Научная статья на тему 'Политика российской империи по развитию образования в Чечне и Ингушетии(XIX – начало XX века)'

Политика российской империи по развитию образования в Чечне и Ингушетии(XIX – начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
730
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / АДМИНИСТРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКА / ЧЕЧНЯ / ИНГУШЕТИЯ / GOVERNMENT / ADMINISTRATION / EDUCATION / POLITICS / CHECHNYA / INGUSHETIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсанукаева Малика Султановна

В статье раскрываются основные этапы, особенности и последствия мер, принимаемых российским правительством, кавказской и местной администрациями по развитию светского образования в горских районах Чечни и Ингушетии в XIX – начале XX века. Показано желание самих чеченцев и ингушей получить образование в новых учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Арсанукаева Малика Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the basic steps, characteristics and effects of the measures taken by the Russian government, Caucasian and local administrations to promote secular education in the mountain areas of Chechnya and Ingushetia in the XIX – early XX century. Displaying wish the Chechens and Ingush to get an education in the new schools.

Текст научной работы на тему «Политика российской империи по развитию образования в Чечне и Ингушетии(XIX – начало XX века)»

ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧНЕ И ИНГУШЕТИИ (XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

АРСАНУКАЕВА Малика Султановна

Аннотация: в статье раскрываются основные этапы, особенности и последствия мер, принимаемых российским правительством, кавказской и местной администрациями по развитию светского образования в горских районах Чечни и Ингушетии в XIX - начале XX века. Показано желание самих чеченцев и ингушей получить образование в новых учебных заведениях.

Annotation: this article describes the basic steps, characteristics and effects of the measures taken by the Russian government, Caucasian and local administrations to promote secular education in the mountain areas of Chechnya and Ingushetia in the XIX - early XX century. Displaying wish the Chechens and Ingush to get an education in the new schools.

Ключевые слова: государство, администрация, образование, политика, Чечня, Ингушетия.

Key words: government, administration, education, politics, Chechnya, Ingushetia.

Тема государственно-правовой политики Российской империи в национальных окраинах имеет особую актуальность в современных условиях, когда наше общество переживает сложный период в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений. На Северном Кавказе одним из важных ее направлений являлась образовательная политика, обеспечившая горцам возможность получения светского образования, основанного на знании русского языка и достижений науки XIX - начала XX века при сохранении традиционного обучения Корану и Сунне.

Некоторые вопросы развития светского образования в горской среде получили изучение в трудах ученых и публицистов разных исторических периодов (дореволюционного, советского и современного). Вместе с тем очевидна необходимость комплексных исследований, основанных на анализе новых документов и материалов, позволяющих сделать взвешенные выводы о состоянии образования в горских округах Северного Кавказа, причинах низкой грамотности местного населения и ее последствиях.

Объектом настоящего исследования, которое не может быть исчерпывающим из-за обширности и многообразности темы, является политика российского правительства, кавказской и местной администраций, проводимая на протяжении XIX - начала XX века, по развитию у чеченцев и ингушей светского образования, ее основные направления и проблемы.

Развитие светского образования в горских районах Северного Кавказа - задача, которая

ставилась еще в самом начале активизации процесса утверждения в России в данном регионе. Вплоть до второй половины XIX века как таковой целенаправленной образовательной политики на этой территории не существовало. Однако определенные меры все же предпринимались. Так, известно, что еще в конце XVШ века в Моздоке открылась школа для детей горцев, переселившихся в его окрестность, где они обучались русскому языку, грамоте и другим дисциплинам. Элементарные знания получали горские аманаты, содержавшиеся в русских крепостях и укреплениях, при которых создавались специальные школы. В некоторых горских обществах действовали православные священники, обучавшие главным образом русскому языку и на его основе канонам христианской религии. В крупных аулах для детей мусульман за счет населения работали школы для мальчиков. В первые десятилетия XIX века дети из привилегированных и уважаемых горских семей стали поступать в военные учебные заведения. Известно, что кавказской администрацией вынашивалась идея организации обучения горских девочек.

