Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог-аграрий / практико-ориентированный подход / аграрный образовательный кластер / контекстное обучение / agricultural teacher / practice-oriented approach / agricultural educational cluster / contextual learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.И. Любимова

В статье рассмотрены возможности применения практико-ориентированного подхода с целью профессионализации подготовки педагогов-аграриев для аграрного образовательного кластера Белгородского региона. Автор содержательно раскрыл значимость и сущность практико-ориентированного подхода в теоретическом и практическом аспектах для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение». Представлен широкий анализ аграрного образовательного кластера Белгородского региона, что позволило определить вектор подготовки педагогических кадров для педагога-агрария. При подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности особое внимание уделено педагогической практике, которая даёт возможность погрузиться в практическое моделирование психолого-педагогической деятельности педагога. Полученный опыт закрепляется на занятиях, направленных на решение педагогических или психологических задач. Полученные результаты указывают на правильность выбранной цели исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.И. Любимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE PREPARATION OF NON-PEDAGOGICAL STUDENTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article considers the possibilities of applying a practice-oriented approach in order to professionalize the training of agricultural teachers for the agricultural educational cluster of the Belgorod region. The author has meaningfully revealed the significance and essence of a practice-oriented approach in theoretical and practical aspects for students studying in the field of vocational training. A broad analysis of the agrarian educational cluster of the Belgorod region is presented, which made it possible to determine the vector of training pedagogical personnel for an agrarian teacher. When preparing students of a non-pedagogical profile for pedagogical activity, special attention is paid to pedagogical practice, which makes it possible to immerse themselves in the practical modeling of the psychological and pedagogical activity of a teacher. The gained experience is consolidated in classes aimed at solving pedagogical or psychological problems. The obtained results indicate the correctness of the chosen research goal.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

10. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

11. Saenko L.A., Zritneva E.N. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti detej i podrostkov v letnem lagere otdyha. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 2 (41): 153-161.

12. Sulejmanova F.M., Abdullina L.B., Sadykova Yu.R. Kul'tura obscheniya kak kommunikativnaya harakteristika lichnosti starshego doshkol'nika. Tradicii i novacii v doshkol'nom obrazovanii. 2021; № 1 (18): 16-18.

13. Uruntaeva G.A., Afon'kina Yu.A. Praktikumpo detskojpsihologii. Moskva, 1995.

Статья поступила в редакцию 05.05.24

УДК 378.147

Lyubimova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Vocational Training and Socio-Pedagogical Disciplines, Belgorod State Pedagogical

University (Belgorod, Russia), E-mail: lubimova_ni@bsaa.edu.ru

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE PREPARATION OF NON-PEDAGOGICAL STUDENTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article considers the possibilities of applying a practice-oriented approach in order to professionalize the training of agricultural teachers for the agricultural educational cluster of the Belgorod region. The author has meaningfully revealed the significance and essence of a practice-oriented approach in theoretical and practical aspects for students studying in the field of vocational training. A broad analysis of the agrarian educational cluster of the Belgorod region is presented, which made it possible to determine the vector of training pedagogical personnel for an agrarian teacher. When preparing students of a non-pedagogical profile for pedagogical activity, special attention is paid to pedagogical practice, which makes it possible to immerse themselves in the practical modeling of the psychological and pedagogical activity of a teacher. The gained experience is consolidated in classes aimed at solving pedagogical or psychological problems. The obtained results indicate the correctness of the chosen research goal.

Key words: agricultural teacher, practice-oriented approach, agricultural educational cluster, contextual learning

Н.И. Любимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ», г. Белгород, E-mail: lubimova_ni@bsaa.edu.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены возможности применения практико-ориентированного подхода с целью профессионализации подготовки педагогов-аграриев для аграрного образовательного кластера Белгородского региона. Автор содержательно раскрыл значимость и сущность практико-ориентированного подхода в теоретическом и практическом аспектах для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение». Представлен широкий анализ аграрного образовательного кластера Белгородского региона, что позволило определить вектор подготовки педагогических кадров для педагога-агрария. При подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности особое внимание уделено педагогической практике, которая даёт возможность погрузиться в практическое моделирование психолого-педагогической деятельности педагога. Полученный опыт закрепляется на занятиях, направленных на решение педагогических или психологических задач. Полученные результаты указывают на правильность выбранной цели исследования.

Ключевые слова: педагог-аграрий, практико-ориентированный подход, аграрный образовательный кластер, контекстное обучение

Актуальность темы исследования заключается в том, что аграрный образовательный кластер постоянно нуждается в профессионально подготовленных педагогах-аграриях для осуществления учебного процесса в этих образовательных организациях [1, с. 3].

