Научная статья на тему 'Деятельность Курского аэроклуба в 1940-1941 гг. И формирование 7-й курской летной школы РККА'

Деятельность Курского аэроклуба в 1940-1941 гг. И формирование 7-й курской летной школы РККА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
548
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / АЭРОКЛУБ / ЛЕТНАЯ ШКОЛА / РККА / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / aviation / flying club / flying school / WPRA / air force / the Great Patriotic war / Kursk region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кублова С. А.

Статья посвящена анализу создания и оценке результативности Курского аэроклуба по подготовке военных летчиков в 1940 середине 1941 г., а также формированию и деятельности 7-й курской летной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE KURSK FLYING CLUB IN 1940-1941 AND THE DEVELOPMENT OF THE 7th KURSK FLYING SCHOOL OF THE WPRA

The article given is devoted to the analysis of formation and evaluation of effectiveness of the Kursk flying club in the training of military pilots in 1940 and the middle of 1941. A thorough study has been given to the establishment and operation of the 7th Kursk flying school.

Текст научной работы на тему «Деятельность Курского аэроклуба в 1940-1941 гг. И формирование 7-й курской летной школы РККА»

УДК 94/99

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСКОГО АЭРОКЛУБА В 1940-1941 ГГ.

И ФОРМИРОВАНИЕ 7-Й КУРСКОЙ ЛЕТНОЙ ШКОЛЫ РККА

© 2011 С. А. Кублова

соискатель каф. истории России e-mail: historussamail. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу создания и оценке результативности Курского аэроклуба по подготовке военных летчиков в 1940 - середине 1941 г., а также формированию и деятельности 7-й курской летной школы.

Ключевые слова: авиация, аэроклуб, летная школа, РККА, военно-воздушные силы, Великая Отечественная война, Курская область.

Нападением фашистской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. В условиях нарастающей угрозы нападения фашистской Германии советское правительство вынуждено было принять решительные меры по укреплению оборонной мощи Советского государства.

Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР, принятый на XVIII партийном съезде, предусматривал быстрый рост авиационной, танковой, химической и других отраслей военной промышленности. Уже в 1940 г. авиационные заводы СССР выпустили боевых самолетов на 19% больше, чем в 1939 г.1

Остро был поставлен вопрос о качественном улучшении самолетного парка. Имевшиеся на вооружении советских ВВС самолеты в значительной степени устарели. По своим летно-техническим данным они уступали однотипным самолетам вероятных противников и не отвечали новым условия ведения войны. Исходя из этого в короткий срок советскими авиационными конструкторами были созданы новые типы самолетов: истребители Як-1 конструкции А. С. Яковлева, ЛаГГ-3 конструкции С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова, Миг-1 и Миг-3 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Значительно были повышены качественные характеристики создаваемой бомбардировочной авиации.

Численность самолетов в ВВС по сравнению с началом 1939 г. увеличилась более чем в два раза, а количество авиационных полков - на 80%2. При этом значительно возросла ударная сила ВВС за счет увеличения бомбардировочной авиации.

В связи с высокими темпами роста авиации требовалось быстрое расширение масштабов подготовки летного и технического состава. Было увеличено количество авиационных учебных заведений и изменен порядок их комплектования.

Например, к 1937 г. в СССР было 12 летных школ ВВС, не считая летных школ морской авиации, а также одна академия для подготовки высшего комсостава. На 1 января 1940 г. летных школ ВВС было уже 18, а на 1 сентября того же года - 28; военно-воздушная академия была разделена на самостоятельные академии; а еще через три месяца количество летных школ и училищ возросло до 413. Еще более значительно увеличилось количество летных учебных заведений ВВС в период с 1 января по 1 мая 1941 года: в составе ВВС были три военные академии, две высшие школы штурманов, курсы переподготовки комсостава, 16 технических и 88 летных училищ и школ4.

Согласно Постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР, в декабре 1940 г. вместо

добровольного принципа комплектования школ и училищ вводился новый порядок отбора курсантов - за счет очередных призывов молодежи в армию. При этом устанавливалось, что после окончания школ пилоты, стрелки-бомбардиры и авиационные механики получали звание сержанта и продолжали срочную службу. Весь летно-технический состав, до командира звена включительно, не прослуживший в армии четырех лет, переводился на казарменное положение5.

