Научная статья на тему 'Становление и развитие среднего педагогического образования в Марийском крае в 20 - 30-е гг. Xx в'

Становление и развитие среднего педагогического образования в Марийском крае в 20 - 30-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие среднего педагогического образования в Марийском крае в 20 - 30-е гг. Xx в»

РАЗДЕЛ VII

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 373.3/. 4

О. Б. Земцова

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ В 20 - 30-е гг. XX в.

В последнее время в обществе, равно как и в педагогической науке, заметно вырос интерес к историческому прошлому Отечества. Повышенное внимание к истории объясняется не только ее познавательным значением, но и стремлением извлечь полезный опыт для решения практических задач сегодняшнего дня. В настоящее время педагогика переживает период поиска путей, содержания, форм, методов обучения и воспитания. Это связано с переосмыслением сущности и ценностей образования в российском обществе, с необходимостью качественного пересмотра компонентов учебновоспитательного процесса, с выработкой новых критериев образовательной практики, адекватных запросам общества.

За период своего существования советская педагогическая наука накопила богатый опыт подготовки педагогических кадров, воспитания, образования, с которым нельзя пе считаться. В этой связи особую актуальность представляет изучение практики становления образовательной системы в первые годы советской власти (1920-1930-е гг. XX в.). Социокультурная ситуация развития педагогического образования на современном этапе во многом созвучна с исследуемым периодом. Во-первых, происходит замена одной общественно-экономической формации другой, во-вторых, существовавшая ранее система образования переживает определенные кризисные явления, что требует выработки новых подходов к процессу образования вообще и подготовке педагогических кадров в частности. При этом необходим аналитический подход к изучению наследия прошлого и бережное отношение к проверенным временем прогрессивным идеям переходного периода для дальнейшего их использования в современных условиях.

Педагогическое образование - краеугольный камень в деле народного просвещения. Состояние подготовки учителей, направление и качество этой подготовки, ее зависимость от внутриполитической обстановки в стране, широта сети педагогических учебных заведений являются одним из главных показателей уровня развития народного образования, В связи с этим в условиях модернизации педагогического образования на современном этапе особенно актуальным представляется изучение генезиса отечественной системы среднего педагогического образования.

Существенный вклад в подготовку отечественных педагогов традиционно вносило среднее педагогическое образование, роль которого в первые послереволюционные десятилетия (1920-1930-е гг.) по вполне объективным конкретно-историческим причинам значительно возросла. Основным типом образовательных учреждений по подготовке учителей начальной школы в этот период являлись педагогические техникумы.

Видные отечественные ученые и педагоги-практики (П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, М. В. Крупенина, А. В. Луначарский, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, С. Т. Шацкий, П. Н. Шимбирев, В. Н. Шульгин и др.) активно участвовали в разработке новых учебных планов, программ, учебных пособий, специальной методической литературы для педагогических техникумов, стремились творчески реализовать прогрессивные идеалы отечественной педагогики, содействуя тем самым повышению качества подготовки педагогических кадров, от которых зависело дальнейшее развитие культуры народа и общества в целом. По инициативе Н, К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского и других деятелей просвещения был разработан и осуществлен целый комплекс мер по обучению будущих учителей в специальных педагогических учебных заведениях.

Начало 1920-х годов характеризовалось массовой неграмотностью населения, отсутствием средств на содержание учреждений образования, острой нехваткой педагогов и слабой, не отвечающей потребностям общества подготовкой работающих учителей, В этом отношении Марийский край был одним из самых отсталых районов Поволжья. В дореволюционной период уровень образованности марийского населения был ниже общероссийского и достигал только 18% среди мужчин и 2% среди женщин. В Марийском крае энтузиастами школьного движения в анализируемый период стали педагоги-новаторы И. М. Болдырев, М, И. Веткин, П. Г. Григорьев,

A. Д. Кедрова, И. С. Юпочников-Палантай, Г. Я. Мендиаров, И. Т. Митюк,

B. А. Мухин, Н. М. Орлов, С. Г. Чавайн и др.

В период становления новой системы образования, ликвидации безграмотности населения именно педагогические техникумы стали кузницей учительских кадров для школ области, культурными и общественно-политическими центрами края. В период с 1917 по 1941 г. ими было подготовлено более пяти тысяч учителей для начальных школ Марийского края.

