9. Davityan M.G., Nikulina N.N., Lyubimova N.I. Sistema professional'noj podgotovki specialistov dlya APK Belgorodskoj oblasti. Teoriya i praktika sovremennoj agrarnoj nauki: sbornik IV nacional'noj (Vserossijskoj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk, 2021: 1711-1716.
10. Vyatkina I.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie kak sredstvo professionalizacii podgotovki buduschih specialistov v universitete. Novyj vzglyad na sistemu obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Availale at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41806074
Статья поступила в редакцию 05.05.24
УДК 378.14
Lyubimova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Vocational Training and Socio-Pedagogical Disciplines,
Belgorod State Pedagogical University (Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Zolotareva O.I., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Economics, Belgorod State Agrarian University (Belgorod, Russia),
E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF AGRICULTURAL EDUCATIONAL CLUSTER. The authors of the article, based on existing works devoted to the formation and/or improvement of the pedagogical competence of teachers of technical universities, conduct their research to study issues on the improvement of pedagogical competence of teachers at all levels of agricultural education, including agricultural teachers who carry out the educational process in educational institutions of secondary and higher professional agricultural education. The authors see the way to solve the problem in the pedagogization and humanization of the entire process of agricultural education through the creation of a special department, improving the pedagogical skills of teachers of Belgorod Agrarian University (BelGAU), as the center of the entire agricultural educational cluster of Belgorod Region, providing opportunities for higher pedagogical education for teachers of secondary vocational education based on full-time and distance learning using distance learning technology. The work carried out by the teachers of the Department of Vocational Training and Socio-pedagogical disciplines gives noticeable positive results.
Key words: pedagogical competence, agricultural educational cluster, pedagogization and humanization of educational process
Н.И. Любимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ», г. Белгород, E-mail: [email protected]
О.И. Золотарёва, канд. эконом. наук, доц., ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ», г. Белгород, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Авторы статьи, опираясь на уже имеющиеся работы, посвященные формированию и/или совершенствованию педагогической компетентности преподавателей вузов технического профиля, собственное исследование адресуют вопросам, связанным с совершенствованием педагогической компетентности преподавателей всех уровней аграрного образования, в том числе педагогов-аграриев, осуществляющих учебный процесс в образовательных организациях среднего и высшего профессионального аграрного образования. Путь решения проблемы авторы видят в педагогизации и гуманизации всего процесса аграрного образования через создание специальной кафедры, повышение педагогического мастерства преподавателей Белгородского аграрного университета (БелГАУ) как центра всего аграрного образовательного кластера Белгородского региона, предоставление возможности получения высшего педагогического образования для преподавателей системы среднего профессионального образования на основе очного и заочного обучения с применением дистанционных технологий. Проведенная преподавателями кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин работа дала заметные положительные результаты.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, аграрный образовательный кластер, педагогизация и гуманизация учебного процесса
Актуальность темы исследования определяется общей тенденцией высшего и среднего профессионального образования, связанной с повышением качества образования через его гуманизацию и педагогизацию, через вооружение педагогов технических специальностей педагогическими знаниями, формирование их педагогической компетентности. Цель гуманизации образования и воспитания - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально значимую деятельность [1, с. 100].
Цель данной статьи - рассмотреть степень эффективности избранного коллективом аграрного вуза, являющегося центром аграрного образовательного кластера региона, пути совершенствования педагогической компетентности преподавателей-аграриев всех ступеней аграрного образования, в основе которого лежит процесс педагогизации и гуманизации обучения.
Задачи, выдвигаемые для реализации поставленной цели:
- рекомендации по созданию кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин;
- организация курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава БелГАУ, направленных на совершенствование педагогической компетентности; разработка программ и авторских пособий для этих курсов.
Авторами были определены следующие методы:
- теоретические: анализ литературных источников по теме исследования; изучение и обобщение опыта по формированию педагогической компетентности преподавательских кадров вузов технического профиля; выявление проблем и пробелов в педагогической компетентности исследуемого контингента;
- практические: опрос и анкетирование преподавательского состава всех ступеней аграрного образования; выяснение потребностей преподавателей-аграриев в расширении педагогического кругозора, вооружении их современными педагогическими технологиями.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые процесс педагогизации и гуманизации профессионального образования рассмотрен на примере образовательных организаций аграрного профиля путем анализа и изучения состояния педагогической компетентности преподавателей сети аграрного образовательного кластера.
