Научная статья на тему 'Гражданский инженер А. Д. Крячков как проектировщик церковных зданий в Западной Сибири'

Гражданский инженер А. Д. Крячков как проектировщик церковных зданий в Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Д. КРЯЧКОВ / ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ СИБИРИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

В статье впервые комплексно рассматриваются вопросы деятельности сибирского архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова в проектировании культовых сооружений в городах Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Engineer A.D. Kryachkov as an Architect of Western Siberian Churches

In the article there are firstly examined works of Siberian architect Andrey Dmitrievich Kryachkov for church construction in Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Гражданский инженер А. Д. Крячков как проектировщик церковных зданий в Западной Сибири»

Список использованных источников

1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979.

2. Богданова О.В. Архитектурный облик Томска. — Томск: Красное знамя, 2005. — С. 8.

3. Кириченко Е.Е. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986. — С. 60.

4. Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830-1850-е годы. — М.: Искусство, 1978. — С. 170.

5. Алехин А.Д. Древнерусским искусством вдохновляясь // Творчество. — 1968. — №7.

УДК 72

А.П. Герасимов, г. Томск

Гражданский инженер А.Д. Крячков как проектировщик церковных зданий

в Западной Сибири

Аннотация

В статье впервые комплексно рассматриваются вопросы деятельности сибирского архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова в проектировании культовых сооружений в городах Западной Сибири.

Ключевые слова: А.Д. Крячков, жизнь и творчество архитекторов Сибири.

Жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Крячкова (1876-1950) в настоящее время достаточно хорошо изучены. Неиссякаемая творческая энергия, которая сопровождала его на протяжении всей жизни, огромное архитектурное наследие, оставленное им во многих городах России, дает нам право говорить о нем как о великом сибирском инженере и архитекторе. О творчестве А.Д. Крячкова много писал его ученик и последователь, профессор Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Сергей Николаевич Баландин (1930-2004). Известен самый подробный его документальный очерк «А.Д. Крячков. Сибирский архитектор», изданный в 1991 г. Новосибирским книжным издательством [1]. Много писал о творчестве А.Д. Крячкова и исследователь Томской архитектуры В.Г. Залесов [2]. По творчеству А.Д. Крячкова неоднократно защищались дипломные проекты в институтах Томска, Новосибирска, Санкт-Петербурга (Ленинграда). В данный момент мы не ставим перед собой задачу освещать все творчество архитектора. Остановимся только на некоторых этапах, которые требуют уточнений.

А.Д. Крячков не был епархиальным архитектором г. Томска, но принимал активное участие в проектировании и строительстве культовых (в основном православных) зданий и сооружений. Уже через год после окончания института он корректировал проект церкви на Песках в Томске на ул. Магистратской, о чем говорит протокол строительного отделения Томского губернского управления №107 от 11 июня 1903 г.: «Комитет по постройке храма на Песках в г. Томске, при прошении от 4 сего июня, представил проект в 2 экземплярах на постройку упомянутой церкви. Строительное отделение рассмотрело этот проект, исправленный красными чернилами младшим инженером Крячковым согласно расчету устойчивости и прочности церкви, и, найдя оный составленным в тех-ническо-строительном отношении удовлетворительно, определяет: проект этот одобрить с учетом, чтобы постройка оной церкви производилась согласно 127 ст. Уст. Стр. изд. 1900 г. под наблюдением опытного архитектора, подписка которого о принятии на себя руководства и наблюдения за постройкой церкви должна быть представлена в Строительное отделение до начала постройки — и

по учинении на оном установленной надписи, препроводить этот проект в Комитет по постройке упомянутой церкви...» [3]. Этот документ касался проекта Сретенской церкви уже опытного архитектора П.Ф. Федоровского.

В 1903 г. А.Д. Крячков составляет проекты церковно-приходских школ в Барнауле [4]. В 1905 г. делает расчет прочности и устойчивости церкви нового Томского епархиального училища и руководит устройством фундаментов для него [5].

