Научная статья на тему 'Становление инженерно-строительного образования в городе Томске в первой трети ХХ в.'

Становление инженерно-строительного образования в городе Томске в первой трети ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Томск / Технологический институт / архитектурное и строительное образование / Russia / Tomsk / Technological institute / architectural and construction education

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Песков Владислав Михайлович

История инженерно-строительного образования в г. Томске насчитывает более века. В статье представлена общая картина предпосылок становления технического и инженерно-строительного образования в азиатской части Российской империи в конце XIX – начале ХХ в., показаны особенности первых лет существования новой архитектурной школы за Уралом, пути развития образовательного процесса. Актуальность. В конце XIX в. с открытием первого университета за Уралом Томск прибрел особую значимость как город науки. В историографии известны работы, посвященные высшему образованию в г. Томске. Однако комплексные научные работы в отечественной историографии, посвященные становлению инженерно-строительного образования в азиатской части России, и в частности в Томске, мало представлены. Значимый вклад в развитие инженерно-строительного образования Томска внесли К.К. Лыгин, А.Д. Крячков, И.И. Бобарыков, А.Э. Сабек, Ф.Ф. Гут, П.Ф. Федоровский, однако их участие в значимом историческом процессе не освещено в полной мере. Целью настоящей работы является комплексное исследование вклада первых руководителей Технологического института и преподавателей инженерно-строительного отделения в формирование учебного процесса инженерно-строительного профиля. Работа рассматривает хронологическую последовательность этапов становления инженерно-строительного и архитектурного образования, начиная с открытия Томского технологического института, заканчивая выделением направления (факультета) в отдельное высшее учебное заведение и переездом его в г. Новосибирск. Временные границы исследования – первая треть ХХ в., но для уточнения значимых фактов, для полноты картины в отдельных случаях они могут быть расширены. Результаты. Приведенные новые сведения дополняют существующие исторические исследования, расширяют информацию о становлении инженерно-строительного образования и проблемах, с которыми сталкивались первые руководители высшей инженерно-строительной школы в г. Томске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of civil engineering education in Tomsk

The history of civil engineering education in Tomsk dates back more than a century. The article presents the prerequisites for the creation of technical and civil engineering education in the Asian part of the Russian Empire in the 19– 20th centuries. The first years of existence of a new architectural school beyond the Urals are describe as well as the formation of the educational process. Some aspects are reflected in works of Siberian scientists and urban planners. Despite the importance of Tomsk as a science city since the end of the 19th century, scientific works on the formation of civil engineering education in the Asian part of Russia and in Tomsk are absent. A historical contribution to the development of civil engineering education by such people as K.K. Lygin, A.D. Kryachkov, I.I. Bobarykov, A.E. Sabek, F.F. Gut, P.F. Fedorovsky, is not fully consecrated in the context of their teaching activities. This work is a comprehensive study of contributions of each historical person to the educational process of civil engineering. The work has a strict chronological sequence, considers formation stages of of civil engineering and architectural education, starting with the opening of the Tomsk Technological Institute, ending with the separation of faculties into a higher educational institution and its relocation to Novosibirsk. Historical events in question took place at the end of the 19th and late in 20th centuries. New information given in the article complements existing historical research, expands available information about problems faced by the first leaders of higher engineering and construction school in Tomsk.

Текст научной работы на тему «Становление инженерно-строительного образования в городе Томске в первой трети ХХ в.»

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 3. С. 104-117.

ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (3): 104-117. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 378.09

DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-3-104-117

EDN: PMZZUN

СТАНОВЛЕНИЕ

ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОМСКЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В.

Владислав Михайлович Песков

Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия

Аннотация. История инженерно-строительного образования в г. Томске насчитывает более века. В статье представлена общая картина предпосылок становления технического и инженерно-строительного образования в азиатской части Российской империи в конце XIX - начале ХХ в., показаны особенности первых лет существования новой архитектурной школы за Уралом, пути развития образовательного процесса.

Актуальность. В конце XIX в. с открытием первого университета за Уралом Томск прибрел особую значимость как город науки. В историографии известны работы, посвященные высшему образованию в г. Томске. Однако комплексные научные работы в отечественной историографии, посвященные становлению инженерно-строительного образования в азиатской части России, и в частности в Томске, мало представлены.

Значимый вклад в развитие инженерно-строительного образования Томска внесли К.К. Лыгин, А.Д. Крячков, И.И. Бобарыков, А.Э. Сабек, Ф.Ф. Гут, П.Ф. Федоровский, однако их участие в значимом историческом процессе не освещено в полной мере.

Целью настоящей работы является комплексное исследование вклада первых руководителей Технологического института и преподавателей инженерно-строительного отделения в формирование учебного процесса инженерно-строительного профиля.

Работа рассматривает хронологическую последовательность этапов становления инженерно-строительного и архитектурного образования, начиная с открытия Томского технологического института, заканчивая выделением направления (факультета) в отдельное высшее учебное заведение и переездом его в г. Новосибирск. Временные границы исследования - первая треть ХХ в., но для уточнения значимых фактов, для полноты картины в отдельных случаях они могут быть расширены.