В советское время проблема подготовки учителей рассматривалась с идеологических позиций и политических установок партии, но, несмотря на противоречивость, усилиями передовых педагогов была создана профессиональная школа по подготовке педагогических кадров на основе опыта дореволюционного образования и поиска нового содержания в изменившихся исторических условиях. Педагоги и историки Республики Марий Эл (П. А, Апакаев, В. С. Ендальцев, А. С. Паймаков, А, С. Патрушев, К. Н. Сануков) в своих исследованиях касались вопросов подготовки педагогических кадров в педтехникумах Марийского края в 20-30-х гг. XX в., но целенаправленного, полного, всестороннего изучения этого вопроса не проводилось.

В дореволюционный период подготовку педагогических кадров для Ца-ревококшайского уезда осуществляли Вятский учительский институт, Бир-ская, Царевококшайская, Козьмодемьянская гимназии и трехгодичные педагогические курсы, а также Кукаркинская учительская семинария. Наиболее крупным учебным заведением для нерусского населения считалась Казанская учительская семинария (1872-1919 гг.), где обучение и воспитание будущих учителей для миссионерских школ основывалось на идеях нацио-

налыюго просвещения, высказанных Н. И. Ильминским. До 1905 г. семинарию окончило 1500 человек из представителей 18 национальностей, в том числе 128 марийцев. Однако уровень образования учительских кадров в уезде был чрезвычайно низок: только 24 педагога уезда закончили учительскую семинарию, остальные имели восьмиклассное гимназическое образование или окончили педагогические курсы и епархиальные училища; из 20 учи-тельниц-мариек лишь две имели среднее учительское образование. Только к октябрю 1917 г. в соответствии с решениями съездов мелких народностей Поволжья (май 1917 г., г. Казань) и Всероссийского съезда представителей народа мари (15-25 июля 1917 г., г. Бирск) была открыта Царевококшайская учительская семинария - первое на территории Марийского края среднее специальное учебное заведение по подготовке педагогических кадров. Кроме общепринятых дисциплин, здесь изучались марийский язык, предметы краеведческого и этнографического циклов, были созданы специальные программы по истории марийской народности, этнографии мари и ро-диноведению.

Изменение ситуации с развитием педагогического образования в Марийском крае было продиктовано рядом конкретно-исторических и социокультурных условий. Важнейшей целью в области образования объявлялась ликвидация неграмотности населения и реализация в практике образования парадигмы трудовой школы, декларированной в первых документах советской власти об образовании. В национальных регионах в соответствии с постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» от 31 октября 1918 г. при проведении реформирования системы просвещения было усилено внимание к историческим и культурным особенностям образовательных потребностей того или иного народа. Эти задачи оказали существенное влияние на определение структуры и содержания профессиональной подготовки марийского учителя в 1920-х гг. Реформирование этой подготовки осуществлялось по двум направлениям; путем преобразования существовавших педагогических учебных заведений и создания педагогических учебных заведений нового типа.

Преобразуя систему народного образования на основе демократизации учебных заведений, Комиссариат просвещения РСФСР организовал широкое обсуждение вопроса о требованиях, предъявляемых к подготовке учителя. Работами идеологов от педагогики 1920-х гг. (П. П. Блонского, А. Р. Калашникова, П. Ф. Каптерева, А. А. Красновского, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и др.) была создана модель педагога новой формации: он должен быть молод, являться выходцем из рабоче-крестьянской среды, быть атеистом, коллективистом, организатором среды, работником в поле или на заводе, педагогом-новатором, хорошо подготовленным в теоретическом, политическом, педагогическом плане. В Марийском крае среди передовой общественности также велись дискуссии по вопросу о личности учителя. Первые марийские педагоги, представители нарождающейся марийской интеллигенции И. М. Болдырев, М. И. Веткин, П. Г. Григорьев, А. Д. Кедрова, И. С. Ключников-Палантай, Г. Я. Мендиаров, В. А. Мухин, И. Т. Митюк, Н. М. Орлов, С. Г. Чавай неоднократно высказывали идеи о том, что родному краю нужны учителя, знающие язык мари, уважающие традиции и культуру народа, имеющие тесную связь с населением, хозяйственной жизнью края, педагоги-новаторы.

