Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русяев Александр Петрович

В статье рассматривается сущность понятия «педагогические условия». Уточняются различные подходы к определению основных понятий. Определяется наиболее близкая для нашего исследования позиция исследователей. В ходе рассмотрения исследовательской проблемы устанавливается и характеризуется ряд педагогических условий формирования готовности к профессиональному самоопределению подростков средствами декоративно-прикладного искусства. Первое условие - включение в образовательный процесс способов стимуляции мотивационной сферы подростков в области профессионального самоопределения. Один из таких способов заключается в проведении профессионально направленных мастер-классов. Второе условие - разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы детской художественной студии декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки». Программа студии включает в себя несколько разделов. Каждый из них подразумевает изучение отдельного вида декоративно-прикладного искусства и создание авторской творческой работы. Особое внимание уделяется керамике и гончарному искусству. Третье условие - создание для подростков ситуации востребованности в обществе деятельности по освоению декоративно-прикладного творчества. Главным способом реализации данного условия является выставочная деятельность. Отмечается важность ее организации с ориентацией на успех. Четвертое условие - проведение диагностики интересов подростков, выявление среди них склонных к творческой деятельности. Особое внимание уделяется выявлению профессиональных интересов подростков. Выявлено, что для осуществления художественной деятельности, направленной на создание произведений декоративно-прикладного искусства важно строение кистей рук, высокий уровень координации движений, пространственно-зрительное восприятие и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русяев Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ART

The article examines the essence of the concept of «pedagogical conditions». Various approaches to the definition of basic concepts are being clarified. The position of the researchers closest to our study is determined. During the consideration of the research problem, a number of pedagogical conditions for the formation of readiness for professional self-determination of adolescents by means of decorative and applied arts are established and characterized. The first condition is the inclusion in the educational process of ways to stimulate the motivational sphere of adolescents in the field of professional self-determination. One of these methods is to conduct professionally directed master classes. The second condition is the development and implementation of an additional general education (general development) program of the children's art studio of decorative and applied arts "Skillful Pens". The studio program includes several sections. Each of them implies the study of a separate type of decorative and applied art and the creation of an author's creative work. Special attention is paid to ceramics and pottery. The third condition is the creation of a situation for teenagers in demand in society for the development of decorative and applied creativity. The main way to implement this condition is exhibition activity. The importance of its organization with a focus on success is noted. The fourth condition is to diagnose the interests of adolescents, to identify among them those who are inclined to creative activity. Special attention is paid to identifying the professional interests of adolescents. It is revealed that the structure of the hands, a high level of coordination of movements, spatial and visual perception, etc. are important for the implementation of artistic activities aimed at creating works of decorative and applied art.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Педагогика

УДК 374.1: 745/749

старший преподаватель Русяев Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «педагогические условия». Уточняются различные подходы к определению основных понятий. Определяется наиболее близкая для нашего исследования позиция исследователей. В ходе рассмотрения исследовательской проблемы устанавливается и характеризуется ряд педагогических условий формирования готовности к профессиональному самоопределению подростков средствами декоративно-прикладного искусства. Первое условие - включение в образовательный процесс способов стимуляции мотивационной сферы подростков в области профессионального самоопределения. Один из таких способов заключается в проведении профессионально направленных мастер-классов. Второе условие - разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы детской художественной студии декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки». Программа студии включает в себя несколько разделов. Каждый из них подразумевает изучение отдельного вида декоративно-прикладного искусства и создание авторской творческой работы. Особое внимание уделяется керамике и гончарному искусству. Третье условие - создание для подростков ситуации востребованности в обществе деятельности по освоению декоративно-прикладного творчества. Главным способом реализации данного условия является выставочная деятельность. Отмечается важность ее организации с ориентацией на успех. Четвертое условие - проведение диагностики интересов подростков, выявление среди них склонных к творческой деятельности. Особое внимание уделяется выявлению профессиональных интересов подростков. Выявлено, что для осуществления художественной деятельности, направленной на создание произведений декоративно-прикладного искусства важно строение кистей рук, высокий уровень координации движений, пространственно-зрительное восприятие и т.д.

