Научная статья на тему 'Административно-территориальное обустройство Северного Кавказа с 60-х годов XIX века: проекты, решения, последствия'

Административно-территориальное обустройство Северного Кавказа с 60-х годов XIX века: проекты, решения, последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1427
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / методы покорения / система управления / создание новой кавказско-российской реальности. / Russian empire / methods of conquest / control system / creation of a new Caucasian- Russian reality.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Димаева Фатима Вахаевна, Демелханов Сулейман Магомедович

интересы Российской империи на Кавказе и ее продвижение вглубь региона требовало постоянной работы по реорганизации системы и форм управления народами на покоренных территориях. В 1860-х годах Российская империя управляла почти всей территорией Северного Кавказа (от Черного до Каспийского морей). Оставалось склонить народы Чечни и на этом завершить покорение Кавказа. Именно в этот период во второй половине ХIХ века происходит упразднение Кавказской линии и создание Терской и Кубанской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Димаева Фатима Вахаевна, Демелханов Сулейман Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL ARRANGEMENT OF THE NORTH CAUCASUS SINCE THE 60-S OF THE XIX CENTURY: PROJECTS, DECISIONS, CONSEQUENCES

the interests of the Russian empire in the Caucasus and its advancement deep into the region required constant work to reorganize the system and forms of governing the peoples in the conquered territories. In the 1860s, the Russian Empire ruled almost the entire territory of the North Caucasus (from the Black Sea to the Caspian Sea). It remained to persuade the peoples of Chechnya to complete the conquest of the Caucasus. It was during this period in the second half of the nineteenth century that the Caucasus line was abolished and the Tersk and Kuban regions were created.

Текст научной работы на тему «Административно-территориальное обустройство Северного Кавказа с 60-х годов XIX века: проекты, решения, последствия»

HISTORICAL SCIENCES

ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL ARRANGEMENT

OF THE NORTH CAUCASUS SINCE THE 60-S OF THE XIX CENTURY:

PROJECTS, DECISIONS, CONSEQUENCES 1 2 Dimayeva F.V. , Demelkhanov S-М. (Russian Federation)

Email: [email protected]

1Dimayeva Fatima Vakhaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Leading Researcher, LABORATORY OF HISTORICAL AND ETHNOLOGICAL RESEARCH, INTEGRATED RESEARCH INSTITUTE NAMED AFTER H.I. IBRAGMOVRAS; 2Demelkhanov Suleiman Magomedovich - Senior Researcher, CENTER FOR NAKH STUDIES, CHECHEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, GROZNY

Abstract: the interests of the Russian empire in the Caucasus and its advancement deep into the region required constant work to reorganize the system and forms of governing the peoples in the conquered territories. In the 1860s, the Russian Empire ruled almost the entire territory of the North Caucasus (from the Black Sea to the Caspian Sea). It remained to persuade the peoples of Chechnya to complete the conquest of the Caucasus. It was during this period in the second half of the nineteenth century that the Caucasus line was abolished and the Tersk and Kuban regions were created.

Keywords: Russian empire, methods of conquest, control system, creation of a new Caucasian-Russian reality.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБУСТРОЙСТВО

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА С 60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА: ПРОЕКТЫ,

РЕШЕНИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ 12 Димаева Ф.В. , Демелханов С.М. (Российская Федерация)

1Димаева Фатима Вахаевна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория историко-этнологических исследований, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; 2Демелханов Сулейман Магомедович - старший научный сотрудник, Центр нахских исследований Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Аннотация: интересы Российской империи на Кавказе и ее продвижение вглубь региона требовало постоянной работы по реорганизации системы и форм управления народами на покоренных территориях. В 1860-х годах Российская империя управляла почти всей территорией Северного Кавказа (от Черного до Каспийского морей). Оставалось склонить народы Чечни и на этом завершить покорение Кавказа. Именно в этот период во второй половине XIX века происходит упразднение Кавказской линии и создание Терской и Кубанской областей.

Ключевые слова: Российская империя, методы покорения, система управления, создание новой кавказско-российской реальности.

Во второй половине XIX в. начинаются новые преобразования и на территории Северного Кавказа в его административных границах появились Кубанская, Терская и Дагестанская области. Эта территория занимает пространство между морями Черным и

Каспийским, лежащими к северу от Главного Кавказского хребта и к югу от линии Кубань -Терек. Задача автора - исследование предпосылок и причин упразднения Кавказской линии и создания Терской и Кубанской областей во второй половине XIX века.

Сам процесс установления порядка согласно «Положению о Кавказской армии», которое включило в себя отдельную часть: «По управлению горскими народами, не вошедшими в состав гражданского управления» носит определенный порядок. Согласно этому новое отделение находилось в непосредственном подчинении Главного штаба Кавказской армии и согласно Указу Александра II от 29 мая 1862 года данная проблема носит региональный характер. Исходя из этого, исследование определяется в соответствии с отечественной историографической традицией как процессы в пореформенный период, где в управлении регионом на лицо были все признаки колониальных методов захвата территорий.

Методологическая база исследования - многоуровневый комплекс принципов и методов познания, присущих современной науке. Подход исследования - принцип историзма ведет к пониманию истории, при рассмотрении любого явления, ситуации в конкретных исторических условиях развития. Принцип научной объективности позволяет изучить сущность социально-политических и межэтнических процессов, происходивших в Терской области с 60-х годов XIX века.

Методы исследование специально-исторические - это историко-сравнительный метод с логикой принципа аналогий, использующийся при сравнении различных особенностей: хозяйства, быта горских, сельских, славянских и прочих народов. Историко-типологический метод, нацеленный на исследование развития основных форм торговли и промышленности, а также как способ разграничить социальные группы предпринимателей. Методы помогли выявить наиболее характерные свойства процесса по включению горцев в состав Российской империи применяемые методы управления в изучаемый период.

