СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ А.С. Смирнов
Первоначальный теоретический анализ кооперативной собственности был предпринят в начале двадцатых годов XX века, хотя производственные кооперативы существовали и в дореволюционной России. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года закрепил три формы собственности - государственную, кооперативную и частную (ст. 52 ГК), что нашло отражение и в цивилистической литературе1.
Наиболее распространенной точкой зрения в юридической литературе являлось признание кооперативной собственности видом частной собственности. А поскольку кооперативные организации пользовались перечисленными в ст. 58 ГК 1922 года общими правомочиями собственника, этого оказалось достаточным для признания их частными собственниками2. Надо отметить, что данная позиция имела основания, если вспомнить политическую ситуацию 20-х годов, когда декретом СНК от 26 июня 1921 года «О средствах кооперации» был произведен перевод кооперации на хозяйственный расчет с правом образования оборотных средств3.
В начале 30-х годов взгляд на природу кооперативную собственности и паевого фонда, в частности, изменился. Внимание к этому вопросу было вызвано не только необходимостью разработки формы собственности, применимой к создаваемым коллективным сельским хозяйствам, но и изменением основ кооперации и переводом ее на «социалистические рельсы».
Указанные события инициировали широкое освещение социалистической сущности права кооперативной собственности. Так, Г.Н. Амфитеатров отстаивал позицию, согласно которой советская кооперация обладает глубокой социалистической сущностью. Она сближает кооперативную и государственную формы собственности. Основание этого он видел в появлении разветвленного законодательства, относящегося в равной мере и к государственному, и к кооперативному хозяйству4. Однако одной лишь классовой природы права кооперативной собственности в СССР для обоснования его самостоятельным видом было недостаточно. Необходимо было изменить и представления о паевом фонде. Поэтому в научной литературе прозвучало: «Паевые и другие взносы, производимые членами промысловой кооперации, поступая в капиталы организации, становятся собственностью последней»5. А так как социалистическая природа советской кооперации под сомнение уже больше не ставилась, исчезли последние препятствия к признанию также кооперативной собственности социалистической во всех ее составных частях.
По нашему мнению, такое совпадение по времени с периодом сплошной коллективизации сельского хозяйства не является случайным. Оно представляет собой пример, когда юриспруденция становится подвластной политической конъюнктуре. Кроме того, впоследствии вопрос о социалистической сущности кооперативно-колхозной собственности был решен наукой окончательно. Конституция СССР 1936 года провозгласила существование в нашей стране: социалистической собственности в двух формах - государственной и кооперативно-колхозной, личной собственности колхозного двора и
1 См.: Аскназий С.И. Очерки хозяйственного права СССР. Л., 1926. С. 40-41; Вавин И.Г. Право собственности. Комментарий к ст. 52-70 Гражданского кодекса. М., 1923. С. 3-5.
2 См.: Терехов А. Советское кооперативное право. Харьков, 1924.
3 См.: Френкель З.Г. Волостное самоуправление. Его значение, задачи и взаимоотношения с кооперацией. М.: Муниципальная власть, 1999. С. 244.
4 См.: Курс советского хозяйственного права / Под ред. Л.Я. Гинцбурга, Е.Б. Пашуканиса. Т. 1. С. 189.
5 Генкин Д.М. Законодательство о промысловой кооперации. М., 1930. С.184.
отдельного гражданина, собственности мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей (ст. 5, 7, 9 и 10), что сразу же нашло отражение в научных публикациях и учебных материалах6.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года воспроизвели перечень тех же видов собственности, которые фигурируют в Конституции СССР 1936 года, но разграничили три формы социалистической собственности, выделив в особую форму наряду с государственной и кооперативно-колхозной также собственность профсоюзов и других общественных организаций (ст. 20, 24), что нашло отражение и в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года. Однако уже в Конституции СССР 1977 года подчеркивается, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности (ст. 10), хотя роль государственной собственности оставалась ведущей.