Аграрный образовательный кластер Белгородского региона - широко разветвленное, многоаспектное и многоярусное образование, не раз подвергавшееся тщательному анализу со стороны ученых (И.В. Гордиенко, М.Г Давитян, А.Ф. Дорофеев, Т.Л. Проскурина, А.В. Турьянский, Е.В. Шварев и др.).

Организующим центром кластера является Белгородский ГАУ. В кластер входят также 12 образовательных организаций среднего профессионального образования (лицеи, колледжи, техникумы), расположенные в 10 районах области, а также аграрные классы, созданные на базе средних школ в 9 районах области [2, с. 5; 3].

Цель статьи - рассмотреть преимущества практико-ориентированного подхода, а также оценить приобретенный опыт.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования стали следующие:

- подчеркнуть актуальность подготовки педагогических кадров для аграрного образовательного кластера;

- определить значение дуального и контекстного обучения в практико-о-риентированном подходе при обучении студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности;

- показать важность и особенность психолого-педагогической деятельности для студентов по направлению подготовки 44.03.44 Профессиональное обучение (по отраслям).

Основными методами в процессе исследования были избраны:

- теоретические - анализ литературы по теме исследования; обобщение накопленного опыта в области подготовки студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности; выявление проблем и вопросов в исследуемой проблеме;

- практические (эмпирические) - анкетирование студентов по направлению подготовки 44.03.44 Профессиональное обучение (по отраслям) беседа с обучающимися, наблюдение, анализ результатов, статистический анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что впервые рассмотрено применение практико-ориентированного подхода к подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности для аграрного образовательного кластера Белгородского региона.

Теоретическая значимость заключается в определении профессионально-педагогических путей применения практико-ориентированного подхода к

подготовке студентов по направлению обучения 44.03.44 Профессиональное обучение (по отраслям) в условиях аграрного образовательного кластера Белгородского региона.

Практическая значимость состоит в анализе плодотворных результатов применения практико-ориентированного подхода к подготовке студентов по направлению обучения 44.03.44 Профессиональное обучение (по отраслям) Белгородского ГАУ. С целью подготовки квалифицированных педагогических кадров для аграрного образовательного кластера на базе БелГАУ была создана кафедра профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин. В качестве основного подхода к организации учебного процесса был избран прак-тико-ориентированный подход.

С целью определения трудностей в учебно-воспитательном процессе был проведен опрос среди студентов 44.03.44 Профессиональное обучение (по отраслям).

На вопрос «Почему вы решили выбрать именно эту специальность?» 92% первокурсников ответили, что хотят получить специальность педагога, преподавателя (интересно, родители педагоги, совет друга), 8% - выбор случаен (стечение обстоятельств, результатЕГЭ), Среди предметов, которые хотели бы изучаты, С2% итазалипетхологую, 1стрдере-травовот обеспечение про-фессуоуыесто4 ееззееккеери,9% - теслолохреи океао ЛЫбИ - ведагогическое мастерство.

Рис.1. Ожидаемые трудностиприполученииспециальности44.03.44 Профессиональное обучение (по отраслям)

На вопрос об ожидаемых трудностях 87% никаких трудностей не предвидят, 8% - трудности индивидуального характера (лень, не доводит дело до конца, медлительность), 5% - отсутствие мотивации. Нами был сделан вывод, что формированию мотивационного компонента, приобщению студентов к педагогическому труду будет способствовать, прежде всего, практическое погружение в профессию, то есть практико-ориентированное обучение (далее - ПОО).

Контекстное, или знаково-контекстное обучение - разработка российского ученого А.А. Вербицкого, предложенная в 1981 году. Технология контекстного обучения изложена в ряде работ А.А. Вербицкого [3], его учеников и последователей. Внедрение дуального и контекстного обучения - способ осуществления ПОО, которое позволяет «делая одно, учась, научиться принципиально другому - работать» [4, с. 61]. Контекстное обучение ориентировано на использование «форм и методов активного обучения в вузе» [3, с. 20].

Сущность контекстного обучения - создание психологических, педагогических и методических условий трансформации учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов деятельности. Для этого в формах учебной деятельности студентов последовательно моделируется профессиональная деятельность специалиста со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных (социальный контекст) составляющих, реализуется движение деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к деятельности собственно профессиональной.

