Документоведение
Л.Н. Варламова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Статья посвящена проблеме стандартизации делопроизводства в России. В ней анализируются специфика и перспективы этого направления регулирования делопроизводства в нашей стране, описываются основные этапы его развития. Исследование основано на нормативных актах и стандартах. В статье рассмотрены как история стандартизации делопроизводства и управления документами, берущая свое начало в 20-х гг. ХХ в., так и современное положение дел в этой сфере, характеризующееся повышением интереса к данной проблеме в целом, значимости и востребованности стандартов в частности. В заключение проанализированы тенденции и перспективы развития этого направления регулирования управления документами в нашей стране.
Ключевые слова: делопроизводство, стандартизация, стандартизация делопроизводства, история стандартизации делопроизводства, периодизация стандартизации делопроизводства, документационное обеспечение управления, управление документами.
Делопроизводство как одно из основных направлений деятельности государственного аппарата существует в России уже не одно тысячелетие. Предположительно этот термин появился в устной речи в ХVI-ХVII вв. и означал процесс «дело производить», т. е. процесс решения дела. Официально термин «делопроизводство» был впервые зафиксирован в «Словаре Академии Российской» в 1789 г. и означал «все, что есть предметом чьего управления: работа, труд... В приказных местах значит ... письменное производство чего-то.»1.
© Варламова Л.Н., 2013
232
Л.Н. Варламова
С тех пор определение термина «делопроизводство» не раз модернизировалось, уточнялось, но суть его оставалась неизменной. На сегодняшний день определение этого термина мы находим в ГОСТ Р 51141-98, в котором «делопроизводство» определено как «отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами»2. Сам факт того, что определение этого ключевого термина мы находим в стандарте, имеет крайне важное значение.
Стандартизация, как одно из направлений регулирования делопроизводства в России, также имеет свою историю, пусть и не столь продолжительную. Анализ истории развития стандартизации делопроизводства в России позволяет не только выявить этапы этого процесса, но и определить тенденции его развития. Именно в этом вопросе мы и попробуем разобраться в рамках данной работы, ставя своей целью ответить на вопросы: что же представляет собой стандартизация делопроизводства в целом? Каковы основные этапы ее развития? Каковы тенденции и перспективы развития этого направления регулирования делопроизводства в нашей стране?
Как известно, «стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг»3.
Исходя из этого можно предположить, что «стандартизация делопроизводства» - это деятельность по установлению единых норм и правил ведения делопроизводства, а также по установлению характеристик документов и требований к ним. Следовательно, стандартизация делопроизводства должна идти по двум взаимодополняющим друг друга направлениям: стандартизации процессов делопроизводства в целом и стандартизации видов и разновидностей документов, а также отдельных (специализированных) процессов делопроизводства в частности. Это в идеале. Как же обстоят дела по факту?
Говоря о стандартизации делопроизводства в России, можно однозначно сказать об однобокости этого процесса и доминировании второго (вспомогательного) направления, а именно стандартизации отдельных видов документов и отдельных процессов делопроизводства. Данное положение дел объясняется рядом причин:
- историческими аспектами развития России в Х1Х-ХХ вв.;
- централизованным управлением и ведением делопроизводства;
Стандартизация делопроизводства в России..
233
- регулированием делопроизводства нормативно-правовыми документами, созданными по распоряжению (по сути, заказу) руководящих органов страны;
- недооценкой значимости стандартизации этой сферы.
Вместе с тем можно выделить несколько этапов становления и
развития процесса стандартизации делопроизводства в России. На наш взгляд, это:
1-й этап - конец 20 - начало 30-х гг. ХХ в.;
2-й этап - конец 60 - начало 80-х гг. ХХ в.;
3-й этап - конец 2000-х гг. - настоящее время.
Несмотря на то что первые два этапа стандартизации делопроизводства шли одновременно с работой по унификации делопроизводства и зачастую вытеснялись ею, на наш взгляд, они во многом определили место стандартизации и ее роль в этой сфере деятельности государства. Рассмотрим каждый из перечисленных этапов подробнее.
