Научная статья на тему 'Становление Иркутской военной школы авиационных техников (комплектование школы личным составом в 30-е годы XX века)'

Становление Иркутской военной школы авиационных техников (комплектование школы личным составом в 30-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
414
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / ПОДГОТОВКА ТЕХНИКОВ / АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА / САМОЛЕТ / КУРСАНТЫ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астраханцев Олег Николаевич

Рассматриваются вопросы создания 4-й Иркутской военной школы авиационных техников, первого военно-учебного заведения, осуществлявшего подготовку военных авиационных кадров в Сибири. Вопрос о комплектовании школы постоянным, переменным и вольнонаемным составом был наиболее важным для осуществления успешной деятельности школы. Используемые архивные источники позволяют объективно проанализировать указанную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF IRKUTSK MILITARY SCHOOL OF FLYING TECHNICIANS (SCHOOL RECRUITING IN 1930s)

The matters of development of the forth Irkutsk military school of flying technicians are considered. It was the first military educational establishment training military aviation staff in Siberia. The matter of school recruiting with regular, alternate and civilian personnel was the most important for successful school activities. The use of archives allows the objective analysis of the problem discussed.

Текст научной работы на тему «Становление Иркутской военной школы авиационных техников (комплектование школы личным составом в 30-е годы XX века)»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

УДК 355.58(571.5)(091)

СТАНОВЛЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ АВИАЦИОННЫХ ТЕХНИКОВ (КОМПЛЕКТОВАНИЕ ШКОЛЫ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В 30-е ГОДЫ XX ВЕКА)

О.Н. АСТРАХАНЦЕВ

Статья представлена доктором физико-математических наук, профессором Козловым А.И.

Рассматриваются вопросы создания 4-й Иркутской военной школы авиационных техников, первого военно-учебного заведения, осуществлявшего подготовку военных авиационных кадров в Сибири. Вопрос о комплектовании школы постоянным, переменным и вольнонаемным составом был наиболее важным для осуществления успешной деятельности школы. Используемые архивные источники позволяют объективно проанализировать указанную проблему.

Ключевые слова: авиация, подготовка техников, авиационная школа, самолет, курсанты, личный состав.

В 30-е годы ХХ века вместе с развитием авиации получила дальнейшее развитие и система подготовки авиационных кадров для военно-воздушных сил (ВВС). В эти годы в стране расширялась сеть учебных заведений ВВС. Одновременно увеличивался контингент курсантов и слушателей.

1 мая 1931 года приказом № 55 по ВВС Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) была основана 4-я Иркутская военная школа авиационных техников. Эта была первая авиационно-техническая школа на всей территории от Урала до Владивостока. События на Китайско-восточной железной дороге (КВЖД) в период с 15 июля по 31 декабря 1929 года, японская оккупация Маньчжурии и превращение ее в удобный плацдарм для нападения на СССР потребовали от Советского правительства и военного командования, принятия в срочном порядке мер по укреплению восточных рубежей страны. В том же 1929 году состоялась поездка председателя Реввоенсовета СССР, Народного комиссара по военным и морским делам К.Е. Ворошилова по ряду гарнизонов Сибири. В ходе поездки и было принято решение об открытии школы военных авиационных техников, местом дислокации школы был выбран г. Иркутск. На тот период времени в Иркутске находились недостроенные здания бывшего военного училища и кадетского корпуса, поэтому было решено передать эти здания Наркомату обороны для создания на их базе авиационной школы.

Формирование школы было поручено помощнику по политической части начальника объединенной военной школы авиатехников и летчиков Михайлову Ивану Ивановичу (Основание: предписание 4-го отдела УСУ УВВС РККА от 6.01.1931 г.) [1, л. 3]. Приказом по школе № 1 от 28.03.1931 г. было объявлено о начале формировании школы [2, л. 1]. Хотя школы как таковой еще не было. В Иркутск только прибывали офицеры, которые и должны были создавать школу. В марте 1931 г. в Иркутск приехал адъютант школы А.М. Самсонов, в мае начальник технической части А.В. Ефремов и начальник кладовой В.К. Павлович, в июне начальник учебного отдела А.В. Васильев-Соколов. В сентябре прибыл начальник военно-хозяйственного отдела П.Т. Демин.

В мае 1931 г. был получен временный штат школы (без номера), штатная численность по которому определялась: начальник школы - 1; адъютант 1 разряда - 1; начальник учебного отдела - 1; начальник метеорологической станции -1; начальник технической части - 1; начальник кладовой - 1; начальник хозяйственной части - 1; делопроизводитель - 1; вольнонаемный шофер - 1, итого - 9 человек (основание: Приказ № 43/243 от 11.05. 1931 г. 1-го управления 3-го отд. УСУ УВВС РККА) [2, л. 1]. Постоянный штат школы за № 20 / 210 - 31 г. был получен позже [2, л. 1].