В процессе обучения у студентов вырабатываются: 1) общий мотивацион-ный синдром учения; 2) познавательный мотивационный синдром; 3) профессиональный мотивационный синдром [5]. При подготовке агрария-педагога должен быть выработан еще и профессионально-педагогический мотивационный синдром учения. В собственно учебную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную виды деятельности оказывается включенным еще и профессионально-педагогический компонент [1, с. 6].

«Контекстное обучение - обучение активное, предполагающее использование таких форм и методов организации процесса обучения, которые его не просто регламентируют, алгоритмизируют, программируют, а делают его развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов» [6, с. 6]. Цель ПОО, по мнению Н.В. Антоновой и Ж.Н. Шмелевой, - приобретение профессиональных компетенций. Они отмечают 4 направления использования практико-ориентированного подхода: 1) организация практик, 2) внедрение «профессионально ориентированных технологий обучения»; 3) привлечение студентов к решению «реальных научно-практических и опытно-производственных работ» 4) создание «мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции» [6, с. 77].

Прежде всего, пересмотрены содержание и структура ряда курсов: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогическое мастерство», «Психология профессиональной деятельности (педагогическая психология)». Введен курс «Моделирование психолого-педагогической деятельности». Эти курсы приобрели направленность на формирование мотивационно-педагогического синдрома учения, воспитание ценностного отношения к педагогической профессии, на кор-

Библиографический список

рекцию ценностных ориентаций будущих педагогов-аграриев. Особое значение придается педагогической практике. Первая - ознакомительная - педпрактика начинает учебный год, длится 2 недели. Студенты знакомятся с университетом, его структурой, лабораториями, разного рода площадками, узнают возможности приобретения и расширения знаний на их основе. ПОО в этот период способствует быстрому и успешному ознакомлению с условиями обучения в университете, облегчает адаптацию к новому виду деятельности [7, с. 95].

Студенты имеют возможность посещать занятия на факультете СПО, беседовать с преподавателями, участвовать во встречах с ними и в дискуссиях, посещают мастер-классы ведущих педагогов. В период пассивной практики проводят пробные занятия под наблюдением опытных педагогов, организуются различные мероприятия, им оказывается помощь в кураторской деятельности, они учатся устанавливать контакт со студентами. Происходит практическое моделирование психолого-педагогической деятельности педагога как воплощение соответствующего теоретического курса «Моделирование психолого-педагогической деятельности». Семинарские занятия по этой дисциплине на 3 курсе позволяют решать ряд задач, среди которых:

- ознакомление студентов с возможностями психологии и педагогики в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности;

- содействие гуманитарному развитию студентов: психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения» Очевидно, что, кроме специальной подготовки студентов, необходимо вооружить их педагогическими знаниями [8, с. 313].

Практические занятия направлены на решение педагогических или психологических задач, разрешение спорных, неоднозначных ситуаций. Занятия такой направленности позволяют студентам понять психологические особенности деятельности обучаемого, установить с ним контакт, прогнозировать реакцию обучаемого на действия педагога и находить способы предотвращения конфликтных ситуаций. Каждое практическое или семинарское занятие по предметам психолого-педагогического цикла обязательно включает групповые формы работы, что позволяет студенту научиться ориентироваться в коллективе, формирует рефлексивно-творческие способности. Семинарские занятия предполагают отчеты о творческой работе студента, выражающиеся в сообщениях, сопровождающихся демонстрацией разного рода презентаций. Большое место в занятиях занимают деловая игра, предполагающая решение психолого-педагогических задач, анализ педагогических ситуаций. Подведением итогов обучения дисциплинам психолого-педагогического цикла становятся дискуссии на темы «Нужна ли профессия педагога-агрария?», «Что дало вам обучение в ПОО?»

Таким образом, практико-ориентированное обучение, как показывает опыт работы кафедры, дает положительные результаты: студенты практически готовы к включению в учебный процесс СПО или аграрного класса без трудного периода адаптации к профессии; выпускники владеют современными методами и приемами психолого-педагогического воздействия на обучаемого и творческого взаимодействия с ним; специалисты, прошедшие ПОО в вузе или образовательной организации СПО, имеют определенные преимущества при устройстве на работу аграрного сектора [9]; ПОО способствует «профессионализации» [10] подготовки педагогов аграрного профиля.

1. Яковчик Н.С., Белогурова Н.А., Дорофеев А.Ф. Инновационные подходы к формированию кадрового потенциала АПК в условиях региональной интеграции. RJOAS. 2015; № 6 (42): 3-12.

2. Турьянский А.В., Дорофеев А.Ф. Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального АПК (на примере Белгородской области). Инновации. 2013; № 9 (179): 94-99.

3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Москва: ИЦ ПКПС, 2004.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.

