Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (XX ВЕК)'

СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (XX ВЕК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеракция / активное обучение / интерактивное обучение / развитие интерактивных форм обучения / идеи интерактивного обучения / интерактивные формы / interaction / active learning / interactive learning / development of interactive forms of learning / ideas of interactive learning / interactive forms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваштаева Валерия Анатольевна

В настоящее время вопросы организации интерактивного обучения студентов высшей школы привлекают внимание многих ученых. Несмотря на широкий спектр исследования, многие аспекты и механизмы интерактивного обучения до сих пор недостаточно описаны и требуют дополнительного изучения. В статье рассматривается вопрос становления интерактивного обучения студентов в России XX века. Обосновывается значимость использования интерактивных образовательных технологий для подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. Уточнена сущность понятий «интеракция», «активное» и «интерактивное» обучение. Отмечается важность осознанного использования преподавателями вузов интерактивных технологий. С этой целью в статье определены основные периоды развития активных и интерактивных форм и методов обучения в XX веке. Обозначены основные идеи активного и интерактивного обучения зарубежных и отечественных учёных. Выявлены идеи интерактивного обучения, актуальные в современном образовании. Перечислены интерактивные формы обучения XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the issues of organizing interactive learning for higher education students attract the attention of many scientists. Despite the wide range of research, many aspects and mechanisms of interactive learning are still not well described and require further study. The article examines the issue of the formation of interactive learning for students in Russia in the 20th century. The importance of using interactive educational technologies for training highly qualified professional personnel is substantiated. The essence of the concepts “interaction”, “active” and “interactive” learning is clarified. The importance of conscious use of interactive technologies by university teachers is noted. To this end, the article identifies the main periods of development of active and interactive forms and methods of teaching in the 20th century. The main ideas of active and interactive training of foreign and domestic scientists are outlined. The ideas of interactive learning that are relevant in modern education are identified. The interactive forms of teaching of the 20th century are listed.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (XX ВЕК)»

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Ваштаева Валерия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)

СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (XX ВЕК)

Аннотация. В настоящее время вопросы организации интерактивного обучения студентов высшей школы привлекают внимание многих ученых. Несмотря на широкий спектр исследования, многие аспекты и механизмы интерактивного обучения до сих пор недостаточно описаны и требуют дополнительного изучения. В статье рассматривается вопрос становления интерактивного обучения студентов в России XX века. Обосновывается значимость использования интерактивных образовательных технологий для подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. Уточнена сущность понятий «интеракция», «активное» и «интерактивное» обучение. Отмечается важность осознанного использования преподавателями вузов интерактивных технологий. С этой целью в статье определены основные периоды развития активных и интерактивных форм и методов обучения в XX веке. Обозначены основные идеи активного и интерактивного обучения зарубежных и отечественных учёных. Выявлены идеи интерактивного обучения, актуальные в современном образовании. Перечислены интерактивные формы обучения XX века.

Ключевые слова: интеракция, активное обучение, интерактивное обучение, развитие интерактивных форм обучения, идеи интерактивного обучения, интерактивные формы.

Annotation. Currently, the issues of organizing interactive learning for higher éducation students attract the attention of many scientists. Despite the wide range of research, many aspects and mechanisms of interactive learning are still not well described and require further study. The article examines the issue of the formation of interactive learning for students in Russia in the 20th century. The importance of using interactive educational technologies for training highly qualified professional personnel is substantiated. The essence of the concepts "interaction", "active" and "interactive" learning is clarified. The importance of conscious use of interactive technologies by university teachers is noted. То this end, the article identifies the main periods of development of active and interactive forms and methods of teaching in the 20th century. The main ideas of active and interactive training of foreign and domestic scientists are outlined. The ideas of interactive learning that are relevant in modem éducation are identified. The interactive forms of teaching of the 20th century are listed.

Key words: interaction, active learning, interactive learning, development of interactive forms of learning, ideas of interactive learning, interactive forms.

Введение. Цели развития национальной системы образования направлены на подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных профессиональных кадров, в связи с чем актуализируются вопросы практико-ориентированности и компетентности будущих специалистов. Для решения этих вопросов необходимо синтезировать новые педагогические технологии и имеющийся педагогический опыт, в частности, использование интерактивных технологий в образовании (интерактивных форм, методов, средств обучения и т.д.).

