Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РАЗНОФУНЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РАЗНОФУНЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / САМОЭКСПЕРТИЗА / РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряхова Анна Григорьевна, Имаева Эмма Шаукатовна, Ряхова Ольга Григорьевна

Современные реалии демонстрируют потребность российского общества в первоклассных специалистах, в том числе и инженерных специальностей, способных работать в нестандартных и даже экстремальных ситуациях. Выпускник новой формации должен обладать способностью расширять рамки имеющихся у него базовых знаний, ставить оригинальные цели и находить креативное решение возникающих задач. Для этого необходимо обладать непрекращающимся стремлением к новым знаниям в течение всей жизни. Настоящая статья нацелена на рассмотрение становления и развития самообразовательного процесса обучающихся технического вуза средствами разнофункциональных задач в модуле «Теоретическая механика». В статье охарактеризованы этапы познавательной деятельности студентов по освоению нового для них знания; изложено содержательное наполнение заданий на тему «Кинематика поступательного и вращательного движения», условия которых были сформулированы с опорой на специфику познавательной деятельности по Б. Блуму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряхова Анна Григорьевна, Имаева Эмма Шаукатовна, Ряхова Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATIONAL PROCESS OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF VARIOUS FUNCTIONAL TASKS IN THEORETICAL MECHANICS

Modern realities demonstrate the need of Russian society for first-class specialists, including engineering specialties, capable of working in non-standard and even extreme situations. A graduate of a new formation must have the ability to expand the scope of his basic knowledge, set original goals and find a creative solution to emerging problems. To do this, you need to have an ongoing desire for new knowledge throughout your life. This article is aimed at considering the formation and development of the self-educational process of students of a technical university by means of multi-functional tasks in the module «Theoretical Mechanics». The article describes the stages of students' cognitive activity in mastering new knowledge for them; the content of tasks on the topic «Kinematics of translational and rotational movement» is presented, the conditions of which were formulated based on the specifics of cognitive activity according to B. Bloom.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РАЗНОФУНЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ»

13. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - №5. -С. 44-49.

14. Нефедова, Н.И. Социальные представления об успехе: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Нефедова Наталья Ивановна. - Ярославль, 2004. - 23 с.

15. Неясова, И.А. Профессиональная проба как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога / И.А. Неясова, С.Н. Горшенина, Л.А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 4. - С. 105-112.

16. Новейший философский словарь / [Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А.А.]. - Минск: [Изд. В.М. Скакун], 1999. - 877 с.

17. Русских, Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика / Г.А. Русских // Методист. - 2004. - № 2. - С. 25-28.

18. Шкуратова, И.П. Социальная психология личности в вопросах и ответах / И.П. Шкуратова, О.С. Васильева, С.Т. Джанерьян. [и др.]. - Москва: Гардарики, 1999. - 397 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Ряхова Анна Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат технических наук, доцент Имаева Эмма Шаукатовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат физико-математических наук Ряхова Ольга Григорьевна Научно-производственное предприятие «БУРИНТЕХ» (г. Уфа)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РАЗНОФУНЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ

Аннотация. Современные реалии демонстрируют потребность российского общества в первоклассных специалистах, в том числе и инженерных специальностей, способных работать в нестандартных и даже экстремальных ситуациях. Выпускник новой формации должен обладать способностью расширять рамки имеющихся у него базовых знаний, ставить оригинальные цели и находить креативное решение возникающих задач. Для этого необходимо обладать непрекращающимся стремлением к новым знаниям в течение всей жизни. Настоящая статья нацелена на рассмотрение становления и развития самообразовательного процесса обучающихся технического вуза средствами разнофункциональных задач в модуле «Теоретическая механика». В статье охарактеризованы этапы познавательной деятельности студентов по освоению нового для них знания; изложено содержательное наполнение заданий на тему «Кинематика поступательного и вращательного движения», условия которых были сформулированы с опорой на специфику познавательной деятельности по Б. Блуму.