Это, отчасти, способствовало тому, что долгие годы развитие кооперативной собственности сводилось в научной и особенно учебной литературе к определению путей сближения кооперативной собственности на средства производства с государственной собственностью7. Это не могло не сказаться отрицательно на отношении к самой кооперативной собственности: в теории она рассматривалась во многих работах как низшая, менее развитая по сравнению с государственной формой собственности. На практике имело место ограничение возможностей развития кооперативов, административное свертывание кооперативной собственности и превращение ее в государственную.
Данное положение пытались исправить в 80-х годах прошлого века, когда в докладе «О роли кооперации в развитии экономики страны и проекте Закона о кооперации в СССР» на девятой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва было отмечено, что стратегический курс партии на перестройку даст желаемый эффект лишь в том случае, «если на деле будет обеспечено наращивание производственного потенциала и тесное взаимодействие государственного и кооперативного секторов экономи-ки»8. Кооперативные предприятия и организации наряду с государственными предприятиями (объединениями) должны были составить основные звенья единого социалистического народно-хозяйственного комплекса. Как в тех, так и в других имущество обобществлено на социалистических принципах, применяется организация труда, исключающая эксплуатацию людей. Однако кооперативная собственность имеет свойственные только ей признаки. Основной из них - это уровень обобществления. Если государственная собственность является всенародным достоянием и составляет единый фонд, то собственником имущества кооператива является только коллектив его членов. Ввиду более ограниченной степени обобществления их право на имущество кооператива осуществляется более непосредственно, чем у рабочих и служащих на государственных предприятиях. Именно на это и был сделан основной акцент.
В 1985 г. в экономике нашей страны на первый план была выдвинута задача соотношения форм собственности и базирующихся на ней систем хозяйствования. Одним из первых был поставлен вопрос о возрождении кооперативного движения и формировании новой разновидности производственной кооперации в сфере производства и услуг.
Естественно, возникает вопрос: почему появление негосударственных форм хозяйствования началось именно с кооперативов. К 1985 г. стало ясно, что развитие экономики только в рамках государственного сектора зашло в тупик. Безусловно, не-
6 Гражданское право. М., 1938. Т. 1. С. 163-167.
7 См.: Марьяновский В. Л. Экономическое содержание кооперативной собственности и пути ее развития // Кооперативная собственность при социализме: возможности и перспективы развития: Сборник обзоров. М., 1989. С. 47.
8 См.: Правда. 1988. 25 мая.
обходимы были другие системы хозяйствования. Но на данном этапе невозможно было представить развитие производственной деятельности, в основе которой лежала бы не коллективная собственность. Поэтому выбор и пал на кооперацию, которая должна была использовать преимущества новых хозяйственных форм на рубеже смены административно-командной системы хозяйственным механизмом, основанным на рыночных отношениях. Перед кооперацией ставилась задача "...заложить основу введения многообразия хозяйственных форм, ускорить переход экономики к рынку, использовать инициативу работников в коллективных формах хозяйства и т.д."9.
Выступая на 4 Всесоюзном съезде колхозников 23 марта 1988 г., М.С.Горбачев, в частности, отмечал: "Необходимо воссоздать кооперацию не в старых, зачастую весьма простых ее формах, а кооперацию современную, широко интегрированную как внутри себя, так и с государственными предприятиями и учреждениями. Кооперация способна оказать существенную помощь в увеличении выпуска товаров народного потребления, в расширении сферы обслуживания, в сочетании крупных, средних и небольших предприятий. Немаловажна и другая сторона - решение социальных вопросов. Организуя многопрофильные производства, рассчитанные на разный уровень квалификации, кооперативная деятельность позволяет повышать занятость всех слоев населения"10.
Именно эта идея и была выражена в Законе СССР "О кооперации в СССР", принятым 26 мая 1988 г.
Однако возрождение кооперации началось на данном этапе не с принятия данного Закона, а значительно раньше. В развитии кооперативного законодательства на данном этапе можно выделить три периода:
- первый - лето 1986 г.- май 1988 г.;
- второй - лето-осень 1988 г.;
- третий - осень 1988 - лето 1989 г.
