Научная статья на тему 'Гражданские инженеры как главные строители учебных комплексов в городах Западной Сибири (на примере Томского технологического института)'

Гражданские инженеры как главные строители учебных комплексов в городах Западной Сибири (на примере Томского технологического института) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданова О. В.

В статье рассматривается творчество гражданских инженеров на примере строительства комплекса Томского технологического института, обозначается особенность их творчества в зодчестве городов Западной Сибири, как главных строителей учебных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданские инженеры как главные строители учебных комплексов в городах Западной Сибири (на примере Томского технологического института)»

Вестник ТГАСУ №1, 2007

27

6. Ву Хыу Минь. Карта Хюэ мистера Le Floch de la Cardiîre (1787 г.) / Ву Хыу Минь // Научный семинар в честь 310-летия Фу Суан - Хюэ - Хюэ, 1997.

7. Laborde, A. Les bâtiments du palais de Hué / A. Laborde. - B.A.V.H., 1928.

8. Guides Madrolle. Indochine du Nord, troisième édition, Librairie Hachette, Paris, 1932.

9. Hué, ville impériale. - Ханой, Изд-во отдела туризма французского полпредства во Вьетнаме, 1931.

10. Cadière, L. La Porte Dorée et les palais adjacents / L. Cadière. - B.A.V.H, 1914.

11. Pichard, P. La Conservation des Monuments de Hué / P. Pichard. - Paris, UNESCO, 1978.

12. De la Susse, R. Le Palais Impérial, Revue Indochinoise / R. De la Susse, 1913.

13. Нгуен Ба Чьи. Описание состояния императорского города Хюэ до 14 сентября 1947 года / Нгуен Ба Чьи // Журнал народа Вьетнама, № 1. - Ханой, 1948.

14. Тхай Ван Кием. Бывшая столица Хюэ / Тхай Ван Кием. - Сайгон : Изд-во культуры,

1960.

15. Фан Тхаун Ан. Архитектура бывшей столицы Хюэ / Фан Тхаун Ан. - Хюэ : Изд-во департамента сохранения памятников культуры Хюэ, 1990.

16. Фан Тхуан Ан. Столица Хюэ / Фан Тхуан Ан. - Хюэ : Изд-во Тхаун Хоа, 1997.

17. Быу Ке. Цитадель Хюэ / Быу Ке // Журнал Университета Хюэ, № 22-23. - Хюэ, 1961.

18. Конспективный паспорт по планировке цитадели Хюэ // Министерство строительства Вьетнама, Институт градостроительной и сельской планировки, 1997.

19. Археология в памятниках бывшей столицы Хюэ // Исторический музей Вьетнама. Центр сохранения памятников Хюэ. - Хюэ, 2003.

HUINI TAN CHUNG, E.N. POLYAKOV

THE TOWN-PLANNING TRADITIONS OF HYUE -AN IMPERIAL RESIDENCE OF NGUENS

The article is devoted to the history and town-planning particularities of Vietnamese city Hyue - the former capital of Nguenov emperors (1802-1945). The description of its planning structure and the most important monuments of architecture, influenced on natural landscape and buiulding of the city is given in the article.

УДК 72.03(470)

О. В. БОГДАНОВА, докторант,

ТГАСУ, Томск

ГРАЖДАНСКИЕ инженеры как главные СТРОИТЕЛИ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)

В статье рассматривается творчество гражданских инженеров на примере строительства комплекса Томского технологического института, обозначается особенность их творчества в зодчестве городов Западной Сибири, как главных строителей учебных комплексов.

Основными архитектурными кадрами в городах Западной Сибири в XIX - начале XX веков были выпускники Петербургского Института граж-

© О.В. Богданова, 2007

данских инженеров (или Строительного училища, преобразованного в Институт гражданских инженеров в 1882 году) и Академии художеств. При этом выпускники Института гражданских инженеров составляли более значительную часть архитекторов, проектировавших и строивших в западносибирских городах. Так, на примере двух губернских городов Западной Сибири - Тобольска и Томска - картина была следующая. В Тобольске выпускники ИГИ (СУ) составляли 40 % от общего числа зодчих, работавших в Тобольской губернии, выпускники Академии художеств - 17 %. Подобное соотношение наблюдалось и в Томске: окончивших ИГИ (СУ) было 42 %, выпускников АХ - 14 %.

