Научная статья на тему 'Становление и развитие советского государственного делопроизводства'

Становление и развитие советского государственного делопроизводства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5935
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКУМЕНТ / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / УНИФИКАЦИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / DOCUMENT / RECORDS MANAGEMENT IN THE SOVIET PERIOD / UNIFICATION / STANDARDIZATION / STATE RECORDS MANAGEMENT / STATE APPARATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Екатерина Васильевна

Введение. Изучены становление и развитие государственного делопроизводства в советскую эпоху. Модернизация делопроизводства в этот период связана с процессами создания и укрепления Советского государства, его государственного аппарата управления, формирование которого началось после победы революции 1917 г. Модернизация системы советского делопроизводства находится в прямой зависимости от скорости модернизации государственного аппарата управления СССР. В свою очередь, от уровня развития делопроизводства и разработанности нормативно-правовой базы зависит эффективность работы государственного аппарата и его учреждений, а также формирование документальной базы об истории общества в виде исторических письменных источников. Материалы и методы. Применен исторический анализ развития и реформирования системы советского делопроизводства и документооборота. Работа выполнена на значительном количестве как теоретических источников, так и нормативно-методической базы документационного сопровождения административной деятельности, это позволило рассмотреть развитие делопроизводства в указанный период. Результаты исследования. Показано, что система делопроизводства, являясь вторичной к аппарату управления, отражала не только уровень развития управленческой и делопроизводственной культуры, но и модернизирующуюся систему государственного управления в стране. Обсуждение и заключение. Показано, как в процессе модернизации советского государственного делопроизводства разрабатывались правила составления и исполнения документов, на основе анализа существующих практик постановки делопроизводства разрабатывались и вводились регламенты рационального ведения делопроизводства, реализовывались принципы унификации, трафаретизации и стандартизации, совершенствовалось методическое сопровождение делопроизводственной деятельности. Автор анализирует основные события в процессе становления и развития государственного делопроизводства и дает характеристику законодательства по делопроизводству в советскую эпоху, которое отражено в правительственных решениях, законодательных актах, регламентах и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF STATE RECORDS MANAGEMENT IN THE SOVIET PERIOD

Introduction. The article is devoted to the study of the formation of state records management in the Soviet era. Modernization of records management during this period is connected with the processes of creating and strengthening the Soviet state, namely, the state apparatus of government, the formation of which began after the victory of the Great Russian Revolution of 1917. Modernization of the system of Soviet records management is directly dependent on the speed of modernization of the state administration of the USSR. From the level of development of records management and the development of the regulatory framework, the effectiveness of the work of the state apparatus and individual institutions depends on the formation of a documentary base on the history of society in the form of historical written sources. Materials and Methods. The author applied a historical analysis of the development and reform of the system of records management and workflow the Soviet period. The work was carried out on a significant number of both theoretical sources and the regulatory and methodological base of documentation support for administrative activities; this made it possible to consider the development of records management in the specified period. Results. The study showed that the system of records management, being secondary to the administrative apparatus, reflected not only the level of development of managerial and office culture, but also the modernizing system of government in the country. Discussion and Conclusion. In the process of modernizing the Soviet state records management, rules for drafting and executing documents were developed, rules for the rational management of records management were developed and introduced, the principles of unification, stencilling and standardization were implemented, and methodological support of records management was perfected. The author analyzes the main events in the process of formation and development of state records management and gives a description of the legislation on records management in the Soviet era, which is reflected in government decisions, legislative acts, regulations, etc.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие советского государственного делопроизводства»

опыт плановой экономики

experience of the plan economy

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.369-380

УДК 930.22

Е. В. Зайцева

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, (Екатеринбург, Россия), e-mail: e.v.zaitceva@urfu.ru

становление и развитие советского государственного делопроизводства

Введение. Изучены становление и развитие государственного делопроизводства в советскую эпоху. Модернизация делопроизводства в этот период связана с процессами создания и укрепления Советского государства, его государственного аппарата управления, формирование которого началось после победы революции 1917 г. Модернизация системы советского делопроизводства находится в прямой зависимости от скорости модернизации государственного аппарата управления СССР. В свою очередь, от уровня развития делопроизводства и разработанности нормативно-правовой базы зависит эффективность работы государственного аппарата и его учреждений, а также формирование документальной базы об истории общества в виде исторических письменных источников. Материалы и методы. Применен исторический анализ развития и реформирования системы советского делопроизводства и документооборота. Работа выполнена на значительном количестве как теоретических источников, так и нормативно-методической базы документационного сопровождения административной деятельности, это позволило рассмотреть развитие делопроизводства в указанный период. Результаты исследования. Показано, что система делопроизводства, являясь вторичной к аппарату управления, отражала не только уровень развития управленческой и делопроизводственной культуры, но и модернизирующуюся систему государственного управления в стране. Обсуждение и заключение. Показано, как в процессе модернизации советского государственного делопроизводства разрабатывались правила составления и исполнения документов, на основе анализа существующих практик постановки делопроизводства разрабатывались и вводились регламенты рационального ведения делопроизводства, реализовывались принципы унификации, трафаретизации и стандартизации, совершенствовалось методическое сопровождение делопроизводственной деятельности. Автор анализирует основные события в процессе становления и развития государственного делопроизводства и дает характеристику законодательства по делопроизводству в советскую эпоху, которое отражено в правительственна решениях, законодательных актах, регламентах и т. д.