Все эти меры преследовали цель подготовить резерв летно-технического состава на случай войны и повысить боеготовность авиационных частей и соединений. Вместе с тем, как показала практика, новый порядок прохождения службы в авиации себя не оправдал и был вскоре отменен. Поэтому курсантам, окончившим авиационные училища уже в период Великой Отечественной войны, вновь стали присваивать офицерские звания.

Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 г. устанавливалась новая система подготовки летно-технического состава как в мирное, так и в военное время. Вводилось три типа школ для подготовки летчиков: школы первоначального обучения, школы военных пилотов и военно-авиационные училища

командиров-летчиков. Для каждого типа школ был установлен срок обучения как в

6

мирное, так и в военное время .

Значительным изменениям подверглась структура организации авиационного тыла. Согласно постановлению партии и правительства, части авиационного тыла изымались из непосредственного подчинения авиационных соединений. Авиационный тыл организовывался по территориальному принципу. В военных округах создавались районы авиационного базирования (РАБ) как основные авиационно-тыловые соединения с подчинением их начальнику тыла ВВС округа. На район авиационного базирования возлагались задачи освоения в аэродромном отношении закрепленной за ними территории и материально-техническое обеспечение авиационных соединений, базирующихся на его аэродромах. В состав РАБ входили авиационные базы, из расчета одна база на авиационную дивизию. Для обслуживания авиационных полков в авиационных базах создавались батальоны аэродромного обеспечения (БАО), из расчета один батальон на полк7.

В течение последних предвоенных месяцев была проделана большая работа по реализации указанного постановления партии и правительства. Однако из-за ограниченности во времени полностью закончить перестройку авиационного не удалось. Эта работа завершилась уже в ходе войны. Но и то, что было сделано, в значительной степени повышало боеспособность авиационных частей.

Новая организация авиационного тыла, как показал опыт Великой Отечественной войны, почти полностью себя оправдала.

В целях обеспечения удобного базирования авиационных частей в западных приграничных округах весной 1941 г. Было развернуто строительство большого количества новых аэродромов. Срок окончания строительства намечался на вторую половину 1941 г. Однако к началу войны создать необходимую аэродромную сеть не удалось. Это привело к скученному базированию авиационных частей западных приграничных округов8.

Значительная роль в плане увеличения боевого потенциала Красной армии принадлежала добровольному оборонному обществу ОСОАвиахим. Значение этой самой массовой оборонной организации трудно переоценить. Через ячейки общества осуществлялась вся допризывная военная подготовка молодежи. В предвоенные годы ОСОАвиахим стал многомиллионной патриотической организацией. Аэроклубы ОСОАвиахима служили основной базой комплектования военных и гражданских авиационных училищ и школ. В 1940 году в стране насчитывалось четыре

авиационные школы, выпускавшие летчиков-инструкторов, 182 аэроклуба, 36 планерных и 12 авиационных клубов. В этом же году учебные организации ОСОАвиахима подготовили: пилотов - более 24 тысяч, летчиков-инструкторов - 428, авиатехников - 3107, парашютистов - более 22 тысяч, инструкторов-парашютистов -около 300, планеристов - 4 1569.

В предвоенный период и во время войны многие аэроклубы страны были превращены в военные авиационные и планерные школы. Они готовили летчиков, парашютистов и пилотов-планеристов для Красной армии. Всего за время войны аэроклубами было подготовлено около 60 тысяч различных авиационных специалистов10. Образованием на базе аэроклубов летных школ ВВС объясняется энергичный рост авиационных учебных заведений РККА в то время. Одной из летных школ, созданной по такому принципу, стала 7-я Курская специальная летная школа ВВС РККА, образованная на базе областного аэроклуба, который к тому времени имел достаточно обширную практику подготовки спортсменов-летчиков, планеристов, парашютистов и авиамехаников. К моменту создания школы аэроклуб произвел четыре выпуска летчиков, выпуск авиамехаников, подготовил большое количество парашютистов и планеристов из числа молодежи Курска и области.