Правительство пыталось не только приобщить молодых горцев к достижениям мировой науки, культуры и искусства, но и максимально исключить влияние на них «вредных» народных традиций и обычаев. Отправляя горскую молодежь в учебные заведения России, оно стремилось также освободить регион от этой взрывоопасной прослойки и сформировать в лице выпускников опору имперской власти на местах. Так, в начале XIX века гене-

рал от инфантерии П.Д. Цицианов предлагал «наклонять горцев отдавать детей в военные училища, нарочно имеющими быть заведенными в Георгиевке и Екатеринодаре, где ничему больше не обучать, как русскому и татарскому языкам, а потом под видом усовершенствования наук отсылать княжеских домов детей в кадетские корпуса. Выпускников распределять в полки, отдаленные от Кавказской ли-нии»1.

Во второй половине XIX - начале XX века российским правительством, кавказской и местной администрациями вопросу распространения среди горских народов светского образования на русском языке стало уделяться более пристальное внимание. В результате предпринятых мер у значительно большего числа горских детей появилась возможность получить не только традиционное для них духовное, но и светское образование.

Спустя короткое время после завершения военных действий на Северо-Восточном Кавказе именным Указом Александра II от 20 октября 1859 года, принятым по представлению наместника на Кавказе генерал-адъютанта князя А.И. Барятинского, утверждаются проекты Устава горских школ. Особые школы для детей «туземных» племен Кавказа открывались в виде опыта на четыре года в целях достижения «гражданственности и образования между покорившимися мирными горцами и для доставления служащим на Кавказе семейным офицерам и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей...». Школы делились на окружные, открытые во Владикавказе, Нальчике и Темир-хан-Шуре и начальные - в Усть-Лабе, крепости Грозной и в Сухуме. Они приравнивались соответственно к уездным и первоначальным училищам. В начальных школах преподавались Закон Божий, мусульманский закон, русский язык, чтение, письмо, арифметика, география и чистописание. Обучение в них было платным и стоило родителям три рубля в год. По представлению педсоветов и с разрешения местного начальства бедные ученики могли быть освобождены от оплаты. При школах, главным образом для облегчения положения родителей и учеников, учреждались пансионаты. В Грозненской школе их число составило 65 человек. Из них 40 человек содержались за счет казны, включая 25 детей «по-

1 Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 482. Оп. 1. Д. 105. Л. 36 об.

четных» чеченцев и кумыков, а 15 - детей военных и гражданских чиновников2.

Грозненская горская школа была открыта 28 ноября 1863 года3.

Одной из проблем обучения горских детей стало незнание русского языка. Поэтому Александром II от 15 мая 1867 года утверждается мнение Государственного совета «О преобразовании учебных заведений на Кавказе и за Кавказом». Предлагалось не только увеличение уроков по русскому языку, но и преподавание языков местных народов, введение в некоторых уездных училищах преподавания латинского и других языков4. Решение задачи стало возможным также благодаря тому, что появились первые буквари на языках народов Кавказа, в том числе и на чеченском языке.

Одновременно выпускники горских школ получили возможность продолжить образование в высших и средних специальных учебных заведениях России. С этой целью 12 ноября 1868 года утверждается Положение о кавказских воспитанниках в высших учебных заведениях и специальных учебных заведениях империи. Для них было выделено более 130 мест в 15 вузах (на восточном факультете СПбГУ -5, в МГУ - 40 (5 - на филологическом, 15 -на медицинском и 20 на остальных факультетах), в Лазаревском институте - 15 и др.). Все вопросы, касающиеся направления и обучения молодых горцев, решались через наместника на Кавказе5.

Однако, несмотря на принятые меры, число школ для горских и других обучающихся в них детей оставалось незначительным. В упомянутом выше проекте имеются сведения, что в Терской области существовали всего две школы «в Нальчике и в Грозной и сверх того пансион при Владикавказской прогимназии, имеющий то же значение.». Задача указанных учебных заведений состояла в том, чтобы обеспечивать не только распространение образования между горцами, но и сближение их с русским населением. В горских школах обучались также дети местных русских чиновни-

2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е (далее - ПСЗ - 2). Т. 34. Отд. 2. 1959. Ст. 34982. СПб., 1860. С. 132-139.

3 См.: Хасбулатов А.И. Развитие промышленности и формирование рабочего класса в Чечено-Ингушетии (конец XIX -начало XX в.). М. : Дело, 2004. С. 29-30.

4 ПСЗ - 2. Т. 42. Отд. 1. 1867. Ст. 44582. СПб. : Тип. С. Е. И. В. Канцелярии, 1871. С. 746-747.