Ключевые слова: документ, делопроизводство в советский период, унификация, стандартизация, государственное делопроизводство, государственный аппарат.

Для цитирования: ЗайцеваЕ. В. Становление и развитие советского государственного делопроизводства // Экономическая история. - 2018. - Т. 14. - №> 4. - С. 369-380. DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.369-380

© Зайцева Е. В., 2018

Ekaterina V. Zaitseva

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, (Ekaterinburg, Russia), e-mail: _e.v.zaitceva@urfu.ru

formation and development

of state records management in the soviet period

introduction. The article is devoted to the study of the formation of state records management in the Soviet era. Modernization of records management during this period is connected with the processes of creating and strengthening the Soviet state, namely, the state apparatus of government, the formation of which began after the victory of the Great Russian Revolution of 1917. Modernization of the system of Soviet records management is directly dependent on the speed of modernization of the state administration of the USSR. From the level of development of records management and the development of the regulatory framework, the effectiveness of the work of the state apparatus and individual institutions depends on the formation of a documentary base on the history of society in the form of historical written sources. Materials and Methods. The author applied a historical analysis of the development and reform of the system of records management and workflow the Soviet period. The work was carried out on a significant number of both theoretical sources and the regulatory and methodological base of documentation support for administrative activities; this made it possible to consider the development of records management in the specified period. Results. The study showed that the system of records management, being secondary to the administrative apparatus, reflected not only the level of development of managerial and office culture, but also the modernizing system of government in the country. Discussion and Conclusion. In the process of modernizing the Soviet state records management, rules for drafting and executing documents were developed, rules for the rational management of records management were developed and introduced, the principles of unification, stencilling and standardization were implemented, and methodological support of records management was perfected. The author analyzes the main events in the process of formation and development of state records management and gives a description of the legislation on records management in the Soviet era, which is reflected in government decisions, legislative acts, regulations, etc.

Keywords: document, records management in the Soviet period, unification, standardization, state records management, state apparatus

For citation: Ekaterina V. Zaitseva. Formation and Development of State Records Management in the Soviet Period. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2018; 14(4): 369-380. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.369-380

Введение

Делопроизводство всегда занимало важное место в работе государственного аппарата. От уровня разработанности методологического и методического сопровождения делопроизводства зависит эффективность работы не только государственных учреждений, но и отдельных учреждений и организаций.

Государственное делопроизводство в России исторически складывалось длительно и постепенно, накапливая опыт работы с документами и переживая в отдельные моменты заметное ускорение этого процесса,

как правило, связанное с существенными, даже коренными, преобразованиями социально-политической системы управления. Существовали и периоды, когда развитию делопроизводства, его методологическому и методическому сопровождению не уделялось достаточного внимания. Однако к началу ХХ в. оно существовало как самостоятельное комплексное направление в управлении, включающее в себя документирование и организацию работы над документами. Революция 1917 г. трансформировала существующую форму государственного управления, кардинальным

образом изменила систему государственного аппарата и подходы к управлению документацией. Разработка новых научных принципов управления и налаживание деятельности советской администрации по новым требованиям предполагало организацию нового порядка ее документирования. В статье мы рассмотрим особенности развития и совершенствования работы государственных структур в этом направлении, будут обоснованы этапы процесса. Тема исследования представляется нам актуальной в связи с тем, что история делопроизводства и вопросы модернизации системы управления документами имеют важное значение при решении проблем в докумен-тационном обеспечении управления в наши дни.

Методы

Автором использовались как общенаучные, так и специальные исторические методы. Это такие методы исследования, как исторический анализ прошлого опыта, который в данном случае имеет не только отвлеченное научно-историческое значение, но и эмпирическое, влияющее на развитие и реформирование системы современного делопроизводства и документооборота. Анализ источников, т. е. документов, теоретических источников и нормативно-методической базы документационного сопровождения административной деятельности, позволили рассмотреть процесс эволюции делопроизводства в советский период, с момента ее зарождения до последующего, достаточно высокого уровня развития. Историко-сравнительный метод позволил рассмотреть становление и развитие делопроизводства с 1917 г., несущего в себе черты делопроизводства эпохи Российской империи, и установить взаимосвязь между административными реформами в советский период и уровнем развития советской системы документационного обеспечения управления. Применение метода периодизации позволило выделить важные вехи в процессе развития делопроизводства в советский период, а также сопоставить данные изменения с ходом административных

реформ. Историко-системный анализ дал возможность рассмотреть делопроизводство в советский период как систему взаимосвязанных элементов, таких как органы государственной власти, государственные учреждения, законодательные и правовые акты, методическое сопровождение делопроизводства и стандарты, системы документации и документы.

