Научная статья на тему 'Становление и развитие системы образования в России'

Становление и развитие системы образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2473
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Елена Федоровна

Важным аспектом в обеспечении национальной безопасности является изучение становления, генезиса развития системы образования в России на современном этапе, что позволяет наглядно проследить анализ влияния развития системы образования на укрепление национальной безопасности в исторической ретроспективе и сделать соответствующие выводы касательно текущей ситуации в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы образования в России»

УДК 009

Мороз Елена Федоровна

кандидат философских наук, доцент Сибирской пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС milena.555@mail .ru Elena F. Moros

PhD, Associate Professor Siberian fire and rescue academy -branch of Saint - Petersburg university of the state fire safety service of emercom milena.555@mail .ru

Становление и развитие системы образования в России Formation and education system development in Russia

Аннотация. Важным аспектом в обеспечении национальной безопасности является изучение становления, генезиса развития системы образования в России на современном этапе, что позволяет наглядно проследить анализ влияния развития системы образования на укрепление национальной безопасности в исторической ретроспективе и сделать соответствующие выводы касательно текущей ситуации в данной сфере.

Ключевые слова: генезис, развитие, система образования, национальная безопасность.

Summary. Important aspect in ensuring national security, studying of formation, genesis of development of an education system in Russia at the present stage that allows to track visually the analysis of influence of development of an education system on strengthening of national security in a historical retrospective and to draw the corresponding conclusions concerning the current situation in this sphere.

Keywords: genesis, development, education system, national security.

Упадок образования представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности. Этот тезис актуален применительно и к самой системе образования. В истории нашей страны известны периоды, когда образовательная система насаждала в обществе псевдонаучные построения в различных областях знания, среди которых - естественные науки.

К сожалению, вынуждены заметить, что, как российская власть, так и отечественная наука не уделяют должного внимания связи образовательного процесса с вопросами обеспечения национальной безопасности в том смысле, что недостаточный уровень квалификационных потенциалов населения является прямой угрозой национальной безопасности страны. Отметим, что подобная постановка вопроса не нова в мировой практике.

Показателен с этой точки зрения опыт США. Достаточно красноречивы формулировки названий принятых в стране законов: «Об образовании в целях укрепления экономической безопасности», «Об образовании в целях национальной обороны», «О национальных целях образования».

Источники, природа и формы, которые могут принимать угрозы, созданные системой образования, могут быть самыми различными.

Девятое издание Всемирного доклада ЮНЕСКО, озаглавленное «Скрытый кризис: Вооруженные конфликты и образование» содержит предупреждение о том, что нередко школы становятся местом насаждения предубеждений, социальной несправедливости, нетерпимости.

В Докладе подчеркивается, что сама по себе система образования войну не вызывает. Вместе с тем, в определенных условиях она может способствовать нагнетанию недовольства, усилению социальной напряженности, что может подтолкнуть общество к насилию. Образовательные системы, неспособные формировать у людей навыки, которые необходимы им для обеспечения законных устойчивых источников существования, способствуют формированию социальных групп, являющихся потенциальным континентом вооруженных группировок.

Для современной России характерна другая проблема, связанная с появлением большого количество учебников, несущих в себе порой некую опасную вкусовщину. Сегодня существуют около 100 учебников истории для школ, что Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, назвал «нонсенсом». Во многих учебниках мы видим искажение исторической правды. Поэтому не случайно, что своей первой целью Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории избрала критическую оценку и ревизию школьных учебников, учебников для вузов, а также пособий для учителей истории [3, 21].

Попытки пересмотра российской истории, ее места и роли в мировой истории; пропаганда насилия и вседозволенности, религиозная, расовая и национальная нетерпимость усиливают негативное влияние на уровень национальной безопасности в области культуры.

Значительная часть поступивших в последние годы в школы учебников оказались сомнительного качества. Зачастую в них допускаются серьезные фактические ошибки, среди которых - принижение роли нашей страны страны во Второй мировой войне.

Дисфункциональная роль образования в значительной мере связана с неравным доступом к качественному образованию различных слоев населения. Конвенция по борьбе с дискриминацией в сфере образования провозглашает право на равный доступ к качественному обучению. Однако коммерциализация образования может превратить заявленное право в пустую декларацию.