В 1908 г. архитектор составляет проект и смету на ремонт и пристройку каменной церкви в селе Легостаевском Барнаульского уезда, о чем говорит протокол №86 от 10 июля 1908 г.: «Причт Михай-ло-Архангельской церкви Легостаевского села Барнаульского уезда, представляя при прошении от 7-го сего июля проект в 2 экземплярах, старый план и смету на капитальный ремонт и пристройку к каменной церкви во имя Михаила-Архангела в означенном селении, ходатайствует об утверждении таковых и выдаче гражданскому инженеру Крячкову для пересылки Причту. По смете этой, поверенной и исправленной красными чернилами, исчислено расхода: на материалы и работы с прибавлением 6% на приспособления...2694 р. 62 к., 4% за технический надзор....107 р. 78 к. Итого... 2802 р. 40 к.16».

Строительное отделение Томского губернского управления, рассмотрев упомянутый проект и смету и найдя их составленными правильно, причем смету за исправлениями красными чернилами, определяет: «проект одобрить, а смету утвердить в сумме две тысячи восемьсот два рубля сорок коп. (2802 р. 40 к.), и по учинении на утверждаемых документах надлежащей надписи, выдать таковые, согласно доверию на прошении, гражданскому инженеру Крячкову установленным порядком, причем объявить последнему, что ремонт и пристройка могут быть произведены после получения из Томской духовной консистории надлежащего разрешения, а также наблюдение за работами должно быть возложено на техника, имеющего право на постройку каменных церквей, подписка которого о принятии на себя ответственных наблюдения и руководства за работами должна быть представлена в строительное отделение губернского управления до начатия капитального ремонта и пристройки к церкви.

Губернский инженер Ст. Хомич (подпись).

И.д. Губернского архитектора А.И. Лангер (подпись).

Делопроизводитель — подпись. Исполнен: 17 июля 1908 г. Д. №115» [6].

Из данного документа мы можем определить, что проектом пристройки к церкви занимался А.Д. Крячков, несмотря на то, что в это время он находился на должности архитектора ЗападноСибирского учебного округа и был сильно загружен основной работой.

В фондах Новосибирского областного краеведческого музея имеется единственная сохранившаяся работа, исполненная архитектором акварелью (рис. 1). С левой стороны внизу надпись «Западный фасад церкви», с правой стороны не совсем четко читаемые первые буквы «...2-го К. (р.съ. Крячков», скобки не закрыты. На оборотной стороне под вопросом стоит год — 1908 [7]. Можно предположить, если ссылаться на год, что именно этот проект (или часть его) и есть Михаило-Ар-хангельская церковь Легостаевского уезда. Однако надпись с правой стороны говорит о другом. Все проекты А.Д. Крячков обычно подписывал как «гражданский инженер». Следовательно, это его более ранняя работа.

Известно, что в Институте гражданских инженеров в Петербурге, который окончил А.Д. Крячков, требования к проектированию как гражданских, так и церковных сооружений были одинаковые. Каждому студенту института по окончании курса полагалось выполнить два дипломных проекта — сооружения гражданской и церковной архитектуры. К церковной архитектуре предъявлялись особые требования — фасады должны быть «скомпонованы в русском или византийском сгиле». Как видно из данного проекта, за основу А.Д. Крячков взял архитектуру второй половины XVII в. Одинаковая конфигурация главного купола, шатровые завершения колоколен и крылец, выполненные в древнерусской традиции с гирьками в проемах, перекликаются с архитектурой церкви Троицы в Никитенках в Москве. Более простой в плане проект А.Д. Крячкова, выполненный в неорусском стиле, отличается строгим оформлением фасадов. Вполне возможно, что эскиз был выполнен А.Д. Крячковым еще в студенческие годы.

А.Д. Крячков в своем жизнеописании также указывает, что в «Архитектурной энциклопедии»

16 1 рубль 1908 г. соответствует 450 руб. 2013 г. Стоимость проекта 2802 руб. 40 коп. в 1908 г. соответствует современной стоимости в 1 261 080 руб.

издательства Барановского в раздел «Культ» был включен его проект часовни с покойницкой, выполненный еще в студенческие годы (рис. 2) [9].

И.В. Невзгодин в книге «Архитектура Новосибирска» приводит проект часовни А.Д. Крячкова, построенной в пользу детского приюта общества «Ясли» в г. Новониколаевске (будущем Новосибирске) [8]. Часовня была уничтожена в 1930-е гг. В 1993 г., к 100-летию Новосибирска по проекту архитектора П.А. Чернобровцева и художника-монументалиста А.С. Чернобровцева в память об одной из первых православных построек Новониколаевска была построена новая часовня, неподалеку от исторической.

