УДК 008: 793.31(460)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАНЦА ФЛАМЕНКО КАК ФИЛОСОФИИ ПРОТЕСТА
© Кучеренко Анастасия Леонидовна, аспирант, начальник управления международных связей Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41. E-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматривается историческое развитие танца фламенко, с точки зрения изначально заложенного в нем элемента протеста. Автор, опираясь на мнения исследователей (А. П. Кларамунта, Ф. Г. Лорки, Э. М. Анди и др.), анализирует этимологию термина «фламенко», который имеет весьма противоречивые значения, а также рассматривает основные этапы развития танца, начиная с его зарождения в XV в. и вплоть до современности. В работе подчеркивается значение протеста и борьбы цыганской нации за свою свободу и независимость, которые сублимировались в музыкально-танцевальном творчестве фламенко. Символы протеста и борьбы нашли свое воплощение в ритмопластическом языке танца фламенко: характерных движениях, позах, ритмическом оформлении и т.д. Также в контексте философии протеста рассматривается распространение танца фламенко на территории России.
Ключевые слова: танец фламенко, протест, этимология фламенко, история развития фламенко, фламенко в России, цыганские корни фламенко
FORMATION AND DEVELOPMENT OF FLAMENCO DANCE AS A PHILOSOPHY OF PROTEST
Kucherenko Anastasia L., Research Assistant, Head of the Department of international relations, Vladivostok State University of Economics and Service 41 Gogolya St., Vladivostok, 690014 Russia. E-mail: [email protected]
The article considers a historical development of flamenco dance in terms of its initial integral element of protest. The author, basing on the flamenco researchers' opinions (A. P. Klaramunt, F. G. Lorca, E. M. Andi etc.) analyzes the etymology of notion «flamenco» which has quite controversial meanings as well as he describes the main phases of flamenco art development since its originating in the 15th century up to the modern times. The article underlines a significance of protest and fight of the Gypsies for their freedom and independence which have been sublimated in flamenco music and dance. The symbols of protest and fight have been reflected in the rhythmic and plastic language of flamenco dance: specific movements, positions, rhythmic setting etc. In the frame of the philosophy of protest the article the spread of flamenco dance is considered on the territory of Russia.
Keywords: flamenco dance, protest, etymology of flamenco, history of flamenco development, flamenco in Russia, Gipsy roots of flamenco.
Фламенко - музыкально-танцевальное направление в искусстве, характерное для южной испанской провинции Андалусии, представляющее собой слияние музыки, пения и танца. Являясь культурным наследием Испании, фламенко вышло за пределы национального искусства, став в наши дни достоянием мировой культуры. Фламенко представляет собой мировоззрение, особое отношение к жизни, основа которого определяется такими понятиями как: страсть, мятеж, вызов судьбе, борьба. Это объясняется тем фактом, что изначально искусство фламенко зародилось как своеобразная сублимация протеста в ответ на угнетение целого народа и подавление его национального характера.
Многие исследователи фламенко, например, А. П. Кларамунт, Р. Молина, А. Г. Климент, Э. М. Анди, Ф. Г. Лорка и др. едины во мнении, что определяющая роль в формировании искусства фламенко принадлежит цыганам и арабам. Вместе с тем, фламенко также в равной степени несет в себе черты еврейского, византийского, персидского и средиземноморского влияния. Предыстория фламенко берет свое начало в 1425 г., когда индийские племена цыган были вытеснены царем Тамерланом из Индии. В поисках прибежища они кочевали по разным странам, пока часть из них не осела в странах восточной Европы, а часть - на юге Испании. В провинции Андалусия во времена гонений цыган, мавров и евреев сложилась особая социальная среда, в которой оказались все, кто считался изгоями общества. В этих условиях под гнетом преследований со стороны официальных властей цыгане создали новый музыкальный стиль, позднее названный «фламенко», объединивший в себе испанские гитарные ритмы и «пунктирные» ритмы, присущие мавританской манере игры на гитаре.
Исследователь фламенко Р. Молина считает, что это искусство зародилось вследствие музыкальной анархии, царившей в XV в. на юге Испании. Различные этнические стили, представленные арабскими песнопениями, еврейскими и византийскими литургиями, индийскими и персидскими мелодиями, иракскими напевами существовали вместе, постоянно пересекаясь, и взаимно влияя друг на друга [1, с. 28]. Первыми исполнителями фламенко по праву считаются цыгане, привнесшие в характер этого стиля свою природную страстность, свободолюбие и непокорность.