В рамках среднего педагогического образования для решения поставленных задач важно было создать новый тип учебного заведения, который бы соответствовал требованиям времени. В 1920-е гг. таким типом образовательного учреждения явились педагогические техникумы, которые в основном создавались на базе трехгодичных педагогических курсов и учительских семинарий и должны были готовить учителя-воспитателя для единой трудовой школы первой ступени, воспитателей дошкольных учреждений и работников политико-просветительных учреждений.

В рамках анализируемого хронологического периода в процессе становления и развития этого типа образовательных учреждений выделяются пять периодов, которые существенно отличались по целям, задачам, структуре и содержанию педагогического процесса в этих учебных заведениях:

• 1917-1921 гг. - организационно-подготовительный период, сущность которого сводилась к поиску нового типа учебного заведения. В это время в центре внимания в работе с учителями находились общенедагогические проблемы, в частности, новые принципы строительства советской общеобразовательной школы;

• 1921-1925 гг. - период совершенствования содержания новых форм и методов работы педагогических техникумов, курсов, предопределивших создание основ среднего педагогического образования. В эти годы был взят курс на общественно-политическую подготовку учителей, в сельской местности провозглашен лозунг: «Учитель - агитатор деревни»;

• 1925-1930 гг. - «реконструктивный» период обновления, перестройки в структуре, сроках обучения, содержании работы техникумов, обновления учебных планов, программ, методов учебной работы, уклона в сторону политехнизма;

• 1930-1936 гг. —развитие среднего педагогического образования в условиях школьного всеобуча;

• 1937-1941 гг. - открытие сети педагогических училищ нового тина и их развитие в довоенный период.

Как показывает проведенный нами анализ учебных планов и программ, педагогические техникумы на протяжении всего исследуемого периода давали будущим педагогам общеобразовательную (в объеме средней школы), психолого-педагогическую и профессиональную подготовку. Однако соотношение этих блоков в содержании образования существенно изменялось в течение всего периода и напрямую зависело от конкретно-исторических и региональных условий.

На территории Марийской автономной области первоначально существовали три педагогических техникума, реорганизованных в 1921 г. из педагогических курсов в городах Краснококшайске и Козьмодемьянске и селе Сернур. Организационная структура педтехникумов была примерно одинакова: обучение продолжалось четыре года, из которых первый и второй были общеобразовательными, а третий и четвертый — специальными. Третий курс являлся общим для всех студентов и делился на два отделения: дошкольное и школьное. Студенты школьного отделения получали специализацию по следующим направлениям: словесно-гуманитарные, математические, социологические и естественно-исторические науки. Педагогичес-

кую практику слушатели проходили в школах первой ступени, которые были открыты при техникумах.

Характерной чертой первых учебных планов и программ педтехни-кумов (1921-1924 гг.) была децентрализация учебной и воспитательной работы. Наркомпросы РСФСР и МАО давали лишь принципиальные установки, на основе которых техникумы сами разрабатывали свои учебные планы и программы, соответствующие местным национально-бытовым условиям той среды, в которой должны были работать будущие учителя. Разработанная ГУСом схема учебного плана потребовала от руководства педагогического техникума, преподавательского состава по-новому строить свою работу, чтобы деятельность техникума отвечала требованиям общественно-педагогического и культурного центра обслуживаемого района. На первое место выдвигались изучение взаимосвязей экономической, политической и культурно-бытовой жизни своего района, выяснение стоящих перед районом задач в области культурного строительства, определение своей доли участия в этом строительстве; приобретение слушателями в процессе выполнения намеченного плана знаний из отдельных областей науки, причем знания эти давались не систематизированно, а выборочно, в соответствии с производственным профилем техникума. Изданные в 1923-1924 гг. программы ГУСа предъявляли более высокие требования к подготовке учителя. В них подчеркивалась роль учителя как активного участника окружающей жизни населения, связывающего свою профессиональную начальную подготовку с политикой государства, и в меньшей степени отражены задачи специально-профессиональной педагогической подготовки. Однако анализ содержания блока психолого-педагогических дисциплин, преподаваемых в марийских техникумах по решению Марийского отдела народного образования, позволяет утверждать, что в 1921-1924 гг. профессиональная подготовка учителя занимала существенное место в работе этих образовательных учреждений и включала в себя изучение вопросов теории и практики социального воспитания, психологии, педологии, рефлексологии, истории отечественного и зарубежного образования. Таким образом, в определенной мере сохранялась преемственность с дореволюционной практикой подготовки учителя-универсала в рамках среднего педагогического образования.