Источниковая база - ресурс разнообразных источников, включая как опубликованные, так и неопубликованные материалы. Они подразделяются на следующие виды: законодательные акты, делопроизводственные документы, статистические, информационно -публицистические материалы, периодику.

«Терская область - административная единица Российской империи, существовавшая в 1860 - 1920 годах. Административный центр - г. Владикавказ.

С1860 года - административно-территориальная единица России (создана по указу императора Александра II, положение об управлении областью утверждено в 1862 году). В состав области входили восемь округов: Нальчикский, Хасавюртовский, Осетинский, Ингушский, Нагорный, Ичкерийский, Чеченский и Аргунский [1].

29 ноября 1866 года заштатный город Моздок отчислен от Ставропольской губернии к Терской области [2].

9 декабря 1867 года город Кизляр с частью уезда отчислен от Ставропольской губернии к Терской области [2].

В 1868 году от Ставропольской губернии к Терской области отчислен заштатный город Георгиевск [2].

В 1870 году в Терской области были проведены административные преобразования. В частности, Осетинский и Ингушский округа были объединены в один Владикавказский округ. В то же время округа были разделены на участки.

Областное правление открыто 1 (13) января 1871 (указ Правительствующего сената от 30 декабря 1869 (11 января 1870)).

1 (13) июля 1886 область преобразована и передана в ведение Военного министерства согласно высочайшему указу Правительствующего сената 21 марта (2 апреля) 1886 года.

В 1882 году Пятигорский округ разделен на два - Пятигорский и Нальчикский. КМВ вошли в состав Пятигорского округа с центром в Пятигорске [5].

В 1888 году было реформировано военно-народное управление, Терская область была разделена на три отдела - Кизлярский, Пятигорский и Сунженский, и четыре округа: Нальчикский, Владикавказский, Грозненский и Хасавюртовский. В 1905 году Сунженский отдел, в котором проживали казаки и ингуши, был временно разделён на Сунженский

23

казачий округ и на Ингушский (Назрановский) округ, в 1909 году Ингушский и Сунженский округа были официально разделены [6].

В марте 1920 года Терская область была ликвидирована. 20 января 1921 на территории бывшей Терской области были образованы Горская АССР и Терская губерния» [7].

Из архивных материалов выявляется, что новая система администрирования Северного Кавказа началась с инициативы Совета главного управления Закавказским краем, находящегося в Тифлисе в 1842 году с предложения образовать Дагестанскую область.

Эти указанные преобразования начались еще в период ведения Кавказской войны. Из материалов архива. В 1842 году в Тифлисе Совет главного управления Закавказским краем предложил проект образования Дагестанской области. Проект был доработан и одобрен, а в 1845 году рассмотрен в Кавказском комитете в Санкт-Петербурге. Однако при развитии военных событий в Северном и Нагорном Дагестане возникла необходимость создать Южно-Дагестанскую область. На этом администрирование в Дагестане не заканчиваются, и в 1847 году начинается административно-территориальное обустройство Восточного Кавказа и создается Прикаспийский край. В новый регион включаются Дербентская губерния, Северный, Нагорный Дагестан с подчинением командующему войсками Прикаспийского края [8, с. 423]. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что реально большая часть Прикаспийского края лишь формально подчинялась российской власти. Князь Г.Д. Орбелиани - командующий войсками Прикаспийского края, по такому поводу констатирует, что даже в относительно спокойной Дербентской губернии доступ к ряду районов возможен только «в сопровождение большой воинской силы» [10, с. 364].

Наместника Кавказа князя А.И. Барятинского не устраивает положение невозможности повсеместно контролировать действия племен, а также ограничение свободы передвижения российских войск и ее подданных. Все эти причины вынуждают его инициировать реорганизацию региональной власти. Предложенная новая структура упразднила российскую губернскую систему управления и (в 1958 году) ввела систему управления «военно -народное управление», которая закрепилась как «система административных органов по управлению горцами Кавказа» или как принцип управления туземными племенами» [11, с. 78].

Наряду с этим А.И. Барятинский, пользуясь широкими полномочиями управления Кавказским краем в целях адаптации российского административного управления на Восточном Кавказе 1 - го апреля 1958 года утверждает «Положение о Кавказской армии, которое включило в себя отдельную часть: «По управлению горскими народами, не вошедшими в состав гражданского управления». Новое отделение находилось в непосредственном подчинении Главного штаба Кавказской армии. Это был первый законодательный акт новой системы управления [12, л. 4]. «5 апреля 1960 года наместник Кавказа А.И. Барятинский утверждает «Проект Положения об управлении Дагестанской областью» [13, с. 434]. Он определял формы организации власти в регионе, административное и территориальное устройство новой области и компетенции ее административных органов» [14, с. 140-154]. У наместника Кавказа на тот период видимо было сформировано свое видение проблемы и вопроса реорганизации региона.

Важный аргумент в проекте А.И. Барятинского - это его личное мнение: «для того чтобы покорение Кавказа сделать прочным необходимо было «чтобы вместе с успехом оружия принимались теперь же меры для уничтожения в покоренных народах и коренного нравственного начала, нам враждебного, то есть мюридизма» [15, с. 17] или главная задача заключается «не столько в водворении гражданственности и преследовании культурных задач, сколько в умении держать народ в повиновении и в случае надобности быстро и решительно ... военными силами подавить восстание. При таких условиях пригодной администрацией могла быть только военная администрация» [16, л. 5].

Развивавшемуся вширь российскому капитализму требовались все большие месторождения сырья и новые рынки сбыта, произведенной продукции, поэтому интересы российского имперского руководства делали ставку на прочность и долговременность своего влияния в среде покоренных народах Кавказа и в частности народов Северного Кавказа.