Первый период характеризуется тем, что кооперация, правда, со значительными трудностями, развивалась в бытовом обслуживании, переработке вторичного сырья, общественном питании, производстве товаров народного потребления и т.д.
До принятия Закона о кооперации регулирование деятельности кооперативов осуществлялось путем издания Правительством нормативных актов, касающихся отдельных видов кооперативов.
Благодаря этому были созданы возможности для более четкого и целенаправленного урегулирования организации и деятельности кооперации, централизованного учета особенностей их отдельных видов (Постановление Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 г., №160 «О создании кооперативов общественного питания»11; Постановление Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 г. № 161 «О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения»12; Постановление Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 г. № 162 «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления»13; Постановление Совета Министров СССР от 10 сентября 1987 г. № 1042 «О создании кооперативов по выработке кондитерских и хлебобулочных изделий»14; Постановление Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. № 988 «Об организации заготовки и переработки вторичного сырья на кооперативной осно-ве»15; Постановление Совета Министров СССР от 7 марта 1988 г. № 307 «О создании кооперативов по разработке программных средств вычислительной техники, а также по
9 Кооперация и обновление общества. Научный доклад на Всесоюзной научной конференции. Владимир, 1990. С.67.
10 Выступление М.С. Горбачева на IV Всесоюзном съезде колхозников 23 марта 1988 г. М., 1988. С.13-14.
11 СП СССР. 1987 г. Отд.1. N10. Ст.41.
12 СП СССР. 1987. Отд.1. М1.Ст.43.
13 СП СССР. 1987. Отд.1. N10. Ст.42.
14 СП СССР. 1987. Отд.1. N44. Ст.148.
15 СП СССР. 1987. Отд.1. N11. Ст.44.
оказанию информационно-вычислительных и посреднических услуг в области инфор-матики»16; Постановление Госснаба СССР от 17 февраля 1988 г. №14 «О создании при территориальных органах Госснаба СССР кооперативов по реализации неиспользованной продукции»17).
Нельзя обойти вниманием и Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР И ВЦСПС от 22 декабря 1987 г. № 1457 «Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усиление социальных гарантий для трудящихся»18, в котором была отражена общая целевая установка законодателя на приоритетное развитие кооперации на данном этапе и отмечалась социальная значимость кооперативного движения. В ст.5 этого Постановления говорилось: «Считать одним из важных направлений использования труда высвобождаемых с предприятий работников вовлечение их в кооперативы».
В Постановлении Совета Министров СССР от 14 марта 1988 г. № 326 «О некоторых вопросах кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности» также указывалось на то, чтобы «...принять меры к ускорению создания кооперативов в целях увеличения выпуска продукции, расширения ее ассортимента и т. д. Всемерно содействовать расширению кооперативного движения»19.
На это были направлены также Постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1986 г. № 562 «О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества»20; Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1988 г. №225 «О дополнительных мерах по расширению продажи населению, кооперативам и лицам,
занимающимся индивидуально-трудовой деятельностью, отходов производства, некон-
21
диционных материалов и изделий» ; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 31 марта 1988 г. № 406 «О мерах по ускорению развития жилищной коопера-
22
ции» .
Кроме этого, на данном этапе принимается ряд законодательных актов, регулирующих различные стороны создания и функционирования кооперативов, в частности, в области ценообразования (Письмо Госкомцен СССР от 24 апреля 1987 г. №1017/1096-12 «О порядке оплаты продукции и услуг кооперативами и гражданами, зани-
23
мающимися индивидуально-трудовой деятельностью» ; Письмо Госкомцен СССР от 13 июля 1987 г. №10-17/1875-12 «О порядке расчетов за продукцию, реализуемую коо-
24
перативам и гражданам, занимающимся индивидуально-трудовой деятельностью» ; Письмо Управления вторичных ресурсов Госснаба СССР от 28 декабря 1987 г. №045351 «О ценах на сырье и оборудование, реализуемых кооперативам по заготовке и переработке вторичного сырья»25), в области материально-технического обслуживания кооперативной деятельности (Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля
1988 г. №225 «О дополнительных мерах по расширению продажи населению и коопе-
26
ративам отходов производства, некондиционных материалов и изделий» и утвержденный Постановлением Госснаба СССР от 22 июня 1987 г. «Порядок обеспечения
16 СП СССР. 1988. Отд.81. N14. Ст.37.