В творчестве гражданских инженеров, работавших в Петербурге, А.В. Бадяловым выделяются следующие направления их деятельности: научное, научно-педагогическое, градостроительное (в теории и на практике), проектирование и строительство общественных (административных, деловых, культурно-просветительных, учебных и научных, торговых, транспортных, лечебно-оздоровительных, спортивных, культурных и мемориальных), жилых и утилитарных зданий и сооружений, а также создание промышленной архитектуры как самостоятельного направления творчества [1].

Исследование творчества гражданских инженеров, работавших в Западной Сибири, показало, что практически все эти направления присутствовали в творчестве западносибирских зодчих, но при этом выявилась одна особенность - гражданские инженеры чаще, чем выпускники Академии художеств, являлись главными строителями (главными производителями работ) наиболее ответственных и значимых в городах Западной Сибири учебных заведений (комплексов). Это хорошо прослеживается при строительстве двух первых особо значимых для Сибири высших учебных заведений - первого сибирского университета - Томского государственного университета и первого технического сибирского института - Томского технологического института.

Почти все главные строители этих двух учебных заведений имели диплом гражданского инженера. Так, например, за 35-летнюю историю строительства университетского комплекса 33 года на должности строителей университета были выпускники Петербургского института гражданских инженеров. Это гражданские инженеры Максимилиан Георгиевич Арнольд, Павел Петрович Наранович, Фортунат Фердинандович Гут, Андрей Дмитриевич Крячков, Федор Андреевич Черноморченко, Яков Яковлевич Родюков. Только в течение года, с 1894 по 1895 гг., строителем был назначен выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества неклассный художник-архитектор Сергей Михайлович Владиславлев, и в течение семи месяцев, с июня по декабрь 1895 г. на этой должности был выпускник Петербургского технологического института Николай Егорович Доброхотов. За девятнадцатилетнюю историю строительства комплекса технологического института в течение восемнадцати лет на должности главного строителя находились гражданские инженеры. Это Фортунат Фердинандович Гут, Андрей Дмитриевич Крячков, Федор Андреевич Черноморченко. Лишь в течение десяти месяцев по причине большой загруженности одного из строителей - гражданского инженера А.Д. Крячкова - его замещал выпускник Академии художеств архитектор Константин Константинович Лыгин.

Следует сразу определиться в дефиниции слова «строитель». В данном случае строитель выступает как зодчий, под чьим руководством ведется строительство, а также специалист, который может вносить изменения в существующий проект или проектировать сам, производить инженерные, экономические и другие расчеты.

В данной статье творчество гражданских инженеров в качестве главных строителей особо значимых объектов учебного назначения рассматривается на примере строительства первого сибирского технического института, открытого в Томске в 1900 году.

Строительство Томского технологического института явилось примером высокопрофессионального решения градостроительных, архитектурнохудожественных, инженерных и технологических задач. Масштабы строительства были огромны для Сибири. Отдаленность стройки от промышленно развитых губерний европейской части России и Урала, где находились основные строительные материалы и квалифицированные строительные кадры, создавала много сложностей в работе. Гражданский инженер А.Д. Крячков, много позже окончания строительства технологического института, писал: «...необходимо отметить сложность и трудность организации этой большой по тому времени и отдаленной по месту производства работы. Дело в том, что во время начала постройки зданий института в 1896 г. железная дорога до Томска только что была закончена. Открыто было только временное движение, часть грузов шла длинным водным путем от Тюмени. Между тем такие материалы, как цемент, чугун, асфальт, метлах и огнеупорный кирпич шли из-за Урала. постройка столь больших сооружений со сложным техническим оборудованием в Томске, и вообще в Сибири, производилась впервые. Квалифицированных рабочих надо было выписывать из Центральной России. В Сибири в то время не было не только цементных заводов, слесарных, столярных и т.п. мастерских, но даже таких кирпичных заводов, которые могли бы дать требуемое количество кирпича. Приходилось организовывать большую стройку» [2].