Подготовкой и обучением курсантов занимался опытный летно-инструкторский, авиационно-технический и преподавательский штат работников. В распоряжении аэроклуба имелась довольно развитая для того времени материальная и методическая часть, обустроенный аэродром в Курске, действующий филиал в г. Шебекино под Белгородом.

Высокая степень организации Курского областного аэроклуба, его выгодное территориально-географическое месторасположение, а также необходимость быстрейшего расширения масштабов подготовки летного состава для ВВС РККА - все это и послужило отправной точкой в создании 7-й летной школы.

Аэроклубы ОСОАвиахима являлись добровольными, но полувоенными организациями. (Во главе руководства находился генерал-майор авиации Павел Кобелев.) Учитывая этот фактор, любой аэроклуб без особого труда можно было преобразовать в военную летную школу РККА. Для этого требовалось всего лишь переодеть личный состав в военную форму и привести его к присяге.

На базе Курского областного аэроклуба ОСОАвиахима все эти мероприятия осуществить не составляло никакого труда, однако, официально летная школа стала действовать только после того, как была усилена материально-техническая база, аэроклубом был произведен набор курсантов на новый учебный год и осуществлена программа подготовки курсантского состава данного набора по плану летного обучения.

Осенью 1939 года Курский аэроклуб произвел четвертый по счету, ставший последним в предвоенный период его деятельности выпуск курсантов-летчиков. В том же 1939 году осуществляли очередной набор молодежи для обучения на летном отделении в следующем учебном году. Курсантов этого набора планировалось выпустить в конце 1940 года. Однако данных о том, что выпуск состоялся, обнаружить не удалось. По всей видимости, отсутствие информации об этом объясняется тем, что к моменту завершения летного обучения курсантов данного набора Курский аэроклуб уже входил в состав 7-й летной школы ВВС. По этой причине пятого выпуска аэроклуб произвести не смог - его курсанты стали выпускниками уже не аэроклуба ОСОАвиахима, а 7-й специальной летной школы ВВС. До осени 1940 года Аэроклуб вел свою работу по обычной, как и ранее, программе летной подготовки курсантского состава. Но уже в октябре 1940 года был получен приказ Центрального аэроклуба СССР, предусматривавший организацию зимней летной подготовки курсантов-

летчиков11. Приказ был довольно необычным, поскольку с практикой зимнего летного обучения пилотов аэроклуб еще не сталкивался. Согласно этому приказу, курсантскому составу устанавливалось начисление стипендии в размере 250 рублей при среднем заработке летно-технического состава 450 руб. 12. До 1940 года курсантам аэроклуба стипендия не выплачивалась. Стипендии получали учащиеся школ и училищ ГВФ, ОСОАвиахима, а также ВВС. На основании этого факта можно сделать вывод: аэроклуб становится летным учебным заведением ВВС РККА, но пока это не афишировалось. Все летные учебные заведения трех ведомств (ВВС, ГВФ, ОСОАвиахим) работали на ВВС, и то, что создаваемая школа относилась к ВВС, не вызывает сомнений. Причем, создание ее шло скрытно и в короткие сроки. Судя по воспоминаниям ветеранов аэроклуба, работавших в то время, даже они - летчики и техники - не располагали информацией о предстоящей реорганизации. О создании на базе аэроклуба 7-й летной школы стало известно лишь в конце марта - начале апреля 1941 года. К этому времени на аэродроме «Западный» было сконцентрировано большое количество авиационной техники, которая была собрана из ближайших городов - Орла, Воронежа и др. - для создания учебно-тренировочной базы 7-й летной школы. Об этом свидетельствует участник тех событий, бывший механик Курского аэроклуба А. Н. Мерленко. В своих воспоминаниях он писал: «Я получил приказ собрать все самолеты с окружных городов: Воронежа, Орла и др. Перегоняемых самолетов было очень много - около 100. Аэродром "Западный" был забит самолетами так, что не успевали их маскировать. Вместе с авиатехникой в Курск прибывали и экипажи -техники и летчики. За зиму я перегнал в Курск 13 самолетов, - в основном По-2, но были и истребители И-16; садился к нам на аэродром и Пе-8 (экипаж - 8 человек). В районе, где сейчас расположен завод "Прибор", самолет по вине экипажа потерпел аварию: у него разрушилась стойка шасси и подломилось крыло»13.

