Научная статья на тему 'Тенденции рационализма в архитектуре Ново-Николаевска (Новосибирска) в начале XX В. И их предпосылки в архитектурном образовании'

Тенденции рационализма в архитектуре Ново-Николаевска (Новосибирска) в начале XX В. И их предпосылки в архитектурном образовании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции рационализма в архитектуре Ново-Николаевска (Новосибирска) в начале XX В. И их предпосылки в архитектурном образовании»

С А. Потапова, рук. 11.11. Журин, г. Новосибирск

Тсндеации рационализма в архитектуре IIобо-Николаевска (Новосибирска) в начале Х\ в. и их предпосылки в архитектурном образовании

Представители русской архитектурной мысли 2-й половины XIX в, выдвинули ряд важных проблем архитектурного творчества (например, вопросы эстетического освоения новых строительных материалов и конструкций, связи функциональных и инженерно-технических требовании с эстетическими и многие друг не). В результате разработки этих вопросов и возникла целостная архитектурно-эстетическая концепция, которую назвали принципами «рациональной архитектуры». Первое систематическое научное изложение новой творческой концепции «рационально!\ архитектуры» лал видный петербургский архитектор-педагог середины XIX в. инженер Л,II* Красовский в своей книге «Гражданская архитектура» {1851), По теория рационализма не породила новый самостоятельный стиль. Наиболее ярко в России «рациональная архитектура» проявилась в двух направлениях в так называемом «кирпичный стиле» и стиле модерн (его рациональная ветвь).

Рационалистические тенденции, распространенные в российской и зарубежной архитектуре 2-й половины XIX начале XX вн, находят свое отражение и в архитектурно-строительной практике Ново-Ни-

-66-

колаевска (Новосибирска). Восприятию рационализма архитектурой молодою основывающегося іюрода способствовали объективные условия освоения территории, роста и развития Ново-] 1нколасвека, формирования городской кулыуры. Рационализм реализовывался прежде всего в архитектур но-с і роительной деятельности. Главное внимание сосредотачивается на практически полезных качествах направления рационализма, его ориентации на создание экономичных, функциональных построек, актуальных для живо разрастающегося города.

Основными проводниками рационалистической теории в архитектурной практике России были гражданские инженеры. Так, ис-следоваггель истории архитектуры Е.И. Кириченко называет Институт тражданскнх инженеров «рассадником идей рационализма». Исследователь творчества выпускников института гражданских инженеров А.Н. Пая длов определяет рационализм как творческое кредо гражданок ттх инженеров.

Вплоть до открытия инженерно-с іроительного факультета при Томском технолог ическом институте (в 1902 г, открылся факультет, а в 1909 г. архитектурно-строительная специальность) подготовка ар-\п гекторов и гражданских, инженеров осуществлялась в институтах европейской части России в основном в Институте гражданских инженеров в Петербурге и в Императорской Академии художеств. Среди выпускников были и коренные сибиряки; в основном они, а также некоторые выходцы из Европейской России, связавшие свою судьбу с Сибирью, особенно много сделали для отстройки и украшения сибирских городов [2. с. 29].

Сответствен но и первые шаги архитектурного образования Сибири находились под сильным влиянием этих двух архитектурных школ. Программа Императорской Академии художеств базировалась прежде всего на основе блестящей художественной подготовки, на изучении ті проектировании в различных архитектурных стилях. Институт же Гражданских инженеров, выросший из строительного училища в Санкт-Петербурге, в учебных планах уделял основное внимание инженерной и практической т юл готовке специалистов.

Педагогический состав подотдел єни я гражданских инженеров (архитекторов), открытого на инженерно-строительном отделении в 1909 г., формировался из архитекторов-практиков и художников, окончивших технические вузы России, выпускников Академии худо-67-

жесте и Института гражданских инженеров в Петербурге: инженер-технолог ММ Кошурников; инженер путей сообщения ЯЛІ* Миколин (кафедра санитарной техники); инженер путей сообщения ГІ.А. Ми-кулин. Черчение преподавал инженер-техиолог И.В. Гу товски і і, архитектурное проектирование архитектор, классный художник I степени К. К Лыгин и художник-архитектор В.Ф. Оржсшко, рисование и архитектурное черчение гражданский инженер (сархитектурным уклоном) А.Д. Крячков и классный художник З.А, Рокачевскнй [ 1, с. 5, 6]. Многие из них проработали в институте но нескольку лет. К концу XIX в. в Томске сосредоточилось значительное число архиіекіороп, которые успешно участвовали к застройке городов Сибири: П.П. Наранович (с ІККІ г.), П,Ф. Федоровский і і К.К. Лыгин {с 1895 г.). Ф.Ф. Гут (с 1896 г.), А,Д. Крячков и В.Ф. Оржешко (с 1002 п), ТЛ, Фишель (с 1905 г) и др.

