Е. Н. МЕЛЕШИНА СТАНОВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕЭФИРЕ
Ключевые слова: информационный выпуск, новость, телекоммуникация, региональная телекомпания
Key words: news broadcast, news, telecommunication, regional TV-company
Региональные телекомпании Волго-Вятского региона создавались практически в одно время. Так, официально казанская студия телевидения открылась в ноябре 1959 г., однако пробные телепередачи в Казани можно было видеть за несколько месяцев до этого. Их вели из «малой студии» строящегося телецентра. А тремя годами ранее регулярные передачи велись из радиоклуба при городском комитете ДОСААФ. 27 февраля 1955 г. прошла первая трансляция — фильм «Большой вальс», а 8 марта в эфир с объявлением передач вышла Валентина Козина. «Малый телецентр» работал в ежедневном режиме по 30 минут, его программы представляли практически все жанры, до сих пор существующие на ТВ.
В 1956 г. Министерство связи РСФСР издает приказ о проектировании и строительстве в Пензе телецентра. Годом позже в г. Каменка был открыт малый телевизионный центр с собственной студией. Радиус действия составлял всего 10 км. Первоначальный штат сотрудников состоял из 26 чел. Им выделили под студию помещение, расположенное в подсобке под временной телевизионной башней. Историческое событие произошло 14 октября 1958 г.: государственная комиссия приняла пензенский телецентр в эксплуатацию, а на следующий день в эфир вышла первая 30-минутная оригинальная программа пензенской студии телевидения.
МЕЛЕШИНА Елена Николаевна, соискатель кафедры современной журналистики и общественного мнения Мордовского государственного университета.
16 октября 1961 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь аппаратно-студийного комплекса телецентра в Чувашии. В этот же день там состоялся первый выход в прямой эфир. Показали выпуск новостей на чувашском и русском языках. Потом прозвучал фельетон: диктор читал текст, ассистент менял перед камерой рисунки художника-карикатуриста. Телевизионный вечер завершился показом документального фильма «Кочубей». В 1967 г. появилась возможность прямой трансляции. Первая передача была из зала Чувашского академического драматического тетра им. К. В. Иванова.
В Саранске любительский телевизионный центр был введен в эксплуатацию в 1956 г. Он обслуживал около двухсот телевизоров и проработал более пяти лет. В 1961 г. было завершено строительство типового ретранслятора с регулярными телевизионными передачами. Первые выпуски новостей на телевидении Мордовии были отражением современной реальности и исторической реконструкцией, воссозданием материальной и духовной культуры региона, наглядной демонстрацией особенностей процесса мышления прошлых лет.
Пропаганда решений партии и правительства, коммунистическое воспитание трудящихся, всестороннее освещение вопросов всенародного социалистического соревнования были главными темами регионального телевещания. Так, в Мордовии регулярно выходили в эфир цикловые телепрограммы «Коммунист и время», «Рабочий человек», «Наша марка», «Земля родная». Наряду с передачами с ярко выраженным политическим контекстом выходили в эфир молодежные программы «Ритм», «У нас, молодых...», «Встречи для вас», «Искорка», «Внимание, на старт!», «Ровесники, ровесницы... » и др. Значительный объем местного телевизионного вещания составляли литературно-драматические и музыкальные передачи «Литература и жизнь», «Искусство», «Народное творчество», а также спектакли и концерты в исполнении профессиональных и самодеятельных творческих коллективов республики. В. В. Егоров подчеркивает, что развитие телевидения происходило в тесной связи с общественной жизнью: закономерности, последовательность решаемых в стране социальных, культурных и иных задач во многом определяли тематику, характер, стилистику телевизионных передач1.
Телевидение Чувашии, Пензенской области, Татарстана, Мордовии к концу ХХ в. представляло собой мощный информационный комплекс со своими студиями, монтажными цехами, редакциями. В свет выходили десятки информационных, общественно-политических, художественных, образовательных, культурных программ. Миллионы людей ежедневно ждали от региональных телекомпаний новостей о жизни своего региона.
31 июля 2000 г. на канале «Россия» была введена новая сетка совместного вещания. По будням в эфир стали выходить 7 выпусков региональных новостей. 5 февраля 2001 г. для всех информационных выпусков местного государственного телевидения было введено общее название в зависимости от названия региона: «Вести-Пенза», «Вести-Чувашия» или «Вести-Мордовия». 11 августа 2003 г. произошел переход телевидения на информационное вещание. По будням стали выходить в эфир до 12 выпусков программы «Вести-регион». Следует отметить, что местные телекомпании русскоязычных редакций стали похожи на клоны. Национальные редакции получили некоторую автономию по формату вещания в виде часовых отрезков эфира по будням для тематических программ, подверженных менее жесткому контролю.
Телевидение является одним из наиболее привычных для большинства людей видом телекоммуникации. С введением цифрового формата вещания телевидение получило улучшенное качество передаваемого сигнала и более широкий спектр доступных даже для сельских жителей каналов и программ. Создалось большое конкурентное поле, на котором главным аргументом в борьбе за внимание зрителя стали качественные характеристики работы творческих коллективов телекомпаний.
