И, В. Зубенко, г. Новое!тирс к
Предпосылки появления архитектурного вуза и ( ипири
Российское архитектурное образование погружается в пучину новых трансформаций и реформ. Это неизбежно коснется и архитектурных школ сибирского региона. В контексте предыдущих преобразований история возникновения и развития архитектурного образования актуализируется, так как историческое знание непрерывно связывает современное состояние образования с вековым историческим опытом. Ю. Лотман отмечал: «История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее».
Сибирский регион во 2-й половине XIX в. бурно вступает в эпоху капиталистических преобразовании. Темпы урбанизации региона были значительно выше общероссийских. По данным В.Л. Скубневского и Ю.М. Гончарова, общая численность городского населения во 2-й половине XIX в. в сибирском регионе постоянно росла. Так, с 1863 по 1885 г. она увеличилась в 1,4 раза, а с 1885 по 1897 г. в 1,1 раза, с 1897 по 1906 г. увеличивается в 1,4 раза, а с 1906 по 1914 г. уже в 1,7 раза. Таким образом, общая численность городского населения в сибирском ре! ионе за 50 лет увеличилась на 376,9 тыс. человек, или 283% [ I].
Резкая активизация процессов урбанизации в сибирских городах сопровождалась быстрым нарастанием объемов строительства. Экономический подъем 1890-х гг., вызванный строительством и эксплуатацией железной дороги, способствовал качественному сдвигу в строительной отрасли. С постройкой Сибирской железной дороги обращено было особое внимание на землеотводное и переселенческое дело, в связи с чем были образованы межевые партии (поземельно-устроительные отряды), которые занимались исполнением в натуре межевых дел, распланирован нем селений, изготовлением копий планов и чертежей и др. [2]
В конце XIX в. в Сибири происходят масштабные и необратимые изменения в экономической и социокультурной сферах. К ним следует отнести прежде всего экономический подъем, ломку патриархальных структур, а следовательно, и изменения социальной стратификации, что явилось еще одним аспектом необходимости формирования профессионального высшего архитектурного обра-
-158-
зовапия. Появляется новый тип заказчика - купец-капиталист. Сибирские предприниматели строили богатые особняки, магазины, пассажи, фабричные корпуса, возводили и общественные здания церковного, благотворительного, учебного и культурно-зрелищно* го назначений. Строительный бум сопровождался типологическим взрывом и архитектуре, вызвавшим к жизни совершенно новые типы здании, инженерных конструкций и инженерного оборудовав ннн. Таким образом, обозначилась огромная потребность в специалистах различных строительных профессии.
Па этом фоне сибирский регион в плане профессиональной подготовки кадров оказался абсолютно не готовым к таким высоким темпам развития. Анализ деятельности, количественный и персональный состав кадров архитекторов конца ХЇХ начала XX в. показывает, что его основу составляли в этот период выпускники строительного училища, а затем Института гражданских инженеров в Петербурге. Необходимый уровень обеспечивался столичными зодчими (наиболее крупные и ответственные заказы), гражданскими инженерами, а также народными мастерами. 11а труд зодчих был акт ивный социальный заказ.
Первые попытки создать базу высшего образования в Сибири были инициированы Николаем Михайловичем Ядринцсвым (исследователь Сибири п Центральной Азии* писатель и общественный деятель, идеолог «областничества») в труде, написанном в 1882 г. в Санкт-Петербурге. «Сибирь как колония: Современное положение Сибири, ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее». Однако только в 1895 г особая комиссия в Петербурге пришла к заключению, что экономическое развитие Сибири требует открытия в Томске самостоятельного «практического технологическою института». Тем не менее на основе гражданских инипиат ив в феврале 1883 г. было положено начало техническому образованию (і Томске, когда Ввграфом и Евлраксней Королевыми с целью обучения ремеслам и получения общего и техническою образования в юроде было открыто ремесленное училище. За семь лет (с 18X3 по 1890 г.) окончило полный курс обучения всего І і человек, в то время как выбыло до его окончания 85 человек. Четырехклассное образование давало возможность в совершенстве шучигь столярное и слесарное дело [3]. Сооружение
-159-
Великой сибирской железнодорожной магистрали привело к более активному развитию технического образования в Томске. В начале XX в. здесь было открыто Томское трехклассное техническое училище для детей железнодорожных служащих, которое готовило средний технический персонал для обслуживания железнодорожного хозяйства.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. Томск являлся одним из центров Сибири в отношении профессионального и художественного образования. Художественное образование в Томске первоначально зародилось в «недрах» внешкольного образования и являлось результатом общественной инициативы «снизу». Первая рисовальная школа в городе была открыта при Обществе попечения о начальном образовании по инициативе Черепановой и при ближайшем участии Л.С. Капустиной и Л.П. Базановой, но просуществовала недолго. В 1885 г. в Томске были созданы первые в Сибири воскресные классы технического и ремесленного рисования. В 1901 г. рисовальные классы были преобразованы в художественно промышленные классы с целью «просвещения народа в широком смысле слова... где обучались бы рабочие и ремесленники всех категорий совершенствовать изделия того цеха, к коему они принадлежат... изучая орнаментовку, знакомясь со стилями» [4, с. 4]. В 1909 г. после бурной полемики в местной прессе между советом Томского общества любителей художеств и «узкими прагматиками» происходит очередная «реорганизация» художественного образования, в результате которой появляются «классы рисования и живописи». Эго было единственное в Сибири художественное учебное заведение.