Ключевые слова: технический университет, теоретическая механика, самообразование, саморефлексия, самоэкспертиза, разнофункциональные задачи.

Annоtation. Modern realities demonstrate the need of Russian society for first-class specialists, including engineering specialties, capable of working in non-standard and even extreme situations. A graduate of a new formation must have the ability to expand the scope of his basic knowledge, set original goals and find a creative solution to emerging problems. To do this, you need to have an ongoing desire for new knowledge throughout your life. This article is aimed at considering the formation and development of the self-educational process of students of a technical university by means of multi-functional tasks in the module «Theoretical Mechanics». The article describes the stages of students' cognitive activity in mastering new knowledge for them; the content of tasks on the topic «Kinematics of translational and rotational movement» is presented, the conditions of which were formulated based on the specifics of cognitive activity according to B. Bloom.

Key words: technical university, theoretical mechanics, self-education, self-reflection, self-examination, multifunctional tasks.

Введение. Современные высокие темпы развития и модернизации производства нацеливают систему высшего образования на подготовку высококвалифицированных компетентных специалистов, способных к адекватной реакции на возникающие затруднения, нестандартному решению задач, постановке новых целей, генерированию оригинальных идей. Быть востребованным и конкурентоспособным специалистом означает обладать самомотивированным непрекращающимся стремлением к новым знаниям в течение всей жизни («lifelong learning»), расширять личностные и профессиональные горизонты. В связи с этим одна из важных задач образования - способствовать становлению и развитию самообразовательного процесса обучающегося [2, 6].

Процесс самообразования зарождается еще в старшей, а укрепляется в высшей школе; осуществляется всегда параллельно с реализацией дополнения организованного процесса обучения во взаимосвязи с ним по дидактическим законам и теориям, где результатом выступает технология самостоятельной работы в познавательной деятельности [4, 7].

В познавательной деятельности студентов по «освоению знаний», являющихся новыми для обучающихся, выделяем, в соответствии с психической деятельностью, следующие этапы: первый этап - применение, второй этап - саморефлексия, третий этап - самоэкспертиза [9].

Этап применения характеризуется выявлением имеющихся у обучающихся конкретных знаний (закономерностей, определительных формул, понятий), понимания смысла этих знаний и способность применить их на практике при решении однотипных задач. На этом этапе выделяем такие уровни познавательной деятельности, как знание, понимание, применение. Этап саморефлексии характеризуется способностью студентов анализировать полученное решение, умением формулировать выводы. Здесь выделяем анализ, синтез в качестве уровней познавательной деятельности обучающихся. Третий, неотъемлемый этап - этап самоэкспертизы, характеризуется способностью студентов осуществлять операцию оценки собственной деятельности, выполнять требуемую корректировку собственных действий. В качестве уровней познавательной деятельности на этом этапе выделяем оценку. Полное усвоение новых знаний утверждаем за счет полной совокупности освоенных мыслительных операций, обеспечивающих применение знаний на различных этапах их усвоения.

Настоящая статья нацелена на рассмотрение становления и развития самообразовательного процесса студентов технического вуза средствами разнофункциональных задач в модуле «Теоретическая механика», изучаемом в технических вузах согласно базовой части учебных планов по ФГОС последнего поколения.

Изложение основного материала статьи. Разнофункциональные задачи представляют собой систему из шести задач, направленную на формирование у обучающихся отдельных мыслительных операций и их сочетаний [9]. Цель каждого задания - самопроверка усвоения различных мыслительных операций. Цель системы заданий - установление уровня интеллектуальных умений личности студента, определяя который, оценивается степень владения им логическими операциями (анализ, синтез, оценка, обобщение) и характер реализуемого подхода к решению задач (репродуктивный, продуктивный, исследовательский).

Решение заданий, предлагаемых обучающимся лишь на уровнях знания и понимания, приводит к выявлению уровня усвоения студентами только базовых знаний пройденного модуля. Решение заданий, предлагаемых на уровнях применения, анализа, синтеза, оценки требует активизации мышления высокого уровня, и, следовательно, способствует формированию функциональной грамотности [8]. Сходимся во мнении с Ж.А. Караевым, в том, что характеристика уровней познавательной деятельности является алгоритмом становления развивающихся знаний [5].