Теоретическая значимость заключается в уточнении и расширении понятий «педагогизация» и «гуманизация» учебного процесса применительно к условиям существования аграрного образовательного кластера и определении путей их
внедрения в практику работы образовательных организаций аграрного образовательного кластера.
Практическая значимость заключается в разработке и внедрении в практику подготовки педагогов-аграриев практических рекомендаций по повышению педагогической компетентности преподавателей всех ступеней аграрного образования, что положительно сказалось на качестве подготовки специалистов для аграрного сектора Белгородского региона.
Подготовка кадров для аграрного комплекса, удовлетворяющая потребности агробизнеса, - одна из главных задач регионального аграрного образовательного кластера. Интеллектуальным центром кластера является, как правило, региональный аграрный вуз, в нашем случае - Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина (Белгородский ГАУ).
Изучение состояния подготовки специалистов для АПК в большинстве вузов убеждает экспертов в необходимости его улучшения, совершенствования [2, с. 274]. Ученые ищут новые пути организации учебного процесса в вузе. Специалисты приходят, на наш взгляд, к выводу, что совершенствование системы аграрного образования лежит в области гуманитаризации и педагогизации всей системы профессиональной подготовки специалистов для аграрного сектора экономики России, следовательно, встаёт вопрос о совершенствовании педагогической компетентности преподавателей в системе аграрного образовательного кластера. Специфика профессионального, в том числе и высшего технического, образования такова, что на должность преподавателя технических дисциплин назначаются лица, не имеющие специальной педагогической подготовки, тем более что прогнозируемая модель преподавателя XXI века предполагает, прежде всего, профессиональную, компетентную, творчески развивающуюся личность, в которой превалируют духовно-нравственные и деловые качества [3, с. 4].
Мы видим перспективы обеспечения квалифицированными профессиональными кадрами, прежде всего, в качественном коллективе преподавательского состава. Преподавательский состав университета - это высококвалифицированные, хорошо подготовленные специалисты-аграрии, состоящие на 78% из докторов и кандидатов наук, но на период до 2006 года более 80% не имели педагогического образования, учебный процесс строили на основе только специальных технических знаний, умений и навыков и с трудом могли подключиться к новым тенденциям в стремительно развивающемся мире образовательных технологий.
С каждым годом всё острее становится проблема в области профессионально-педагогических компетенций у преподавателя-агрария. Выявленная проблема позволила нам создать «Модель профессионально-педагогической компетентности преподавателя-агрария», в которой мы определили слагаемые педагогической компетентности преподавателя-агрария. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разнообразное предметное, но и целостное компетентностное образование [4, с. 10]. Психолого-педагогические компетенции преподавателя-агрария выражаются в способности применять в практической деятельности психолого-педагогические знания, умения, использовать их для решения профессиональных учебно-воспитательных задач, возникающих в реальном образовательном процессе высшей технической школы, представляя собой целостную интегральную совокупность компетенций [5, с. 122].
Профессионально-педагогические способности: - коммуникативные; - перцептивные; - творческие
Компоненты профессионально-педагогической деятельности:
- организационные;
- конструктивные; - исследовательские
Профессионально-педагогические качества
личности: - коммуникабельность; - компетентность; - этичность
Педагогическая компетентность преподавателя-агрария
психолого-педагогические особенности межличностного о бщения
педагогические условия, технологии, направления и методы обучения
определять цели и прогнозировать результаты педагогического процесса
уметь
осуществлять планирование, организацию, анализ и оценку образовательного процесса
понимать и мотивировать обучающихся, оказывать педагогическую помощь
владеть
способами коммуникации, воздействия и взаимодействия
технологией, методами и способами обучения и воспитания
методами моделирования педагогической деятельности
стратегиями решения конкретных профессионально-педагогических задач
Аграрный образовательный кластер
наличие творческих и...' владение методическими идеями владение ораторским искусством I умение убеждать, аргументировать. .■ способность установления контакта с..'