Результаты. Приведенные новые сведения дополняют существующие исторические исследования, расширяют информацию о становлении инженерно-строительного образования и проблемах, с которыми сталкивались первые руководители высшей инженерно-строительной школы в г. Томске.

Ключевые слова: Россия, Томск, Технологический институт, архитектурное и строительное образование

Для цитирования: Песков В.М. Становление инженерно-строительного образования в городе Томске в первой трети ХХ в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 3. С. 104-117. БО!: 10.31675/1607-1859-2024-26-3-104-117. ЕБ№ РМ2ШМ

© Песков В.М., 2024

ORIGINAL ARTICLE

FORMATION OF CIVIL ENGINEERING EDUCATION IN TOMSK

Vladislav M. Peskov

Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia

Abstract. The history of civil engineering education in Tomsk dates back more than a century. The article presents the prerequisites for the creation of technical and civil engineering education in the Asian part of the Russian Empire in the 19- 20th centuries. The first years of existence of a new architectural school beyond the Urals are describe as well as the formation of the educational process. Some aspects are reflected in works of Siberian scientists and urban planners.

Despite the importance of Tomsk as a science city since the end of the 19th century, scientific works on the formation of civil engineering education in the Asian part of Russia and in Tomsk are absent. A historical contribution to the development of civil engineering education by such people as K.K. Lygin, A.D. Kryachkov, I.I. Bobarykov, A.E. Sabek, F.F. Gut, P.F. Fedorovsky, is not fully consecrated in the context of their teaching activities.

This work is a comprehensive study of contributions of each historical person to the educational process of civil engineering.

The work has a strict chronological sequence, considers formation stages of of civil engineering and architectural education, starting with the opening of the Tomsk Technological Institute, ending with the separation of faculties into a higher educational institution and its relocation to Novosibirsk. Historical events in question took place at the end of the 19th and late in 20th centuries.

New information given in the article complements existing historical research, expands available information about problems faced by the first leaders of higher engineering and construction school in Tomsk.

Keywords: Russia, Tomsk, Technological institute, architectural and construction education

For citation: Peskov V.M. Formation of civil engineering education in Tomsk. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (3): 104-117. DOI: 10.31675/16071859-2024-26-3-104-117. EDN: PMZZUN

История становления инженерно-строительного образования

До конца XIX в. в России существовали два столичных центра, в которых можно было получить инженерно-строительное и архитектурное образование. В Санкт-Петербурге действовала Императорская Академия художеств (1757 г.), Институт (училище) гражданских инженеров (1832 г.), художественное училище (1839 г.), также имел большое значение Институт Корпуса инженеров путей сообщения, открытый в 1809 г. Жизнь одного из выпускников данного учреждения - Гавриила Степановича Батенькова (1763-1863) - долгое время была связана с Томском. С апреля 1817 г. Г.С. Батеньков занимался благоустрой- ^ ством Томска: мостил улицы и следил за правильным сооружением водоотво- ^

дов, сконструировал и построил Магистерский мост, благоустроил водоносный

m

ei

5

В

ключ у подножия Воскресенской горы и многое другое [1]. В Москве архитек- н турное образование оформлялось на базе школ крупных московских архитекто-

ров (В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Д.В. Ухтомского), к началу XIX в. они стояли у порога основания Кремлевского архитектурного училища [2].

РЭ

Инженерно-строительное образование в Томске неразрывно связано с открытием Томского технологического института Императора Николая II.

В конце XIX в. Сибирь формировалась как важнейший для государства экономический район. Соответственно, для развития значимого края требовались разнопрофильные специалисты. Стимулом к решению назревшего вопроса послужило окончание строительства Великого Сибирского железнодорожного пути [3]. Привлечение специалистов для обслуживания нужд железной дороги из европейской части России очень дорого обходилось казне. К тому же после истечения трехлетнего договора большинство приехавших лиц уезжали обратно. В связи с этими обстоятельствами остро встал вопрос о подготовке инженеров на месте [4].

В начале 1895 г. министр финансов С.Ю. Витте впервые высказал предложение о подготовке специалистов в Сибири. Министру народного просвещения И.Д. Делянову следовало решить вопрос о подготовке необходимого количества инженеров по наиболее востребованным специальностям. Позднее И.Д. Делянов писал в своем представлении в Государственный совет: «По мнению тайного советника С.Ю. Витте, вполне мною разделяемому, не подлежит сомнению, что для успешного достижения этих целей предстоит необходимость в подготовке сведущих лиц, которые <...> могли бы руководить обработкою находящихся в недрах Сибири естественных богатств и применением их к потребностям жизни» [5].

