Научная статья на тему 'Становление информационного вещания в региональном телеэфире'

Становление информационного вещания в региональном телеэфире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
601
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫПУСК / NEWS / НОВОСТЬ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ / REGIONAL TV-COMPANY / NEWS BROADCAST / TELECOMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мелешина Елена Николаевна

В статье отмечается, что региональные телекомпании страны на рубеже нового тысячелетия претерпели значительные перемены. 11 августа 2003 г. произошел почти полный переход местного телевидения на информационное вещание. Одновременно с этим усовершенствовались структура и содержание новостей, изменился характер подачи материалов и расположения сюжетов в выпуске в зависимости от актуальности темы и значимости какого-либо события для местного зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Information Broadcast on Regional Air

at the turn of the new millennium experienced considerable changes. On August 11, 2003 almost complete transition of local television to information broadcast took place. At the same time the structure and the contents of news as well as the character of information presentation and order of video plots in a broadcast depending on the actuality of a topic and on the importance of this or that news for the local audience improved.

Текст научной работы на тему «Становление информационного вещания в региональном телеэфире»

Е. Н. МЕЛЕШИНА СТАНОВЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕЭФИРЕ

Ключевые слова: информационный выпуск, новость, телекоммуникация, региональная телекомпания

Key words: news broadcast, news, telecommunication, regional TV-company

Региональные телекомпании Волго-Вятского региона создавались практически в одно время. Так, официально казанская студия телевидения открылась в ноябре 1959 г., однако пробные телепередачи в Казани можно было видеть за несколько месяцев до этого. Их вели из «малой студии» строящегося телецентра. А тремя годами ранее регулярные передачи велись из радиоклуба при городском комитете ДОСААФ. 27 февраля 1955 г. прошла первая трансляция — фильм «Большой вальс», а 8 марта в эфир с объявлением передач вышла Валентина Козина. «Малый телецентр» работал в ежедневном режиме по 30 минут, его программы представляли практически все жанры, до сих пор существующие на ТВ.

В 1956 г. Министерство связи РСФСР издает приказ о проектировании и строительстве в Пензе телецентра. Годом позже в г. Каменка был открыт малый телевизионный центр с собственной студией. Радиус действия составлял всего 10 км. Первоначальный штат сотрудников состоял из 26 чел. Им выделили под студию помещение, расположенное в подсобке под временной телевизионной башней. Историческое событие произошло 14 октября 1958 г.: государственная комиссия приняла пензенский телецентр в эксплуатацию, а на следующий день в эфир вышла первая 30-минутная оригинальная программа пензенской студии телевидения.

МЕЛЕШИНА Елена Николаевна, соискатель кафедры современной журналистики и общественного мнения Мордовского государственного университета.

16 октября 1961 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь аппаратно-студийного комплекса телецентра в Чувашии. В этот же день там состоялся первый выход в прямой эфир. Показали выпуск новостей на чувашском и русском языках. Потом прозвучал фельетон: диктор читал текст, ассистент менял перед камерой рисунки художника-карикатуриста. Телевизионный вечер завершился показом документального фильма «Кочубей». В 1967 г. появилась возможность прямой трансляции. Первая передача была из зала Чувашского академического драматического тетра им. К. В. Иванова.

В Саранске любительский телевизионный центр был введен в эксплуатацию в 1956 г. Он обслуживал около двухсот телевизоров и проработал более пяти лет. В 1961 г. было завершено строительство типового ретранслятора с регулярными телевизионными передачами. Первые выпуски новостей на телевидении Мордовии были отражением современной реальности и исторической реконструкцией, воссозданием материальной и духовной культуры региона, наглядной демонстрацией особенностей процесса мышления прошлых лет.

Пропаганда решений партии и правительства, коммунистическое воспитание трудящихся, всестороннее освещение вопросов всенародного социалистического соревнования были главными темами регионального телевещания. Так, в Мордовии регулярно выходили в эфир цикловые телепрограммы «Коммунист и время», «Рабочий человек», «Наша марка», «Земля родная». Наряду с передачами с ярко выраженным политическим контекстом выходили в эфир молодежные программы «Ритм», «У нас, молодых...», «Встречи для вас», «Искорка», «Внимание, на старт!», «Ровесники, ровесницы... » и др. Значительный объем местного телевизионного вещания составляли литературно-драматические и музыкальные передачи «Литература и жизнь», «Искусство», «Народное творчество», а также спектакли и концерты в исполнении профессиональных и самодеятельных творческих коллективов республики. В. В. Егоров подчеркивает, что развитие телевидения происходило в тесной связи с общественной жизнью: закономерности, последовательность решаемых в стране социальных, культурных и иных задач во многом определяли тематику, характер, стилистику телевизионных передач1.

Телевидение Чувашии, Пензенской области, Татарстана, Мордовии к концу ХХ в. представляло собой мощный информационный комплекс со своими студиями, монтажными цехами, редакциями. В свет выходили десятки информационных, общественно-политических, художественных, образовательных, культурных программ. Миллионы людей ежедневно ждали от региональных телекомпаний новостей о жизни своего региона.

31 июля 2000 г. на канале «Россия» была введена новая сетка совместного вещания. По будням в эфир стали выходить 7 выпусков региональных новостей. 5 февраля 2001 г. для всех информационных выпусков местного государственного телевидения было введено общее название в зависимости от названия региона: «Вести-Пенза», «Вести-Чувашия» или «Вести-Мордовия». 11 августа 2003 г. произошел переход телевидения на информационное вещание. По будням стали выходить в эфир до 12 выпусков программы «Вести-регион». Следует отметить, что местные телекомпании русскоязычных редакций стали похожи на клоны. Национальные редакции получили некоторую автономию по формату вещания в виде часовых отрезков эфира по будням для тематических программ, подверженных менее жесткому контролю.

