Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ'

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
554
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / ТРЕТЬЕ МЕСТО / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНДУСТРИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ / ПАРТИСИПАТОРНЫЕ ПРАКТИКИ / CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE CLUSTER / THIRD PLACE / QUALITY OF LIFE / LEISURE INDUSTRIES FOR THE ELDERLY / PARTICIPATORY PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Саргылана Валентиновна, Готовцева Саргылана Ивановна

Рассматривается специфика индустрии досуга пожилых людей, проживающих в Якутске, других небольших поселениях субъектов Российской Федерации. Представлен анализ потенциала креативных индустрий применительно к организации досуга пожилых. Описана авторская дисперсная модель креативного кластера, функционирующего на муниципальном уровне, цели создания которого – улучшение качества жизни средствами творческой самореализации неработающих пенсионеров; актуализация их жизненного опыта, культурного (символического) капитала с возможным последующим преобразованием его в экономический ресурс. Определены преимущества применения партисипаторных практик в процессе организации досуга (разновозрастные временные группы по интересам) в адресно отредактированном комфортном общественном пространстве. Разработан репертуар эффективных рекреационных технологий, призванных улучшить психоэмоциональное состояние пожилых людей, в процессе организации досуга. Предлагаемая модель креативного кластера снизит нагрузку на семью, поможет нивелировать напряжение в межпоколенческих конфликтах, будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, а также смене стереотипов общества относительно демографического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никифорова Саргылана Валентиновна, Готовцева Саргылана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDUSTRIES IN THE ORGANIZATION OF LEISURE FOR THE ELDERLY

We consider the specificity of the leisure industry for elderly people living in Yakutsk or other small settlements of the Russian Federation and present an analysis of the potential of creative industries in the organization of leisure for the elderly people. The author's dispersed model of a creative cluster operating at the municipal level is described. The purpose of its creation is to improve the quality of life by means of creative self-realization of non-working pensioners; actualization of their life experience, cultural (symbolic) fund with possible subsequent transformation into an economic resource. We define the advantages of using participatory practices in the process of organizing leisure time (different age groups by interests) in a targetedly edited comfortable public space. A repertoire of effective recreational technologies has been developed to improve the psycho-emotional state of the elderly people in the process of organizing leisure. The proposed model of creative clusters will reduce the burden on the family, help level the tension in intergenerational conflicts, improve the quality of life of elderly people, as well as change the stereotypes of society regarding demographic status.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

^^РЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

УДК 379.8:316.346.3(=512.157) https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-161-171

С. В. Никифорова1, С. И. Готовцева2

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова,

Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, e-mail: nsv2107@mail.ru1, e-mail: sl.gotovcevagmail.com2

Аннотация: Рассматривается специфика индустрии досуга пожилых людей, проживающих в Якутске, других небольших поселениях субъектов Российской Федерации. Представлен анализ потенциала креативных индустрий применительно к организации досуга пожилых. Описана авторская дисперсная модель креативного кластера, функционирующего на муниципальном уровне, цель создания которого - улучшение качества жизни средствами творческой самореализации неработающих пенсионеров; актуализация их жизненного опыта, культурного (символического) капитала с возможным последующим преобразованием его в экономический ресурс. Определены преимущества применения партисипаторных практик в процессе организации досуга (разновозрастные временные группы по интересам) в адресно отредактированном комфортном общественном пространстве. Разработан репертуар эффективных рекреационных технологий, призванных улучшить психоэмоциональное состояние пожилых людей, в процессе организации досуга. Предлагаемая модель креативного кластера снизит нагрузку на семью, поможет нивелировать напряжение в межпоколенческих конфликтах, будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, а также смене стереотипов общества относительно демографического статуса.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативный кластер, третье место, качество жизни, индустрии досуга пожилых, партисипаторные практики.