При составлении заданий использовались задания различной формы: задания закрытой формы, задания открытой формы, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности [1, 3].

Безусловно, составление заданий потребует от преподавателя усердной работы по отбору задач, формулированию условий и составлению заданий по отдельным темам и курсу в целом. В качестве основы для разработки системы заданий различного уровня сложности с учетом таксономии мыслительных процессов американского психолога Б. Блума [10, 11] предлагаем воспользоваться вспомогательной таблицей 1, в которой описана специфика каждого уровня сформированности знаний, мыслительные операции и их краткая характеристика, действия обучающегося, а также некоторые ключевые слова, помогающие сформулировать текст заданий.

Таблица 1

Специфика уровней познавательной деятельности по Б. Блуму

Уровень Операции Характеристика операции Действия обучающегося Ключевые слова

Применение Знание припоминание и воспроизведение изученных дидактических единиц воспринимает, запоминает, распознает узнайте, назовите, укажите, перечислите, дайте определение, опишите, охарактеризуйте

Понимание модификация изученного из одной формы выражения в другую, используя известные способы действия в типовой ситуации объясняет, преобразовывает, демонстрирует преобразуйте, определите, установите, приведите пример, интерпретируйте

Применение использование изученного материал или известного способа действия в новой ситуации решает проблемы, демонстрирует знания используйте, примените, вычислите, измените, сконструируйте, завершите, вычислите, соотнесите

Саморефлексия Анализ разделение материала на структурные элементы и выявление между ними взаимосвязи разделяет, обсуждает, раскрывает проанализируйте, сгруппируйте, выведите, проверьте, выделите, отберите, свяжите, различите

Синтез сбор, классификация, обобщение информации для создания нового обобщает, формулирует, планирует сгруппируйте, составьте, обобщите, сформулируйте, предложите, установите, замените, реконструируйте, скомбинируйте

Самоэкспертиза Оценка определение значимости той или иной учебной информации дискутирует, оценивает, выбирает оцените, докажите, сравните, сделайте вывод, обоснуйте, предскажите, порекомендуйте, проверьте, подытожьте, спрогнозируйте

В качестве одного из примеров рассмотрим содержательное наполнение заданий на тему «Кинематика поступательного и вращательного движения», условия которых были сформулированы с опорой на таблицу 1. Задание на тему «Кинематика поступательного и вращательного движения».

Задание 1. Укажите вид движения твердого тела, при котором любая прямая, связанная с телом, перемещается параллельно самой себе. Варианты ответа:

a) Вращательное;

b) Поступательное;

c) Плоскопараллельное.

Задание 2. Определите, какая величина равна нулю при равномерном вращении тела. Варианты ответа: а) угловое ускорение тела;

b) угловая скорость тела;

c) нормальное ускорение точки тела.

Задание 3. Решите задачу:

За сколько секунду тело остановится, если его угловая скорость изменяется согласно закону ^ ® 2 ■ t , С .

Варианты ответа:

a) 4

b) 2

c) 0

Задание 4. Проанализируйте предложенные ниже уравнения и отберите из них те, которые характеризуют прямолинейное неравномерное движение.

Варианты ответа:

a) &Т = О

b) «71 — 0

c) аТФ о

d) a>i * о

Задание 5. Предложите пример равнозамедленного движения материальной точки по криволинейной траектории.

Укажите направления: W; QT _ CLn и CI- V в этом же примере представьте законы распределения скоростей и ускорений точек во вращающемся теле в зависимости от расстояния их до оси вращения.

Задание 6. Сравните закономерности поступательного и вращательного движения. К каким выводам вы пришли?

