УДК 458.9 ББК 67.8
Мэтякубов Алишер Джуманазарович
преподаватель
кафедра аудиовизуальной журналистики и массовых коммуникаций Узбекский государственный университет мировых языков
г. Ташкент Metyakubov Alisher Dzhumanazarovich Lecturer
Chair of Audiovisual Journalism and Mass Communications Uzbek State University of the World Languages
Tashkent
Становление информационного общества в Узбекистане: вопросы совершенствования законодательства в сфере телекоммуникаций Information Society Forming in Uzbekistan: Issues of Improving Legislation in
the Field of Telecommunications
Телекоммуникационные сети составляют основную часть глобальной системы зарождающегося информационного общества. Они являются транспортной средой процессов распространения информации и передачи данных. С учетом этих особенностей, телекоммуникационная сфера естественным образом становится критически важным компонентом в обеспечении эффективного функционирования современного общества, элементом обеспечения устойчивого развития национальных государств, формирования инновационной экономики.
Telecommunication networks form the main part of the global system of incipient information society. They are the transporting environment for the processes of disseminating information and data communications. Taking into account these peculiarities the telecommunication sphere naturally becomes critically possible component of ensuring the effective functioning of modern society, element of providing the sustainable development of national states, innovation economics formation.
Ключевые слова: телекоммуникация, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, электронная журналистика, мобильность.
Key words: telecommunication, information society, information and communication technologies, e-journalism, digitalization , mobility.
Системы телекоммуникации представляют собой важнейшую инфраструктурную составляющую жизни современного общества. На основе использования средств телекоммуникаций происходит функционирование всех без исключения сфер современной общественной жизни, включая такие как: государственное и хозяйственное управление, банковско-финансовый сектор, системы новостного информирования граждан, обмен информацией и мн. др. С
началом перехода многих стран к информационному обществу (системы взаимоотношений, основанной на широком использовании информационнокоммуникационных технологий), телекоммуникационная отрасль и система ее правового регулирования приобрели новую роль и значение.
В поисках путей повышения эффективности реализуемых производственных процессов органы государственного управления и бизнес-структуры все чаще обращаются к современным информационнокоммуникационным технологиям. При этом информатизация существенно меняет и существо общественной жизни. Все прочнее входят в нашу жизнь такие понятия как: «электронное управление», «электронная демократия», «электронная информация», «электронная журналистика» и мн. др. При этом, следует отметить, что существо всех реализуемых комплексных решений использования информационно-коммуникационных технологий основывается на телекоммуникационном обмене информацией.
Сети телекоммуникаций составляют неотъемлемую часть глобальной системы зарождающегося информационного общества. Они являются транспортной средой процессов распространения информации и передачи данных. С учетом этих особенностей, телекоммуникационная сфера естественным образом становится критически важным компонентом в обеспечении эффективного функционирования современного общества, элементом обеспечения устойчивого развития национальных государств, формирования инновационной экономики и др. Немаловажным является и тот факт, что именно через сети телекоммуникаций потребители получают доступ к разным услугам и информационным ресурсам. Обеспечение и расширение возможного доступа к системам телекоммуникаций, с учетом его универсализации, является фундаментальной целью национальной и глобальной политики коммуникаций.
Практика показывает, что отрасль телекоммуникаций стала играть важную роль в формировании национальных ВВП развитых стран, «с начала 80-х годов прошлого века и к 1990 году уже составляла 2,1% ВВП, а в настоящее время достигает до 5%. [3]. Для косвенной оценки роли
телекоммуникаций в экономике можно обратиться к экспертным мнениями. Так, эксперты оценивают, что «в странах Европейского Союза один евро инвестиций в электросвязь дает полтора евро прироста ВВП, а в США один доллар инвестиций в телекоммуникации позволяет получить 2-6 долларов прироста ВВП. Одно рабочее место в телекоммуникационной отрасли «порождает» 4-5 рабочих мест в других отраслях. С учетом того, что в сфере телекоммуникаций сегодня занято примерно 16 млн. специалистов, это эквивалентно 65-70 млн. соответствующих рабочих мест в смежных отраслях»
[3].
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своем докладе на совместном заседании Палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 г. в качестве приоритетных направлений реформирования информационной сферы и обеспечения свободы слова и информации, назвал следующее: «Необходимо также широкое использование в системе
государственного и общественного строительства современных информационно-коммуникационных технологий, играющих все более важную роль в процессах политической модернизации. Решению этой задачи способствовало бы также дальнейшее совершенствование норм Закона «О телекоммуникациях» [2].
Анализ международной практики показывает, что законы, регламентирующие телекоммуникационную отрасль, требуют систематической своей актуализации. Ранее это в основном диктовалось быстрой сменой используемых в сетях телекоммуникаций технологий и решений, появлением принципиально новых телекоммуникационных услуг, изменением принципов организации взаимоотношений между субъектами сферы и др. В настоящее же время, предлагаемый Президентом страны подход к понимаю места и роли телекоммуникационной сферы в качестве одной из фундаментальных основ процесса политической модернизации системы государственного и общественного строительства, заставляет людей, занятых в информационной сфере, коренным образом переосмыслить свои представления и практические действия.
По сути реформ в информационной сфере инициируемых «Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» речь идет о разработке и реализации конкретной долгосрочной программы действий, обеспечивающей широкое внедрение во все сферы общественной жизни современных информационнокоммуникационных технологий, в первую очередь создание отвечающей требованиям времени национальной телекоммуникационной среды и соответствующей нормативно-правовой базы регулирования отношений в данной сфере, обеспечивающей ее неуклонное развитие.