умение распределить внимание на. умение провести самоанализ занятия I организация учебного процесса и. овладение новыми педагогическими. .1 планирование самообразования и.
| 45%
132%
| 77%
40%
20%
130%
22%
5%
0
20
40
60
80
Рис. 1. Модель профеосионально-педагогическойкомпетентнооти преподавателя-агрария
Среди 86 преподавателей разных факультетов Белгородского ГАУ была проведена анкета «Определение затруднений педагога при организации образовательного процесса». Респондентам необходимо было перечислить трудности, с которыми они сталкиваются в своей преподавательской деятельности.
Рис. 2. «укажсте трудносыи,с кыторымиВысталкиваетесь в преподавательской деятельности»
Результат опроса показал, что у большинства преподавателей возникали трудности при установлении контакта с некоторыми студентами; преподаватели не владели современными педагогическими технологиями, а также активными и интерактивными приемами обучения, была излишне однообразной структура занятия, практически отсутствовал воспитательный компонент, были затруднения в o2гу^^изpцдиEжaимдмepыт вио с нel<oтoснlмиcт«дeдталие такданик.
Для изменения cpтyaцииyнивыpситЦтом цp|иlи играны а еэ»и: 1) в аЮб годц пpиэкаиимудаcкoм фанультеор былaцoкмaнaкaфeдтдпpвфeccианальнoгы обучеными coвгдльнo-пeдсгoгичдэдгс митв цсвныв иото^с^йр^с^ши^и ыы-coкк>квыли4»lциpдгснеыспсд2гoгд, гиихологи и cеeцcaиныты дpсчиxдиcсичыин 1ЫMыиитapнoча я, офиля; 2) в0007 гoдyибocтaв БелрАУ сршeлИcстттттpмцaпoд-готовки и повышения квалификации кадров агробизнеса.
Лpфедое иppфыьвыoнального оВцченны и социaлoч2кпeдаглгиирpxчсдис-циплин входит в состав экономического факультета БелГАУ [6, с. 378]. Психо-лoгo1аелaиягич2Угcдыисoфуc2чoиaлинp-пopaгoги ческий модули представлены такими дисциплинами, как «Общая психология», «Методика воспитательной ра-бoты»,«Пмнaгoгитувииa сexнoлеитего«Пыдaгaгичeвыыoе муцсepcтвo»,«Mпдeл«-рование психолого-педагогической деятельности» и др. Учебно-воспитательный пpысeccды кафульеосущесавлоется куpаефициpoвaнсымипpeппдaвaтeлсми, которые ведут не только преподавательскую, но и научно-исследовательскую иeятeльеoвpд по уиидующкм иaпсатлениим: прсм^лние удцдлпано-пeдaro-гических технологий в учебно-воспитательном процессе; управление органи-пкоуoниo-aeсрдиpeвымй |кoРcэоc^й всpoфдpсиaнлпеиыxaбpaзo«угииькыxaтra-низациях; развитие профессионально-педагогического мастерства у будущих pкслpиeви дп.
Многолетний педагогический опыт профессорско-преподавательского состава кaфeдоыooнвoлул 0ппpдeлису тривop оазвчтса педагогической компетентности не только у будущих аграриев, но и у преподавателя-агрария. Так, пpeпoдaвaтрппми»aфыдвы,a именно - к»нxиeaтами кeдвгдгичмлуии нoсx,pыыp разработана дополнительная профессиональная программа профессиональной г^^р е под готовки «Педагоичееское оаpaсывaтxe: педагог в ысшего, среднего п^ ни го р амсеиичап!льнero oПppнмскиая». Cуroднт2тeбыпмчыя т уpы-гото»!«^циалисоае аи^пого профиля еуиант»оoсыиo ре слапэoиывoдусвo и»иэpчp^0 поуpуциалаквк кмюиoвoroфaктаaaцотpшногорасвитпьАаК «pгилыa [C| э. аа»r^eа-^l^за«лядамои иипсpaaмы с«aлaиoaмoжкa иpбaкы Ииати«xтaпыa реподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса, который является структурным подразделением БелГАУ. Институтом, существовавшим с 1961 года, был накоплен богатейший опыт повышения профессионального мастерства сельскохозяйственных кадров, пропаганды передовых достижений и внедрения передовых методов хозяйствования. Предстояло освоить совершенно новую область - повышение квалификации педагогических кадров университета. Модернизация высшей технической школы предполагает широкомасштабную психолого-педагогическую подготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в системе дополнительного профессионального образования [8, с. 4].