5 Кавказский календарь на 1910 год : в 2 ч. Ч. 2 : Приложение. Тифлис : Тип. и пер. Либерман и К°. С. 920-921.

ков и обывателей6. Все это, конечно, объединяло учеников разных национальностей, но сокращало число мест для детей горцев.

Следует отметить, что отношение горцев, в том числе чеченцев и ингушей, к светскому образованию было неоднозначным. С одной стороны, сформировалось понимание его необходимости и престижности в новых условиях, а с другой - сохранялось опасение негативных последствий, которые могли бы наступить при обучении детей вдалеке от родины и семьи, в отрыве от традиций и обычаев, в ущерб религии и нравственности. Несмотря на все это, стремление дать детям светское образование на русском языке было велико. Так, командующий Кавказским военным округом генерал-адъютант, генерал от артиллерии великий князь Михаил Николаевич в донесении военному министру генералу от инфантерии Д.А. Милютину от 17 апреля 1869 года сообщал: «В конце 1866 года многие из жителей Ингушевского округа Терской области обратились к местному начальству с просьбою об исходатайствовании разрешения на учреждение в укреплении На-зрановском начальной горской школы.»7. Основные финансовые затраты по построению школы легли на плечи самих ингушей. Однако мест для всех желающих не хватило. Учиться в ней смогли лишь дети из ближайших трех-четырех селений, которым ежедневно приходилось преодолевать по две-три версты, чтобы попасть на занятия. Число ингушей, желающих получить место для своих детей в этой школе, было значительным8. Последняя открылась 22 декабря 1870 года9.

Наряду со школами в Чечне и Ингушетии, на средства населения открывались средние специальные учебные заведения. Так, в конце XIX века чеченцы 12 селений первого участка Грозненского округа (с. Урус-Мартан) ходатайствовали перед начальником Терской области об открытии низшей сельскохозяйственной школы на 200 человек за их счет с пособием от казны в размере 1 500 руб. в год. В 1894 году областным правлением был выработан устав школы и отправлен просителям на рассмотре-

6 РГВИА. Ф. 400. Оп. 1. Д. 68. Л. 54.

7 Там же. Д. 215. Лл. 3-5 об, 16.

8 См.: Грабовский Н.Ф. Ингуши // Сб. сведений о кавказских горцах. Вып. 9. Тифлис : Тип. Гл. упр. наместника Кавказского, 1876. С. 29-30.

9 См.: Хасбулатов А.И. Указ. соч. С. 29-30.

ние10. Однако просьба жителей так и осталась без удовлетворения.

Другой пример. Общество селения Нижний Наур Надтеречного участка Грозненского округа специальным приговором от 23 апреля 1899 года постановило ходатайствовать об открытии русского начального училища. На лучшем месте в селении планировалось выстроить школьное здание с квартирой для учителя. Общество обязывалось исправно содержать здание и отпускать необходимую сумму на наем постоянного сторожа, отопление, освещение и учебные пособия. Особую роль в этом деле сыграли сельский старшина Тека, сын Ханакая Мамакаева и выборные почетные старики. К апрелю 1901 года, то есть всего за полтора года, здесь было выстроено «вполне. на каменном фундаменте из саманного кирпича под черепичною крышею высокое просторное здание». Посетив его 9 марта, помощник начальника Терской области нашел, что в нем уже обучались 50 мальчиков от десяти до 14 лет и один житель в возрасте 25 лет, пожелавший изучать русский язык и грамоту11.

Большую работу по развитию просвещения в горской среде сыграли и некоторые общественные организации, действовавшие на Северном Кавказе. С 18 октября 1882 года в Терской области стало официально функционировать Общество распространения образования и технических сведений. «Школ сравнительно с численностью туземнаго населения на Северном Кавказе очень мало, да и те. плохо удовлетворяют своему назначению. Средних учебных заведений - еще меньше; всех желающих поступить туда, они далеко не могут вмещать. Профессиональных и технических школ совсем нет», - такое описание состояния образовательных учреждений для горцев дано правлением общества в письме от 15 февраля 1883 года Я.М. Неверову, бывшему попечителю Кавказского учебного окру-12 га .