Для цитирования: Никифорова С. В., Готовцева С. И. Креативные индустрии в организации досуга пожилых людей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1 (99). С. 161-171. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-199-161-171

НИКИФОРОВА САРГЫЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова NIKIFOROVA SARGYLANA VALENTINOVNA - PhD in Cultural Studies, Associate Professor at the Department of Culturology, the Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the Northeast, the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University ГОТОВЦЕВА САРГЫЛАНА ИВАНОВНА - бакалавр 4 курса кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

GOTOVTSEVA SARGYLANA IVANOVNA - Bachelor of 4 courses at the Department of Culturology, the Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the Northeast, the M. K. Ammosov NorthEastern Federal University

© Никифорова С. В., Готовцева С. И., 2021

CREATIVE INDUSTRIES IN THE ORGANIZATION OF LEISURE FOR THE ELDERLY

Sargylana V. Nikiforova1, Sargylana I. Gotovtseva2

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation, e-mail: nsv2107@mail.ru1, e-mail: sl.gotovcevagmail.com2

Abstract: We consider the specificity of the leisure industry for elderly people living in Yakutsk or other small settlements of the Russian Federation and present an analysis of the potential of creative industries in the organization of leisure for the elderly people. The author's dispersed model of a creative cluster operating at the municipal level is described. The purpose of its creation is to improve the quality of life by means of creative self-realization of non-working pensioners; actualization of their life experience, cultural (symbolic) fund with possible subsequent transformation into an economic resource. We define the advantages of using participatory practices in the process of organizing leisure time (different age groups by interests) in a targetedly edited comfortable public space. A repertoire of effective recreational technologies has been developed to improve the psycho-emotional state of the elderly people in the process of organizing leisure. The proposed model of creative clusters will reduce the burden on the family, help level the tension in intergenerational conflicts, improve the quality of life of elderly people, as well as change the stereotypes of society regarding demographic status.

Keywords: creative industries, creative cluster, third place, quality of life, leisure industries for the elderly, participatory practices.

For citation: Nikiforova S. V., Gotovtseva S. I. Creative industries in the organization of leisure for the elderly. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 1 (99), pp. 161-171. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-161-171

Креативные индустрии полноценно включаются в современные социокультурные практики провинциальных городов и небольших поселений России и становятся неотъемлемой частью организации жизнедеятельности общества. Креативным (культурным) [18, с. 192] индустриям, как показывает мировой опыт, вполне по силам взять на себя функции драйвера развития экономики региона и повышения качества жизни в целом. Сложился стереотип, что креативность - призвание молодых, дерзких и готовых к риску, а креативные индустрии -сфера исключительно для крупных городов и «крепких» бизнесменов. Мы предполагаем, что поколение пожилых людей является не менее креативным и талантливым, чем молодое, и данное утверждение никак не соответствует вышеупомянутым стереотипам, так же как и другим проявлениям эйджизма.

В разных источниках предлагаются разные определения по группам возраста: от «пожилые люди», «люди старшего возраста», люди «третьего возраста» до обыденного «старики». Но возрастная классификация, со ссылкой на Всемирную организацию здравоохранения, практически едина: к «пожилым» в геронтологии и гериатрии принято относить людей от 60 лет; далее от 75 лет - «старческий» возраст; от 90 - долгожители [3, с. 9-13]. Следуя определению ВОЗ, будем относить к «пожилым» людей, «возраст которых превысил среднюю ожидаемую продолжительность жизни при рождении» [2, с. 280], то есть для родившихся в 1960-е годы (это те, кому сегодня 60 лет) разброс по средней продолжительности жизни в СССР и перестроечные 1990-е в Российской Федерации составляет от 68 до 64 лет (по убывающей) [6]. В социокультурных практи-

ках применительно к индустриям, на наш взгляд, предпочтительнее пользоваться термином «пожилые люди», поскольку велика вероятность парономазии «третье место» - «третий возраст» - «третье лицо». Нас интересует не паспортный возраст, в данном случае - не конкретно прожитое количество лет или психосоматические изменения, но, с учётом последних, смена социального статуса - неработающие пенсионеры.

С выходом на пенсию образ жизни человека меняется. Сужается круг общения и потребностей, увеличивается количество не занятого трудом времени, которое для полноценной жизни необходимо заполнить полезной и содержательной деятельностью. Преимуществом творческих людей пожилого возраста мы можем назвать неотделимый от них жизненный опыт, как «запас образования, навыков культуры и знания, заключённый в самих людях», в котором реально воплощён культурный капитал: знание родного языка (что актуально для национальных регионов), обычаев, обрядов, традиций, «идей, практик, верований и ценностей» [15, с. 79, 73].