Ключевые слова: педагогическое условие, готовность, профессиональное самоопределение, подросток, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. The article examines the essence of the concept of «pedagogical conditions». Various approaches to the definition of basic concepts are being clarified. The position of the researchers closest to our study is determined. During the consideration of the research problem, a number of pedagogical conditions for the formation of readiness for professional self-determination of adolescents by means of decorative and applied arts are established and characterized. The first condition is the inclusion in the educational process of ways to stimulate the motivational sphere of adolescents in the field of professional self-determination. One of these methods is to conduct professionally directed master classes. The second condition is the development and implementation of an additional general education (general development) program of the children's art studio of decorative and applied arts "Skillful Pens". The studio program includes several sections. Each of them implies the study of a separate type of decorative and applied art and the creation of an author's creative work. Special attention is paid to ceramics and pottery. The third condition is the creation of a situation for teenagers in demand in society for the development of decorative and applied creativity. The main way to implement this condition is exhibition activity. The importance of its organization with a focus on success is noted. The fourth condition is to diagnose the interests of adolescents, to identify among them those who are inclined to creative activity. Special attention is paid to identifying the professional interests of adolescents. It is revealed that the structure of the hands, a high level of coordination of movements, spatial and visual perception, etc. are important for the implementation of artistic activities aimed at creating works of decorative and applied art.

Key words: pedagogical condition, readiness, professional self-determination, teenager, decorative and applied art.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный

педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Разработка модели формирования готовности к профессиональному самоопределению у подростков средствами декоративно-прикладного искусства»

Введение. Профессиональное становление подрастающего поколения из года в год становится все более актуальной проблемой современной науки и системы образования. В настоящее время данная область исследования требует особого внимания и разработки инновационных средств. Это объясняется тем, что именно развитие личностных качеств человека является основой выдающихся успехов в профессиональной деятельности. Для решения данных задач необходима грамотная организация совместной работы школы, вуза и организаций дополнительного образования. На наш взгляд, своевременность и гибкость осуществляемого педагогического и воспитательного воздействия на всех уровнях образования позволит обеспечить условия для формирования высокого уровня готовности подростков к профессиональному самоопределению.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению у подростков средствами декоративно-прикладного искусства, который может успешно реализоваться при определенных педагогических условиях. Современная наука трактует понятие педагогические условия с разных точек зрения, поэтому нам необходимо определить его в контексте данного исследования.

Рассмотрение понятия «условие» не ограничивается лишь педагогической наукой, оно рассматривается в философии как выражение отношения предмета к явлениям действительности, без которых оно существовать не может, а также в качестве структурного компонента, входящего в комплекс объектов, вещей, их состояний, взаимодействий, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [16, С. 683]. Исследователи психологической науки изучают условия, соотнося их с факторами, влияющими на различные стороны развития психических функций человека [9, С. 175].

По мнению педагогов, в частности В.С. Безруковой условие есть совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогической конструкции [2, С. 66]. Кроме того, В.И. Андреев отмечает, что условия - это своего рода результат использования тех или иных компонентов, определяющих конкретное содержание педагогического процесса, которые имеют определенную дидактическую цель [1, С. 390].

Вопросы изучения сущности и структуры педагогических условий отражены в работах многих исследователей -педагогов (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Н.В. Ипполитова, И.Я. Лернер и др.) [1; 6].

Анализ данных работ показал, что представители психолого-педагогической науки рассматривают педагогические условия с разных позиций. Так, Н.В. Ипполитова считает, что педагогические условия являются структурной частью или компонентом сконструированной педагогической системы [6, С. 72].

В.И. Андреев и А.Я. Найн характеризуют педагогические условия как комплекс определенных рычагов педагогического влияния и способностей материально-пространственной среды [1; 13].

