Н.И. Химина
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА
В статье рассмотрены историографические и источниковедческие проблемы подготовки фундаментального словаря-справочника, посвященного истории функционирования учреждений Российского государства XV в. - февраля 1917 г., развитию его аппарата управления на всех уровнях власти, эволюции и порядку чинопроизводства, истории возникновения, существования и эволюции видов делопроизводственной документации высших, центральных и местных учреждений России. Отдельная книга словаря посвящена рассмотрению основных видов документации советского периода.
Ключевые слова: Россия, государственные учреждения, эволюция, виды и разновидности документов, формуляр, источники.
ВНИИДАД завершил подготовку Словаря-справочника «Государственность России» - широкомасштабного исследования, имеющего целью выявление и обобщение всей имеющейся информации по функционированию учреждений Российского государства XV в. - февраля 1917 г., развитию его аппарата управления на всех уровнях власти, эволюции и порядку чинопроизводства, отраженных в различных видах и разновидностях документации1.
Пятая книга словаря-справочника впервые дает в систематизированном виде сведения по истории российских должностей, чинов, званий и титулов, а также церковных санов существовавших на территории России конфессий с конца XV в. (со времени возникновения единого Российского государства) до Февральской революции 1917 г.2
© Химина Н.И., 2015
В словаре-справочнике представлена информация об организованной совокупности должностных лиц, работавших в государственных учреждениях и их наиболее важных структурных частях (вошедших в первую-четвертую книги словаря-справочника «Государственность России»), имевших особое значение в управлении государством, относившихся к трем системам государственного управления и функционировавших на протяжении столетий отечественной истории: приказной (ХУ1-ХУ11 вв.), коллежской (XVIII в.), министерской (XIX - начало XX в.).
В словаре отражены должности, чины, функционировавшие во всех органах государственной власти и управления, включая высшие, центральные, местные, в том числе губернские, провинциальные, уездные, окружные, а также волостные и сельские. Дооктябрьский опыт функционирования и развития государственного аппарата России многогранен, включены должности трех родов служб - военной, гражданской и придворной.
Шестая книга словаря-справочника посвящена истории возникновения, существования и эволюции видов делопроизводственной документации высших, центральных и местных учреждений России в период с конца XV в. по февраль 1917 г.3 Учитывался весь процесс складывания и развития системы делопроизводственной документации, присущий централизованному Российскому государству до падения монархии в феврале 1917 г.
Возникновение делопроизводства связано с созданием первых государственных учреждений Русского государства - приказов, особенностью которых было отсутствие жесткого регулирования их делопроизводственной деятельности. На основании делопроизводственной практики в XVI-XVII вв. складывались конкретные виды документов, имевшие определенный формуляр, в результате чего были выработаны навыки упорядоченной работы с документами и определенные формы документов в зависимости от роли и ранга учреждения и его функционального назначения.
В первой четверти XVIII в. в процессе формирования системы государственных учреждений появились новые виды документации и были заложены основы делопроизводства. Генеральным регламентом 1720 г. определены основы делопроизводства и, в частности, виды и порядок составления документов в высших государственных учреждениях Российской империи, в центральных учреждениях, а также в местных губернских, уездных, городских и др. учреждениях.
Дальнейшее развитие системы документирования происходило в начале XIX в. и связано с реформой государственного аппарата.
В связи с образованием в 1802 г. министерств вместо коллегий создание в 1810 г. Государственного совета во многом принципиально изменило характер делопроизводства. С этого времени законодательством были регламентированы не только деятельность учреждений, но и их делопроизводство, установлены иерархия видов документов учреждений, формуляр, порядок составления и подписания документов.
Образование в соответствии с реформами 1860-1870-х гг. новых центральных государственных учреждений, в частности военных и судебных, а также учреждений местного самоуправления - земских, городских и др. - повлияло на их делопроизводство и привело к возникновению новых видов документации.
В конце XIX в. делопроизводство России превратилось в отлаженный, четко работающий механизм, и к началу XX в. каждое ведомство из-за отсутствия общегосударственных установлений по делопроизводству продолжало вести собственные разработки в этом направлении.
Все эти особенности нашли отражение в словарных статьях шестой книги словаря-справочника «Государственность России». В работе над справочником принимали участие также ведущие специалисты федеральных государственных архивов.