В списке начсостава школы на 01.06. 1931 года значились:

1. Михайлов Иван Иванович - начальник школы, 1896 г.р., член ВКП (б) с 1918 года, служащий, из г. Вольска. Прибыл в школу с должности помощника начальника по политической части объединенной военной школы летчиков и авиационных техников.

2. Ефремов Александр Васильевич - начальник технической части, 1902 г.р., беспартийный, крестьянин, из г. Вольска. Прибыл с должности преподавателя объединенной военной школы летчиков и авиационных техников.

3. Самсонов Александр Маркович - адъютант 1 разряда, 1893 г.р. рабочий, из г. Благовещенска. Прибыл с должности помощника начальника учебно-мобилизационной части Амурского ОВК.

4. Павлович Виталий Константинович - начальник кладовой, 1902 г.р., кандидат в члены ВКП (б), служащий, из г. Витебска. Прибыл с должности помощника начальника технической части [2, л. 16].

Таким немногочисленным составом было начато создание Иркутской авиационной школы. Конечно, в связи с этим возникали большие трудности, нельзя было силами менее 10 человек создавать материально-техническую базу, обустраивать быт, работать над учебными планами и т.п. Начальник школы неоднократно обращался в вышестоящие инстанции об оказании помощи школе. «Начальнику 2-го управления ВВС РККА. Постоянный штат школы как в отношении постоянного состава, так и переменного, вводится в действие с 1 января 1932 года (указания 6-го сектора штаба РККА). 1 января 1932 года школа должна приступить к нормальной учебной работе. К указанному времени обеспечить в нужной степени школу, как в отношении хозяйства, так и оборудования классов-лабораторий, учебного ангара, учебно-производственных мастерских с составом работников по временному штату (8 человек) задача не посильная. Настоящим ходатайствую, о введении в действия с 1-го октября 1931 года дополнительного штата согласно прилагаемого списка» [1, л. 40]. Всего в списке значились: постоянного состава 68 человек, вольнонаемного 27 человек, итого - 95 человек [1, л. 43-44].

Через пять дней Михайлов отправляет еще одну телеграмму: «Начальнику 4-го сектора 2-го управления, сообщаю, что в настоящее время в школе преподавателей не имеется, к 1-му же января 1932 года школе потребуется полный штат (47 человек). По военной группе - 4 чел., по специальной группе -26 чел., по общественно политической части - 9 чел., по общеобразовательной - 5 чел., резерв - 3 человека. Кроме того, инструкторов: 1 разряда - 51 чел, 2 разряда - 9 человек» [1, л. 35].

В итоге этой переписки, командованием РККА, было принято решение о комплектовании школы инструкторами и педагогическим составом главным образом за счет инструкторов, окончивших младшими авиатехниками 1 ВШАТ 30.08.1931 года, а затем 3-х месячные курсы инструкторов 2 ВШАТ и 1 ВШАТ 01.12.1931 года [2, л. 1]. 27.01. 1932 г. школой был получен список исполняющих должности инструкторов, окончивших 01.12.1931 г. курсы инструкторов при Военно-теоретической школе летчиков имени Ленинского Краснознаменного комсомола и назначенных в 4 ВШАТ [1, л. 112]. Всего в списке значилось 20 человек. Преподавателями в школу назначались преподаватели из других школ, получившие в приказном порядке предписание убыть в Иркутск для формирования 4 ВШАТ. Так, в выписке из приказа ВВС РККА по личному составу № 16 от 02.12. 1931 г., указаны 4 таких преподавателя [1, л. 136]. Благодаря таким мерам в именном списке начальствующего состава 4-й ВШАТ на 25 января 1932 года было уже 117 человек (их них: инструкторов - 68, курсовых командиров - 9 и командиров рот - 4, а также преподавателей - 28.) [1, л. 124-131]. В дальнейшем, комплектование Иркутской школы за счет выпускников других школ продолжилось и в 1932 году, о чем свидетельствуют архивные документы: «Выписка из приказа РВС СССР по л/с Армии № 0486 от 17 декабря 1932 г. Авиатехники, окончившие 20.11. 1932 г. курсы инструкторов при 2-й школе авиатехников ВВС ОККА, назначить в 4 ВШАТ (всего в списке 68 человек).» [1, л. 135].