В этом же году, после письма В.М. Флоринскому от И.Д. Делянова о возможности открытия при Императорском Томском университете физико-математического факультета [5], в Томске и Петербурге начались обсуждения. В Томске по данному вопросу В.М. Флоринский в августе 1895 г. созвал совещание. Среди принявших участие были ректор Томского университета А.И. Судаков, профессора Е.В. Вернер, Н.Ф. Кащенко, А.М. Зайцев. В результате обсуждения его участники пришли к единогласному заключению о воз-с^ можности организации подготовки инженеров на особом техническом отделении, созданном при физико-математическом факультете. Были выработаны проекты физико-математического факультета и технического отделения при ^ нём и рассчитана примерная стоимость.

В то же время в Петербурге была создана комиссия под председательством профессора Московского университета И.А. Любимова для обсуждения сч проекта нового факультета в Томском университете. В состав комиссии во® шли директора технологических институтов и ряд ведущих профессоров пе-

тербургских и московских институтов. Комиссией был рассмотрен учебный план, составленный представителями Томского университета, в который входили и предложения по строительству новых корпусов. По совету С.Ю. Витте ^ И.Д. Делянов обратился к выдающемуся русскому ученому Д.И. Менделееву ^ с просьбой войти в состав комиссии по учреждению института в Сибири. Он Я хорошо знал, какой должна быть высшая техническая школа, и принял дея-^ тельное участие в работе комиссии, сделав ряд ценных предложений по

улучшению качества высшего образования [6]. СО Созданная при Министерстве народного просвещения комиссия по

утверждению высшей технической школы в Сибири после девяти заседаний

пришла к заключению о необходимости открытия в Томске самостоятельного Технологического института для подготовки инженеров с двумя отделениями: инженерно-строительным и химико-техническим. На последнем предполагалось усиленное преподавание электротехники и металлургии ввиду быстрого развития горного дела в Сибири. В итоге 14 марта 1896 г. Государственный совет рассмотрел представление И.Д. Делянова об учреждении в Томске Технологического института и принял решение о его открытии с двумя отделениями - механическим и химико-техническим. 29 апреля 1896 г. решение Государственного совета было утверждено императором Николаем II. Таким образом, на рубеже веков по императорскому указу в Томске был учрежден Томский технологический институт [6].

Через 6 лет в стенах ТТИ было открыто инженерно-строительное отделение. Начиная с начала ХХ в. благодаря стараниям А.Д. Крячкова начинает формироваться региональная инженерно-строительная школа, а с 1909 г. -школа архитекторов, первая в азиатской части Российской империи.

Необходимо отметить, что подготовка инженеров-строителей в Сибири стала возможна благодаря стараниям первого директора, профессора Ефима Лукьяновича Зубашева (рис. 1). В июле 1900 г., рассмотрев вопрос о расширении ТТИ, Государственный совет принял постановление дополнительно открыть горное и инженерно-строительное отделения [7]. Согласно отчету ТТИ за 1902 г., 1 сентября 1902 г. на базе института начался учебный процесс по инженерно-строительной специальности. Первым деканом отделения был назначен Иван Иванович Бобарыков (рис. 2), который уже являлся деканом механического отделения.

Рис. 1. Ефим Лукьянович Зубашев1 Fig. 1. Yefim Luk'yanovich Zubashev

Рис. 2. Иван Иванович Бобарыков2 Fig. 2. Ivan Ivanovich Bobarykov

Занятия велись в лекционном корпусе ТТИ на третьем этаже, основные площади которого занимали чертежные залы. В дальнейшем для отделения был построен инженерный корпус, который разместился рядом с лекционным корпусом.

1 URL: https://wiki.tpu.ru/wiki/Зубашев_Ефим_Лукьянович#

2 URL: https://wiki.tpu.ra/wiki/Бобарыков_Иван_Иванович#

m чо

Tt

о

и <

U H

bt =

=

H cj <v

PQ

m чо

Tt

о

U <

U H

а =

=

н cj

tu

PQ

И.И. Бобарыков (1844-1928) - ординарный профессор по кафедре прикладной механики и машиностроения, инженер-технолог, коллежский советник, выпускник механического отделения Харьковского технологического института с присвоением звания инженера-технолога (1894 г.). По окончании института -вольнонаемный лаборант при механическом отделении, руководитель технического черчения. С целью ознакомления с достижениями науки и техники активно посещал различные выставки и промышленные предприятия. В 1895 г. был направлен в командировку для изучения крупных устройств и способов изготовления приборов по отоплению и вентиляции в Петербург, Москву, Одессу. В 1896 г. посетил Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде. В сентябре 1899 г. был командирован на машиностроительные предприятия Германии, Франции, затем на промышленные предприятия России. Летом 1900 г. посетил Всемирную выставку в Париже. С 1901 г. вёл научную и преподавательскую деятельность в Томске. В июне 1916 г. Советом института был избран директором Томского технологического института (с 21 сентября 1917 г. - ректором). Благодаря действиям Ивана Ивановича удалось сохранить институт в условиях Первой мировой и Гражданской войн [8].

На Совете института в апреле 1918 г. И.И. Бобарыков стал инициатором участия профессорско-преподавательского состава в конкурсе по разработке Урало-Кузнецкого проекта, положенного позднее в основу плана ГОЭЛРО и первого пятилетнего плана. Конкурс был выигран, и в разработке проекта участвовали профессора Н.В. Гутовский, сам Бобарыков, Н.П. Чижевский, М.А. Усов, В.Н. Пинегин, преподаватели М.А. Великанов, М.Н. Кошурников и др.

