Политова А. В.
(Пятигорск)
УДК 93/94
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ
Статья посвящена проблеме становления и развития системы образования на территории Терской области Российской империи. Особенное внимание уделяется региональным особенностям и потребностям этой обширной и специфической территориальной единицы. Автор отмечает, что к моменту создания области в качестве полноценного административного субъекта Российской империи регион практически не имел светского образования, а конфессиональное обслуживалось мусульманскими школами в виде корани-ческой школы, мектебе и медресе, обучение в которых сводилось к изучению Корана и религиозных правил, и, частично, приходскими школами, опекаемыми Осетинской духовной комиссией. Анализ источников и объемов финансирования учебных заведений, предоставлявших начальное образование, как и женских «среднеучебных» заведений, показал его недостаточность (за исключением большинства станичных школ), при том что получавшие начальное образование представляли, как правило, бедные слои населения. Как требовалось и серьезное благотворительное участие в создании и обеспечении деятельности сети начальных школ в местах компактного проживания горских народов. К обучающимся, нуждавшимся в финансовой и иной помощи в получении образования, относились и многие студенты-терцы, продолжавшие свое образование в высших учебных заведениях Российской империи.
Ключевые слова: гимназии, развитие, система образования, Терская область, анализ систем.
The article is devoted to the problem of the formation and development of the education system on the territory of the Terek region of the Russian Empire. Particular attention is paid to the features and peculiarities of this vast and specific territory. The author notes that by the time of the creation of the region in the position of the administrative district of the Russian Empire, the region did not have a secular education. Confessional education was served by Koranic schools and parochial schools patronized by the Ossetian Spiritual Commission. An analysis of the sources and volumes offunding for education, formed in primary education, as well as women's "secondary" educational institutions, showed its insufficiency. Primary education covered only the poor sections of society. Students who need financial and other assistance in obtaining education include many local students who continue their education in higher educational institutions of the Russian Empire.
Keywords: gymnasiums, development, education system, Terek region, systems analysis.
DOI: 10.24888/2410-4205-2022-33-4-118-122
Как административно-территориальная составляющая Российской империи, Терская область имела население, по структуре представлявшее из себя сложный конгломерат народов, принадлежавших к разному вероисповеданию, имевших часто очень разнившийся культурный код, испокон веков, проживавших на территории этого региона, или, наоборот, переселившихся сюда в связи с активной имперской политикой по его освоению. Директор 2-ой Тифлисской гимназии А. Лилов отмечал: «Русское правительство, вводя постепенно в жизнь покоренных полудиких горских племен начала цивилизации и правильных гражданских отношений, присоединяет новый миллион
человеческих сил к своему государственному организму» [12, с. 138]. При этом, как известно, это был совсем не механический и очень непростой процесс, сопровождавшийся, в том числе, и открытым сопротивлением в различных его формах. Российские власти, естественно, искали различные пути оптимизации процесса присоединения горских народов к единому российскому социокультурному пространству. Эти поиски беспокоили и неравнодушных представителей общественности. Я. Абрамов, ставропольский публицист, в своей статье «Кавказские горцы» настаивал: «...Лучшим средством для ассимиляции туземного населения с пришлым русским и прекращения враждебных отношений между этими двумя элементами народонаселения Кавказа является, после улучшения общих экономических условий жизни туземцев, распространение среди них образования. Единство экономических интересов и единство образования представляют собою такую почву, на которой смешиваются и слипаются народности с самыми различными этническими особенностями» [13, с. 142]. Я. М. Неверов, много сделавший для развития образования в регионе, в том числе в качестве главного инспектора народных училищ на Кавказе, писал: «Покорив враждебные нам племена оружием, мы тем усиленнее должны покорить их нравственно и духовно распространением между ними образования, без которого невозможны успехи гражданственности» [14, с. 103].