Результаты

Советское государство отказалось от старой системы делопроизводства как политически, а главное, идеологически не соответствующей природе нового государства и носящей сословный характер. Период до 1920-х гг., первые годы становления делопроизводства в Советской России, можно охарактеризовать как годы пионерских поисков правил и попыток разработки принципов организации процессов (технологий) документального сопровождения управления. Период с 1920-х по начало 1930-х гг. связан с влиянием научной организации управленческого труда на систему делопроизводства и, как результат, открытие целого ряда научно-исследовательских институтов и общественных организаций, изучающих вопросы администрирования, в том числе документационного. Затем в истории делопроизводства начинается пролонгированный, третий период регулирования работы с документами через ведомства. Достаточно долго в СССР отсутствовал единый центр регулирования делопроизводства. Период конца 1950-х - 1960-е гг. определяется нами как начало становления современной системы делопроизводства, именно здесь был сформирован задел, послуживший основой ныне существующей системе. Государством были предприняты попытки разработки и внедрения первых документов, оправляющих правила для проведения экспертизы ценности документов, и требования, упорядочивающие работу с документами в учреждениях, организациях и на предприятиях. Для усиления как методической, так и научной составляющей был создан Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и

архивного дела (ВНИИДАД). В последний, рассматриваемый нами период, 1970-1980-е гг., целенаправленные и систематические усилия были нацелены на исследование процессов делопроизводства и разработку методических рекомендаций общегосударственного характера. Здесь могут быть названы такие документы, как Единая государственная система делопроизводства (ЕГДС), Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) и другие внедряющие рациональные формы и оптимальные технологии работы со служебной информацией. Отдельными направлениями работы в этот период являются процессы стандартизации и унификации, что отразилось в появлении таких документов, как Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) и государственные стандарты (ГОСТ) по делопроизводству и архивному делу. Была принята единая терминология по делопроизводству и архивному делу. Усовершенствована нормативно-методическая база по работе архивов и хранению дел в делопроизводстве, началось внедрение автоматизированных систем управления (АСУ).

Обсуждение

Существовавшая ко времени Октябрьской революции имперская система делопроизводства основывалась в целом на указах Александра I и была связана с созданием министерской системы управления государством и основана на таком законодательном акте, как Манифест об «Общем учреждении министерств»1, в соответствии с которым не только вводились единые правила делопроизводства, но и выделялись два направления деятельности в рамках до-кументационного обеспечения деятельности: письмоводство и порядок течения дел,

которые соответствуют современным направлениям делопроизводства - документированию и документообороту. Все дела, с которыми работало министерство, можно разделить на три категории: текущие, чрезвычайные и срочные.

Зарождение и расширение законодательной регламентации делопроизводства вызвали появление специальной теоретической литературы - сборников образцов документов, что является характерной особенностью этого периода. На всем этапе существования министерского делопроизводства XIX в. система претерпевала значительные изменения. В новых условиях развития страны в начале ХХ в. ей надлежало быть более гибкой и мобильной2. Именно тогда осуществлен переход от децентрализованной системы регистрации документов, продиктованной Манифестом «Об учреждении министерств», к упрощенной, централизованной системе регистрации. Таким образом, министерское делопроизводство, созданное в 1811 г., просуществовало фактически до 1918 г.

Октябрьская революция 1917 г. осуществила коренную перестройку существующего строя, старого государственного аппарата. Предполагалось, что к управлению будут привлечены представители трудового населения. Радикальные изменения произошли в государственном аппарате управления, высшим органом государственной власти после низложения Временного правительства стал Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, он назывался высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Для управленческой деятельности в межсессионный период формировалась исполнительная власть -

1 Общее учреждение министерств. Ч. 1 : Общее образование министерств. СПб. : Сенатская типография. -1811. - 49 с. Ч. 2 : Общий наказ министерствам. - СПб. : Сенатская типография. - 1811. - 70, XVI с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.shpl.rU/ru/nodes/3930-ch-1-obschee-obrazovanie-ministerstv-1811#page/1/ mode/grid/zoom/1 (дата обращения: 20.09.2017).

2 Зайцева Е. В., ГончароваН. В. Документационное обеспечение управления в системе государственного и

муниципального управления : учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. федер. ун-та, 2017. -

121 с.