Александр Эдуардович Сабек (1864-1909) (рис. 3) в 1890 г. с отличием окончил Харьковский технологический институт с присвоением звания инженера-технолога. После выпуска начал трудовую деятельность на частном

свеклосахарном заводе в Харьковской губернии в должности химика.

Приказом попечителя Западно-Сибирского учебного округа А.Э. Сабек был назначен штатным преподавателем черчения и начертательной геометрии ТТИ с 1 июня 1901 г., а с января 1902 г. по представлению Совета ТТИ - исполняющим должность экстраординарного профессора по кафедре химической технологии минеральных веществ [9]. В 1905 г. занял пост декана инженерно-строительного отделения [8].

Помимо преподавательской деятельности активно участвовал в создании и развитии института, был ближайшим помощником директора, профессора Ефима Лукьяновича Зубашева. В различные периоды занимал руководящие должности: был членом комиссии по изданию лекций и учебных пособий, членом испытательной комиссии по вы-

Рис. 3. Александр (Дионисий)

Эдуардович Сабек3 Fig. 3. Aleksandr (Dionisiy) Edu-ardovich Sabek

' URL: https://wiki.tpu.ru/wiki/Сабек_Александр_Эдуардович#

пуску первых инженеров на механическом отделении, председателем такой же комиссии на инженерно-строительном отделении, а с февраля по сентябрь 1906 г. назначен исполняющим должность директора института [10].

В 1909 г. по состоянию здоровья подал прошение об отставке и в этом же году умер в Варшаве.

Под руководством первых деканов отделения И.И. Бобарыкова и А.Э. Сабека началась разработка программы подготовки инженеров-строителей. Перед ними стояла важная задача - вооружить студентов необходимыми для своего времени знаниями и умениями. Поэтому программа подготовки инженеров-строителей составлялась с учётом перспектив экономического развития региона и реальных потребностей Сибирского края в выпуске специалистов определенных профилей [11].

В первые годы существования отделения руководителями были выбраны программы столичных учебных заведений, а также Варшавского, Киевского, Рижского политехнических институтов. Из программ было взято всё самое актуальное, что могло иметь практическое значение для развития науки, организации учебного процесса на инженерно-строительном отделении ТТИ и экономического развития Сибири и Дальнего Востока. С начала 1906 г. А.Э. Сабек и А.Д. Крячков совместно ставили вопрос об организации обучения на инженерно-строительном отделении архитектурной специальности. Основным аргументом было отсутствие данного направления на отделении, соответственно, и инженеров-строителей с архитектурным уклоном, необходимых для градостроительства и возведения гражданских и промышленных зданий вдоль Великого Сибирского пути.

Со временем на инженерно-строительном отделении были открыты новые направления: мосты и сооружения, сухопутные сообщения, водные пути, коммунальное хозяйство, архитектура. Все студенты, освоившие программу и успешно защитившие выпускную квалификационную работу, получали диплом по специальности «инженер-строитель». 01

В первый год существования инженерно-строительного отделения, в ав- ^ густе 1902 г., были объявлены и прошли вступительные испытания. На 50 вакантных мест было принято 57 прошений. Согласно параграфу 25 положения о ТТИ, уроженцы Азиатской России или же окончившие курс средних учебных заведений Азиатской России, зачислялись без конкурсных испытаний. ^ В таком порядке было зачислено 4 человека. Всего же к конкурсным испыта- О ниям приступили 313 человек, желающих поступить на различные отделения Томского технологического института. По итогам конкурсной кампании в Томский технологический институт было зачислено 228 человек. В дополнение, согласно разрешению министра народного просвещения, в 1902 г. была увеличена норма для лиц иудейского исповедания. Вследствие этого в ТТИ были зачислены еще 8 человек, выдержавших конкурсные испытания, но д

не прошедших по квоте ранее.

Для зачисления в общем порядке на инженерно-строительный факультет необходимо было показать знания по дисциплинам: русский язык, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика.

В результате к началу первого 1902/1903 учебного года на инженерно-строительном отделении приступили к учебному процессу 58 студентов. В 1910 г. там обучалось уже 218 человек [12].

Таким образом, перед руководителями отделения и института встала важная задача найти образованных, компетентных в вопросах строительства и архитектуры преподавателей. К работе на отделении старались привлечь ведущих строителей, архитекторов, художников Томска, которые в своё время получили образование в лучших учебных заведениях страны. Кроме того, руководители ТТИ способствовали дополнительному обучению важных специалистов. Для ознакомления с новыми достижениями в науке и технике многие профессора и преподаватели направлялись в длительные командировки в научные и промышленные центры не только страны, но и за рубеж. Полученные знания и опыт успешно применялись для обучения студентов строительному делу с учётом сибирского климата.

