Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное общее образование / развитие личности младшего школьника / педагогическое сопровождение / урочная деятельность / внеурочная деятельность / primary general education / personality development of younger student / pedagogical support / regular activities / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.А. Магомеддибирова, Р.М. Рамазанова

Целью статьи является анализ возможностей, существующих для эффективного педагогического сопровождения становления и развития личности младших школьников в условиях современной образовательной организации. Прежде всего, в ней исследуются наиболее характерные черты современных младших школьников, оказывающие существенное влияние на ход и результаты развития у них личностных качеств. Далее речь идёт об основных направлениях соответствующего процесса. Выявляются особенности их реализации в ходе урочной и внеурочной работы. Значительное внимание также уделяется системе критериев и показателей, в соответствии с которыми оцениваются результаты такой деятельности. Раскрываются сущность и структура дефиниции «педагогическое сопровождение» применительно к данному сегменту функционирования современной начальной школы. Обобщаются требования к её реализации. Авторами также предлагаются наиболее прогрессивные, на их взгляд, формы осуществления сопровождения развития системы личностных качеств детей младшего школьного возраста в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMING AND DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A YOUNGER STUDENT IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyzes possibilities that exist for effective pedagogical support of the younger schoolchildren personality formation and development in the modern educational organization conditions. The study examines the most characteristic modern primary school children features, which have a significant impact on their personal qualities development course and results. The researchers disclose the main directions of the studied process. Features of their implementation in the regular and extracurricular work course are revealed. Considerable attention is also paid to the system of criteria and indicators according to which such activities results can be evaluated. Basics and structure of the definition “pedagogical support” in relation to this modern primary school functioning segment are revealed. The authors summarize requirements for its implementation and propose the most progressive forms of support for the primary school children personal qualities system development in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Модуль 3. «Внедрение цифровых технологий в образование». Этот модуль особенно актуален в наши дни в связи с введением элементов дистанционного обучения, с пониманием процесса цифровизации образования, использования современных приемов и методов обучения [9, с. 1135].

Модуль 4. «Педагогическое мастерство: основы, теория, практика». При изучении этого модуля слушатели были особенно внимательны и активны. Особый интерес вызвали приемы педагогического воздействия и взаимодействия [10, с. 420].

Модуль 5. «Процесс воспитания в целостном педагогическом процессе». Слушатели обсуждают воспитательные аспекты в образовательном процессе, уясняют для себя воспитательный потенциал личности педагога.

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. 1. Педагогическое образование для кадров образовательных организаций аграрного профиля необходимо, только оно позволит сделать это образование более современным и целенаправленным.

2. Опыт организации педагогического допобразования в БелГАУ эффективен, успешен, отвечает требованиям времени и задачам подготовки кадров для агробизнеса.

Профессиональная готовность, деловые возможности кадров агропромышленного комплекса, их квалификация определяются в первую очередь образовательным уровнем специалиста. Возникает необходимость в создании

Библиографический список

условий для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров аграрного профиля. Педагогическим кадрам для системы аграрного образования необходимо овладеть методикой преподавания дисциплины по специальности и психолого-педагогическими знаниями. Правильно подобранная методика преподавания дисциплин позволит вызвать у обучающихся интерес к выбранной специальности в области сельского хозяйства, а также закрепить в сознании студента понимание правильности выбора профессии. Необходимо отметить, что эффективность подготовки педагогических кадров для системы аграрного образования зависит также от такого фактора, как личностные качества преподавателя, его стремления к самообразованию, от его социально-профессиональной установки. Реализация Программы на протяжении нескольких лет показала, что избран правильный путь решения поставленной задачи - повышение квалификации педагогических кадров для аграрного образовательного кластера Белгородского региона. На первом этапе - введение - рассмотренный вид совершенствования качества подготовки специалистов аграрного профиля через педагогическую переподготовку преподавательского состава образовательных организаций Белгородского аграрного образовательного кластера не вызвал поддержки коллектива преподавателей университета, кафедра профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин была востребована только на экономическом факультете.

1. Шубович М.М. Гуманизация образования и воспитания. Сибирский педагогический журнал. Новосибирск. 2009; № 8: 96-103.

2. Шварев Е.В., Никулина Н.Н., Гордиенко И.В., Давитян М.Г. Направления развития аграрного образования региона для предприятий АПК. Инновации в АПК. 2020; № 4: 274-288.