Наиболее близкой для нашего исследования является позиция Б.В. Куприянова и С.А. Дынина. В работах исследователей прослеживается мнение о том, что последовательные действия и уточнение закономерностей педагогического и воспитательного процессов, объединяющиеся в определенную функциональную систему мер по достижению конкретного результата, в сущности являются педагогическими условиями [7, С. 102].

Изложение основного материала статьи. На основе изучения научных работ и образовательного опыта исследователей [1; 2; 17] нами были определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования готовности к профессиональному самоопределению у подростков средствами декоративно-прикладного искусства:

1. Включение в образовательный процесс способов стимуляции мотивационной сферы подростков в области профессионального самоопределения.

2. Разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы детской художественной студии декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки».

3. Создание для подростков ситуации востребовательности в обществе деятельности по освоению декоративно-прикладного творчества.

4. Проведение диагностики интересов подростков, выявление среди них склонных к творческой деятельности.

Первое педагогическое условие направлено на включение в образовательный процесс способов мотивационной

стимуляции подростков. Это является одним из важнейших направлений их профессионального самоопределения, так как развитие положительной мотивации способствует повышению степени сознательности и инициативности подростков. Это побуждает их уделять больше времени вопросам своего профессионального будущего и проявлять усердие в процессе приобретения профессиональных навыков.

Изучение мотивации и способов ее развития всегда было в центре внимания психолого-педагогической и других наук. Это объясняется тем, что без возникновения мотивов действие не будет совершаться. Согласно данным большинства научных и психолого-педагогических исследований мотивационная сфера личности является неким фундаментом и основой, формирующей общую мировоззренческую картину личности и определяющей основные жизненные цели [1; 2; 17]. А.Н. Леонтьев рассматривает мотивацию как активное состояния психики, побуждающее индивида совершать определенные виды действий, направленных на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов [10, С. 201]. По отношению к учащимся, в том числе и подросткам А.К. Маркова определяет мотивацию в качестве некой психологической реальности, которая стоит за положительным или отрицательным отношением к обучению [12, С. 49]. Это подтверждает необходимость создания специальных условий, способствующих положительному отношению подростков к профессиональному самоопределению средствами декоративно-прикладного искусства. В качестве способа создания таких условий эффективно использовать мастер-классы по созданию произведений декоративно-прикладного искусства.

Мастер-класс в педагогической науке представлен как особая форма образовательного процесса, и как средство передачи концептуальной информации [3, С. 172]. И в том и в другом случае, содержание мастер-класса является оригинальным. В зависимости от цели определяется его уникальная структура. Преимуществом данной формы взаимодействия является непосредственное взаимодействие мастера и ученика, передача опыта и навыков напрямую без посредников, при этом не нарушая творческого характера реализации продукта [3, С. 173].

Классический алгоритм технологии мастер-класса, предложенный Г. А. Русских включает в себя следующие этапы: 1) презентация педагогического опыта учителя; 2) представление системы занятий; 3) имитационная игра; 4) моделирование; 5) рефлексия [17, С. 26]. Мы считаем целесообразным придерживаться данного алгоритма в ходе разработки программ мастер-классов по созданию произведений декоративно-прикладного искусства, но его необходимо адаптировать в соответствии с художественной направленностью и для стимуляции мотивационной сферы подростков.

Значимость мастер-классов по декоративно-прикладному искусству для стимуляции мотивационной сферы подростков в области профессионального самоопределения очень велика. Это связано с тем, что при обмене ценностями между мастером и учениками у последних формируется отношение к познанию окружающей действительности. Данный процесс становится начальной фазой профессионального самоопределения, пробуждая у подростков искренний интерес и мотивацию к деятельности.

Второе педагогическое условие направлено на разработку и внедрение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы детской художественной студии декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки».

Основная отличительная черта студии, как формы организации процесса обучения это создание благоприятных условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие на основе признания ценности и уникальности личности.