Этимология слова «фламенко» вызывает много разногласий, рождая различные гипотезы семантики самого термина. Так, по одной из версий словом «фламенко» называли «певцов из Фландрии» (Северной Бельгии), которые прибыв в Испанию в начале XVI в., пели в испанских соборных капеллах. Постепенно слово «фламандец» (по-испански «flamenco») стало синонимом слова «певец», причем талантливый. Однако К. Симорра высказывает противоположную версию, подчеркивая, что слово «фламенко» изначально носило негативный оттенок и относилось к фламандской знати, заполонившей испанский двор в XVI в. и занявшей там высокие посты. Таким образом, слово фламенко означало «фламандский выскочка», «хитрец и проходимец из Фландрии», и поскольку цыган считали выходцами из Фландрии, их тоже стали называть «фламенкос», что также соответствовало представлению об этой нации в испанском обществе. Впервые словом «фламенко» были обозначены цыгане в работе английского путешественника Дж. Борроу, посетившего Испанию в 30-х гг. XIX в. Он пишет, что цыган в Испании называли словами «германцы», «новые кастильцы» и «фламенкос», вследствие того, что они прибыли в Испанию через германские земли, с документами германских властей. Однако термин «фламенко» еще не применялся для обозначения танцев и песен, исполняемых цыганами [8, с. 20].
Согласно следующей версии, термин фламенко имеет мавританское происхождение и означает «беглый крестьянин». В период гонений и преследования мавров в Испании в 1500-х гг. их называли «беглыми крестьянами», что по-арабски звучит «феламенгу» - от «felah» (крестьянин) и «mengu» (беглый). Этой версии придерживается также исследователь Б. Инфанте, он отмечает: несмотря на то, что порабощенные испанским обществом мавры были вытеснены в Андалусию, мавританские национальные традиции, боль и мятеж угнетаемого народа все-таки сохранились в андалусском стиле пения и танца, называемом «felah-mengu» [8, с. 32].
Анализируя основные теории, гипотезы разных авторов, исследователь Э. Монте Анди делает вывод, что первоначальное использование слова «фламенко» было связано с обозначением какого-либо преследуемого народа, особенно цыган и мавров. Таким образом, факт слияния культурных традиций мавров и цыган словно подтверждается на лингвистическом уровне, подчеркивая также роль протеста против угнетения в формировании нового искусства, возникшего на перекрестке культур и названному позднее «фламенко» [1, с. 33].
Другая версия этимологии слова «фламенко» предполагает происхождение этого термина от латинского слова «flamma» («огонь»), обозначая экспрессивный, «огненный» характер андалусских песен и танцев. Между тем, исследователь Р. Марина, связывает название искусства фламенко с птицей фламинго, носящей в испанском языке название фламенко. Исследователь видит сходство костюмов танцоров фламенко и хореографических позиций танца с расцветкой оперения и позами этой птицы. Исследователь фламенко А. П. Кларамут считает, что истоки искусства фламенко нужно искать в эпоху первобытного человека, который при помощи ритма издаваемого хлопками ладоней, отдавался незатейливому ритуальному танцу [2, с. 7]. Этого же мнения придерживается Г. Лорка, считая цыганскую сигирийю древнейшей мелодией-прародительницей. По мнению поэта, фламенко -древнейшее искусство, восходящее к трелям птиц, шелесту леса и журчанию ручьев, к естественной музыке природы [4, с. 407]. Жажда свободы и борьба против угнетения является здесь основополагающими мотивами и стимулом к творчеству.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно предположить, что культура фламенко -это особая форма социального протеста, что только подтверждается дальнейшей историей развития этого направления. Начиная с середины XV в., преследования цыган в Испании ужесточились: их обязали заниматься исключительно сельскохозяйственным трудом, лишив всех гражданских прав и поставив вне закона. Однако цыгане настойчиво старались сохранить свою свободу и образ жизни, исполняя фламенко в своих «цыганских кварталах». Они селились в пещерах на окраине крупных городов Андалусии. Например, в Кадисе они обосновались в районе Пуэрта-де-Тьерре, в Севилье - в кварталах Триана; в Гранаде - в квартале Сакромонте. В своих кузницах, под звон молота и ржание лошадей цыгане в песне и танце сублимировали свое отчаяние и тоску, протест и неприкаянность, что позднее будет названо философией фламенко. Примечательно, что мотив протеста характерен не
только для танцев фламенко - он присущ и некоторым другим народным танцам. Например, как отмечает И. Н. Толстых, народные танцы древних корейцев правдиво отображали жизнь корейского народа, выражая протест против существующих порядков. Исполнители танцев в масках «тхаль-чхум» и «сандэнори» критиковали современное им общество, высмеивали алчных аристократов и аморальных монахов [6].