В связи с этим, понимание особенностей развития интерактивных технологий обучения студентов, выявление основных педагогических идей интерактивного обучения, актуальность этих идей в современном образовании, - являются для преподавателей необходимым основанием, которое позволит им осознанно использовать интерактивные технологии обучения в высшем учебном заведении.

Изложение основного материала статьи. Термин «интерактивное обучение» стал широко использоваться в отечественной педагогике в начале 90-х годов прошлого столетия. Данное определение тесно связано с терминами «интеракция», «интерактивность», заимствованных из социологии и психологии. Термин «интеракция» (взаимодействие) является одним из основополагающих в философии и онтологии, и в более широком значении понимается как общая и универсальная форма развития и движения, при котором осуществляется воздействие объектов друг на друга.

Под интерактивным обучением понимается специально организованный учебно-познавательный процесс, который осуществляется в форме совместной деятельности обучающихся, взаимодействия их друг с другом, обмена информацией, моделирования проблемных ситуаций, совместного решения поставленных задач, взаимооценивания действий и поведения, с погружением в атмосферу профессионального (делового) сотрудничества для разрешения поставленной задачи [4].

Интерактивное обучение студентов вуза представляет собой процесс обучения, который построен на основе активной совместной деятельности равноправных участников образовательного процесса, организован с помощью бесед, диалогов студентов с преподавателем, студентов друг с другом и учебным контентом. Это практико-ориентированный учебный процесс, направленный на формирование необходимых компетенций; процесс, позволяющий стимулировать активную познавательную и коммуникативную деятельность студентов.

В последние десятилетия учёными, педагогами и психологами ведётся большая научно-исследовательская работа по вопросу организации и внедрения интерактивного обучения в современную систему высшего образования. В связи с этим привлекают внимание работы ЩедровицкогоП.Г., Песковой Л.А., КосолаповойМ.А., Добрыниной Т.Н., КругликоваВ.Н., Чепель Т.Л. и др. В работах данных исследователей рассматриваются некоторые аспекты интерактивного обучения, в частности, интерактивные формы обучения студентов.

Современные исследователи сходятся во мнении, что понятие «интерактивное обучение» тесно связано с понятием «активное обучение». Под активным обучением (предпосылки которого возникли ещё в античном мире) понимается обучение, позволяющее активизировать учебно-познавательную деятельность для более глубокого усвоения материала (включение обучающихся в проектную деятельность, игровую деятельность, групповую работу, практические задания и пр.). Активное обучение обеспечивает равноправное диалогическое общение преподаватель-студент, позволяет формировать компетенции, развивать навыки самостоятельного мышления, коммуникации, сотрудничества и др. В отличие от активного обучения, интерактивное обучение позволяет обеспечить не только взаимодействие преподаватель-студент, но и студент-студент, студент-учебный контент, которые являются значимыми для интерактивного обучения.

Рассмотрим основные педагогические идеи и особенности развития активного и интерактивного обучения студентов в XX веке.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что прообразом интерактивных технологий обучения и началом их использования в обучении студентов высших учебных заведений принято считать лабораторно-бригадный метод, проектный метод, производственные экскурсии, трудовые экскурсии, практики (которые начали проводиться в 20-х годах XX века) [6], а также имитационные игры, разработанные также в 20-30-е годы двадцатого столетия М.М. Бирштейн [1].

Теория и методология воспитания «трудных» детей в коммунах (воспитание в коллективе и через коллектив) разработана А. С. Макаренко. Он отстаивал необходимость коллективных форм воспитания и обучения через трудовую деятельность, воспитании в игре, сознательную дисциплину и др. [9].

Развитие идей Белль-Ланкастерской системы взаимообучения, разработка метода содиалога, и создание на его основе гуманистической системы обучения («диалогические сочетания», «сочетательный диалог», «организованный диалог», работа в парах сменного состава и пр.) - относится к основной заслуге А.Г. Ривина [7].