Программа студии представляет собой структурированную характеристику основных компонентов содержания работы с подростками по формированию у них готовности к профессиональному самоопределению средствами декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя несколько разделов (художественная роспись, художественная резьба, бисероплетение, лепка, керамика, гончарное искусство), каждый из которых подразумевает изучение отдельного вида декоративно-прикладного искусства и создание авторской творческой работы.

Особое внимание уделяется керамике и гончарному искусству. Это обусловлено тем, что данный вид декоративно-прикладного искусства обладает высоким потенциалом для формирования готовности к профессиональному самоопределению за счет того, что при выполнении творческой работы подросток овладевает огромным спектром практических умений и навыков, учится контролировать свое тело (степень напряжения мышц, положение тела, координацию рук и т. д.), развивает внимание, зрительное и тактильное восприятие. Кроме того, изготавливаемые изделия из глины обладают не только эстетическими качествами, но и высокой утилитарностью.

Таким образом, личностно-ориентированная направленность данной программы позволяет оказывать положительное воздействие на профессиональное самоопределение подростка, а содержательный компонент студии в виде занятий декоративно-прикладным искусством способствует развитию профессионально значимых навыков и качеств у детей.

Создание для подростков ситуации успеха в процессе декоративно-прикладного творчества является третье педагогическим условием. Известно, что стремление к успеху является доминирующим качеством личности на этапе подросткового возраста [11, С. 155]. Различные области научного знания имеют свои особенности трактовки понятия «ситуация успеха». Понятие близкое к нему было описано А.Н. Леонтьевым в контексте теории деятельности и соотносится с ее основными компонентами. По данным исследователя есть внешняя оценка успешности, которая опирается на результат

деятельности, а именно на вознаграждение и внутренняя оценка, где наиболее важным становится сам процесс достижения цели [8, С. 231]. Н.И. Нефедова связывает чувство успеха с определенными ценностными ориентациями и ожиданиями [14, С. 8]. Е.С. Заир-Бек называет ситуацией успеха целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности [5, С. 42]. И.А. Неясова, С.Н. Горшенина, Л.А. Серикова считают важным создание художественно-эстетического образовательного пространства профессионально-педагогической направленности в ходе прохождения практики и профессиональных проб [15, С. 110].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что многие исследователи рассматривают ситуацию успеха в контексте самореализации и построения жизненной стратегии личности. Данный аспект является значимым для нашей работы, поскольку потребность в жизненном и профессиональном самоопределении у подростков очень выражена и тесно взаимосвязана с теми ситуациями, которые оказывают на них эмоциональное воздействие, связанное с ощущением успеха или неуспеха. В связи с этим, мы считаем, что даже незначительная ситуация, позволяющая подростку почувствовать успех может изменить его эмоциональное состояние, ценностные ориентации и повлиять на характер его жизнедеятельности. Следовательно, ситуация успеха в художественной деятельности и в декоративно-прикладном искусстве может стать неким «пусковым механизмом» дальнейшего профессионального самоопределения подростка в данной сфере.

Возможностями для создания условий, при которых подросток может пережить ситуацию успеха, в полной мере обладает выставочная деятельность. Особую роль данного вида деятельности в своих работах подчеркивает В.А. Варданян. По его мнению, выставочная деятельность дает возможность наглядно выявить и оценить результат совместной творческой работы учителя и ученика. Кроме того, он отмечает, что важно создавать ситуацию успеха еще на этапе подготовки учениками творческих работ за счет ориентации заданий на индивидуальные проявления творческого потенциала каждого из них [4, С. 15].

Таким образом, реализовать данное педагогическое условие в полной мере может грамотная организация выставочной деятельности подростков, а также ориентирование на успех в процессе создания ими произведений декоративно-прикладного искусства.

Характеризуя четвертое педагогическое условие, необходимо отметить, что в силу психологических особенностей подросткового возраста, увлечения и интересы детей часто носят стихийный характер, могут быть обусловлены случайными факторами, не зависящими от их истинных склонностей. Очень важно на данном этапе выявить профессиональные интересы подростков и развивать их для дальнейшего осознанного выбора профессионального пути.