Написание словарных статей осуществлялось на основе изучения систем делопроизводства и официальной документации в России с конца XV в. до февраля 1917 г., проводился системный и комплексный анализ весьма широкого круга источников и литературы. Авторами тщательно изучались законодательные и нормативные акты Российского государства, центральных государственных учреждений России, исследовательская литература и справочные издания, а также ведомственные документы (правила, инструкции).
В ходе подготовки словаря-справочника изучались законодательные материалы, прежде всего «Судебники» 1547, 1550, 1589 гг., «Соборное уложение» 1649 г., три издания Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ), выдержавший ряд изданий Свод законов Российской империи (СЗРИ), широкий круг исторической и иной литературы, а также, что особенно характерно именно для шестой книги, публикации актового материала («Акты исторические...», «Акты юридические...» и др. аналогичные издания, вышедшие из печати в XIX-XX вв.).
Шестая книга данного проекта предусматривает изучение истории возникновения, существования и эволюции видов делопроизводственной документации высших, центральных и местных
учреждений России в период с конца XV в. по февраль 1917 г. Отличительной особенностью словаря-справочника является широкий охват всех видов и разновидностей документов, в том числе специальной документации, создававшейся в каждой отрасли управления: картографическая, бухгалтерская, таможенная, дипломатическая, статистического учета, например ревизские сказки, а также военная и военно-морская, судебная, коммерческая документация, частноправовые акты, многие из которых недостаточно отражены в исторической литературе.
В словарь-справочник включены также словарные статьи, посвященные уникальным, единственным в своем роде документам - «Жалованная грамота дворянству» (1785), «Табель о рангах» (1722), «Генеральный регламент» (1720), а также в качестве иллюстрации и дополнения к статье «Уставная грамота» приведены статьи «Белозерская Уставная грамота» (1488) и «Двинская Уставная грамота» (1397/98).
Подобное столь широкое исследование осуществлено впервые не только в отечественной, но и мировой практике и по существу не имеет аналогов, сколько-нибудь близких к нему по охвату проблемы и научному уровню.
В 2014 г. ВНИИДАД завершил подготовку фундаментального словаря-справочника «Виды и разновидности документов советского периода (1917-1991)», явившегося результатом крупного научного проекта по государственности России, изучение которой невозможно без знания состава и динамики развития основных систем документации и процессов документирования важнейших направлений деятельности Российского государства4.
Определяющее значение имели общие социальные условия создания определенных видов и разновидностей документов, коммуникативная среда их распространения и функционирования в обществе и государственном управлении, а также способы фиксации информации на определенных носителях в виде понятий, интеллектуальных продуктов и систем кодирования. Поэтому в словаре представлены три ключевые направления изучения документирования деятельности советского периода: государство, личность и изменение научных и технических коммуникаций. В статьях справочника показано, как осуществлялась государственная управленческая деятельность на высшем и среднем уровнях, как отражался в документах жизненный путь советского человека от рождения до смерти, как развивалась научно-техническая документация.
ВНИИДАД, как единственное в России общеотраслевое научно-исследовательское учреждение архивной отрасли, имеющее
предшествующий опыт подготовки справочных изданий по досоветской государственности, впервые в мировой и отечественной практике подготовил словарь-справочник энциклопедического уровня по основным видам документации советского периода.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью процессов эволюции видов и разновидностей документов советской эпохи, следующих за изменениями в структуре государственного аппарата, а также расширением сфер документирования новых направлений государственного строительства за весь советский период.
Свойства документов как фиксаторов определенной целевой информации позволяют использовать их, с некоторыми изменениями, в документировании аналогичных процессов в различные периоды государственного строительства5. Способность же документа как формализованного носителя целенаправленной информации отражать специфику эпохи делает его ценным историческим источником.