Телевидение является одним из наиболее привычных для большинства людей видом телекоммуникации. С введением цифрового формата вещания телевидение получило улучшенное качество передаваемого сигнала и более широкий спектр доступных даже для сельских жителей каналов и программ. Создалось большое конкурентное поле, на котором главным аргументом в борьбе за внимание зрителя стали качественные характеристики работы творческих коллективов телекомпаний.

С 2002 г. в Мордовии работает два телевизионных канала (ГТРК «Мордовия» и ТК «ТелеСеть Мордовии» (10 канал)), а с 2007 г. — три («5 канал»). Однако еще в 2005 г. жители районов Мордовии в отличие от жителей Саранска получали новости о жизни региона только из программы «Вести-Мордовия» или новостных выпусков национальной редакции ГТРК «Мордовия». Горожане же могли выбирать между информационным продуктом государственной телекомпании и коммерческой ТК «ТелеСеть Мордовии» (10 канал). Ее

формат — общественно-экономические, политические, социальные, культурные и спортивные новости в оригинальной, часто авторской, подаче репортера. На начальном этапе вещание этой телекомпании было доступно только в черте города, в муниципальных районах же принимался сигнал практически только двух федеральных программ. В 2008 г. охват цифровизации в регионе стал всеобщим, монополизм ГТРК в информационном вещании прекратился.

Региональное телевидение занимает достойное место в системе телевещания страны. В информационных программах федеральных телеканалов недостаточно широко освещаются проблемы регионов. Информация, отражающая региональную проблематику, является недостаточно полной в рамках федеральных новостей. Новости, посвященные регионам, обычно выходят в информационном выпуске третьим-девятым сюжетом, кроме случаев чрезвычайных происшествий, катастроф общероссийского (общемирового) масштаба.

Региональные программы восполняют недостаток информации на федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах России. Как правило, только из региональных выпусков жители страны могут узнать информацию, наиболее интересующую их. Это оценка работы местной власти, уровень жизни населения региона и перспективы его развития. «Особенность функционирования социальной информации такова, что общегосударственное человек воспринимает через призму местного, через факты повседневности. И в этом смысле местное телевидение обладает уникальной возможностью вести информационно-пропагандистскую работу в условиях максимальной приближенности к потребностям и ориентациям человека, в контексте его производственных и межличностных отношений»2. Региональное телевидение является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Однако это не подразумевает безграничное доверие этим СМИ со стороны аудитории. Наоборот, вместе с популярностью растут и требования зрителей к качеству работы местного телевидения. Это обусловливает необходимость самосовершенствования самих журналистов, поиск наиболее актуальных тем и способов их подачи зрителю.

Понятием «документальные программы», принятым на телевидении как синоним журналистики, нередко объединяют информационные и художественно-публицистические передачи. Но все же более оправдано разделение журналистики на информацию (ее объект — единичный факт, конкретное событие, а метод — констатация свершившегося) и публицистику (ее объектами являются группа причинно-связанных фактов и тенденции в жизни общества, а методом — исследование, анализ и авторская оценка). Информация призвана отвечать на вопросы «Что?», «Когда?», «Где?». Сегодня информационный формат выявляет причинно-следственные связи между фактами и дает им социально-политическую оценку, отвечая на вопросы «Как?», «Почему?», «С какой целью?». Именно таково направление информационной деятельности государственного ТВ Мордовии.

При постоянном стремлении журналистов информационных программ вместить в полтора-двеминутный сюжет аналитику все же основной задачей материала такого формата является констатация факта, сообщение новости. «Новость — оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент»3. Информационные новостные программы — «регулярное сообщение текущих событий, состоящее из 8—14, иногда до 20 эпизодов („сюжетов"). Набор новостей универсален — от политики до погоды, включается все имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя-слушателя»4.

Когда информационные редакции формируют основу деятельности региональных телеканалов, они, как правило, стремятся использовать максимальное число сотрудников телекомпании. Это связано со спецификой их работы, заключающейся в сборе и обработке материала, максимальном охвате событий и происшествий в регионе. Жесткое распределение обязанностей, планирование эфира, быстрое реагирование на события и способность репортеров и операторов быстро сориентироваться в любой ситуации являются слагаемыми успеха деятельности информационных служб.

В 1990-е гг. построение новостных программ существенно изменилось. Если ранее сценарий выпуска был ограничен

схемой «политика — экономика — культура — спорт», то современное информационное телевидение делает упор на сенсационность информации, часто нарушает последовательность событий. Современное развитие информационных программ на региональном телевидении — процесс, «открытый в будущее, незавершенный»5, хотя и планируемый, но чаще он стихийный.

Следует констатировать, что за последние годы усовершенствовались структура и содержание новостей, изменился характер подачи материалов и расположения сюжетов в зависимости от актуальности темы и значимости какого-либо события для местного зрителя. От принципа сообщать обо всем постепенно тележурналисты перешли к отбору информации для конкретных зрителей региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М.: Аспект-Пресс, 2004. 102 с.

2 Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 83.

3 Пояснения к заполнению бланка «Программная концепция вещания». URL: http://www.medialaw.ru/publications/books/wb-lic/2/6.html (дата обращения: 04.10.2010).

4 Там же.

5 См.: Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. С. 5.

Поступила 12.11.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.