Проект получил одобрение, и Дагестанская губерния от 30 мая 1860 года была реорганизована в Дагестанскую область (ПСЗ. 36.026).

В этом проекте указывалось: «§1. В составе Кавказского края образуется особый отдел под названием Дагестанской области.

§ 2. Дагестанскую область составляют:

а) Прикаспийский край (за исключением Кубинского уезда, присоединяемого в Бакинской губернии);

б) Общества горцев, живущие между правым берегом Андийского Койсу и Главным хребтом, отделяющим Кахетию и Джаро-Белоканский округ от Дагестана [16, с. 434].

В ходе реорганизации по новой системе администрирования были переподчинены округа Закатальский, Самурский, Бежтинский непосредственно Дагестанской области. А Нухинский уезд Бакинской губернии и Тионетский округ Тифлисской губернии, ранее входившие в Джаро-Белоканский военный округ, «отошли в состав своих губерний» [18], согласно новому проекту.

Проект получил признание и 18 июля 1860 года императором был издан указ, в соответствии с которым Прикаспийский край, Дербентская губерния и Дербентский уезд этой губернии были упразднены; на этой территории бывшего Прикаспийского края (без Кубинского уезда, присоединенного к Бакинской губернии) была организована новая Дагестанская область с центром в укреплении Темир-Хан-Шуре (Буйнакск) [19], при этом земли по берегу Андийского Койсу «...временно остаются присоединенными к Терской области» [20]. Позже указом от 20 июля 1861года часть земель, временно в 1859 года переданных Терской области (левый берег Андийского Койсу), была возвращена в Дагестанскую область. Этим же указом определена граница между Дагестанской и Терской областями по Андийскому хребту [21., 22, с. 390].

В Положении по Дагестанской области указывалось, что управление делилось на военное и гражданское. Первое подразделялось на три части: собственное или управление войсками; управление туземными племенами на особых правах; и управление ханское. Все направления находятся в подчинение начальника Дагестанской области. Суть вводимой системы -«военно-народное управление» сводилась к тому, где организация управления строилась по типу военных округов. Соответственно новая область делилась на военные отделы и находилась в подчинении военного министерства. По такому же образцу будет создана, после окончания Кавказской войны, и Терская область.

Терская область - административная единица Российской империи с 1860-1920 годы с административным центром в г. Владикавказ.

С 1860 года - административно-территориальная единица России (создана по указу императора Александра II, положение об управлении областью утверждено в 1862 году). В состав области входили восемь округов: Нальчикский, Хасавюртовский, Осетинский, Ингушский, Нагорный, Ичкерийский, Чеченский и Аргунский [23, 24]. Согласно архивному документу № 38326 Полному Собранию Законов Российской империи 29 мая 1862 года вышло Высочайшее утверждение Положения об управлении Терской областью. Именной указ от 29 мая 1862 года был адресован приказом Военному министерству. 7 июня император Александр II поясняет «основанш соображенш представленныхъ Командующимъ Кавказскою Арм1ею о введенш новаго управлен1я въ Терской области, болъе соотвътствующаго теперешнему положенш этой части Кавказскаго края, и согласно съ заключен1я по сему предмету Военнаго Совъта и Кавказскаго Комитета, 29 Мая 1862 года, соизволилъ Высочайше утвердить прилагаемое при семъ новое Положеше об управленш Терской областью...» [23, с. 497]. «Согласно Высочайшей волъ, преобразоваше военно-народных управленш Терской области и учреждеше въ ней вновь охранной стражи земской полицш должны производиться въ исполнеше не вдругъ, а постепенно, по мъръ открывающихся къ тому денежныхъ средствъ» [25, с. 498].

В Положении о границах и разделении на области сказано:

§1. Терская область граничит: к северу с землями 4-й бригады Кубанского казачьего войска и Ставропольской губернии; к востоку - Каспийским морем и р. Сулак; к югу - Андийским и

25

главным Кавказским хребтами; к западу Кубанской областью, от которой отделяется горою Эльбрусом и водораздельной линией, идущею от этой горы до истоков р. Кумы.

§2. В сихъ пределахъ Терская область заключает: Терское казачье войско; горские племена; жителей города Владикавказ; немецких колонистов; жителей военных слободокъ.

§3. В порядке управления Терская область разделяется на три военных отдела, одно Отдельное Управление и одно Городское Управление.

1.Военные отделы включают: западный отдел, средний отдел, восточный отдел.

2.Отдельное управление Военного начальника округа Кавказских минеральных вод.

3.Владикавказское Городское управление.

(Примечание 1. Последних два учреждения действуют на основании особых для них положений. Примечание 2. Терское казачье войско, управляясь своим наказным Атаманом войсковым правлением, в то же время подчиняется, собственно в военном отношении начальникам военных отделов и Военному начальнику округа минеральных вод).

§4. Западный отдел подразделяется на три округа:

1. Кабардинский (Нальчинский) - Большая и Малая Кабарда и горских обществ: балкарского, Безенгейского, Хуламского, Чегемского и Урусаийского.

2. Осетинский округ вошли селения осетинских племен:

3. Ингушский округ, состоящий из обществ: Назрановского, Карабулакского, Галгаевского, Кистинского, Акинского и Цоринского.

§5. В Средний отдел вошли пять округов:

1. Чеченский округ - Большая и Малая Чечня, Надтеречных и Качкалыковских чеченцев.

2. Аргунский округ вошли общества: Шатоевские, Чантинские, Чеберлоевские и Шароевские.

3. Ичкерийский состоял из Ичкерии.

Нальчикский, Хасавюртовский, Осетинский, Ингушский, Нагорный, Ичкерийский, Чеченский и Аргунский.

