Научная статья на тему 'Становление и развитие творческого потенциала человека в онтогенезе'

Становление и развитие творческого потенциала человека в онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
689
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / МЕХАНИЗМЫ ИЗМЕНЕНИЙ / РИТМИКА / КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ / УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / STAGES OF THE PATH OF LIFE / HUMAN CREATIVITY / AGE GROUPS / MECHANISMS OF CHANGE / RHYTHM / CRISIS CONDITIONS / LEVELS OF MENTAL DEVELOPMENT / CREATIVE RESERVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасов Андрей Сергеевич

Рассматриваются особенности возрастных групп в связи со становлением и развитием творческого потенциала человека. Даётся характеристика каждого этапа развития человека, начиная от формирования индивидуальности и творческих способностей. Утверждается, что на всех жизненных этапах человека существуют реальные качественные различия с точки зрения формирования человеческой индивидуальности и творческих образований. Особое внимание уделяется анализу особенностей возрастных кризисов. На основе анализа особенностей возрастных изменений доказывается, что существует связь между творческим потенциалом человека и этапами жизненного пути человека, на каждом из которых по-разному проявляются его потенциальные творческие резервы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of human creative potential in ontogeny

The features of age groups are in connection with the formation and development of the creative potential of a person are considered. The characteristic of each stage of human development is given, starting from the formation of individuality and creative abilities. It is argued that at all stages of human life there are real qualitative differences in terms of the formation of human personality and creative formations. Particular attention is paid to the analysis of the characteristics of age crises. Based on the analysis of the features of age-related changes, it is proved that there is a connection between the creative potential of a person and the stages of a person’s life path, on each of which his potential creative reserves manifest in different ways.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие творческого потенциала человека в онтогенезе»

УДК 130.12:130.123.3+304.5

DOI: 10.24151/2409-1073-2019-4-88-93

Становление и развитие творческого потенциала человека в онтогенезе Formation and development of human creative potential in ontogeny

А. С. Некрасов A.S. Nekrasov

Российский университет транспорта (МИИТ) Russian University of Transport (MIIT) andrnek@mail.ru

Рассматриваются особенности возрастных групп в связи со становлением и развитием творческого потенциала человека. Даётся характеристика каждого этапа развития человека, начиная от формирования индивидуальности и творческих способностей. Утверждается, что на всех жизненных этапах человека существуют реальные качественные различия с точки зрения формирования человеческой индивидуальности и творческих образований. Особое внимание уделяется анализу особенностей возрастных кризисов. На основе анализа особенностей возрастных изменений доказывается, что существует связь между творческим потенциалом человека и этапами жизненного пути человека, на каждом из которых по-разному проявляются его потенциальные творческие резервы.

Ключевые слова: этапы жизненного пути, творческий потенциал человека, возрастные группы, механизмы изменений, ритмика, кризисные состояния, уровни психического развития, творческие резервы.

The features of age groups are in connection with the formation and development of the creative potential of a person are considered. The characteristic of each stage of human development is given, starting from the formation of individuality and creative abilities. It is argued that at all stages of human life there are real qualitative differences in terms of the formation of human personality and creative formations. Particular attention is paid to the analysis of the characteristics of age crises. Based on the analysis of the features of age-related changes, it is proved that there is a connection between the creative potential of a person and the stages of a person's life path, on each of which his potential creative reserves manifest in different ways.

Key words: stages of the path of life, human creativity, age groups, mechanisms of change, rhythm, crisis conditions, levels of mental development, creative reserves.

Реальное творчество осуществляется людьми в определённом времени и пространстве, то есть в пределах жизнедеятельности человека — от рождения до смерти. Поэтому творческий его потенциал должен подчиняться и соотноситься с основными этапами жизненного пути субъекта творчества.

© Некрасов А. С.

На основе принятой в мире классификации возрастных групп, к молодежи относятся люди в возрасте до 44 лет, к людям среднего возраста — от 44 до 59, к стареющим — от 59 до 74, к «молодым» долгожителям — от 74 до 89, к «старым» долгожителям — более 90 лет.