Первый этап стандартизации делопроизводства (конец 20 - начало 30-х гг. ХХ в.) является составной частью начала процесса планомерного упорядочения документации и делопроизводства в СССР и связан с широко развернувшимся в это время движением за НОТ в управлении. Следует отметить, что «делопроизводство рассматривалось в качестве составной части техники управления и состояние его к началу 1920-х гг. еще не достигло необходимого уровня, оставаясь одним из наиболее отсталых участков в управлении»4.
При выборе объектов стандартизации, в контексте нашей работы - документов, использовались два основных критерия: распространенность применения и возможность технического изготовления бланков этих документов. Сама стандартизация рассматривалась как способ понижения себестоимости продукции, как упрощенная система методов производства и использовалась во всех случаях, где был необходим повторный процесс. Поэтому одними из первых, утвержденных в 1929 г. как общесоюзные, были стандарты: на форматы бумаги (ОСТ 363-366)5, на качество бумаги и ее применение (ОСТ 3576 и ОСТ 3577)6, которые соответствовали широко распространенным в Европе германским стандартам DIN. Несмотря на то что в 1932 г. они были заменены на ОСТ 51057, эти стандарты сыграли значимую роль. В 1930 г. были утверждены общесоюзные стандарты на письма: деловые письма (ОСТ 2479); письма открытые (ОСТ 2480), письма закрытые (2481), устанавливающие формы бланков писем8.
Таким образом, на первом этапе стандартизации делопроизводства была заложена тенденция стандартизации отдельных
234
Л.Н. Варламова
аспектов этого процесса, прежде всего бланков документов, форматов бумаги, чернил, копировальной бумаги и т. п. Стандарты рассматривались как вспомогательные нормативные документы, дополняющие положения основного документа, регламентирующего делопроизводство в СССР9.
Второй этап стандартизации делопроизводства (конец 60 - начало 80-х гг. ХХ в.) совпадает с переломным моментом «в понимании объекта и задач документоведения... Формально он обозначен образованием ВНИИДАД и созданием Единой государственной системы делопроизводства; фактически он обусловлен всплеском "документальной активности" общества, которая выразилась в "информационном буме" и росте количества создающихся документов»10. Возникла острая необходимость организации единой системы управления этим массивом документов, снижением сроков прохождения документов, организации контроля за их исполнением, а также повышения качества самих документов и т. п.
С конца 60-х гг. начался процесс активной разработки стандартов, среди которых преобладал ГОСТ на отдельные виды документов. Было разработано более 30 стандартов, из которых более 25 (начиная с ГОСТ 6.6-69 и заканчивая ГОСТ 6.32-7011) стандартизировали требования к составлению и оформлению отдельных видов документов систем управленческой документации и управленческой документации по личному составу. Таким образом, были стандартизированы требования к следующим видам документов: приказу, протоколу, решению, формуляру-образцу, распоряжению, извещению, указанию, постановлению, телефонограмме, акту, положению, уставу, инструкции, справке, сводке, обзору, докладной записке, заключению, письму и др. Вместе с тем в ГОСТ 6.3-69 «Документация управленческая. Общие положения»12 и ГОСТ 6.11-69 «Документация управленческая. Единые правила составления и оформления документов»13 была предпринята попытка стандартизации основ делопроизводства, несмотря на то, что сами стандарты носили прикладной характер.
Следует отметить, что в 1960 г. «наша страна вернулась к международным стандартам на размеры бумаги и бумажных изделий...»14 путем издания стандарта ГОСТ 9327-6015.
В 1970 г. был разработан и утвержден стандарт на термины и определения, используемые в делопроизводстве и архивном деле -ГОСТ 16487-70, в котором были стандартизированы основополагающие термины этой сферы: документ, реквизит документа, делопроизводство, документирование и др.16
Стандартизация делопроизводства в России..