Креативные индустрии ещё и потому не могут позиционироваться только как молодёжное явление, а их актуальность представать в качестве реальных социокультурных практик для всех, без ограничения возраста, поскольку в национальных регионах именно пожилые люди, как правило, являются носителями традиционной культуры, которую важно сохранить и передать следующим поколениям. Креативные индустрии определяются как «индустрии, в основании которых лежит индивидуальная креативность, умения и таланты, обладающие потенциалом создания богатства и рабочих мест с помощью ге-

нерирования и эксплуатации интеллектуальной собственности» (Creative Industries Mapping Document, 1998; 2001) [цит. по: 18, с. 181]. Е. В. Зеленцова, анализируя зарубежный опыт становления и развития креативных индустрий, резюмирует, что к креативным индустриям: «относят деятельность в области исполнительских и визуальных искусств; дизайна и ремёсел; кино, телевидения и медиа ... Развитие креативных индустрии" выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития постиндустриальной экономики» [8, с. 22-23, 68]. Исторически сложилось, что креативные индустрии в России развиваются больше по британскому варианту, который Д. Хезмондалш характеризует следующим образом: «дотации ориентированы на "художника", а не на политику инфраструктурной поддержки, ориентированной на аудиторию» [17, с. 201].

Стоит отметить ещё один специфический аспект российских культурных индустрий, предполагающий некие бонусы для активного подключения пожилых людей: «одной из особенностей интерпретации творческих индустрий в России является то, что в качестве потенциальных сюжетов прежде всего всплывают народные промыслы и ремёсла. Если же о творческих ин-дустриях рассуждает англичанин, он первым делом назовёт мультимедийные технологии, звукозапись, дизайн, моду и лишь в конце списка упомянет ремёсла» [4].

В Республике Саха (Якутия) именно пожилые люди составляют большую часть членов Ассоциации народных мастеров, которые занимаются изготовлением национальных костюмов, сувениров, шитьём по бересте, гончарством и т.д.; заинтересованы в реконструкции аутентичных технических приёмов и технологических прин-

ципов, в сохранении ремесленных традиций. Всё чаще пожилые люди предпринимают попытки организовать бизнес, но коворкинг-центры, бизнес-инкубаторы, стартапы и прочие коммерческие формы деятельности «заточены» под молодых. Современный мир продолжает ориентироваться на молодых, игнорируя численный перевес пожилого населения и преобладающие демографические тенденции.

Сегодня креативные индустрии являются неотъемлемой частью организации жизнедеятельности общества, становятся драйвером развития экономики [15, с. 177] и организации жизни в целом. В каждом городе стали появляться креативные кластеры, арт-студии, ковор-кинг-центры, которые представляют будущее общественное благополучие, но при условии правильного распоряжения творческими талантами и идеями, их реализации и преобразования в экономический ресурс. Так, одной из ведущих форм организации креативных индустрий является креативный кластер - онлайн- или офлайн-про-странство, которое соединяет представителей творческих профессий (дизайнеров, художников, музыкантов, режиссёров, поэтов и т.д.) и предпринимателей из сферы искусства. Такие пространства позволяют работать, общаться с единомышленниками, находить их и развивать креативные формы организации досуга. Известными креативными кластерами в России являются «Этажи» в Петербурге, галерея «Смена» в Казани, «Красный Октябрь», культурные центры «Гараж», «Винзавод», «Кристалл», дизайн-завод «Флакон» в Москве и т.д. Все эти пространства, как правило, нацелены на молодёжь. Кроме кластеров, создаётся множество других проектов для поддержки их творчества и идей, однако мы

забываем, что у нас есть и старшее поколение, которое не менее креативно, чем молодое, и также - если не больше - нуждается в поддержке.