Из всего имеющегося множества документов советского периода в словарь-справочник были включены лишь те виды и разновидности документов, которые относились к документированию управленческой деятельности органов государственной власти, высших и центральных государственных учреждений, документы о жизнедеятельности человека в его официальных взаимоотношениях с государством, а также виды и разновидности НТД, отражающие разные стороны научно-технического прогресса, быстрые темпы развития которого характеризуют ХХ в. Помимо документов, создававшихся в процессе деятельности государственных учреждений, в словарь-справочник были включены также документы, отражающие управленческую деятельность таких формально негосударственных организаций, как КПСС и ВЛКСМ, которые являлись основой государственного аппарата управления в результате его сращивания с партийным аппаратом. Данный подход позволяет проследить процесс принятия управленческих решений по широкому кругу вопросов внутренней политики советского государства на всех уровнях партийного и государственного управления в их взаимосвязи. Поскольку процесс документирования отражал взаимоотношения государства и личности, подлежали рассмотрению те виды документов, которые индивид вольно или невольно должен был использовать для этого информационного обмена. Например, взаимоотношения с официальными учреждениями могут рассматриваться как выражение определенных индивидуальных поведенческих установок, реализация которых вписана, однако, в
те стандарты и формы информационного обмена, которые определены государством и зафиксированы в документе.
Авторами-составителями использовались не только опубликованные источники, но и архивные документы, отложившиеся в фондах федеральных государственных архивов, а также в фондах государственных архивов субъектов РФ.
Эволюция видов и разновидностей делопроизводственной документации представлена в литературе недостаточно, о чем свидетельствует историография вопроса. До сих пор отсутствует обобщающая классификация видов и разновидностей документов советского периода. Часть ранее изданных работ была посвящена истории делопроизводства данного периода. Так, процессам становления и эволюции системы делопроизводства в СССР на начальном этапе и до середины 1950-х гг. посвящено учебное пособие К.Г. Митяева6. В совместном учебном пособии Я.З. Лившица и В.А. Цикулина7 основное внимание было уделено проблемам рационализации и унификации системы делопроизводства в СССР в 1950-1970-е гг. Особую группу исследований по проблематике составляют работы А.В. Елпатьевского8, посвященные главным образом документам советского периода как источникам в области историко-биографических и генеалогических исследований. В работах А.С. Красавина, А.Н. Соковой, В.Ф. Янковой и других9 рассматриваются проблемы унификации системы документационного обеспечения управления в СССР в 1970-1980-е гг. В 1990-е - начале 2000-х гг. появился ряд исследований по вопросам обеспечения сохранности, комплектования, использования видового состава документов, содержащих биографическую и генеалогическую информацию применительно к задачам архивных учреждений10.
Отдельную группу составляют работы А.А. Кузина и Н.Г. Филиппова по изучению документирования научно-технических разработок за период с 1917 до конца 1960-х гг.11 Проблемам формирования картографических документов советского периода посвящено научно-справочное пособие 1989 г., подготовленное С.И. Сотниковой12. Вопросы патентной документации рассмотрены в методических рекомендациях по экспертизе ценности и отбору на государственное хранение патентной документации13. В дальнейшем вопросы видового состава научно-технических документов, их назначения, а также регламентации формирования и использования за период до 1991 г. были отражены в научно-исследовательских работах ВНИИДАД 1990-2000 гг.14
Словарь-справочник «Виды и разновидности документов советского периода (1917-1991)» как фундаментальное энцикло-
педическое издание призван подытожить, обобщить и развить все сделанное до сих пор в области научного исследования вышеназванных направлений.
Первая попытка нормативной регламентации единых принципов организации документооборота была сделана Институтом техники управления в проекте «Общие правила документации и документооборота» (1931 )15. С целью унификации делопроизводства с конца 1950-х гг. осуществлялась разработка Единой государственной системы делопроизводства (ЕгСД). На основании этого Госкомитет стандартов СМ СССР утвердил два ГОСТа на управленческие документы, содержащие общие требования к порядку расположения и составу реквизитов организационно-распорядительных документов, а также требования к бланкам. Непосредственное участие в разработке двух этих документов, так же как и последующих, принимал ВНИИДАД. В сентябре 1973 г. «Основные положения» ЕГСД были утверждены Госкомитетом СМ СССР по науке и технике и рекомендованы для использования в государственном аппарате в целях совершенствования делопроизводства. В 1975 г. Госкомитетом стандартов при СМ СССР был утвержден ГОСТ 6.15.1-75 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Основные положения», который содержал принципы формирования системы, определял дополнительные реквизиты с целью обработки документов средствами вычислительной техники и требования к унификации текстов, предназначенные для машинной обработки. Развивавшиеся в 1980-е гг. процессы информатизации делопроизводства нашли отражение в утвержденной постановлением Совмина СССР в 1988 г. «Единой государственной системе документационного обеспечения управления» (ЕГСДОУ), заменившей ЕГСД.