5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. Москва: ИЦ ПКПС, 2000.

6. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Опыт внедрения практико-ориентированного подхода к обучению в аграрном вузе. Современные исследования социальных проблем. 2017; Т. 8, № 4. Available at: http//ej soc-journal.ru

7. Любимова Н.И. Значение педагогической практики при подготовке студентов непедагогического профиля. Аграрная экономика глазами молодого специалиста. 2023: 95-97.

8. Любимова Н.И. Формирование опыта педагогического взаимодействия у будущих преподавателей системы среднего профессионального образования. Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2018; Т. 37; Выпуск 2: 312-320.

9. Давитян М.Г, Никулина Н.Н., Любимова Н.И. Система профессиональной подготовки специалистов для АПК Белгородской области. Теория и практика современной аграрной науки: сборник IV национальной (Всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 2021: 1711-1716.

10. Вяткина И.В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете. Новый взгляд на систему образования: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. Availale at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41806074

References

1. Yakovchik N.S., Belogurova N.A., Dorofeev A.F. Innovacionnye podhody k formirovaniyu kadrovogo potenciala APK v usloviyah regional'noj integracii. RJOAS. 2015; № 6 (42): 3-12.

2. Tur'yanskij A.V., Dorofeev A.F. Innovacionnye podhody podgotovki agrarnyh specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya dlya regional'nogo APK (na primere Belgorodskoj oblasti). Innovacii. 2013; № 9 (179): 94-99.

3. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moskva: IC PKPS, 2004.

4. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.

5. Verbickij A.A., Bakshaeva N.A. Razvitie motivaciistudentov v kontekstnom obuchenii: monografiya. Moskva: IC PKPS, 2000.

6. Antonova N.V., Shmeleva Zh.N. Opyt vnedreniya praktiko-orientirovannogo podhoda k obucheniyu v agrarnom vuze. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017; T. 8, № 4. Available at: http//ej soc-journal.ru

7. Lyubimova N.I. Znachenie pedagogicheskoj praktiki pri podgotovke studentov nepedagogicheskogo profilya. Agrarnaya 'ekonomika glazamimolodogo specialista. 2023: 95-97.

8. Lyubimova N.I. Formirovanie opyta pedagogicheskogo vzaimodejstviya u buduschih prepodavatelej sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; T. 37; Vypusk 2: 312-320.

9. Davityan M.G., Nikulina N.N., Lyubimova N.I. Sistema professional'noj podgotovki specialistov dlya APK Belgorodskoj oblasti. Teoriya i praktika sovremennoj agrarnoj nauki: sbornik IV nacional'noj (Vserossijskoj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk, 2021: 1711-1716.

10. Vyatkina I.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie kak sredstvo professionalizacii podgotovki buduschih specialistov v universitete. Novyj vzglyad na sistemu obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Availale at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41806074

Статья поступила в редакцию 05.05.24

УДК 378.14

Lyubimova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Vocational Training and Socio-Pedagogical Disciplines,

Belgorod State Pedagogical University (Belgorod, Russia), E-mail: lubimova_ni@bsaa.edu.ru

Zolotareva O.I., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Economics, Belgorod State Agrarian University (Belgorod, Russia),

E-mail: savateevaoksana@mail.ru

IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF AGRICULTURAL EDUCATIONAL CLUSTER. The authors of the article, based on existing works devoted to the formation and/or improvement of the pedagogical competence of teachers of technical universities, conduct their research to study issues on the improvement of pedagogical competence of teachers at all levels of agricultural education, including agricultural teachers who carry out the educational process in educational institutions of secondary and higher professional agricultural education. The authors see the way to solve the problem in the pedagogization and humanization of the entire process of agricultural education through the creation of a special department, improving the pedagogical skills of teachers of Belgorod Agrarian University (BelGAU), as the center of the entire agricultural educational cluster of Belgorod Region, providing opportunities for higher pedagogical education for teachers of secondary vocational education based on full-time and distance learning using distance learning technology. The work carried out by the teachers of the Department of Vocational Training and Socio-pedagogical disciplines gives noticeable positive results.