В 1895 г. в Томск приехал Константин Константинович Лыгин (1854-1932) - выпускник Петербургской академии художеств, окончивший ее c отличием (рис. 4). В Европейской России по его проектам строились театры, библиотеки, гимназии

Рис. 4. КЪнстаншн КЬнстан- и купеческие особняки: в Телави - здание двух-

тинович Лыгин 4 гг

. „ . .. „ . .. классного училища, в Самаре - дом купца Субботи-Fig. 4. Konstantin Konstantino- J A f

vich Lygin на (рис. 5), в Казани - пассаж Александрова (рис. 6).

m чо

Tt

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

U <

U

н

а =

=

н cj <v

PQ

Рис. 5. Дом купца Субботина (Самара)5 Fig. 5. House of the merchant Subbotin (Samara)

Рис. 6. Александровский пассаж (Казань)6 Fig. 6. Aleksandrovsky Passage (Kazan)

Почти все здания в существующих и строящихся вместе с Транссибом городах и на станциях возведены по проектам Лыгина. В Тайге в 1897-1899 гг. были построены вокзал, церковь во имя святого Андрея Критского, железнодорожное училище и библиотека имени Пушкина. В молодом прижелезнодорож-ном посёлке Новониколаевске (ныне Новосибирск) выросли здание вокзала

4 URL: https://wiki.tpu.ru/wiki/Л^Iгин_Константин_Константинович#

5 URL: https://chanych-85.livejournal.com/24945.html?ysclid=lu0sxk5f7p933996340

6 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Александровский_пассаж_(Казань)

и храм Св. Александра Невского. В Бийске по проекту зодчего был построен особняк купца Н.И. Ассанова, где сейчас находится краеведческий музей. Лучший на всей Средне-Сибирской железной дороге вокзал второго класса в Красноярске, храм Св. Марии Магдалины в Петропавловске (Казахстан) - тоже творения Константина Лыгина. Кроме того, по его проектам построены вокзал, железнодорожное училище, польский костёл и православный храм при кладбище в Мариинске, возведены здания в Кременчуге, Ачинске, Боготоле, Кан-ске, Зиме и других населённых пунктах Сибири. Их архитектура отличалась новизной и смелостью решений [13].

С 1900 г. К.К. Лыгин работал в Технологическом институте, на кафедре архитектуры, преподавал рисование и архитектурное проектирование. Почти на всём протяжении жизни в Томске К.К. Лыгин занимался частной архитектурной практикой. Исторический облик Томска во многом обязан Константину Константиновичу. По его проектам были построены здания для коммерческого училища, окружного суда, общественных нужд Томска (ныне - Дом офицеров), большое количество заказов было выполнено для купеческой семьи Кухтериных.

В 1903 г. К.К. Лыгин был избран членом Томского отделения Императорского Русского технического общества. В 1906 г. по конкурсу был избран штатным преподавателем, вел рисование и архитектурное проектирование, в 1924 г. утвержден в звании профессора Томского технологического института. Во время реорганизации строительного факультета Лыгиным были переработаны многие учебные планы и программы, он состоял членом предметной комиссии, членом государственной квалификационной комиссии, вел дипломное проектирование [14].

Андрей Дмитриевич Крячков (1876-1950) - гражданский инженер (архитектор), выпускник Петербургского института гражданских инженеров (рис. 7). Обучение совмещал с работой чертежника, техника-проектировщика, занимался съемкой планов Петербурга. На старших курсах работал помощником по проектированию у архитекторов А.Д. Харламова и А.И. Дмитриева. После окончания института выбрал возможность приехать в Томск, т. к. в это время в городе открывался новый Технологический институт. С 12 сентября 1903 г. А.Д. Крячков был определен на службу по ведомству Министерства внутренних дел младшим инженером строительного отделения Томского губернаторского управления. Летом 1903 г. был избран нештатным преподавателем по архитектурному проектированию и рисованию ТТИ. В 1906 г. стал архитектором Западно-Сибирского учебного округа, одновременно с этим являлся проектировщиком зданий Томского технологического института, сменив на этой должности

Ф Ф Гута Рис- 7- Андрей Дмитриевич Крячков 7

Fig. 7. Andrey Dmitriyevich Kryachkov

m

ЧО

Tt

о

и <

U H

bt =

=

н cj <v

PQ

' URL: https://wiki.tpu.ru/wiki/Крячков_Андрей_Дмитриевич#

m чо

Tt

о

U <

U H

a =

=

H

cj

tu

PQ

А.Д. Крячков вел большое строительство не только в Томске, но и в других городах губернии, в частности в Новониколаевске, переименованном в 1926 г. в Новосибирск. В Новосибирске по его проектам были построены базарный корпус и более десяти школ, здания Сибдальгосторга и Сибревкома [14].

Адам (Арнольд) Карлович Енш (1866-1920) в 1890 г. окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров с присвоением чина инженера Х класса (рис. 8). Спустя два года, в 1892 г., подал конкурсный проект по водоснабжению в г. Кременчуге. В 1895-1898 гг. занимал должности главного архитектора г. Житомира и младшего инженера строительного отдела Волынского

губернского правления. В 1897 г. создал проект Крестовоздвиженской церкви в г. Житомире, а с января 1898 г. занял пост губернского инженера строительного отделения Ярославского губернского правления [9].

