УДК 93/94
Харсиев Борис Магомет-Гиреевич
кандидат философских наук,
заведующий отделом этнологии
Ингушского научно-исследовательского института
гуманитарных наук им. Ч. Ахриева
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ)
Аннотация:
Кавказская война завершилась полным поражением освободительной борьбы народов Кавказа за свою независимость. Заложена крепость Владикавказ, ставшая форпостом русских завоеваний на Северном Кавказе. От крепости Владикавказ до самой грузинской границьі, в долине реки Терека на юг и далее на север, на запад и восток, располагались ингушские поселения, которые со временем сократились до предела в тех местах до современных территорий Республики Ингушетия.
Ключевые слова:
кавказские завоевания, сунженская линия, карательная экспедиция, земельный голод, освобождение из рабства, Терская область, нейтралитет.
Kharsiev Boris Magomet-Gireevich
PhD,
Head of the Ethnology Department, Akhriev Ingush Research Institute for the Humanities [email protected]
NORTHERN CAUCASUS IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY (ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL TRANSFORMATIONS)
Summary:
The Caucasus War ended with failure of the national liberation struggle. The foundation of the Vladikavkaz fortress was laid; later it became an outpost of the Russian conquests in the Northern Caucasus. From the fortress of Vladikavkaz to the Georgian frontier, in the valley of the Terek River and further to the North, West and East, the Ingush settlements were located, which were diminished to the lowest notch eventually.
Keywords:
Caucasus conquests, Sunzha line, punitive expedition, land hunger, emancipation from slavery, Terek region, neutrality
В 1859 г. завершилась полным поражением освободительная борьба народов Кавказа за свою независимость. В 1864 г. русской армией уничтожены последние очаги сопротивление горцев, Русско-Кавказская война закончилась. С этого времени Кавказ втягивается в орбиту влияния Российской Империи.
После карательной экспедиций майора Рика в Ингушетию в 1783 г. вблизи ингушского аула Заур-Юрт в 1784 г. была заложена крепость Владикавказ, ставшая форпостом русских завоеваний на Северном Кавказе. От крепости Владикавказ до самой грузинской границы, в долине реки Терека на юг и далее на север, на запад и восток, располагались ингушские поселения, которые со временем сократились до предела в тех местах до современных территорий Республики Ингушетия.
Современник Кавказских завоеваний С. Броневский пишет в своем издании: «Ингуши, называемые также Кисты, Галгаи, сильное Кистинское колено, имеют главные жилища свои вдоль по реке Камбилею, впадающих в нее ручьям и до высоких гор, а также по вершинам Сунжи и по сунженской реке Шангирь, или Асса. Находясь, таким образом, между Малой Кабардою и Чеченцами. Селения Ингушские начинаются от Владикавказской крепости в предгорьях, пересекаемых возвышенными равнинами, и оттуда расширяются дальше на Восток и на Полдень по берегам Камбулея, Сунже, Шангири неопределенною чертою» [1, а 160-161]. Следующие деревни с приписанными к ним селениями лежат на востоке от Владикавказской крепости между Тереком и Комбулеем. Ахкинчурт - у истоков Сунжи [2, а 166]. В ингушских горах известны следующие руды: свинцовый блеск, медная синь, медная зелень с жилками по бледной медной руды серебросодержащей, (fahl-erzt), пробы руды признаны в свинце и серебре, не уступающим Нерчинским рудам. Ингуши разделены на малые независимые общества под управлением выборных старшин [3, а 163-164]. «Ингуши, не столько наклоны или менее других имеют удобностей к грабительству. Ингуши почитаются за добрых и кротких людей. Они довольно прилежны к хлебопашеству и изрядно имеют скотоводство. Дома строят каменные или деревянные...» [4, а 164].
В 1817 г. началось строительство так называемой Сунженской линии, разделившей на две части земли карабулаков (орцхоевцев). Чтобы подавить недовольство местного населения захватнической политикой, в 1825 г. была организована карательная экспедиция Грекова в Карабулакию.
«Карабулаки - небольшое колено, живут у истоков Сунжи по Сунженским рекам Шангирь (Осса) и Фортам. Карабулаки сами себя, равно как и ингуши, называют Арште. Карабулаки имеют своих старшин и говорят кистинским языком. Они во весь год почти кочуют со скотом, не имея постоянных селений, и мало занимаются хлебопашеством» [5, а 167, 169].
В 1829 г. Николай I издает рескрипт для главнокомандующего Кавказа И.Ф. Паскевица «Об усмирений навсегда горских народов, или истреблений непокорных». Уже в 1830 г. в соответствии с рескриптом царя генерал Абхазов проводит карательную экспедицию в край непокорных - Ингушетию.
В 1841 г. на месте орцхоевского аула Паьзе Геча русским командованием закладывается укрепление, позже названное ст. Михайловская.
В 1843 г. депутация ингушей обратилась в Петербург к царю Николаю I с прошением о возвращений отнятой земли от крепости Владикавказа между реками Терек и Камбилей до кургана Кременчука согласно акту, выданному ингушам комендантом Владикавказа Дельпоцо. Нуждаясь в поддержке населения в борьбе с войском имама Шамиля, военная власть обещала горцам взамен на нейтралитет вернуть отторгнутые земли. Но вместо обещанного возврата на землях ингушей и орцхоевцев уже в 1845 г. вблизи селения Гажари-Юрт закладывается укрепленный пост Нестеровский, затем станица Сунженская (с 1852 г. Слепцовская) и станица Троицкая. В 1847 г. в сунженской долине заложена станица Ассиновская вблизи орцхоевского села Аха-Борзе, а на сунженском хребте, на месте ингушского села Махмат-Хадъе, закладывается станица Вознесеновская.