3. Жигалова О.В. Формирование педагогической компетентности преподавателя технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2004.

4. Хуторской А.В. Технология конструирования компетентностного обучения. Вестник Института образования человека. 2011; № 2. Available at: http://eidos-institute.ru/ journal/2011/211

5. Малый Ю.В. Психолого-педагогическая компетенция преподавателя технического вуза и методика ее формирования. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота): в 2 ч. 2008; Ч. II, № 10 (17): 121-123.

6. Стручаева Т.М. Педагогические проекты магистрантов Белгородского. ГАУ Вызовы и инновационные решения в аграрной науке: материалы XXVII Международной научно-производственной конференции. Белгород: Изд-во ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ 2023; Ч. I: 378-379.

7. Золотарёва О.И., Никулина Н.Н., Любимова Н.И. Дидактическая модель формирования профессиональных компетенций будущих специалистов аграрного профиля. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: рИо ГПА, 2023; Выпуск 79, Ч. 4: 42-45.

8. Красинская Л.Ф. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателей технического вуза в системе дополнительного профессионального образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.

9. Ямалетдинова А.М., Медведева А.С. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Вестник Башкирского университета. 2016; Т. 21, № 4: 1134-1140.

10. Любимова Н.И., Никулина Н.Н. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя СПО аграрного профиля. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020; Т. 39, № 3: 419-431.

References

1. Shubovich M.M. Gumanizaciya obrazovaniya i vospitaniya. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. Novosibirsk. 2009; № 8: 96-103.

2. Shvarev E.V., Nikulina N.N., Gordienko I.V., Davityan M.G. Napravleniya razvitiya agrarnogo obrazovaniya regiona dlya predpriyatij APK. Innovacii vAPK. 2020; № 4: 274-288.

3. Zhigalova O.V. Formirovaniepedagogicheskojkompetentnostiprepodavatelya tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2004.

4. Hutorskoj A.V. Tehnologiya konstruirovaniya kompetentnostnogo obucheniya. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2011; № 2. Available at: http://eidos-institute.ru/ journal/2011/211

5. Malyj Yu.V. Psihologo-pedagogicheskaya kompetenciya prepodavatelya tehnicheskogo vuza i metodika ee formirovaniya. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota): v 2 ch. 2008; Ch. II, № 10 (17): 121-123.

6. Struchaeva T.M. Pedagogicheskie proekty magistrantov Belgorodskogo. GAU. Vyzovy i innovacionnye resheniya v agrarnojnauke: materialy XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-proizvodstvennoj konferencii. Belgorod: Izd-vo FGBOU VO Belgorodskij GAU, 2023; Ch. I: 378-379.

7. Zolotareva O.I., Nikulina N.N., Lyubimova N.I. Didakticheskaya model' formirovaniya professional'nyh kompetencij buduschih specialistov agrarnogo profilya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2023; Vypusk 79, Ch. 4: 42-45.

8. Krasinskaya L.F. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelej tehnicheskogo vuza v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

9. Yamaletdinova A.M., Medvedeva A.S. Sovremennye informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v uchebnom processe. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2016; T. 21, № 4: 1134-1140.

10. Lyubimova N.I., Nikulina N.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya SPO agrarnogo profilya. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2020; T. 39, № 3: 419-431.

Статья поступила в редакцию 05.05.24

УДК 378

Magomeddibirova Z.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia); Dagestan Branch of Russian State

Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (Makhachkala, Russia), E-mail: sulpat12@mail.ru

Ramazanova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan Branch of Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (Makhachkala, Russia),

E-mail: sulpat12@mail.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMING AND DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A YOUNGER STUDENT IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article analyzes possibilities that exist for effective pedagogical support of the younger schoolchildren personality formation and development in the modern educational organization conditions. The study examines the most characteristic modern primary school children features, which have a significant impact on their personal qualities development course and results. The researchers disclose the main directions of the studied process. Features of their implementation in the regular and extracurricular work course are revealed. Considerable attention is also paid to the system of criteria and indicators according to which such activities results can be evaluated. Basics and structure of the definition "pedagogical support" in relation to this modern primary school functioning segment are revealed. The authors summarize requirements for its implementation and propose the most progressive forms of support for the primary school children personal qualities system development in modern conditions.

