УДК 334.732.2:332.21:634/365(47+57)
Н. М. Космачёва
Вопросы применения механизмов финансирования кредитной кооперации для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан
В статье рассматриваются сущность, роль и функции садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, выявлены общие черты кредитных кооперативов и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, предложен механизм финансирования указанных объединений.
In the article the essence, the role and functions of gardening, track farming and out-of-town non-profit-making associations are considered, common features of the credit co-operative societies and gardening, track farming and out-of-town nonprofit-making associations are revealed, the mechanism of financing the specified associations is brought forward.
Ключевые слова: кооперативы, кредитные кооперативы, механизмы финансирования, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения.
Key words: co-operative societies, the credit co-operative societies, mechanisms of financing, gardening, track farming and out-of-town non-profit-making associations.
В настоящее время в Российской Федерации садоводством, огородничеством и дачным хозяйством занимаются более 21 млн семей, что составляет больше половины от всего населения страны. Российское садоводство и огородничество - явление уникальное. Оно развивается и набирает силу. В мировой практике нет ничего подобного по степени популярности и массовости, по значению в обеспечении населения овощами, фруктами и ягодами.
Наиболее популярным и массовым видом деятельности является коллективное садоводство. Оно предполагает наличие земельного «садового участка», находящегося в пределах двухчасовой доступности от основного места проживания, на котором выращиваются овощи, фрукты, цветы и создаются условия для временного проживания. Такие участки, средней площадью около 0,1 га (от 400
до 1200 кв. м), группируются в составе компактного ареала - «коллективного сада», насчитывающего от нескольких десятков до нескольких сотен (иногда тысяч) участков. Владельцы или пользователи участков, входящих в один коллективный сад, объединены в «садоводческое товарищество» или в «садоводческое некоммерческое объединение граждан». Коллективные сады, в ряде случаев примыкая друг к другу, занимают обширные территории и имеют многочисленное сезонное население. Основные функции, которые выполняются рассматриваемыми объединениями:
1. Исторически преобладающей функцией коллективного садоводства была продовольственная. Горожане использовали собственный труд в свободное от основной работы время, чтобы произвести картофель, овощи и фрукты для семейного потребления и частично на продажу. Причем объемы этого сельскохозяйственного производства были и остаются весьма существенными и значимыми как для каждой отдельной семьи, так и в целом для экономики страны. В конце 1980-х гг. в коллективных садах производилась большая часть картофеля, овощей, плодов и ягод. В 1990-е гг. производство в совхозах сокращалось, а в коллективных садах в связи с ростом их количества росло, так что теперь удельный вес этого сектора увеличился не менее чем вдвое. Надо отметить, что на своих участках горожане выращивают малотранспортабельную продукцию (плоды и ягоды), значительную часть которой потребляют в свежем виде. Эта потребность практически не может быть удовлетворена иным образом.
2. В настоящее время существенным мотивом для занятий садоводством становится не продовольственный, а рекреационный. Садоводы рассматривают свою работу на участке как рекреационно-оздоровительную, как возможность сменить обстановку, отвлечься от будничных забот, побыть ближе к природе, покопаться в земле, не особенно задумываясь об урожае. Поэтому все больше садоводов отказываются от овощных культур, отдавая предпочтение декоративным, экзотическим, витаминным продуктам. Для огромного количества горожан в начале восьмидесятых садовый участок стал средоточием всех интересов, создав новые стимулы к активности. Горожане проводили и проводят на участках свои отпуска и выходные дни, отправляют на летний сезон малолетних детей под присмотром бабушек или неработающих матерей.
3. Все большее значение садоводства приобретают и для реализации третьей функции - жилищной. В советское время горожане проживали в садоводствах в основном в летний период. Это было связано с ограничениями, которые накладывались на строительство
жилых строений. Небольшие участки были расположены вплотную друг к другу, что обусловливало скученность, невозможность уединения. Такая планировочная структура предопределена централизованными решениями, задавшими ориентацию прежде всего на продовольственную функцию коллективного садоводства. Наличие на участке дома не считалось необходимым, и действовали строгие ограничения на размер дома: не более 25 кв. м, плюс 10 кв. м неотапливаемая веранда и 15 кв. м мансарда. Запрещалось строить на участке баню, гараж.