В 1912 г. А.Д. Крячков участвует в конкурсе на постройку кафедрального собора в г. Благовещенске, в котором ему присуждают первую премию. Проект не был осуществлен.

В марте 1914 г. А.Д. Крячковым выполнен проект Духовной академии в Томске, который из-за сложившихся политических обстоятельств и Первой мировой войны не был осуществлен (рис. 3 а, б). Некоторые проекты архитектора были опубликованы в периодической печати того времени. Сам автор пишет в своих «жизнеописаниях»: «Из работ моих архитектурными обществами и учреждениями, объявлявшими конкурсы, напечатаны следующие (перечень из 16 объектов): ...6) Фасад здания Духовной академии в Томске в «Записках об учреждении Духовной академии в Томске...» [10]. Территория Духовной академии ограничивалась Евграфовской (Аэродромной) и Новгородской улицами, главный фасад академии выходил на Казанскую улицу (Комсомольский пр-т). Кроме основного здания Духовной академии с домовой церковью во имя Преподобного Сергия, Чудотворца Радонежского, были спроектированы квартирный флигель, здание служб, ледник. Рядом с постройками располагались цветник и огород, переходящие в сад. [11]. Осенью 1916 г. должно было состояться открытие академии с названием «Сибирская духовная академия17».

В этом же 1914 г. в Томске был издан «Устав Томского церковного историко-археологического общества», а в мае 1916 г. состоялось первое его заседание, где Андрей Дмитриевич Крячков был избран товарищем (заместителем) председателя этого общества. Председателем стал епископ Барнаульский Преосвященный Гавриил. Осенью 1916 г. архитектор А.Д. Крячков приступил к публичным лекциям, организованным церковным обществом [12].

На протяжении всей своей деятельности А.Д. Крячков постоянно изучал архитектуру Сибири. «Со времени поручения мне ТТИ чтения курсов архитектуры», — пишет архитектор, — «мною предпринята работа собирания материалов по истории зодчества в Сибири. До сего времени, кроме ознакомления с литературой вопроса в библиотеках Томского университета и ТТИ, мною собрано значительное количество фотографий с обследованных мною памятников старины, чертежей и рисунков (гг. Тобольск, Тара, Тюмень, Ялуторовск, Барнаул, Томск, Кузнецк), произведены обмеры некоторых старинных зданий, обследованы некоторые архивы Барнаула и Томска» [13].

В Музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии хранится рисунок и записка, написанная собственноручно архитектором об Одигитриевской церкви в Кузнецке (рис. 4): «Тобольской епархии Кузнецкого заказа приходская Одигитриевская церковь» и (видимо, выписка из церковной книги) «Оная Одигитриев-ская цер(ковь) каменная ... устроена по наружности: имеет на себе пять глав тоже на ... алтаре и на колокольне. Строена в 1775 по 1783 г. Грамота о заложении храма — 1773 г. Освящена. департамента храма ... писании 1780 августа 31». Архитектор писал эту записку в блокноте для себя, поэтому некоторые слова оказались неразборчивы. Записка датирована 1918 г. В левом верхнем углу рисунка надпись «Спереди позднейшая пристройка пятидесятых годов 19-го столетия» [14].

В 1919 г. А.Д. Крячков создает проект иконостаса для Омского кафедрального собора, который был удостоен высшей премии [15]. Успенский кафедральный собор в Омске не сохранился. В г. Омске А.Д. Крячковым по неподтвержденным данным была также построена в 1907 г. Серафимо-Алексе-евская часовня (рис. 5) [16].

17 Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия, в своей книге «Храмы Томска» (Томск, 2004) указывает, что «.необходимость создания Томской духовной академии была высказана Преосвященным Макарием (Невским) ... который разработал и ее проект, однако он был отклонен Святейшим Синодом. Став Митрополитом Московским и Коломенским, Преосвященный Макарий не оставил своего намерения. По его инициативе законодательным Предложением Государственной Думы 14 марта 1914 г. началась подготовка к учреждению Томской духовной академии — пятого высшего духовного учебного заведения в России».

В данной статье показан лишь небольшой отрезок жизни и творческой деятельности сибирского инженера и строителя Андрея Дмитриевича Крячкова. Его разнообразное и богатое наследие ждет дальнейшего исследования.