В 1901 г., как стипендиат Совета гражданских инженеров, получил право заграничной командировки, во время которой изучил интересующие его вопросы канализации и сточных вод, а также устройство водопровода в городах Западной Европы. По итогам командировки опубликовал научные работы по изучаемой теме и был направлен в Крым для составления проектов и строительства канализации в Ялте, Алуп-ке, Мисхоре, Гаспи, Кореизе.

В 1903 г. подал прошение в Совет ТТИ об участии в конкурсе по замещению вакансии по кафедре строительного искусства и архитектуры. Конкурсные испытания успешно были пройдены, с 1 июля 1904 г. Адам Карлович был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора. В первом семестре читал курс лекций по архитектуре и строительным работам студентам инженерно-строительного отделения, а также общий курс архитектуры студентам механического, горного и химического отделений.

К сожалению, преподавательская деятельность Адама Карловича в стенах ТТИ была непродолжительной. В январе 1905 г. он был направлен на лечение в заграничный 4-месячный отпуск, из которого в Томск не вернулся. В апреле 1905 г. был назначен адъюнкт-профессором по кафедре водоснабжения и канализации Рижского политехнического института, а в январе 1917 г. -экстраординарным профессором [8].

Фортунат Фердинандович Гут (1861-1936) окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров в 1884 г. (рис. 9).

По окончании учебного заведения был принят на госслужбу в Техниче-ско-строительный комитет Министерства внутренних дел. В течение последующих 10 лет прошел путь от младшего до губернского архитектора Ставро-

Рис. 8. Адам (Арнольд) Карлович Енш ; Fig. 8. Adam (Arnold) Karlovich Yensh

! URL: https://wiki.tpu.ru/wiki/Енш_Адам_(Арнольд)_Карлович#

Рис. 9. Фортунат Фердинандович Гут 9 Fig. 9. Fortunat Ferdinandovich Gut

польского губернского правления. На доверенных должностях Ф.Ф. Гут сооружал деревянные и железные мосты, шлюзы, плотины, создавал различные пристройки, перестраивал и ремонтировал здания, проектировал новые [15].

По приглашению Комитета по постройке зданий Технологического института в январе 1896 г. Фортунат Фердинандович прибыл в Томск, где получил должность строителя зданий института. Началось активное сооружение учебного комплекса. Главный, химический, физический корпуса были возведены по проекту академика Императорской Академии художеств Роберта Робертовича Марфельда.

Вторая очередь - горный корпус -был выполнен по проекту Петра Федоровича Федоровского. Третья очередь - механический и инженерный корпуса - по собственным проектам Ф.Ф. Гута, также Фор-тунат Фердинандович исполнил проекты пристройки к главному корпусу, газового завода и газгольдера, административных и служилых корпусов института. Проекты и строительство зданий для нужд Технологического института не являлись его единственными работами. Фортунат Фердинандович использовал свои знания и умения для выполнения других заказов. Благодаря ему в Томске появились корпуса кирпичеделательного завода с машинным зданием, амбулаторная университетская лечебница, Бактериологический и Учительский институты при Императорском Томском университете.

Имея огромный практический опыт, до 1905 г. Фортунат Фердинандо-вич преподавал рисование, архитектуру, архитектурное черчение, читал лекции по строительному искусству, основаниям и фундаментам гражданских сооружений для студентов ТТИ [16].

Пётр Фёдорович Федоровский (1864-1944) - выпускник художественного училища при Академии художеств в Санкт-Петербурге (рис. 10).

В 1895 г. П.Ф. Федоровский получил направление в Томск, где утвердился в должности младшего архитектора строительного отделения губернского правления. Составлял проекты церквей и школ для переселенческих поселков Томской губернии. Спустя год, в 1896 г., стал городским архитектором. В истории Томска осталось немало творений его рук. На рубеже веков активно применял тип открытого фасада. Для того времени это было новшеством: при постройке зданий отказался от использования штукатурки для фасадной отделки, т. к. в связи с климатическими особенностями региона оштукатуренная часть быстро осыпалась, что портило этетический вид строения. Федоровский стал выполнять фасады из красного кирпича, например, корпус

m чо

Tt

о

и <

U Н

bt =

=

н

CJ

<v PQ

' URL: https://wiki.tpu.ru/wiki/Гут_Фортунат_Фердинандович#

Рис. 10. Петр Федорович Федоровский Fig. 10. Petr Fedorovich Fedorovskiy

m

ЧО

о

и <

U H

bt =

=

н cj <v

PQ

Мариинской женской гимназии, церковно-приходская школа при Никольской церкви и др.