Key words: primary general education, personality development of younger student, pedagogical support, regular activities, extracurricular activities

З.А. Магомеддибироеа, д-р пед. наук, проф., ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, ФБГОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (Дагестанский филиал), г. Махачкала, E-mail: sulpat12@mail.ru Р.М. Рамазаноеа, канд. пед. наук, доц., ФБГОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (Дагестанский филиал), г. Махачкала, E-mail: sulpat12@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Целью статьи является анализ возможностей, существующих для эффективного педагогического сопровождения становления и развития личности младших школьников в условиях современной образовательной организации. Прежде всего, в ней исследуются наиболее характерные черты современных младших школьников, оказывающие существенное влияние на ход и результаты развития у них личностных качеств. Далее речь идёт об основных направлениях соответствующего процесса. Выявляются особенности их реализации в ходе урочной и внеурочной работы. Значительное внимание также уделяется системе критериев и показателей, в соответствии с которыми оцениваются результаты такой деятельности. Раскрываются сущность и структура дефиниции «педагогическое сопровождение» применительно к данному сегменту функционирования современной начальной школы. Обобщаются требования к её реализации. Авторами также предлагаются наиболее прогрессивные, на их взгляд, формы осуществления сопровождения развития системы личностных качеств детей младшего школьного возраста в современных условиях.

Ключевые слова: начальное общее образование, развитие личности младшего школьника, педагогическое сопровождение, урочная деятельность, внеурочная деятельность

Актуальность темы исследования может быть обоснована фактом изменений вектора реализации образовательной деятельности современными школами. Конечно, к настоящему моменту важным аспектом их деятельности остаётся формирование предметных компетенций учащихся (А.А. Алексеева, Т.А. Воскресенская, О.А. Еремеева, В.Ю. Хабибуллина). Но вместе с тем сегодня происходит переосмысление ключевых функций учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями современного общества и его членов. С течением времени всё большее значение приобретает развитие личности представителей подрастающего поколения (М.А. Баширова, Е.А. Козырева, Н.В. Лежнева, Г Г Ра-баданов, С.М. Чмыхало, А.Н. Шилханова). Это направление лежит в основе государственной политики в области образования (И.Б. Байханов и др.) [1-7].

Наиболее актуальными при этом являются проблемы, связанные с обеспечением эффективного формирования личностных качеств у младших школьников (Ю.Л. Балюшина, О.А. Еремеева, Г.Г Рабаданов). Это связано с особенностями той фазы развития, на которой находятся большинство учащихся начальных классов современных российских школ.

Действительно, возраст, когда ребёнок идёт в первый класс, считается важнейшим в смысле развития его социальной составляющей. Именно на данном этапе происходит становление социальной позиции младшего школьника как субъекта ряда видов деятельности, прежде всего учебной [1].

Именно поэтому дети, относящиеся к данной возрастной категории, проявляют повышенный интерес к следующим феноменам: конфликты; дружба; социальные роли; творческая деятельность.

Катализатором подобных изменений выступает факт становления обучения основным видам деятельности ребёнка. Связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальный характер. Таким образом, в начале обучения по программам начального общего образования меняется роль формирующейся личности в социуме. Она становится полноценным субъектом социальной жизни, имеющим значимые обязанности, выполнение или невыполнение которых соответствующим образом оценивается другими членами общества [2].

Таким образом, при поступлении ребёнка в школу процесс развития у него личностных качеств становится более управляемым. Успешное завершение такового предполагает поддержание другими участниками образовательных отношений интереса детей к различным видам социальной активности, совместную с ними деятельность, имеющую целью поиск ответов на соответствующие вопросы. Решающую роль при этом играет грамотная реализация подходов, приёмов и методов, формирующих социально развитую личность [2]. Успешное завершение такого процесса представляется невозможным без организации и осуществления его педагогического сопровождения в связи с требованиями современной педагогики.

Основываясь на вышеизложенном, в качестве цели нашего исследования мы можем определить изучение возможностей, существующих для эффективного педагогического сопровождения становления и развития личности младших школьников в условиях современной образовательной организации.