Прибывающие в школу инструктора не имели ни практической работы в строевых частях ВВС, ни стажа и опыта инструкторской работы. Но большой некомплект преподавателей вынуждал командование школы допускать часть инструкторского состава к исполнению обязанностей преподавателя. Из остального состава комплектовались бригады: слесарная, столярная, чертежная, которые работали по непосредственному изготовлению оборудования лабораторий и цехов [2, л. 1]. Некомплект преподавателей был особо острым вопросом для командования школы, о чем также начальником школы представлялись рапорта вышестоящему командованию. «Начальнику 2-го сектора 2-го управления ВВС РККА. ...к 25-му декабря 1931 года в школу прибыло 1 преподаватель и 7 инструкторов» [1, л. 93]. Таким образом, начать занятия 1.01. 1932 г., как было намечено ранее, школа не могла.

Комплектование школы переменным составом также вызывало трудности. Эти трудности были связаны с количеством поступающих, а также с их качеством. «Начальнику ВВС ОКДВА тов. Алкснис, г. Хабаровск. Доношу на 30.01. 1932 г. прибыло кандидатов 576 человек. Принято 410. Прибытие кандидатов слабое, не дослано 500 человек. Занятия начаты - строевые 10.10.1932 г. Общеобразовательные и общественно-политические начнутся 10 февраля, специальные в конце февраля. Михайлов» [1, л. 132]. Принятые срочные меры по комплектованию школы постоянным и переменным составом дали свои результаты. Уже в начале февраля 1932 года начальник школы Михайлов докладывал о прибытии в школу начсостава по строевой части - 10 человек, преподавателей - 18 человек, инструкторов - 67 человек, остального начсостава - 26 человек [1, л. 137]. 10 февраля Михайловым был отправлен рапорт Блюхеру. «Командующему ОКДВА т. Блюхер. На 10 февраля прибыло начсостава: инструкторов -

134

О.Н. Астраханцев

68 человек, преподавателей - 28 человек, командиров рот - 4 человека, курсовых командиров - 9 человек. Некомплект: начальник строевого отдела - 1, командир батальона - 2, курсовых командиров - 9, помощник начальника хозяйственного довольствия, начальник боепитания, старший бухгалтер, зав. делопроизводством. На 10 февраля прибыло кандидатов 675, принято 475 человек. Три роты укомплектованы полностью.» [1, л. 141]. В то время в школу принимались и девушки. «В карантине было 100 девушек, после медкомиссии осталось человек 30, после экзаменов и мандатной комиссии - шесть человек, они и продолжили обучение.» [3, с. 27]. Школа приступила к плановым занятиям 13 февраля 1932 года [2, л. 1 об.].

