской повседневности

жилищный вопрос в ГОРОДАХ СОВЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20-Х - 30-Е ГГ. XX В.

(НА МАТЕРАЛЕ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

А.О. ТЮРИН

Кафедра отечественной истории Астраханский государственный университет 414056, Астрахань, ул. Татищева 20

В конце 20-х - 30-е гг. XX в. в Советской России, в связи с начавшейся индустриализацией промышленности и коллективизацией сельского хозяйства происходила массовая миграция сельского населения в города страны. Быстрый рост городского населения обострил жилищную проблему в городах. В данной статье, на основе архивного материала, анализа статистических сборников и справочников изучаемого периода, показано, каким образом и насколько успешно центральные и местные органы власти пытались решить жилищную проблему в городах Нижневолжского региона.

Вторая половина 20-х - 30-е гг. XX в. в истории Советской России ознаменовалась большими переменами в социально-экономической жизни государства. Советское общество, в том виде, как оно сложилось в период новой экономической политики (НЭП), стало быстро меняться. В этот период происходили перемены, в решающей мере обусловившие будущее развитие страны.

С 1928 г. начинает осуществляться форсированными методами индустриализация промышленности, а с 1929 г. сплошная коллективизация сельского хозяйства. Процессы индустриализации и коллективизации начинают формировать новое общество, ломая старые обычаи и уклад жизни, преображая целые социальные группы населения. Развитие промышленности повлекло за особой большую миграцию населения из деревни в город. Бурно, как взрыв, началось разрастание городов. Резкий рост городского населения сильно обострил жилищную проблему.

Вопрос о жилищном строительстве не раз рассматривался в ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Еще в 1926 г. на июньском объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) по докладу наркома труда В.В. Шмидта было решено создать постоянный фонд рабочего жилищного строительства из бюджетных ассигнований, из отчислений предприятий и из особого процента от страхования1. В 1927 г. в директивах XV съезда ВКП(б) по составлению пятйлетнего плана говорилось о чрезвычайном внимании к жилищному строительству2.

С 1928 г. индустриализация набирает темпы, а в городах остро встал жилищный вопрос. В этой связи партия и правительство провело обследование городского населения, проживающего в муниципализированном и национализированном жилищном фонде. В результате такого обследования выяснилось, что, например, в Астрахани в домах, принадлежащих Комхозу, проживает 46 рабочих семей и 88 семей служащих.

Обследование домов проводилось выборочно. Так, в бывшем доме домовладельца Дербовского рабочие составляли 58 % , а служащие - 42 %3.

В 1928 г. в Саратове в результате обследования выяснилось, что процент рабочих семей составлял 39 % населения города, а занимавшаяся ими площадь в коммунальных домах - 12 % к общей жилой площади. Рабочим в жилищные акционерные кооперативные товарищества (ЖАКТы) попасть было трудно, поэтому в муниципализированных домах в основном проживали торговцы и другие нетрудовые элементы, а рабочие жили в подвалах4.

Опираясь на данные обследования, власть сделала вывод, что существующее положение в жилищном вопросе не отвечает политике государства. Приоритет в обеспечении жилищной площадью необходимо было отдать рабочему классу. В 1929 г. бюро Астраханского окружкома принимает постановление: «поручить квартирной комиссии приступить немедленно к выселению из домов ГОРКО и ЖАКТов нетрудового элемента, бронируя 70 % освобождающихся квартир за рабочими»5.

В Саратове был разработан проект постановления Горсовета на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «Об ограничении проживания лиц нетрудовых категорий в муниципализированных и национализированных домах и о выселении бывших домовладельцев из этих домов», в котором говорилось следующее: «Выселить из данных домов в существующем порядке следующие категории населения: а) Лиц, источники существования коих являются занятие торговлей, поставками, посреднической деятельностью, биржевиками, а также обладающие денежными капиталами, арендаторами и собственниками предприятий.. ,»6.

В последующие годы пятилеток за социальным распределением жилищного фонда строго следили. В привилегированном положении были рабочие, особенно проживающие в крупных индустриальных центрах. Для разрешения жилищной проблемы и улучшения бытовых условий рабочих постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1928 г. был образован фонд улучшения быта рабочих (ФУБР). ФУБРы создавались на государственных предприятиях, действовали на началах хозрасчета. Их средства формировались за счет целевых отчислений предприятий. Государственные, хозрасчетные и другие предприятия на жилищное строительство выделяли для ФУБРов 15% , прочие организации - до 85 %7.