Строительство такого мощного учебного заведения, каким стал Томский технологический институт, требовало особого профессионального подхода. Поэтому строителями институтских зданий назначались архитекторы и инженеры, зарекомендовавшие себя как отличные профессионалы, одинаково владеющие инженерными и архитектурно-художественными знаниями.

В обязанности строителя входила разработка чертежей, надзор за строительными работами и составление технического отчета. За эти работы строитель получал 2,25 % от стоимости произведенных работ. Из этой суммы строитель оплачивал работу своих помощников и чертежников. Все работы по строительству и заготовке материалов велись хозяйственным способом. Мелким подрядчикам сдавались только отдельные работы: каменные, штукатурные, малярные и т.п. С подряда также сдавались установки центрального отопления по отдельным корпусам.

Первым строителем Томского технологического института был гражданский инженер Фортунат Фердинандович Гут. Он родился 6 октября 1861 года в г. Дербенте Дагестанской области. Институт гражданских инже-

неров окончил в 1884 году. Ф.Ф. Гут прибыл в Томск уже состоявшимся специалистом с двенадцатилетним стажем работы. На его счету были постройки многих зданий и сооружений в городе Ставрополе и Ставропольской губернии: мосты, плотины и шлюзы на реках Калаус и Куме, возведение и реконструкция церквей в селах Белоглинском, Богородицком, Новоселицком, Пре-градном, Дубовском, Среднеегоринском, Тахтинском, Дивном, Северном. Ф.Ф. Гут совместно с инженером Кундуковым проводил изыскания и постройку шоссейной дороги протяженностью 54 V версты от г. Ставрополя до ст. Невинномысской Владикавказской железной дороги, возводил на ней искусственные сооружения: железный мост балочной системы, пять каменных мостов протяженностью 3005 саженей, деревянный мост системы Гау, а также почтовые и станционные дома и сооружения. В течение трех лет Ф.Ф. Гут заведовал этой дорогой. В Ставрополе Ф.Ф. Гутом были построены каменная церковь Св. Евдокии на 350 человек, образцовая школа при духовной семинарии, каменный архиерейский дом со службами, а также сделано расширение здания духовной семинарии и духовного училища [3].

Фортунат Фердинандович был направлен в Томск с 1 января 1896 года как архитектор Западно-Сибирского учебного округа [4]. С 20 мая 1896 года приказом попечителя Западно-Сибирского округа Ф.Ф. Гут был назначен архитектором Императорского Томского университета. С 22 июня 1986 года Ф.Ф. Гут вошел в состав Высочайше утвержденного строительного комитета для возведения Технологического института на правах строителя.

Ф.Ф. Гут руководил строительством зданий Томского технологического института с 1896 по 1905 года. Здания главного, химического и физического корпусов он строил по проектам, составленным в Петербурге архитектором Министерства народного просвещения академиком архитектуры Р.Р. Мар-фельдом [5]. Несмотря на тщательную проработку проекта Р.Р. Марфельда, при привязке проекта к местности неизменно возникали сложности и неувязки, которые могли решаться только непосредственно на месте строительства [2, с. 142]. Поэтому строителю корпусов Ф.Ф. Гуту постоянно приходилось решать множество задач, вносить коррективы в составленные академиком проекты главного, химического и физического корпусов.