ВЦИК. Непосредственное управление страной осуществляло правительство -Совет народных комиссаров (Совнарком). Также были созданы народные комиссариаты (наркоматы), которые осуществляли руководство отраслями государственного управления.

Структура нового аппарата управления существенно отличалась от прежней. Кадровый состав также изменился. Декрет от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»3 фактически отстранил от власти бывших дворян и помещиков. В новые советские учреждения часто были привлечены люди без специального образования: солдаты, рабочие, крестьяне. Многие квалифицированные чиновники эмигрировали за границу, были убиты в ходе Гражданской войны. Новая власть просто не доверяла старым специалистам, управленцам. Главным для нее был не профессионализм, а преданность служащих делу революции. Все это не могло не отразиться на уровне документационного обеспечения управления: он катастрофически снизился.

Отходят в прошлое многие виды документов, характерные для дореволюционного государственного аппарата управления. Уже через несколько недель после Октябрьской революции В. И. Ленин ставит вопрос о назревшей необходимости регулировать административную и делопроизводственную деятельность советских учреждений [7, с. 20]. Необходимо было упорядочить процессы делопроизводства на местах.

Уже в первых декретах Советской власти регламентируются вопросы составления и оформления документов. В 1917-1920 гг. выходит ряд нормативно-правовых документов, позволяющих оптимально построить систему документирования, в которых определены обязательные реквизиты, разработан алгоритм утверждения и опубликования законов, наложен запрет на канцелярскую волокиту и приказано быстро и точно выполнять указы центральной власти4. Так, в этот период выходит Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений»5, где вводилось положение, которое не было исключительно новым по содержанию, но тем не менее безусловно помогало оптимизировать процесс документирования управления, особенно для новых работников. Были предприняты попытки упрощения и оптимизации ведения делопроизводства, зарождается законодательство по работе с обращениями граждан, формируется орган, осуществляющий государственный контроль, - Наркомат государственного контроля6.

Призыв В. И. Ленина и партии совершенствовать советский госаппарат научными методами нашел широкий отклик в массах. В 1920-е гг. появляются такие понятия, как научная организация труда и научная организация управленческого труда (НОТ и НОУТ); развитие последнего связано с Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции (наркоматом РКИ). Научные центры по вопросам НОТ, созданные под ру-

Об уничтожении сословий и гражданских чинов : Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.11.1917 // СУ РСФСР. - 1917. - № 3. - Ст. 31 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=ESU&n=3942#0 (дата обращения: 20.09.2017).

О времени вступления в силу узаконений и распоряжений правительства : Декрет СНК РСФСР от 18.11.1918 // СУ РСФСР. - 1917. - № 3. - Ст. 40; О порядке утверждения и опубликования законов : Декрет СНК РСФСР от 30.10.1917 // СУ РСФСР. - 1917. - № 1. - Ст. 12.

О форме бланков государственных учреждений : Декрет СНК РСФСР от 02.03.1918 // СУ РСФСР. -1918. - № 29. - Ст. 389 (утратил силу 25.01.1928) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3283#0 (дата обращения: 25.09.2017).

О Центральном Бюро жалоб и заявлений при Народном Комиссариате Государственного Контроля : Постановление Народного Комиссариата Государственного Контроля № 23 от 14.07.2019 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1943. -С. 391-392.

4

ководством В. И. Ленина, сыграли важную роль в развитии экономики страны, совершенствовании деятельности государственных органов управления [6, с. 101; 7, с. 21].

Так, вопросами рационализации и научной организации делопроизводства занимались: с 1920 г. - Таганрогский институт НОТ, затем - Казанский институт НОТ, который был организован в 1921 г. Это были такие направления их работы, как рационализация структуры учреждений, технологии работы с документами, сокращения времени прохождения документов, разработка системы регистрации, разработка форм учетной документации. Продолжила вышеуказанные начинания Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства (1921). На конференции7 обсуждались вопросы организации труда в масштабах всего общества, хозяйственная планомерность, физиология и психология труда, отношение к тейлоризму. Выступали А. Богданов, В. Бехтерев, О. Ерманский, Струмилин. Всего было 313 участников. В процессе ее работы рассматривались вопросы не только научной организации труда, но и вопросы научной организации управленческого труда и работы с документами. Зарождение стандартизации началось еще в 1918 г.8, однако реализация намерений осложнялась Гражданской войной и разрухой, однако в 1923 г. при ВСНХ СССР создано бюро «Стандартизация» которому была поручена подготовка предложений по вопросам до-кументационного обеспечения управления.

Решения XII съезда РКП (б) в 1923 г. послужили основой дальнейшего развития направления НОТ и в том числе делопроизводства как ее формы реализации. Научный

и методический интерес отражается в различных научных работах и пособиях для служащих и практических руководствах того периода [1-4; 8; 10].