Что касается преимуществ использования подобного рода заданий, то, во-первых, хотелось бы отметить, что их решение позволяет обучающимся закрепить пройденный учебный материал и выделить в нем наиболее значимые структурные элементы, которые служат основой системы знаний темы; во-вторых, дает возможность студентам самостоятельно прослеживать усвоение, как основного содержания изучаемых отдельных тем, так и всего модуля в целом.

Выводы. Использование разнофункциональных задач направлено на усвоения совокупности различных мыслительных операций (анализ, синтез, оценка), выявление динамики процесса усвоения, и, как следствие, активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Перспективное направление видим в создании тестирующих систем и постоянно обновляющегося банка творческих заданий для студентов, изучающих модуль «Теоретическая механика» согласно базовой части учебных планов для технических вузов по ФГОС последнего поколения.

Литература:

1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.

2. Большакова, З.М. Формы изменения процесса самообразования / З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. - С. 28-30.

3. Имаева, Э.Ш. Использование лекционного материала для составления тестовых заданий / Э. Ш. Имаева, Н. Г. Вильднова // Современный PR: теория, практика, образование: мат. XII Междунар. науч.-практ. конф-ции. - Уфа: УГНТУ, 2019. - С. 134-136.

4. Имаева, Э.Ш. Преподавание теоретической и прикладной механики: учебное пособие. - Стерлитамак: Изд-во «Вектор науки», 2020. - 88 с.

5. Караев, Ж.А. Трехмерная методическая система обучения - основа формирования функциональной грамотности учащихся / Ж.А. Караев // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 11. - С. 19-25.

6. Медведев, И.Ф. Дидактическая система самообразования в техническом университете / И. Ф. Медведев // Теория и практика научных исследований - 2019: сборник научных трудов / под науч. ред.А.Н. Давыдова. - Екатеринбург: Уральский государственный университет путей сообщения, 2020. - С. 7-14.

7. Медведев, И.Ф. Формы организации самообразования в техническом вузе: учеб.-метод. пособие / И.Ф. Медведев. Челябинск: Челябинский институт путей сообщения, 2011. - 139 с.

8. Петти, Дж. Современное обучение / Дж. Петти. - М.: Ломоносов, 2012. - 624 с.

9. Ряхова, А.Г. Модель формирования развивающихся знаний / А.Г. Ряхова, Н.Н. Тулькибаева // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. - С. 509-511.

10. Krathwohl, D.R. A Revision of Bloom's Taxonomy: An Overview. Theory in-to practice / D.R. Krathwohl // Special issue: Revising Bloom's taxonomy. 2002. Vol. 41(4). - P. 212-218.

11. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals // B.S. Bloom, M.D. Engkhart, E.J. Furst, W.H. Hill, D.R. Krathwohl. - NY: Longmans. Handbook I: Cognitive Domain. 1984. - 208 p.

Педагогика

УДК 37.035.6

доктор педагогических наук, профессор Савотина Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э.Циолковского» (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э.Циолковского» (г. Калуга); студентка 4 курса Института истории и права Басанова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э.Циолковского» (г. Калуга)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлен анализ основных причин миграции, влияющих на характер индивидуальных подходов в сопровождении процессов обучения и воспитания детей мигрантов. Приводятся результаты опросов представителей русской национальности, а также представителей разных этносов в целях выявления уровня межнациональных отношений в школьной среде и выявления причин негативного отношения к представителям других национальностей. Сравнение ответов представителей разных групп позволило выявить общие причины возникновения проблем в поликультурной среде школы: воспитание в семье; негативное мнение родителей о других национальностей и навязывание его детям; вызывающее и агрессивное поведение самих представителей различных этносов; разница менталитетов и т.д. Показаны педагогические условия, предлагается комплекс внеклассных мероприятий, способствующих решению проблем и воспитанию культуры межнациональных отношений в современной школе.

Ключевые слова: миграционные процессы, межэтническая толерантность, гражданская идентичность, буллинг, культура межнациональных отношений.