К моменту создания Терской области, ознаменовавшему и начало проведения здесь государственной политики в области народного просвещения, регион имел определенный, пусть и небольшой, опыт в организации школьного дела. И опыт этот был наработан благодаря, в основном, в связи с активной деятельностью Осетинской духовной комиссии, функционировавшей с 1847 г. Занимаясь миссионерством, комиссия отрывает, при активной поддержке российских властей, в 1765 г. первую миссионерскую школу в Моздоке [7, с. 3034] . И лишь в 1826 г. создаются еще в ряде осетинских селений (Джинат, Унал, Саниба) новые миссионерские школы [3, с. 262] . В 1836 г. «.для нравственно-религиозного и гражданского образования юных горцев.» открывается духовное училище во Владикавказе, просуществовавшее до 1863 г. [8, с. 75-76] Его выпускники, такие, как В. Цораев, Г. Кантемиров, А. Колиев и др., - это те, кто со временем стали просветителями своего народа.
По мере усиления присутствия России в регионе и создания Кавказского наместничества, а затем и Кавказского учебного округа, начавшаяся в округе работа по созданию и расширению сети казенных уездных и приходских учебных заведений затронула и изучаемый регион. Только на территории современной Осетии к моменту образования Терской области под патронажем Осетинской духовной комиссии работало семь приходских школ [9, с. 10] . Параллельно в регионе открываются т.н. полковые школы, обучавшие и детей горцев. Первая из них, при Навагинском полку, начала работу в 1848 г. во Владикавказе: из пятидесяти мест тридцать предназначались для горских учащихся [10, с.93-94] . Именно при этой полковой школе 1 мая 1857 г. откроется первая в Осетии женская школа.
С момента издания в 1853 г. нового «Положения о Кавказском учебном округе» начинает четко прослеживаться линия на следование в регионе цели, обозначенной Николаем I. А именно: «сблизить устройство учебных заведений Кавказского округа с тем устройством, которое введено по подобным заведениям внутренних губерний и таким образом постепенно ввести на Кавказе и за Кавказом ту же систему народного образования, которая существует в прочих частях государства». Согласно сведениям местных исследователей, сразу после завершения Кавказской войны открываются первые школы у чеченцев: в 1865 г. - в с. Старый Юрт, в 1867 г. - в с. Ведено, в 1869 г. - в с. Б. Чечен и др. Занятия в них велись на чеченском языке. При этом, например, в Старом Юрте преподавались русский и арабский языки, чистописание, арифметика. Но все эти школы, как и созданная еще в 1862 г. генералом П. Усларом грозненская школа, просуществовали совсем недолго - из-за отсутствия средств [2, с. 8] .
А вот школы, созданные в Грозном, Нальчике по линии Министерства народного просвещения в 1859 году как «горские», заложили основу начального образования детей
горцев в Терской области и имели достаточно долгую и славную историю. Они «... учреждались для детей местной знати и военных чинов и готовили местную молодежь к поступлению в учебные заведения более высокой ступени» [5, а 106] . Горские школы изначально задумывались в двух основных видах: окружные и начальные. При этом окружные горские школы по статусу приравнивались к уездным училищам. Таким образом, успешно завершившие в них обучение дети имели право поступать без испытаний на обучение в гимназию на уровне 4-го класса. При этих школах открывались пансионы, воспитанники которых обеспечивались бесплатным питанием и жильем, формой. Кроме государства, средства на это выделять стало Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
В грозненской горской школе обучались дети чеченцев, русских, армян, ингушей и т.д. Она была очень популярна, прежде всего, у чеченцев, в том числе и потому, что в чеченских аулах не только подобных, но и других светских учебных заведений не было. Материалы 123 фонда Центрального государственного архива Республики Северная Осетия -Алания свидетельствуют о высоком конкурсе на занятие немногочисленных мест в грозненской горской школе. При всей популярности горских школ, количество мест в них было ограничено, да и учились в них не только горцы. Когда в 1884 г. начальник Терской области и Наказной Атаман Терского казачьего войска в своем ежегодном отчете Императору обратил внимание на необходимость развития сети горских школ, была получена по этому поводу одобрительная резолюция, но денег на это опять не нашлось [11, а 483] .