Научно-техническое документирование отдельных видов разработок в 1920-е гг. осуществлялось в соответствии с утвержденными постановлениями Правительства в области проектирования объектов капитального строительства: Постановлением СНК РСФСР от 20 апр. 1920 г. «О порядке утверждения проектов по строительству промышленных сооружений»16; Постановлением СНК СССР «О мерах к упорядочению капитального строительства промышленности и электростроительства» от 1 июня 1928 г., впервые установившим состав проекта17; Постановлением СТО СССР от 26 ноября 1931 г. «О мероприятиях по упорядочению проектирования капитального строительства промышленности»18; в области патентного дела - Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 12 сентября 1924 г. «О патентах на изобретения»19, уста-
новившим порядок их получения, а также порядок оформления создаваемой при этом патентной документации и др. Первыми стандартами, установившими видовой состав конструкторских документов в области машиностроения и правила их оформления, были отраслевые стандарты, утвержденные Комитетом по стандартизации при СТО 30 ноября 1928 г. (ОСТ 350 - ОСТ 358), носившие рекомендательный характер20. В 1950 г. Комитетом была утверждена и введена в действие с 1 июля 1951 г. первая система госстандартов «Системы чертежного хозяйства», регламентировавшая документирование научно-технических разработок21, затем в 1968 г. была разработана Единая система конструкторской документации, стандарты которой, введенные с 1 января 1971 г.22, полностью заменили ранее существовавшие.
Унификация научной документации произошла только в 1974 г., когда был введен ГОСТ 19600-74 «Отчет о научно-исследовательской работе». Общие требования и правила оформления утверждены Постановлением Госкомитета стандартов СМ СССР от 18 марта 1974 г. № 60823. В 1981 г. стандарт был заменен на ГОСТ 7.32-81, разработанный в рамках Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), который в дальнейшем заменил ГОСТ 7.32-91, утвержденный и введенный в действие Госкомитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 26 февраля 1991 г. № 175 в рамках СИБИД24. Введение единых правил выполнения и оформления технологических документов было осуществлено только с введением в 1974 г. стандартов Единой системы технологической документации (ЕСТД)25. Разработка проектной документации для строительства осуществлялась в дальнейшем согласно инструкциям, регламентирующим видовой состав проектных документов; требования к их формированию и оформлению содержали стандарты Системы проектной документации для строительства, разработанные и введенные в 1970-е гг.
В словаре-справочнике рассматриваются возникновение, формирование и эволюция видов и разновидностей управленческой документации в период существования Советского государства (РСФСР и СССР) с октября 1917 по декабрь 1991 г. Управленческая документация союзных республик в период с 1924 по 1991 г. рассматривается в данном издании на примере РСФСР.
Управленческие документы отражают в специфической форме как структуру, так и стадии и циклы управления и в то же время сами оказывают серьезное воздействие на сферу управления государством. Управленческая документация представлена прежде
всего организационно-распорядительной документацией (ОРД), образующейся в результате выполнения высшими и центральными государственными учреждениями функций руководства и определяющей юридическую сторону их деятельности; протокольной документацией как составляющей ОРД, отражающей реальную работу коллегиальных органов. В составе управленческой документации рассмотрена также нормативная документация, главным образом виды и разновидности документов, юридически закрепляющие цели, задачи, функции и организационное устройство государственных учреждений, их структурных подразделений или порядок, условия осуществления различных видов работ, прежде всего уставные документы. Отдельную группу нормативных документов составляют уставы таких научных учреждений, как Академия наук СССР и Коммунистическая академия, а также типовые уставы научно-исследовательских институтов.
