Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология профессионального образования / профессиональное образование / учебный процесс / технологический подход обучения / учебный материал / педагог профессионального обучения / technology of vocational education / vocational education / educational process / technological approach to teaching / educational material / teacher of vocational training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Земляницына

В статье рассматриваются особенности технологии профессионального образования. Педагогическая технология профессионального образования направлена на выявление принципов, разработку способов, оптимизацию образовательного процесса через материально-технические, дидактические, информационные средства, повышающие эффективность образовательного процесса, через конструирование и применение действий и материалов внедрения системного подхода к обучению. Таким образом, педагогическая технология профессионального образования включает в себя следующие действия: постановку целей и их уточнение; ориентацию педагогических и учебных действий на реализацию целей, предполагающих получение гарантированных результатов. В статье рассматривается технология постановки целей (на основании таксономии Б. Блума), технология достижения цели (на основании технологии полного усвоения, бригадно-индивидуального обучения, разработки проектов учебных занятий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION TECHNOLOGY

The article discusses features of technology of vocational education. Also, the pedagogical technology of vocational education is aimed at identifying principles, developing methods, optimizing the educational process through material, technical, didactic, information tools that increase the effectiveness of the educational process, through the design and application of actions and materials for introducing a systematic approach to learning. Thus, the pedagogical technology of vocational education includes the following actions: setting goals and clarifying them; orientation of pedagogical and educational activities towards the implementation of goals that involve obtaining guaranteed results. The author considers the technology of setting goals (based on the taxonomy of B. Bloom), the technology of achieving the goal (based on the technology of complete assimilation, brigade-individual training, the development of projects for training sessions).

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тем самым, учитывая вышесказанное относительно внедрения VR-техно-логий в дистанционный учебный процесс, мы можем заключить, что обучение при помощи данных технологий представляет собой образовательный механизм в цифровой (дистанционной) образовательной среде.

Учитывая современные тенденции в сфере образования, можно говорить о том, что дистанционное обучение вкупе с используемыми в нем цифровыми технологиями представляет собой только лишь один из элементов электронного образования.

VR-технaпогии в рамках обучения ИЯ современных студентов выступают в роли плацдарма для планомерного перехода к цифровой образовательной среде,

которая предполагает проведение учебных занятий в удаленном формате с использованием различного рода VR-технологий, практикующихся в сфере образования.

Внедрение в современную педагогическую деятельность эффективных VR-технологий позволит в первую очередь сэкономить трудозатраты и время, которые отводятся на различные задачи, не требующие применения предыдущего опыта либо профессиональных компетенций.

Повсеместное использование в сфере образования возможностей VR-тех-нологий неизбежно создаст ряд барьеров и преград для входа в профессию педагога, но вместе с тем это послужит мощным импульсом для роста профессионального уровня современных преподавателей и учителей.

Библиографический список

1. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Автореферат диссертации ...доктора педагогических наук. Москва, 2009.

2. Гриншкун А.В. Технология дополненной реальности как объект изучения и средство обучения в курсе информатики основной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.

3. Гущин А.В. Методология системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2015.

4. Кравцов А.А. Исследование и разработка информационной системы с технологией интерактивной визуализации средствами дополненной реальности. Автореферат диссертации ... кандидата технических наук. Краснодар, 2016.

5. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Москва: ООО «АльянсПринт», 2019.

6. Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения обучаемого в наукоемкой образовательной среде. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2015.

7. Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.

8. Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования. Available at: https://posidpo.ru/tsifrovye-tehnologii-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obrazovaniya/

References

1. Atanasyan S.L. Formirovanie informacionnojobrazovatel'nojsredy pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ...doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Grinshkun A.V. Tehnologiya dopolnennoj real'nosti kak ob'ekt izucheniya i sredstvo obucheniya v kurse informatiki osnovnoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.

3. Guschin A.V. Metodologiya sistemy razvitiya informacionno-tehnologicheskogo obespecheniya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2015.

4. Kravcov A.A. Issledovanie i razrabotka informacionnoj sistemy s tehnologiej interaktivnoj vizualizacii sredstvami dopolnennoj real'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata tehnicheskih nauk. Krasnodar, 2016.

5. Prohorov A., Konik L. Cifrovaya transformaciya. Analiz, trendy, mirovoj opyt. Moskva: OOO «Al'yansPrint», 2019.

6. Skvorcov A.A. Pedagogicheskie usloviya distancionnogo obucheniya obuchaemogo v naukoemkoj obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2015.

