ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА / THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.126.46 СТАНОВЛЕНИЕ ИВЕНТ-ИНДУСТРИИ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ РЕГИОНА
Научная статья
Семенова Д.А.1' *, Никифорова С.В.2
2 ORCID : 0000-0002-4875-1757;
1 2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (starosta.d2020[at]mail.ru)
Аннотация
Предложен анализ становления ивент-индустрий, инициируемых государством и коммерческими структурами. Рассмотрены досуговые индустрии, определяющие спрос на ивент-технологии, что предполагает включение современного горожанина в общественные события не в качестве потребителя и эксперта культурной продукции, а как активного действующего лица; в рамках партисипаторных практик. Внедрение основных положений «Концепции развития творческой экономики...» - одной из первых государственных программ креативной экономики -представлено опытом работы креативной платформы «Пространство» и кластера «Квартал Труда» в Якутске. Подчеркивается, что их реализация способствует внедрению современных культурных практик и сохранению этнокультурной идентичности. Деятельность Парка и Квартала рассматривается как фактор интеграции горожанина в формы творческой активности.
Ключевые слова: креативные (творческие) индустрии, креативный кластер, творческий потенциал, стратегия развития, ивент-индустрии.
THE FORMATION OF THE EVENT INDUSTRY IN THE CULTURAL PRACTICES OF A REGION
Research article
Semenova D.A.1' *, Nikiforova S.V.2
2 ORCID : 0000-0002-4875-1757;
1 2 North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russian Federation
* Corresponding author (starosta.d2020[at]mail.ru)
Abstract
The analysis of the formation of event industries initiated by the state and commercial structures is presented. Leisure industries determining the demand for event technologies are reviewed, which implies the inclusion of a modern citizen in public events not as a consumer and expert of cultural products, but as an active participant; within the framework of participatory practices. Implementation of the main provisions of the "Creative Economy Development Concept..." - one of the first state programs of creative economy - is presented by the experience of the creative platform "Prostranstvo" and the cluster "Kvartal Truda" in Yakutsk. It is emphasized that their implementation contributes to the introduction of modern cultural practices and preservation of ethnic and cultural identity. The activities of the Park and the Kvartal are viewed as a factor of the citizen's integration into forms of creative activity.
Keywords: creative industries, creative cluster, creativity, development strategy, event industries.
Введение
По итогам мониторинга независимых аналитических служб (PricewaterhouseCoopers International Limited, InterMedia и др.) отмечается, что «в последние годы российский культурный ландшафт выглядит окончательно сформировавшимся: четко прослеживаются лидеры в самых разных отраслях, а также заметно распределение «сфер ответственности» между бюджетными и негосударственными компаниями» [6, С. 51]. В российских культурных практиках стихийно сложилось разделение на «культурные индустрии», инициируемые и финансируемые государством, и «творческие индустрии», представляющие негосударственный, так называемый коммерческий сектор, представленный малым и средним бизнесом. Творческие индустрии характеризуются как «элемент стратегического развития стран и городов, возможность улучшить качество жизни и человеческого капитала и вместе с тем путь осуществления «культурной экспансии», трансляции своих ценностей и норм» [2, С. 114]. Исходя из этого, мы считаем, что российское общество стало более заинтересованным в культуре как ресурсе для расширения спектра социально-культурного потенциала, равно как возможности самореализации и капитализации собственного таланта в сотрудничестве культурных организаций и сфер бизнеса, то есть в качестве пока еще недостаточно привычного способа извлечения финансовой прибыли и социальной пользы.
Основные результаты
Одним из главных проектов в рамках концепции является создание творческого кластера. Где последний представляется как пространство, в котором взаимодействуют представители творческих индустрий. Цель кластера -создание условий для деятельности представителей кластеров по всей республике, а также организация мероприятий, отвечающих потребностям культуры, досуга и потребительского общества Республики. Этот проект называется «Квартал Труда». Организаторы (среди которых один из авторов представленной статьи, магистрант кафедры культурологии Диана Семенова) отмечают, что название проекта, выбрано не просто так: «Мы сохранили
историческое название улицы, на которой расположен объект, и в дальнейшем планируем постепенно расширять влияние кластера на весь прилегающий район». В масштабный по меркам республики проект вовлекли более 200 представителей творческих, коммерчески ориентированных сообществ. На сегодняшний день 50 компаний подписали предварительные соглашения о резидентстве в кластере. Они вовлекли в сферу деятельности «Квартала Труда» кинопроизводителей, дизайнеров, архитекторов, модельеров, частные учреждения дополнительного образования детей и взрослых, работников театров, культурно-досуговых центров и многих других. Некоторые сложности объективного характера, среди которых, в первую очередь, — пандемия и связанный с ней локдаун. Последовавшее за этим свертывание малого бизнеса в режим выживания вносит коррективы в ход реализации проекта, тем не менее «запущен «Глобальный университет» (корпоративное обучение креативным компетенциями якорных несырьевых бизнесов республики). Разработана программа «квартальных дежурных» и профиль программы ДПО по обучению участников секторов креативных индустрий республики. В ходе акселерационной программы к реализации проекта привлечено 279 млн руб.» [6, С. 42]. «Квартальные» используют максимум возможных инструментов актуализации досуговых индустрий: групповые чаты в социальных сетях и мессенджерах; интерактивные презентации продукции и услуг event-агентства; фото и видео контент; digital элементы в процессе организации и проведения события; цифровую модернизацию бизнес-процессов, которые Д. Каннер определяет как «залог выживания» [4, С. 51] ивент-индустрий.