В августе 1923 г. при коллегии Наркомата рабоче-крестьянской инспекции СССР был сформирован Совет по научной организации труда (СовНот). Главной целью СовНот была выработка общего направления исследовательской и практической работы согласно заданиям ЦК РКП (б) и НК РКИ. Наркомат РКИ занимался изучением делопроизводства и усовершенствованием его технологий, введением централизованной системы делопроизводства в учреждениях, что позволяло сокращать число делопроизводственных работников в несколько раз. Например, оптимизация работы самого наркомата РКИ СССР позволила сократить численность делопроизводственных работников в семь раз [5, с. 101].

В этот период изучение идет по различным направлениям: методики ведения делопроизводства, правовое сопровождение, технологии создания и обработки документов, разработка рекомендаций по их оптимизации. Большое внимание уделяется изучению и разработке рациональной системы регистрации документов. Так, к журнальной форме регистрации документов были предложены альтернативные многообразные формы. Разрабатывались вопросы научной классификации документов. Был предложен переход к новаторской система ведения делопроизводства - безрегистрационной. Вопросы НОУТ находят широкий отклик в массах. Повсеместно идут процессы рационализации административной деятельности, и первым направлением их применения становится делопроизводство.

7 См.: Всероссийская конференция по научной организации труда и производства. Труды 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства: 20-27 января 1921 года / ред. комиссия: Гущин Н. И. [и др.]. - Л. : Орг. тройка конф. по науч. орг. труда и пр-ва. Вып. 4 : Секция третья : Вопросы организации управления и его частей. - 115 с.; Вып. 6 : Секция пятая : Мероприятия по объединению работ по научной организации и практическое осуществление их. - 1921. - 39 с.

8 О введении Международной метрической системы мер и весов : Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 сентября 1918 г. - Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_360.htm.

Тематика НОТ и НОУТ актуальна не только на советском пространстве; зародившись в Америке, широко распространилась не только в Советской России, но и в других странах [13-16].

В 1926 г. в Москве был создан Государственный институт техники управления (ИТУ). Именно при нем было сформировано отделение (кабинет) стандартизации, которое занималось разработкой стандартов на форматы бумаги, носители информации, документы, средства и предметы конторского труда. Институт изучал порядок документирования и документационного обслуживания по нескольким направлениям: документооборот - движение документов, процесс и формы регистрации документов, контроль исполнения документов, оперативное и архивное хранение. Эти рекомендации претворялись в жизнь. Наиболее плодотворным явилось сотрудничество акционерного общества «Оргстроя» с ИТУ. По мнению организаторов этой системы, круг задач ИТУ можно разделить на две группы: а) задачи собственно научные - научная разработка вопросов техники управления, изучение техники работы учреждений и выработка систем и практических мероприятий по рационализации техники управления; б) задачи научно-информационные - консультации и популяризация достижений в области техники управления [5, с. 106].

Реализация этих задач институтом придала ему значение общесоюзного научно-методического центра. В целом его работу можно оценить как положительную, но чрезмерное увлечение зарубежными теориями менеджмента привело к серьезным ошибкам и просчетам. Попытки внедрить функциональный принцип в системе построения государственного аппарата были осуждены политическим руководством

страны и привели к тому, что все «революционные начинания» были прекращены, ИТУ ликвидирован. К сожалению. вместе с этим были прекращены работы по стандартизации, рационализации, унификации, трафаретизации, научной организации труда в сфере делопроизводства. Они были возобновлены только в послевоенный период и получили развитие в 1960-е и последующие годы.

В этот период (с середины 1920-х до начала 1930-х гг.) был принят ряд важных государственных правовых актов, определяющих порядок документирования, закрепления в делопроизводственной практике форм документов, вышли постановления правительства, регламентирующие постановку делопроизводства в сельских советах, уточнены порядок издания государственных правовых актов, порядок по работе с обращениями граждан и др.

В 1936 г. была принята Конституция9, которая разграничила функции между органами государственного управления и между органами государственной власти. За органами каждой ветви власти было закреплено право издания определенных правовых актов. Так, в 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали постановление10, определяющее порядок пользования и хранения печатей с изображением государственного герба РСФСР.

В данный период шли работы по разработке типовых инструкций для ведомственных организаций. К началу 1940-х гг. назрела необходимость разработки унифицированных форм документирования и до-кументационного обеспечения управления. Велись работы по созданию не только индивидуальных, но и типовых номенклатур дел, индивидуальных перечней документов с указанием сроков хранения. Главным архивным управлением СССР создан

Конституция : Основной Закон Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - № 283. -1936. 6 дек.

О порядке пользования печатями с государственным гербом РСФСР : Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 15 декабря 1936 г. // СУ РСФСР. - 1936. - № 23. - Ст. 151.

