СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Т. С. Серегина*
Садоводческое и садово-огородное товарищества как разновидности потребительского кооператива в СССР
Аннотация. Садоводческие и садово-огороднические товарищества впервые получили законодательное закрепление в отечественной правовой системе в 20-х гг. прошлого века, с момента появления первых садово-огородных кооперативных товариществ на свободных землях вблизи промышленных центров. На практике деятельность садоводческих и садово-огородных товариществ регламентировалась специальным законодательством о садоводстве, огородничестве, кооперации в СССР, конкретизировалась в типовых уставах 1956,1966,1985 гг. и формировалась сообразно ситуации в стране.
По мнению автора, садоводческие и садово-огородные товарищества по законодательству периода СССР не были самостоятельными юридическими лицами, они относились к потребительским кооперативным объединениям и организациям. Каждое кооперативное объединение советского периода формировалось под влиянием единой экономической, политической и идеологической ситуации СССР.
В настоящее время в решении многих правовых вопросов сохранены тенденции советского периода, что обусловливает необходимость введения с 1 января 2019 г. существенных законодательных изменений.
Ключевые слова: садоводство, огородничество, товарищество, потребительский кооператив, Союз Советских Социалистических Республик, Российская Федерация, социальная справедливость, реформирование законодательства.
DOI: 10.17803/1994-1471.2019.101.4.011 -018
© Серегина Т. С., 2019
* Серегина Татьяна Сергеевна, адвокат филиала № 49 некоммерческой организации «Московская областная коллегия адвокатов» Адвокатской палаты Московской области, аспирант Института государства и права Российской академии наук [email protected] 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10
Идея формирования доктрины социализма как справедливого, равноправного и свободного общества была в основе создания одной из ведущих держав мира — СССР, просуществовавшего практически 69 лет.
Стремление к духовным ценностям, а не к материальным, высокая оценка героизма, профессионализма и товарищества — характерные черты советского общества. И одной из основ советской экономической политики, как говорил А. В. Чаянов, являлась именно кооперация2. Так, он отмечал: «Кооперация и государство — это вода и огонь, но если их согласовать, то из воды и огня получится паровая машина, способная сделать огромную полезную работу»3. М. И. Туган-Барановский считал, что «кооперация воспитывает нового человека, гармонично сочетающего в себе умение отстаивать личные интересы с готовностью отказываться от них во имя интереса общего»4.
Основными причинами объединения людей в кооперативы во времена СССР являлись постоянное наличие внешней и внутренней опасности, дефицит материальных средств к существованию. Кооперативы в советское время считались общественными организациями, наряду с профсоюзами и ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи).
Одной из разновидностей кооперативов в Советском Союзе являлись садово-огородные товарищества. Так, в 1929 г. на свободных землях вблизи промышленных центров стали появлять-
Зовите всех с собой, к себе и за собою!
Кооперация невидимо для глаз Единой общею судьбою И общим благом свяжет вас. Из «Гимна кооперации»1
ся садово-огородные кооперативные товарищества5. Они являлись важной формой сплочения пролетариата и объединяли борьбу против эксплуататоров. Как говорил В. И. Ленин, «участие в товариществах позволяло рабочему классу улучшить свое положение»6, поскольку продукция предоставлялась по заниженной цене. Большую роль в рабочих кооперативах имела идейно-политическая работа большевиков. В. И. Ленин требовал от подпольных работников развертывать деятельность, где есть масса. Впоследствии товарищества стали объединять сначала десятки, затем сотни тысяч рабочих.
В результате предоставленного статьей 126 Конституции СССР 1936 г.7 права граждан на объединения в общественные организации, в числе которых прямо указывались кооперативные объединения, профессиональные союзы, стала развиваться сфера коллективного садоводства, предусматривающая удовлетворение потребностей рабочих и служащих в плодовых и ягодных культурах, организацию отдыха членов товарищества и их семей. При предприятиях, учреждениях и организациях РСФСР стали создаваться садоводческие товарищества рабочих и служащих.
Садоводство и огородничество получили «широкое распространение с принятием постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. № 807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» и постановления Совета
Вахитов К. И. Пайщики в потребительском обществе. М., 2000. С. 3. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. Изд. 4-е. М., 1925. С. 3. Вахитов К. И. Пайщики в потребительском обществе. М., 2000. С. 3.
Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации / вступ. сл. и коммент. Г. Н. Сорвиной. Изд. 5-е. М., 2010. С. 94.