7. Terkulova I.N. Cifrovaya sreda kakpedagogicheskoe uslovie pozitivnoj socializacii obuchayuschihsya vo frankogovoryaschih stranah (Franciya, Kanada). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

8. Cifrovye tehnologii kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti i kachestva obrazovaniya. Available at: https://posidpo.ru/tsifrovye-tehnologii-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obrazovaniya/

Статья поступила в редакцию 07.03.24

УДК 377

Zemlyanitsyna E.A., teacher, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: 79506282909@yandex.ru

FORMATION AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION TECHNOLOGY. The article discusses features of technology of vocational education. Also, the pedagogical technology of vocational education is aimed at identifying principles, developing methods, optimizing the educational process through material, technical, didactic, information tools that increase the effectiveness of the educational process, through the design and application of actions and materials for introducing a systematic approach to learning. Thus, the pedagogical technology of vocational education includes the following actions: setting goals and clarifying them; orientation of pedagogical and educational activities towards the implementation of goals that involve obtaining guaranteed results. The author considers the technology of setting goals (based on the taxonomy of B. Bloom), the technology of achieving the goal (based on the technology of complete assimilation, brigade-individual training, the development of projects for training sessions).

Key words: technology of vocational education, vocational education, educational process, technological approach to teaching, educational material, teacher of vocational training

Е.А. Земляницына, преп., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород,

E-mail: 79506282909@yandex.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности технологии профессионального образования. Педагогическая технология профессионального образования направлена на выявление принципов, разработку способов, оптимизацию образовательного процесса через материально-технические, дидактические, информационные средства, повышающие эффективность образовательного процесса, через конструирование и применение действий и материалов внедрения системного подхода к обучению. Таким образом, педагогическая технология профессионального образования включает в себя следующие действия: постановку целей и их уточнение; ориентацию педагогических и учебных действий на реализацию целей, предполагающих получение гарантированных результатов. В статье рассматривается технология постановки целей (на основании таксономии Б. Блума), технология достижения цели (на основании технологии полного усвоения, бригадно-индивидуального обучения, разработки проектов учебных занятий).

Ключевые слова: технология профессионального образования, профессиональное образование, учебный процесс, технологический подход обучения, учебный материал, педагог профессионального обучения

Для достижения такой цели в образовательном процессе как повышение его эффективности требуется новый подход к обучению, направленный на получение запланированных результатов обучения. Проблема повышения качества образовательного процесса, рассматриваемая на основе теоретической

деятельности, теории управления, теории познавательной деятельности, теории формирования умственной деятельности, научной организации труда, является актуальной. Новые требования к организации процесса обучения направлены на преодоление трудностей и освоение обучающимися окружающего мира и реа-

лизуются через многообразие учебных целей, различных дидактических единиц содержания образования и видов учебного материала, ориентированных на индивидуальные особенности обучающихся, стили познавательной деятельности, взаимоотношения обучающихся друг с другом и др.

Цель исследования - охарактеризовать процесс становления и развития технологии профессионального образования.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие технологизации учебного процесса.

2. Выделить значение технологизации в профессиональном образовании.

3. Уточнить возможности современного педагога в проектировании учебного процесса.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе теоретического исследования научной литературы по вопросам становления и развития технологии профессионального образования были актуализированы и расширены существующие представления о технологизации учебного процессы, выделены перспективные направления деятельностной активности педагога, связанные с реализацией проектировочной функции в образовании.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных выводов педагогическими работниками при проектировании образовательного процесса.

Одним из способов решения выделенных проблем является технологиза-ция учебного процесса. Становление технологии профессионального образования начиналось с применением многообразных технических средств обучения. Развитие технических средств обучения, использование их образовательных возможностей (широкий охват обучающихся, увеличение количества информации, индивидуализация освоения учебного материала) способствуют повышению эффективности учебного процесса [1, с. 124].

Следующим этапом развития педагогических технологий профессионального образования является технология программированного обучения, основными характеристиками которой являются конкретизация учебных целей, поэтапный процесс их реализации (дозированное содержание).

Технологизация, программированный подход к обучению позволили построить технологическую программу обучения:

- разработка иерархии учебных целей;

- разработка критериев и показателей их достижения педагогических условий обучения.