Этой цели соответствуют следующие задачи:

- продемонстрировать некоторые характерные черты современных младших школьников, оказывающие существенное влияние на ход и результаты развития у них личностных качеств;

- определить основные направления соответствующего процесса;

- выявить особенности их реализации в ходе урочной и внеурочной работы;

- исследовать систему критериев и показателей, в соответствии с которыми оцениваются результаты такой деятельности;

- раскрыть сущность и структуру дефиниции «педагогическое сопровождение» применительно к данному сегменту функционирования современной начальной школы;

- привести основные требования к её реализации;

- рассказать о наиболее прогрессивных, на взгляд авторов, формах осуществления сопровождения развития системы личностных качеств детей младшего школьного возраста в современных условиях.

По ходу решения перечисленных выше задач нами применялись следующие методы исследования:

- анализ научной и методической литературы, на страницах которой в той или иной степени затрагивается проблематика, отражённая в заголовке статьи;

- рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна настоящего исследования состоит в рассмотрении различных методов и форм педагогической поддержки личностного развития младших школьников.

Теоретическая значимость сводится к тому, что в статье были даны сущностная и структурная характеристики дефиниции «педагогическое сопровождение» применительно к формированию личности учащихся младших классов.

Практическая значимость заключается в изучении системы требований к реализации подобной деятельности.

Сегодня учителя начальных классов в свой деятельности всё чаще сталкиваются с тенденцией, при которой первоклассники характеризуются наличием небольшого в сравнении с их предшественниками социального опыта. Это влечёт за собой следующую проблему - наличие затруднений во взаимодействии детей с другими участниками образовательного процесса. Отсюда же во многом проистекает низкий уровень их учебной дисциплины: многие современные младшеклассники попросту не имели возможности перенять у старших или сверстников навыки приемлемого поведения [1].

Современным педагогам известно несколько причин формирования такой ситуации (Ю.Л. Балюшина, Т. А. Воскресенская, О.А. Еремеева, ГГ. Рабаданов, С.М. Чмыхало). В рамках данного исследования мы остановимся на двух. Первая из них - ограничения детей в общении друг с другом и взрослыми из-за сильной занятости в кружках, секциях и при подготовке к школе [2]. Вторая - недостаточное общение с родителями [3]. Зачастую родители, вообще старшие члены семей дошкольников и младших школьников не считают необходимым поддерживание тесных контактов с детьми.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что у многих современных учащихся начальных, особенно первых, классов коммуникативная составляющая жизни развита явно недостаточно. Это, в свою очередь, затрудняет становление их личности по ходу обучения и воспитания. Отсюда следует, что в настоящее время данному процессу должно уделяться гораздо больше внимания, чем на предыдущих этапах развития российской школы.

Прежде всего, соответствующая деятельность подразумевает активное сотрудничество между всеми субъектами образовательных отношений. Она ни в коем случае не должна сводиться к одному виду деятельности. Воспитание личности современного младшего школьника необходимо осуществлять как во время учебной, так и внеучебной работы [4]. Решающая роль при этом принадлежит учителям.

В процессе формирования личностных качеств учеников деятельность этих и других участников образовательного процесса может осуществляться по следующим направлениям:

- теоретическое обеспечение становления и развития личности;

- активное вовлечение младших школьников в различные виды совместной деятельности [1];

- систематический мониторинг хода и диагностика результатов реализации двух первых направлений [3].

Их успешное практическое воплощение в процессе обучения и воспитания младших школьников связано с необходимостью использования разнообразных приёмов и методов развития личности. Программа формирования соответствующих характеристик в ходе учебной работы должна быть направлена на развитие морально-нравственных качеств учащихся, которые будут способствовать их

скорейшей интеграции в жизнь ОО [2]. Таким образом, различные формы деятельности ребёнка могут быть оперативно приведены в соответствие с принятыми обществом нормами морали и нравственными установками.

Желательно при этом периодически предоставлять младшим школьникам возможности вступать в учебный диалог Участие в нём с определённой вероятностью окажет положительное влияние на формирование качеств личности, благоприятствующих её выживанию, а, главное, развитию в социуме [5]. Так, дети смогут научиться договариваться, прислушиваться к мнению других и приходить к общему мнению, что поможет им в дальнейшей реализации учебной и иной деятельности, особенно при работе в команде.

Важной частью становления ребёнка личностью может также стать его деятельность в свободное от уроков время. Существенным при этом является максимальный учёт интересов младшего школьника. Принимая их в расчёт при планировании и организации подобных форм активности, педагог сможет осуществлять воспитание необходимых качеств с использованием игровых технологий, которые, в свою очередь, позволят учащимся показать себя и раскрыть собственные таланты [4]. Как следствие, их социализация, а значит, и развитие личностных компетенций будут проходить более успешно.