Педагогическому поиску 20-х гг. способствовали разработка типового устава техникума, внесение изменений в учебные планы (1927 г.), повлекшие за собой пересмотр методов и форм работы. В 1930 г. Наркомп-росом РСФСР были утверждены учебные программы, составленные на основе комплексов-проектов. В марийских педагогических техникумах, как и в школьной практике, был осуществлен переход к комплексной системе преподавания, в основе которой лежало изучение трех основных комплексных тем: «Природа, ее богатства и силы», «Трудовая деятельность людей», «Общественная жизнь», аналогичных изучаемым в общеобразовательной школе. Среди используемых образовательных технологий преобладали метод проектов, бригадно-лабораторный метод, Дальтон-план, которые способствовали активизации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности студентов, повышали практическую направленность получаемых знаний, но существенно снижали теоретический уровень подготовки

будущих учителей нарушением принципов системности и последовательности в организации педагогического процесса. Такое положение приводило к поискам нового, рационального подхода к вопросу подготовки педагогических кадров.

1930-е годы являются качественно новым этапом развития образования. Это связано, во-первых, с преобразованием школьной сети; во-вторых, с введением всеобщего обязательного начального обучения, а в городах - всеобщего семилетнего обучения; в-третьих, с усилением идейно-теоретического содержания образования.

После принятия постановления ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» в стране установилась модель единой школы, работающей по единым программам, с четким уставом и соответствующим ему распорядком.

Возрастающая потребность в педагогических кадрах в связи с введением всеобщего обязательного начального обучения вызвала пересмотр и реорганизацию существующей сети средних педагогических учебных заведений. В 1930 г. в педагогические техникумы были реорганизованы 4 школы второй ступени, и их стало 6, в 1933 г. - 10: Краснококшайский, Звени-говский, Сернурский, Горномарийский, Ново-Торьяльский, Параньгинский, Кузнецовский, Кокшамарский, Мари-Биляморский, Моркинский. Значительное внимание уделялось подготовке учителей начальных классов для национальных школ: в 1935/36 учебном году в крае функционировало 8 педтех-никумов, среди которых было 4 марийских, 2 смешанных, 1 русский и 1 татарский; общая численность учащихся педтехникумов достигла 1500 человек, из них 809 учащихся были коренной национальности - мари.

В анализируемый период в определенной мере была решена проблема подготовки преподавательских кадров для педагогических техникумов с учетом национальной специфики: в 1931 г. был организован Марийский педагогический институт, в 1934 г. в республике начал функционировать учительский двухгодичный институт.

Несмотря на совершенствование и положительную динамику развития системы педагогического образования в Марийской республике, проблема обеспечения педагогическими кадрами всех школ к середине 1930-х гг. полностью не была разрешена. В связи с этим в 1937 г. при Наркомпросе Марийской АССР был организован сектор заочного обучения. Число охваченных заочным обучением в объеме педтехникума возросло с 275 в 1930/31 г. до 457 в 1935/36 г. В 1939/40 г. заочным обучением по программе педучилища было охвачено в МАССР 540 человек.

Существенно изменилось и содержание учебных планов техникумов. Наряду с позитивными изменениями, связанными со значительным увеличением удельного веса общеобразовательных предметов, упорядочением содержания и форм организации собственно педагогической подготовки и педпрактики, в нем наметились и негативные тенденции. После постановления ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», педология была признана лженаукой и исключена из программ педагогических учебных заведений. Это существенно обеднило педагогическую подготовку будущих учителей начальных классов, лишив ее целостного представления о природе ребенка и особенностях его

развития. Анализ учебных программ педтехникумов, а также наиболее распространенных учебных пособий по педагогике, которые использовались в практике подготовки педагогов во второй половине 1930-х гг. (Н. К. Гончарова, П. Н. Груздева, Б. П. Есипова, И. А. Каирова), позволяет утверждать, что концептуальную основу подготовки будущих учителей составляли принципы классовости и партийности: цели и задачи коммунистического воспитания в курсе педагогики выводились из потребностей классовой борьбы, определение роли учителя осуществлялось в категориях «долженствования».

Провозглашенный в середине 30-х гт. лозунг об усилении классовой борьбы привел к тяжким последствиям, которые не обошли стороной передовую общественность Марийского края. В систему образования стали внедряться элементы унификации народов, что привело к принижению роли национального языка в образовании. Государственная власть стала активно использовать учителя в своих интересах как звено партийно-политического механизма.