В 1930 г. ВЦСПС было разработано положение о ФУБРах, в котором предпринималась попытка привлечь трудящихся к распоряжению их средствами. Трудовые коллективы, выполнявшие план, в порядке премирования за хорошую работу на своих производственных собраниях могли принять решение об увеличении до 95 % размера средств, направляемых на жилищное строительство из ФУБРов8. Но такое положение существовало недолго. В марте 1931 г. в постановлении СНК СССР «О порядке пользования фондами» право распоряжаться средствами признавалось уже за администрацией предприятий и ударниками9. В этой связи предприятия прекращают производить отчисления в ФУБРы. Так, в Астрахани Центральный рабочий кооператив, объединение Волго-Каспий лес (ВКЛ) и др. перестали отчислять средства на строительство жилья в ФУБРы10. То же самое наблюдалось в Саратове11.

Средства ФУБРов часто использовались не по назначению. Так, 7 ноября 1929 г. на заседании президиума ВЦСПС отмечалось, что комиссия Рабоче-Крестьянской инспекции (РКИ) не смогла выяснить, какие суммы были вложены предприятиями в ФУБРы за 1928-1929 гг. Ситуация не изменилась и впоследствии. 10 мая 1931 г. на заседании президиума Нижне-Волжского Краевого совета профсоюзов говори-

лось о преступном отношении хозяйственных и профессиональных организаций в деле использования средств ФУБРов12.

Таким образом, предприятия не спешили отчислять средства в централизованный фонд, а предпочитали сами, по мере возможности, решать жилищные проблемы для своего рабочего персонала.

Большую помощь в решении жилищной проблемы должна была оказать жилищная кооперация. Еще в начале 20-х гг. появилось кооперативное строительство. Законодательно оно было оформлено постановлением ЦИК и СНК СССР в 1924 г13.

Жилищная кооперация популяризуется в средствах массовой информации и развивается в двух направлениях: в форме арендной кооперации и в форме жилищностроительной кооперации. Финансирование строительства осуществлялось за счет центрального и местного бюджетов, путем предоставления безвозмездных авансов и долгосрочных кредитов. Основными источниками были государственный бюджет, фонды улучшения быта рабочих и служащих, фонды социального страхования. Часто выделявшиеся на строительство в целом небольшие суммы из-за нехватки материалов не осваивались полностью.

Цены на жилищное строительство поднялись в 1929-1930 гг. на 18 % по сравнению с 1926-27 гг. Вместо планируемого снижения стоимости 1 кв. м. жилой застройки на 43 % , произошло его удорожание на 39 % . Для укрепления материальной базы жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) - в соответствии с постановлениями СНК СССР и РСФСР «О жилищной кооперации» и «О содействии кооперативному строительству» - увеличивались паевые вклады в жилищных кооперативах с 95 млн. руб. в 1931 г. до 195 млн. руб. в 1934 г14.

Помимо жилищно-строительных кооперативов дома строили на средства местных исполнительных комитетов и предприятий. На протяжении всех 30-х гг. ассигнования в строительство жилья увеличивались, но по сравнению с ассигнованиями в промышленность это были небольшие суммы. В конце 20-х гг. жилищный фонд увеличивался за счет индивидуального строительства.

Прирост жилищного фонда по Нижне-Волжскому краю за 1928-1929 гг. выглядел следующим образом15:

Таблица 1.

Показатель Национали- зированный Муниципли- зированный Кооператив- ный Частный

Прирост в 1929 г. по отношению к 1928 г. 15,4% 22,3 % 19,9% 73,3 %

С каждым годом увеличивалось финансирование строительства жилищного фонда. Вот, например, как выглядели капитальные вложения в жилищное строительство в 1933 г. по городам Нижне-Волжского края (в тыс. руб.)16:

Таблица 2.

Г орода Капиталовложений Исполкомы Кооперативы Предприятия

Сталинград 34 647 7 608 2 781 24 257

Саратов 3 859 - 980 2 079

Астрахань 410 - - 410

Вольск 399 - 159 240

Таким образом, жилищный вопрос решался в основном за счет предприятий, так как их суммы были самыми значительными. Заметим, что самое большое финансирование шло в Сталинград. Сталинград должен был стать индустриальной столицей края, поэтому там разворачивается строительство новых заводов и фабрик. Вследствие этого население города резко увеличивалось, поэтому жилищный кризис в городе проявился особо остро.