Исходя из приведенных примеров, мы считаем, что для развития творческих отраслей государственные учреждения культуры должны действовать более активно. «Event-технологии совершенствуют идею креативных индустрий по созданию передовых, интересных, актуальных творческих проектов и позволяют совершенствовать культурную продукцию кластеров за счёт комплексности. Уже существующий опыт показывает, что можно, сохраняя самобытность мест, вызывать эмоции у участников социально-культурной деятельности и повышать показатели возвратности аудитории» [5, С. 189]. «Квартал Труда» уже сегодня, на этапе становления справляется с функциями «драйвера цифровой трансформации (формирует вокруг себя цифровую среду для интеграции партнеров, поставщиков и клиентов)» [3, С. 4756-4757], работая на усложнение структуры и расширение границ влияния кластера.
Обсуждение
«Креативные индустрии играют всё более заметную роль, без них невозможно представить развитие городов, реализацию новых социально-культурных проектов, насыщенный и качественный досуг, отвечающий запросам различных групп населения» [5, С. 183], импортируются и изобретаются новые формы организации досуга для людей разных социальных групп и возраста: школы «третьего возраста», «дед-сады», утренние оздоровительные зарядки на площадях, стадионах и скверах Якутска и других городов, проводимые инструкторами министерства спорта республики; конкурсы, фестивали стрит-арта, стрит-данса и др. для представителей различных подростковых субкультур. Попутно наблюдается процесс повсеместной интеграции разных сфер экономики. «Рынок индустрии досуга постоянно развивается за счет роста взаимосвязей и интеграции сферы развлечений с другими направлениями человеческой деятельности... пять направлений: розничный маркетинг, образование посредством игр и развлечений, спорт, индустрия красоты и здоровья, туризм и развлечения» [1, С. 26-27]. Последние десятилетия в России стали уделять больше внимания развитию малого бизнеса, некоммерческих организаций, социальных институтов, занимающихся организацией досуга различных городских сообществ. И одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений в культурных индустриях — «досуговая экономика (досуговые индустрии), то есть индустрии, в которых определяющим фактором потребления товаров и услуг является спрос на культурные формы досуга» [8, С. 6]. Важным принципом развития креативных индустрий является ориентация на реализацию творческого потенциала личности, коммерциализацию таланта, социальную ответственность и апробацию разных форм гуманитарной деятельности, составляющие культурный капитал актора и территории.
Республика Саха (Якутия) считается первым регионом Российской Федерации, который в 2019 году утвердил стратегический документ по развитию творческой экономики, он получил название «Концепция развития творческой экономики в Республике Саха (Якутия) до 2025 года». Одним из первых культурных кластеров в республике является креативная платформа «Пространство», специализирующаяся на визуальных искусствах (фотография, дизайн и т.п.), «реализуя и коммерциализируя творческий потенциал резидентов под единым кластером, креативная платформа «Пространство» на сегодня, брендируя и разрабатывая креативные решения для местных компаний, способствует росту узнаваемости местных компаний, их четкому позиционированию на рынке, и повышению конкурентоспособности, масштабированию и продвижению» [7].
В ряду системообразующих проектов в качестве опорных точек развития креативной экономики в республике концепция указывает проект «Парк будущих поколений», задающий новые стандарты по преображению общественных территорий в комфортные пространства круглогодичного использования с отражением этнической специфики. Пространство будущего парка занимает площадь 2.4 га на территории 79 квартала Якутска. Предполагается, что Парк будущих поколений будет функционировать также в качестве Образовательного центра нового типа, направленного на развитие у детей и молодежи надпрофессиональных навыков, которые считаются наиболее важными для успеха в будущем, а также повышение компетенций действующих и потенциальных представителей креативных индустрий. В этом плане совершенно неслучайно территориальное расположение Парка по соседству со студенческим кампусом СВФУ В будущем этот синтез запланирован на взаимовыгодное для города, республики и вуза сотрудничество в плане трудоустройства и создания новых рабочих мест, базы практик, «обкатки» новых профессий и проч.