При этом, по мотивированному утверждению Г. Н. Малаховой, «вводя новый тип школ, администрация не закрывала мусульманских школ. В середине XIX в. на Кавказе их было больше, чем русских. В Кавказском учебном округе одна русская школа приходилась на 5.635 жителей, а мусульманская - на 1.309 человек» [6, а 400] . Зачастую школы эти создавались по инициативе отдельных неравнодушных жителей. К примеру, первая чеченская народная школа была открыта в селении Тембулат-Юрт благодаря чеченскому жителю Ш. Алиеву, организовавшему односельчан через решение общественного схода для сбора денег и строительства школьного здания. Открытая таким образом народная школа состояла из двух отделений, в ней под началом муллы и русского учителя изучались русская, чеченская и арабская грамоты. Жалование им платили сам Ш. Алиев и его брат - полковник Э. Алиев. При неплохом спросе единовременно обучаться в школе могли только сорок мальчиков. Понимание многими взрослыми чеченцами выгод хорошего образования для будущего их детей проиллюстрировано народным рассказом, приведенным в «Чеченском букваре» И. Бартоломея еще в 1866 году: «Был один маленький мальчик; отец посылал его учиться грамоте; мальчику не хотелось идти учиться. Мальчик сказал отцу: ведь ты, когда был маленьким, не учился грамоте, зачем же ты теперь меня посылаешь учиться? Отец ответил сыну: «в то время, когда я был мальчиком, не было у нас грамоты на чеченском языке; теперь же, к счастью молодежи нашей, составили чеченскую грамоту. Прежде, когда я был мальчиком, если бы была эта грамота, то я сам бы учился ей. В то время у нас была только арабская грамота; на изучение ее требовалось много времени и труда; отчего приходилось бросать все домашние работы; кроме того, обучение сына этой грамоте родителям стоило больших издержек. Теперь вот видишь, когда мне нужно что-нибудь написать или прочитать, я хожу к муллам и упрашиваю их. Если ты теперь выучишься грамоте, и если случится тебе быть в отлучке и писать домой письма, или читать получаемые, и в случае, если бы были какие-нибудь тайны, то не надо будет тебе ходить к другим, кланяться им, а сам будешь читать и писать», - сказал отец мальчику. Мальчик, послушав совет отца, увидел, что слова его справедливы, стал ходить учиться, занимаясь прилежно и, как сказал ему отец, скоро выучился родной грамоте. И вместо того, чтобы ходить к другим и просить писать и читать ему, теперь с подобными просьбами стали обращаться к нему; он получил уважение в народе и стал счастливым» [1, а 9-13] .
К концу изучаемого периода система образования Терской области была представлена средними и низшими учебными заведениями различной ведомственной принадлежности. Это были правительственные, общественные и частные образовательные учреждения, патронируемые Министерством народного просвещения, духовным ведомством, Обществом восстановления православного христианства на Кавказе. Кроме того, в области работала низшая лесная школа, подчиненная ведомству землеустройства и земледелия; войсковая учительская семинария, войсковая сельскохозяйственная школа, войсковая винодельческая школа; техническое училище ведомства путей сообщения; кадетский корпус военного ведомства.
Таким образом, анализ источников и объемов финансирования учебных заведений, предоставлявших начальное образование, как и женских «среднеучебных» заведений, показал его недостаточность (за исключением большинства станичных школ), при том, что получавшие начальное образование представляли, как правило, бедные слои населения. Как требовалось и серьезное благотворительное участие в создании и обеспечении деятельности сети начальных школ в местах компактного проживания горских народов. К обучающимся, нуждавшимся в финансовой и иной помощи в получении образования, относились и многие студенты-терцы, продолжавшие свое образование в высших учебных заведениях Российской империи.
Список источников и литературы
1. Бартоломей, И. (1866). Чеченский букварь. Тифлис: О-во восстановления христианства на Кавказе. 154 с.