В условиях имущественной дифференциации семей, которая выливается в селекцию молодежи по социальному признаку уже на заре жизни, путь к вершинам образования открыт не только для самых

способных, что приводит к значительному изменению интеллектуального потенциала населения.

Этому же результату способствует наличие школ с малым количеством учащихся, в которых объективно невозможно обеспечить качество обучения, соответствующее современным требованиям ввиду ограниченности возможностей. Имея статус общеобразовательного учреждения, такие школы несут ответственность за выполнение отнесенных к их компетенции функций, реализацию общеобразовательной программы в полном объеме, за качество образования, жизнь и здоровье своих учеников. Между тем, полностью и качественно выполнять свои обязанности они не в состоянии ввиду серьезной ограниченности в человеческих, финансовых, организационных и материально-технических ресурсах.

Еще одна угроза связана с постоянно снижающимся уровнем знаний, которые дает учащимся как средняя, так и высшая школа.

В отношении вузов говорил ректор МГУ В. А. Садовничий, занимающий пост Председателя Российского союза ректоров: 3000 из 3200 вузов и филиалов дают лишь так называемое легкое образование. После окончания вуза менее 20% выпускников устраиваются по специальности. В докладе, обнародованном 28 марта 1996 года на IV съезде Российского союза ректоров, он акцентировал внимание на глубоком разрыве, образовавшимся между наукой и обучением, вследствие чего резко упал уровень подготовки специалистов, и на разрыв между образованием и воспитанием, что привело к нравственной эрозии и прогрессирующему нигилизму, как в преподавательской, так и в студенческой среде. У нас нет оснований говорить о принципиальном улучшении ситуации за минувшие годы [6, 14].

Когда разговор идет об эффективности образовательной деятельности, прежде всего, обращается внимание на достижения и потребности государства, предается анализу совокупный образовательный потенциал всего общества. Нельзя говорить о том, что у нас нет осознания угрозы потенциальный потери его жизнеспособности, между тем противоречивость процессов реорганизации, которая наблюдается в образовательной системе, могут вызвать сомнения в целесообразности достижений российского общества. Рамки этой угрозы достаточно реальны. Это, прежде всего -полузнание или незнание, непрофессионализм, знание при отсутствии общей культуры, знание без нравственности.

Сегодняшнее общество становится все в большей степени «обществом риска», где применение современных технологий само по себе генерирует потенциальные риски, чреватые его деградацией. Кроме рисков социогенного характера, которые вызваны господствующей идеологией и политические доктринами, созданными на ее основе (например, афганская и чеченская войны), общество стоит перед угрозой техногенных рисков, чреватых такими серьезными последствиями, как Чернобыльская катастрофа.

В начале прошлого столетия П. К. Энгельмейер отмечал, что инженеры зачастую жалуются на нежелание работников других сфер признавать за ними важное значение, которое, по их мнению, должно по праву им

принадлежать. Продолжая свою мысль, автор спрашивает, готовые ли сами инженеры проникнуться всей важностью своей профессии в современном мире [7, с. 113]?

Касаясь роли образования в деле обеспечения национальной безопасности, И. Л. Ляпин, специально занимавшийся исследованием этой проблемы, пишет о наметившемся разрыве взаимозависимости между национальной безопасностью и образованием, которое перестает отвечать требованиям современного общества. Навыки и знания, полученные в высших, средних начальных учебных заведениях профессионального профиля, не отвечают интересам национальной безопасности в контексте специфики научно-технического прогресса, роста интеллектуального и информационного потенциала, рациональной организации деятельности занятых в нематериальных и материальных сферах людей [4, с.36].

Напротив, обратная зависимость выражена в том, что необходимым условием для функционирования системы образования является безопасность социума. Это - пятая линия сопряжения национальной безопасности и системы образования.

Любое нарушение безопасности, или по причине экономической стагнации, или природных катаклизмов, внешнего давления или социальных потрясений, в своем предельном случае - затрудняет или делает невозможным их реализацию. Безусловно, и в критической ситуации образовательная система продолжает существовать и действовать. Однако при этом она сталкивается с серьезными проблемами, которые оказывают на нее значительное деструктивное влияние.