В ближайшей перспективе деятельность Парка будет организована в форматах однодневных ed-проб, воркшопов, мастер-классов, краткосрочных обучающих курсов с подключением местных и внешних экспертов. В дальнейшем предполагается распространение деятельности Образовательного центра Парка в районы и другие города республики. Вместе с тем Парк будущих поколений предусматривает «открытые современные площадки, в том числе амфитеатр,
универсальную выставочную зону, многофункциональный трансформируемый зрительный зал для проведения общественных мероприятий, досуга и развлечений. В зданиях также предусмотрены коворкинг, библиотека и другие открытые зоны для реализации авторской продукции и изобретений студенческих предпринимательских инициатив. Данный проект вошел в топ 5 проектов, одобренных членами Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, для дальнейшей поддержки в реализации» [7]. Внедрение проекта должно способствовать решению одной из ключевых социокультурных проблем современности: включение современного горожанина в общественные события не в качестве потребителя и эксперта культурной продукции, а как активного действующего лица; в рамках партисипаторных практик. Именно коллективистские практики видятся сегодня способом преодоления одиночества в сети, в толпе, в семье; коммуникативной безграмотности и душевной глухоты. Ивенты как инструменты противостояния «таким социальным процессам при посещении мероприятий, как: одиночество и изолированность, — способствующие становлению атмосферы, — сопричастности и соучастия, изменение воспринимаемой уникальности, территориальные особенности мероприятия как площадки для коммуникации и обмена опытом» [10, С. 53].
Строительство Парка будущих поколений начато в 2022 году. Создание современного общественного пространства с образовательным компонентом способствует раскрытию творческого потенциала жителей республики, трансформации общественных территорий в комфортные с учетом климатических условий современные пространства, которые станут новым узнаваемым символом города и туристическим центром притяжения. Подготовка будущих кадров креативной экономики для республики проводится в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, а также Арктическом государственном институте культуры и искусств. С начала 2000-х годов городской мэрией Якутска организуются семинары по технологиям культурных (креативных) индустрий, с приглашением коучей, сотрудничающих в крупных креативных кластерах России; проводятся тренинги для желающих, среди которых представители малого бизнеса и студенты вузов и колледжей.
Заключение
Подводя итоги, подчеркнем, что успешная реализация социокультурных проектов, помимо прямого функционального назначения - создания базы для креативной экономики, служит пилотными площадками или флагманами, тиражирующими опыт культурных (креативных) индустрий на весь регион, включая отдаленные и малонаселенные территории. Указанное обстоятельство также способствует снижению социального напряжения отдаленного и плохо обустроенного пространства, перенаправленности и переформатированию коммуникационных потоков, где культурные кластеры становятся центром притяжения гражданских сообществ, привлекаются на основе партисипаторных практик к активному участию в жизни своего города. «Культура может иметь повсеместное значение в городском развитии, способствуя укреплению идентичности сообщества, креативности, сплоченности и жизненной активности посредством культурных характеристик и практик, определяющих город и его обитателей» [9, С. 177]. Коммуникативное пространство Парка, Квартала воспринимается как фактор социальной интеграции горожанина, включенного в различные формы творческой активности, а также доминирующим управленческим ресурсом для обновления культурной среды.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Воронина В.Н. Индустрия развлечений в мировой экономике. / В.Н. Воронина // Российский внешнеэкономический вестник. — 2021. — № 10. — c. 22-37. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-razvlecheniy-v-mirovoy-ekonomike (дата обращения: 16.10.22). — DOI: 10.24412/2072-8042-2021-10-22-37
2. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова — М.: T8 RUGRAM, 2022. — 209 c.
3. Калязина Е.Г. Цифровой менеджмент в управлении проектами / Е.Г. Калязина // Креативная экономика. — 2021. — Т. 15. — №12. — c. 4747-4766. — DOI: 10.18334/ce.15.12.113858
4. Каннер Д.Д. Event-менеджмент в России: цифровой аспект. / Д.Д. Каннер // Цифровое пространство: экономика, управление, социум: Сборник научных статей по материалам III Всероссийской научной конференции. Смоленск. 2021; под ред. Лысоченко А.А. — Вып. 3. — Смоленск: Смоленский университет, 2021. — c. 49-54.
5. Литвиненко В.А. Event-технологии как инструмент реализации социально-культурных проектов в креативных индустриях. / В.А. Литвиненко, И.А. Герасимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 2. — c. 191-192.