За 1928-1933 гг. распределение выделенных средств на жилищное строительство по городам края выглядело следующим образом: Сталинград - 55 % всех средств, Саратов -15%, Астрахань - 15 % , остальные города края - 15 %17.

В результате строительства за 1928—1933 гг. рост жилищного фонда по городам края был следующим (в тыс. кв. м)18:

1928 г. 1933 г.

Сталинград 836,3 1287,7

Саратов 1219,1 1350,4

Астрахань 1002,6 1057,4

Больше всех жилищный фонд вырос в Сталинграде, но, несмотря на большие финансовые вложение в жилищную сферу города, жилищная проблема там стояла по-прежнему остро. Уже в 1928 г. в Сталинграде фактическая норма жилищной площади на одного жителя составляла 4,7 кв.м. В Сталинграде было очень развито индивидуальное строительство: в 1927 г. было дано разрешение на постройку 1725 домов, в 1928 г. - 1482 домов19.

Строятся новые заводы и фабрики, население Сталинграда стремительно увеличивалось. Для решения жилищного вопроса власти выделяли значительные средства, но строительные работы часто срывались. В 1931 г. обследование Рабоче-Крес-тьянской Инспекции (РКИ) показало, что запланированное Сталинградстроем возведение 23 деревянных и 50 каменных домов на деле обернулось строительством

5 каменных и 7 деревянных домов. Сталинградстрой взял на себя новые обязательства и планировал к концу 1931 г. ввести в строй 14 бараков на 1023 человека и 6 землянок на 400 чел.20

В 1932 г. Нижне-Волжский крайком ВКП(б) довел до сведения ЦК ВКП(б), что предусмотренное планом жилищное строительство на заводе «Красный Октябрь» стройконторой Сталинградстрой не началось. Крайком ВКП (б) просит принудить Сталинградстрой, что хотя бы до конца года построить 3 жилых дома21. В этом же 1932 г. второй строительный трест Сталинграда выполнил план по вводу новых жилищных площадей всего на 42 % .

Несмотря на срывы, строительство в Сталинграде продолжается усиленными темпами. В 1935 г. общий жилой фонд в Сталинграде составил 1 483 713 кв.м, из них обобществленный сектор - 846 513 кв.м, частный сектор - 637 200 кв.м, в среднем норма жилплощади на одного человека - 3,8 кв.м23.

В 1938 г. на ІП Сталинградской областной конференции ВКП(б) Председатель Сталинградского Горсовета говорил о жилищном строительстве: «В Сталинграде еще рядом с центром города можно найти землянки, а на окраинах Астрахани и Сталинграда рабочий класс продолжает жить в оврагах и землянках, при этом в Сталинграде дома строятся медленно по 3-4 года»24. К 1940 г. жилищный фонд Сталинграда достиг

2 млн. кв.м. Средняя норма на одного жителя стала 4,01 кв.м25.

Срывы строительства были в других городах Нижне-Волжского края. Например, в Саратове в 1931 г. между заводоуправлением Энгельского лесозавода и строительной конторой Немгражданстрой был заключен договор о строительстве жилых домов для рабочих лесозавода. В течение трех лет запланированная жилищная площадь не была введена в эксплуатацию, несмотря на то, что лесозавод выделял средства. Ситуация с жильем на заводе оставалась острой: люди жили в землянках, в грязи вокруг завода26.

В городах Нижне-Волжского края жилищный фонд на январь 1929 г. составил

4 680,9 тыс. кв.м, а на январь 1931 г. - 4 964,3тыс. кв.м27, таким образом в строй введено было 284 тыс. кв.м. Это было очень мало, так как только на 1 января 1929 г. по Бассольтресту, объединению Волго-Каспий Лес и Астраханскому промышленному комбинату требовалось для нужд рабочих 83,4 тыс. кв.м28. В Астрахани общий прирост жилищной площади за первую пятилетку составил около 55 тыс. кв.м, а за вто-рую введено в строй было около 130,8 тыс.кв. м .

Предприятия плохо осваивали средства, выделенные на решение жилищных проблем, и часто использовали их не по назначению. В 1938 г. предприятия города Астрахани использовали средства, выделенные на жилищное строительство следующим образом: судоверфь им. С.М. Кирова освоила 62 % , Астраханская ТЭЦ -17%, объединение «Волго-Каспий Лес» - 22 % , рыбокомбинат им. А. Микояна -46 % . Остальные финансовые средства были использованы не по назначению30.