§6. В Восточный отдел вошли два округа: Кумыкский (из жителей Кумыкской плоскости) и Нагорный (включал общества Салаватские, Ауховские и Зондакские).

Из §§3-4-5-6 видно, что округа, отнесенные к Терской области, одновременно подчинялись западному, среднему и восточному отделам.

В §7 поясняется, что «управление Терской областью делится на три отрасли: собственно военное или управление войсками, управление туземными племенами на особых правах и управление гражданское» [25, С. 499].

§8. Все отрасли управления соединяются в лице Начальника Терской области, который по военному управлению имеет звание Командующего войсками Терской области.

§9. Начальник Терской области по военному управлению пользуется правами Командиров Корпусов не отделенных от армии; по гражданским он действует на правах, представленных общими законодательствами генерал-губернаторов; по управлению же туземными племенами права его определяются особым положением.

§10. При начальнике Терской области в производстве дел по всем частям управления участвуют: Штаб командующего войсками, канцелярия начальника Терской области.

§11. Делами судебной расправы между туземцами занимается Главный Народный Суд Терской области . во Владикавказе; в округах - окружные суды, в участках и наибствах -участковые суды; чины участковых судов определяются начальником Терской области, и утверждается главнокомандующим Кавказской армии [27, С. 499].

Следует при этом отметить, что сам процесс реорганизации региона имел более ранние предпосылки. Например, в период 10 летнего управления великим князем Михаилом Николаевичем (1873 г.) был составлен отчет. В нем по главному управлению наместника Кавказского дается пояснение, что военно-народное управление у горцев в 1859 году было предназначено для того, «чтобы путём временного сохранения в силе действия местных обычаев, адата и административного давления на оный подготовить горское население к замене этих обычаев правильным законодательством» [28, с. 390].

Под «правильным законодательством» подразумевалось российское имперское законодательство, общепринятое для подданных империи [29, с. 104]. Таким образом, направленность правовых, административных, аграрных, налоговых, а затем и социальных преобразований, а также место горцев среди прочих подданных Российской империи было заблаговременно означено достаточно ясно и каких-либо исключений в будущем не предполагало для горского населения. При этом также важно отметить, что административные и правовые преобразования не относились к числу тех изменений, которые активно влияли на повседневную жизнь горцев. Вполне очевидно, многие из изменений и не сразу могли быть замечены местным населением, в силу настигшей их трагедии - разрушения устоявшихся жизненных устоев. В соответствии с этим и восприятие трагедии у всех было разное в силу их уровня интеграции в пространство России и в различной степени зависимости от него. Например, горные общества в минимальной степени зависимые от внешнего русского влияния, довольно долго сохраняли привычный, устоявшийся веками уклад жизни. В отношении равнинных народов Северного Кавказа, таких как бесленеевцев, кабардинцев, кумыков и проживающие на плоскости чеченцев, ингушей, осетин, черкесов замкнутость была исключением, так как они имели частые контакты с внешним миром, в том числе и русскими. Все методы, вопреки сложившемуся мнению, такие как частые необоснованные меры царского правительства, по переселению горцев на равнину, перевод кочевых народов к оседлости и тому прочее. К тому же аграрные, имущественные, социальные отношения, отдельные элементы хозяйственного и бытового уклада, во многом были связаны с земельным вопросом, особенно остро стоявшим и перед горским населением региона [29, с. 106]. Но эти меры в объективном и окончательном результате не меняли коренным образом, остро стоящий для самих горцев земельный вопрос, а приводили только к отчуждению земли, что выматывало последние силы у местного населения.

Северный Кавказ и Терская область - территория своеобразна по географическому положению, разнообразна по этническому составу населения с самобытной культурой и вероисповеданию. Горские народы Северо-Восточного Кавказа представляли собой совокупность этнически и политически разобщенных обществ, находящихся на различных уровнях политического, хозяйственного и культурного развития. В связи с этим, перед российским правительством встала исключительно сложная задача включения новых территорий в политико-административную структуру империи и развитие социально -экономических, духовно-культурных взаимоотношений между местным и славянским населением. Процесс оказался долгим и чрезмерно затяжным как в пространстве, так и во времени, занявший в обшей совокупности более чем 100 лет.

Заметные сдвиги и первые ощутимые результаты реорганизаций появляются в 60-е годы XIX века. К этому периоду российское правительство окончательно определилось с конкретной целью и задачами, не отрицая роли и значения предшествующих этапов интеграции горского населения в состав России. На первый план выходит цель укрепления в крае "русского духа", что переориентирует всю политику реорганизации для преобразований, направленных на административно-политическую интеграцию с регионом. И это положительно скажется на продвижении реформ и не сопротивлении местного населения - горцев предлагаемым мерам.

В этой связи, процесс, который протекал на Северном Кавказе, в первой половине XIX века пропорционален современности и как никогда «актуален и сегодня». Примечательно и то, что отличительной особенностью процесса того времени являлись процессы культурного взаимовлияния. Важна характерность процесса того времени в том, что культуры народов смешивались «с сохранением собственной культуры» [31, 237 с.].

Исследование показывает, что до конца 60-х годов XIX века сохранялась система управления в лице военно-народного управления относительно горских народов - осетин, кабардинцев, балкарцев, чеченцев, ингушей с преобладанием военной власти над гражданской. Большинство служащих административного аппарата состояло из военных действующей армии, которые занимали высокие должности в, системе военно-народного

27

управления и еще за время Кавказской войны ознакомились со спецификой региона. Основной контингент исследователей края в тот период - это ученые, интеллигенция и представители дипломатических миссии - европейских стран, которых Академия Санк-Петербурга приглашала, так как доверяла им. Многим исследованиям явно не хватает непредвзятого отношения европейцев к низкому уровню развития на глубокой периферии и особенно обустройства и быта жизни ее представителей. Скажем о чеченцах и других народах написано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, в «Записках путешествия» академика Фалька, у И. Карста «Этнолингвистические исследования», у И.А. Гиндельштета, у Е.М. Маркова «Очерки Кавказа», в работе Б.К. Далгата, материалы «Отечественных записок» и еще более десяти источников на которые ссылается Абхазская интернет-библиотека [32].