235
С 1971 г. началась планомерная работа по классификации документов и созданию унифицированных систем документации (УСД) для использования их в автоматизированных системах управления (АСУ). Особое внимание уделялось созданию единой терминологической базы, положенной в основу всех унифицированных систем документации и обеспечившей их взаимопонимание17.
При разработке унифицированной системы организационно-распорядительной документации (УСОРД), используемой в АСУ, были сформулированы основные принципы унификации документов этой системы, среди которых: достижение единообразия документов в пределах системы и сопоставимости отдельных элементов; сокращение числа видов документов; повышение их информативности; системность и комплексность унификации; стабильность требований, предъявляемых к унифицированной системе; экономическая целесообразность и др.18 На основе этих требований были разработаны стандарты на унифицированную систему организационно-распорядительной документации: ГОСТ 6.38-72; ГОСТ 6.39-72; ГОСТ 6.15.1-75 и др.19
80-е годы ХХ в. - «переломный этап в понимании объекта доку-ментоведения. Он связан с принципиальным изменением фиксации, передачи и чтения информации»20, внедрением в практику работы ЭВМ и машиночитаемых документов, повлекшими за собой модернизацию нормативной базы делопроизводства (ДОУ). В связи с появлением нового вида документов и средств их создания работа по стандартизации идет путем переработки уже существующих терминологических стандартов21 и разработки новых специализированных стандартов и правил: ГОСТ 6.10.4-84; РД 50-524-84 и др.22
Подводя итог обзора второго периода стандартизации делопроизводства в СССР, можно сделать следующие выводы:
- принципиально изменился подход к пониманию места и роли делопроизводства в управлении, а также способам создания документов;
- были разработаны: единая государственная система делопроизводства и унифицированные системы документации (включая УСОРД)23, окончательно закрепившие способ регулирования делопроизводства в России путем издания нормативно-правового акта высшим государственным органом, распространяемым централизованно на все государственные учреждения и организации страны;
- несмотря на то что стандартизация делопроизводства (отдельных его аспектов, включая виды документов) получила свое
236
Л.Н. Варламова
развитие, ее положение было определено как вспомогательное, а место стандартов - как сопутствующих документов, дополняющих (развивающих) положения основного нормативно-правового документа. При этом стандарты носили узконаправленный характер, решая (регулируя) какую-либо одну делопроизводственную задачу.
Третий этап стандартизации делопроизводства (конец 2000-х гг. -настоящее время) значительно отличается от предыдущих и характеризуется возрождением стандартизации этой сферы, фактически угасшей в 90-х гг. ХХ в. В этот период, с одной стороны, продолжают действовать ГОСТы, разработанные на третьем этапе, модернизируясь в ряде случае24, а с другой стороны, разрабатываются принципиально новые национальные стандарты на базе международных стандартов ИСО: ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007; ГОСТ Р ИСО 230811-2008; ГОСТ Р ИСО 22310-200925.
Следует отметить, что все основные международные стандарты ИСО по управлению документами, существовавшие в этот период, были приняты в России в качестве национальных стандартов методом обложки. Под влиянием этих стандартов и новых информационных технологий во многом изменился сам подход к пониманию места и роли делопроизводства (в этот период ДОУ) в системе управления. Стал широко использоваться термин «управление документами» (документацией), значительно расширяющий спектр интересов и прав специалистов сферы ДОУ, выводя их на уровень управляющих документацией.
Изменился и сам подход к стандартизации в целом и этой сферы в частности. Теперь она идет по пути самофинансирования и отсутствия государственного заказа на стандарты. Это привело к появлению среди «стандартизаторов» случайных людей, а также к отсутствию строгого контроля за качеством переводов стандартов и их согласованности, особенно терминологической, между собой. В этой связи тем более важной представляется позиция ВНИИДАД, закрепившего за собой право участия в разработке международных стандартов ИСО/ТК 46/ПК 11 «Управление архивами/ документами» и голосования по проектам разрабатываемых в нем стандартов. При этом ВНИИДАД является основным разработчиком всех последних национальных стандартов, в основу которых положены международные стандарты ИСО по управлению документами, подготовленных ТК 191 СИБИД Ростехрегулирования, что позволяет сохранять и развивать единый терминологический аппарат этой сферы.