Идея создания самостоятельного технического института в Томске принадлежала графу С.К). Витте, в то время министру финансов. В 1895 г. Витте писал министру народного просвещения о необходимости продумать и решить проблему подготовки инженеров в Сибири из ее уроженцев [5]. Открытие второго высшего учебного заведения в Томске технологического института (далее ТТИ) состоялось осенью 1900 г. Это был первый (и долгие годы единственный) технический вуз на востоке страны. Технологический институт стал одним из центров творческой жизни инженерно-строительных и архитектурных кадров. Инже-
-160-
нер но-строи і ельное отделение было открыто в августе 1902 г. но инициативе преподана гелей-архитекторо в и профессора, инженера-технолога А.Э, Сабека. На отделении читали лекции и вели практические занятия томские архитекторы К.К* Лыгин, П.Ф. Федоровский, В.Ф. Оржешко, Ф,Ф. Гут, Л.Д. Кряч ков, крупный российский специалист в области градостроительства А.К. Енш. Преподавателями ІТИ А.Д. Крячковым, П.И. Молотиловым, П.А. Парамоновым в начале \Хв. была начата исследовательская деятельность по изучению архитектуры Сибири.
В І 909 г. по инициативе преподавателей института в Томском технологическом была введена специализация по архитектуре. История создания и развития архитектурном школы Сибири связана с именами гражданского инженера (архитектора) А.Д. Крячко в а и профессора А.'). Сабека. Под их руководством в 1909 г. бы.ю открыто подотделение инженеров гражданских сооружений (архитекторов) на базе инженерно-строительного отделения Томскою технологического института (ТТИ). Необходимость открытия новой специальности в ГТИ была обусловлена развивающимся строительством в старых и вновь строящихся юродах вдоль Великой Сибирской железнодорожной магистрали. До 1917 г. в Томском технологическом институте было выпущено около 20 инженеров-архм гекторов [6],
Следует отметить, что университетский статус, приобретенный Томском, оказал весьма существенное влияние на дальнейшее формирование її развитие инфраструктуры культуры города. Благодаря этому Томск сосредоточил в начале века практически все высшие учебные заведения Западной Сибири. Наплыв об-разовапной публики активизировал культурную жизнь города и способствовал более активному усвоению разного рода новаций.
Таким образом, можно выделить несколько предпосылок появлення архитектурного вуза в Сибири:
экономические (высокие темпы капитализации сопровождались быстрым нарастанием объемов строительства); социальные (формирование нового типа заказчика в результате социальной с іратификацип);
- правовые (гражданская инициатива, благотворительность, организация а в юрских школ).
Томский технологический институт (1900*1917 гг,)
Прош '.г 111А5отовк > а том нрав
сведущи л гнодей, копкфь с исгш бы руководить й рЪМрътия находящих. •;
I *00 X С'..< ■■ атг^гг^.чиь I- Г\ I ГГЦ \'П‘) ■
1 Л#£#эд \f-ivi р.-1.улъгпи;ч '.<. иинойтрс&нце
ж&>йл1т:Уцю».*гг£ ’1?грг; шгуш-Н'>техш1кз: ?.Хь№ гПиляолойЛ
0рЗАн:;чвсяшх и нерр5Ям1 ■ *аслш «выцвете пврора&нжа сельснояозяОстеенноай съфьи, кМлюллурггя
3 Гърны'л I - . ч.сгшп-гарнышзйсию
геэлоиорл** 1 ?‘ЧЭР СГГт!|С --......