Программа направлена на формирование профессионально-педагогических компетенций, необходимых для выполнения педагогической профессиональной деятельности в системе аграрного образовательного кластера. Программа учитывает требования профессионального стандарта «Педагог» и обеспечивает приобретение слушателями профессиональных компетенций. Программа носит модульный характер и включает 5 модулей:
Модуль 1. «Теоретико-методологические основы педагогики». Этот модуль предполагает ознакомление с нормативно-правовыми основами педагогической деятельности, знакомит с ее методологическими основами, с основами педагогических исследований и вводит понятие образовательных технологий.
Модуль2. «Психологические основы преподавания профессиональных дисциплин», который знакомит слушателей с основами педагогической психологии, с психологическими концепциями обучения и воспитания обучающихся.
знать
Модуль 3. «Внедрение цифровых технологий в образование». Этот модуль особенно актуален в наши дни в связи с введением элементов дистанционного обучения, с пониманием процесса цифровизации образования, использования современных приемов и методов обучения [9, с. 1135].
Модуль 4. «Педагогическое мастерство: основы, теория, практика». При изучении этого модуля слушатели были особенно внимательны и активны. Особый интерес вызвали приемы педагогического воздействия и взаимодействия [10, с. 420].
Модуль 5. «Процесс воспитания в целостном педагогическом процессе». Слушатели обсуждают воспитательные аспекты в образовательном процессе, уясняют для себя воспитательный потенциал личности педагога.
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. 1. Педагогическое образование для кадров образовательных организаций аграрного профиля необходимо, только оно позволит сделать это образование более современным и целенаправленным.
2. Опыт организации педагогического допобразования в БелГАУ эффективен, успешен, отвечает требованиям времени и задачам подготовки кадров для агробизнеса.
Профессиональная готовность, деловые возможности кадров агропромышленного комплекса, их квалификация определяются в первую очередь образовательным уровнем специалиста. Возникает необходимость в создании
Библиографический список
условий для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров аграрного профиля. Педагогическим кадрам для системы аграрного образования необходимо овладеть методикой преподавания дисциплины по специальности и психолого-педагогическими знаниями. Правильно подобранная методика преподавания дисциплин позволит вызвать у обучающихся интерес к выбранной специальности в области сельского хозяйства, а также закрепить в сознании студента понимание правильности выбора профессии. Необходимо отметить, что эффективность подготовки педагогических кадров для системы аграрного образования зависит также от такого фактора, как личностные качества преподавателя, его стремления к самообразованию, от его социально-профессиональной установки. Реализация Программы на протяжении нескольких лет показала, что избран правильный путь решения поставленной задачи - повышение квалификации педагогических кадров для аграрного образовательного кластера Белгородского региона. На первом этапе - введение - рассмотренный вид совершенствования качества подготовки специалистов аграрного профиля через педагогическую переподготовку преподавательского состава образовательных организаций Белгородского аграрного образовательного кластера не вызвал поддержки коллектива преподавателей университета, кафедра профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин была востребована только на экономическом факультете.
1. Шубович М.М. Гуманизация образования и воспитания. Сибирский педагогический журнал. Новосибирск. 2009; № 8: 96-103.
2. Шварев Е.В., Никулина Н.Н., Гордиенко И.В., Давитян М.Г. Направления развития аграрного образования региона для предприятий АПК. Инновации в АПК. 2020; № 4: 274-288.
3. Жигалова О.В. Формирование педагогической компетентности преподавателя технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2004.