Стандартизация делопроизводства в России..
237
2012 г. во многом является переломным для стандартизации управления документацией на международном уровне. В 2009 г. Международная организация по стандартизации ИСО начала масштабную работу по стандартизации управления документацией путем комплексной разработки новых международных стандартов ИСО (международные стандарты ИСО серии 30300, ИСО 16175 и др.)26, повлекшую за собой необходимость пересмотра уже существующих стандартов (ИСО 15489, ИСО 23081, ИСО 22310). Этот процесс неизбежно найдет свой отклик в России и повлияет на стандартизацию этой отрасли в нашей стране. Вопрос в том, каким образом.
Говоря о перспективах развития стандартизации делопроизводства в нашей стране и учитывая всплеск интереса к этой проблеме, можно утверждать, что это направление будет развиваться. Безусловно, новые стандарты ИСО, регулирующие эту сферу, будут переведены и оформлены в качестве официальных переводов. Другое дело - разработка национальных стандартов на их основе. Здесь мы видим два пути их внедрения.
Первый путь, ставший традиционным в последнее время, принятие стандартов методом обложки, на наш взгляд, мало пригоден на данном этапе в связи с тем, что:
- новые стандарты ИСО выстраивают целую систему управления документами, включающую в себя не только ОРД, но и иные системы документации. В нашей стране делопроизводство (документационное обеспечение управления) ограничено именной этой системой документации (отчасти включая кадровую документацию);
- исторически сложившаяся практика регулирования делопроизводства нормативно-правовыми актами и сам способ ведения делопроизводства (строго централизованный) не позволят внедрить эти стандарты в полном объеме, так как вступят с ними в противоречие.
Второй путь, на наш взгляд, наиболее реальный, заключается в следующем:
- переработать национальные стандарты с учетом положений международных стандартов ИСО, но с сохранением национальной специфики отрасли. Особое внимание при этом следует уделить терминологическому стандарту ГОСТ Р 51141-98, при переработке которого необходимо учесть терминологию, используемую в международных стандартах ИСО;
238
Л.Н. Варламова
- разработать ряд взаимосвязанных национальных стандартов путем выжимки из международных стандартов ИСО основных моментов, развивающих положения национальных требований к делопроизводству;
- принять методом обложки международные стандарты ИСО, посвященные вопросам оценки, аудита и сертификации систем управления документами, с целью сохранения их статуса.
Подводя итог, следует сказать, что отношение к стандартам как к чему-то вспомогательному, сопутствующему основному нормативному документу, имеет под собой многолетнюю историю, начало которой положено на первом этапе стандартизации делопроизводства в СССР. При этом объект стандартизации постоянно расширялся параллельно и взаимосвязанно с расширением объекта делопроизводства, пониманием его роли и места в системе управления.
Если на первом этапе объектом стандартизации выступает бланк документа и бумага как носитель, то на втором объект стандартизации расширяется за счет включения в него унифицированных систем документации (в частности, система организационно-распорядительной документации), а также новых видов документов (машиночитаемых) и акцентирования внимания на способе их создания и придания им юридической силы.
90-е годы ХХ в. можно охарактеризовать как период крушения стандартизации делопроизводства в России. Несмотря на то что были переработаны (модернизированы) стандарты, устанавливающие требования к оформлению документов27 и терминологический стандарт28, в целом сама система стандартизации этой сферы была сведена на нет.