Исследования, проведенные в этот период А. П. Берже, опубликованные в 1859 году в сборнике «Чечня и Чеченцы», показывают, что Чечню того времени населяли 20 следующих племен:

- «Назрановцы занимали низменные места, орошаемые реками Камбилейкой, верхнею Сунжею, Назрановкою до впадения в реки Яндырка и Сунжа по Тарской долине. Племя Назрановцев по образу жизни и по нравственным качествам ничем не разнится от остального населения Восточного Кавказа, (но, благодаря географической расположенности обитаемой ими местности, оно всегда отличалось особенною к нам преданностью . во время общего восстания Чеченцев, назрановцы отвергли все предложения возмутителя Бейбулата и остались нам верны. Таким же образом они поступили и при возмущении Кази-Муллы в 1837 году).

- Карабулаки (от слова кара-черный и булау-источник). Они занимают равнину, орошаемую реками Ассою, Сунжею и Фартангой, по течению которых и расположены их аулы.

Согласно данным Гиндельштета они платили Аксайским князьям дань и в 1772 году у них были взяты аманаты в Кизляр.

- Галашевцы живут по рекам Асса и Сунжа. В 1851 году общество их заключало в себя 30 аулов, 395 дворов, 1139 д. м. п., 992 д. ж. п., а всего 2131 д. Южная часть территории проживания этого общества мало населена и покрыта сплошным лесом; северная, напротив того, безлесна и более населена.

- Джерахи живут по обоим берегам Макалдона.

- Кисты разделяются на ближних и дальних. Первые живут по ущельям Макалдона, притока Терека, а последние по ущельям реки Аргун.

Общество дальних Кистин составляло в 1851 году 21 аула, в которых 402 двора, 1620 д. м. п., 1647 ж., а всего 3267 д. Ближние Кистины проживают в глубокой котловине, окруженной со всех сторон высокими хребтами главного Кавказского хребта, которые замыкаются в долине Терека, у Джераховского укрепления, близ которого впадает в Терек река Кистинка. В этом обществе 32 аула; они большею частью расположены по берегам реки Кистинки. Самый большой аул состоит из 20 дворов.

- Галгаевцы обитают у верховьев реки Ассы и по берегам реки Тоба-чочь, между Кистинами, Цоринцами и Акинцами.

- Цоринцы обитают в верховьях восточного истока реки Ассы. В 1851 году общество это состояло из двух больших и трех малых аулов, заключающих в себе 87 дворов, 390 д. м. п., 384 ж., а всего 774 д.

- Ако или Акинцы расположились по берегам рек Ассы и Сунжи, между Галгаевцами и дальними Кистами в верховьях рек Гехи и притока Сунжи.

Это небольшое общество, состоявшее в 1851 году из 10 аулов 270 дворов, занимает местность сравнительно более благоприятную по природным условиям; это видно из того, что в летнее время большая часть табунов и стада Малой Чечни пасутся на богатых травянистых горах этого общества, а в особенности около аула Ялхорой, где есть соляное озеро. Акинцы по образу жизни более пастухи, номады, чем воины. Из Акинских фамилий более влиятельные в обществах Такиловы и Аслануковы.

- Пшхой или Шопоти, около истоков реки Мартан.

28

- Шубузы или Шатой, по реке Аргуну.

- Шаро или Киалал, по верховью Шаро-Аргуна.

- Джан-Бутри и Чабирлой или Тадбутри, по реке Аргуну. Об этих обществах, сделавшихся доступным только в прошедшем году, мы еще не имеем никаких сведений.

- Ичкеринцы, обитают по верховьям рек Аксай и Хулхулау.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Качкалыки, живут по северному скату Качкалыковского хребта, где они поселились с дозволения Кумыкских князей, которым платили дань.

- Мичиковцы, обитают по реке Мичик.

- Ауховцы, - по верховью рек Акташ и Ярык-су.

- Чеченцы Терекские проживают по берегу реки. Терек.

- Чеченцы Сунженские, составляющие Большую и Малую Чечню, обитают по реке Сунже, между реками Аргуном, Гудермесом и Ассою.

- Чеченцы Брагунские, обитают на правом берегу Терека, при впадении в него Сунжи.

Брагуны, по некоторым рассказам, вышли из Крыма и появились лет 300 тому назад в

Кабарде, а отсюда вытеснены были в Чечню и за пределы Кумыкской плоскости.

Вот исчисление всех племен, на которые принято делить Чеченцев. В строгом же смысле деление это не имеет основания. Самим чеченцам оно совершенно неизвестно. Они сами себя называют Нахче, т. е. «народ» и это относится до всего народа, говорящего на Чеченском языке и его наречиях. Упомянутые же названия им были даны или от аулов, как Цори, Галгай, Шатой и др., или от рек или гор, как Мичиковцы и Качкалыки. Весьма вероятно, что рано или поздно вся или большая часть приведенных нами имен исчезнут и Чеченцы удержат за собою одно общее наименование» [33].

Архивные и исторические материалы свидетельствуют, что начинания 60 -х годов XIX века стали поворотным периодом в истории народов Северного Кавказа. Экономическая, административная, социокультурная интеграция горского населения Терской области в состав Российской империи осуществлялась посредством выработки новых, рациональных по своему содержанию, форм сосуществования различных в цивилизационном плане социумов.