В январе 1883 года члены - учредители Общества, «пригласив в свое собрание. лиц, желающих принять участие в развитии и преуспеянии экономической жизни разнохарак-

10 Терский календарь на 1897 год. Вып. 6 / под ред. Г.А. Вер-тепова. Владикавказ : Тер. обл. стат. ком., 1896. С. 58 ; Всеподданнейший отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1894 г. Владикавказ : Тип. обл. правления Тер. обл., 1895. С. 59.

11 Терские ведомости. 1901. № 41. 8 апр. С. 1.

12 Государственный исторический музей (далее - ГИМ). Ф. 372. Ед. хр. 15. Л. 217.

терных и разноречивых племен, населяющих Терскую область, избрали правление». Оно насчитывало 96 членов, включая известных представителей горского населения. В том же году, например, должность председателя исполнял М. Кипиани, а его секретаря - Иналук Тхостов. В состав правления Общества входили в качестве его членов Магомет Далгат, Ибрагим Шанаев, Алсанбек Урусбиев и Джанте-мир Шанаев13.

В 1883 году Общество намеревалось открыть училища для детей горцев в Усть-Лабе и в городе Грозном, которые планировалось содержать за счет казны, финансовой поддержки со стороны военного и казачьего начальства, частных пожертвований. Новые учебные заведения должны были состоять из двух классов. В программу первого класса входили дисциплины: «1. Закон Божий православного вероисповедания, понятие о Боге, о нравственных обязанностях человека по 10 заповедям и необходимые молитвы в программе, принятой в подготовительных классах Ставропольской гимназии. Закон Божий мусульманского вероисповедания для мусульман. 2. Русское чтение и письмо по методу, принятому в приуготовительных классах Ставропольской гимназии. При сем дети Православного исповедания учатся читать и по-славянски. 3. Русский разговор». Обучение детей горцев включало заучивание наиболее важных русских слов и их различных сочетаний14.

Средства Общества формировались главным образом за счет частных пожертвований. Так, правление Общества писало от 27 апреля 1887 года Я.М. Неверову, бывшему попечителю Кавказского учебного округа: «Ваше Превосходительство Януарий Михайлович! Правление Общества, прилагая при сем квитанцию в получении от Вашего Превосходительства членского взноса за настоящий год, покорнейше просит Вас принять от имени всего общества сочувствующего умственному развитию горцев, глубокую благодарность за материальную поддержку общества»15.

Приходную часть бюджета Общества составили также поступления от местных горских обществ. Так, например, в 1883 году ему выделили средства жители 14 чеченских селений: Гудермесского - 6 руб. ; Истисуйского -6 руб.; Ойсунгурского - 6 руб.; Кошкельдин-

13 ГИМ. Лл. 201-201 об.

14 Там же. Лл. 194-194 об.

15 Там же. Ед. хр. 11. Л. 187.

ского - 6 руб.; Герзель-Аульского - 5 руб.; Ишхоевского - 5 руб.; Аллероевского - 10 руб.; Цонтароевского - 6 руб.; Бачи-Юртовского -10 руб.; Кади-Юртовского - 5 руб.; Азамат-Юртовского - 6 руб.; Амир-Аджи-Юртов-ского - 4 руб.; Энгель-Юртовского - 6 руб.16

Следует отметить, что население большинства перечисленных чеченских селений не отличалось состоятельностью, но все же выделяло указанные средства в надежде на то, что их дети смогут получить образование на русском языке. На практике лишь ограниченное число горских детей могло обучаться в этих училищах. Все это является еще одним подтверждением того, что чеченцы почти за какие-то 20 лет после окончания Кавказской войны вполне осознали значение получения светского образования.

За 17 лет существования (1882-1899) Общество выделило горским стипендиатам 17 тыс. руб.17 Работа его не всегда находила отклик у горцев. Так, в отчете за 1884 год руководство Общества указывало, что находит крайне необходимым с начала нового учебного года определить во Владикавказское графа М.Т. Лориса-Меликова ремесленное училище четырех мальчиков из горцев по одному от осетин, кабардинцев, кумыков, чеченцев или ингушей. На каждого мальчика в первый год обучения планировалось выделять по 130 руб., а в последующие - по 100 руб. Расходы подразумевалось покрыть «частью казенными членскими взносами, а частью сборами от устройства концертов, спектаклей и народных гуляний». Ожидая большой наплыв желающих, Общество объявило конкурс. Однако не явились дети от кабардинского, кумыкского и чеченского народов, и только один мальчик от ингушей - Дохкильгов (Дахкильгов). Вместе с ним были зачислены представители от осетин - Баев, Тибилов и Хапсаев18.