Провозглашение Советского государства и создание государственного аппарата после Октября 1917 г. сопровождалось складыванием и нового порядка документирования его деятельности. Уже в первых декретах советской власти регламентировались вопросы оформления документов. 30 октября 1917 г. СНК издал декрет «О порядке утверждения и опубликования законов»26. 18 ноября 1918 г. он был дополнен декретом «О времени вступления в силу узаконений и распоряжений правительства»27. Эти декреты устанавливали порядок внесения законопроектов, их утверждения, подписания, опубликования и вступления в силу законодательных актов. Большое значение в плане создания формуляра для управленческих документов имело постановление СНК от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений», в котором были перечислены обязательные реквизиты бланков документов28. Для оформления документов и определения их статуса большое значение имело издание 6 июля 1922 г. декрета ВЦИК И СНК «О порядке пользования печатями с государственным гербом»29. 23 ноября 1922 г. он был дополнен декретом «Об изменении постановления о праве пользования печатями с государственным гербом»30. Эти декреты определяли учреждения и организации, получающие право пользоваться гербовыми печатями.
Среди основополагающих законодательных актов, определявших основы политической системы Советского государства, следует выделить Конституции РСФСР и СССР. В статьях, посвященных им, отражена специфика системы государственного управления на разных этапах советской государственности - 1918, 1924, 1936, 1977.
В состав словаря-справочника включены статьи об основополагающих юридических документах Советского государства - Закон «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик», «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». Также были включены статьи о законодательных актах, отразивших государственную собственность на землю и другие природные ресурсы: «Декрет о земле» (1917), «Закон о социализации земли» (1918), «Земельный кодекс РСФСР» (1922, 1970), «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», «Общие начала землепользования и землеустройства». В словарь-справочник была включена статья «Гражданский кодекс» как законодательный акт, наиболее всесторонне отражающий взаимоотношения личности (гражданина) и государства и ставший основой для дальнейшего развития законодательства в различных областях социальной жизни общества. Близкими к законодательным актам являлись такие документы, как Декларации, издававшиеся по конкретным вопросам внутренней или внешней политики. Наиболее значимыми являлись «Декларация прав народов России» 1917 г., «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 1918 г., «Декларация об образовании СССР» 1922 г. Среди управленческих документов первых лет существования Советского государства были документы Дальневосточной Республики, выделенной по военно-дипломатическим причинам из состава РСФСР в 1920-1922 гг. в формально независимое государство.
До 1936 г. документы законодательного и распорядительного характера не имели четкого различия по юридическому статусу и субъектам их принятия. Это относится прежде всего к декретам, которые были как законодательными, так и распорядительными документами. Постановления и распоряжения правительства являлись общегосударственными актами, обладавшими высшей юридической силой в сравнении с актами других органов управления. Приказы и инструкции, согласно Конституции 1936 г., издавали министерства и специальные ведомства, руководившие отдельными отраслями государственного управления. Местные Советы депутатов трудящихся (по Конституции 1977 г. - Советы народных депутатов) издавали решения, принимавшиеся на сессиях. Исполнительные комитеты местных Советов издавали решения и распоряжения. В 1989-1991 гг., в связи с изменениями политической системы страны, появляются новые виды ОРД -указ Президента СССР, указ Президента РСФСР; постановление Съезда народных депутатов СССР, постановление Съезда народ-
ных депутатов РСФСР и др. «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», подписанное руководителями РСФСР, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г., констатировало прекращение существования СССР как единого государства.
Широкое распространение в советский период приобрели различные виды актов, а также такие виды нормативной документации, как положения и инструкции.
Основу экономической системы СССР составляло плановое хозяйство, что определило необходимость включения в словарь-справочник группы статей, отражающих эту специфику. Прежде всего, это долгосрочные общегосударственные плановые документы советского периода и директивы к ним, которые выполняли одновременно и распорядительные функции.
Включение в состав словаря-справочника документов, отражавших жизнедеятельность человека, определялось их научной и социальной значимостью и тем исключительным интересом, который наблюдается в современный период становления гражданского общества, к реализации конституционных прав граждан на информацию, в том числе персонифицированную. В советский период эти документы относились к числу ограниченно востребованных. Объективно это было связано с тем, что на протяжении многих десятилетий жизнь рядовых людей не представляла какого-либо содержательного значения для советской науки, исследовавшей масштабные явления: классы, народы, государства, биографии отдельных исторических деятелей. Сказывалось и то, что доступ к ним был затруднен. Только в 1990-е гг. в условиях демократических преобразований право граждан на информацию получило конституционное закрепление31 и ныне регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.32
Выявлению и отбору для включения в словарь-справочник подлежали документы, создававшиеся в процессе целенаправленного официального документирования социально-правовых отношений личности (гражданина) и государства (общества) в области: гражданского состояния; образования (среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего; военного образования; партийного и комсомольского образования); присуждения ученых степеней и ученых званий; служебно-трудовых и связанных с ними иных отношений (трудовой деятельности; военной службы; награждений; творческой деятельности; пенсионного обеспечения;
увековечения памяти; социального и имущественного положения); гражданства; паспортизации и регистрации населения; учета отдельных групп населения; нотариальных действий; медицинской и социальной помощи; опекунства, патронирования, усыновления; уголовно-процессуальных действий, политических репрессий; общественно-политической деятельности. В словаре-справочнике они представлены как распорядительными, так и протокольными документами официального происхождения; документами судебно-следственного и надзорного производства; учетными документами, в том числе партийного и комсомольского учета, статистического учета; документами по личному составу, личными документами (к последним двум группам относились и документы, создававшиеся, в том числе, в военных организациях).