Студентами и преподавателями кафедры культурологии в рамках обучения по программе «Социокультурное проектирование» Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова разрабатываются проекты с целью улучшения качества жизни наиболее уязвимых категорий населения: тинейджеров, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Проблемы социализации тинейджеров, людей с ограниченными возможностями здоровья и вторичной социализации пожилых людей практически переводятся в плоскость технологий для адаптирования к процессам самоидентификации, ин-культурации, приобщения к креативным индустриям. Студентка 4 курса Саргыла-на Готовцева разработала проект по организации досуга пожилых людей. По сути, получилось нечто большее, чем социокультурный проект локального пользования. На основе её проекта силами преподавателей и студентов разрабатывается модель социализации для людей пожилого возраста, которая может адекватно работать как в городе (на уровне микрорайонов), так и в небольших поселениях, при условии редактирования под границы применимости.

С. Готовцева разработала проект арт-пространства «Л) - иккис тыын», где «А)» в переводе с якутского языка означает: «1. Творить, создавать. 2. Предопределять, предназначать, давать жизнь, предначертать свыше. 3. Произвести на свет; родить, воспитать, выпестовать» [14, с. 298299]; а «иккис тыын» переводится как второе дыхание. Условно «творить, создавать, чтобы обрести второе дыхание», или,

как обозначено в цели проекта, - «придать жизни новый импульс». Если более детально: организовать свободное арт-простран-ство, где сообща пожилые люди, молодые специалисты, волонтёры и студенты-практиканты создают сообразно своим интересам и талантам некий культурный продукт (партисипаторные практики). Предполагается использовать материальную базу и площади действующих культурно-спортивных и досуговых институций (например, библиотеки, музея, культурно-досу-гового центра и других), адресно переоборудованных с целью создания безбарьерной среды. В Якутске стихийно сложились аналогичные точки, например, Шахматно-шашечный республиканский центр, куда пожилые люди приводят на занятия своих внуков и с не меньшим воодушевлением играют сами (не только в шахматы и шашки, но и в другие интеллектуальные настольные игры); Центр духовной культуры Дом Арчы, который специализируется на реконструкции якутских обрядовых практик, и другие.

Проект С. Готовцевой изначально структурирован как дисперсный, менее жёстко запрограммированный, ориентированный на удовлетворение творческих интересов реальных людей окружающего поселения (в идеале, проживающих в шаговой доступности). Объединение людей разного возраста разноплановых интересов предполагает гибкую организацию, профессиональную переподготовку (в идеале, психологическую и базовую медицинскую), создание третьего места, где они могут отвлечься от болезней и семейных проблем. Креативный кластер для пожилых людей не должен превратиться в инкубатор для доживания, но его задача - стать платформой развития творчества, на ко-

торое не хватало времени, пока они работали. Креативные индустрии, структурированные для конкретной локальной группы, предоставляют данной категории населения возможность открыть в себе таланты, развить их и делиться творчеством с окружающими.

В нашем представлении, кластер - это не обязательно огромные, когда-то заброшенные производственные площади, освоенные и преобразованные богемой, которую позиционируют едва ли не единственным «креативным классом» [16], куда свезены галереи, бутики, анти-кафе и книжные лавки, это должна быть сеть компактных, разбросанных по спальным районам города точек (филиалов, хабов, лофтов и других) при торгово-развлекательных центрах или при традиционных культурных институциях, как-то: библиотеки, досуговые центры, фитнес-клубы, кафе, книжные магазины, шахматные клубы, салоны красоты, то есть сеть, курируемая соответствующими департаментами мэрии. Помимо организации досуга пожилых людей, появляется возможность создания новых рабочих мест для психологов, социальных и культурных работников, с гибким рабочим графиком и возможностью самовыражения и самореализации для обеих сторон.

Просто продление сроков возраста до-живания, когда ничтожно мало усилий предпринимается со стороны государства и общества для обеспечения качества жизни, на наш взгляд, верх лицемерия и цинизма. И это не должно быть проблемой только семьи, не должно ложиться бременем на их взрослых детей; поколение пожилых людей уже внесло свой вклад в экономику государства и пенсионными отчислениями обеспечило право на его заботу. «В связи с трудовой занятостью родствен-

ников возникает потребность в "третьем лице", способном на период рабочего времени оказывать услугу опеки пожилого человека. Данный социальный дефицит могут восполнить социальные учреждения, организованные по типу детских дошкольных учреждений» [1, с. 195], или предлагаемая модель кластера.