Снятие ограничений в конце 1980-х гг. на параметры садового дома, рост обеспеченности автомобилями делают реальным и круглогодичное использование садовых домов, перевод их из вторичного в первичное жилище. Садоводческие массивы, состоящие из 2030 тыс. участков уже сейчас в летний период превращаются в поселения с числом жителей почти 100 тыс. человек.
Таким образом, садоводства все больше приобретают не только экономическую роль, но и социальную.
Проблемы развития рассматриваемых форм объединения граждан носят комплексный характер, включая законодательное регулирование их деятельности, материально-техническое, экономическое и социальное обеспечение. Они тесно связаны друг с другом и не позволяют в полной мере реализовать функции, отмеченные выше, особенно вторую и третью, т. е. социальные.
Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ предусмотрено три организационно-правовые формы садоводческих, огороднических или дачных объединений граждан:
1) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество;
2) садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив;
3) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство.
Различие между указанными формами заключается в способе формирования имущества общего пользования, в праве собственности на него, в различных вариантах ответственности членов объединения и самого объединения, как юридического лица, по обязательствам друг друга. Кроме этого, уже сегодня имеются и другие отличия, а в будущем могут возникнуть новые, особенно в части налогообложения.
В настоящее время в Государственной Думе проходят чтения о поправках в данный закон. Очевидно, что будут внесены изменения в определения понятий садового, огородного и дачного земельных участков. Дачными участками предложено признать только те участки, которые находятся в границах населенных пунктов, поэтому только там можно будет построить жилой дом и зарегистрироваться в нем.
Садоводы считают необходимым, чтобы, наоборот, садоводства получили статус населенных пунктов. Если законодатели пойдут по этому пути, то потребуются значительные затраты от государства для обустройства инфраструктуры новых населенных пунктов, поскольку нужно будет создавать определенный социальный минимум, а председатель садоводства получит права муниципальной власти.
Таблица
Основные источники средств различных форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Вид взносов Организационно-правовая форма
Некоммерческое товарищество Потребительский кооператив Некоммерческое партнерство
1. Вступительные + + +
2. Членские + + +
3. Целевые + - +
4. Паевые - + -
5. Дополнительные - + -
"+" - означает, что такой вид взносов возможен.
"-" - такой вид взносов отсутствует.
На данном этапе для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений государственное финансирование, а также льготы в налогообложении, тарифах, как правило, не предусматриваются. Поэтому одним из основных препятствий на пути их развития и реализации в полной мере экономических и социальных функций является отсутствие достаточных финансовых средств.
Взносы членов рассматриваемых объединений не покрывают необходимых затрат на поддержание на должном уровне инфраструктуры. По имеющимся расчетам садоводы и огородники вынуж-
10
дены тратить на содержание своего хозяйства до половины заработка или пенсии. Необходимо учитывать, что существенную часть садоводов и огородников составляют пенсионеры.
Таким образом, возникает необходимость в поиске иных способов мобилизации финансовых ресурсов. Весьма перспективным способом является использование опыта кредитной кооперации.
Как известно, кредитная кооперация представляет собой форму добровольного объединения финансовых ресурсов физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу (кредитный потребительский кооператив); сельскохозяйственными производителями, в первую очередь фермерами, мелкими предпринимателями и другими лицами (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы - СПКК) в целях удовлетворения финансовых потребностей членов посредством осуществления сбережений и предоставления займов.
Для кредитных потребительских кооперативов характерны следующие основные признаки, отличающие их одновременно от банков и других кредитных организаций:
• Некоммерческий характер деятельности и неадекватность прибыли как показателя уровня доходности и степени эффективности деятельности. Основная цель деятельности кредитного кооператива - предоставление как можно более дешевых финансовых услуг (в первую очередь - займов) своим членам для развития их хозяйственной деятельности и повышения материального благосостояния.