9

«Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий СССР»11. Издание этого Перечня дало возможность всем ведомствам, не имеющим еще свои перечни, при их разработке учесть как формулировки отдельных статей, так и унифицированные сроки хранения.

Научно-исследовательские работы по рационализации делопроизводства проводились и на предыдущих этапах модернизации государственного аппарата управления, однако эти усилия не носили комплексного характера. В послевоенный период, в 1950-1960-х гг., работы по рационализации делопроизводства были сконцентрированы на направлениях создания общегосударственных нормативов по ведению делопроизводства и совершенствовании администрирования путем механизации делопроизводственных процедур.

Постановлением Совета Министров «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» от 25 июля 1963 г.12 были введены Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов.

Именно в этот период ставится и реализуется задача создания Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) для предприятий, учреждений и организаций. В 1966 г. был создан Всероссийский научно-исследовательский инсти-

тут документоведения и архивного дела (ВНИИДАД)13, на который и была возложена эта задача - создание ЕГСД. Начинается подготовка кадров по этой специальности: в Московском государственном историко-архивном институте началась подготовка специалистов-делопроизводителей.

За вновь созданным научным центром - ВНИИДАД была закреплена функция разработки нормативно-методического сопровождения делопроизводства. Сотрудничество между учеными и практиками, которое сложилось в 1960-е гг., принесло реальную пользу - специалисты проводили целенаправленные исследования методологических, методических и теоретических проблем документационного обеспечения управления, результатом этого взаимодействия и стала ЕГСД.

В ходе практической реализации системы возникли новые идеи и методы, которые были использованы, когда была утверждена вторая редакция ЕГСД в конце 1980-х гг., которая получила новое название - Единая государственная система документацион-ного обеспечения управления14 (ЕГСДОУ). Другим очень важным направлением работы в этот период стала деятельность по совершенствованию документационного обеспечения управления (ДОУ) путем разработки и унификации терминологии, а также стандартизации состава управленческой документации и правил оформления документов.

Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности народных комиссариатов и других учреждений, организаций и предприятий (утв. НКВД СССР 27.12.1942) (утратил силу 10.01.1957) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=43918#0 (дата обращения: 20.09.2017).

О мерах по улучшению архивного дела в СССР : Постановление Совмина СССР от 25.07.1963 № 829 // СП СССР. - 1963. - № 15. - Ст. 159 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=ESU;n=19692#0 (дата обращения: 20.09.2017).

О преобразовании Центральной научно-исследовательской лаборатории Главного архивного управления при Совете Министров СССР во Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения : распоряжение Совета Министров СССР от 02.03.1966 № 407p / Официальный сайт ВНИИДАД [Электронный ресурс]. - URL: http://history.vniidad.ru/index.php?option=com_k2&view=ite m&id=7: regulation-council-ministers&Itemid=168 (дата обращения: 20.09.2017).

Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения : одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 23.05.1988 № 33 / Москва, Главархив СССР, 1991. - 50 с.

11

12

13

14

Первые государственные стандарты на организационно-распорядительную документацию (ОРД), были приняты и введены в действие в 1972 г. Они определяли систему работы с ОРД и формуляр-образец. В дальнейшем стандарты установили требования к текстам документов и бланкам; расположение и состав реквизитов; правила их оформления. Унификация терминологии привела к появлению еще одного ГОСТа, который вводил термины и определения в области делопроизводства и архивного дела. Научно-технический прогресс привел к появлению так называемой электронной документации [9, с. 291; 11, р. 126], но внедрение СЭД ввиду различных причин осуществлялась только в государственных структурах и на крупных предприятиях, при этом большая часть организаций не была охвачена. Во второй половине 1980-х гг. этой проблемой стали заниматься комплексно, но нормотворческая деятельность нашла свое отражение только в 1990-х и 2000-х гг.

Методологическое и методическое развитие делопроизводства в 1970-1980 гг. позволило организовать документационное обеспечение управления в СССР, а затем многое из того, что существовало ранее, было использовано в России и других странах СНГ.

Заключение

Таким образом, в период существования Советского государства произошел отход от имперских стандартов делопроизводства. Сложилась новая система, которая прошла в своем существовании ряд периодов.

Первый период, который охватывает время с 1917 по 1920 г., имеет содержанием отказ от старой системы и поиск новых форм организации делопроизводства.

Второй период, с 1921 по начало 1930-х гг, связан с началом институциализации советской системы делопроизводства, использованием мирового передового опыта, повсеместным распространением культуры научной организации труда, влиянием ее на сферу администрирования, ведения документации.

Третий период, начавшийся в 1932 г. и продолжившийся в 1940-е гг., характеризуется действием в условиях жесткой административной системы при всеобщем партийном контроле.