О профессионализме архитектора и инженера говорит следующий факт. Когда встал вопрос о строительстве университетского Бактериологического института в заболоченной низинной местности у подошвы Арестантской горки, и специалисты отказывались возводить здесь здание, Ф.Ф. Гут ответил: «Техника имеет в своем распоряжении способы для сооружения зданий на всяких основаниях»[6, с. 22]. И подтвердил свои слова на практике. Здание Бактериологического института, построенное талантливым воспитанником Института гражданских инженеров, до сих пор украшает центральную улицу Томска. Оно стало примером высокопрофессионального подхода к решению архитектурно-художественных, планировочных, конструктивных и инженерных задач.

По своим проектам в комплексе Технологического института гражданский инженер Ф.Ф. Гут строил механический и инженерный корпуса, жилой флигель, здание кузницы, газгольдер, газовый завод, ледник. Эти проекты за подписями

губернатора князя Вяземского, губернского инженера С.В. Хомича и (за) губернского архитектора Енкена были утверждены строительным отделением Томской губернской управы весной 1903 года [7]. Горный корпус Фортунат Фердинандович возводил по проекту местного архитектора П.Ф. Федоровского. Осенью 1903 г. строительным отделением Томской губернской управы за подписями губернского инженера С.В. Хомича и и.д. губернского архитектора Кондакова были утверждены проекты и сметы пристроек к левому и правому крылам главного корпуса, служительский корпус и службы при жилых корпусах института [8]. Ф.Ф. Гут проектировал и выполнял также различные пристройки к уже существующим корпусам. В 1903 г. он проектировал пристройки к главному корпусу со стороны дворового фасада, которые были сделаны уже при другом главном строителе института. В том же году Гут выполнил проекты административного корпуса, который должен был расположиться на пересечении Еланской и Бутке-евской улиц (только в начале 20-х гг. на этом месте был построен учебнолекционный корпус № 19 Томского политехнического университета) и служебный корпус, запроектированный по улице Садовой, к северу от главного корпуса (здание не было построено).

Ф.Ф. Гут прекрасно владел и экономическими расчетами, что доказывает сравнение предполагаемой и полученной по факту стоимости строительных работ. Сметы на здания, проектированные Ф.Ф. Гутом, почти полностью соответствовали предварительным расчетам. Сметы на здания, проектированные Р.Р. Марфельдом, всегда увеличивались при строительстве. Так, например, по смете стоимость главного корпуса равнялась 648661 руб. 23 коп., а фактически сумма увеличилась до 688665 руб. 55 коп.; стоимость химического корпуса по смете - 597079 руб. 96 коп., фактически - 691292 руб. 93 коп.; физического -366226 руб. 43 коп., по факту - 413828 руб. 39 коп.; инженерного - 202203 руб. 27 коп., по факту - 193563 руб. 1 коп.; механического - 208451 руб. 67 коп., 189335 руб. 28 коп.; газового завода - 19347 руб. 58 коп., по факту - 20921 руб. 87 коп.; газгольдера - 10245 руб. 74 коп., по факту - 12407 руб. 54 коп.; на внешнюю канализацию - 12000 руб. по факту - 911 руб. 54 коп.; на устройство мостовых - 6795 руб., по факту - 6524 руб. 88 коп. [2, с. 141]. Стоимость горного корпуса, спроектированного П.Ф. Федоровским, предполагалась составить 280238 руб. 12 коп., а фактически составила 325545 руб. 23 коп.

В период, когда строителем института был Ф.Ф. Гут, были возведены почти все корпуса и постройки, но главный корпус все еще не был окончен.

В 1905 году в связи с отъездом Гута из Томска его на посту строителя института сменил другой гражданский инженер Андрей Дмитриевич Крячков. В Томск А. Д. Крячков приехал в 1902 году сразу после окончания Института гражданских инженеров. Много позже он обосновывал выбор Томска для своей работы так: «Из предоставленных 69 вакантных мест я избрал Строительное отделение Томского губернского управления, предполагая в то же время работать при Технологическом институте. Меня привлекала главным образом высокая цель - приглашение в Технологический институт, тогда только что сформированный, в качестве преподавателя. В этом я видел высокую цель» [10]. В 1902 г. А. Д. Крячков был назначен младшим инженером Строительного отделения Томского губернского управления, в этом же году он вре-