Позднее и начало 70-х годов XIX века ознаменовалось рядом реорганизаций в административно-политическом, судебном плане управления краем. Все население Терской области - казаки, переселенцы и горцы подчинялись единому управлению. При этом специфика в управлении северокавказскими народами, к примеру, в судопроизводстве сохранялась на уровне низшего «аульного» звена, а судебных институтов - аульных судов и горских словесных судов. Участие в управлении представителей местного населения Северо-Восточного Кавказа и использование в судопроизводстве адата и, частично шариата позволяли приспосабливать российское управление к обычаям горцев, их складу ума и поведения. Несомненно, позитивную роль играло стремление российской администрации к привлечению широкого круга горцев к деятельности в военно-административных, судебных учреждениях низшего и среднего звена. Примечательно, что (60 годы XIX века) привлечение горцев на военно-административную службу стало принимать разнообразные формы, поскольку власть осознала, что решение социально-экономических, политических проблем в регионе без наличия местного контингента в государственной службе невозможно. Таким образом, происходила своего рода метаморфоза во взаимоотношениях и взаимопонимании российских управленцев и представителей горских народов. Наряду с этим вводились и отличительные особенности в системе управления относительно разных племен и этносов, например:

- перед Кавказской войной российская власть демонстрировала свою особенную лояльность к чеченскому народу. Причиной тому служило, по возможности, сохранить хрупкое доверие к административной власти, и по возможности не обострять и не вызывать протестных настроений в чеченском обществе. В отличие от других этносов, «в чеченской среде до последнего внешне сохранялась «старая «демократическая» форма общинного самоуправления» [34, 237 с.];

- «равнинные и предгорные чеченцы (подтвердившие в 1807 году российское подданство) никаких податей российским властям не платили»[35]. Обычно подати вводились и как наказание и в качестве «внутреннего явления», что также в Чечне не наблюдалось. Только по истечению многих лет российские власти путем исключения, проб и ошибок прибегают к разным вариантам и формам управления новой территорией. Российское правительство действовало выборочно и отказывалось от форм, которые не приводили к нужным результатам. К одним из таких форм следует отнести решение принятое 1 марта 1811 года -упразднение института приставов в Чечне. Кстати, в некоторых немирных дагестанских владениях платили дань, начиная еще «с цициановского времени»;

- начиная с 60-х годов XIX века, нововведения претерпела и военная служба горцев. Она приняла разнообразные формы - в виде местной милицейской службы, участием во вспомогательных пограничных отрядах, службой в национальных воинских частях в составе Российской Императорской армии и, наконец, службой в казачьих войсках. Чеченцы - горцы отличались «преданностью военному делу, российскому престолу и завоевали авторитет и доверие у командования и администрации Терской области». Российское государственное направление на Северном Кавказе по подготовке военных и офицерских кадров из местной знати, обучение грамоте рядовых всадников конно -иррегулярных частей приносило позитивные плоды во взаимоотношения и в сближении горцев с русским народом и о постепенном вовлечении Северного Кавказа в культурно -историческое пространство России;

- горцы - воины от крови оказывали влияние на боеспособность регулярной армии и казачьих полков, передачей военного опыта, тактики и приемов исконно использовавшие на Северном Кавказе. Утонченный военный опыт Кавказа скажется на русской регулярной армии, которая будет применять его, отказавшись от многих тактических приемов и практик ведения европейских войн. Опыт и влияние традиционных военных обычаев горцев во время боевых действий отразятся в различных сторонах жизни и боевой деятельности войск в образе - «кавказского солдата»;

- стимулом вступления в ополчение было материальное вознаграждение и традиционное уважение горцев к военному делу и боевой деятельности. Воинские формирования, созданные из горцев Терской области, отличались храбростью, высоким боевым духом и личной преданностью правительству, несмотря на политические и религиозные противоречия;

- материальная культура чеченцев претерпевает значительные изменения с ростом социально-экономические перемен. Взаимодействие и взаимовлияние народов -чеченцев, русских, украинцев сказались на быте, социуме народов. Культурные навыки взаимообогащение совместным влиянием отразятся на возведении домов, всевозможной утвари и в обиходе придавая новые черты укладу жизни, а так же обновленному виду горских аулов.

Свидетельством быстрого экономического роста явятся города и городское население, так в начале 70-х годов на Северном Кавказе появились города: Владикавказ, Грозный, Темрюк, Новороссийск. Если ранее эти населенные пункты являлись крепостями, то теперь выполняли важную роль, как в экономической, так и в культурной жизни края. В принципе специфика каждого города могла быть разной, но система управления основывалась на общероссийском положении. Появление крупных административных центров как города способствует возникновению и развитию ряда промышленных центров в разных округах Терской области:

- уже в 70 годы XIX века построены крупные заводы и различные промышленные предприятия: табачные, ликероводочные, паровые и мукомольные мельницы, элеваторы, сыроварни. Объекты крупной промышленности наблюдаются: в Грозненском районе -нефтяная промышленность; в Осетии цветная металлургия.

Впервые горское населения приняло участие в новом официальном техногенном процессе на своей территории проживания, несмотря на существенные ограничения в трудоустройстве местного населения. Тем не менее, горцы работали на грозненских

30

нефтепромыслах, железнодорожном транспорте, серебросвинцовом и ряде других заводах, хотя предпочтение отдалась русским, армянам, евреям и прочим представителям. Растущие экономические связи укрепили куначество - своеобразный обычай кавказского побратимства, особенно распространенная форма общения между горцами и русскими. Традиция куначества получит во второй половины XIX в. распространение на части регулярной армии и на среду крестьянства.