• Независимо от доли в паевом фонде один член кредитного кооператива имеет один голос, в то время как управление кредитными организациями осуществляется ограниченным кругом лиц, причем при неравномерном распределении голосов.
• В кредитном кооперативе привлечение средств осуществляется на основе договора о передаче личных сбережений в пользование кооператива. Средства предоставляются членам кредитного кооператива на основании договора займа (ст. 807 ГК РФ), в то время как в банке - на основе кредитного договора (ст. 819 ГК РФ).
• В кредитных кооперативах для обеспечения финансовой надежности существует институт покрытия образовавшихся убытков кооператива посредством дополнительных взносов и субсидиарной ответственности членов кооператива по его обязательствам (п. 4 ст. 116 ГК РФ, п. 2 ст. 37 закона «О сельскохозяйственной кооперации» и п. 3 ст. 13 закона «О кредитной кооперации»). Для обеспечения финансовой надежности кредитной организации она обязана
создавать резервы (фонды) (ст. 24 и 25 закона «О банках и банковской деятельности»).
• Участники кредитных потребительских кооперативов, в которые привлекаются финансовые средства пайщиков, размещаемые среди ограниченного круга членов кооператива, подвергаются минимальному экономическому риску. Степень риска вкладчиков кредитной организации значительно выше. Причем чем больше операций проводит кредитная организация (коммерческий банк), тем выше степень риска. Например, участие в игре на рынке ценных бумаг, валютном рынке, во внешнеторговых операциях является одновременно как высокодоходным, так и высокорискованным бизнесом.
Исходя из сказанного, можно увидеть общие черты кредитных кооперативов и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, что обусловлено, в первую очередь, кооперативным характером собственности.
При этом особо следует обратить внимание на близость кредитных кооперативов садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативам, т. е. второй из отмеченных выше форм по осуществляемым взносам, что создает некоторую общность формируемых средств.
Однако круг решаемых задач у этих кооперативных форм различен. Для садоводческих, огороднических и дачных кооперативов большое значение имела бы возможность создания, как и в кредитных кооперативах, фонда финансовой взаимопомощи (ФФВП), который позволил бы им осуществлять взаимное кредитование членов. Кроме того, можно было бы осуществлять и сбережение, т. е. начисление процентов на дополнительные взносы членов кооператива, что заинтересовывало бы его членов не только в паевых взносах, но и в увеличении своего денежного вклада и вело бы к расширению ФФВП.
Характерно, что Закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (ст. 11) предусматривает, что садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования (ФВК) и иные фонды в порядке, установленном ГК РФ. В статье 11 указано, что фонды взаимного кредитования создаются в целях предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков. Кредиты выдаются только учредителям фонда взаимного кредитования. Здесь, правда,
имеется терминологическая неточность, поскольку речь должна идти о займах, а не о кредитах (последние предоставляются банками).
По экономической сути ФВК аналогичны ФФВП кредитных кооперативам.
В соответствии с Законом Устав фонда взаимного кредитования помимо сведений, указанных в ст. 52, 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен содержать:
•сведения о сумме взноса учредителя;
•сведения об объектах кредитования;
•порядок очередности предоставления кредита;
•правила ведения кассовых операций;
•перечень должностных лиц, уполномоченных вести кассовые операции;
•порядок контроля за соблюдением кассовой дисциплины и ответственность за ее нарушение;
•порядок ревизии фонда взаимного кредитования;
•сведения о банках, в которых хранятся наличные деньги фонда взаимного кредитования.
Целесообразно не только создавать ФВК (ФФВП), но и распространить на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения другие элементы механизма функционирования кредитных кооперативов, которые определены Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» (для СКПК) и Законом РФ «О кредитной кооперации».