Право на их создание официально было закреплено в п. 1 постановления Экономического Совета РСФСР от 13 апреля 1929 г. «О садово-огородных, жилищно-строительных кооперативных товариществах» (Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1929. № 91).
Цит. по: Балдин К. Е. Рабочие потребительские кооперативы в России. 1861 — февраль 1917 г. М., 1990. С. 3.
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.
5
6
7
Министров РСФСР от 16 декабря 1955 г. № 1522 «О дальнейшем развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих»»8. Для урегулирования общественных отношений стали применяться типовые уставы, подробно регламентирующие деятельность садоводческих товариществ как юридических лиц, не являющихся государственными организациями.
Любой устав подразумевал решение основной задачи по развитию коллективного садоводства рабочих и служащих с целью удовлетворения потребностей в плодах и ягодах, организации отдыха членов товарищества и их семей.
Первый типовой устав был принят в 1956 г.9 В нем предусматривалось, что рабочие и служащие нескольких небольших предприятий, учреждений или организаций могли объединяться в одно садоводческое товарищество под руководством соответственно профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций. Каждое такое объединение было подконтрольно исполкому городского, поселкового Совета депутатов трудящихся (далее — исполком), который стремился жестко и централизованно действовать, подобно верховному правлению государством, и был расположен на территории места нахождения земельного участка, предназначенного для использования соответствующим садоводческим товариществом. Осуществлялся повседневный контроль за правильностью использования земельного участка и правомерным возведением на нем строений.
Садоводческое товарищество имело свой текущий счет, печать и штамп, могло заключать договоры в соответствии с предусмотренной уставом деятельностью, оказывало своим членам организационную и агрономическую помощь в освоении отведенного земельного участка, выступало как самостоятельный носитель имущественных прав и обязанностей во внешних (с другими товариществами, кооперативами и т.д.) и внутренних (с его членами) взаимоотношениях, выполняло иные полномочия.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на подробную для того периода регламентацию кооперативных отношений, на практике садоводческие товарищества имели крайне слабые горизонтальные связи, мало контактировали друг с другом, были замкнутыми и изолированными, старались сами себя обеспечивать. Это обусловливало стремление садоводческих товариществ к минимальному собственному потреблению, способствовало неразвитости рыночных отношений.
При этом само кооперативное осуществление деятельности культивировало в советских гражданах стремление к справедливости, взаимопомощи. Порождало негативное отношение к индивидуальному обогащению, рассматриваемому как разрушающее кооперативное единство. И поскольку российский народ преимущественно «земледельческий» и крестьянство составляло всегда главную массу населения, российская потребительская кооперация являлась в большей своей части кооперацией деревенской, в которой сохранялась тенденция объединения всех сил членов потребительского общества для реализации общей цели — освобождение от гнета кулаков и лавочников10. В итоге каждый кооператор стремился образовывать крупные и сильные потребительские общества. И часто любая деревня, чуть ли не квартал, стремились обзавестись своим потребительским обществом.
Все это было связано с тем, что социальную основу кооперативного движения потребителей составляли небогатые покупатели, ведь «кооперация — дочь нужды», «дитя капитализма». Кооперация, в сущности, являлась продуктом рыночной экономики, породившей не только богатых и сверхбогатых буржуа, но и целый слой бедноты, городских и сельских безработных пролетариев, которые «опустились на дно», безрезультативно пребывая в постоянной нужде.
По типовому уставу и из практики советского периода можно увидеть, что в члены садоводче-
Бутовецкий А. И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества как собственники недвижимости (новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 93.
Постановление Совмина РСФСР от 15 октября 1956 г. № 678 «Об утверждении типового Устава садоводческого товарищества рабочих и служащих» // СПС «КонсультантПлюс».
Николаев А. А. Потребительское общество в деревне (его недостатки и борьба с ними). М., 1918. С. 4.
8
9
10
ского товарищества вступали добровольно. Любое использование садоводческих товариществ в качестве наживы и для строительства особняков воспринималось негативно иными членами товарищества, законодательно запрещалось и преследовалось под угрозой наказания.
Однако на практике возникла проблема реализации принципа справедливости в кооперативных товариществах ввиду фактического неравноправия по уставу равноправных пайщиков, особенно в крупных потребительских обществах, объединяющих много тысяч членов, проживающих в десятках населенных пунктов. Пайщики, живущие в сельской местности, вдали от районных центров, испытывали серьезные затруднения при покупке товаров, сдаче продукции своего подворья. В результате в более выгодном положении находились пайщики в районных центрах и крупных селах, нежели пайщики, живущие в небольших и совсем маленьких деревнях. Соответственно, это противоречило ценностной основе кооперации — идее справедливости11.