Закономерный характер такой зависимости был указан в докладе ЮНЕСКО, озаглавленном «Скрытый кризис: Вооруженные конфликты и образование». В нем, с основой на документы, были проиллюстрированы разрушительные последствия, которыми чреваты вооруженные конфликты для образования. Такие конфликты и по сей день продолжают калечить миллионы жизней наиболее незащищенных людей по всему миру. Война также уничтожает возможности для полноценного образования, хотя масштабы такого ущерба осознаются не в полной мере и выступают в роли так называемого «скрытого кризиса» в сфере образования. Факты красноречивы. Более 40% детей, не имеющих доступа к школьному образованию, проживают в странах, страдающих от конфликтов. В этих же странах отмечается самый низкий уровень грамотности в мире.

В беднейших странах мира вооруженные конфликты не только разрушают школьную инфраструктуру, но и лишают надежды на счастливую жизнь целое поколение детей. В Докладе рассмотрены наиболее распространенные нарушения прав человека, которые оставляют детей за пределами школы, и ставят под вопрос эффективность самой системы международной помощи, которая оказывается несостоятельной перед лицом проблем, вызванных конфликтом, что влечет за собой самые разрушительные последствия для системы образования.

Эта закономерность особенно зримо проявилась в годы Великой Отечественной войны, когда советская школа оказалось в критически сложном положении [2, с.72].

Во-первых, на оккупированных немцами территориях была разрушена сеть учебных заведений, сформировавшаяся во время советской власти. Были закрыты все средние и высшие учебные заведения. Например, на территории Белоруссии начальные «народные» школы продолжали функционировать лишь в населенных пунктах, где располагались немецкие гарнизоны. В школе проводилась политика онемечивания с запретом на преподавание белорусского и русского языков.

Рассматривая школьную политику оккупантов, С. И. Гальченко отмечает колониальный характер деятельности оккупационных властей в области народного образования. Согласно директивам немецко-фашистской власти, образование местного населения должно было ограничиться рамками начальной школы. Предметы, обучающие думать, формировать мировоззрение, анализировать, размышлять, были запрещены или подвергались тщательной цензуре [1, с. 32].

Одной из характерных особенностей проведения оккупационной политики в сфере образования был запрет на применение советских школьных программ и учебников.

Во-вторых, в военных условиях потребовалась серьезная перестройка системы образования в тылу и в прифронтовой полосе. Огромными усилиями общества и государства удалось минимизировать негативные процессы. Система образования, сформированная за годы советской власти, продемонстрировала свою высокую жизнеспособность и эффективность. Даже в условиях военного времени она проявила не только способность к самосохранению, но также к расширенному воспроизводству, позволив удовлетворить основные потребности страны в квалифицированных кадрах. Вместе с тем, условиями войны ей был нанесен значительный урон.

В-третьих, серьезные изменения коснулись режима и содержания учебного процесса. В результате войны затормозилась работа по внедрению всеобщего среднего образования в городах и 7-летнего обучения в сельских районах. Это было вызвано массовым перемещением населения из западных в восточные регионы, уходом в армию значительного количества учителей, привлечением учеников к трудовой деятельности и другими причинами [1, с.720].

В условиях войны система образования деформируется, падает качество и уровень образования населения. Даже в условиях, когда государство сохраняет жизнеспособность и прилагает серьезные усилия по сохранению и развитию системы образования. Однако и в мирных условиях ослабление национальной безопасности оказывает негативное влияние на систему образования.

Среди негативных факторов могут быть и такие, как повышение цен на компьютеры, электроэнергию, мебель, ремонт и другие товары и услуги.

Близится к исчерпанию научно-исследовательский потенциал, который был унаследован оборонно-промышленным комплексом от СССР.

В условиях экономического кризиса, поразившего страну и мир, падает спрос на специалистов с дипломами. Эксперты прогнозируют, что до половины выпускников вузов не смогут найти себе применения по специальности на рынке труда. Наблюдается сокращение внебюджетных доходов образовательных учреждений, что разрушает надежды на поддержку системы образования со стороны бизнеса. В свою очередь, кризис бюджетной системы обуславливает сокращение расходов государства на образование.

Снижение уровня образовательного потенциала общества, деформации и функциональные нарушения духовной сферы являются причиной дезадаптации всей системы национальной безопасности, создавая риски и вызовы социального, политического, экономического характера.