Тем не менее, жилищный фонд за 30-е гг. в городах увеличивался. Например, в городах Саратовской области в 1938 г., по сравнению с 1935 г., жилфонд вырос в Саратове на 193 500 кв.м., в Вольске - на 28 026 кв. м., в Балашове - на 26 064 кв.м31.

Много нареканий в адрес властей вызывала неудовлетворительная эксплуатация жилья. Например, в 1928 г. 3 % жилищного фонда, которое состояло на обслуживании Городского жилищного союза г. Астрахани, было непригодно для жилья. В 1932 г. непригодного для проживания жилищного фонда стало уже 19 %32.

Еще одной проблемой в городах был большой износ жилищного фонда. Так, в 1928 г. износ жилищного фонда по городам Нижнего Поволжья выглядел следующим образом: от 25 % до 30 % - в Балакове, Хвалынске, Пугачевске, от 35 % до 40 % - в Ртищеве, Саратове, Вольске, от 44 % до 50 % - в Сталинграде, Балашове, Астрахани, Аткарске3 .

Жилищный фонд ремонтировали, но средств выделяли так же мало, как на новое строительство. В 1938 г. в Саратове и Вольске износ жилищного фонда составлял

38 % , к тому же 45,8 % жилого фонда в Саратове не имело никакого благоустройства34. В Саратове финансирование и ремонт жилищного фонда осуществлялся следующим образом:

Таблица 4.

1939 г. 1940 г.

Кол-во объектов Сумма (в тыс.руб.) Кол-во объектов Сумма (в тыс. руб.)

План 217 4907 240 4721

Факт 177 3691 208 3012

Стоит отметить, что в 1940 г. процент износа жилого фонда в Саратове составлял

40 %29. Таким образом, несмотря на строительство нового жилья и ремонт аварийного, процент износа жилого фонда в Саратове оставался в 1940 г. на уровне 1928 г.

Проблемы жилья требовали решения еще одной задачи: определения жилищной нормы, приходящейся на одного человека. Еще в 1927 г. на заседании Саратовского Губернского исполнительного комитета говорилось: «Особенно тяжелые жилищные условия наблюдаются среди рабочих Саратова. Норма на одного рабочего составляет 3-4 кв.м, при 5,52 кв. м средней по городу норме, стоит заметить, что санитарная норма составляет 8,1 кв. м на человека»30.

В 1929 г. в Астрахани на одного человека приходилось в среднем 4,89 кв.м, в 1934 г. - 4,04 кв.м, а в рабочих поселках на одного человека приходилось 3,13 кв.м31. В Саратове в 1929 г. жилищная норма среди рабочих на одного человека составляла 3,49 кв.м, в Вольске - 3,59 кв.м, в Сталинграде - 2,83 кв.м32. Несмотря на проводившееся жилищное строительство, норма метража на одного человека в рабочей группе в 1938 г. в Саратове составляла 4,4 кв.м, в Вольске - 3,5 кв.м, в Балашове - 3 кв.м33.

Большую часть пришлого населения из деревни составляли молодые люди, которых расселяли в казармах и общежитиях при предприятиях и учебных заведениях. Из-за большого количества студентов перед институтами и техникумами стояла проблема их расселения. В 1931 г. Астраханскому медицинскому институту требовались финансовые средства на строительство нового общежития, так как в организованный при вузе рабочий факультет потупило около 100 чел. В существующем общежитии уже проживало 270 чел., при этом оно было рассчитано всего на 180 чел. В итоге средства были выделены только на ремонт пристроя к зданиию, а 150 студентов остались без мест в общежитии.35

Для улучшения жилищно-бытовых условий студентов был создан комитет по улучшению быта учащихся (КУБУЧ), но реально он мало, чем помогал. В 1933 г. на заседании Астраханский исполнительного комитета делался вывод, что КУБУЧ за 1930-1932 гг., кроме проверки и обследования общежитий, ничего не сделал, а финансовые средства, выделяемые на улучшение быта учащихся, были израсходованы на коммерческие обеды36.

Схожая картина наблюдалась в остальных городах Нижне-Волжского края. Так, в 1933 г. в Саратове в общежитии Художественного техникума из-за нехватки топлива температура зимой опускалась до -5°С, в общежитии отсутствовала водоснабжение, и студенты умывались снегом. В Топографическом техникуме из-за плохих условий проживания в общежитии отсев составил 51 % учащихся. В Саратовском автодорожном институте общежитие было рассчитано на 300 мест, а проживало 450 студентов, условия проживания неудовлетворительные37.