Психолого-педагогическая наука дает обобщенное определение способностей человека, понимая их как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности [18, С. 291]. Основой способностей являются задатки, которые подразумеваю врожденные особенности строения организма и заложенный тип темперамента. Они обусловлены генотипом, а также благоприятными или неблагоприятными факторами, оказывающими влияние в период внутриутробного развития человека [18, С. 337]. Так, для осуществления художественной деятельности, направленной на создание произведений декоративно-прикладного искусства важно строение кистей рук, высокий уровень координации движений, пространственно-зрительное восприятие и т.д.

В психолого-педагогической науке принято выделять общие и специальные способности. Наличие общих способностей оказывает влияние на успешное осуществление разных видов деятельности, относящихся к широкому кругу ситуаций, а специальные связаны со свойствами личности, имеющими отношение к конкретному виду деятельности, в том числе к художественному [18, С. 194].

Исходя из этого, наша задача заключается в том, чтобы выявить среди подростков именно тех, кто обладает задатками и способностями к занятиям декоративно-прикладным искусством с целью максимального развития их способностей и профессионального самоопределения в данной сфере.

Выводы. Таким образом, мы можем утверждать что декоративно-прикладное искусство обладает высоким потенциалом в рассматриваемой области. Для успешного формирования готовности к профессиональному самоопределению подростков средствами декоративно-прикладного искусства необходимо обеспечить соблюдение ряда педагогических условий (включение в образовательный процесс способов стимуляции мотивационной сферы подростков в области профессионального самоопределения; разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы детской художественной студии декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки»; создание для подростков ситуации востребовательности в обществе деятельности по освоению декоративно-прикладного творчества; проведение диагностики интересов подростков, выявление среди них склонных к творческой деятельности.)

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития: 3-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.

2. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

3. Бобряшова, О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров / О.В. Бобряшова // Вестник оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11 (130). - С. 169-175.

4. Варданян, В.А. Выставочная деятельность как средство развития художественно-педагогической компетентности студента / В.А. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 3 (11). - С. 13-16.

5. Заир-Бек, Е.С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса) / Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова. - Санкт-Петербург: Петроградский и К°, 1995. - 64 с.

6. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: диссертация ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Ипполитова Наталья Викторовна. - Челябинск, 200. - 383 с.

7. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник костромского государственного университета. - 2001. - № 2. - С. 101-104.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1977. - 304 с.

9. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: Том 1 / А.Н. Леонтьев - Москва: Книга по Требованию, 2021. - 392 с.

10. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д.А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2003 (ППП Тип. Наука). - 486 с.

11. Мантрова, М.С. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа я современного подростка / М.С. Мантрова // Вестник оренбургского государственного университета. - 2013. - № 2 (151). - С. 151-158.

12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -Москва: Просвещение. - 1990. - 192 с.

13. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - №5. -С. 44-49.

14. Нефедова, Н.И. Социальные представления об успехе: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Нефедова Наталья Ивановна. - Ярославль, 2004. - 23 с.

15. Неясова, И.А. Профессиональная проба как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога / И.А. Неясова, С.Н. Горшенина, Л.А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 4. - С. 105-112.

16. Новейший философский словарь / [Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А.А.]. - Минск: [Изд. В.М. Скакун], 1999. - 877 с.

17. Русских, Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика / Г.А. Русских // Методист. - 2004. - № 2. - С. 25-28.