менно исполнял обязанности губернского архитектора. С 10 сентября 1903 г. Крячков был избран штатным преподавателем Томского технологического института по архитектурному проектированию и рисованию на инженерностроительном и механическом факультетах [9, с. 133]. Приказом попечителя Западно-Сибирского учебного округа с 16 ноября 1905 г. А. Д. Крячков был назначен архитектором Западно-Сибирского учебного округа и архитектором Томского университета. Зимой 1903 г. он года принимал участие в проектировании некоторых зданий института (две пристройки к главному корпусу, административный корпуса) [9, с. 43, об.]. В должности строителя Томского технологического института А. Д. Крячков находился с сентября 1905 по май

1910 года. При строителе А. Д. Крячкове было закончено строительство главного корпуса, спроектированного Р.Р. Марфельдом, а также завершен инженерный корпус, автором проекта которого был Ф.Ф. Гут.

В августе 1910 года ввиду большой занятости А. Д. Крячкова строителем института временно до приискания кандидата на должность строителя был назначен К.К. Лыгин. В 1910 году 10 июня попечитель ЗападноСибирского учебного округа Л.И. Лаврентьев уведомлял директора Томского технологического института о том, что А.Д. Крячков ввиду его сильной загруженности будет освобожден от должности строителя института и оставлен только на месте окружного архитектора. Далее Л.И. Лаврентьев пишет: «До приискания на место г. Крячкова достойного кандидата для замещения двух должностей при университете и технологическом институте, временно исправление обязанностей архитектора при институте, из платы по найму, мною возложено было на преподавателя архитектурного проектирования, классного художника, надворного советника К.К. Лыгина» [9, с. 43, об.]. От занимаемой должности строителя института К.К. Лыгин был освобожден с 1 июня

1911 года.

С 1 июня 1911 года строителем института был вновь назначен гражданский инженер, выпускник Института гражданских инженеров 1896 года Федор Андреевич Черноморченко. Как писал Л. Лаврентьев: «на место же г. Крячкова для занятия двух должностей, по университету и по институту, Министерством народного Просвещения был мне рекомендован гражданский инженер Федор Черноморченко» [10]. В Томске Ф.А. Черноморченко работал в должности архитектора Томского Императорского университета с 1 мая 1911 года. До этого времени он уже 15 лет проработал архитектором в европейской части России. В должности исполняющего обязанности архитектора Южного таможенного округа в Севастополе он строил таможенные здания и портовые сооружения в гг. Севастополе, Феодосии, Керчи, Мариуполе и Очакове [11]. С 12 февраля 1899 года Ф.А. Черноморченко был утвержден по учебному диплому в чине коллежского секретаря со старшинством. С 1901 по 1910 гг. Ф.А. Черноморченко работал в Самаре городским архитектором, за это время по его проектам и под его наблюдением были построены значимые для города здания: коммерческое училище, дом Гребешова, больница им. И.М. Плешанова, военный лазарет, 2-я женская гимназия, дача В.Н. Не-клютина, казармы для гусарского Александрийского полка и артиллерийского дивизиона [12]. В 1913 году Черноморченко был приглашен на должность

строителя Омского сельскохозяйственного училища. С 1 декабря 1913 года Черноморченко оставил должность строителя Томского технологического института и был переведен в Строительную комиссию по постройке Омского сельскохозяйственного училища на должность производителя работ. Все основные работы на строительстве двух значимых для Сибири учебных комплексов в Томске - Императорского университета и Технологического института - были завершены, и в ответ на приглашение инженера Ф.П. Засухина приехать работать в Омск Ф.А. Черноморченко писал: «Добрейший Филарет Петрович! На предложение занять место строителя зданий сельскохозяйственного училища в г. Омске - изъявляю согласие и вместе с тем приношу Вам благодарность за добрую память обо мне. Постройка здания библиотеки и актового зала при университете в настоящее время мною закончена - остались небольшие кое-какие недоделки. Приступили к постройке клиник, но последняя работа мне неинтересна во всех отношениях. В Томске архитектору делать нечего, частных построек нет» [12, с. 33-34].