2. Гонтарева, Е. Н. (1965). Начальное образование в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство. 752 с.
3. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней (1987). В 2-х т. Изд. 2-е. Т. 1. Орджоникидзе: СО АССР. 562 с.
4. Кобахидзе, Е. И., Ладонина, Н. А. (2017). Развитие образовательного потенциала Осетии во второй половине XIXвека. Владикавказ: СО-ИГСИ ВН РАН. 321 с.
5. Малахова, Г. Н. (2001). Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII-XIXвв. Ростов-на-Дону: Феникс. 400 с.
6. Материалы по истории осетинского народа: Сборник документов по истории народного образования в Осетии (1942). Т. V. Орджоникидзе: СО АССР, 562 с.
7. Свод высочайших отметок по всеподданнейшим отчетам за 1881-1890 год генерал-губернаторов, губернаторов, начальников областей и градоначальников (1893). СПб.: Государственная типография, 483 с.
8. «Свое - чужое» в социокультурном пространстве Северного Кавказа: хрестоматия (2016). Ставрополь: СКФУ. 138 с.
9. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкессии (1790-1917) (1985). Сборник документов. Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 123 с.
References
1. Bartolomej, I. (1866). Chechenskij bukvar' [Chechen primer]. Tiflis, O-vo vosstanovle-nija hristianstva na Kavkaze Publ. (in Russian).
2. Gontareva, E. N. (1965). Nachal'noe obrazovanie v dorevoljucionnoj Checheno-Ingushetii. Groznyj [Add To Selected Primary education in pre-revolutionary Checheno-Ingushetia], Checheno-ingushskoe Publ. (in Russian).
3. Istorija Severo-Osetinskoj ASSR: S drevnejshih vremen do nashih dnej [History of the North Ossetian ASSR: From ancient times to the present day] (1987). V 2-h t. Izd. 2-e. T. 1. Ordzhonikidze, SO ASSR Publ. (in Russian).
4. Kobahidze, E. I., Ladonina, N. A. (2017). Razvitie obrazovatel'nogo potencíala Osetii vo vtorojpolovine XIXveka [The development of the educational potential of Ossetia in the second half of the XIX century]. Vladikavkaz, SO-IGSI VN RAN Publ. (in Russian).
5. Malahova, G. N. (2001). Stanovlenie i razvitie rossijskogo gosudarstvennogo upravleni-ja na Severnom Kavkaze v konce XVIII-XIX vv. [Formation and development of Russian public administration in the North Caucasus at the end of the XVIII-XIX centuries]. Rostov-na-Donu, Feniks. (in Russian).
6. Materialy po istorii osetinskogo naroda: Sbornik dokumentov po istorii narodnogo obra-zovanija v Osetii [Formation and development of Russian state administration in the North Caucasus at the end of the 18th - 19th centuries] (1942). T. V. Ordzhonikidze, SO ASSR Publ. (in Russian).
7. Svod vysochajshih otmetok po vsepoddannejshim otchetam za 1881-1890 god general-gubernatorov, gubernatorov, nachal'nikov oblastej i gradonachal'nikov [A set of the highest marks according to the most subordinate reports for 1881-1890 of governors-general, governors, heads of regions and city governors] (1893). St. Petersburg, Gosudarstvennaja Publ. (in Russian).
8. «Svoe - chuzhoe» v sociokul'turnom prostranstve Severnogo Kavkaza: hrestomatija ["Own - alien" in the socio-cultural space of the North Caucasus: a reader]. (2016). Stavropol', SKFU Publ. (in Russian).
9. Social'no-jekonomicheskoe, politicheskoe i kul'turnoe razvitie narodov Karachaevo-Cherkessii (1790-1917) [Socio-economic, political and cultural development of the peoples of Ka-rachay-Cherkessia (1790-1917)] (1985). Sbornik dokumentov. Rostov-na-Donu, Rostovskij un-iversitet Publ. (in Russian).