Цель российской системы управления активизировать торговые операции на СевероВосточном Кавказе в XIX веке также получала наибольшее развитие. А с окончанием Кавказской войны торговые отношения приобрели новые формы, от «спорадических» (греческое - единичных, не распространенные) перешли к постоянным, организованным формам и получали значительный размах. В пореформенный период товарные отношения все глубже проникали в экономику горских районов Северного Кавказа. Российский капитализм, развиваясь, вторгался в экономический строй горцев, видоизменяя и преобразовывая весь социально-экономический уклад жизни горского населения. Неоспоримым доказательством быстрого экономического роста является развитие торговли, появление в регионе новых ярмарок, базаров и магазинов. К 90-м годам XIX века сеть торговых связей постепенно покрывает весь край.

Значительное место уделяется российским правительством и введению в повседневную среду горцев системы образования. Сведения из документов о мерах, предпринятых в этой сфере, говорят сами за себя. Осознание и ясное понимание в необходимости воспитать образованную прослойку из горцев на базе «российских учебных заведениях на традициях русской культуры и на русском языке[36] для более успешного процесса присоединения Северного Кавказа к России властным структурам пришло еще в 30-х годах XIX веке. В связи с этим, образование приобретало значение важного средства достижения политических целей государства. Формирование целенаправленной образовательной политики на Северном Кавказе началось созданием в 1840 году Кавказского комитета, целью которого явились: «адаптация присоединенных народов, укрепление в регионе российского законодательства, создание местной администрации с привлечением представителей коренных народов и племен» [37, 160 с.]. В решение общеполитических задач образованию отводилась роль: обеспечить подготовку кадров для всех сфер жизни и для администрации края из представителей коренных народов. Именно в это упирался вопрос по созданию условий скорейшей адаптации населения края к устоям, нормам и законам жизни российского государства.

Для реализации новой государственной образовательной политики на Северном Кавказе был также создан Кавказский учебный округ. Все прежде разрозненные образовательные учреждения были объединены в систему с единым управлением, что привело к централизации системы управления образованием в регионе. Кавказский учебный округ обладал значительной автономией, что давало возможность лучше учитывать региональные особенности при формировании системы образования на Кавказе.

Вместе с этими существенными изменениями возросла и роль Кавказа во внешней и внутренней политике России. А в виду коренным образом изменившихся обстоятельств, вопросу полного включения северокавказского региона в Россию, образованию и его развитию придавалось большее значение. Оно понималось как одно из действенных орудий для постепенного устранения национальных и религиозных разнообразностей, для слияния края с общим государственным строем. Таким образом, указанный этап 60-х годов XIX века стал начальным периодом ликвидации автономии образовательной системы северокавказского региона и включения ее в общероссийское образовательное пространство. Ведущей тенденцией в реформировании образования в 60-е годы стала русификация населения Северного Кавказа через образование. Этот процесс не встретил отторжения среди местных этнических общин и племен, поэтому с 60-х годов XIX века в Терской области произошли громадные сдвиги в народном образовании, нововведение давало успешное развитие народам, школьному делу нацеливая его на перспективу скорейшего развития. К числу таких успешных мер следует отнести устройство в Терской области

31

горских школ, которые давали не только азы общего начального образования, но и вводились занятия по освоению разных ремесел и навыков по сельскохозяйственным работам. Более того, при этих горских школах учреждались пансионы с целью воспитания в молодом поколении горского юношества истинных правил трудолюбия и порядка. Ученики из горцев, зачисленные в пансион, отличались от многих других воспитанников своим старанием. Выпускники окружных горских школ получали образование в гимназиях, в различных средних и высших учебных заведениях.

Вопрос обучения горских женщин также не остался без внимания администрации, ввиду нравственного влияния женщин на семью. В крупных городах области были открыты женские училища, обучавшие не только русской грамоте и математике, но и занятиями рукоделием. Меры предусматривали закладывать основу для вовлечения горского населения в систему славянских этнокультурных ценностей и способов социального влияния. В совокупности со всеми нововведениями, со второй половины XIX века, в регионе активно распространяется русский язык, вытесняя укоренившийся в социуме в качестве основного средства общения тюркский «татарский» языки.

Таким образом, 60-70-е годы XIX века стали активными и продуктивными в плане преобразований в разных сферах региона Северного Кавказа, это коснулось промышленной, торговой и системы образования в первую очередь. Что касается относительно системы образования, то только благодаря совместным усилиям появилась возможность решить задачу унификации образовательных учреждений, а также структуры образовательной системы региона [38, 28 с.] и ее включения в общероссийское образовательное пространство.

В последующие годы, начиная с 80-х годов XIX века, наметился спад в общеобразовательном процессе в виду появившихся новых течений и взглядов на проводимую политику. Связан он с противоречиями, возникшими в связи с большими потребностям населения в образовании и низкими возможностями региональной системы образования. Изменения в системе образования происходили и позже, но их темп был чрезвычайно низким. Причиной введенных изменений в системе образования северокавказского региона указывается - восстановление кавказского наместничества.

Отсюда с 80-х и до конца XIX века прослеживается нежелание властей расширять сети образовательных учреждений для коренных народов. Постепенно сворачивается система подготовки специалистов из представителей народов Северного Кавказа в высших учебных заведениях империи и прекращается прием детей в приготовительные классы гимназий. Так скоропалительно, только начавшись, закончился весь процесс императорского всеобуча горцев. И выдвинутая причина была более чем банальна - восстановление кавказского наместничества, которое намечалось на 1905 год. Все эти перипетии и игры политиков негативно сказались на развитии системы образования в конце XIX - начале XX веков, что предопределило существенное отставание от потребностей социально-экономического развития региона. В итоге всего этого, состояние образования становится существенным фактором, сдерживающим развитие производительных сил региона надолго и даже в последующие столетия.