Key words: pedagogical competence, agricultural educational cluster, pedagogization and humanization of educational process

Н.И. Любимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ», г. Белгород, E-mail: lubimova_ni@bsaa.edu.ru

О.И. Золотарёва, канд. эконом. наук, доц., ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ», г. Белгород, E-mail: savateevaoksana@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Авторы статьи, опираясь на уже имеющиеся работы, посвященные формированию и/или совершенствованию педагогической компетентности преподавателей вузов технического профиля, собственное исследование адресуют вопросам, связанным с совершенствованием педагогической компетентности преподавателей всех уровней аграрного образования, в том числе педагогов-аграриев, осуществляющих учебный процесс в образовательных организациях среднего и высшего профессионального аграрного образования. Путь решения проблемы авторы видят в педагогизации и гуманизации всего процесса аграрного образования через создание специальной кафедры, повышение педагогического мастерства преподавателей Белгородского аграрного университета (БелГАУ) как центра всего аграрного образовательного кластера Белгородского региона, предоставление возможности получения высшего педагогического образования для преподавателей системы среднего профессионального образования на основе очного и заочного обучения с применением дистанционных технологий. Проведенная преподавателями кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин работа дала заметные положительные результаты.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, аграрный образовательный кластер, педагогизация и гуманизация учебного процесса

Актуальность темы исследования определяется общей тенденцией высшего и среднего профессионального образования, связанной с повышением качества образования через его гуманизацию и педагогизацию, через вооружение педагогов технических специальностей педагогическими знаниями, формирование их педагогической компетентности. Цель гуманизации образования и воспитания - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально значимую деятельность [1, с. 100].

Цель данной статьи - рассмотреть степень эффективности избранного коллективом аграрного вуза, являющегося центром аграрного образовательного кластера региона, пути совершенствования педагогической компетентности преподавателей-аграриев всех ступеней аграрного образования, в основе которого лежит процесс педагогизации и гуманизации обучения.

Задачи, выдвигаемые для реализации поставленной цели:

- рекомендации по созданию кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин;

- организация курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава БелГАУ, направленных на совершенствование педагогической компетентности; разработка программ и авторских пособий для этих курсов.

Авторами были определены следующие методы:

- теоретические: анализ литературных источников по теме исследования; изучение и обобщение опыта по формированию педагогической компетентности преподавательских кадров вузов технического профиля; выявление проблем и пробелов в педагогической компетентности исследуемого контингента;

- практические: опрос и анкетирование преподавательского состава всех ступеней аграрного образования; выяснение потребностей преподавателей-аграриев в расширении педагогического кругозора, вооружении их современными педагогическими технологиями.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые процесс педагогизации и гуманизации профессионального образования рассмотрен на примере образовательных организаций аграрного профиля путем анализа и изучения состояния педагогической компетентности преподавателей сети аграрного образовательного кластера.

Теоретическая значимость заключается в уточнении и расширении понятий «педагогизация» и «гуманизация» учебного процесса применительно к условиям существования аграрного образовательного кластера и определении путей их

внедрения в практику работы образовательных организаций аграрного образовательного кластера.

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении в практику подготовки педагогов-аграриев практических рекомендаций по повышению педагогической компетентности преподавателей всех ступеней аграрного образования, что положительно сказалось на качестве подготовки специалистов для аграрного сектора Белгородского региона.

Подготовка кадров для аграрного комплекса, удовлетворяющая потребности агробизнеса, - одна из главных задач регионального аграрного образовательного кластера. Интеллектуальным центром кластера является, как правило, региональный аграрный вуз, в нашем случае - Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина (Белгородский ГАУ).

Изучение состояния подготовки специалистов для АПК в большинстве вузов убеждает экспертов в необходимости его улучшения, совершенствования [2, с. 274]. Ученые ищут новые пути организации учебного процесса в вузе. Специалисты приходят, на наш взгляд, к выводу, что совершенствование системы аграрного образования лежит в области гуманитаризации и педагогизации всей системы профессиональной подготовки специалистов для аграрного сектора экономики России, следовательно, встаёт вопрос о совершенствовании педагогической компетентности преподавателей в системе аграрного образовательного кластера. Специфика профессионального, в том числе и высшего технического, образования такова, что на должность преподавателя технических дисциплин назначаются лица, не имеющие специальной педагогической подготовки, тем более что прогнозируемая модель преподавателя XXI века предполагает, прежде всего, профессиональную, компетентную, творчески развивающуюся личность, в которой превалируют духовно-нравственные и деловые качества [3, с. 4].

Мы видим перспективы обеспечения квалифицированными профессиональными кадрами, прежде всего, в качественном коллективе преподавательского состава. Преподавательский состав университета - это высококвалифицированные, хорошо подготовленные специалисты-аграрии, состоящие на 78% из докторов и кандидатов наук, но на период до 2006 года более 80% не имели педагогического образования, учебный процесс строили на основе только специальных технических знаний, умений и навыков и с трудом могли подключиться к новым тенденциям в стремительно развивающемся мире образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.