В 1850 г. карательная экспедиция под командованием полковника Слепцова уничтожила горные аулы, расположенные по реке Фортанга. В 1858 г. началось изгнание ингушей из аулов, лежащих у стен Владикавказа.
Доведенные до отчаяния царской земельной политикой горцы поднялись на вооруженное восстание: в мае 1858 г. восстают тысячи ингушей, где земельный голод стал особенно острым, в 1860 г. восстает горная Чечня. Но уже к 1862 г. очаги восстания полностью были жестоко подавлены войсками.
В 1860 г. у выхода с гор в ущелье реки Асса на месте села Алхасты заложена станица Фельдмаршальская, жители окрестных сел были изгнаны, населению аулов Мужичи, Алкуна, Датых повезло больше - их выселили в хутор Аламк!ажа Гатагажева (позже село Сагопши) и село Кескем. Через год, в 1861 г., на месте ингушского села Таузен-Юрт возникла станица Воронцово-Дашковское, а уже в 1867 г. на месте ингушского села Шолхе возник хутор Тарский.
Война нанесла огромный ущерб народонаселению и экономике края. Были уничтожены сотни цветущих аулов и хуторов, вырублены сады и леса, разрушены мосты и дороги, в запустение пришла оросительная система.
Тысячи горцев были уничтожены, а живые согнаны с родных мест в горы, лучшие равнинные земли, освобожденные от горского населения, отчуждались властью под казачьи станицы, раздавались верноподданной царскому двору знати и офицерству. В крайне напряженной обстановке началось Административное переустройство Северного Кавказа. До 1860 г. горское население считалось находящимся в подчинении у военных властей русской Кавказской линии, гражданская администрация действовала только на Ставрополье.
В 1860 г. были образованы Ставропольская губерния, Терская и Кубанская области. Терская область включала 8 округов: Осетинский, Кабардинский, Ингушский, Кумыкский, Чеченский, Аргунский, Ичкеринский, Нагорный. Административным центром Терской области стал преобразованный из крепости в город в том же 1860 г. Владикавказ (Буру).
В 1861 г. в России отменили крепостное право. Указ царя Александра II об отмене крепостного права распространялся на всю территорию Российской Империй, в том числе и на земли Войска Донского и Ставрополья, Кавказа. В том же 1861 г. было принято положение об устройстве земельного быта горских племен Кавказа.
Соответственно «Положению» 19 февраля 1861 г., в 1864 г. была освобождена небольшая часть крестьянского населения Северного Кавказа - зависимые люди «азиатского происхождения, находящиеся во владении у разных лиц, приписанных к Терскому войску», то есть дворовые и крестьяне местных феодалов, служивших в русской армии.
В 1861 г. главнокомандующим Кавказской армии князем Орбелиани был представлен военному министру проект земельной реформы, который получил одобрение правительства. Так, в отношении прав на землю горцы делились на три категории. К первым двум относилась феодальная и чиновничья знать - князья, старшины и лица, которые «своим усердием и преданностью принесли царскому правительству огромную пользу и достигли по службе чинов, дающих право дворянства по законам империи». Данная категория людей землю получала в
частную собственность. Крестьяне, свободные и крепостные, составляли третью группу и наделялись землей на правах общинного пользования.
С 1862 г. начинается активная фаза экспансии и перераспределения земель горского населения. С этого периода разрешается свободное поселение казакам, отставным офицерам, солдатам кавказской линии и прочим сословиям России на завоеванной территорий, с предоставлением земель как в собственность, так и в пользование.
Одним из первых процесс размежевания земель начался в Осетии еще в 1853 г. и продолжался до 1867 г.
В Кабарде при проведении размежевания земель происходило укрупнение аулов. 16 апреля 1866 г. при наместнике Кавказа великом князе Михаиле Николаевиче был создан Особый комитет по крестьянским делам под председательством генерал-адъютанта Карцева.
Отсутствие признанных известных сословий у ингушей стало еще одной причиной для ущемления этноса царской администрацией при распределении земельных ресурсов, так как национальной знати власти определяли большие и лучшие наделы.
В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати (алдарам) и зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания - по 225 десятин алдарам и 36-37 десятин на крестьянский двор. Затем земельные наделы были распределены между аулами в соответствии с количеством входящих в них дворов, причем алдары либо включались в состав аульных обществ, получая на двор по 40 десятин, либо получали право на земельные наделы в Кубанской области до 300 десятин на двор.
Подготовленное Положение об отмене крепостного права было объявлено 1 октября 1866 г. предписанием Главнокомандующего Кавказской армией начальнику Терской области и провозглашено 18 ноября 1866 г.
В Ингушетии и Чечне, где сословная зависимость не получила широкого развития, по реформе 1867 г. освободили менее 400 чел. за выкуп - от 100 до 200 руб. за взрослого и от 30 до 50 руб. за малолетнего.
В горной Ингушетии да и в Чечне в конце XIX - начале XX в. на душу населения приходилось: земли пахотной - 0,9 и 0,3 дес., покосной - 0,5 и 0,55 дес., пастбищной - 2,5 дес.
В результате кавказской войны и земельных реформ XIX в. резко сократилась территория проживания ингушей, фактических союзников Российской Империи на Кавказе.
Неравномерное распределение земельного фонда поставило в неравные условия выживания не только различные группы населения, но и различные народы, населяющие Северный Кавказ.
Ссылки:
1. Семен Броневский. Кавказ. М., 1823.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
б. Там же.
References (transliterated):
1. Semen Bronevskiy. Kavkaz. M., 1823.
2. Ibid.
3. Ibid.
4. Ibid.
б. Ibid.