С 2002 г. в Мордовии работает два телевизионных канала (ГТРК «Мордовия» и ТК «ТелеСеть Мордовии» (10 канал)), а с 2007 г. — три («5 канал»). Однако еще в 2005 г. жители районов Мордовии в отличие от жителей Саранска получали новости о жизни региона только из программы «Вести-Мордовия» или новостных выпусков национальной редакции ГТРК «Мордовия». Горожане же могли выбирать между информационным продуктом государственной телекомпании и коммерческой ТК «ТелеСеть Мордовии» (10 канал). Ее
формат — общественно-экономические, политические, социальные, культурные и спортивные новости в оригинальной, часто авторской, подаче репортера. На начальном этапе вещание этой телекомпании было доступно только в черте города, в муниципальных районах же принимался сигнал практически только двух федеральных программ. В 2008 г. охват цифровизации в регионе стал всеобщим, монополизм ГТРК в информационном вещании прекратился.
Региональное телевидение занимает достойное место в системе телевещания страны. В информационных программах федеральных телеканалов недостаточно широко освещаются проблемы регионов. Информация, отражающая региональную проблематику, является недостаточно полной в рамках федеральных новостей. Новости, посвященные регионам, обычно выходят в информационном выпуске третьим-девятым сюжетом, кроме случаев чрезвычайных происшествий, катастроф общероссийского (общемирового) масштаба.
Региональные программы восполняют недостаток информации на федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах России. Как правило, только из региональных выпусков жители страны могут узнать информацию, наиболее интересующую их. Это оценка работы местной власти, уровень жизни населения региона и перспективы его развития. «Особенность функционирования социальной информации такова, что общегосударственное человек воспринимает через призму местного, через факты повседневности. И в этом смысле местное телевидение обладает уникальной возможностью вести информационно-пропагандистскую работу в условиях максимальной приближенности к потребностям и ориентациям человека, в контексте его производственных и межличностных отношений»2. Региональное телевидение является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Однако это не подразумевает безграничное доверие этим СМИ со стороны аудитории. Наоборот, вместе с популярностью растут и требования зрителей к качеству работы местного телевидения. Это обусловливает необходимость самосовершенствования самих журналистов, поиск наиболее актуальных тем и способов их подачи зрителю.
Понятием «документальные программы», принятым на телевидении как синоним журналистики, нередко объединяют информационные и художественно-публицистические передачи. Но все же более оправдано разделение журналистики на информацию (ее объект — единичный факт, конкретное событие, а метод — констатация свершившегося) и публицистику (ее объектами являются группа причинно-связанных фактов и тенденции в жизни общества, а методом — исследование, анализ и авторская оценка). Информация призвана отвечать на вопросы «Что?», «Когда?», «Где?». Сегодня информационный формат выявляет причинно-следственные связи между фактами и дает им социально-политическую оценку, отвечая на вопросы «Как?», «Почему?», «С какой целью?». Именно таково направление информационной деятельности государственного ТВ Мордовии.
При постоянном стремлении журналистов информационных программ вместить в полтора-двеминутный сюжет аналитику все же основной задачей материала такого формата является констатация факта, сообщение новости. «Новость — оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент»3. Информационные новостные программы — «регулярное сообщение текущих событий, состоящее из 8—14, иногда до 20 эпизодов („сюжетов"). Набор новостей универсален — от политики до погоды, включается все имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя-слушателя»4.
Когда информационные редакции формируют основу деятельности региональных телеканалов, они, как правило, стремятся использовать максимальное число сотрудников телекомпании. Это связано со спецификой их работы, заключающейся в сборе и обработке материала, максимальном охвате событий и происшествий в регионе. Жесткое распределение обязанностей, планирование эфира, быстрое реагирование на события и способность репортеров и операторов быстро сориентироваться в любой ситуации являются слагаемыми успеха деятельности информационных служб.
В 1990-е гг. построение новостных программ существенно изменилось. Если ранее сценарий выпуска был ограничен
схемой «политика — экономика — культура — спорт», то современное информационное телевидение делает упор на сенсационность информации, часто нарушает последовательность событий. Современное развитие информационных программ на региональном телевидении — процесс, «открытый в будущее, незавершенный»5, хотя и планируемый, но чаще он стихийный.
Следует констатировать, что за последние годы усовершенствовались структура и содержание новостей, изменился характер подачи материалов и расположения сюжетов в зависимости от актуальности темы и значимости какого-либо события для местного зрителя. От принципа сообщать обо всем постепенно тележурналисты перешли к отбору информации для конкретных зрителей региона.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М.: Аспект-Пресс, 2004. 102 с.
2 Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 83.
3 Пояснения к заполнению бланка «Программная концепция вещания». URL: http://www.medialaw.ru/publications/books/wb-lic/2/6.html (дата обращения: 04.10.2010).
4 Там же.
5 См.: Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. С. 5.
Поступила 12.11.10.