Пайщики — члены садоводческого и садово-огородного товарищества участвовали в образовании средств потребительского общества путем уплаты взносов и внесения вкладов. В этом выражался специфический кооперативный интерес члена потребительского общества, повышалось заинтересованное отношение к деятельности товарищества и кооператива в целом, усиливалась приверженность к общему делу.
Члены садоводческого товарищества не несли ответственности по его долгам и обязательствам, так же как и товарищество не отвечало по обязательствам своих членов, в том числе и связанным с ведением коллективного садоводства.
Высшим органом управления садоводческого товарищества выступало общее собрание (конференция) его членов. Правление было исполнительным органом, которое функционировало в перерывах между конференциями (общими собраниями), избирало председателя, его заместителя, секретаря, казначея садоводческого товарищества. Общим собранием членов товарищества избиралась ревизионная комиссия, которая во главе с ее председателем прове-
ряла финансовую и хозяйственную деятельность садоводческого товарищества.
В хозяйственной деятельности товариществ как важнейшей составляющей системы советской потребительской кооперации большая роль отводилась договорным отношениям. Количество товаров формировалось в плановом порядке — в соответствии с планами распределения. Ассортимент указывался в договоре или прилагаемой к нему спецификации. Качество товаров должно было соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или образцам. Посредством договоров в товариществах организовывали хозяйственные связи по поставке товаров, закупке и продаже товаров, комиссионной торговле и строительству.
Во времена Второй мировой войны около половины жителей СССР стали заниматься огородничеством для поддержания здоровья и работоспособности, фактически реализуя лозунг: «В единении — сила»12.
Внутренняя деятельность каждого товарищества базировалась на уставе, который обязано было иметь любое садоводческое товарищество. Он включал в себя положения о правах, обязанностях и ответственности членов садоводческого кооператива и иные правила. Устав представлялся на регистрацию в исполком городского или поселкового Совета депутатов трудящихся, на территории которого был отведен земельный участок под сад.
Имущество садоводческого товарищества в силу ст. 5 и 7 Конституции СССР 1936 г. являлось кооперативно-колхозной социалистической собственностью, которую строго защищал советский закон. Все права на него принадлежали не всему народу в целом, а отдельным собственникам — кооперативным объединениям и колхозам. Но единого фонда кооперативы не имели, поскольку не было единого собственника кооперативно-колхозного имущества. Была система кооперативов второго и третьего уровней, которые не являлись собственниками имущества кооперативов первого уровня, но кооперативы нижестоящего уровня передавали паевые взносы в кооперативы вышестоящего уровня.
11 Вахитов К. И. Пайщики в потребительском обществе. М., 2000. С. 35.
12 Николаев А. А. Указ. соч. С. 8.
По своим собственным обязательствам садоводческое товарищество самостоятельно отвечало всем принадлежащим ему имуществом. В отдельных случаях по постановлению общего собрания или по решению исполкома в силу противоречия деятельности садоводческого товарищества его уставной цели или интересам государства такое товарищество могло быть ликвидировано.
В дальнейшем типовые уставы 1966, 1985 и 1988 гг. садоводческого товарищества лишь актуализировали первый сообразно ситуации в стране. Так, например, в 1988 г. допускалась реорганизация садоводческого товарищества, производимая в виде слияния, присоединения, разделения13.
В рассматриваемый период широко применялся один из основных методов осуществления государственного руководства строительства коммунизма — социалистическая законность14, который был направлен на то, чтобы советские граждане, все государственные органы, общественные и кооперативные организации, должностные лица безусловно и точно исполняли все правовые нормы советского государства, содержащиеся в постановлениях, инструкциях, уставах, положениях и т.д.
Дефицит товаров первой необходимости в 1960—1985 гг. в связи с возросшим спросом платежеспособного населения и несоответствием имевшейся товарной массы привел к снижению заинтересованности в производительном труде, возникло социальное иждивенчество, безразличие к жизни и пассивность советских граждан. Все меньше лиц стремились объединяться в кооперативы.
К началу 80-х гг. XX в. советская экономика исчерпала практически все возможности экстенсивных факторов производства, а переход
на интенсивные сдерживался жестко централизованной системой управления.