Известными недостатками работы педучилищ в начале 1940-х гг. явились частичное дублирование курса средней школы, многопредметность и вытекающая отсюда значительная перегрузка учащихся. На изучение каждого учебного предмета в педучилище отводилось в 2-3 раза меньше времени, чем в школе. Вместе с тем не хватало времени на изучение специальных дисциплин. Учащиеся поверхностно знакомились с программами, учебниками и учебными пособиями для начальной школы, не овладевали в должной мере необходимыми практическими навыками. Все это свидетельствовало о необходимости усовершенствовать учебный процесс в педучилищах и увеличить срок обучения в них с 3 до 4 лет. Первым шагом на пути усиления профессиональной направленности в работе педагогических училищ стал приказ Наркомпроса от 28 апреля 1941 г. «Об улучшении работы педагогических училищ». Им было предусмотрено значительное усиление внимания к практической, педагогической подготовке, выработке профессиональных умений и навыков в процессе всего курса обучения, приближение содержания программного материала ряда общеобразовательных дисциплин к содержанию обучения в начальной школе. Реализовать план реформирования среднего педагогического образования, представленный в данном документе, в практике подготовки отечественных учителей начальной школы помешала Великая Отечественная война.

Опыт развития среднего педагогического образования в крае актуален и сегодня. В современных условиях особенно остро встает вопрос о необходимости использования педагогического опыта, накопленного в национальном регионе. В Республике Марий Эл существует единственное среднее педагогическое учебное заведение - Оршанский педагогический колледж им. И. К. Глушкова. Анализ деятельности колледжа показал, что по сравнению с изучаемым периодом больше времени уделяется дисциплинам пси-холого-педагогического цикла, национально-регионального компонента, педагогической практике. Вместе с тем, стандартизация учебных планов, урок как основная форма обучения, принципы, на которых строится концепция колледжа, позволяют провести параллели с изучаемым периодом. Вся работа колледжа опирается на традиции, предыдущий опыт образования. Целесообразным в этой связи представляется изучение развития сред-

него педагогического образования в Марийском крае, которое мы предложили в ряде лекций по курсу «Краеведение с методикой преподавания».

Исследование позволило сформулировать следующие выводы:

• В 1920-1941 -е гг. наблюдалась положительная динамика развития системы среднего педагогического образования в Марийском крае, что находит свое подтверждение в росте числа педагогических техникумов и количества выпускаемых ими учителей, а также уровня их профессиональной подготовки.

• Для деятельности педагогических техникумов Марийского края в 1920-е - начале 1930-х гг. был характерен учет региональной специфики педагогической деятельности: высокая степень неграмотности населения, необходимость построения национальной системы образования с преподаванием большинства предметов на марийском языке, потребность в национальных педагогических кадрах.

• В 1930-е гг. установление командно-административной системы управления образованием подчиняло содержание и структуру образования в стране принципам классовости и партийности, что вело к обезличиванию этнических черт многонационального населения региона, существенно обедняло национальный компонент подготовки марийских учителей.

• Генезис содержания профессиональной подготовки слушателей педагогических техникумов, представленный в учебных планах и программах 1920-1930-х гг., отличался неоднородностью и противоречивостью, что было вызвано в первую очередь его жесткой идеологической регламентацией, не всегда положительной динамикой развития таких основополагающих принципов педагогической подготовки, как научность, системность, историческая преемственность.

• Технологии обучения, использующиеся в практике подготовки марийского учителя в 1920-1941 гг., находились в тесной взаимосвязи с содержательным компонентом учебных планов и программ педагогических техникумов, что влияло на динамику приоритетных соотношений между теорией и практикой в структуре среднего педагогического образования.

• Результаты систематизации и обобщения опыта, сложившегося в этот весьма противоречивый по своим тенденциям период развития среднего педагогического образования, приобретают особую значимость в современных условиях модернизации национального образования и должны занять значимое место в подготовке современных учителей в виде отдельного спецкурса или блока тем.

УДК 37.0

И. В. Синюшина

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО И РЕАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ XIX в. И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В РАБОТАХ К. Д. УШИНСКОГО

Изменения в школьном деле, как правило, происходят не только из-за педагогической необходимости, но и в связи со многими политическими,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.