17 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1988. N6. Ст. 44-45.
18 Кооперативы в сфере производства и услуг. Сборник нормативных актов. М., 1989. Т.1. С.44.
19 СП СССР. 1988. Отд.1. N15. Ст.41; 1989. Отд.1. N6. Ст.18.
20 СП СССР. 1986. Отд.1. N22. Ст. 122.
21 СП СССР. 1988. Отд. 1. N12. Ст. 31.
22 СП СССР. 1988. Отд. 1. N16. Ст. 43.
23 Бюллетень нормативных актов.1987.Ш.С.11.
24 Кооперативы в сфере производства и услуг. Сборник нормативных актов. Т.2. М., 1989. С.11.
25 Там же. С.13.
26 СП СССР. 1988. Отд.1. N12. Ст.31.
кооперативов по заготовке и переработке вторичного сырья при территориальных органах Госснаба СССР материально-техническими ресурсами»"27.
Своеобразным результатом развития кооперативного законодательства и началом второго этапа (лето-осень 1988 г.) следует считать принятие 26 мая 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР», который, по мнению профессора Т.Е. Абовой, «...стал
первым законодательным актом, сделавшим реальный шаг к разгосударствлению эко-
28
номики и перехода к рынку в период, к нему совсем не готовый» .
«Закон о кооперации в СССР - кодификационный нормативный акт - подчеркивает Н.И. Титова, - вобравший в себя не только принципы, идеи норм уже существующих отраслей права (гражданского, трудового, финансового и т.д.), но и имеющий первичные кооперативные нормы, придающие ему принципиальную юридическую новиз-
29
ну» .
По нашему мнению, принятие прогрессивного, допускающего ряд экономических свобод Закона о кооперации, ускорило становление и раскрытие возможностей кооперативного сектора, перемены же в государственном хозяйстве сильно задерживались. Сразу же сформировались серьезные различия между двумя секторами экономики и, прежде всего, в сфере распределения. В связи с этим и первая реакция законодателя: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1988 г. «О налогообложении личных доходов членов кооперативов», по которому прогрессивное налогообложение
30
личных доходов членов кооперативов достигло 90% .
Третий период в развитии кооперации начался принятием Постановления Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. №1468 «О регулировании отдельных видов дея-
31
тельности кооперативов в соответствии с Законом о кооперации в СССР» .
Однако, принимая такое решение, Правительство вышло далеко за пределы своей компетенции и слишком ограничило возможности кооперативов. Кроме того, было нарушено и немало статей Закона, в частности, об исключительном праве на выбор контрагента по договору (п. 3 ст.17).
В общем, правильная идея о государственном контроле за отдельными видами деятельности кооперативов была реализована не теми средствами.
В настоящее время Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. - факт исторический, поскольку Верховный Совет СССР Законом СССР «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О кооперации в СССР», принятым 6 июля
32
1990 г.» , внес существенные изменения: установление запретов и ограничение на осуществление соответствующих видов деятельности кооперативами было отнесено к ведению Верховного Совета СССР и союзных республик.
Происходящее в стране реформирование важнейших социально-экономических сторон жизни общества требовало изменений в законодательстве. Важнейшими нормативными актами, закрепляющими основы деятельности кооперативной системы в начале 90-х годов, стали: Закон СССР «О собственности в СССР»33, введенный в действие 1 июля 1990 г.; Закон СССР «О предприятиях в СССР»34, введенный в действие с 1 января 1991 г.; Закон РСФСР «О собственности в РСФСР»35, введенный в действие с 1 ян-
27 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1987. N12. С.13-15.
28 Абова Т.Е. Организация и деятельность кооперативов: правовой аспект. М., 1991. С.7.
29 Титова Н.И. Кооперативное законодательство и право //Правовые проблемы развития сельскохозяйственной кооперации в свете решений XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1989. С.32.