Определенную работу по развитию образования грамотности и образования горцев проводила также Терская областная администрация. Как показывает всеподданнейший отчет начальника области за 1894 год, из казенных средств обеспечивались горские стипендиаты. Так, от Терского областного правления из горцев получили стипендии: два человека - в Им-

16 ГИМ. Ф. 372. Ед. хр. 15. Лл. 210-210 об.

17 См.: Баев Г. Общество распространения образования и технических сведений среди горцев // Терские ведомости. 1899. № 129. 7 нояб. С. 2.

18 ГИМ. Ф. 372. Ед. хр. 15. Лл. 210-210 об.

ператорском Московском университете, один человек - в Ставропольской гимназии, два человека - во Владикавказском реальном училище, восемь человек - во Владикавказском гр. М.Т. Лориса-Меликова ремесленном училище и три человека - в Назрановской горской школе19.

Однако, как видно из документов, стипендии распределялись неравномерно между представителями отдельных народов, населяющих область. Так, в 1914 году из 15 стипендий, выделенных Терским областным правлением детям горцев, лишь четыре были предоставлены чеченцам и ингушам20. Во Владикавказское первое реальное училище получили направление: 1) сын вдовы отставного подпоручика, жительницы слободы Шатой Найпы Курбановой - Исрил, воспитанник 1-го класса Грозненского реального училища; 2) сын жителя селения Насыр-Корт Висангирея Мальсагова - Слас-Гирей, воспитанник 3-го класса Владикавказского реального училища; 3) сын жителя селения Старые Атаги Абдул-Меджида Ошаева - Халид, воспитанник 5-го класса Грозненского реального училища; 4) сын жителя селения Барсуковского Мустабы Куриева - Инал-Бек, воспитанник 2-го класса Владикавказского 1-го реального училища21. Следует отметить, что число прошений от родителей, в том числе от офицеров, было немалым. Наибольшее число их поступало от чеченцев.

Газета «Терские ведомости» в номере от 8 октября 1910 года писала, что Терское областное правление оказывает помощь ингушским сельским обществам, пожелавшим открыть у себя школы. В частности, обществу Насыр-Корт для этой цели было отпущено 1 000 руб. из аробных сумм, собранных от всех горских обществ области. В том же году все шесть казенных стипендий во Владикавказском реальном училище и Ставропольской гимназии были предоставлены ингушам. Кроме того, в различные средние учебные заведения вносилась

плата за обучение шести воспитанников из ин-

22

гушей .

Дети горцев получили образование не только во Владикавказской, но и в Ставро-

19 Всеподданнейший отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1894 год. С. 57.

20 Распределение горских стипендий // Терские ведомости. 1914. № 197. 14 сент. С. 2.

21 Терские ведомости. 1901. № 135. 2 апр. С. 2.

22 Там же. 1910. № 215. 8 окт. С. 1.

польской гимназии (открыта в 1855 году)23. Учрежденные для них стипендии (21) не могли охватить всех желающих. Здесь учились известные представители чеченцев и ингушей: Инал Бекбузаров (в 1867 году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию), Адиль-Гирей Долгиев и Саадал Ахриев (учились в Петербургском университете), Чах Ах-риев, Асланбек Базоркин, Кураз Мальсагов24, М. Ахтаханов, будущий генерал от инфантерии Эрис-хан Алиев и др.

Особой популярностью среди горцев пользовались военные учебные заведения. Это отдельная большая тема, которой хотя и уделено внимание в трудах местных ученых, но все еще требующая изучения и научного анализа. Сохранилось немало документов, раскрывающих место чеченцев и ингушей в офицерском составе России.

Однако все эти меры не смогли решить проблемы охвата горских детей хотя бы начальными школами. Согласно отчету начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1890 год здесь насчитывалось всего 137 учебных заведений, из которых 135 состояло в ведомстве Министерства народного просвещения. В это число входили всего лишь три горские школы25. Однако и в них численность горских детей была незначительной. В четырех средних учебных заведениях области обучались: русские -

807 человек, горцы— 101 человек, армяне -92 человека, грузины - 45 человек, евреи -39 человек, немцы и представители других национальностей - 99 человек. В процентном соотношении картина выглядела следующим образом: русских - 70,5 %, горцев - 7,2 %, грузин - 2,2 %, армян - 3,0 %, татар - 1,1 %, евреев - 3,4 %, других - 12,6 %26.