Разработка основных положений «инструментальной педагогики», которая строится на интересах и личном опыте обучающихся; теоретическая разработка и практическое развитие метода проектов; развитие на практических занятиях активности студентов, с возможностью использования на занятиях учебной литературы; технология организации самостоятельной работы студентов; важность предоставления информации (как средства развития мышления) обучающимся только тогда, когда они в ней действительно нуждаются - это актуальные вопросы в работах Дж. Дьюи [51.

Необходимости сочетания учебной деятельности и свободных занятий, выбранных учащимися; дополнения интеллектуального труда практической деятельностью в различных клубах, секциях, кружках; важности применения в учебном процессе метода проектов, и др., - посвящены работы С.Т. Шацкого по педагогике детского сообщества (коллектива) [8]. Эти идеи нашли успешное применение и в студенческой жизни.

Идеи педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей отражены в работах В.А. Сухомлинского. По мнению автора, личность ребёнка является главной ценностью, на которую должен быть направлен учебно-воспитательный процесс. Особое внимание уделяется творческой деятельности коллектива педагогов и учащихся, которые работают сообща. Подчёркивается важность формирования у учеников духовных потребностей. Обосновывается важность поддержки специальными мерами и приёмами желания учеников быть первооткрывателями, чтобы побудить их к познанию мира [13].

Идеи развития образования; создание классификации методов обучения по источникам знаний; выделение активной и пассивной модели обучения, - отражены в научно-исследовательских работах Е.Я. Голанта [3].

Создание концепции обучения (с двумя типами обучения: традиционным и человекоцентрированным); обоснование идеи считать учителя одним из участников учебного процесса, а не его лидером; идея активного получения учениками интеллектуальных знаний; важность влечений, эмоций (доверия, привязанностей, радости), личных переживаний и потребностей для овладения знаниями, - педагогические идеи K.P. Роджерса [12].

Идеи взаимного обучения; создание методики «Учение через обучение» (коллективное взаимообучение, при котором уроки проводятся учениками под контролем и наблюдением учителя-модератора - специалиста, владеющего техниками активной групповой коммуникации, а класс выступает в роли «нейронной сети», комплексной самоорганизующейся структуры); создание контактной сети «Учение через обучение», объединяющей преподавателей по всему миру, - эти педагогические идеи принадлежат Ж.-П. Мартану [10].

Активно развивается идея педагогики сотрудничества в работах С.Л. Соловейчика, И.П. Иванова, В.Ф. Шаталова, И.П. Волкова, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Б.П. Никитина и Л.А. Никитиной и др. Личность ребёнка является центральной позицией в воспитании и обучении, важны высокий профессионализм учителя, гуманный подход к личности ребенка, воспитание в коллективе и общественный интерес к школе. Идеи педагогики сотрудничества сначала апробировались в школах, и лишь потом педагоги-новаторы стали применять их в высшей школе.

С начала 1980-х гг. в нашей стране, на основе внедрения мыследеятельностного обучения (Г.П. Щедровицкий [16]), компетентностного подхода и контекстного обучения (A.A. Вербицкий [2]), в высшей школе и системе последипломного образования начинают применяться активные (интерактивные) методы обучения.

A.A. Вербицкий, исследовавший психолого-педагогические и научно-методические проблемы образования, предложил «знаково-контекстную» технологию обучения (теоретическая информация даётся в учебных текстах, а усвоение этой информации происходит через процесс разыгрывания специальных ситуаций, которые позволяют погрузиться в профессиональную деятельность и необходимым профессиональный контекст). При этом игровые формы обучения становятся ведущими. A.A. Вербицкий, С.А. Габрусевич, Г. А. Зорин, В.Ф. Комаров, H.A. Соловьева, Т.А. Макаренко и другие авторы усовершенствовали дидактические материалы и разработки по организации имитационных и деловых игр. Г.П. Щедровицкий разработал системо-мыследеятельностную методологию, практикой которой была организационно-деятельностная игра [16].

Р. Реванс является основоположником теории «Обучение действием». Эта теория предполагает, что обучаемые могут активно осваивать навыки через проживание ситуаций и решение проблемных, креативных задач. При этом учащиеся помогают друг другу осваивать материал и ликвидировать пробелы в знаниях) [11].