После отъезда Ф.А. Черноморченко из Томска место строителя института некоторое время было вакантно.

В 1914 г. строителем института вновь стал гражданский инженер

А.Д. Крячков. На этой должности или как исполняющий обязанности архитектора (бывшая должность строителя) Крячков оставался долгое время. Несмотря на то, что основные строительные работы по возведению институтского комплекса давно были окончены, различные небольшие строительные работы все еще продолжались. Так, например, в феврале 1919 года и.д. архитектора института А.Д. Крячков проектировал библиотеку института, которая должна была расположиться в пристроенном к главному корпусу объеме по центральной оси со стороны западного дворового фасада. Крячков составил два варианта проекта. По одному из вариантов в пристраиваемом объеме предполагали расположить библиотеку с читальными залами и актовый зал, по второму - без актового зала (пристройка для библиотеки так и не была выполнена) [13]. В январе 1919 года и.д. архитектора института А.Д. Крячковым был утвержден проект расширения механической мастерской [14].

Заслуга строителей Технологического института - гражданских инженеров - была еще и в том, что они первыми в своих объектах использовали новые строительные материалы и применяли новейшие технологии. Так, например, в горном корпусе для покрытия кровли использовали оцинкованное железо. Уже спустя 23 года с момента покрытия кровли оцинкованным железом отмечалось, что все это время железо не менялось и состояние его до сих пор хорошее, тогда как другие кровли не раз ремонтировались и красились [2, с. 147]. Нововведением в комплексе было и отопление, которое было двух видов: паровое или пароводяное. Все здания института были подведены к городскому водопроводу (по железным оцинкованным трубам диаметром 2 дюйма, только для гидравлической лаборатории труба была чугунная, четырехдюймовая). Горный, химический и физический корпуса были связана газовой сетью. В зданиях была внутренняя канализация, проходившая по свинцовым и чугунным трубам (все канализационные воды имели первую стадию биологической очистки в выгребных отстойниках системы «Моанье» без дос-

тупа воздуха). В химическом корпусе были поставлены умывальники, унитазы, раковины, ванны и современное лабораторное оборудование [2, с. 159].

Таким образом, роль строителей, гражданских инженеров Ф.Ф. Гута, А.Д. Крячкова, Ф.А. Черноморченко при возведении комплекса Технологического института огромна. Именно они воплощали проекты в жизнь, привязывали их к местности, вносили в них необходимые коррективы, проектировали сами, производили инженерные и экономические расчеты и т.п. Строительный процесс был более сложен, если сам автор проекта, как было и на примере Томского технологического института, не присутствовал при возведении здания. При строительстве возникали различные вопросы, которые необходимо было решать сразу на месте. Поэтому строителям приходилось решать множество сложных, возникающих при формировании комплекса архитектурных, инженерных, технологических, экономических и других задач. Несомненно, неумолима заслуга петербургского академика архитектуры Р.Р. Мар-фельда, выполнившего основной проект для института. Запроектированные им три основных корпуса сформировали комплекс института, задали основные градостроительные принципы и архитектурный облик всего комплекса. Неоклассицистическая трактовка фасадов здания предопределила облик и построенных позднее зданий института. Строители комплекса грамотно использовали классицистические приемы, заложенные проектом академика Р.Р. Марфельда, и повторили их не только в облике отдельных зданий - механическом, служебном и инженерном корпусах, но и при формировании планировочной структуры комплекса. Вписав комплекс в существующую градостроительную ситуацию, строители наперед предусмотрели возможность дальнейшего его развития. До настоящего времени комплекс Томского политехнического университета является в Сибири значимым учебным заведением, одним из примеров комплексного училищного строительства в России.