Из нп\ наиболее яркой творческой фнгуроі-і был Константин Константинович Лыгин выпускник Императорской Академии художеств со званием классною художника I степени. Проектировал крупные здания для Москвы, Казани, Нижнею Новгорода, Самары. Он сотрудничал с академиками архитектуры В.А. Шретером п А.Л. Гуном, ведущими зодчими России во 2-й половнве XIX в. (ь Самаре К.К. Лыгин строил здания по проектам В.А. Шретера). В Сибирь* і де прорабогал потом много лет, К.К. Лыгин прибыл уже ірс.п.їм архитектором. С 1895 г. занимал должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги в Томске; по ею проектам строились вокзал в г Красноярске, собор им. Александра Невскою в Ново-Николаевске, церкви на станции Тайга и в Петропавловске.

Ряд лет на инженерно-строительном отделении преподавал известный в России своими теоретическими работами по градостроительству инженер А. К. Ерш* окончивший в 1890 г. в Петербурге институт гражданских инженеров с серебряной медалью и премией Китнера (ректора института). На основе материалов, собранных во время поездки в Англию в 1909 г., он опубликовал научным труд «Города-сады» (в журнале «Зодчий», 1910 1914 гг.) [1, с, 9].

Инженерная подготовка специалистов-архитекторов была значительно развитой. Только четвертая часть теоретических дисциплин относи*іись ес собственно архитектуре (как искусству), другие дисциплины давили фундаментальные обще инженерные знания. По1 пому окончившие институт по архитектурной специальности достаточно

-6Н-

часто в своей послевузовской деятельности работали как инженеры-строители на различных инженерных должностях. Тенденция усиленной инженерной подготовки будущих архитекторов сохранялась на факультете десятки лет [1, с. 20-21].

В условиях Сибири, где в конце XIX начале XX в. интенсивно проходили процессы модернизации и урбанизации, а особенно в молодом Ново-Ииколаевске, требовалось решение прежде всего утилитарных задач строительство практически необходимых сооружений, промышленных орел приятии, учебных заведений и пр. К тому же профессиональных архи гектурных кадров фактически не хватало. Поэтому выпускники Института г ражданских инженеров были более предпочтительны. Так, например, при обсуждении вопроса о замещении вакантної і должности архитектора конкурсная комиссия част о ссылалась на инструкции Министерства внутренних дел, где прямо указывалось на предпочтение выпускникам Института гражданских инженеров «как лицам, имеющим неоспоримые преимущества в области практического проектирования и широких знаний во всех областях строительного искусства» [3, с. 21].

Большинство дипломированных архитекторов и гражданских инженеров, состоявших па государственной службе* выполняли административные функции, а также осуществляли общий контроль за строительством объектов (прежде всего общественных здании и церквей) и регулирование застройки города. Первое каменное сооружение (1о-во-Николае века Собор Александра Невского возводился под руководством мнженера-путейца il.lL Тихомирова. В активно развивающемся Ново-Николаевске многое строилось по типовым проектам. Крупнейшее типовое строительство Военного городка и Красных казарм, развернувшееся в Ново-Николаевске в начале XX в., проводилось также иод руководством гражданских инженеров И.П. Соколова и А.И. Голубова.

Наряду с этим профессиональные архитекторы занимались и час тной праю икоіі. т.е. составлением проектов и производством работ в качестве подрядчиков и «опытных строителей». Свои проектно-подрядные кон-горы имели: и Красноярске гражданский инженер Л, Фольбаум, п Том-оке - гражданский инженер П, Наранович, архитектор П, Федоровский, архтектор К. Лыгин, гражданский инженер Л, Крячков, в Иркутске гражданский инженер П. Масленников, архитектор Л. Кузнецов и др. [2,

-69-

с. 30]. Естественно, что их проектные и строительные работы оказали значительное влияние на облик городов Сибири. Особенно важно зто влияние было во вновь строящемся городе Но во-Николаевске, еще не имевшем устоявшихся градостроительных и архитектурных традиций.

Ф.Ф. Раммап инженер-технолог, выпускник Рижского политех-

нического института 1903 г. С 1911 г - первый городской архитектор Ново-Николаевска. Автор проектов городских зданий. Так, например, совместно с А.Д. Крячковым принимал участие в строительстве в 1915 г. часовни Святителя І їиколая Чудотворца. Под его руководст вом проходило сзроительство добровольного пожарного общества в Ново-! Іпшлаевскс. В 1916 г. по проекту городского архитектора Ф.Ф. Раммапа па берегу реки Малой Ельцовки, неподалеку от военно-сухарного и кожевенного заводов, было построено здание мясохладобойни. В настоящее время на пом месте находится Новосибирский мясоконсервный комбинат. Гакжеосуществлял технический кон троль за строительством некоторых городских сооружений в начале XX в.