Основной задачей технологии профессионального образования является организация учебно-воспитательного процесса, проектирование учебного процесса с точно заданными целями. Также технология профессионального образования направлена на выявление принципов, разработку способов, оптимизацию образовательного процесса через материально-технические, дидактические, информационные средства, повышающие эффективность образовательного процесса, через конструирование и применение действий и материалов внедрения системного подхода к обучению [2, с. 126].

Предмет технологии профессионального обучения - проектирование процесса профессиональной подготовки. Системный подход рассматривает все аспекты организации профессиональной подготовки [3, с. 36]:

- постановка целей и проектирование учебного процесса;

- обеспечение инновационности учебного процесса и его тиражирование;

- воспроизводимость учебных действий.

Процесс обучения разбивается на воспроизводимые учебные ситуации. В этом случае педагог выступает роли организатора и консультанта.

Технология профессионального образования направлена на проектирование учебного процесса, источником которого выступают цели, содержание обучения.

Цели и содержание обучения определяются при любом подходе к обучению, а технология профессионального образования отличается корреляцией учебного процесса, оперативной обратной связью.

Особенностью технологии профессионального образования является тот факт, что она предполагает проектирование такого учебного процесса, при котором гарантируется достижение поставленных целей. А оперативная обратная связь осуществляется в процессе всего обучения.

Таким образом, технология профессионального образования включает в себя следующие действия: постановку целей и их уточнение; ориентацию педагогических и учебных действий на реализацию целей, предполагающих получение гарантированных результатов.

Технология постановки целей

Цели обучения определяются государственным заказом, от них к задачам профессиональной подготовки, затем к общим целям учебной программы и конкретного курса. Исследование показало, что можно выделить следующие подходы к постановке целей [4, с. 438]:

- определение целей через организацию содержания (ориентация целей на понимание содержания учебного материала);

- определение целей через педагогическую деятельность педагога (ориентация на управленческие действия педагога, не ориентируясь на действия обучающихся);

- интеллектуального, эмоционального, личностного развития, постановка целей через внутренние процессы обучающихся (ориентация на обобщённые образовательные цели, предполагающие получение конкретного результата);

- постановка целей через учебные действия обучающихся (ориентация целей на проектирование учебного занятия с определением результата обучения).

Такие способы постановки цели отличаются неполной необходимой инстру-ментальностью. Для получения полной инструментальности характеризуются цели обучения, если они ориентируются на его результаты, выраженные в действиях обучающихся [5, с. 84].

С этой целью необходимо выделить иерархическую систему целей, определяющую внутри себя последовательные уровни.

Такой иерархической системой, классификацией целей является таксономия Б. Блума, которая построена на взаимосвязанных последовательно расположенных элементах, состоящих из [6, с. 280]:

1. Когнитивной (познавательной) области, которая включает в себя познавательные цели (цели на запоминание и воспроизведение содержательных компонентов учебных дисциплин, на решение проблем, возникающих в процессе деятельности, ориентированных на создание ее новых целей и способов с учётом имеющихся знаний).

2. Аффективной (эмоционально-ценностной) области, которая включает в себя цели, обладающие эмоциональным характером (к ним можно отнести эмоциально-личностное отношение к окружающему миру, включающее в себя формирование различных интересов, склонностей и чувств, формирование отношения к содержанию обучения, его осознание и проявление в деятельности).

3. Психомоторной области, включающей цели, которые непосредственно связаны с формированием моторной манипуляторной, двигательной деятельности.

Данная таксономия, обеспечивающая конкретизацию целей, упорядочивание, определяет систематизацию задач, порядок и перспективы познавательной деятельности, цели становятся ясными для понимания, делают возможным создавать эталоны оценки результатов обучения.

Когнитивные цели реализовываются в ходе учебного процесса. Аффективные цели имеют более глубокий, личностный характер.

Цели должны быть полностью диагностичными, процесс обучения воспроизводимым, необходимо определять критерии достижения каждой цели.

Технология достижения цели

Диагностично поставленные цели обеспечивают построение технологического профессионального обучения. В этом случае цель выступает как эталон. Текущая оценка выступает в качестве обратной связи. Если цель не достигнута, то необходимо осуществлять корректировку процесса обучения.

Итоговая оценка как суммарная выражается в баллах и имеет критериальный характер.