Эти факты признаны различными государственными структурами. Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по информационной безопасности констатировала, что сложившуюся в российском обществе в настоящее время духовную атмосферу можно охарактеризовать, как угрожающую национальной безопасности. А в Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей акцентируется внимание на том, что ситуация в области общественной нравственности представляет серьезную угрозу для национальной безопасности страны.

Безнравственность и бездуховность признаны в ряду основных угроз национальной безопасности. В обществе забыты слова «патриотизм» и «милосердие», вследствие чего в стране насчитывается более 800 тыс. сирот, а до 30% молодежи признаются в том, что не желают жить в России.

Перед Россией стоит большое количество задач, для решения которых необходимы согласованные усилия соответствующих учреждений и органов образования. При этом образование, которое выдвинуто на одно из ведущих мест среди факторов, способствующих развитию страны, ее инновационному обновлению, становится само объектом политики, а конкретнее -государственной образовательной политики.

Цель нового витка противостояния цивилизаций заключается в снижении уровня массового российского образования. Низкий уровень образования в стране - это способ поставить ее в зависимость от более развитых, обладающих знаниями и достаточных числом квалифицированных ученых, стран или транснациональных институтов.

Зарубежные партнеры заинтересованы в России только в качестве источника их благополучия. Достижение этой цели они видят в снижении ее образовательного уровня, приобщении ее к болонскому процессу, построении двойственной системы из доступного, но низкокачественного образования, с одной стороны, и элитарного образования для формирования ограниченного слоя национального истеблишмента, с другой [5, с.46].

По этой причине образование и наука стали за последние два десятилетия главной мишенью приложения реформаторских инициатив «неолибералов» горбачевско-ельцинской эпохи.

Качество знаний выпускников отечественных образовательных учреждений представляет не просто академический интерес - оно является крайне актуальным вопросом нашего времени. От ответа на этот вопрос, без преувеличения, будет зависеть то, в каком государстве мы будем жить через два-три десятка лет, и будем ли мы зависимы лишь от себя или от «того парня», который, кроме англосаксонской, может к тому времени быть китайской или, к примеру, арабской национальности.

Литература

1. Гальченко СИ. Проблемы развития системы школьного образования на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны. Автореф. ... дисс. к. и. н. - М., 2010. - С. 32.

2. Демченко С.В. Национальная безопасность и образовательная политика в современной России. Монография. - Москва-Орел.: издательство ОРАГС, 2008. - С. 72.

3. Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2010. - С. 21.

4. Ляпин И. Л. Профессиональное образование как компонент образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Автореферат дисс. ... к. п. н. -М., 2004. - С. 36.

5. Смолин О. Н. Образование для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. - М.: ТК Велби, Изд-во.: Проспект, 2007. - С. 46.

6. Образование, которое мы можем потерять. Сборник. Под общей редакцией ректора МГУ академика Д. А. Садовничего. - М.: Моск. гос. университет им. М.В.Ломоносова, 2002. - С. 14.

7. Энгельмейер П. К. Задачи философии техники // Бюллетени политехнического общества, 1913. - №2. - С. 113.

References

1. Galchenko XI. Problems of development of system of school education in the territory of Kursk region in days of the Great Patriotic War. Avtoref. ... yew. to. and. N of - M., 2010. - P.2.

2. Demchenko S. V. National security and educational policy in modern Russia. Monograph. Moscow Eagle: ORAGSpublishing house, 2008. - P. 72.

3. Ilyinsky I. M. Non-state higher education institutions of Russia: experience of self-identification. M.: Publishing house of the Moscow humanities university, 2010. - P. 21.

4. Lyapin I.L. Professional education as a component of educational activity on ensuring national security of the Russian Federation. Abstract yew. ... to. item of N of - M., 2004. - P. 36.

5. Smolin O. N. Education for all: Philosophy. Economy. Policy. Legislation. M.: Shopping Mall Velbi, Publishing house Prospectus, 2007. - Page 46.

6. Education which we can lose. Collection. Under the general edition of the rector of the Moscow State University academician D. A. Sadovnichego. M.: Mosk. the state. university of M. V. Lomonosov, 2002. - P.14.

7. Engelmeyer P. K. Problems of philosophy of equipment//Bulletins of polytechnical society, 1913. - No. 2. -P.113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.