Ярким представителем плеяды гражданских инженеров л, пожалуй, самым плодотворным для ^ 1ово-І Іиколаевска (I Новосибирска} стал гражданский инженер (архитектор) Андреіі Д.\штржєич Крячте. Он окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1902 г. После был направлен в Томск, где проработал несколько лет (младшим инженером строительного отделения Томского губернскою управления, егроителем зданий 1 1 і і. архитектором университета, нештатным преподавателем ТТИ). Наставником А.Д. Крячкова в Томске стал гражданский инженер Ф.Ф. Гут, под руководством которого он работал, а позднее достраивал университетские корпуса, запроектированные Гу том,

Вместе с А.ГХ Сабеком Кряч ков стал одним нз инициаторов развития архитектурного образования в Сибири, обосновывая его необходимость отсутствием подобной специальности в сибирских учебных заведениях, развивающимся строительством в езарых и вновь строящихся городах вдоль Великой Сибирской железнодорожной магистрали и «плюс обнаружившимися художественными способностями сиб 11 рекої о стуле і [ ч еетва».

Он не только блестяще занимался проектной деятельностью, но и прекрасно ориентировался в вопросах производства строительных материалов, конструкциях и оборудовании зданий. Позднее он налицо-

niei п защитш диссертацию fin теме «Влияние климата и природы на строительс I во и архитектуру в Сибири» (1942 г).

Крячков много строил г» Ново-Николаевске (Новосибирске). В стилистике рационально] о модерна по его проектам в начале XX в. были построены здания 12 городских школ (1909-1912 гг.), Городской торговыи корпус (1910 1911 гг.)» здания Сибдальгосторга (19231925 гг.). краевой конторы Всесоюзного Тексгильсинд и ката (1925 г.). Многие здания Крючкова были разрешены «в простых и культурных формах», удачно выражавших их назначение и образный строй общестенных сооружений. А,Д. Крячков, который постоянно вел реальное строительство в городах Сибири, не нее принимал и новых направлениях архитектуры, отвергая прежде всего неорганичность соотношении новых архитектурных форм с конструктивными системами, с внутренней структурой сооружения. Например, критиковал неоправданно обильное, в условиях климата Сибири, остекление, существование элементов стиля вне каркасной системы вертикалей и горизонтален и пр.

естественно, что рекомендуемые А.Д, Крячковым архитектурные приемы в учебном проектировании были аналогичны приемам и формам сто практических работ jcm более что он часто привлекал и студентов к реальному проек! и ро ван ню по тематике собственных проектов [I, е. 15J.

Таким образом, развитие рационализма во 2-й половине XIX - начала XX и. подготовило зарождение новой архитектурной эстетики в России. Общая тенденция к целесообразности, функциональности, продуманности подхода к планировочному решению и его выявление но внешнем облике сооружения, органичность использования материалов и пр. ге основные принципы, которые становятся присущи архитектуре России. Сибирские города не спали исключением. Исторические и природные условия развития Сибири в конце XIX начале XX в. (строительство Транссибирской магистрали, появление и интенсивное развитие новых городов, увеличение гражданского и промышленного строительства, сложность природных условий, отсутствие профессиональных кадров и пр.) создали благоприятную почву для рационализма и применения его основных принципов в строительстве Сибири, И основным ядром профессиональной архитектуры Но во- II и ко лае вс ка (Новосибирска) начала XX в. стали гражданские инженеры и инженеры-путейцы, являвшиеся основными проводниками георни и практики рационализма в архитектуре.

-71-

Баландин, С.Я. Из истории архитектурного образования в Срри-ри / С. 11. Ба; 1 ан д и н, Г, И. П у сто вето в. 11 о вое и б ирск: ВО «Ы аука», ! 993.-85 с.

Горбачев? В.Т. Организация архитектурного проектирования к городах Сибири в XIX - начале XX веков / В.Т. Горбачев И Сибирская архитектурно-художественная школа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новоеиб. гос. архит.-худ. акад. - Новосибирск* 1999. С. 29- 32.

Журил, ПП. Традиции Императорской Академии художеств и Петербургского Института гражданских инженеров в архитектурном образовании / НИ Журин // Сибирская архитектурно-художественная школа: материалы Всероссийской научно-пр^штической конференции, Новоеиб. тс. архиг.-худ. акад, Новосибирск, 1999. - С. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.