Для текущей оценки обучающимся предполагаются проверочные работы (текстовые задания строятся на основе конкретизированных целей).

На основании вышеизложенного можно говорить о том, что учебный процесс представляется как совокупность обучающих циклов. Обучающий цикл включает определение целей обучения, конкретизацию результатов обучения, совокупность учебных действий, оценку результатов. Такой воспроизводимый учебный процесс имеет модульный характер, включающий блоки дидактических единиц, наполняющихся различным содержанием [7, с. 49].

Технологический подход предполагает проектирование учебного процесса, позволяющий достичь запланированных результатов.

Инновационная способность организации учебного процесса реализуется посредством следующих способов:

1. Обеспечения соответствия действий обучающегося действиям педагога.

2. Возможности аналогичных действий в упражнениях, практических действиях, итоговых оценках.

3. Получения текущей оценки после каждого действия.

4. Постоянного поощрения правильно выполненных действий.

Технология постоянного усвоения

Исходным положением технологии полного усвоения является ориентация педагогов и обучающихся на полное усвоение учебного материала. Чтобы результаты были достигнуты, задача педагога состоит в организации учебного процесса. В этом случае необходимо выполнение следующих действий:

- вводная часть - ориентация обучающихся на реализацию целей, формирование конкретных целей обучения, понимание обучающимися целей обучения;

- дозирование учебного материала, изучение каждой дозы содержания, получение текущих оценок по каждой дозе учебного материала;

- оценка полного усвоения учебного материала в целом;

- выделение затруднений обучающихся, построение новой цеди.

Главная технологическая черта процесса профессионального обучения

состоит в проектировании учебного процесса с запланированным конечным результатом.

Учебный процесс разделяется на блоки, соответствующие выделенным задачам содержания обучения.

Бригадно-индивидуальное обучение

Индивидуализированное обучение осуществляется в работе обучающихся в микрогруппах. Учебный материал разделяется на модули. Обучающиеся изучают содержание в собственном темпе:

1. Знакомство обучающихся с методическим руководством по изучению материала.

2. Овладение отдельным профессиональным действием.

3. Самостоятельная проверка овладения действием.

4. Заключительная тестовая проверка.

Организация учебной работы сопровождается взаимной поддержкой, взаимопомощью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным элементом проектирования учебного процесса становится подготовка педагога к использованию технологии профессионального образования.

В этой связи педагог выделяет целостный блок учебного материала, совокупность учебных целей и ход учебного процесса с использованием имитационного моделирования. К имитационному моделированию можно отнести следующие действия педагога [8, с. 44]:

- моделирование мышления. При этом педагог предлагает различные виды учебной работы и возложенные познавательные действия обучающегося;

- ролевая игра. Создаются микрогруппы, определяются роли. Участники имитируют поведение обучающегося в учебном процессе (понимание, восприятие, вопросы, трудности обучающихся), проектируются познавательная деятельность обучающихся и педагогическая деятельность преподавателя.;

- имитационно-ролевое моделирование, при котором разрабатываются возможные действия обучающихся и педагогов, создается система взаимодействия участников учебного процесса, строится соответствие действий педагога и обучающегося.

В целом при проектировании учебного процесса разрабатываются альтернативные варианты учебного процесса для реализации поставленных целей.

Библиографический список

Таким образом, педагог должен самостоятельно определять, конкретизировать цели обучения, создавать проект учебного занятия, имеющий инструментальный характер, но обеспечивающий гибкость и вариативность действий, соотношение репродуктивности и творческого характера обучения, получение диагностируемых результатов обучения.

По итогам проведенного исследования процесса становления и развития технологии профессионального образования можно сделать ряд выводов.

Во-первых, технологизация профессионального обучения представляет собой системный подход к проектированию обучения, ориентированный на достижение гарантированных результатов через конкретизацию целей, модульную структуру учебного процесса, оперативную обратную связь и использование различных методов (программированное обучение, бригадно-индивидуальное обучение и технологию полного усвоения).

Во-вторых, технологизация способствует повышению эффективности обучения, обеспечивает соответствие образовательного процесса требованиям современного рынка труда и позволяет формировать у обучающихся необходимые профессиональные компетенции.

В-третьих, педагог играет ключевую роль в технологизации обучения, поскольку выступает в качестве организатора, консультанта и проектировщика. Педагогу важно владеть различными методами проектирования (в том числе имитационное моделирование), и уметь адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся.

Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением эффективности различных технологий профессионального образования, разработкой новых методов проектирования учебного процесса, а также с анализом влияния технологизации на мотивацию обучающихся и качество подготовки специалистов в системе профессионального образования.

1. Маркова С.М., Зиновьев О.А., Уракова М.Н. Информационные технологии в профессиональном образовании. Тезисы докладов VII Всероссийской научно-практиче-скойконференции. Нижний Новгород: ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021: 123-125.

2. Маркова С.М., Зиновьев О.А., Уракова М.Н. Информационные технологии как средство Тезисы докладов VII Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021: 125-127.

3. Ваганова О.И., Коростелев А.А. Технологический подход в профессиональном образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; Т. 10, № 4 (37). 35-40.

4. Уракова Е.А. Социальные, педагогические, научно-технические аспекты технологии профессионального обучения. Бизнес. Образование. Право. 2021; № 4 (57). 435-441.

5. Быстрова Н.В., Уракова Е.А. Технология проектной деятельности как ведущая форма обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 78-1. 83-85.

6. Уракова Е.А. Закономерности профессиональной подготовки как теоретическая основа разработки технологии профессионального обучения. Бизнес. Образование. Право. 2022; № 2 (59): 279-284.

7. Ваганова О.И. Методы и средства реализации технологии проблемного обучения при изучении дисциплины "педагогические технологии". Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9, № 1 (30). 48-51.

8. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Сидоров А.Н. Технология формирования проектного обучения в высшем образовательном учреждении. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 74-3: 43-46.

References

1. Markova S.M., Zinov'ev O.A., Urakova M.N. Informacionnye tehnologii v professional'nom obrazovanii. Tezisy dokladov VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: FGBOU VO "Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina", 2021: 123-125.

2. Markova S.M., Zinov'ev O.A., Urakova M.N. Informacionnye tehnologii kak sredstvo Tezisy dokladov VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: FGBOU VO "Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina", 2021: 125-127.

3. Vaganova O.I., Korostelev A.A. Tehnologicheskij podhod v professional'nom obrazovanii. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2021; T. 10, № 4 (37). 35-40.

4. Urakova E.A. Social'nye, pedagogicheskie, nauchno-tehnicheskie aspekty tehnologii professional'nogo obucheniya. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; № 4 (57). 435-441.

5. Bystrova N.V., Urakova E.A. Tehnologiya proektnoj deyatel'nosti kak veduschaya forma obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 78-1. 83-85.

6. Urakova E.A. Zakonomernosti professional^ podgotovki kak teoreticheskaya osnova razrabotki tehnologii professional'nogo obucheniya. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022; № 2 (59): 279-284.

7. Vaganova O.I. Metody i sredstva realizacii tehnologii problemnogo obucheniya pri izuchenii discipliny "pedagogicheskie tehnologii". Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9, № 1 (30). 48-51.

8. Bystrova N.V., Urakova E.A., Sidorov A.N. Tehnologiya formirovaniya proektnogo obucheniya v vysshem obrazovatel'nom uchrezhdenii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 74-3: 43-46.

Статья поступила в редакцию 02.05.24

УДК 372.881.1

Zubkov A.D., senior teacher, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: zubkov_nstu@mail.ru

GAMIFICATION IN IMPLEMENTATION OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING INDIVIDUAL TRAJECTORIES IN A UNIVERSITY'S ELECTRONIC ENVIRONMENT. This study investigates the potential of gamification, the integration of game elements and principles into non-game contexts, to facilitate the implementation of individualized foreign language learning trajectories within the electronic environment of higher education institutions. By leveraging game mechanics such as points, badges, leaderboards, and immersive narratives, gamification can enhance learner engagement, motivation, and language acquisition outcomes. Personalized learning paths, enabled by gamification and adaptive technologies, cater to diverse learning preferences, goals, and pacing requirements. The study examines theoretical foundations, practical applications, and challenges of gamification in online and blended language education. It provides recommendations for educators to effectively integrate gamification strategies, personalized learning trajectories, and digital technologies in higher education foreign language programs. The research highlights gamification as a transformative approach to revolutionize language education, foster student success, and equip learners with essential skills for the global landscape.

Key words: e-learning, higher education, personalized learning, educational technology, instructional design

АД. Зубков, ст. преп., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Е-mail: zubkov_nstu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.