В XVIII в. в результате политических реформ за цыганами признали право вести привычный образ жизни, уравняв их в правах с остальными жителями Испании. Именно после этих реформ о фламенко начали узнавать за пределами закрытого для посторонних глаз цыганского сообщества. Однако вплоть до последней трети XIX в. искусство фламенко не пользовалось широкой известностью даже в Испании. Музыку и танец фламенко исполняли преимущественно в домашних условиях, а именно в так называемом внутреннем дворике - патио (el patio), типичном для домов в Испании. Патио являлся своеобразным центром всего дома, местом, где справлялись праздники и передавались секреты пения и танца фламенко между соседями, которые зачастую являлись членами одной большой семьи или клана. Музыка, пение и танец являлись своеобразным общением или спором между исполнителями, что и создавало импровизационный характер искусства фламенко, а зрителю давало ощущение сопричастности к происходящему на сцене. Многие музыканты фламенко не имели музыкального образования, не зная даже нот, обладали при этом способностью к импровизации и врожденным чувством ритма [1, с. 54-56]. Праздники фламенко (fiesta flamenco) создавали ощущение интимности замкнутого мира «своих», что редким посторонним зрителем воспринималось как экзотика.
Танец фламенко может исполняться группой танцоров, парой и даже в одиночку, что вообще не характерно для фольклорных танцев. Танцуя в одиночку, исполнитель словно противопоставляет себя всему остальному миру, выражая тем самым свою независимость и гордость, он борется с самим собой, преодолевая невидимые препятствия. В танце фламенко заключена сдержанная страсть, готовая выплеснуться вовне, причем в этой страсти явственно ощущается трагизм, одиночество, борьба и протест против несправедливости мира. Танцоры фламенко отличаются прежде всего горделивой осанкой и пластичностью корпуса: стремительные повороты на месте и в пространстве чередуются с резкими выпадами и выразительными фиксирующими позами. Сам танец фламенко представляет собой контрастное сочетание плавных веерообразных движений рук со стремительным выстукиванием дробей каблуками. Дроби или «сапатеадо» являются характерной чертой танца фламенко, при помощи которых создается ритмический рисунок танца. Само по себе сапатеадо, при котором танцор ударами вбивает в землю каблуки, несет в себе символическое значение протеста, борьбы, отстаивания своего мнения, гордости и самодостаточности. По накалу страстей и бунтарскому духу сапатеадо фламенко может быть сравнимо с чечеткой в кавказском танце лезгинка, передающем боевой настрой воинов перед сражением. Танцор лезгинки воплощает собой образ орла, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь [5].
Постепенно праздники фламенко из закрытых патио стали переноситься на улицу, например, во время празднования свадеб, крещения и других событий. В конце XVIII в. фламенко уже звучало в тавернах андалузских городов. Начиная с 1842 г., искусство фламенко с улиц и площадей переместилось в так называемые «певческие» кафе-шантаны (cafés Cantantes) - общественные заведения, в которых показывали различные музыкальные представления и подавали спиртное. В 1881 г. певец С. Франконетти открыл первый фламенко-шантан (café cantante flamenco), в котором создал атмосферу соперничества между исполнителями, вызывая певцов фламенко на песенную «дуэль». Это положило начало развитию профессионального мастерства во фламенко, создавая конкуренцию среди исполнителей. Эпоха кафе-шантанов считается «золотым веком» фламенко, когда выступали самые выдающиеся исполнители: Сильверио Франконетти, Антонио Чакон, Хуан Брева, Пастора Павон, Томас эль Нитри и др. [1, с. 58-62]. Кроме того, во фламенко-шантанах цыганская культура ассимилировалась с традициями остальных народов Испании, в результате чего сложились каноны современного фламенко, родились новые стили этого направления, появились спонтанные нововведения.