30 Кооперация и обновление общества. Владимир, 1990. С.69.
31 СП СССР. 1989. Отд. 1. N4. Ст. 12.
32 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N26. Ст.489.
33 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №11. Ст. 164.
34 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.
35 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 30. Ст. 416.
варя 1991 г.; Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»36, также введенный в действие с 1 января 1991 г.
Закон СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР» установил, что собственность в СССР выступает в форме собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности (п. 1 ст. 4)37. Указанный нормативный акт допускал объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, образование на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан. Более того, законодательными актами союзных и автономных республик могли устанавливаться иные, не предусмотренные законом, формы собственности (п. 3,4 ст. 4). Названный закон отнес собственность кооперативов к коллективной форме собственности, указав, что имущество кооператива образуется за счет денежных и других имущественных взносов его членов, произведенной им продукции, доходов, полученных от их реализации, и иной деятельности, предусмотренной уставом кооператива» (ст. 13).
Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР» установил, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций) (п. 3 ст. 2)38. Таким образом, кооперативная собственность не нашла места среди самостоятельных форм собственности, более того, в законе нет не единого упоминания о ней. Лишь только в ст. 15 устанавливается, что в имуществе, являющемся собственностью кооперативного предприятия, определяются вклады всех его работников. Это объяснялось тем, что законом, принятым уже на следующий день, т.е. законом РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности», кооперативы были исключены из перечня организационно-правовых форм юридических лиц, а в отношении имущества полного товарищества, смешанного (коммандитного) товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) было установлено, что оно принадлежит их участникам на праве общей долевой собственности39. Постановлением Правительства РСФСР от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» им предписано привести свой статус в соответствие с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а за всеми членами колхозов и работниками совхозов, в том числе ушедшими на пенсию, признано право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности; пай может быть предоставлен и работникам социальной сферы на террито-
40
рии хозяйства .
В Конституцию РФ 1978 года 9 декабря 1992 года было внесено дополнение, состоящее в том, что коллективная собственность включает в себя общую совместную и общую долевую собственность (ст. 10). Само по себе отождествление коллективной (корпоративной) и общей собственности допускается в отношении собственности физических лиц, но вот отождествление общей собственности граждан с коллективной (корпоративной) собственностью юридических лиц и на данной основе лишение последних права собственности - это, как отмечают некоторые авторы, нечто не-слыханное41. «Теоретической основой» смешения коллективной (корпоративной) собственности юридических лиц с личной или общей собственностью граждан явилась,
36 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №30. Ст. 418.
37 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
38 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416; 1992. № 34- Ст. 1966.
39 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418; 1992. № 34. Ст. 1966; 1993. № 32. Ст. 1256.
40 СП РФ. 1992. № 1-2. Ст.9. См.: Вестник СГАП. 1997. № 1. С. 140-147.
41 Рыбаков В.А., Тархов ВА. Собственность и право собственности: Монография. Уфа: УЮИ МВД России, 2001. С. 76.
возможно, конструкция «общественно-индивидуального типа собственности»42. Гражданский кодекс РФ исключил данный парадокс, установив, что общей собственности на основной предмет деятельности юридических лиц быть не может, она возникает только в простых товариществах (ст. 1043 ГК).
Конституция РФ 1993 года провозгласила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции).
Гражданский кодекс РФ, кроме краткого воспроизведения в п. 1 ст. 212 процитированного уже пункта Конституции, не содержит слов «частная собственность», употребляя слово «собственность» без прилагательных. В Конституции объединения граждан упоминаются только в частной собственности на землю. Поэтому утверждение авторов учебников, что частная собственность делится на собственность граждан и юри-
43
дических лиц , является их не подтверждаемым пока законом логическим выводом. Конечно, юридические лица могут быть частнособственническими, однако немало юридических лиц, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также на собственности общественных и религиозных организаций44.
Таким образом, основным кодифицированным актом, регулирующим деятельность производственных кооперативов в России, является Гражданский Кодекс РФ, где в ст. 107 дается определение производственного кооператива, а также рассматривается его гражданско-правовая ответственность.