ДОЗмЦЧЧЧЖЮ 1.1 :ЛСтвЯ, мдркшо Лрс^ое I.- ц" г.тт>
■I Ининторна С гг* ■.■ чоЛьнЫй - ^плуг^л; и
(Ш>ье ЛртЛН сообщения Г,П(?ру>г^р*. I' Ут.ПЮв и по&ьез' ‘' о иучи’..' ■ ныумапьнО0 жштистдо и
ариигев*/Т?Ц;и_______________„___________________
ППд?ОПЬ>№*'(< ^мюдьм №оЗм^Шостс^т’Ь/:1 ' ной Звя/пелыихят в рйЗЛ11чных областях теяыти .1(’д чв*о необходим и** тЫ‘.*,и. и ь известный 1,1п.г 1ч#ний, >ть в ни* способность * ■<■
Мостоягт^пьНОМ'/ кнмщпунцк). к С£\^Ч'ято/11^|<Хгоо '
* ".. ызучвмде Природ*** * ^огэтсгнн
■ '.,. поййда^^ил Опытней ни и^жшнности котирыж лежит уи/ишткь эти бовМЮЛЯ№ п до раз-
оаЬтитш гк&япит ойщя^п »этеривпы*ого
ЛГ^ОСОСЛТОЯЬ. 'Я ИЛИ !Л01 н*я
-" иуШмт фШЧ ОСЛешещ* хилнм и Л(#<цпг.’пва
• указание пут*>. лп кяподыц п 1* ..-■ р.-гшг.г.-?-1*еи прошышЛФИноеть
- " Т;-*.-,.. -ц: 1,^1 Г.иц *«г , ЩЦ* Огл'Г'Г) руКОвОдиГПеЛвМ^
и путааоОитвлямт". * __________________________
• '. *нвряйу с пехцият предположено Ь^ло в замену регзе/ГЧхцш. ишргжое развитую лря*гг(/ческ1/х МИДПЩб «1* по тмр@лгыиес#мм птх и ло тети-веским ЛМу>;.И‘ -:1 ^J мастерил V Ю$хниЧбСУь,* лаборатория* признавалось лвпательныи* учра*дв-М<(И илил ■*
- 1УЫЛОЛмвН№ ЛДОДО 0иЛЛОА*чОЗО ПрО^МПК! еще и
дититнойработы ^аучио-иэыско'г харз*
п?ерэ).
-лреймет* тнсисотелгё гз^летппртоваяэсь пот* мой свободоо п^^eпc\9йflЛ№J^ и обучения, без олрани ченин поспедоватвпьнйсти прохождения г,н цр*
ЛЛ|^ О ЛрООО/Т.н* ...'ТЧ-'Н'НЩХНГ Об^еН11Я".__________
Э4Длюгс.ц осо&еннс^ти рмеи^й итм^пы Сибири
■ Историческая моискб об учреждении и откры,тти Т’змк ново технапогича чощо института Императора Николая и. С. т 12 23, 48
♦ужциональнос | (м л таалелйв 11И
Мор(Ьйп оги'-е сч ое Предел 3&Л0НЯе ТТь/
СуСстрвгное прелставпечие ТТИ
СкСмд системы
Процессуальное лреаставлвние ТТ/
Структ)гр*<ое гредставпачие ТТИ
Рис. К [омский тсх1го;югичсскнГ| ишгпгг>т в 1909 1917 гг.
Скубневскиы, В. А. Города Западной Сибири по 2-н половине XIX начале XX а. / В.Л. Скубневский, Ю,М, Гончаров, - Барнаул* 2003. Ч. 1. С. 296. -
Слабуха, А.В. Градостроительное освоение Приеписейскош края в ХУП-ХХ веках: учеб. пособие / Л,В. Слабуха. - Красноярск: КрасГАСА, 2006. - С. 99;
Ляхоёт, Е„С. Университеты к историй и культуре дореволюционной России / Е,С Ляхорич, А.С. Ревушкип. - Томск; Изд-во Том. ун-та, 1998. -С. 439,
Баландин? С.Н. Из истории архитектурною образования в Сибири/СИ. Баландин, ГИ Пустоветов,-Новосибирск: ВО «Наука», 1993, - С, 4.
Андрианов> А. В. Томск в прошлом и настоящем / А.В. Андрианов,
- Томск, 1890. - С, 53.
Андрианов, А.В. Об искусстве в Томске / АЛЛ. Андрианов И Город Томск. Томск, 1912. С, 341.