Annotation. The article presents an analysis of the main causes of migration that affect the nature of individual approaches accompanied by the processes of education and upbringing of migrant children. The results of surveys of representatives of Russian nationality, as well as representatives of different ethnic groups, are presented in order to identify the level of interethnic relations in the school environment and identify the causes of negative attitudes towards representatives of other nationalities. Comparing the responses of representatives of different groups allowed us to identify common causes of problems in the multicultural environment of the school: upbringing in the family; the negative opinion of parents about other nationalities and its imposition on children; the defiant and aggressive behavior of representatives of various ethnic groups themselves; the difference in mentalities, etc.; Pedagogical conditions are shown, a set of extracurricular activities is proposed that contribute to solving problems and fostering a culture of interethnic relations in a modern school.

Key words: migration processes, interethnic tolerance, civic identity, bullying, culture of interethnic relations.

Введение. Нестабильность политической и экономической ситуации в мире ведет к увеличению миграционных потоков, в том числе, на территории Российской Федерации. Причины приезда В Россию разные: безработица, низкий уровень образования и жизни на своей Родине, военные конфликты и т.п. Миграционные потоки порождают проблемы, одно из направлений которых - образовательное. Трудовые мигранты приезжают со своими семьями на территорию РФ часто с несовершеннолетними детьми, которые нуждаются в получении общего образования детей беженцев, мигрантов, переселенцев. Согласно Конституции РФ, все иностранные граждане имеют те же права и обязанности, что и граждане РФ, но осуществление права на образование детей мигрантов связано с проблемами следующего характера: низкий уровень знания русского языка; трудности адаптации в связи с религиозными убеждениями; различие в образовательных программах РФ.

Следует отметить, что образовательная миграция является огромным интеллектуальным капиталом для России, которая нуждается в увеличении высокопрофессиональных кадров и заинтересована в том, чтобы иностранцы, проживающие на территории РФ, развивали трудовую или образовательную деятельность. Не стоит забывать о требованиях, предъявляемых Евросоюзом: наличие межкультурной компетенции, которая подразумевает образование со знанием иностранного языка. Евросоюз ставит перед собой цель не только обучения языку для общения друг с другом, но и для обеспечения толерантности, понимания и уважения между представителями различных культур.

Изложение основного материала статьи. Сегодня обозначились противоречия между необходимостью обучать детей мигрантов в русскоязычной школе и возможностями детей других национальностей осваивать знания в предложенных школой условиях. Изменение привычного образа жизни, связанное с переездом семьи в целях улучшения экономического благополучия, желанием уехать от эпицентра военных действий или же вынужденное переселение по иным причинам рождает необходимость образовательной и воспитательной поддержки детей-мигрантов. Анализ основных причин роста числа обучающихся разных национальностей в российских школах позволяет выделить основные причины миграции, знание которых помогает определить характер индивидуальных подходов в сопровождении процессов обучения и воспитания:

1) Недовольство политикой, проводимой в странах ближнего зарубежья, суть которой - удержание власти, ущемление гражданских прав населения, произвол правоохранительных органов, частые случаи коррупции.

2) Межнациональные конфликты, примерами которых являются националистические движения среди коренного населения страны (Украина, Афганистан).

3) Военные действия. Революции и гражданские войны также заставляют мирное население мигрировать.

4) Экологические катастрофы. Загрязнения окружающей среды, вынуждающие население покинуть свой дом (высохшие реки, негативные последствия добычи полезных ископаемых, военные испытания).

5) Снижение экономического благосостояния людей. Снижение уровня заработной платы населения, безработица, повышение тарифов на коммунальные услуги, топливо.

6) Желание вернуться на историческую родину. Согласно Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, люди, которые оказались за пределами России после распада СССР, могут вернуться на родину.

В проведенном исследовании Александрова Д.А., Иванюшиной В.А., Казарцевой Е.В. на основе опросов 21320 школьников в 365 школах пяти регионов РФ (Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков) установлено, что в школах изучаемых регионов русские дети составляют от 85 до 93% учащихся, и только от 7 до 16% приходится на представителей других этнических групп. Разные регионы существенно различаются по доле школьников с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.