Многовариантность, нестабильность и функциональный параллелизм в государственном механизме, наблюдаемые в советский период (в особенности до середины 1950-х гг.), получили свое отражение в видовом составе документов, образовавшихся в процессе жизнедеятельности человека. Главной особенностью этих документов являлось то, что большая их часть не вводилась государственными или ведомственными актами, не имела устойчивого формуляра и типового набора реквизитов. При этом динамичность их развития предопределила достаточно ограниченный хронологический период существования некоторых видов документов.
Трудность при написании словарных статей на документы КПСС и ВЛКСМ, содержащих информацию о жизнедеятельности человека, заключалась в том, что нормативные акты о делопроизводстве и формах этих документов не входили даже в число подзаконных актов и не подлежали открытой публикации. Привлекались архивные документы РГАСПИ и региональных архивов, хранящих документы бывших партийных архивов. В совокупности документы, отражающие жизнедеятельность человека, являются важным источником по социальной истории России 1917-1991 гг.
В словарь-справочник вошли статьи о видах и разновидностях основных научно-технических документов, отражающих процесс и результаты научно-технических разработок на разных этапах и стадиях их проведения, а также на этапе внедрения полученных результатов в производство и их эксплуатации. Состав каждого вида НТД, оформление документов, стадии и этапы научно-технических разработок регламентировались в советский период правовыми и нормативными актами: кодексами, постановлениями, отраслевыми и государственными стандартами, руководящими материалами, инструкциями и др.
Научно-техническая документация советского периода представлена исходными документами, разработка которых предшествует началу работы по каждой научно-технической проблеме, объекту и проекту, поскольку содержит обоснование проведения научно-технических разработок, сведения о разработке продукции, предъявляемых к ней требованиях; научными разработками, образующимися в результате теоретического и практического решения научных и научно-технических проблем; конструкторскими документами, содержащими данные, необходимые для изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта изделий; технологическими, определяющими технологический процесс добычи и переработки полезных ископаемых и других ресурсов, производства продукции; проектными документами для строительства; документами по созданию автоматизированных систем (АС); картографическими, содержащими информацию об особенностях пространственного размещения, состояния и взаимосвязях различных природных и общественных решений, а также патентными документами, содержащими сведения об охраняемых законом результатах интеллектуальной деятельности.
Характерной чертой НТД является связь между отдельными ее видами (НД, КД, ПД и т. д.), а также с управленческой документацией, поскольку решения о проведении научно-технических разработок, их приемке, испытаниях и т. д. формируются в ее составе.
Особое значение при написании статей словаря-справочника «Виды и разновидности документов советского периода (1917-1991)» уделялось формуляру документов и его изменению, поскольку элементы формуляра того или иного документа - это изначально запланированная информация, обусловленная целевым назначением документа, а содержание самих элементов формуляра является отражением существующего социального уровня и общепринятых представлений относительно назначения и сущности того или иного документа. Структура формуляра, а также регламентация ведения документов позволяют проследить как характер и состав документной системы того или иного периода, так и ее соответствие управленческим задачам.
Подготовленный словарь-справочник «Виды и разновидности документов советского периода (1917-1991)» - это издание, призванное повысить историческое, государственное и правовое сознание членов современного российского общества, а также способствовать объективности отражения исторического процесса развития российской государственности. Он может рассматриваться как пособие для архивистов, историков, юристов, а также как учебное
пособие для студентов и аспирантов. Справочно-информационная ценность издания будет оценена учеными, не только историками, но также правоведами, политологами и другими специалистами, изучающими социальные процессы ХХ в.