Рис. 1. Проект церкви. Гр. инженер А.Д. Крячков. 1908 г. (?) (Из архива Новосибирского областного краеведческого музея)

Главный в>зсая*1. Продольнмй разръЭъ.

Рис. 2. Проект А.Д. Крячкова в издании: Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Т. I. Архитектура исповеданий. — СПб.: издание редакции журнала «Строитель», 1902-1908

Храмт. воимя Пренодобнаго Сврш, Радшжскаго Чудотворца, при Томской Духовной Академ.

Рис. 3. Проект Сибирской духовной академии. Гр. инженер А.Д. Крячков. 1914 г. (Из фондов Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Новосибирской государственной

архитектурно-художественной академии)

а) восточный фасад (Фонд Крячкова. О. 1. Л. 28. Ф. 1)

б) план 2-го этажа (Фонд Крячкова. О. 1. Л. 28. Ф. 2)

Рис. 4. Одигитриевская церковь в г. Кузнецке 1775-1783 гг. Зарисовка А.Д.Крячкова. 1918 г. (Из фондов Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии). Публикуется впервые

Рис. 5. Серафимо-Алексеевская часовня, г. Омск. Гр. инженер А.Д. Крячков (?). 1907 г.

Список использованных источников

1. Баландин С.Н. А.Д. Крячков. Сибирский архитектор. Документальный очерк. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1991. — 161 с.

2. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX — начало XX века). — Томск, ТГАСУ, 2004. — 170 с.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 41. Д. 600. Л. 338.

4. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 16. Л. 7-10.

5. ГАТО. Ф.Р. Оп. 1. Д. 16. Л. 7-10.

6. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 872. Л. 98, 98 об.

7. Новосибирский областной краеведческий музей. Фонд А.Д. Крячкова. Папка 1.

8. Невзгодин И.В. Архитектура Новосибирска. — Новосибирск. Изд-во СО РАН, 2005. — С. 18.

9. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. — Т. I. Архитектура исповеданий. — СПб.: издание редакции журнала «Строитель», 1902-1908. — 500 с.

10. ГАТО. Ф.Р. 26. Оп. 1. Д. 16. Л. 7-10.

11. Центральный государственный исторический архив. Ф. 835. Оп 1. Д. 962. Л. 1.

12. Дмитриенко Н.М. Изучение истории православной церкви в Томске (с середины XIX в. до 1917 г.). // Труды Томского Государственного объединенного историко-архитектурного музея. — Т. VIII. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. — С. 135-136.

13. ГАТО. Ф.Р. 26. Оп. 1. Д. 16. Л. 17-19 об.

14. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина, НГАХА, Инв. №1598, Экспоз. №66, в. 1; з. 3.

15. ГАТО. Ф.Р. 26. Оп. 1. Д. 16. Л. 7-10, 17-19 об.

16. Старый Омск [Электронный ресурс]. — URL: www^mckold^u.

УДК 72.007. ББК Щ 113 (255)

А.П. Иванова, г. Хабаровск

Западная архитектура восточных территорий (русские, британские и германские районы в Китае конца XIX — начала XX в.)18

Аннотация

На примере архитектурно-градостроительного наследия китайских экстерриториальных зон (города Циндао, Тяньцзинь, Шанхай, Порт-Артур, Дальний, Владивосток, Нагасаки) выявляются культурные стратегии дальневосточного колониализма; выделяются исторические этапы формирования архитектурного ландшафта сеттльментов, делается вывод о том, что опыт европейских сеттльментов не только послужил прологом к созданию транснациональных мегаполисов Шанхая и Гонконга, но и оказал влияние на застройку Владивостока. Дается сравнительный анализ правительственных зданий, городских администраций и других объектов, репрезентирующих государственную власть.

Ключевые слова: колониальная архитектура, колониализм, стиль порто-франко, сеттльменты, ориентализм, национальная идентификация.

В первой части статьи объектом анализа являются «локусы власти», репрезентирующие западные метрополии (Британию, Германию, Россию) в экстерриториальных зонах Китая: Verwaltungsgebäude

18 Данный текст написан в рамках работы по гранту «Анализ архитектурно-градостроительного наследия стран АТР для формирования концептуальных моделей развития современного города».

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.