В 1903 году в Грозненской горской школе из 144 учеников детей горцев насчитывалось всего 51 человек27. Нередко случалось так, что при большом наплыве желающих поступить в школу объявлялся конкурс, который, конечно же, мало кто из чеченских или ингушских детей мог выдержать.

23 ГИМ. Ф. 372. Ед. хр. 11. Л. 187.

24 См.: Мужухоева Э.Д. Административная политика царизма в Чечено-Ингушетии во второй половине XIX - начале XX в. : дис. ... канд. ист. наук. М., 1989. С. 101-105.

25 Всеподданнейший отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска о состоянии области и войска за 1890 год. Владикавказ : Тип. обл. правления Тер. обл., 1891. С. 33.

26 Там же. С. 35.

27 См.: Хасбулатов А.И. Указ. соч.

К сожалению, сохранилось мало официальных сведений о школах, в которых обучались девочки из чеченцев и ингушей, в том числе во Владикавказе и Грозном, хотя такие факты все же отмечались.

По данным М. Орцуева, накануне Октябрьской революции 1917 года в Чечне насчитывалось всего десять школ, в которых учились дети «кулаков, помещиков и чеченской буржуазии», то есть состоятельных че-ченцев28.

Начальник Терской области в своих отчетах вынужден был признавать крайне низкий уровень грамотности горского населения29. Как отмечалось в местной печати, администрация области пыталась открыть больше школ, но всегда встречала «противодействие со стороны школьного начальства»30. Напротив, в каждой из казачьих станиц имелись школы31. По данным на 1912 год, половина казаков считалась грамотной (51 человек на 100 человек в целом и 55 человек на 100 мужчин). Напротив, из всех чеченцев Грозненского и Веденского округов - 245 тыс. человек - число грамотных составило только 3 306 человек, то есть один грамотный приходился на 100 чело-

32

век .

Такое положение волновало широкие круги прогрессивной общественности, обсуждалось на заседании I Г осударственной думы депутатом Т. Эльдархановым33, группой депутатов во главе с М.А. Карауловым34 и др. Таште-мир Эльдарханов, депутат I и II Государственной думы от горцев Терской области, учитель по образованию, в своих выступлениях выражал озабоченность низким уровнем образования горцев. В их невежестве он видел одну из причин неурядиц на Северном Кавказе. «Доложу, что за пятидесятилетний промежуток

28 См.: Орцуев М. Культурное строительство Чечни за 15 лет // Революция и горец. 1933. № 1-2. С. 82.

29 Всеподданнейший отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1914 год. Владикавказ : Тип. Тер. обл. правления, 1914. С. 98.

30 Народное образование в Терской области // Терские ведомости. 1899. № 120. 20 окт. С. 2.

31 Терский календарь на 1900 год. Вып. 9. Владикавказ, 1899. С. 45-46, 133-151.

32 Грамотность в Терской области // Терские ведомости. 1914. № 130. 19 июня. С. 2.

33 См.: Arsanukaeva M.S. Tashtemir Eldarkhanov is the deputy from mountaineers of Tersky area in the State Duma of the Russian empire // European Science and Techonoloy : materials of the international research and practice conference. Vol. II. Wiesenbaden January 31 st., 2012. с. Wiesenbaden, Germany, 2012. P. 203.

34 См.: Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней

политике царизма (XIX - начало XX в.). СПб. : Лисс, 1998.

С. 550.

времени открыты только две школы для детей миллионного населения», - отмечал Т. Эль-дарханов на заседании I Государственной ду-

35

мы .

Публицист Я. Абрамов писал, что в отношении образования для горцев «не сделано еще даже начального шага». Автор отмечает низкий уровень подготовки в горских школах. За пять-шесть лет пребывания в них ничего, кроме как умения говорить на русском языке, «мальчики-туземцы» не получали36.