Список литературы /References

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том XXXVII.

Отделение 1. 1862 г. Закон № 38326.

2. Хроника административно-территориальных изменений, коснувшихся Ставрополья с

1785 года по настоящее время.

3. Газета «Пятигорская правда». 23 января 2014 года. № 11 (7986).

4. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века.

М.: Наука, 1974.

5. Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1 %8F_%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/ (дата обращения: 02. 04. 2019).

6. Акты, собранные Кавказской географической комиссией. Тифлис, 1904. Т. XII. С. 423.

7. Акты, собранные Кавказской географической комиссией. Тифлис, 1904. Т. XII. С. 364.

8. Казубский Е.И. Дагестанский сборник. Эмир-Хан-Шура, 1902. Вып. I. Отд. II. С. 78.

9. Записка о преобразовании военно-народных управлений Кавказского края // Рукописный фонд ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. I. Оп. I. Д. 317. Л. 4.

10. Акты, собранные Кавказской географической комиссией. Тифлис, 1904. Т. XII. С. 434.

11. Губаханова Р.А. Государственные учреждения в Дагестане в пореформенный период // Государства и государственный учреждения в Дагестане. Махачкала, 1989. С. 140-154.

12. Барятинский А.И. Записки о внутреннем состоянии Кавказа. Отчет 1857-1859 гг. Тифлис, 1861. С. 17. // Мирзабеков М.Я. Административно-территориальное устройство Дагестана во второй половине XVIII - в начале XIX в. // Вестник института ИАЭ, 2014. № 2. С. 79-92.

13. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Д. 326. Л. 5.

14. Акты, собранные Кавказской географической комиссией. Тифлис, 1904. Т. XII. С. 434.

15. ПСЗ. Собрание второе. Т. XXXV. № 35710.

16. ПСЗ. Собрание второе. Т. XXXV. № 360026.

17. ПСЗ. Собрание второе. Т. XXXVI. № 37266.

18. Акты, собранные Кавказской географической комиссией. Тифлис, 1904. Т. XII. С. 390.

19. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том XXXVII. Отделение 1. 1862. Закон № 38326.

20. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века. М.: Наука, 1974.

21. СПЗ 38326, 1862. С. 497.

22. СПЗ 38326, 1862. С. 498; «Положение об управлении Терской областью от 29 мая 1862 г.», Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях от 30 декабря 1869 г.», «Положение о сельских (аульных) обществах и их общественном управлении и повинностях государственного и общественного в горском населении Терской области» (Владикавказ, 1871).

23. СПЗ 38326, 1862. С. 499.

24. Мальцев В.Н. Влияние Кавказской войны на административно-судебные преобразования на Северном Кавказе второй половины XIX века // Кавказская война: уроки истории и современность: Материалы научной конференции. Краснодар, 1994. С. 270; Документы по Северному Кавказу, собранные в фондах № 649. «Романова Михаила Николаевича». № 677. «Александра III». № 569. «М.Т. Лорис-Меликова». С. 390.

25. Шнайдер В.Г. Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов. М., 2005. С. 104.

26. Великая Е.В. Интеграция Северо-Восточного Кавказа в соста Российской империи в первой половине XIX в. Армавир, 2014. 237 с.

27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1903.; Фальк Оганн Петер. Записки академика Фалька // Кавказ. Европейские дневник XIII-XVIII вв. С 107.; И. Карст.; Г. Гейдельберг, 1937.; Гиндельштет И.А. Путешествие по Кавказу 1770-1773 гг., СПб, 2002. 508 с.; Е.М. Марков «Очерки Кавказа», С-Пб, 1875.; Далгат Б. К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг., М.: ИМЛИ РАН, 2008. 382 с.; Отечественные записки. С-Пб., 1822. 09.; Абхазская интернет-библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apsnyteka.org/645-kavkaz_evropeiskie_dnevniki_xiii-xviii_vekov_1-107.html/ (дата обращения: 07.09.2019).

28. Берже А.П. Чечня и Чеченцы. Тифлис, 1859.

29. Великая Е.В. Интеграция Северо-Восточного Кавказа в состав Российской империи в первой половине XIX в. Армавир, 2014. 237 с.

30. Бозиев Р.С. Развитие образования народов Северного Кавказа в XIX - начале XX веков: этапы, движущие силы, механизмы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/razvitie-obrazovamya-mrodov-sevemogo-kavkaza-v-xix-nachale-xx-vekov-etapy-dvizhushchie-si/ (дата обращения: 15.03.2019).

31.Алекторов А.Е. Очерки истории развития инородческого образования в России // ЖМНП. 1904. июль. С. 27-46; Абрамов Я. Хроника народного образования // Русская школа, 1890. № 7. С. 163-170; Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии. (XVIII в. 30-е годы XX в.). - Нальчик, 1964; Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX - начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 160 с.

32. Краснов МИсторическая справка (к 25-летию Общества для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе) Ставрополь, 1913. 28 с.

33.Димаева Ф.В. Россия и Кавказ: политика и интересы в XIX веке. Ч. I // Международный научный обзор проблем истории, культурологии и филологии. Изд-во Проблемы науки. 2019.

34. Димаева Ф.В. Россия и Кавказ: политика и интересы в XIX веке. Ч. II // Международный научный обзор проблем истории, культурологии и филологии. Изд-во Проблемы науки. 2019.

35. Бубнова Е.В. Сравнительный анализ миграционной политики Северной Европы и других европейских стран // Актуальные проблемы социального развития. Философские и социологические исследования материалы I научной конференции студентов и школьников. Научный журнал, 2018. С 108-114.

36. Овсянникова Т.А. Социальные и этно-этнические аспекты культуры общения адыгов. Ростов-на-Дону, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.