Следует отметить, что «по расчетам ученых Общероссийской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО), доля интенсивных факторов экономического роста, которая в 1971—1975 гг. составляла 42 % прироста национального дохода, в 1976—1980 гг. снизилась до 22 %, в 1981— 1985 гг. — до 14 %, а в 1986—1990 гг. — до 4 %»15.
В результате потребовалось содействие развитию колхозно-кооперативной собственности и официальное ее сближение с государственной. Это произошло с момента принятия Конституции СССР в 1977 г.16
И в 1988 г. было законодательно определено, что садоводческие и садово-огородные товарищества являются составной частью системы потребительской кооперации СССР. На принципе кооперативного советского общенародного права стала формироваться и судебная практика по разрешению споров, связанных с садоводческими и садово-огородными товариществами в 1990 г.17
Данные обстоятельства доказывают тот факт, что самостоятельными юридическими лицами садоводческие и садово-огородные товарищества в СССР так и не были, они относились к потребительским кооперативным объединениям и организациям.
Существование кооперативов было невозможно без идеологических ценностных установок (о справедливости, взаимопомощи, честности, об открытости и о солидарности), которые имели моральный характер и выражались в принципах (основополагающих началах) кооперации. Такие принципы устанавливались на международной арене Международным кооперативным альянсом и внутри государства (в Законе СССР «О кооперации в СССР», Конституции РФ и т.д.).
13 Постановление Совмина РСФСР от 31 марта 1988 г. № 112 «Об утверждении Типового устава садоводческого товарищества» // СП РСФСР. 1988. № 10. Ст. 45.
14 Прытков А. М. Что надо знать председателю правления потребительского общества по правовым вопросам. М., 1972. С. 3.
15 Козлов М. И. Социальная справедливость в контексте русской традиции. Архангельск : КИРА, 2010. С. 127.
16 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята ВС СССР 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
17 См.: Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) «О кооперации в СССР». Ст. 52 // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
Однако необоснованного ожидания тотального превосходства социалистической экономики так и не произошло, что привело к такому же необоснованному разочарованию в социалистическом способе производства.
Действующий Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»18 (далее — Федеральный закон № 66-ФЗ) несовершенен, в нем имеются существенные коллизии и проблемы несоответствия современным реалиям. В Концепции развития гражданского законодательства19 Федеральный закон № 66-ФЗ охарактеризован как имеющий низкий юридико-технический уровень и неэффективный в своем практическом применении.
К примеру, до внесения поправок в Федеральный закон № 66-ФЗ в 2013 г., его статья 49 предусматривала возможность привлечения должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, виновных в неисполнении либо ненадлежащем исполнении возложенных на них законодательством обязанностей в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора, строгого выговора, увольнения в порядке, установленном Кодексом законов о труде Российской Федерации. Однако Кодекс законов о труде РФ, утвержденный Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г., утратил силу 1 февраля 2002 г. в связи с вступлением в силу Трудового кодекса Российской Федерации.
1 января 2019 г. вступает в силу новый федеральный закон, регулирующий деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для
собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»20.
Анализируя действующее российское законодательство в сравнении с советским периодом, можно сделать вывод, что современные садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества утратили свою стратегическую составляющую. В советский период товарищества были нацелены в первую очередь на удовлетворение нематериальных потребностей: организацию досуга и отдыха граждан, укрепление здоровья, воспитание подрастающего поколения, преследовали в конечном итоге цель — прокормить свои семьи. В настоящее время товарищества ориентированы прежде всего на решение практических, материальных вопросов, связанных с управлением общим имуществом, землей, содержанием и благоустройством соответствующей территории в надлежащем состоянии.
Подводя итог вышеизложенному, считаем, что каждая кооперативная организация советского периода формировалась под влиянием единой экономической, политической и идеологической ситуации СССР. Садоводческие и садово-огородные товарищества не обладали статусом самостоятельных юридическим лиц. Сохраняя свои полномочия, они являлись разновидностью потребительских кооперативов. Правовое регулирование и осуществление деятельности садоводческих и садово-огородных товариществ происходило в строгом соответствии с целями, задачами и принципами социальной справедливости советского, централизованного государства.
В настоящее время в решении многих правовых вопросов сохранены тенденции советского периода, что обусловливает необходимость введения с 1 января 2019 г. существенных законодательных изменений.
18 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
19 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.
20 Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4766.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Балдин К. Е. Рабочие потребительские кооперативы в России. 1861 — февраль 1917 г. — М., 1990. — 323 с.
2. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Ученые труды: Понятие, виды, государственные юридические лица. — Вып. 12. — М., 1947. — 364 с.
3. Бутовецкий А. И. Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан : монография. — М., 2014. — 176 с.
4. Бутовецкий А. И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества как собственники недвижимости (новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации) // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — № 4. — С. 90—100.
5. Бутовецкий А. И., Ковалева Е. Л. Комментарий к новому закону «О ведении гражданами садоводства и огородничества». — М., 2018. — 256 с.
6. Вахитов К. И. Пайщики в потребительском обществе. — М., 2000. — 96 с.
7. Николаев А. А. Потребительское общество в деревне (его недостатки и борьба с ними). — М., 1918. — 16 с.
8. Прытков А. М. Что надо знать председателю правления потребительского общества по правовым вопросам. — М., 1972.
9. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации / вступ. сл. и коммент. Г. Н. Сорвиной. — Изд. 5-е. — М., 2010. — 496 с.
10. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. — Изд. 4-е. — М., 1925. — 78 с.
Материал поступил в редакцию 7 августа 2018 г.
HORTICULTURAL AND HORTICULTURAL-GARDENING ASSOCIATIONS AS A KIND OF A CONSUMER COOPERATIVE IN THE USSR
SEREGINA Tatyana Sergeevna, Advocate of the 49th branch of the non-profit organization «Moscow Regional Bar Association» of the Bar of the Moscow Region, Postgraduate Student of the Institute of the State and Law of the Russian Academy of Sciences [email protected] 119019, Russia, Moscow, ul. Znamenka, d. 10
Abstract. For the first time, horticultural and horticultural-gardening associations received their legislative consolidation in the domestic legal system in the 20s of the last century, since the first horticultural cooperative societies emerged on unoccupied lands near industrial centers. In practice, activities of horticultural and horticultural-gardening associations were regulated by special laws on horticulture, gardening, cooperation in the USSR that were further specified in the model statutes of 1956,1966, 1985, and their formation was carried out in compliance with the situation in the country.
In the author's view, horticultural and horticultural-gardening associations under the legislation of the Soviet period were not independent legal entities, they were referred to the consumer cooperative associations and organizations. Each cooperative association of the Soviet period was formed under the influence of a uniform economic, political and ideological situation existing in the USSR.
At present, the resolution of many legal issues still depends on the approaches applied during the Soviet period, which necessitates the introduction of significant legislative changes from January 1, 2019.
Keywords: horticulture, gardening, partnership, consumer cooperative, Union of Soviet Socialist Republics, Russian Federation, social justice, law reform.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Baldin K. E. Rabochie potrebitel'skie kooperativy v Rossii. 1861 — fevral' 1917 g. — M., 1990. — 323 s.
2. Bratus' S. N. Yuridicheskie lica v sovetskom grazhdanskom prave. Uchenye trudy: Ponyatie, vidy, gosudarstvennye yuridicheskie lica. — Vyp. 12. — M., 1947. — 364 s.
3. Butoveckij A. I. Pravovoe polozhenie sadovodcheskih, ogorodnicheskih i dachnyh nekommercheskih ob»edinenij grazhdan : monografiya. — M., 2014. — 176 s.
4. Butoveckij A. I. Sadovodcheskie, ogorodnicheskie i dachnye nekommercheskie tovarishchestva kak sobstvenniki nedvizhimosti (novelly Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii) // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. — 2014. — № 4. — S. 90—100.
5. Butoveckij A. I., Kovaleva E. L. Kommentarij k novomu zakonu «O vedenii grazhdanami sadovodstva i ogorodnichestva». — M., 2018. — 256 s.
6. Vahitov K. I. Pajshchiki v potrebitel'skom obshchestve. — M., 2000. — 96 s.
7. Nikolaev A. A. Potrebitel'skoe obshchestvo v derevne (ego nedostatki i bor'ba s nimi). — M., 1918. — 16 s.
8. Prytkov A. M. Chto nado znat' predsedatelyu pravleniya potrebitel'skogo obshchestva po pravovym voprosam. — M., 1972.
9. Tugan-Baranovskij M. I. Social'nye osnovy kooperacii / vstup. sl. i komment. G. N. Sorvinoj. — Izd. 5-e. — M., 2010. — 496 s.
10. Chayanov A. V. Kratkij kurs kooperacii. — Izd. 4-e. — M., 1925. — 78 s.