За годы независимости в Узбекистане телекоммуникационная отрасль получила активное развитие, которое многочисленными экспертами оценивается как одно из самых системных и динамичных на постсоветском пространстве. В результате реализации ряда перспективных проектов по развитию и модернизации телекоммуникационных сетей улучшилось состояние инфраструктуры связи, по всей стране на уровне районных центров взамен морально и технически устаревших аналоговых телефонных станций введены в эксплуатацию цифровые АТС, на основе оптико-волоконных линий связи созданы высокоскоростные цифровые каналы, ведется комплексная деятельность по расширению национальной телекоммуникационной сети и повышению надежности ее действия. Одной из причин достигнутых весомых результатов явилось разработка и принятие адекватной правовой базы, стимулирующей развитие данной отрасли, где одним из краеугольных законодательных актов является принятый в 1999 году Закон «О телекоммуникациях» [1].
Оценивая перспективы процесса внесения изменений и дополнений в действующую редакцию Закона Республики Узбекистан «О
телекоммуникациях» следует отметить, что наиболее востребованной является законотворческая деятельность в следующих направлениях:
1. Уточнение используемого понятийного аппарата и внедрение новых дефиниций с учетом современного состояния технологического развития телекоммуникационной сферы. Нормы действующего
законодательства требуют приведения их в соответствие с современным состоянием теории и практики телекоммуникационной отрасли. Уточнение старых и ввод новых, активно используемых категорий позволит повысить актуальность закона, формировать на их основе более эффективную систему общественных отношений в телекоммуникационной сфере.
2. Устранение имеющихся правовых коллизий норм закона с действующим законодательством. Актуальной задачей совершенствования Закона «О телекоммуникациях» является задача его гармонизации с действующим законодательством, устранения имеющихся правовых коллизий, и в частности внесения соответствующих редакционных изменений в нормы, общеправовое действие которых было изменено другими законодательными актами в связи с принимаемыми мерами по упорядочению деятельности субъектов предпринимательства.
3. Разработку и включение в Закон норм, определяющих порядок пользования адресным пространством и доменными именами национального сегмента всемирной информационной сети Интернет. На сегодняшний день сеть Интернет сформировалась в качестве не имеющей аналогов, доступной и востребованной широким кругом пользователей информационной системы. Трудно переоценить ее значение для дальнейшего эффективного развития всех сфер социально-экономической жизни. В этой связи следует законодательным образом определить порядок пользования адресным пространством и доменными именами национального сегмента всемирной информационной сети Интернет, как неотъемлемой частью национального информационного пространства, а также определить процедуры его администрирования.
4. Введение новой, отвечающей реалиям практики эксплуатации, классификации сетей телекоммуникаций. Упорядочивание действующей системы классификации сетей телекоммуникаций, позволит создать основу для качественного улучшения состояния эксплуатируемых и строящихся сетей телекоммуникаций органов государственного и хозяйственного управления, за счет оптимизации порядка документирования информации, специализации
процессов формирования информационных ресурсов и создания информационных систем и др.
Вносимые изменения и дополнения в закон должны учитывать также и основные современные тенденции развития сетей телекоммуникаций:
1. Цифровизация - переход к передаче цифровых сигналов, что обеспечивает высокую помехоустойчивость передачи, повышает ее качество и надежность, существенно сокращает вес и габариты эксплуатируемого оборудования.
2. Глокализация - параллельная реализация двух разнонаправленных процессов: глобализация - участие в глобальных телекоммуникационных сетях и локализация - развитие сетей местной связи.
3. Персонализация - привязка оказываемых услуг не к месту нахождения терминала (телефонный аппарат, телевизор и т.п.), а к персоне, человеку, пользователю терминала.
4. Ковергенция - процесс перспективного развития телекоммуникаций в рамках проекта сетей последующих поколений, заключающийся в обеспечении реализации общих архитектурных принципов телекоммуникационных сетей, поддержки единых совместимых протоколов аппаратно-программных средств телекоммуникаций, реализации единых подходов к использованию телекоммуникационных технологий и предоставлению телекоммуникационных услуг.
5. Мобильность - возможность предоставления телекоммуникационных услуг не только пользователям фиксированных сетей связи, но и мобильным пользователям.
6. Интеграция - объединение в одном цифровом потоке цифровых сигналов разнородного трафика.
В качестве вывода можно сказать что реализация мер по совершенствованию норм закона «О телекоммуникациях» позволит определить правовые механизмы полноценного и качественного обеспечения граждан современными телекоммуникационными услугами, обеспечит дальнейшее развитие информатизации и сетей телекоммуникаций, совершенствование
современного рынка телекоммуникационных, информационнопроизводственных услуг связи, передачи и распространения данных.
В целом же принятие данного закона должно обеспечить повышение эффективности системы общественного и государственного строительства путем широкого внедрения в деятельность их субъектов современных информационно-коммуникационных технологий.
Библиографический список
1. Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» [Электронный ресурс] http.: //www.parliament.gov.uz
2. «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране». Доклад президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на совместном заседании Палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2010 г. [Электронный ресурс] http://www.senat.gov.uz
3. Телекоммуникации в мировой экономике [Электронный ресурс] http://www.telecomstrov.com/sin69.html.
Bibliography
1. Telecommunications in the World Economics [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.telecomstrov.com/sin69.html.
2. “The Concept of Further Deepening of Democratic Reforms and Civil Society Formation in the Country”. The Report of the President of the Republic of Uzbekistan I.A. Karimov at the Joint Session of Chambers of the Oliy Mazhlis of the Republic of Uzbekistan. - 2010 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.senat.gov.uz
3. The Law of the Republic of Uzbekistan “On Telecommunications” [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.parliament.gov.uz