С середины XX века в нашей стране начинают развиваться технологии дистанционного обучения, которые позволяют сочетать индивидуальное обучение с активными (интерактивными) методами. Интерактивность в дистанционном обучении проявляется на уровнях взаимодействия преподаватель-студент, студент-студент, студент-средства обучения (в основном, электронные).

В 1980-1990-х гг. школьными педагогами и преподавателями высшей школы начинают активно использоваться игровые упражнения, сюжетные и ролевые игры и др. Вследствие популяризации и распространения игровых форм, особенно деловых игр, активное (интерактивное) обучение переживает новый подъем популярности. В 1980-1990-е гг. годы начинается внедрение новых технологий, включая использование технических средств обучения (ТСО). Было запущено производство звуковых учебных пособий для школ и вузов, на Центральном телевидении начали выходить регулярные образовательные программы для школьников, абитуриентов и студентов.

В начале 90-х годов XX века в системе отечественного образования стал широко использоваться метод проектов, этому способствовало внедрение в процесс обучения информационных технологий. В 1991 году создается всемирная сеть Интернет, в 1994 году появляется первый веб-браузер, используются компьютерные коммуникационные технологии и сети Интернет. Появляется электронная почта, видео- и аудио конференц-связь и т.д.

Представленные особенности развития активных и интерактивных форм обучения в XX веке являются весьма важными. Анализ рассмотренного материала позволяет обобщить и кратко сформулировать основные идеи активного и интерактивного обучения, которые актуальны для обучения современных студентов.

Основные идеи активного обучения в начале XX века: 1) применение проектного, лабораторно-бригадного метода, организация производственных, трудовых экскурсии, практик; 2) использование имитационных игр; воспитание в игре; 3) воспитание и обучение в коллективе и через коллектив; 4) интеграция воспитания и образования с трудовой деятельностью; 5) разработка метода содиалога и создание на его основе гуманистической системы обучения («диалогические сочетания», «сочетательный диалог», «организованный диалог», работа в парах сменного состава); 6) теоретическое и практическое развитие метода проектов; и др.

Основные идеи активного обучения в 50-е-60-е годы XX века: 1) создание педагогической системы, основанной на принципах гуманизма, уважительном отношении к личности ребёнка, на которую должен быть направлен учебно-воспитательный процесс; 2) школьники - участники педагогического процесса, основанного на сотрудничестве всех участников образования; 3) учитель - не лидер или авторитет, а один из участников учебного процесса; 4) выделены активная и пассивная модели обучения; и др.

Основные идеи активного обучения в 70-е-80-е годы XX века: 1) создана методика «Учение через обучение» (коллективное взаимообучение); 2) разработаны методы и приёмы педагогики сотрудничества; 3) внедряется деятельностный подход, контекстное обучение; 4) усовершенствованы дидактические материалы и наработки по имитационным и деловым играм; 5) создана школа системо-мыследеятельностной методологии, она реализуется через организационно-деятельностные игры; 6) распространяются игровые формы интерактивного обучения; 7) применяются новые технологии с использованием технических средств обучения (создание звуковых учебных пособий для учащихся; выпуск регулярных образовательных программ для школьников, абитуриентов и студентов и т.д.).

Основные идеи интерактивного обучения в конце XX - начале XXI вв.: 1) широкое использование метода проектов; 2) применение информационных и компьютерных технологий; 3) создание глобальной всемирной сети Интернет, которая обеспечивает доступ к учебному контенту из любой точки мира; и др.

Выводы. Прослеживая развитие интерактивных технологий обучения в XX веке, отметим, что и российские (советские) ученые и исследователи, и зарубежные авторы практически одновременно разрабатывали и вводили в практику активные и интерактивные формы и методы обучения.

В России уже в 20-е годы XX века широко начинают применяться проектный метод, лабораторно-бригадный метод, организуются производственные экскурсии, трудовые экскурсии и практики.

В 20-е-40-е годы XX века A.C. Макаренко создает систему перевоспитания «трудных» детей; А.Г. Ривин, развивая идеи Белль-Ланкастерской системы взаимного обучения, изобретает метод содиалога; Дж. Дьюи теоретически разрабатывает и практически развивает метод проектов; С.Т. Шацкий осуществляет пропаганду и способствует применению метода проектов в школах (с 1905 г. по 1931 г.); разрабатываются имитационные игры, М.М.Бирштейн - автор первой в мире деловой игры «Перестройка производства» (1932 г.).