Четвертый период - 1950-1960-е гг. -определяется нами этапом восстановления интереса государства к вопросам делопроизводства, использованием средств современной техники, разработкой общегосударственной нормативно-правовой документации, отказом от ведомственного регулирования делопроизводственных работ, а также созданием научно-исследовательских и образовательных центров.

В течение пятого периода (1970-1980-е гг.) был обобщен предыдущий национальный и передовой зарубежный опыт [12; 17-19] и разработана универсальная технология управленческих операций и их документирования - ЕГСД, а затем, для восполнения ее недостатков, уже в конце 1980-х гг. была разработана ГСДОУ. Заметное место в этот период занимают разработка и внедрение ГОСТов по делопроизводству и архивному делу, создание общероссийских классификаторов, таких как ОКПО, ОКУД и др., внедрение информационных технологий.

Развитие государственного делопроизводства идет в ногу со временем. Существующая сейчас система ДОУ является преемницей предшествующего опыта и выполняет функции в системе государственного управления. На современном этапе она развивается с учетом новых реалий, технического обеспечения делопроизводства, а также методологического (нормативно-правового) и методического задела, созданного в советский период. Проведение административной реформы на территории РФ детерминировало активное развитие в течение последнего десятилетия развития нормативно-правового регулирования документационного обеспечения управления. В последние годы были разработаны и введены в действие такие важные нормативные и нормативно-правовые документы, как постановления Правительства РФ, например, № 477 «Об

утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»15; распоряжения Правительства, например, № 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности»16; документы федеральных органов исполнительной власти, например, приказ Мин-культуры № 558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов,

органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"»17, приказ Росархива № 44 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях»18, ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»19, ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»20 и др.

Библиографический список

1. Верховской П. В. Делопроизводство госучреждений. - М. ; Л. : Гос. изд-во : 1-я Образцовая тип., 1929. - 336 с.

2. Голубов С. Н. Структура и документация : Общие и спец. методы рационализации. - М. : Техника управления, 1930. - 199 с.

3. Дрезен Э. К. Основы оперативного управления. - М. : Изд-во НКРКИ СССР, 1925. - 313 с.

4. Дрезен Э. К. Руководство по управлению советскими учреждениями. - М.; Л. : Гос. изд-во, 1925. - 294 с.

5. История делопроизводства в СССР / под. ред. Я. З. Лившица и В. А. Цикулина. - М.: Московский государственный историко-архивный институт, 1974. - 171 с.

6. Ленин В. И. Руководителям центральных советских учреждений // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - М. : Изд-во политической литературы, 1975. - Т. 54. - С. 101-102.

7. Ленин В. И. Речь на съезде председателей губернских советов 30 июля 1918 г // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - М. : Изд-во политической литературы, 1975. - Т. 37. - С. 20-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 477 / Федеральное архивное агентство : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://archives.ru/documents/order_gov477_2009.shtml.

Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности : Распоряжение Правительства от

12.02.2011 № 176-р. / Федеральное архивное агентство : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL :http:// archives.ru/documents/order_gov176r_2011.shtml.

Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» : приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 / Федеральное архивное агентство : офиц сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://archives.ru/documents/ministry-orders/prik_558_2010.shtml Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях приказ Росархива от 11.04.2018 № 44. / Федеральное архивное агентство : офиц. сайт [Электронный ресурс]. -URL : http://archives.ru/documents/prik44_2018.shtml.

ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения // Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. ГОСТ Р от 17.10.2013 №7.0.8-2013 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200108447.

ГОСТ Р 7.0.97-2016. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов // Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. ГОСТ Р от 08.12.2016 №7.0.97-2016 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/search/intellectual?q=%D0%93%D0%9E%D0%A1% D0%A2+%D0%A0+7.0.97-2016+.

15

16

17

18

19

20

8. Нефедов Г. А. Канцелярское дело. - М. ; Л. : Книгосоюз, 1926. - 218 с.

9. Столярова В. Н., Зайцева Е. В. Электронный документооборот в деятельности органов государственных и муниципальных организаций // Урал индустриальный: Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв. : материалы XII Всерос. науч. конф. - Екатеринбург : УмЦ-УПИ, 2014. - Т. 2. - С. 294-298.

10. Эрасмус А. А. Метод научной организации делопроизводства. - М. : Вопросы труда, 1925. -318 с.

11. Al Shibly H., Al Nsour M. Prerequisites of electronic documentation management system (EDMS) success // Information management in the networked economy: Issues & Solutions. 8th International-Business-Information-Management-Association Conference (IBIMA). - Dublin, Ireland, 2007. - P. 125-130.

12. Bradford D. L., Cohen A. R. Managing for excellence : the leadership guide to developing high performance in contemporary organizations. - New York : Wiley, 1997. - 313 р.