Следующим Федеральным законом, регулирующим деятельность производственных кооперативов в России, является Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (с послед. изм. от 21 марта 2002 г.)45. Статья 1 указанного Закона почти дословно воспроизводит текст ст. 107 ГК РФ.
Закон «О производственных кооперативах» содержит нормы, обусловливающие требования, которым должны удовлетворять производственные кооперативы, правила лицензирования их деятельности, правила обеспечения устойчивости финансового положения, надзор за их деятельностью.
Еще один Федеральный закон, регулирующий деятельность производственных кооперативов в России - это Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с послед. изм. от 11 июня 2003 г.)46. Специфика указанного нормативного акта заключается в том, что он регулирует деятельность сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Единственное, о чем с полной уверенностью можно говорить сейчас, что категория форм собственности остается реалией российского гражданского законодательства, причем перечень, указанный в ст. 212 ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку указывает на возможность существования «иных» форм, к которым мы относим, например, коллективную (корпоративной) кооперативную собственность. Также в настоящее время на законодательном уровне обсуждается вопрос о восстановлении права собственности казачьих общин, учреждения права собственности религиозных органи-
47
заций .
Кроме Гражданского кодекса и указанных Законов, имеется довольно большое число и других федеральных законов, регулирующих деятельность производственных кооперативов.
42 См.: Бондарь Н.С. Указ. соч. С. 92-95
43 См.: Гражданское право. 1996. С. 301.
44 См.: Тархов ВЛ., Рыбаков ВЛ. Указ. соч. С. 44
45 СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321; 2001. №21. Ст.2062; 2002. №12. Ст.1093.
46 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 1999. № 8. Ст. 973; 2002. №12. Ст.1093; 2003. №24. Ст.2248.
47 См.: Колпакова А.В. Формы собственности и их соотношение // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2000.. С. 135-137.
Основополагающим федеральным законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с послед. изм. от 2 июля 2005 г.)48, который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией производственных кооперативов при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Следующим федеральным законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с послед. изм. от 2 июля 2005 г.)49, который в свою очередь регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Федеральный закон от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с послед. изм. от 24 дек. 2002
50
г.) регулирует отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с послед. изм. от 7 марта 2005 г.) 51 направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с послед. изм. от 31 дек. 2005 г.) 52 определяет необходимость проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как обязательное требование ко всем операциям, совершаемым с недвижимостью производственного кооператива. Введение такой системы преследует несколько целей: а) придать предельную открытость (прозрачность) правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах; б) ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом прав на нее) и тем самым максимально защитить права и законные интересы производственного кооператива; в) внести единообразие в процедуру регистрации прав на недвижимость на всей территории России.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с послед. изм. от 24 окт. 2005 г.) 53 устанавливает основания для признания производственного кооператива несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), по-
48 СЗ РФ. 2001. №33. Часть I. Ст.3431; 2003. №26. Ст.2565; №50. Ст.4855; №52. Ст.5037; 2004. №45 Ст.4377; 2005. №27. Ст.2722.
49 СЗ РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст. 3430; 2003. №52. Ст.5037; 2004. №45. Ст.4377; 2005. №13. Ст.1078; №27 Ст.2719.
50 Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2322; 2001. №1 (Ч.1). Ст.2; №53 (Ч.1). Ст.5030; 2002. №50. Ст. 4927 №52 (Ч.1). Ст.5132.
51 Ведомости РФ. 1991. № 16. Ст. 499; 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977 1998. № 19. Ст. 2066; 2000. № 2. Ст. 124; 2001. №1 (Ч.1). Ст.2; 2002. №12. Ст.1093; №41. Ст.3969; 2005 №10. Ст.761.
52 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2001. №11. Ст.997; №16. Ст.1533; 2002. №15. Ст.1377; 2003. №24 Ст.2244; 2004. №30. Ст.3081; №27. Ст.2711;№35. Ст.3607; №45. Ст.4377; 2005. №1. Ст.22,43; 2006. №1 Ст.17.