Библиографический список

1. Бадялов, А.В. Архитектурное творчество гражданских инженеров в Петербурге второй половины XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. архит. - Л., 1986. - 18 с.

2. Крячков, А.Д. Здания и сооружения Томского Технологического института / А.Д. Крячков // Томский Технологический институт за 25 лет своего существования. - Томск, 1928. - С. 143-144.

3. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских Инженеров. С.-П., 1893. - С. 94-95; ГАТО. Ф. 194. Оп. 6. Д. 33. - С. 1-2, об.

4. ГАТО. Ф. 3. Оп. 70. Д. 221. - С. 4, об.

5. ГАТО. Ф. 94. Оп. 1. Д. 5. Л. 29.

6. Бактериологический институт имени Ивана и Зинаиды Чуриных при Императорском Томском Университете. - Томск, 1913. - С. 22.

7. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 627.

8. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 638.

9. Архив НГАСУ. Личное дело А.Д. Крячкова. - С. 43, об.

10. ГАТО. Ф. 194. Оп.6. Д. 139. - С. 11-11, об.

11. ЦГИА С.-Петербурга. Ф. 184. Оп. 3. Д. 3797. - С. 18, об.; ГАОО. Ф. 65. Оп. 1. Д. 5. - С.

47.

12. ГАОО. Ф. 65. Оп. 1. Д. 5. - С. 47.

13. ГАТО. Ф. 194. Оп. 1. Д. 264.

14. ГАТО. Ф. 194. Оп. 1. Д. 271. - 23 с.

Вестник ТГАСУ Ml, 200?

35

O.V. BOGDANOVA

CIVIL ENGINEERS AS MAIN BUILDERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN WESTERN SIBERIAN CITIES ON THE EXAMPLE OF TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY

The article investigates the activity of civil engineers on the example of the construction of Tomsk Polytechnic University. The main feature in the activity of civil engineers as the main builders of educational institutions and in the architecture of cities in Western Siberia is stessed.

УДК. 711.424. 571.16

В. Г. ЗАЛЕСОВ, канд. арх., доцент

Т.Н. МАНОНИНА, искусствовед, ин-т «Сибспецпроектреставрация», Томск

СИБИРСКИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА П.Ф. ФЕДОРОВСКОГО

Деятельность архитектора П.Ф. Федоровского (1864-1944) была весьма плодотворной и творческой и проходила сначала в России, а затем в Китае, где он был в эмиграции. После окончания Академии художеств в С-Петербурге (1895), он получил назначение в Томск, где работал в разное время дважды и занимал различные должности. Его деятельность также связана с другими российскими городами: Тамбовом, Нижним Новгородом, Барнаулом, Владивостоком. В Китае он в основном работал в Харбине. Его сибирский период деятельности - один из самых значимых и весомых в карьере. В Томске архитектор состоялся как специалист высокой квалификации, как мастер своего дела, как автор многих частных и служебных построек. Материалы данной статьи расширяют число построек П.Ф. Федоровского в Томске, дополняют новыми сведениями общую творческую биографию архитектора.

Творческая биография архитектора П.Ф. Федоровского (2.11.1864, Елиза-ветград (совр. Кировоград, Украина) - 24X1944, Харбин (Китай) охватывает около 50 лет. Она имеет широкую географию не только в России, но и за рубежом, в Китае, куда архитектор выехал во время гражданской войны [1]. Имея дворянское происхождение, Федоровский вынужден был покинуть родину и работать в эмиграции1. В России архитектор работал в нескольких городах: Томске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Барнауле, Владивостоке. В Томске архитектор работал дважды - в 1895-1905 и в 1912-1916 годах - в общей сложности 15 лет. Несмотря на то, что томский период был особенно благоприятен для его профессиональной деятельности, Федоровский неоднократно пытался покинуть Сибирь «из-за климатических условий», стараясь устроиться на различные

1 В Китае Федоровский работал в городах Чаньчуне, Дайрене, Тяньцзине и, в основном, в Харбине.

© В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.