Относительно периода детства

разногласий среди исследователей нет. Это период от рождения до 17-18 лет, он ограничен временем завершения образования и более или менее осознанным и самостоятельным выбором дальнейшего жизненного пути. Детство хронологически делится на раннее (до трех лет), период игры (3—6 лет), младший школьный возраст (6—11 лет) и старший школьный возраст (14—17 лет). На всех этих этапах существует качественные различия между ними с точки зрения формирование человеческой индивидуальности и, в частности, творческого образования.

Детство и молодость разделяют и объединяют одновременно две фазы — подростковая (отрочество) и юность; первая тяготеет к детству, вторая — к молодости (одни авторы считают завершение молодости к 30 годам, другие — к 44 годам). В возрасте «зрелости» (или «среднего возраста» — от 44 до 55 лет) индивид полностью раскрывает и развивает свои физические, психические, социальные и духовные силы. Окончание этого периода жизни (60—70 лет) связывают с завершением продуктивного отрезка жизненного пути. Однако количество лет жизни не отражает реальное состояние человеческого организма не всегда тождественно его творческим потенциям (наличие или отсутствие жизненной энергии для продолжения творческой деятельности). Таким образом, показатели биологического и социального возраста могут соответствовать хронологическому возрасту, но также могут отстаивать или опережать его.

Гиппократ впервые высказал предложение о существовании климатических лет, кратных 7, 14, 21...70. В эти годы происходит коренное переустройство организма человека. Другие авторы таким циклом считают 9 лет (9, 18.72), который считается критическим для жизни человека. Хотя эти выводы не в полной мере подтверждает статистика, современная медицина их не отрицает. Эти идеи дали толчок для развития учения о биологических и социальных возрастных кризисах в жизни человека (в переводе с греческого слово «кризис» означает

поворотный пункт). В психологии кризисы рассматривают как водораздел между стабильными возрастными фазами развития человека и одновременно как механизм изменений, связанный с переходом на новый уровень психического развития. Считается, что эти фазы неизбежны и являются необходимыми формами развития психической жизни (переломные моменты перестройки организма человека) [1]. Так, Э. Эриксон отмечал, что кризисные состояния являются закономерными результатами развития ребенка в окружающей среде, связанными с повышением уязвимости, плохой приспособляемостью [2, с. 105]. Сегодня большинство исследователей насчитывают 6—9 кризисных состояний человека в течение жизни — рождение, 3, 7, 14, 20, 30, 40, 50, 60, лет [3; 4; 2]. Кризис 60—69 лет — это кризис, который связан с переходом человека от активной трудовой деятельности к «заслуженному отдыху». Есть и другие точки зрения. К примеру, в книге Н. Я. Пэрна «Ритмы жизнь и творчество» [5] отмечается восемь таких «узловых точек», связанных с проявлениями творчества [5, с. 121—127].

Анализа научной литературы и социологических исследований позволяет утверждать, что существует связь между творческим потенциалом человека и этапами его жизненного пути. При этом на каждом этапе жизни у человека по-разному проявляются его потенциальные творческие резервы. Период детства — это время, когда врожденные наклонности и задатки ребенка могут стать его полноценным творческим потенциалом или же остаться недоразвитыми. На этом этапе происходит освоение ребенком механизма активно-деятельного отношения к себе и окружающему миру. Сегодня достаточно обосновано мнение, что развитие ребенка начинается еще до его рождения через перинатальную общность плода с матерью [6], а интеллектуальная и психологическая жизнь плода начинается с шести месяцев беременности женщины.

В возрасте от рождения до 6—7 лет происходит становление индивидуальности путем аффективно-личностных связей

с миром. В это время зарождается самосознание. Ребенок, играя, учится манипулировать вещами. С игры начинается обладание знаниями. Особенно важно в этом отношении считается период раннего детства. Существует даже мнение, что до трех лет жизни развиваются все главные проявления человеческой индивидуальности, а в дальнейшем происходит только их шлифовка (ил развитие, или угасание, или подавление их социальной средой [7].