В свободное время Петр Федорович занимался живописью, прекрасно владел техникой акварели, в 1903-1905 гг. студентам инженерно-строительного отделения преподавал рисование, черчение и архитектурное проектирование. По состоянию здоровья в 1905 г. вынужден был покинуть Томск, переехав в г. Тамбов. В 1910 г. вернулся в Томск, снова занялся преподавательской и архитектурной деятельностью. Кроме того, в 1913 г. возглавил Томское общество любителей художеств. Начиная с 1914 г. практически ежегодно принимал участие в художественных выставках, показывая свои работы. Последняя выставка «С турецкого фронта» прошла в 1917 г., на которой его акварельные работы сравнивались критиками с произведениями Григория Ивановича Гуркина и Андрея Осиповича Никулина, знаменитостей и любимцев того времени [17].

Несмотря на возникающие сложности, первым руководителям Томского технологического института и инженерно-строительного отделения удалось основать за Уралом архитектурно-строительную школу. Благодаря правильному подбору кадров получилось заложить крепкий фундамент для обучения инженеров строительного и архитектурного профиля за Уралом. Это позволило спустя 28 лет преобразовать инженерно-строительное отделение в отдельный отраслевой институт [18].

События 1917 г. наложили значительный отпечаток на развитие института. Корпуса использовались для нужд военных, значительно сократилось число студентов. С упразднением в 1925 г. Томской губернии Томск превратился в административный центр Новосибирской области. Первый пятилетний план 1928-1932 гг. предусматривал в кратчайшие сроки провести индустриализацию страны. Появилась необходимость в строительстве сотен промышленных предприятий, для чего требовалось значительное количество высококвалифицированных специалистов.

В результате реорганизации на базе инженерно-строительного факультета было создано новое учебное заведение - Сибирский строительный институт (Сибстрин), который в 1933 г., с окончанием строительства корпусов в г. Новосибирске, был перевезен на новое место. В связи с этим в Томске стало невозможно получить инженерно-строительное образование на протяжении последующих 19 лет.

' URL: https://wiki.tpu.ru/wiki/Федоровский_Петр_Федорович#

Заключение

Ввиду социально-экономических изменений на территории Сибири, связанных и с окончанием строительства Великого Сибирского пути, и с началом разведки полезных ископаемых в недрах сибирских земель, в конце XIX в. перед руководством Томской губернии и Российской империи встал вопрос о необходимости принятия решения: открыть самостоятельный Технологический институт или направление технологического профиля в стенах уже существующего Императорского университета.

Вопрос был решен в пользу первого варианта. Однако с открытием Томского технологического института появились другие проблемы, решение которых не могло быть отложено. Необходимо было организовать и утвердить учебный процесс, с чем прекрасно справился коллектив под руководством первого ректора Технологического института Е.Л. Зубашева.

Проблемы наблюдались и с организацией учебного процесса по инженерно-строительному направлению, и с недостатком учебных площадей ввиду продолжающегося строительства корпусов института. Благодаря отверженной работе, полной самоотдаче А.Э. Сабека, А.К. Енша, П.Ф. Федоровского, Ф.Ф. Гута, К.К. Лыгина, которые совмещали преподавательскую деятельность и курирование строительства зданий для нужд ТТИ, поставленные задачи были выполнены. К 1907 г. были завершены основные строительные работы корпусов института и налажен учебный процесс.

Благодаря значительному вкладу А.Д. Крячкова и И.И. Бобарыкова в стенах Технологического института, на инженерно-строительном отделении, появилась возможность получить специальность гражданского инженера. В настоящее время эта специальность известна под другим названием -архитектор.

Список источников

1. Бойко В.П., Ефименко В.Н., Кадесников А.П., Картопольцев В.М., Музалёв В.М. Исторические очерки строительства дорог и мостов / под ред. Л.С. Ляховича. 2-е изд. Томск : Изд-во ТГАСУ, 2012. 149 с.

2. Залесов В.Г. Российское архитектурно-строительное образование в XIX - начале XX века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. № 2. С. 24-34.

3. Отчет о состоянии и деятельности Томского технологического института Императора Николая II за 1902 год. Томск : Акцидентная типография В.М. Перельмана, 1903. 42 с.

4. Николаева Н.В. К вопросу о формировании высшей архитектурно-строительной школы в Сибири (на примере Томска и Новосибирска) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 3. С. 219-240.

5. ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 811. Л. 2-3.

6. Историческая записка об учреждении и открытии Томского технологического института Императора Николая II 6 декабря 1900 года / по поруч. Совета ин-та сост. А.И. Ефимов. Томск : Паровая типо-литография П.И. Макушина, 1902. 94 с.

7. Краткая хроника ТПУ: 1985-1991 гг. / сост. Лозовский И.Т. Томск, ТПУ, 2003. 96 с.

8. Гагарин А.В. Профессора Томского политехнического университета : биографический справочник. В 2 томах. Том 1. Томск : Изд-во НТЛ, 2000. 297 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Поляки в Томске ^К-ХХ вв.) : биографии / сост. В.А. Ханевич. Томск : Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2012. 686 с.

10. Становление и развитие научных школ Томского политехнического университета 1896-1996: Исторический очерк / под ред. Ю.П. Похолкова, В.Я. Ушакова. Томск : ТПУ, 1996. 249 с.