Тяжелые условия проживания наблюдались в рабочих общежитиях. В Астрахани, в общежитиях Государственного рыболовного треста на Самойловском промысле, в 1929 г. из-за духоты умерли 4 ребенка38. В Саратове в общежитии Краевого кооперативного союза рабочие в небольших комнатах по 7 кв.м жили по 2-3 семьи. В 1939 г. проходило обследование общежития рабочих Красноармейской судоремонтной верфи. Выводы были следующими: «в общежитии царят антисанитария, клопы, нет пастельных принадлежностей, жилищные нормы не соблюдались39.

Многие жители пытались решить жилищную проблему своими силами: строили частные дома. Индивидуальный жилищный фонд в городах Нижнего Поволжья был достаточно велик. Так, в 1926 г. жилищный фонд распределялся следующим образом (в %)40:

Таблица 5.

Фонд Саратов Астрахань Сталинград

Муниципальный 56,12 40,79 17,75

Частный 38,05 56,68 66,26

Кооперат. и национал. 5,83 2,53 15,99

В 1938 г. по основным городам Саратовского края (Саратов, Вольск, Балашов) индивидуальный жилищный фонд составлял 45 %41. В Астрахани распределение жилого фонда выглядело следующим образом (в %)42:

Таблица 6.

Фонд 1933 г. 1938 г.

Муниципализированный 45,6 48,4

Национализированноый 11,5 11,5

Кооперативный 1,0 1,3

Частновладельческий 41,9 38,8

В Астрахани за вторую пятилетку было введено около 15 тыс. кв.м индивидуального фонда, муниципализированного - 99 тыс. кв.м, и еще на 16 тыс. кв.м построили различные организации и кооперативы43.

В конце 20-х - 30-е гг. XX в. в Советской России начались беспрецедентные преобразования, связанные с перестройкой всей социально-экономической сферы государства. Во главу угла была поставлена задача модернизации производства -форсированная индустриализация промышленности. Индустриализация повлекла за собой большую миграцию населения из деревни в город. Новый рабочий класс в большинстве своем формировался из крестьян, которые бежали от коллективизации на ударные стройки и фабрики первых пятилеток. Городское население росло особенно интенсивно в местах, где строились крупные предприятия. Крупными промышленными центрами Нижне-Волжского края стали Саратов, Сталинград, Астрахань. Например, в Сталинграде с 1926 г. по 1936 г. (за 10 лет) население увеличилось на 260 %, в Саратове - на 182 %, в Астрахани - на 155,5 %44.

Таким образом, начав индустриализацию, власть столкнулась с незапланированными трудностями - бурный рост городов повлек за собой острый жилищнобытовой кризис. С началом индустриализации произошло снижение установленных норм жилищной площади на одного человека. Жилищные условия городского населения в течение всех 30-х гг. XX в. оставались неудовлетворительными.

Государство пыталось решить жилищную проблему. Для этого создавались жилищно-строительные кооперативы, фонды улучшения быта рабочих, в местных бюджетах закладывались средства для финансирования строительства новых домов и ремонт существующего жилого фонда. Значительный вклад в улучшения жилищных условий населения вносили промышленные предприятия. Они не только строили новые жилые дома, но и брали их на дельнейшее обслуживание (ведомственный жилой фонд). Привилегированное положение при распределении жилищной площади получил рабочий класс. Но он был самым многочисленным, поэтому, несмотря на привилегии, положение рабочих оставалось сложным.

Однако, несмотря на принимаемые меры, кардинального решения проблемы не произошло. Темпы роста жилья не успевали за ростом населения, а приоритетным направлением в финансировании оставалось промышленное производство. Часто

средства, выделявшиеся на строительство нового жилья, использовались не по назначению, для запланированных к строительству площадей не хватало строительного материала, либо строительных бригад, наблюдалась несогласованность действий между застройщиками.

Как отмечали Л.А. Гордон и Э.Ф. Клопов: «...в сталинской стратегии форсированной индустриализации все отрасли народного хозяйства и все сферы общественной жизни подчинялись нуждам промышленного роста». Несмотря на то, что Советское государство объявило себя социальным, многие социальные вопросы не решались. Одной из самых острых и плохо решавшихся социальных проблем являлось обеспечение жильем городского населения.