В свете анализа становления творческого потенциала человека как многоуровневого феномена можно утверждать, что в детском возрасте нельзя говорить о какой-либо устойчивости и определенности по отношению к его составляющим, к эссенциаль-ной основе творческого потенциала. Виртуальные глубины человеческого духа (или способности к трансцендированию за его границы) в это время начинают только зарождаться (отдельные его элементы еще не связаны в целостность и не играют решающей роли в жизнедеятельности). В раннем детстве происходит становление основ мо-тивационной сферы, хотя завершение этого процесса происходит значительно позже. Потребность в умственном напряжении, которое возникает на основе задатков, дополняется потребностями в деятельности и саморазвитии. Потребность же в творчестве возникает позже и на фундаменте предыдущих потребностей, причем у разных людей по-разному. В детские же годы общий интерес к деятельности дополняется интересом к содержанию и результатам конкретной деятельности. Постепенно способности ребёнка приобретают определенную специализацию, фокусируясь на конкретных делах или вещах. Вектор становления творческого потенциала человека в это время направлен от общего к частному, от эпизодических проявлений к постоянному напряжению мотивационных составляющих.

До трех лет освоение ребенком материального и идеального мира человеческих отношений происходит изолированно. В единую систему они объединяются только на следующей стадии (3—6 лет), когда

определяющей формой деятельности становится игра. Игра помогает поднять способности ребенка до уровня саморегуляции и самопознания, к символическому замещению реальных вещей и явлений, к осмысленной и свободной деятельности [8, с 22]. В игре расширяется пространство общения, и деятельность становится толчком для приобретения навыков овладения реальностью путем освоения ролей и их «проигрывания» — виртуально (через фантазию и мечту) и реально (в игре), через экспериментирование с действительностью, планирование и постановку целей [8, с. 36].

В возрасте 6—7 лет начинают формироваться механизмы связи между внутренним и внешним мирами, которые позже находят своё развитие и воплощение в творческих процессах. Одним из «инструментов» этого механизма является фантазия, которая возникает в результате внутренней умственно-чувственной активности ребенка, следующего за мечтой во внешний мир и пытающегося перестроить его по своему усмотрению. Эти фантазии ребенка не связаны никакими правилами, условностями, штампами, что порождает ту детскую «гениальность», которая так поражает взрослых. Именно здесь кроются ростки виртуально-трансцендентальных уровней творческого потенциала человека, которые позже или получают развитие (напряжение), или угасают (под тяжестью общественных правил и установок или чрезмерного внимания к ним).

Игра и обучение—два основных вида деятельности ребенка дошкольного и школьного возраста. Благодаря им происходит накопление знаний о мире и своем месте в нем. Становление творческого потенциала человека включает в себя две необходимые стороны, которые воплощаются в репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом) аспектах жизнедеятельности. Если в процессе обучения происходит освоение, накопление, овладение навыками и умениями, а главное — систематизация знаний, то в игре ребенку предоставляется возможность для деятельности свободной,

раскованной. Игра для него приносит удовольствие, ибо она эмоционально окрашена, но главное — она способствует становлению и закреплению отдельных звеньев в системе творческого потенциала человека [8, с. 38]. Обучение — это труд, то есть занятие, которое, само по себе, неприятно и привлекает только своим результатом [9]. Игра же представляет собой идеальную модель творческого потенциала, ибо свободна от планов и позволяет случайно столкнуть друг с другом такие явления, которые в реальности не объединились бы, или создать такую цепь событий, которая иначе бы никогда не возникла [10, с. 105—106]. При этом игра может выполнять функции обучения, а обучение может быть организовано как игра. Но игра не заменит тяжелую работу по освоению ребенком мира человеческой культуры.

С энергетической точки зрения и игра, и обучение связаны с расходованием энергии — физической, психической, интеллектуальной. Но если игра осуществляется от избытка энергии, которую ребенок еще не может результативно потратить, то обучение — это обязательная деятельность и здесь не всегда учитываются энергетические возможности ребенка, а также степень его заинтересованности в обучении. Игра и обучение могут и положительно, и отрицательно влиять на становление творческого потенциала человека (или выполнять человеческую функцию, или «высасывать жизненные соки», когда энергетические затраты ребенка превышают его возможности). Таким образом, не игра вместо учебы, и не обучение вместо игры, а их разумное объединение способно положительно влиять на становление творческого потенциала ребенка.

Возраст от 7 до 17 лет — школьное обучение, когда от собственной игры надо переходить к регламентированной обязательной деятельности. Идет накопление знаний, их систематизация на основе разрешения противоречий между свободой и обязательностью, что ведет или к чрезмерной самоуверенности или к своей неполноценности,

подавленности и отвращению к учебе (что часто приводит его к социально осуждаемой деятельности).