В течение небольшого периода времени в Курске была создана материально-техническая база авиатехники летной школы и необходимое количество летно-технических специалистов для ее эксплуатации. Из прибывших экипажей городов Орла и Брянска в Курском аэроклубе были созданы три авиационных эскадрильи (вместо одной, как было ранее), в которых насчитывалось около 30 самолетов типа По-2. Удалось установить фамилии двух командиров эскадрилий (из трех созданных тогда): 1-й - Булевич; 2-й - Черненко14. По словам бывшего командира звена Курского аэроклуба С. Т. Бабаскина, командиром 3-й авиационной эскадрильи мог быть курянин, летчик-инструктор Степанов.

В апреле 1941 года в Курск прибыл назначенный на должность начальника 7-й Курской специальной летной школы ВВС РККА Александр Александрович Пархоменко - сын известного героя Гражданской войны Александра Пархоменко, который воспитывался в семье народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова. По специальности он был техник-инженер. Позже, освоив самолет, стал летчиком15. После его прибытия в здании по адресу Красная площадь,6 разместили штаб летной школы, обустроили учебные классы. В старом здании (ул. Колхозная, 11) использовались ранее подготовленные аэроклубом учебные классы, где изучали устройство двигателей, аэродинамику, штурманскую подготовку, самолет и парашютное дело. Обучение курсантов аэроклуба и 7-й летной школы велось совместно и включало теоретическую и летную подготовку, осуществлявшуюся преподавателями аэроклуба и 7-й летной школы. График работы был довольно напряженным, темпы подготовки курсантского состава возросли почти в три раза. А. Н. Мерленко вспоминал: «...До 1940 года аэроклуб выпускал около 250 курсантов в год, а в 1940-41 гг. - уже 700. Летали целый день. На работу приходилось вставать в 2 часа ночи, в 22.00 ложились спать. Труд был напряженным. По трое суток не отдыхали, так как выполняли план подготовки летного

состава под лозунгом, одобренным И. В. Сталиным, "Дадим стране 150 тыс. летчиков!"»16.

Несмотря на невиданные ранее темпы подготовки летчиков и количество выпускников, велось дальнейшее укрупнение материально-технической базы. Из города Энгельса в Курск было доставлено железнодорожным транспортом 40 самолетов По-2, которые были размещены в районе аэродрома «Западный», постепенно восстанавливались и после облета маскировались на стоянках сеном17.

Шебекинский филиал Курского аэроклуба был переведен на базовый аэродром, в Курск. Его сотрудники также включились в работу по подготовке летного состава. В этот период произошла переориентация в деятельности аэроклуба с подготовки спортсменов-летчиков на подготовку кадров для ВВС.

С началом войны, 22 июня 1941 года, весь состав аэроклуба был призван в армию, получил военную форму и зачислен (уже официально) в штат 7-й летной школы ВВС РККА.

1 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т.1. М., 1965. С. 14.

2 Авиация и космонавтика в СССР. М., 1986. С. 79.

3 Там же.

4 Там же. С. 115.

5 Там же. С. 116.

6 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т.6. М., 1965. С. 79.

7 Авиация и космонавтика в СССР. С. 79.

8 Там же. С. 79.

9 Там же. С. 461.

10 Там же. С. 463.

11 Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-1117. Оп. 1. Д. 4. Л. 311.

12 История Курского аэроклуба: сб. восп.-опроса ветеранов аэроклуба. Т. 5. Мерленко. С. 35.

13 Там же. С. 36.

14 Там же. С. 38.

15 ГАКО. Ф. Р-426. Оп. 3. Д. 4. Л. 71.

16 История Курского аэроклуба... С. 47.

17 ГАКО. Ф. Р-1117. Оп. 1. Д. 4. Л. 318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.