В конце XIX в. группа испанских интеллектуалов - писателей, поэтов и других представителей искусства - организовала социальное движение «антифламенко», лидером которого стал мадридский писатель Э. Ноэль. Они считали, что искусство фламенко является «источником всех испанских бед», имея в виду политический и общественный кризис в Испании, наступивший после поражения в войне с США в 1898 г. и приведший к потере всех испанских колоний. По их мнению, бунтарские страсти фламенко только отвлекают человека от конструктивной работы на благо общества и мешают достижению экономического и социального прогресса. Эти доводы способствовали осуждению искусства фламенко со стороны интеллектуальной общественности Испании и официальных властей в течение
нескольких десятилетий [9]. Однако вскоре фламенко было реабилитировано под влиянием романтизма - культурного течения с характерными для него ценностями творческо-духовной жизни личности, воспевающего сильные характеры и бунтарские страсти наряду с целительной силой природы. В Испании фламенко было признано национальным культурным явлением, укрепляющим патриотический дух и самосознание народа.
В начале XX в. искусство фламенко стало постепенно распространяться по всему миру. Так, в 1922 г. в Гранаде был организован конкурс пения фламенко канте хондо (cante jondo) - «глубокого пения» - древнего первозданного проявления фламенко. Инициаторами конкурса стали ценители традиционного фламенко поэт Ф. Г. Лорка и музыкант М. Д. Фалья, видевшие в этом искусстве народный фольклор, а отнюдь не сценическое представление, ведущее к утрате его аутентичности [2, с. 6]. Постепенно представления фламенко переместились из кафе-шантанов на театральные сцены и арены для боя быков. Вследствие этого, в 1925 г. в искусстве фламенко возникли новые формы: «опера фламенко» и немногим позднее - «балет фламенко». Последний, отделившись от традиционного фламенко, вышел на уровень европейского балета. Танец фламенко постепенно утратил свои изначальные самобытные особенности: интимность, индивидуальность, непосредственность и стихийность. Вместо них фламенко обрел черты профессионализма, необходимые для выхода на мировой сценический уровень: хореографию классического балета, требующую постоянных репетиций, сценографию, включающую освещение и декорации, строгий сценарий танца и т.д. Благодаря таким танцорам, блиставшим на балетных сценах, как: Ла Архентина, Висенте Эскудеро, Пасторе Империо, Антонии Мерсе, Пилар Лопес и др., танец фламенко достиг международного признания. На современном этапе балет фламенко исполняется ведущими танцорами Национального балета Испании (Ballet Nacional de España) такими как: Антонио Гадес, Марио Майа, Кристина Ойос, Антонио Кана-лес и др. [1, с. 97-98].
В течение 1970-х гг. в Испании происходили общественно-политические изменения, затронувшие и культурные сферы жизни. В результате в стране зазвучали различные музыкальные стили из остальной части Европы и США. Перемены коснулись и искусства фламенко: родилось новое музыкальное направление, названное «Слияние фламенко» (Fusión Flamenca), в котором базовые ритмы фламенко сочетались с блюзом, роком и джазом [10]. Фламенко стало открытым для новых веяний, таких как джаз, бразильская и арабская музыка, были введены новые музыкальные инструменты -перуанский ящик (кахон), поперечная флейта. В конце прошлого века возник термин «Новый фламенко» («Nuevo Flamenco») - направление, в котором музыканты продолжают эксперименты, начатые в вышеупомянутом «Слиянии фламенко». Соответственно, новые веяния затронули и танец фламенко. В традиционный танец современные исполнители, такие как: Хаврьер Барон, Эль Мистела, Хуан Рамирес, Антонио Эль Пипа, Фарукито, Хоакин Кортес, Белен Майя, Исраель Гальван и др. смело добавляют элементы модерна, джаза, танго и латиноамериканских танцев. Можно сказать, что сегодня фламенко выражает протест против архаичной приверженности традициям, что заставляет ценителей этого искусства, как и в начале XX в., искать способы сохранения его аутентичности.
В этом смысле танец фламенко имеет идентичные черты с танцевальным направлением модерна, в основе которого также лежит идея борьбы за освобождение личности от разного рода условностей, бунта против репрессивной культуры и социума. Основоположница направления модерн, танцовщица А. Дункан, придерживаясь философии Р. Вагнера и Ницше, в своем творчестве мечтала об эре свободного и счастливого человечества [7]. Между тем, стиль фламенко внедрился и в область классического танца. Так, в 1967 г. в Москве, в Большом театре, был поставлен одноактный балет «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе, в котором ведущую партию танцевала М. Плисецкая. Стилизованный танец фламенко, его бунтарский дух и национальный характер, были переданы посредством классического балета, что во многом способствовало популяризации фламенко среди советских зрителей, которые стали живо интересоваться этим зарубежным танцевальным направлением.