На сегодняшний день состояние разработки интересующей нас проблемы позволяет выделить ряд критериев и показателей сформированности личности у младшего школьника (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели уровня развития системы личностных качеств учащихся начальных классов

Применительно к формированию личностных качеств у учащихся младшей школы термин «педагогическое сопровождение» характеризуется наличием тесной связи с такой дефиницией, как «педагогическая поддержка» [3]. Действительно, при реализации рассматриваемого процесса в ходе урочной и внеурочной деятельности сопровождение предполагает поддержку со стороны педагога школьников и оказание им помощи в решении проблем, возникающих на данном поприще.

Отсюда следует, что понятие «педагогическое сопровождение» отражает основные идеи взаимодействия субъектов обучения и воспитания, направленные на развитие личности [2]. Структура данного процесса включает:

- совместное определение педагогом и обучающимися их познавательных интересов;

- эффективный поиск путей разрешения проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе работы над задачами личностного роста школьников и других участников образовательного процесса [5];

- создание организационно-педагогических условий для эффективного развития соответствующих качеств учащихся.

Когда речь идёт о рассмотренных выше направлениях развития личности младших школьников, содержание всех форм педагогического сопровождения должно быть направлено на достижение одной или нескольких главных целей. К ним относятся:

- содействие складыванию системы духовно-нравственных качеств ребёнка [4];

- социально-педагогическая поддержка развития ответственности учеников за собственную деятельность;

- формирование учащихся как компетентных гражданин своей страны.

Библиографический список

1.

2.

Учитель при этом должен воспринимать младшего школьника как личность, способную к саморазвитию и имеющую право на ошибки.

Соответствующая этим требованиям педагогическая поддержка осуществляется, как уже говорилось, и в процессе обучения детей, и в ходе организации их досуга. При этом применимы следующие формы её организации:

- педагогическая поддержка трудовой деятельности;

- творческая деятельность;

- тренинг;

- ролевые игры;

- организационно-деятельностные игры [1].

Первая из названных форм важна постольку, поскольку позволяет развивать у учащихся способность бороться с трудностями, возникающими по ходу реализации различных форм социально значимой активности. Главная цель приобщения младших школьников к трудовой деятельности - превратить её в осознанную потребность. Таковая является важной чертой полноценного члена современного общества [5].

Задачи, которые необходимо решить в ходе занятий творческой деятельностью, включают укрепление взаимоотношений в ученическом коллективе, а равно - создание благоприятной атмосферы для всех его участников. Данный вид активности предоставляет детям возможность сделать свой аргументированный выбор. Благодаря этому они смогут акцентировать внимание на личном вкладе в решение коллективных задач. Такого рода задания могут быть разнообразными, следовательно, школьнику позволяется избрать наиболее важное дело. В этой связи также следует отметить, что он добровольно участвует во всех начинаниях, публично признавая свою деятельность [5].

Проведение тренинговой работы имеет целью формирование системы коммуникативных навыков. Обязательным условием успешного завершения такой деятельности является проведение рефлексии.

Говоря о третьей форме педагогической поддержки формирования личности учащихся начальных классов, важно отметить, что структура ролевой игры, как правило, остаётся открытой на всё её протяжении. Участвуя в ней, учащиеся берут на себя выбранные роли, обусловленные характером игры. В качестве ролевых моделей при этом могут выступать персонажи их собственной фантазии; герои фольклорных и литературных произведений; действующие лица фильмов, мультфильмов и игр.

Не выходя за рамки правил и выбранных героев, участники игры могут импровизировать [3]. Игровой процесс при этом представляет собой ситуацию, моделируемую детьми совместно с учителем. В него также могут быть вовлечены родители, которые помогут детям в освоении данной игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С ролевыми во многом схожи организационно-деятельностные игры. Каждая из них является некой последовательностью действий, обеспечивающих трансформацию стандартной ситуации в нестандартную, нетипичную для каждого конкретного ученика. Данный вид деятельности может помочь учащимся начальных классов в формировании умений и навыков практического применения сформированных личностных качеств в условиях, приближенных к реальным [2]. Благодаря такой своей особенности реализация организационно-деятельност-ных игр позволяет эффективно решать множество проблем, связанных с развитием личности обучающихся. К ним относятся:

- развитие способностей к полноценной самореализации;

- формирование способности к практическому применению универсальных компетенций;

- всестороннее развитие личности.