Вопросы низкого образовательного уровня горцев поднимались и в других публикациях того времени. В них отмечалось небольшое число учителей из среды горцев37. На проблемы с учительскими кадрами для горцев указывалось во Всеподданнейшем отчете начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1910 год по гражданской части. Признавалось необходимым, во-первых, увеличить содержание аульных учителей, приблизив к уровню, например, станичных, для того, чтобы привлечь в аулы и «удержать в них лучшие силы». Во-вторых, отмечалась желательность направлять в аульные школы учителей из горцев, так как им «легче вести дело с единоплеменниками, язык, привычки и требования которых знакомы им с детства». Однако в Терской области в должности учителя состояли всего лишь один чеченец, четыре ингуша, восемь кабардинцев и 16 осетин. Сельские учителя имели невысокий образовательный уровень. Всего три осетина и два ингуша окончили учительскую семинарию. Решить проблему предлагалось открытием в области учительской семинарии для тузем-цев38. Так, по данным на 1905 год, из числа чеченцев и ингушей в горских школах числились учителями Таштемир Эльдарханов (Грозненская горская школа) и Бей-Султан Зязиков (Назрановская школа)39.

Источники показывают, что чеченцы и ингуши, даже имея соответствующее образование, не всегда могли получить работу по из-

35 Государственная дума. Стенографический отчет. Сессия первая // Государственная Дума. Созыв первый. Стенографические отчеты : в 2 т. СПб. : Гос. тип., 1906. Т. 2. С. 1236.

36 См.: Абрамов Я. Кавказские горцы // Эмиграция северокавказских горцев в Османскую империю : сб. ст. / РАН. Дагестан. науч. центр ; Ин-т истории, археологии и этнографии ; Б-ка Фонда Шамиля ; отв. ред. А.М. Магомеддаев ; сост. С.Ф. Алибеков. Махачкала : ДНЦ РАН, 2000. С. 56.

37 Терские ведомости. 1910. № 215. 8 окт. С. 1.

38 РГВИА. Ф. 970. Оп. 3. Д. 1518. Л. 7.

39 Терский календарь на 1905 год. Вып. 14 / под ред. Г.А. Вер-тепова. Владикавказ : Тер. обл. стат. комитет, 1905. С. 27.

бранной профессии. Публицист И.-Б. Саракаев в статье от 1 мая 1912 года в газете «Терек» писал, что таких случаев было немало40. Указом от 24 мая 1888 года Александром III утверждается процентное соотношение православных и лиц, принадлежащих к «иноверному» населению, в армии и органах власти41. В военно-народные управления Кавказа представители от горцев назначались особым рас-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поряжением42.

Несмотря на все проблемы, упущения и недостатки образовательной политики в горских районах Северного Кавказа, положительные сдвиги, безусловно, были. Благодаря мерам, принятым российским правительством, кавказской администрацией, местным начальством, и личным усилиям многих горцев появляется первое поколение интеллигенции. Среди чеченцев и ингушей стали известны: публицисты Ч. Ахриев, У. Лаудаев, И.-Б. Саракаев, А. Ба-зоркин, адвокат и публицист А.М. Мутушев,

учитель и депутат Государственной думы первых двух созывов Т.Э. Эльдарханов, композитор А.-М. Магомаев, агроном М.Э. Джабигеев, чертежник и будущий писатель С.-Б. Арсанов (учился в политехническом институте в Санкт-Петербурге), врач М. Ахтаханов, агроном и будущий писатель А.-Г.С. Гойгов и многие другие43. Из среды чеченцев и ингушей сформировалась значительная прослойка кадровых офицеров русской армии, в том числе получивших высшие чины и награды.

Представители чеченской и ингушской интеллигенции, даже оставаясь небольшой социальной прослойкой, сыграли важную роль в судьбах своих народов, что особенно проявилось в первые десятилетия XX века. Многие участвовали в просветительской работе, писали труды по истории, традициям и быту чеченцев и ингушей, защищали их права и интересы в различных инстанциях. Они стали опорой не только для своих народов, но и российской власти в регионе.

См.: Саракаев И.-Б. Мюридизм // Терек. 1912. № 4304.

1 мая. С. 3. 43 См.: Музаев Т.М. Союз горцев. Русская революция

41 РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 44925. Лл. 21-21 об. и народы Северного Кавказа. 1917 - март 1918. М. : Патрия,

42 Там же. Лл. 27 об.-28. 2007. С. 1-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.