4. Хуторской А.В. Технология конструирования компетентностного обучения. Вестник Института образования человека. 2011; № 2. Available at: http://eidos-institute.ru/ journal/2011/211
5. Малый Ю.В. Психолого-педагогическая компетенция преподавателя технического вуза и методика ее формирования. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота): в 2 ч. 2008; Ч. II, № 10 (17): 121-123.
6. Стручаева Т.М. Педагогические проекты магистрантов Белгородского. ГАУ Вызовы и инновационные решения в аграрной науке: материалы XXVII Международной научно-производственной конференции. Белгород: Изд-во ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ 2023; Ч. I: 378-379.
7. Золотарёва О.И., Никулина Н.Н., Любимова Н.И. Дидактическая модель формирования профессиональных компетенций будущих специалистов аграрного профиля. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: рИо ГПА, 2023; Выпуск 79, Ч. 4: 42-45.
8. Красинская Л.Ф. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателей технического вуза в системе дополнительного профессионального образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.
9. Ямалетдинова А.М., Медведева А.С. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Вестник Башкирского университета. 2016; Т. 21, № 4: 1134-1140.
10. Любимова Н.И., Никулина Н.Н. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя СПО аграрного профиля. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020; Т. 39, № 3: 419-431.
References
1. Shubovich M.M. Gumanizaciya obrazovaniya i vospitaniya. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. Novosibirsk. 2009; № 8: 96-103.
2. Shvarev E.V., Nikulina N.N., Gordienko I.V., Davityan M.G. Napravleniya razvitiya agrarnogo obrazovaniya regiona dlya predpriyatij APK. Innovacii vAPK. 2020; № 4: 274-288.
3. Zhigalova O.V. Formirovaniepedagogicheskojkompetentnostiprepodavatelya tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2004.
4. Hutorskoj A.V. Tehnologiya konstruirovaniya kompetentnostnogo obucheniya. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2011; № 2. Available at: http://eidos-institute.ru/ journal/2011/211
5. Malyj Yu.V. Psihologo-pedagogicheskaya kompetenciya prepodavatelya tehnicheskogo vuza i metodika ee formirovaniya. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota): v 2 ch. 2008; Ch. II, № 10 (17): 121-123.
6. Struchaeva T.M. Pedagogicheskie proekty magistrantov Belgorodskogo. GAU. Vyzovy i innovacionnye resheniya v agrarnojnauke: materialy XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-proizvodstvennoj konferencii. Belgorod: Izd-vo FGBOU VO Belgorodskij GAU, 2023; Ch. I: 378-379.
7. Zolotareva O.I., Nikulina N.N., Lyubimova N.I. Didakticheskaya model' formirovaniya professional'nyh kompetencij buduschih specialistov agrarnogo profilya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2023; Vypusk 79, Ch. 4: 42-45.
8. Krasinskaya L.F. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelej tehnicheskogo vuza v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
9. Yamaletdinova A.M., Medvedeva A.S. Sovremennye informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v uchebnom processe. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2016; T. 21, № 4: 1134-1140.
10. Lyubimova N.I., Nikulina N.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya SPO agrarnogo profilya. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2020; T. 39, № 3: 419-431.
Статья поступила в редакцию 05.05.24
УДК 378
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia); Dagestan Branch of Russian State
Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ramazanova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan Branch of Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMING AND DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A YOUNGER STUDENT IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article analyzes possibilities that exist for effective pedagogical support of the younger schoolchildren personality formation and development in the modern educational organization conditions. The study examines the most characteristic modern primary school children features, which have a significant impact on their personal qualities development course and results. The researchers disclose the main directions of the studied process. Features of their implementation in the regular and extracurricular work course are revealed. Considerable attention is also paid to the system of criteria and indicators according to which such activities results can be evaluated. Basics and structure of the definition "pedagogical support" in relation to this modern primary school functioning segment are revealed. The authors summarize requirements for its implementation and propose the most progressive forms of support for the primary school children personal qualities system development in modern conditions.
Key words: primary general education, personality development of younger student, pedagogical support, regular activities, extracurricular activities