Детство завершается кризисом подросткового возраста, что связано с половым созреванием, овладением взрослых видов деятельности и готовностью выполнять социальные роли. Углубление внутреннего духовного мира здесь дополняется интересом к внешнему миру, то есть происходит развертывание социальной сущности человека. Но в творческом процессе развит только один уровень — эссенциальный: человек способен действовать по чужой воле, ибо не является еще творцом, так как не способен концентрировать свою творческую энергию на разных уровнях своей субъективности.

Молодость начинается с юности — своеобразной переходной фазой вхождения во взрослость. Поиски выбора профессии, мировоззренческих позиций и спутника жизни окончательно формирует и стабилизирует основные параметры личности. Юность — это период созревания человека как члена общества. Здесь происходит поворот от внешних объектов к своему внутреннему миру. Если детство отождествляется с игрой, школьный возраст — с приобретением знаний и умений, то юность — это стадия построения отношений с другими людьми. Самые значимые противоречия юности — дружба и любовь, когда человек способен отождествлять себя и других («Я» и «Не-Я»). Но его творческий потенциал в этот период весьма неустойчив.

Возрастной кризис юности связан с приобретением идентичности. Если целостность ощущения своего «Я» не достигается, возможны деструктивные проявления: в экстравагантном поведении, в правонарушениях, в непринятии общепринятых норм и др. [2]. Однако именно эта неопределённость одновременно выступает стимулом активизации творческих поисков человеком самого себя, способствуя проявлению инициативности и самостоятельности.

Молодость — это период развертывания и проявления творческих сущностных сил, период активного творчества, когда

завершается становление главных элементов творческого потенциала. Эссенциаль-ная основа стабилизируется и закрепляется в устойчивых качествах индивида, хотя еще не составляет гармоническую систему через неодновременное созревание: инициативность не всегда соответствует активности, самостоятельность может сочетаться с анархией. Тем не менее, виртуальные глубины духа уже приобрели оформление и развитие, а накопленные связи с внешним миром благоприятны для прорывов, открытий путем трансцендирования за пределы собственного духа.

Вторая половина возраста молодости — это начало активной самореализации человека. Еще не совсем устойчивая система ценностей воспринимается как поле поиска, саморазвития и реализации потенциальных возможностей при отсутствии страха за ошибки и неудачи. Тридцать — сорок лет — вершина жизни: человек созрел как деятель, как творец (все составные творческого потенциала полностью проявляют себя, давая плодотворные и оригинальные результаты). Опыт соединяется с гибкостью, реализмом, инициативностью и самостоятельностью. Ведущую роль в энергетике творческого процесса всё больше играет сознание по сравнению с эмоционально-психическими составляющими творческого потенциала человека. Но постепенно (к сорока годам) потенциал сознания как основного «инструмента» творчества исчерпывает себя и начинается очередная перестройка всех составляющих человеческой индивидуальности — тела, психики, сознания, духа. Сознание как энергетический источник деятельности и творчества уступает место господству внутреннего духовного мира с его неповторимостью и свободой.

Изменяется соотношение между эссен-циальным, виртуальным и трансцендентальным уровнями проявления творческого потенциала человека. Если на предыдущих этапах главную роль играли первые два уровня, то теперь на первый план выходит умение преодолевать ограниченность индивидуальной духовности и выходить

в надиндивидуальный духовный мир, обмениваясь информацией со всеми тремя уровнями творческого потенциала человека. Озарение и вдохновение здесь уже не спонтанные акты духовного бытия, а следствие сознательного регулирования своим творческим потенциалом.

Возраст 60 лет основан на необходимости преодоления симптомов старения и затухания как отдельных составных элементов творческого потенциала, так и его самого в целом. Происходит переход от свободы к зависимости от условий жизнедеятельности. Выход из этого состояния заключается в продолжении самоактуализации и самосовершенствования в формах, приемлемых для этого возраста, в продолжение творческой жизни — необходимо заменить поле деятельности. Однако ошибочно считать, что в пожилом возрасте полностью угасают функции творческого потенциала: умелое использование накопленного опыта, возможность без спешки делать обобщения делают пожилых людей «мудрецами», способными и готовыми передать свой опыт молодежи.