Сегодня мы стоим на пороге очередного переломного момента в понимании объекта и задач документоведения в целом и места и роли делопроизводства в частности. Сам термин «делопроизводство», равно как и «документационное обеспечение управления», сейчас мало используется, им на смену пришел термин «управление документами» (документацией). И это не дань моде или «подражание Западу», внедрение новых информационных технологий и электронного документооборота принципиальным образом меняет сам подход к пониманию и оценке значимости этой сферы деятельности, выводя ее на новый качественный уровень. Учитывая тенденцию стремительного развития технологий и неизбежность их использования в управлении, стандартизация делопроизводства (управления документами) является экономичным, оперативным и перспективным направлением регулирования этой сферы деятельности.
Стандартизация делопроизводства в России..
239
Как известно, «стандарт - это образец, модель, эталон, принимаемый за исходное для сопоставления с ним других подобных объектов. Как нормативно-технический документ, стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентными органами»29. На наш взгляд, необходимо выстроить систему стандартов, регулирующих отдельные аспекты сферы управления документами, взаимодополняющими друг друга, модернизируемыми при необходимости и согласованными с основным национальным нормативно-правовым документом, регулирующим эту сферу деятельности. Это позволит выстроить единую оперативно модернизируемую систему управления документами в нашей стране, сэкономит значительные средства, повысит качество и прозрачность управления и сохранит документальное наследие.
Примечания
Словарь Академии Российской. Ч. 1. СПб, 1789. Ст. 559. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: Госстандарт России, 1998. С. 1.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. Ст. 2 (с изм. и доп. от 09.05.05, 01.05.07, 01.12.07, 23.07.08, 18.07.09, 30.12.09, 28.09.10, 21.07.11, 30.11.11, 06.12.11).
Сокова А.Н. К вопросу о формировании советского делопроизводства// Документоведение: теория и практика: избранные труды. М., 2009. С. 226. ОСТ 363 Форматы бумаги. Потребительские. Система. М.: Комитет по стандартизации при СТО, 1929; ОСТ 364 Форматы бумаги. Потребительские. Применение. М.: Комитет по стандартизации при СТО, 1929; ОСТ 365 Форматы бумаги. Производственные. Система. М.: Комитет по стандартизации при СТО, 1929; ОСТ 366 Форматы бумаги. Производственные. Применение. М.: Комитет по стандартизации при СТО, 1929.
ОСТ 3576 Бумага писчая. М.: Всесоюзный комитет по стандартизации при Госплане СССР, 1930; ОСТ 3577 Применение писчей бумаги. М.: Всесоюзный комитет по стандартизации при Госплане СССР, 1930.
ОСТ 5105 Форматы бумаги потребительские. Система и общее применение. М.: Всесоюзный комитет по стандартизации при Госплане СССР, 1932. ОСТ 2479 Письма деловые. М.: Всесоюзный комитет по стандартизации при Госплане СССР, 1930; ОСТ 2480 Письма открытые. М.: Всесоюзный комитет по стандартизации при Госплане СССР, 1930; ОСТ 2481 Письма закрытые. Всесоюзный комитет по стандартизации при Госплане СССР, 1930.
3
4
5
6
7
8
240
Л.Н. Варламова
9 Общие правила документации и документооборота. М.: ИТУ, 1931.
10 Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи // Документоведение: теория и практика: избранные труды. М., 2009. С. 163.
11 ГОСТ 6.6-69 «Документация управленческая. Приказ». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.7-69 «Документация управленческая. Решение». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.8-69 «Документация управленческая. Протокол». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.9-69 «Документация управленческая. Обложка дела постоянного хранения». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.10-69 «Документация управленческая. Формуляр-образец». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.12-69 «Документация управленческая. Распоряжение». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.13-69 «Документация управленческая. Извещение». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.14-69 «Документация управленческая. Указание». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.15-69 «Документация управленческая. Постановление». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.1669 «Документация управленческая. Телефонограмма». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.17-69 «Документация управленческая. Акт». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.18-69 «Документация управленческая по личному составу». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.19-69 «Документация управленческая по личному составу. Записка о приеме на работу». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.20-69 «Документация управленческая по личному составу. Записка о переводе». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.21-69 «Документация управленческая по личному составу. Личная и алфавитная карточка». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.22-69 «Документация управленческая по личному составу. Записка и список на предоставление отпуска». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.23-69 «Документация управленческая по личному составу. Записка об увольнении». М.: Издательство стандартов, 1969; ГОСТ 6.24-70 «Документация управленческая. Положение». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.25-70 «Документация управленческая. Устав». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.26-70 «Документация управленческая. Инструкция». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.27-70 «Документация управленческая. Справка». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.28-70 «Документация управленческая. Сводка». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.29-70 «Документация управленческая. Обзор». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.30-70 «Документация управленческая. Докладная записка». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.31-70 «Документация управленческая. Заключение». М.: Издательство стандартов, 1970; ГОСТ 6.32-70 «Документация управленческая. Письмо». М.: Издательство стандартов, 1970.