Примечательно, что открытие первой школы-студии фламенко в СССР совпало с периодом крупных общественно-политических перемен в стране и крушением прежних государственных устоев, что еще раз свидетельствует о чувстве протеста, лежащем в основе направления фламенко. В открывшейся в 1989 г. в Москве первой школе фламенко, преподавали хореографы ГИТИСа, создавшие также ансамбль фламенко Los de Moscu. Благодаря хореографам и музыкантам таким как: В. Пахо-мова, П. Баталин, Л. и А. Романовы, обучавшимся у мастеров гитары и танца фламенко в Испании, в нашей стране стиль фламенко получил свое развитие. На сегодняшний день фламенко прочно занимает в России свое место среди прочих танцевальных направлений [3].
«Plus ultra» - «дальше предела», «сверх возможного» - так написано на государственном гербе Испании. Этот девиз как нельзя лучше характеризует танец фламенко, который исполняется при полной эмоциональной отдаче своим чувствам. «Фламенко построен на крике, и в этом состоянии танцор проживает через танец все свои эмоции, которые он сублимирует в движения», - признается танцор Х. Кортес, который в своем творчестве успешно сочетает народную традицию фламенко с элементами современных стилей танца. Его новаторский стиль являет собой смесь фламенко, классического балета и джаза [1, с. 169]. Таким образом, на современном этапе фламенко является своеобразным протестом против консерватизма и ограничивающих рамок социума.
Литература
1. Анди Э. М. Фламенко: тайны забытых легенд. - М.: Мусалаев, 2003. - 183 с.
2. Кларамунт А. П., Альбайсин Ф. Искусство танца фламенко. - М., 1984. - 183 с.
3. Кучеренко А. Л. Исторические аспекты исследования распространенности танца фламенко в России // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (часть 20). - С.4547-4551.
4. Лорка Ф. Г. Избранные произведения: в 2 т. - М., 1986. - Т.2.
5. Нефляшева Н. Северный Кавказ сквозь столетия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts (дата обращения: 02.05.2015).
6. Толстых И. Н. Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев: дис. ... канд. ист. наук. - Владивосток, 2010.
7. Яцковская И. Ф. Танец модерн в истории европейской культуры // Наука. Искусство. Культура. -
2014. - № 3. - С.203-206.
8. Edwards G. Flamenco! - N.Y.: Thames & Hudson, 2006. - P.176.
9. Flamenco guitar [Электронный ресурс]. - URL: http://miguelbengoa.com/history-culture/antiflamen quismo-the-anti-flamenco-movement/ (дата обращения: 30.04.2015).
10. Lawrence R. The new flamenco [Электронный ресурс]. - URL: http://www.culturecourt.com/M/LR/ newflamenco.htm (дата обращения: 28.04.2015).
References
1. Andi E. M. Flamenko: tainy zabytykh legend [Flamenco: the Secrets of Forgotten Legends]. Moscow: Mu-salaev Publ., 2003. 183 p.
2. Klaramunt A. P., Al'baisin F. Iskusstvo tantsaflamenko [The Art of Flamenco Dance]. Moscow, 1984. 183 p.
3. Kucherenko A. L. Istoricheskie aspekty issledovaniya rasprostranennosti tantsa flamenko v Rossii [Historical Aspects of Studying Flamenco Dance Spread in Russia]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundumental Research.
2015. No. 2 (Part 20). Pp. 4547-4551.
4. Lorka F. G. Izbrannyeproizvedeniya [Selected Works]. In 2 v. Moscow, 1986. V. 2.
5. Neflyasheva N. Severnyi Kavkaz skvoz' stoletiya [North Caucasus through the Centuries]. Available at: http:// www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts (accessed May 2, 2015).
6. Tolstykh I. N. Etnokul'turnye osobennosti khoreograficheskogo iskusstva koreitsev. Dis. ... kand. ist. nauk [Ethnocultural Features of Koreans' Choreographic Art. Cand. historical sci. diss.]. Vladivostok, 2010.
7. Yatskovskaya I. F. Tanets modern v istorii evropeiskoi kul'tury [Modern Dance in the History of European Culture]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura - Science. Art. Culture. 2014. No. 3. Pp. 203-206.
8. Edwards G. Flamenco! N.Y.: Thames & Hudson, 2006. P. 176.
9. Flamenco guitar. Available at: http://miguelbengoa.com/history-culture/antiflamenquismo-the-anti-flamen co-movement/ (accessed April 30, 2015).
10. Lawrence R. The new flamenco. Available at: http://www.culturecourt.com/M/LR/newflamenco.htm (accessed April 28, 2015).