При этом следует отметить, что сочетание двух форм кооперации на базе одного объединения не является чем-то необычным. В России в некоторых областях имеются кооперативы, членами которых являются одни и те же лица, но состоящие из двух «относительно» независимых подразделений (в частности, в Вологодской области есть кооперативы, совмещающие СКПК и снабженческо-сбытовые кооперативы). Для Германии такие кооперативы являются весьма распространенными (кооперативы Райффайзена).
Главная идея такого совмещения заключается в том, что кредитный кооператив обеспечивает функционирование финансового механизма, позволяющего обеспечить получение членами кооператива займов, накопление финансовых ресурсов для осуществления основной деятельности в другой части единого кооператива. Виды финансовой деятельности кредитных кооперативов по закону ограничены. Помимо сбережений и займов такие кооперативы имеют право осуществлять вложения в государственные и муниципальные ценные бумаги, а также банковские депозиты за счет свободной
части ФФВП. Но это также является дополнительным источником финансовых средств для кредитного кооператива.
Кредитные кооперативы обладают следующим рядом преимуществ перед кредитными организациями при предоставлении займов:
• заемщики - члены кооператива могут брать займы под меньшие процентные ставки, а его вкладчики могут получить больший процент на свои сбережения, чем в коммерческом банке;
• кооператив находится в непосредственной близости от места жительства и хозяйственной деятельности своих членов (коммерческий банк может быть удален на значительное расстояние от клиентов - жителей сельской местности) и выдает займы на основе более простых и понятных процедур, чем процедуры выдачи займов, применяемые в кредитной организации;
• члены кредитного кооператива объединены общими кооперативными интересами и совместной кооперативной собственностью, имеют равные права. Коммерческий банк, инвестиционная компания или другая коммерческая кредитная организация объединяет, прежде всего, капиталы;
• члены кооператива, как правило, знают друг друга, займы предоставляют только друг другу и зачастую под обеспечение обяза-
П ^ V
тельств заемщика. В отличие от кредитных организаций, строгий надзор за которыми осуществляет Центральный банк Российской Федерации, деятельность кредитного кооператива контролируется прежде всего его членами. Механизм кооперативной демократии позволяет членам кооператива, каждый из которых имеет один голос, контролировать использование внесенных ими в кооператив средств благодаря выборности представителей органов управления кооператива и их подотчетности его членам;
• в кредитном кооперативе финансовые ресурсы вовлекаются в хозяйственный оборот быстрее, чем в кредитной организации;
• оборот финансовых средств кредитного потребительского кооператива осуществляется в регионе его расположения, средства коммерческого банка могут «перетекать» по команде его менеджеров в головной офис банка или другой регион.
Следует также отметить, что кредитные кооперативы создают объединения (кредитные кооперативы второго уровня), финансовые возможности которых шире, чем у кооперативов первого уровня. В перспективе возможно создание центрального банка кооперативного кредита, который получит выход на финансовые рынки, возможность осуществлять различные банковские операции.
Кредитные кооперативы имеют более широкие возможности для привлечения средств коммерческих банков на кредитной основе, чем другие кооперативы. Правда, до последнего времени банки опасались предоставлять кредиты кооперативам по следующим основным причинам:
1. Нестабильность собственной ресурсной и капитальной базы кредитных кооперативов с объемной и временной точек зрения.
2. Недостаточный уровень и масштабы реального резервирования риска (кредитные кооперативы обязаны создавать в обязательном порядке только резервы по непредвиденным расходам).
3. Недостаточный уровень обеспечения исполнения обязательств при внешних заимствованиях.
4. Ограниченные возможности накопления денежных средств внутри кооператива.
Использование механизмов финансирования кредитной кооперации позволит садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан существенно увеличить источники и объемы денежных ресурсов для выполнения своих функций. Несомненно, все это должно подкрепляться комплексом мер по развитию государственной поддержки данных объединений, совершенствованию законодательной базы, оптимизации налогообложения, в первую очередь земельного налога, кадастровой оценки земли и др.