Проблемой для школы также стал вопрос комплектования ее вольнонаемным составом. В одном из дел, хранящихся в Российском государственном военном архиве (РГВА), находятся заявления и анкеты на поступающих на службу вольнонаемными в Иркутскую ВШАТ в 1933 году, из которых можно узнать о качественных характеристиках этих лиц. Контингент был «разношерстный» и сомнительный, с одними проблемами - практически полным отсутствием образования и специальностей. Приведем лишь некоторую выборку из общего числа заявлений и анкет. Иванов Григорий Николаевич, 1882 г.р., рабочий, малограмотный; Осиев Георгий Михайлович, 1912 г.р., 3 класса образования, был под судом за хулиганство и отбыл наказание в виде принудительных работ; Савина Екатерина Степановна, 1909 г.р. рабочая, образование 4 класса; Павлова Наталья Кирилловна 1917 г.р., социальное происхождение - беднячка, образование 5 классов; Гнилякова Евгения Евсеевна 1917 г.р., батрачка, образование низшее; Новицкая Екатерина Иосифовна, 1912 г.р., крестьянка, образование - «никакого нет», (на обратной стороне анкеты в графе «подпись заполнявшего анкету» указано - «написано за неграмотную Новицкую» и стоит неразборчивая подпись; Ушаков Федор Иванович, 1910 г.р., слесарь, образование - малограмотный; Кириллов Тимофей Андреевич, 1900 г.р., батрак, сын сапожника, малограмотный; Лособиридзе Петр Степанович, 1909 г.р., малограмотный; Дубова Матрена Герасимова, 1903 г.р., рабочая, малограмотная; Семенова Акулина Артамоновна, 1916 г.р., рабочая, малограмотная; Ситников Алексей Иванович, в графе дата рождения указано: «1890 года марта 7 дня», рабочий, член ВКП (б) с 1919 по 1921 год, в настоящее время беспартийный, образование 2 класса в церковно приходской школе; Шейнкарь Михаил Александрович, 1906 г.р., рабочий, национальность иудей, образование низшее и т. д. [4, л. 84-144]. Для того чтобы представить уровень грамотности или точнее сказать малограмотности указанных лиц, можно привести в качестве примера текст заявлений о принятии на работу, специально сохранив при этом их орфографию. Например: «Прашу принят миня на работу в курсанскую сталову так как я нуждаюс в работам», и еще «В настоящем прошу принят миня на работу в качистве малатабойца в школу мех. мастерких. А если нету работы малатабойца времена на черную работу при мех. мастерских так как Гарасимов Михаил выявляю свое желание работать и учится при военной школе поэтому и прошу не отказать моей прозьбе Кчему и подписуюсь» [4, л. 125, 134]. Не менее интересен и тот факт, что для устройства на работу в школу подавали заявления иностранные граждане. Так, в вышеуказанных документах встречаются: «Хилько Степан (отчество написано неразборчиво), 1894 г.р., рабочий, неграмотный, национальность - китаец». На первый взгляд становится непонятно, почему Хилько Степан вдруг китаец. Но на обороте анкеты имеется запись: «Хилько приехал в Россию в 1918 году, китайская фамилия его Чан-Гуй или Чан-Гут. Родился в провинции Чан-Гу и занимался хлебопашеством, приехал в Россию на работу, так как в Китае у него было маломощное хозяйство и не было средств к существованию» [4, л. 136]. И далее в деле имеются анкеты на еще нескольких представителей «поднебесной». Ниа-Дин, 1899 г.р., рабочий, неграмотный, китаец (на обороте анкеты запись: «Ниа-Дин в Китае произносится Бау-Фу приехал в СССР в 1927 году на работу»); Чжен-Чжит 1885 г.р., рабочий, образование - нет, «малограмотный на китайском языке»; Чу-Джин, 1870 г.р., рабочий, образования - нет; Лю-лин, 1892 г.р., рабочий, образование - нет; Ли-Чин-фа, 1885 г.р., рабочий, образования - нет, «малограмотный на китайском языке» [4, л. 137-141]. Видимо ввиду отсутствия подходящего состава кандидатов на должности вольнонаемного состава, командование школы было вынуждено принимать на работу лиц из числа вышеуказанных (конечно за исключением иностранцев), о чем имеются резолюции начальника школы на заявлениях граждан. Впоследствии различными комиссиями проводились проверки («чистки») вольнонаемного состава. Подозрительные лица увольнялись с работы или передавались для дальнейшего разбирательства в органы НКВД, но качество вольнонаемного состава школы не улучшалось. О работе одной из таких комиссий свидетельствует следующий документ: «Мы комиссия, созданная на основании приказа по школе по проверке вольнонаемного состава рабочих и служащих 4-й ВШАТ в составе: инструктора политотдела школы тов. Брюзгина, членов комиссии: тов. Неврова, тов. Буханова, закончила работу и

выявила следующее: проверено 288 человек. Числятся по происхождению: рабочих 98, крестьян 167, колхозников 9, иждивенцев 11. Комиссия находит необходимым уволить следующих лиц как лишенных права голоса и являющихся спецпереселенцами...(в списке 23 человека)» [4, л. 144-146]. Кроме этих 23-х человек, в акте комиссии названы еще лица подлежащие увольнению. Среди причин для увольнения указаны: «не ясно социальное происхождение», «скрыл социальное положение отца», «скрывает социальное положение брата (служил у Колчака)», «дядя служил у белых», «брат служил у Колчака и Каппеля», «брат раскулачен», «уволен с завода за попытки к организованной забастовке», «нет документов социального положения, не знает кто муж», «отец распродал хозяйство в 1931 году», и даже среди прочих названа и такая причина - «имеет собственный дом, платит налог 200 рублей» [4, л. 144-146].

Как видно из всего вышесказанного, Иркутской военной школе авиационных техников приходилось сталкиваться с серьезными проблемами в вопросе комплектования школы личным составом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ф. 32354. Оп. 1. Д. 56. Российский государственный военный архив.

2. Ф. 32354. Оп. 1. Д. 244. Российский государственный военный архив.

3. Не прерывать традиций нить: Краткий исторический очерк ИВВАИУ / под ред. Б.И. Рожкова. - Иркутск: ИВВАИУ, 1991.

4. Ф. 32354. Оп. 1. Д. 69. Российский государственный военный архив.

FROM THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF IRKUTSK MILITARY SCHOOL OF FLYING TECHNICIANS (SCHOOL RECRUITING IN 1930s)

Astrahancev O.N.

The matters of development of the forth Irkutsk military school of flying technicians are considered. It was the first military educational establishment training military aviation staff in Siberia. The matter of school recruiting with regular, alternate and civilian personnel was the most important for successful school activities. The use of archives allows the objective analysis of the problem discussed.

Key words: aviation, technicians' training, aviation school, aircraft, cadets, personnel.

Сведения об авторе

Астраханцев Олег Николаевич, 1972 г.р., окончил Иркутский государственный университет (2003), кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-политических наук Иркутского филиала МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - история русской армии, история отечественной авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.