В 70-е-80-е годы XX века Ж.-П. Мартан разрабатывает методику «Учение через обучение» (коллективное взаимообучение); С.Л. Соловейчик, В.М. Матвеев, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский и мн. др. участвуют в развитии педагогики сотрудничества; A.A. Вербицкий и др. авторы - модернизируют дидактические материалы и наработки по имитационным и деловым играм; Г.П. Щедровицкий реализует системо-мыследеятельную методологию через организационно-деятельностные игры.

В 1980-1990-х годах в советских школах и вузах используются игры-упражнения, ролевые, деловые и сюжетные игры. С 90-х годов XX века в России начинают активно применяться интерактивные формы и методы, приближенные к будущей профессиональной деятельности: метод проектов, игры-упражнения, ролевые игры, деловые игры, сюжетные игры и др.

Наше обращение к вопросу становления интерактивного обучения студентов прошлого столетия является важным моментом для понимания и осознанного использования интерактивных форм и методов обучения студентов в нынешнем, XXI веке.

Следует отметить, что на сегодняшний день интерактивное обучение является одним из основных современных видов активного обучения, которое направлено на подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных профессиональных кадров, позволяет обеспечить практико-ориентированный подход к обучению и способствует формированию необходимой компетентности будущих специалистов.

Необходимо подчеркнуть, что интерактивное обучение студентов высшей школы неразрывно связано с традиционным обучением. Их синтез позволяет добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности, создает поле сотворчества и сотрудничества.

Литература:

1. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. - Рига: Авотс, 1989. - 304 с.

2. Вербицкий, A.A. Деловая игра в компетентностном формате / A.A. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2013. - Т. 9. -№ 3-2. - С. 140-144

3. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - М.: Учпегиз, 1957. - 152 с.

4. Голованова, И.И. Педагогика сотрудничества: конспект лекций / ИИ. Голованова, О.И. Донецкая. - Институт психологии и образования: Казань, 2014. - 127 с.

5. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.-208 с.

6. Живых, Т.Н. Ретроспективный анализ проблемы интерактивных методов обучения в педагогике / Т.Н. Живых // Язык и культура. - Новосибирск, 2012. - №3.

7. Захаров, К.П. Александр Григорьевич Ривин и его метод ассоциативного (организационного) диалога / К.П. Захаров // Гуманитарная образовательная среда технического вуза. Санкт-Петербург, 11-13 мая 2016 года: Материалы международной научно-методической конференции. - СПб.: СИЛУ им. Петра Великого. -2016. - С. 315-318

8. Лубский, A.A. Педагогическая мысль и практика образования: история и современность: монография / A.A. Лубский; под ред. Г.Б. Корнетова; Мин. образования Московской области, Академия социального управления. - М.: АСОУ, 2023. - С. 85-95

9. Макаренко, A.C. Собрание соч.: В7 т. / АС. Макаренко. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957-1958.

10. Мартан, Ж.-П. Использование метода «учение через обучение» на уроках иностранного языка / Ж.-П. Мартан, Ф.Л. Ратнер, А.Э. Рахимова // Иностранные языки в школе. - 2007. -№ 6. — С. 2-6

11. Реванс, Р.В. Обучение действием: новые методы управления / Р.В. Реванс. - В.: Хатчинсон, 1980. - 320 с.

12. Скуднова, Т.Д. Гуманистические заповеди Карла Роджерса (к 120-летию со дня рождения) / Т.Д. Скуднова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2022. - Вып. 2 (298). - С. 73-80

13. Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке / В.А .Сухомлинский. - М.: Советская Россия, 1978. - 93 с.

14. Фарафонова, И.В. Метод проектов в России в начале XX века / И.В. Фарафонова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. -№2 (71). - С. 302-307

15. Чепель, Т.Л. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования / Т.Л. Чепель // Педагог. -2002.-№1-2.-С. 93-99

16. Щедровицкий, П.Г. «Игра» как социотехническая система: организация и исследование / П.Г. Щедровицкий // Программно-целевой подход и деловые игры. - Новосибирск, 1982. - С. 30-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.