18. Шкуратова, И.П. Социальная психология личности в вопросах и ответах / И.П. Шкуратова, О.С. Васильева, С.Т. Джанерьян. [и др.]. - Москва: Гардарики, 1999. - 397 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Ряхова Анна Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат технических наук, доцент Имаева Эмма Шаукатовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат физико-математических наук Ряхова Ольга Григорьевна Научно-производственное предприятие «БУРИНТЕХ» (г. Уфа)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РАЗНОФУНЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ

Аннотация. Современные реалии демонстрируют потребность российского общества в первоклассных специалистах, в том числе и инженерных специальностей, способных работать в нестандартных и даже экстремальных ситуациях. Выпускник новой формации должен обладать способностью расширять рамки имеющихся у него базовых знаний, ставить оригинальные цели и находить креативное решение возникающих задач. Для этого необходимо обладать непрекращающимся стремлением к новым знаниям в течение всей жизни. Настоящая статья нацелена на рассмотрение становления и развития самообразовательного процесса обучающихся технического вуза средствами разнофункциональных задач в модуле «Теоретическая механика». В статье охарактеризованы этапы познавательной деятельности студентов по освоению нового для них знания; изложено содержательное наполнение заданий на тему «Кинематика поступательного и вращательного движения», условия которых были сформулированы с опорой на специфику познавательной деятельности по Б. Блуму.

Ключевые слова: технический университет, теоретическая механика, самообразование, саморефлексия, самоэкспертиза, разнофункциональные задачи.

Annоtation. Modern realities demonstrate the need of Russian society for first-class specialists, including engineering specialties, capable of working in non-standard and even extreme situations. A graduate of a new formation must have the ability to expand the scope of his basic knowledge, set original goals and find a creative solution to emerging problems. To do this, you need to have an ongoing desire for new knowledge throughout your life. This article is aimed at considering the formation and development of the self-educational process of students of a technical university by means of multi-functional tasks in the module «Theoretical Mechanics». The article describes the stages of students' cognitive activity in mastering new knowledge for them; the content of tasks on the topic «Kinematics of translational and rotational movement» is presented, the conditions of which were formulated based on the specifics of cognitive activity according to B. Bloom.

Key words: technical university, theoretical mechanics, self-education, self-reflection, self-examination, multifunctional tasks.

Введение. Современные высокие темпы развития и модернизации производства нацеливают систему высшего образования на подготовку высококвалифицированных компетентных специалистов, способных к адекватной реакции на возникающие затруднения, нестандартному решению задач, постановке новых целей, генерированию оригинальных идей. Быть востребованным и конкурентоспособным специалистом означает обладать самомотивированным непрекращающимся стремлением к новым знаниям в течение всей жизни («lifelong learning»), расширять личностные и профессиональные горизонты. В связи с этим одна из важных задач образования - способствовать становлению и развитию самообразовательного процесса обучающегося [2, 6].

Процесс самообразования зарождается еще в старшей, а укрепляется в высшей школе; осуществляется всегда параллельно с реализацией дополнения организованного процесса обучения во взаимосвязи с ним по дидактическим законам и теориям, где результатом выступает технология самостоятельной работы в познавательной деятельности [4, 7].

В познавательной деятельности студентов по «освоению знаний», являющихся новыми для обучающихся, выделяем, в соответствии с психической деятельностью, следующие этапы: первый этап - применение, второй этап - саморефлексия, третий этап - самоэкспертиза [9].

Этап применения характеризуется выявлением имеющихся у обучающихся конкретных знаний (закономерностей, определительных формул, понятий), понимания смысла этих знаний и способность применить их на практике при решении однотипных задач. На этом этапе выделяем такие уровни познавательной деятельности, как знание, понимание, применение. Этап саморефлексии характеризуется способностью студентов анализировать полученное решение, умением формулировать выводы. Здесь выделяем анализ, синтез в качестве уровней познавательной деятельности обучающихся. Третий, неотъемлемый этап - этап самоэкспертизы, характеризуется способностью студентов осуществлять операцию оценки собственной деятельности, выполнять требуемую корректировку собственных действий. В качестве уровней познавательной деятельности на этом этапе выделяем оценку. Полное усвоение новых знаний утверждаем за счет полной совокупности освоенных мыслительных операций, обеспечивающих применение знаний на различных этапах их усвоения.

Настоящая статья нацелена на рассмотрение становления и развития самообразовательного процесса студентов технического вуза средствами разнофункциональных задач в модуле «Теоретическая механика», изучаемом в технических вузах согласно базовой части учебных планов по ФГОС последнего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.