На протяжении всех 30-х гг. XX в. в городах Нижнего Поволжья наблюдалось запущенное жилищное хозяйство и отсталость его материальной базы, хронически низкая обеспеченность жильем населения, бюджетная несостоятельность органов власти в области строительства новой жилищной площади. В дальнейшем миграция населения из деревни в город продолжается. Жилищная проблема остро стояла на всем протяжении существования советского строя и до сих пор остается одной из главных проблем в социальной сфере современной России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 КПСС в резолюция... - М., 1984. - Т. 4. - С. 56.

2 Там же. - С.282

3 Г А АО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 217. - Л. 25, 82.

4 ЦХСДАО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 34. - Л. 72.

5 РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 67. - Д. 458. - Л. 20.

6 ГАСО. - Ф. 461. - Оп. 2. - Д. 194. - Л. 150. Так в источнике.

7 Директивы КПСС и Советского правительства. - М., 1957. - Т. 1. - С. 480.

8 ГАРФ. - Ф. 5459. - Оп. 2. - Д. 133. - Л. 64.

9 Контрольный цифры народного хозяйства и культурного строительства в Нижне-Волжском крае. - Саратов, 1929. - С. 209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Г А АО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 1080. - Л. 28.

11 Нижнее Поволжье. - М., 1934. - С. 379.

12 Там же. - С. 375.

13 Директивы КПСС и Советского правительства. - М., 1957. - Т. 1,- С. 480.

14 ГАРФ. - Ф. 5459. - Оп. 2. - Д. 133. - Л. 64.

15 Контрольные цифры народного хозяйства... - С. 209.

16 ГА АО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 1080. - Л. 28.

17 Нижнее Поволжье. - М., 1934. - С. 379.

18Там же.-С. 375.

19 ГАРФ.-Ф. 5451.-Оп. 12,-Д. 498.-Л. 150.

20 Там же. - Оп. 15. - Д. 428. - Л. 22, 27.

21 РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 21. - Д. 3768. - Л. 89об.

22 Там же. - Л. 101 об

23 Сталинград. Справочная книга. - Сталинград, 1937. - С. 123.

24 РГАСПИ.-Ф. 17.-Оп. 21,-Д. 4228.-Л. 139, 183-184.

25 Мир и россияне в XX веке. - Волгоград, 1999. - С. 185.

26 ЦДНИСО. - Ф. 6123. - Оп. 1.-Д. 146.-Л. 16.

27 Там же. - Ф. 55. - Оп. 1. - Д. 287. - Л. 43.

28 ГАРФ. - Ф. 5451. - Оп. 12. - Д. 324. - Л. 75.

29 ЦХСДАО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 290.

30 Там же. - Л. 287.

31 Сборник статистических сведений. - Саратов, 1935. - С. 210; ЦЦНИСО. - ф. 594. - Оп. 1. -Д. 14,1437.

32 ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1,-Д. 1185. Л. 108.

33 Контрольные цифры народного хозяйства... - С. 205.

34 ЦДНИСО. -Ф. 594.-Оп. 1.-Д. 1437.-Л. 14-15.

35 ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 896. - Л. 69.

36 ГАСО. - Ф. 461. - Оп. 2. - Д. 332. - Л. 60, 84.

37 Там же. - Д. 274. Л. 90.

38 Там же. Д. 1185. Л. 108.

39 РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 21. - Д. 4258. - Л. 29.

40 Контрольный цифры народного хозяйства... - С. 143.

41 ЦДНИСО.-Ф. 594.-Оп. 1.-Д. 1437.-Л. 14.

42 ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1.-Д. 1185.-Л. 103.

43 Там же. - Л. 108; ЦХСДАО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 286.

44 Социалистическая промышленность РСФСР. Статистический сборник. - М., 1967. -С.182-183.

THE HOUSING PROBLEM IN SOVIET PROVINCIAL CITIES IN THE SECOND HALF OF THE 20IES - IN THE 30IES OF THE XX™ CENTURY (ON THE MATERIALS OF THE LOWER VOLGA REGION)

A.O. TYURIN

Department of National History Astrakhan State University

20 Tatischev str, Astrakhan, 414056 Russia

At the end of the 20'es and in the 30ies of the XXth century in Soviet Russia, due to the started industrialization of the production sector and collectivization of the agricultural sector, there happens mass migration of the rural population to the cities of the country. The rapid upsurge of the urban population escalates the housing problem in the cities. In the given article, based on the archival sources and the analysis of statistical digests and guides of the period under review, it is shown in what way the state and the local authorities endeavored to solve the housing problem in the cities of the Lower Volga region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.