Основную цель креативных индустрий для пожилых людей можно определить как сплочение и поддержка (продолжающей оставаться) творческой части общества, стимулирование их продуктивности, а также способов сохранения, воссоздания коллективных форм жизнедеятельности. И это значит, что цель креативных инду-стрий не только в реализации «оригинальных идей» или в создании чего-то красивого и полезного, а в том, что таким образом можно «стимулировать людей, поддержать их, научить взаимопониманию, поддержке и сотрудничеству, организовать место встреч» [11, с. 66], - всё вышеперечисленное и есть то, что так необходимо пожилому человеку, «выбитому» из привычной колеи трудовой жизни. Человеку, обременённому букетом хронических заболеваний, стеснённому в денежных средствах, для которого пространство за границами квартиры представляет некомфортную внешнюю среду, необходимо предложить другие стимулы к жизни в новом качестве: другой ассортимент рекреативного сервиса (адаптированные под психосоматику технологии), создающий разнообразный эмоциональный фон.

В современном мире с каждым годом улучшаются экономические условия, здравоохранение и, следовательно, растёт средняя продолжительность жизни человека. Так, в 2019 году, по экспертным оценкам, средняя продолжительность жизни в Рос-

сийской Федерации составляла 73 года, тогда как 10 лет назад цифры показывали 68-69 лет. Наряду с этим, «доля пожилых граждан достигала 25% от числа населения» [12]. Это значит, что количество людей пожилого возраста в городах и поселениях городского типа становится всё больше, учитывая дополнительно и то обстоятельство, что в последнее время пожилые родители чаще перебираются из деревень в благоустроенные города: поближе к качественному медицинскому обслуживанию, к взрослым, «ставшим на ноги» детям и прочее. Таким образом, одной из актуальных проблем современного города становится организация досуга пожилых людей. Это обуславливает увеличение спроса на разнообразие видов рекреационного сервиса для пожилых людей в форме клубов, кружков, «дед»-садов, культурно-просветительских центров, точек, филиалов и т.д.

В творческом плане для людей «третьего возраста» сегодня в регионе существуют кружки при Домах культуры, досуговых центрах, школы «третьего возраста» или самодеятельные коллективы, и зачастую они имеют чёткое расписание, не совсем удобную логистику (из соображений экономии на плате за аренду и на заработной плате сотрудникам), разные нюансы, которые превращаются в барьеры для пожилых горожан. В городах Якутии, по данным на 2020 год, живут 114 200 пожилых людей в возрасте от 55 до 70 лет и старше [12], выше было отмечено, что со временем средняя продолжительность жизни будет увеличиваться. По прогнозам экспертов Федеральной службы государственной статистики, к 2036 году доля лиц старше трудоспособного возраста достигнет 29% [6]. «На фоне старения населения достойное

пенсионное обеспечение, качественное медицинское обслуживание, технологии долгосрочного ухода не взаимодействуют согласованно как элементы единого механизма» [20, с. 74]. Для улучшения качества жизни пожилых людей недостаточно усилий лишь государства даже по всем указанным направлениям. Только законами и декларациями ситуацию едва ли можно переломить; «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [13] вдохновляет, но без активного участия общества, без изменения отношения каждого человека к пожилым людям ситуацию едва ли возможно переломить. Навязываемый современникам культ молодости (все культурные индустрии: музыка, кино, ТУ, ИУ, 1Т «заточены» под интересы молодых), отрицает естественный ход жизненных процессов, насаждает страх перед старением. В культуре до нашего времени не было прецедента массового доживания населения до старости (в традиционной культуре до глубокой старости доживали единицы; после сорока каждый олицетворял мудрость, владение сакральным знанием, своего рода Бабу Ягу или Кощея, единственного на всю округу), поэтому нет канонов восприятия себя немолодым, нет согласия с собой, есть паника от непонимания психосоматических изменений; возрастные границы сдвинулись. Отношения внутри семьи и распределение ролей тоже кардинально изменились: семья численно сократилась, родственные связи ослабли.