Нормальное развитие общества обеспечивается соотношением между традициями и новаторством, творческой и репродуктивной деятельностью. Творческое долголетие во многом влияет на продолжительность жизни и способствует преодолению опасных болезней. Занятие творчеством способствует тому, что человек в любом возрасте ощущает себя молодым, полным сил и энергии. Еще лучше, если человек всю свою жизнь превратит в единый комплекс творческих процессов.

Литература

1. Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека / Под науч. ред. И. М. Юсупова. Казань: Познание, 2010. 208 с.

2. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. 2-е изд. М.: Флинта, 2006. 341 с.

3. Выготский Л. С. Записные книжки Л. С. Выготского: избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Рене ван дер Веера. М.: Канон+, 2017. 606 с.

4. Толстых А. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с.

5. Пэрна Н. Я. Ритмы жизнь и творчество. М.: Петроград, 1925. 141 с.

6. Баркова Л. А. Феномен материнства как духовная ценность современного российского общества: автореф. дис... канд. филос. наук / Воен. ун-т МО РФ. М., 2018. 23 с.

7. Некрасов С. И. Оптимизация процесса нравственного развития личности как социально-этическая проблема: автореф. дис...канд. филос. Киев, 1989. 19 с.

8. Клепацкий В. В., Некрасов С. И., Некрасова Н.

А. Игровое начало в науке. М.: Модуль К, 2019. 88 с.

9. Кантор В. К. Карта моей памяти: путешествия во времени и пространстве: книга эссе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 302 с. (Письмена времени).

10. Чистякова Ж. А. Игра в жизни ребенка младшего возраста // Информационное пространство: проблемы формирования: Мат-лы Междунар. на-уч.-практ. конф. «Образовательная среда информационного пространства». Шадринск: Шадринский гос. педагогический ин-т. 2015. С. 105—106.

Submitted 23.09.2019

Nekrasov Audrey S., candidate of pedagogical Science, Senior Lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies of the Russian University of Transport (Russia, 127994, Moscow, Obraztsova St., 9, andrnek@mail.ru

Поступила 23.09.2019

Некрасов Андрей Сергеевич — кандидат педагогических Наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Российского университета транспорта(Россия, 127994, г. Москва, ул. Образцова, 9, andrnek@mail.ru

References

1. Kratkaja jenciklopedija psihologii i psihofiziolo-gii razvitija cheloveka / Pod nauch. red. I. M. Jusupova. Kazan': Poznanie, 2010. 208 s.

2. Jerikson Je. G. Identichnost': junost' i krizis. 2-e izd. M.: Flinta, 2006. 341 s.

3. Vygotskij L. S. Zapisnye knizhki L. S. Vygotsk-ogo: izbrannoe / Pod obshh. red. E. Zavershnevoj i Rene van der Veera. M.: Kanon+, 2017. 606 s.

4. Tolstyh A. Vozrasty zhizni. M.: Molodaja gvard-ija, 1988. 223 s.

5. Pjerna N. Ja. Ritmy zhizn' i tvorchestvo. M.: Petrograd, 1925. 141 s.

6. Barkova L. A. Fenomen materinstva kak duhovnaja cennost' sovre-mennogo rossijskogo obshhest-va: avtoref. dis... kand. filos. nauk / Voen. un-t MO RF. M., 2018. 23 s.

7. Nekrasov S. I. Optimizacija processa nravstven-nogo razvitija lich-nosti kak social'no-jeticheskaja problema: avtoref. dis...kand. filos. Kiev, 1989. 19 s.

8. Klepackij V. V., Nekrasov S. I., Nekrasova N. A. Igrovoe nachalo v nauke. M.: Modul' K, 2019. 88 s.

9. Kantor V. K. Karta moej pamjati: puteshestvija vo vremeni i pro-stranstve: kniga jesse. M.; SPb.: Centr gu-manitarnyh iniciativ, 2016. 302 s. (Pis'mena vremeni).

10. Chistjakova Zh. A. Igra v zhizni rebenka mlad-shego vozrasta // In-formacionnoe prostranstvo: proble-my formirovanija: Mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Obrazovatel'naja sreda informacionnogo prostranstva». Shadrinsk: Shadrinskij gos. pedagogicheskij in-t. 2015. S. 105—106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.