13. Gantt H. A. Bonus System for Rewarding Labor // Transactions of the American Society of Mechanical Engineers. -1901. - Р. 341-360.

14. George C. S. History of management thought. Englewood Cliffs. - New Jersey : Prentice Hall, -1972. - 223 р.

15. Gilbreth F. & Gilbreth L. Motion Study for the Crippled Soldier // American Society of Mechanical Engineers Journal. - 1915. - No. 37. - P. 669-673.

16. Littler C. Understanding Taylorism // The British Journal of Sociology, 1978. - № 29 (2). -P. 185-202.

17. Jinks D. W. Systems Documentation // Journal of Systems Management, 1977. - V. 28, - I. 6, -Р. 24-33

18. Kulcu Oz. Change in the Task of Records Management: Standardization Studies and International Practices. - 2007. - Т. 8. - No. 2. - Р. 230-279.

19. Stephens D. O. Megatrends in international records management // Information Management. 2001. - Т. 35. - No. 4. - С. 66-70.

References

1. Verhovskoj P. V. State Institutions Records Management. Moscow, 1929, 336 р. (In Russ.).

2. Golubov S. N. Structure and Documentation. Moscow, 1930, 199 p. (In Russ.).

3. Drezen E. K. Basics of Operational Management. Moscow, 1925, 313 p. (In Russ.).

4. Drezen E. K. A Guide to the Management of Soviet Institutions. Moscow, 1925, 294 p. (In Russ.).

5. The History of Records Management in the USSR. Moscow, 1974, 171 p. (In Russ.).

6. Lenin V. I. Heads of Central Soviet Institutions. Moscow. 1975, Vol. 54: 101-102. (In Russ.).

7. Lenin V. I. Speech at the Congress of the Chairmen of Provincial Councils July 30, 1918. Moscow. 1975, Vol. 37: 20-23. (In Russ.).

8. Nefedov G. A. Stationery: Practical Guide for Records Managers. Moscow, 1926, 218 p. (In Russ.).

9. Stolyarova V. N., Zaitseva E. V. Electronic Document Management in the Activities of State and Municipal Organizations. Materialy HII Vserosijskoj nauchnoj konferencii : Ural industrially/: Bakuninskie chtenija: Industrial'naja modernizacija Urala vXVIII-XXI vekah = Materials of the XII All-Russian Scientific Conference: The Urals Industrial: Bakunin Readings: Industrial Modernization of the Urals in the XVIII-XXI Centuries, Yekaterinburg, 2014; Vol. 2: 294-298. (In Russ.).

10. Erasmus A. A. Method of Scientific Organization of Clerical Work. Moscow, 1925, 318 p. (In Russ.).

11. Al Shibly H., Al Nsour M. Prerequisites of Electronic Documentation Management System (EDMS) Success. Information Management in the Networked Economy: Issues & Solutions. 8th International-Business-Information-Management-Association Conference (IBIMA). Dublin, Ireland. 2007: 125-130.

12. Bradford D. L., Cohen A. R. Managing for Excellence. New York, 1997, 313 р.

13. Gantt H. A. Bonus System for Rewarding Labor. American Society of Mechanical Engineers. 1901: 341-360.

14. George C. S. History of Management Thought. Englewood Cliffs, 1972, 223 p.

15. Gilbreth F., Gilbreth L. Motion Study for the Crippled Soldier. American Society of Mechanical Engineers Journal. 1915; 37: 669-673.

16. Littler C. Understanding Taylorism. The British Journal of Sociology, 1978; 29 (2): 185-202.

17. Jinks D. W. Systems Documentation. Journal of Systems Management. 1977; Vol. 28, I. 6: 24-33.

18. Kulcu Oz. Records Management: Standardization Studies and International Practices, 2007; Vol. 8, 2: 230-279.

19. Stephens D. O. Megatrends in International Records Management. Information Management, 2001; Vol. 35, 4: 66-70.

Поступила в редакцию 20 февраля 2018 г.

Сведения об авторе

Зайцева Екатерина Васильевна - доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». Сфера научных интересов: социология образования, социология управления, история и социология государственного и муниципального управления, демографический потенциал, делопроизводство. Автор более 150 научных и учебно-методических публикаций. ORCID http://orcid. orgI0000-0003-2112-3029.

Тел.: +7 922 213-63-73

E-mail: e.v.zaitceva@urfu.ru

Submitted 20.02.2018

About the author

ekaterina V. Zaitseva - Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Theory, Methodology and Legal Support of the State and Municipal Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. Research interests: sociology of education, sociology of management, history and sociology of state and municipal government, demographic potential, paperwork. The author of more than 150 scientific and educational publications. ORCID http:IIorcid.orgI0000-0003-2112-3029.

Tel.: +7 922 213-63-73

e-mail: e.v.zaitceva@urfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.