В связи с этим организация досуга пожилых людей из разряда семейных проблем перерастает в социальную; возникает необходимость содействия государства и общества в улучшении качества жизни более четверти населения страны. В свою оче-

редь, организация креативного времяпровождения пожилых людей предполагает их деятельное включение в этот процесс.

Арт-пространство, креативный кластер для пожилых людей - это возможность для реализации творческих способностей; место, где можно реализовать свои идеи, найти единомышленников и извлечь из этого выгоду, ведь это ещё и платформа для малого бизнеса и самозанятости: от ларька с вязаными изделиями и причудливыми безделушками до мастер-классов по изготовлению домашних ирисок. И, учитывая размер пенсионных выплат, это может стать реальным способом дополнительного дохода. Также это место, где будет происходить общение и обмен опытом не только со своими сверстниками, но и с молодым поколением.

Креативные индустрии не должны позиционироваться только как молодёжное явление, но их актуальность в разы повышается, если использовать их в качестве реальных социокультурных практик для всех без ограничения возрастов, в основе которых лежит «творческая и интеллектуальная составляющая, которые способствуют экономическому росту и социальному развитию городов и территорий» [10; 15]. Немаловажным фактором является применение партисипаторных практик, предполагающих совместную деятельность разновозрастного создателя и потребителя культурных услуг; включение в этот процесс также менеджера, технолога и аниматора [19, с. 131]; выстраивание межсубъектной коммуникации молодёжи и пожилых людей, с учётом креативных возможностей обеих сторон и демографического фактора.

Такие формы креативных индустрий, как кластеры для пожилого поколения, имеют реальный потенциал в виде «про-

веренного», или «доверительного» имиджа, ведь то, что сделано любящими руками бабушек и дедушек, вызывает особые чувства в сердце. И если мы встретим лавку с вареньем, то охотнее купим баночку с этикеткой «По бабушкиному рецепту», или у овощного рынка - килограмм томатов у добродушного дедушки. Как будто мы с рождения знаем, что у них всегда всё самое лучшее, свежее, вкусное и полезное, даже если своих бабушек и дедушек уже нет.

Поэтому проект «А)» должен представлять собой свободное арт-пространство для творческих людей пожилого возраста, следовательно, оно должно быть специально оборудовано, с учётом особенностей наших партнёров. Также в качестве кураторов, модераторов, помощников, менеджеров будут приглашены креативные, энергичные и отзывчивые молодые люди (волонтёры, студенты, специалисты в области социокультурного проектирования, психологи, социальные работники).

В арт-пространстве могут быть лектории, классы для занятий творчеством, оборудование: швейные машинки, персональные компьютеры, мольберты; ау-дитории-трансформеры для мастер-классов, преобразующиеся в свободное пространство для проведения занятий по физкультуре, фитнесу [7, с. 160], для танцев, волонтёрской деятельности пожилых людей [5, с. 170] и т.д.

Имеется в виду не такая организация досуга, когда молодые будут развлекать пожилых, а те критично потреблять предлагаемый продукт в роли зрителей. Пожилые люди сами будут читать лекции, организовывать мастер-классы, демонстрировать и реализовывать результаты своего творчества; в то время как молодые ани-

маторы и модераторы будут ответственны за техническое сопровождение, помощь в подборе контента и в организационных аспектах представления продукта креативных индустрий. «Помимо общепринятых групповых занятий, необходимо активно внедрять и применять приёмы ауторелак-сации, упражнения на снижение тревожности, враждебности и повышение уровня социальной компетенции» [7, с. 164]. Другими словами, это место будет представлять собой комфортное пространство, наполненное арсеналом рекреативно-сервисных технологий, для свободного творчества в разных его направлениях: вокальном, танцевальном, живописном, поэтическом, научно-исследовательском, компьютерных технологиях, краеведческом, искусствоведческом, в декоративно-прикладном искусстве и других сферах народного творчества.