Стандартизация делопроизводства в России..
241
ГОСТ 6.3-69 «Документация управленческая. Основные положения». М.: Издательство стандартов, 1969.
ГОСТ 6.11-69 «Документация управленческая. Единые правила составления и оформления документов». М.: Издательство стандартов, 1969. Сокова А.Н. К вопросу о формировании советского делопроизводства// Документоведение: теория и практика: избранные труды. М., 2009. С. 228. ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы». М.: Издательство стандартов, 1960.
ГОСТ 16487-70 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1970.
ГОСТ 6.10.2-75 «УСД. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1975.
Киба Ю.И. Принципы унификации документов (опыт разработки системы организационно-распорядительной документации). Стандартизация документов управления: Сб. ст. М.: Издательство стандартов, 1974. ГОСТ 6.38-72 «УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». М.: Издательство стандартов, 1972; ГОСТ 6.39-72 «УСД. Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец». М.: Издательство стандартов, 1972; ГОСТ 6.15.1-75 «УСД. Система организационно-распорядительной документации. Общие положения». М.: Издательство стандартов, 1975.
Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи // Документоведение: теория и практика: избранные труды. М., 2009. С. 169.
ГОСТ 6.10.2-83 «УСД. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1983; ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1983.
ГОСТ 6.10.1-80 «Унифицированные системы документации, используемые в АСУ. Общие положения». М.: Издательство стандартов, 1980; ГОСТ 6.10.3-83 «УСД. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате». М.: Издательство стандартов, 1983.
Единая государственная система делопроизводства. Основные положения. М., 1973; Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. М., 1988; Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению. М., 1981. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» М.: Издательство стандартов, 2003.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
242
Л.Н. Варламова
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «СИБИД. Управление документами. Общие требования». М.: Стандартинформ, 2007; ГОСТ Р ИСО 23081-1-2008 «СИБИД. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть. 1. Принципы». М.: Стандартинформ, 2008; ГОСТ Р ИСО 22310-2009 «СИБИД. Руководство для разработчиков стандартов, устанавливающих требования к управлению документами». М.: Стандартинформ, 2009.
ИСО 30300:2011 «Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь»; ИСО 30301:2011 «Информация и документация. Системы управления документами. Требования»; Проект ИСО 30302 «Информация и документация. Системы управления документами. Руководство по внедрению»; Проект ИСО 30303 «Информация и документация. Системы управления документами. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию»; Проект ИСО 30304 «Информация и документация. Системы управления документами. Руководство по оценке»; ИСО 30301; 3 части международного стандарта ISO 16175 «Information and documentation. Principles and functional requirements for records in electronic office environments» (ИСО 16175 «Информация и документация. Принципы и функциональные требования к документам в электронной офисной среде» и др. // Официальный сайт ISO. www. http. ISO.com (дата обращения 01.05.2012). ГОСТ Р 6.38-90 «УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». М.: Издательство стандартов, 1990; ГОСТ Р 6.30-97 «УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». М.: Издательство стандартов, 1997; ГОСТ Р 6.30-2003 «УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». М.: Издательство стандартов, 2003.
ГОСТ 16487-83 был заменен на ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1998. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. С. 407.
25
26
27
28
29