11. Галанова Р.А. Ефим Лукьянович Зубашев : биографический очерк. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 190 с.

12. ГАТО. Ф. 194. Оп. 1. Д. 16. С. 3.

13. Архитектор всея Сибири // Красноярский железнодорожник. 2010. 3 сентября. № 34. URL: https://gudok.ru/zdr/176/?ID=621072&ysclid=

14. Гагарин А.В. Профессора Томского политехнического университета : биографический справочник. В 2 томах. Том. 2. Томск : Изд-во НТЛ, 2000. 216 с.

15. Барановский Г.В. Гут Фортунат Фердинандович // Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842-1892. Санкт-Петербург : Типо-литография Н.Л. Пентковского, 1893. С. 94-95.

16. Богданова О.В. Гражданские инженеры - строители Томского университета // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 303. С. 55-60.

17. Залесов В.Г., Манонина Т.Н. Сибирский период деятельности архитектора П.Ф. Федоровского // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2007. № 1. С. 35-42.

18. О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков : Постановление Центрального исполнительного комитета СССР Совета народных комиссаров СССР от 23 июля 1930 г. № 237 // Е-Досье : [сайт]. URL: https://e-ecolog.ru/docs/N00nwjh94MFTMTZtEq7x1/full (дата обращения: 01.02.2024).

References

Boyko V.P., Efimenko V.N., Kadesnikov A.P., Kartopoltsev V.M., Muzalev V.M. (Ed.), Lyakhovich L.S. Historical essays on road and bridge construction. 2nd ed., Tomsk: TSUAB, 2012. 149 p. (In Russian)

Zalesov V.G. Russian architectural and construction education in the 19-20th centuries. Vest-nik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2010; (2): 24-34. (In Russian) Report on the state and activities of the Tomsk Technological Institute of Emperor Nicholas II for 1902. Tomsk: V.M. Perelman, 1903. 42 p. (In Russian)

Nikolaeva N. V. Formation of higher architectural and construction school in Siberia (Tomsk and Novosibirsk). Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2012; (3): 219-240. (In Russian)

State Archive. Form 126. List 1. File 811. P. 2-3. (In Russian)

Efimov A.I. Historical note on the establishment and opening of the Tomsk Technological Institute of Emperor Nicholas II on December 6, 1900. Tomsk: P.I. Makushin, 1902. 94 p. (In Russian)

Lozovsky I.T. Brief Chronicle of TPU: 1985-1991. Tomsk: TPU, 2003. 102 p. (In Russian) Gagarin A.V. Professors of Tomsk Polytechnic University, in 2 vol. Vol. 1. Tomsk: NTL, 2000. 297 p. (In Russian)

Khanevich V.A. Poles in Tomsk (19-20th centuries): Biographies. Tomsk: Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, 2012. Pp. 504-506. (In Russian) Pokholkov Yu.P., Ushakov V.Ya. (Eds) Formation and development of scientific schools of Tomsk Polytechnic University 1896-1996: Historical essay. Tomsk: TPU, 1996. 249 p. (In Russian)

Galanova R.A. Efim Lukyanovich Zubashev: Biographical sketch. Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2009. 190 p. (In Russian) State Archive. Form 194. List 1. File 16. P. 3. (In Russian)

Gudok Publishing House. Krasnoyarsk Railwayman. Architect of All Siberia. Available: https://gudok.ru/zdr/176/?ID=621072&ysclid (In Russian)

Gagarin A.V. Professors of Tomsk Polytechnic University: Biographical reference. in 2 vol. Vol. 2. Tomsk: NTL, 2000. 216 p (In Russian)

m

ЧО

Tt

о

и <

U H

bt =

=

н cj <v

PQ

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15. Baranovsky G.V. Gut Fortunat Ferdinandovich. Anniversary collection of activities of former pupils of the Institute of Civil Engineers (Construction School). 1842-1892. Saint-Petersburg: Typo-Lithography of N.L. Pentkovsky, 1893. Pp. 94-95. (In Russian)

16. Bogdanova O.V. Civil engineers as builders of Tomsk University. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2007; (303): 55-60. (In Russian)

17. Zalesov V.G., Manonina T.N. Siberian period of activity of the architect P.F. Fedorovsky. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2007; (1): 35-42. (In Russian)

18. Reorganisation of universities, technical schools and rabfaks: Decree N 237 of the Central Executive Committee of the USSR Council of People's Commissars of the USSR of 23 July 1930. Available: https://e-ecolog.ru/docs/N00nwjh94MFTMTZtEq7x1/full (accessed February 1, 2024).

Сведения об авторе

Песков Владислав Михайлович, магистрант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, v.m.peskov@mail.ru

Author Details

Vladislav M. Peskov, Graduate Student, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, v.m.peskov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2024 Submitted for publication 21.03.2024

Одобрена после рецензирования 03.04.2024 Approved after review 03.04.2024

Принята к публикации 30.04.2024 Accepted for publication 30.04.2024

m

ЧО

Tt

о

и <

U H

bt =

=

н cj <v

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.