Модель организации досуга пожилых людей выстраивается на площадках общественных пространств города, которые «важны и как места свободного общения незнакомых друг с другом людей ... как средство беспрерывного переопределения границ и маркеров в человеческом обществе. Являясь одновременно физическим местом и визуальным образом, местом встречи и местом сборки социального конструктора, общественные пространства позволяют нам . создавать идеологию его доступности для приезжих, терпимости к различиям и возможностей стать полноценным участником местной жизни (как гражданской, так и коммерческой)» [9, с. 359-360].

Таким образом, организованное совместно государством и обществом пространство для творческой деятельности предполагает проведение выставок, ма-

стер-классов и заседаний чайных клубов, просто подарить им возможность открыть

занятий по интересам для всех: от худож- в себе таланты, развить их и делиться твор-

ников и фотографов-любителей до фит- чеством с окружающими. Креативные кла-

нес-студий и ансамблей национально- стеры в шаговой доступности, где пожи-

го танца. Переоборудовав общественное лых людей ждут, им рады, где они нужны,

пространство, вооружившись практиками должны стать настоящим третьим местом

партисипации, мы сможем в определённом для пожилых людей, местом, где обретёт

плане улучшить качество жизни пожилых второе дыхание творческое начало, одно-

людей; подойти к решению проблем орга- временно они вполне могут стать старта-

низации их досуга, создать новую платфор- пом для малого бизнеса (самозанятости и

му для развития креативных индустрий и фриланса).

Список литературы

1. Бортнюк О. А. Стареющее общество : перспективы повышения качества жизни // Власть и управ-

ление на Востоке России. 2020. № 3 (92). С. 193-201. DOI: 10.22394/1818-4049-2020-92-3-193-201

2. Всемирный доклад о старении и здоровье [Электронный ресурс] // Всемирная организация

здравоохранения : [веб-сайт]. Женева, 2015. 316 с. URL: https://www.who.int/ageing/publications/ world-report-2015/ru/

3. Геронтопсихология : учебное пособие / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская,

Е. В. Хлыстова ; под общ. ред. Ю. В. Лебедевой. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2020. 131 с.

4. Гнедовский М. Творческие индустрии - политический вызов для России [Электронный ресурс]

// Отечественные записки. 2005. № 4 (25). URL: http://www.strana-oz.ru/2005M/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii

5. Григорьева С. А. Формирование условий для социальной активности граждан старшего поколения

// Социальные и гуманитарные знания. 2018. Том 4. № 3 (15). С. 164-172.

6. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : [веб-сайт].

URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

7. Загорская Л. М., Назаркина В. А. Исследование потребностей людей старшего возраста в специа-

лизированных услугах велнесс-индустрии г. Новосибирска // Сервис в России и за рубежом. 2017. Том 11. № 4 (74). С. 156-167. DOI: 10.22412/1995-042X-11-4-13

8. Зеленцова Е. В., Гладких Н. В. Творческие индустрии : теории и практики. Москва : Классика-XXI,

2010. 240 с.

9. Зукин Ш. Культуры городов / перевод с английского Д. Симановского. 2-е издание. Москва : Новое

литературное обозрение, 2018. 424 с.

10. Лэндри Ч. Креативный город : перевод с английского. Москва : Классика-ХХ1, 2006. 399 с.

11. Ольденбург Р. Третье место : кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие

места «тусовок» как фундамент сообщества / перевод с английского А. Широкановой. Москва : Новое литературное обозрение, 2018. 456 с.

12. Распределение населения по возрастным группам (на 1 января 2020 г.). Демография [Электронный

ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) : [веб-сайт]. URL: https://sakha.gks.ru/folder/32348

13. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года : утверждена распоря-

жением Правительства РФ № 164-р от 5.02.2016 [Электронный ресурс] // Минтруд России : [вебсайт]. URL: https://rosmintrud.ru/ docs/government/173

14. Толковый словарь якутского языка : в 15 томах / под ред. П. А. Слепцова. Новосибирск : Наука,

2004-2018. Том 1. 2004. 680 с.

15. Тросби Д. Экономика и культура / перевод с английского И. Кушнаревой. Москва : Издательский

дом Высшей школы экономики, 2018. 256 с.

16. Флорида Р. Креативный класс : люди, которые меняют будущее : перевод с английского. Москва :

Классика-XXI, 2007. 421 с.

17. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / перевод с английского И. Кушнаревой ; под науч. ред.

А. Михалевой. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 456 с.

18. Хестанов Р. З. Креативные индустрии - модели развития // Социологическое обозрение. 2018.

Том 17. № 3. С. 173-196. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196

19. Шарковская Н. В. Индустрия досуга как социально-культурный феномен // Вестник Мос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ковского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 126-134. DOI: 10.24411/1997-0803-2020-10213

20. Янцен М. А. Социализация пожилых людей: социологический аспект // Народонаселение. 2020.

Том 23. № 3. С. 71-82. DOI: 10.19181/population.2020.23.3.7

References

1. Bortniuk O. A. Aging society: prospects for improving the quality of life. Power and control in the East of

Russia. 2020, no. 3 (92), pp. 193-201. DOI: 10.22394/1818-4049-2020-92-3-193-201 (In Russ.)

2. World report on aging and health. Geneva, 2015. Available at: https://www.who.int/ageing/publications/

world-report-2015/ru/ (In Russ.)

3. Lebedeva Yu. V., ed. Gerontopsychology. Ekaterinburg, Publishing House of the Ural University, 2020.

131 p. (In Russ.)

4. Gnedovsky M. Creative industries - a political challenge for Russia. Available at: http://www.strana-oz.

ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (In Russ.)

5. Grigoryeva S. A. Formation of conditions for social activity citizens of the older generation. Social'nye

I Gumanitarnye Znanija. 2018, vol. 4, no. 3 (15), pp. 164-172. (In Russ.)

6. Demography. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (In Russ.)

7. Zagorskaya L. M., Nazarkina V. A. Researching the older people's needs for specialized services of the

wellness industry in Novosibirsk. Services in Russia and abroad. 2017, vol. 11, no. 4 (74), pp. 156-167. DOI: 10.22412/1995-042X-11-4-13 (In Russ.)

8. Zelentsova E. V., Gladkikh N. V. Creative industries: theory and practice. Moscow, Publishing House

"Qassica 21", 2010. 240 p. (In Russ.)

9. Zukin Sh. Cultures of cities. 2nd edition. Moscow, New Literary Observer publishing house, 2018. 424 p.

(In Russ.)

10. Landry C. Creative city. Moscow, Publishing House "Qassica 21", 2006. 399 p. (In Russ.)

11. Oldenburg R. Third place: cafe, coffee shops, bookstores, bars, beauty salons and other places of "hangouts"

as the foundation of the community. Moscow, New Literary Observer publishing house, 2018. 456 p. (In Russ.)

12. Population distribution by age groups (as of January, 2020). Demography. Available at: https://sakha.gks.

ru/folder/32348 (In Russ.)

13. The strategy of actions in the interests of citizens of the older generation until 2025: approved by the order

of the Government of the Russian Federation No. 164-r dated February 5, 2016. Available at: https:// rosmintrud.ru/ docs/government/173 (In Russ.)

14. Sleptsov P. A., ed. Explanatory dictionary of the Yakut language. In 15 volumes, volume 1. Novosibirsk,

Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2004. 680 p. (In Russ.)

15. Throsby D. Economics and culture. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2018.

256 p. (In Russ.)

^ Современные социокультурные практики bill! I!) i

16. Florida R. Creative class: people changing the future. Moscow, Publishing House "Classica 21", 2007. 421 p.

(In Russ.)

17. Hezmondalsh D. Cultural industries. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2014.

456 p. (In Russ.)

18. Khestanov R. Z. Creative industries - models of development. Russian Sociological Review. 2018, vol. 17,

no. 3, pp. 173-196. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196 (In Russ.)

19. Sharkovskaya N. V. Leisure industry as a social and cultural phenomenon. The Bulletin of Moscow

State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 2 (94), pp. 126-134. (In Russ.). DOI: 10.24411/1997-0803-2020-10213 (In Russ.)

20. Yantsen M. A. Socialization of the elderly: sociological aspect. Narodonaselenie (Population). 2020, vol. 23,

no. 3, pp. 71-82. DOI: 10.19181/population.2020.23.3.7 (In Russ.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.