Примечания
Государственность России: Словарь-справочник. Государственные и церковные учреждения, сословные органы и орган местного самоуправления, единицы административно-территориального, церковного и ведомственного деления (конец XV века - февраль 1917 года). Кн. 1 (А - Г). М., 1996; Кн. 2 (Д - К). М., 1999; Кн. 3 (Л - П). М., 2001; Кн. 4 (Р - Я). М., 2001; Кн. 6. Документация государственных и церковных учреждений, сословных органов, органов местного управления и частноправовые акты: конец XV века -февраль 1917 года. Ч. 1 (А - Л). М., 2009; Ч. 2 (М - Я). М., 2009. Там же. Кн. 5. Должности, чины, звания, титулы и церковные саны России. Конец XV века - февраль 1917 года. Ч. 1 (А - Л). М., 2005; Ч. 2 (М - Я). М., 2005. Там же. Кн. 6. Ч. 1; Ч. 2.
Подготовка словаря-справочника осуществлялась при поддержке ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)» в рамках государственного контракта на 2013-2014 гг.
Елпатьевский А.В. Документирование прохождения государственной службы в России XVIII - начала XX веков // Тр. ВНИИДАД. М., 1974. Т. 5. Ч. 1. С. 200-205.
Митяев К.Г. История и организация делопроизводства в СССР. М., 1959. Лившиц Я.З., Цикулин В.А. История делопроизводства в СССР. М., 1974. Елпатьевский А.В. О документальных источниках современных историко-био-графических и генеалогических исследований // Археограф. ежегодник за 1971. М., 1972; Он же. Краткая историография проблемы документов по личному составу последних лет // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе: док. и сообщ. на 4-й Всерос. конф., г. Москва, 24-25 апр. 2002 г. / ВНИИДАД. М., 2002. Красавин А.С. Проблемы документационного обеспечения управления // Унификация систем документации: история, современное состояние, перспективы: Сб. тр. М., 1989; Сокова А.Н., Янковая В.Ф. и др. Основные теоретические проблемы унификации систем документации. М., 1986; Янковая В.Ф. Оптимизация текстов управленческих документов в историческом аспекте // Документирование управленческой деятельности: Сб. науч. тр. М., 1986. Гапонова А.В. К вопросу об использовании личных дел // Вестн. архивиста. 2004. № 2 (80). С. 165-167; Татиевская Л.Е. Генеалогическая информация в документах РГАЭ // Отечеств. арх. 1993. № 4. С. 101-102.
5
9
11 Кузин А.А., Филиппов Н.Г. Техническое документирование: Учеб. пособие. М., 1973.
12 Картографические документы государственных архивов / Под ред. О.М. Меду-шевской. М., 1989.
13 Экспертиза ценности и отбор на государственное хранение патентной документации. Методические рекомендации. М., 1995; Экспертиза ценности и отбор на государственное хранение заявок на открытия и изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Методические рекомендации. М., 1991.
14 Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях. М., 1991; Порядок отбора и приема на архивное хранение документов, созданных средствами вычислительной техники. Основные положения. М., 1995.
15 Общие правила документации и документооборота. Проект. М.; Л., 1931. 116 с.
16 СУ. 1920. № 29. Ст. 144.
17 СЗ СССР. 1928. № 36. Ст. 335.
18 Там же. 1931. № 69. Ст. 465.
19 Там же. 1924. № 9. Ст. 97.
20 Чертежи в машиностроении. Сб. стандартов. М., 1935.
21 Чертежи в машиностроении. Мсюсош, 1953.
22 Единая система конструкторской документации. Основные положения. М., 1983.
23 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. М., 1974.
24 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. М., 1991.
25 Единая система технологической документации. Сб. стандартов. М., 2001.
26 СУ. 1917. № 1. Ст. 12.
27 Там же. № 3. Ст. 40.
28 Там же. 1918. № 29. Ст. 309.
29 Там же. 1922. № 44. Ст. 532. Там же. № 79. Ст. 987.
Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1994. Ст. 23, 29.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996. С. 85-91; СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169. Ст. 3; СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
30
31