Таким образом, рассматриваемая форма организации педагогической поддержки представляет собой одно из наиболее действенных средств практического воплощения основных принципов воспитания и социализации [3]. Однако эффективность её применения в этом качестве напрямую зависит от компетентности педагогов и родителей. Дело в том, что при осуществлении соответствующего вида деятельности в качестве главного системообразующего элемента выступают именно взрослые. Корректность их действий будет способствовать улучшению взаимопонимания и взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса в процессе таких игр.

Завершая рассмотрение проблем, связанных с рациональной организацией педагогического сопровождения становления и развития личности младших школьников в современной образовательной среде, следует, прежде всего, отметить необходимость интенсификации формирования соответствующих качеств у детей, относящихся к данной возрастной категории.

Повышенное внимание к формированию личностных компетенций подразумевает некоторую реорганизацию педагогического сопровождения соответствующего процесса.

Сегодня в качестве наиболее эффективных форм педагогического сопровождения выступают педагогическая поддержка трудовой деятельности, творческая деятельность, тренинг, ролевые и организационно-деятельностные игры.

Алексеева А.А. Нейродидактика в системе профессионально-педагогической деятельности учителя начальной общей школы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 286-289.

Воскресенская Т.А. Формирование культуры мира обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 12-15.

Критерии Показатели

Когнитивно-рефлексивный Любознательность

Способность к самонаблюдению и самоанализу

Умение адекватно реагировать на ту или иную ситуацию, возникающую в ходе межличностного взаимодействия

Практический Самостоятельность

Навык репродуктивных действий

Навык творческих действий

Ценностно-смысловой Представления обучающихся об основных национальных и общечеловеческих ценностях

Степень выраженности духовных и нравственных качеств

Способность к адекватной самооценке

Коммуникативный Умения сотрудничества

Навыки продуктивного общения со сверстниками и старшими

3. Хабибуллина В.Ю., Еремеева О.А. Изучение содержания спортивно-оздоровительной деятельности как одного из направлений развития личности младшего школьника. Вестник науки. 2023; Т. 5, № 4 (61): 175-179.

4. Чмыхало С.М. Роль учителя в развитии личности младшего школьника. Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020; № 1: 285-287.

5. Баширова М.А., Шилханова А.Н., Рабаданов Г.Г Закономерности и особенности развития личности младшего школьника. Образование и право. 2021; № 12: 204-210.

6. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

7. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.

References

1. Alekseeva A.A. Nejrodidaktika v sisteme professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya nachal'noj obschej shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 286-289.

2. Voskresenskaya T.A. Formirovanie kul'tury mira obuchayuschihsya nachal'noj shkoly na urokah inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 12-15.

3. Habibullina V.Yu., Eremeeva O.A. Izuchenie soderzhaniya sportivno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti kak odnogo iz napravlenij razvitiya lichnosti mladshego shkol'nika. Vestnik nauki. 2023; T. 5, № 4 (61): 175-179.

1. Chmyhalo S.M. Rol' uchitelya v razvitii lichnosti mladshego shkol'nika. Mezhpokolencheskieotnosheniya:sovremennyjdiskursistrategicheskievyboryvpsihologo-pedagogicheskoj nauke i praktike. 2020; № 1: 285-287.

2. Bashirova M.A., Shilhanova A.N., Rabadanov G.G. Zakonomernosti i osobennosti razvitiya lichnosti mladshego shkol'nika. Obrazovanie ipravo. 2021; № 12: 204-210.

3. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

4. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

Статья поступила в редакцию 13.05.24

УДК 37.03

Magomedova A.Kh., teaching assistant, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: aizishka@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF METACOGNITIVE SKILLS IN STUDENTS. The article presents essential characteristics of a concept of "metacognitive skills." The genesis of the ideas of teachers and psychologists about the substantive content of the concept of "metacognitive skills" over time is presented. The necessity of developing metacognitive skills in students is substantiated, based on regulatory documents (standards of general and higher education). Pedagogical conditions (methods and techniques) for the teacher's work on the formation and development of metacognitive skills in students are proposed (motivating questions, metacognitive support, modeling, reflective questions, thinking aloud, self-control, compiling tables, concept map). The author presents features of using techniques in the work of a teacher and identifies components of cognitive modeling/regulation. The researcher also describes stages of formation of metacognitive skills in students in the educational process. It is concluded that it is necessary to search for new pedagogical means aimed at developing metacognitive skills in students.