6. Журавлева Т. Первый креативный кластер Якутии — Квартал труда . / Т. Журавлева // Сборник проектов программы «100 городских лидеров» ; под ред. Журавлевой Т. — М.: Агентство стратегических инициатив, 2020. — c. 42-43.
7. Russian Federation. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 г. № 1736-р «Об утверждении Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года» : Закон субъектов
Федерации : [принят правительство РС(Я) 2019-12-27 : одобр. Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 2022-10-26]. — Якутск.: 2019. — 10 с.
8. Сфера культуры и культурных индустрий в РФ: аналитика 2019-2021. Результаты комплексного исследования
9. Тросби Д. Экономика и культура / Д. Тросби — М.: Высшей школы экономики, 2018. — 256 с.
10. Шелгинская В.А. Внедрение «умных» технологий в управление event-деятельностью: социокультурный аспект / В.А. Шелгинская // Цифровая социология. — 2022. — Т. 5. — № 2. — с. 51-60. — DOI: 10.26425/2658-347Х-2022-5-2-51-60
Список литературы на английском языке / References in English
1. Voronina V.N. Industriya razvlechenij v mirovoj e'konomike [The entertainment industry in the global economy]. / V.N. Voranina // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. — 2021. — № 10. — p. 22-37.
— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-razvlecheniy-v-mirovoy-ekonomike (accessed: 16.10.22). — DOI: 10.24412/2072-8042-2021-10-22-37 [in Russian]
2. Zelenczova E.V. Tvorcheskie industrii: teorii i praktiki [Creative Industries: Theories and Practices] / E.V. Zelenczova
— M.: T8 RUGRAM, 2022. — 209 p. [in Russian]
3. Kalyazina Ye.G. Tsifrovoi menedzhment v upravlenii proektami [Digital management in project management ] / Ye.G. Kalyazina // Kreativnaya ekonomika [Creative economy]. — 2021. — Vol. 15 — №12. — p. 4747-4766. — DOI: 10.18334/ce.15.12.113858 [in Russian]
4. Kanner D.D. Event-menedzhment v Rossii: cifrovoj aspekt [Event management in Russia: the digital dimension]. / D.D. Kanner // Digital Space: Economy, Management, Society: Collection of Scientific Articles ; edited by Ly'sochenko A.A. — Issue 3. — Smolensk: Smolenskij universitet, 2021. — p. 49-54. [in Russian]
5. Litvinenko V.A. Event-texnologii kak instrument realizacii social'no-kul'turny'x proektov v kreativny'x industriyax [Event technology as a tool for implementing socio-cultural projects in the creative industries]. / V.A. Litvinenko, I.A. Gerasimova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury' i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. — 2018. — № 2. — p. 191-192. [in Russian]
6. Zhuravleva T. Pervy'j kreativny'j klaster Yakutii — Kvartal truda [Yakutia's first creative cluster - Labour Quarter ]. / T. Zhuravleva // A collection of projects from the 100 City Leaders programme ; edited by Zhuravlevoj T. — M.: Agentstvo strategicheskix iniciativ, 2020. — p. 42-43. [in Russian]
7. Russian Federation. Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Saxa (Yakutiya) ot 27 dekabrya 2019 g. № 1736-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya kreativnoj e'konomiki Respubliki Saxa (Yakutiya) do 2025 goda» [Decree No. 1736-r of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 27 December 2019 On Approving the Concept of Developing the Creative Economy of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2025 ] : Law of the Subjects of the Federation : [accepted by government of the Republic of Sakha (Yakutia) 2019-12-27 : approved by State Assembly (Il Tumen) of the Republic of Sakha (Yakutia) 2022-10-26]. — Yakutsk.: 2019. — 10 p. [in Russian]
8. Sfera kul'tury i kul'turnyh industrij v RF: analitika 2019-2021. Rezul'taty kompleksnogo issledovaniya [Culture and Cultural Industries in the Russian Federation: Analyses 2019-2021. Results of a comprehensive study] [in Russian]
9. Trosbi D. E'konomika i kul'tura [Economy and culture] / D. Trosbi — M.: Vy'sshej shkoly' e'konomiki, 2018. — 256 p. [in Russian]
10. Shelginskaya V.A. Vnedrenie "umnikh" tekhnologii v upravlenie event-deyatelnostyu: sotsiokulturnii aspekt [Introducing smart technology in event management: the socio-cultural dimension ] / V.A. Shelginskaya // Tsifrovaya sotsiologiya [Digital sociology]. — 2022. — Vol. 5 — № 2. — p. 51-60. — DOI: 10.26425/2658-347Х-2022-5-2-51-60 [in Russian]