53 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190; 2004. №35. Ст.367; 2005. №1. Ст.18, 46; №44. Ст.4471.
рядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности производственного кооператива удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-1 (с послед. изм. от 20 июля 2004 г.) 54 регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) производственным кооперативом.
Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. (с послед. изм. от 2 февр. 2006 г.)55 регулируют отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов производственными кооперативами.
Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. (с послед. изм. от 21 июля 2005 г.)56 регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг производственными кооперативами.
Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском уче-те»57(далее - ФЗ о бухучете) определяются права и обязанности руководителя производственного кооператива и его главного бухгалтера в этой области. Закрепляется обязанность производственного кооператива хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Беря за основу комплексный характер законодательства, регулирующего деятельность производственных кооперативов, на наш взгляд, вряд ли допустимо ограничивать его состав лишь федеральными законами. Подзаконные нормативные акты составляют значительную группу источников правового регулирования рассматриваемых отношений. Поэтому в состав кооперативного законодательства также могут входить подзаконные нормативные акты, такие как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты. Перечисленные акты образуют федеральный уровень регулирования кооперативного законодательства. Так, например, Указом Президента РФ от 27 июля 1993 г. № 1139 «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов»58, Постановлением СМ РСФСР от 4 января 1991 г. № 9 «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хо-
59
зяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов» регулируется деятельность производственных кооперативов.
Кроме того, важную роль в регулировании права собственности производственных кооперативов исполняют ведомственные нормативные акты, такие как Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н60 (далее - Положение №34н).
54 Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1995. № 30. Ст. 2866; 2004. №30. Ст.3090.
55 Ведомости РФ. 1992. №42. Ст. 2319; 2001. №1 (Ч.1). Ст.2; №53 (Ч.1). Ст. 5030; 2002. №52 (Ч.1). Ст. 5132; 2003. №6. Ст.505; 2006. №6. Ст.636.
56 СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864; 1998. № 10. Ст. 1143; 2001. №26. Ст.2580; №51. Ст.4827; 2002. №1 (Ч.1). Ст.2; 2004. №34. Ст.3530; №35. Ст.3607; №45. Ст.4377; 2005. №19. Ст.1752; №30. Ст.3124.
57 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 3369; 2003. №27. Ст2700.
58 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 31. Ст. 2928.
59 Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1991. N 7. Ст. 105.
60 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23; 2000. № 7-8; № 32.
Рассмотрев источники правового регулирования деятельности производственных кооперативов, мы пришли к выводу, что социально-экономические преобразования, проводимые в России, способствовали стремительному созреванию частного сектора в экономике. Возрождение производственных кооперативов, существовавших в России со второй половины XVII в., стало жизненно необходимым для народного хозяйства.
В действующем кооперативном законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части формирования органов управления производственных кооперативов. В этой связи представляется важным изучение истории становления кооперативного законодательства как в России, так и за рубежом. Особенность нашей российской действительности состоит в том, что, если в зарубежных странах этот этап развития производственных кооперативов (этап массовых нарушений и злоупотреблений) был пройден лишь один раз, то мы его повторяем дважды (первый - до Октябрьской революции 1917 г., второй - с начала 90-х годов).
По нашему мнению основные проблемы современного кооперативного законодательства России связаны с несоответствием отдельных положений ГК РФ и положений ФЗ «О производственных кооперативах» и «О сельскохозяйственной кооперации», а также с необходимостью обеспечения единства законодательного регулирования и приведения положений ФЗ «О производственных кооперативах» и «О сельскохозяйственной кооперации» в соответствие с положениями других федеральных законов. Учитывая, что производственные кооперативы в коммерческом секторе экономике занимают первостепенное значение, мы считаем, что назрела необходимость постановки и законодательного решения проблемы правового обеспечения коммерческого сектора экономики. Для реализации этого требуется, чтобы законодательство России о производственных кооперативах смогло вобрать в себя все самое ценное, существовавшее в русском дореволюционном законодательстве, нормативных актах первых лет советской власти, правовых актах других стран.