Key words: metacognition, metacognitive skills, pedagogical approaches, cognitive monitoring, pedagogical conditions, teacher's activities, pedagogical techniques

А.Х. Магомедова, асс., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: aizishka@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье дана сущностная характеристика понятия «метакогнитивные умения». Представлен генезис представлений педагогов и психологов о предметном наполнении понятия «метакогнитивные умения» с течением времени. Обоснована необходимость развития у обучающихся метакогнитивных умений, опирающаяся на нормативные документы (стандарты общего и высшего образования). Предложены педагогические условия (методы и приёмы) работы педагога по формированию и развитию метакогнитивных умений у обучающихся (побуждающие вопросы, метакогнитивная поддержка, моделирование, рефлексирующие вопросы, размышление вслух, самоконтроль, составление таблиц, концептуальная карта). Представлены особенности использования приемов в работе учителя. Определены компоненты когнитивного моделирования/регуляции. Представлены этапы формирования метакогнитивных умений у обучающихся в учебном процессе. Сделан вывод о необходимости поиска новых педагогических средств, направленных на формирование метакогнитив-ных умений у обучающихся.

Ключевые слова: метапознание, метакогнитивные умения, педагогические подходы, когнитивный мониторинг, педагогические условия, деятельность педагога, педагогические приемы

Актуальность исследования связана с тем, что одной из главных задач современного образования является формирование способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, поиску и обработке информации, повышение их методологической культуры в целом. Для освоения данной задачи необходимо обратить внимание на метакогнитивные (метапознавательные) умения обучающихся, осуществлять поиск новых методов и средств их развития. Метакогнитивные стратегии позволяют осуществлять мониторинг когнитивных процессов. Они представляют собой комплекс взаимосогласованных процессов, регулирующих когнитивную активность, ее процессуальные и результативные аспекты. Субъект с хорошо развитыми метакогнитивными стратегиями может выйти за рамки текущего познавательного процесса и сравнить его результаты с внутренними и внешними стандартами. В связи с этим педагогам необходимо включать в свою профессиональную практику новые методы и приемы, направленные на развитие метакогнитивных способностей у учащихся.

Цель статьи - выявить основные педагогические условия (приемы) в работе педагога по формированию метакогнитивных умений у обучающихся в процессе обучения.

Основные задачи статьи: 1) определить сущность понятия «метакогнитив-ные умения»; 2) выявить специфику проявления метакогнитивных умений у обучающихся (учащихся школы, студентов), 3) рассмотреть связь понятий «метаког-нитивные умения» и «метакогнитивное познание».

Научная новизна определяется поиском и характеристикой методов и приемов работы педагога по формированию метакогнитивных умений у обучающих-

ся. Теоретическая значимость статьи: 1) обоснование необходимости развития метакогнитивных умений у обучающихся на всех уровнях образования; 2) выявление связи понятий «метакогнитивные умения» и «метакогнитивное познание».

Методы исследования: систематизация научного материала по проблеме, обобщение, структурирование научных исследований.

Первоначально понятие «метапознание» было введено в когнитивную психологию Дж. Флейвеллом в 1976 году. Согласно его теории, метапознание определяется как «способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью». Согласно модели метапознания А. Брауна, метакогнитивные процессы могут быть отнесены к двум взаимосвязанным категориям: знание о познании и регуляция познания. Первая категория обладает устойчивостью и зависимостью от возрастных особенностей, а также бывает ошибочной.

Схожей точки зрения о неосознаваемой природе метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности придерживаются Д. Шартье и Э. Лоарера. Они считают, что различие между когнитивными и метакогнитивными процессами заключается в объекте познания - для первого это вся окружающая действительность, а во втором - это наши собственные когнитивные процессы.

Особый интерес к изучению метакогнитивных процессов стал проявляться в психологии относительно недавно. Так, до определенного периода в когнитивной психологии господствовал традиционный подход, в рамках которого изучались исключительно когнитивные процессы переработки информации (память, мыслительные процессы, восприятие и т. д.). Но в настоящее время отмечается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.