Покрытан Л.А.
Становление и развитие рынка оценочных услуг в России
В 2013 году оценочной деятельности в России исполняется 20 лет. Именно 20 лет назад, в 1993 году, была создана первая профессиональная общественная организация — российское общество оценщиков. Хотя сама профессия официально появилась немного позже — 27 ноября 1996 года, когда Министерство труда и социального развития РФ утвердило квалификационную характеристику по должности «оценщик (эксперт по оценке имущества)». Действительно, сложно представить себе проведение операций и сделок с различными видами собственности без участия квалифицированного независимого оценщика, поскольку вопрос о стоимости собственности является ключевым для того, кто задумывается реализовать свои права собственника. С подобными проблемами сталкиваются как частные собственники, так и предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты.
Однако профессия оценщика новой для России не является: она имеет глубокие исторические корни. Первые упоминания об оценочной деятельности в России относятся к середине XIX века. Так, в словаре В.И. Даля определено понятие «оценивать (оценять)» — назначать чему цену, определять стоимость чего»1. Также определяются понятия «оценщик» — тот, кто оценяет; «оценочное дело», «оценочная комиссия», «присяжные оценщики в городах».
Необходимость работ по оценке была связана, прежде всего, с объективной потребностью в создании так называемого фискального кадастра — подробного описания недвижимой собственности. Оценка стала неотъемлемой частью кадастровых работ в 1861 году, когда было отменено крепостное право2. В 1864 году вышло в свет «Положение о земских учреждениях», которое предусматривало изменение базы налогообложения, в том числе переход на налогообложение имущества. Размер налога определялся доходностью и ценностью имущества. Например, показатели доходности пахотных и сенокосных земель определялись на основе средней величины урожая, а леса оценивались по годовому доходу от рубки. В каждой местности традиционно складывались определенные формы получения дохода от земли, определявшие ее ценность. К основным формам относились самостоятельное ведение хозяйства и сдача земель в аренду.
1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М, 1881. Т. 2. С. 775.
2 Становление оценочной деятельности в России. М., 2001.
Помимо оценки сельскохозяйственных земель, проводились работы по оценке городской недвижимости. «Городовое положение» 1870 года уполномочило городские власти производить оценку для определения налога на недвижимость, размер которого рассчитывался в процентах от чистого дохода от использования данной недвижимости, а при невозможности установить размер дохода налог рассчитывался исходя из материальной стоимости. При определении признаков доходности принималось во внимание местоположение недвижимости и особенности того типа, к которому она относилась.
8 июня 1893 года правительство России издало закон о переоценке всех видов имущества в 34 губерниях, и одновременно с законом появились «Высочайше утвержденные правила оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами», разработанные под руководством министра финансов С.Ю. Витте3. Этот документ возлагал организацию, финансирование и проведение оценочных работ по земельной собственности на специальные губернские и уездные оценочные комиссии, а также земские управы. Правила детально описывали процедуру и методы оценки. Таким образом, для оценочных работ была создана законодательная база.
В 1894 году на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве профессор А.И. Чупров организовал подсекцию статистики при географической секции, на заседании которой присутствовало 86 статистиков из 16 губерний. Этим было положено начало регулярным съездам специалистов в области оценочной статистики.
Следует отметить, что порядок проведения оценки, определенный законом 1893 года, оказался не совсем удачным, так как, несмотря на усилия губернских оценочных комиссий, не удавалось создать единообразие оценки не только в масштабах государства, но и даже губерний. Именно поэтому 18 января 1899 года был принят новый закон об оценке недвижимого имущества, главным отличием которого стала передача компетенции установления оценочных норм от уездных комиссий к губернским. Кроме этого, данный закон предусматривал государственное финансирование оценочных работ в 34 губерниях в размере одного миллиона рублей в год.
В целом, с точки зрения методологии и общей организации оценки, Россия в конце XIX века была одной из ведущих стран. К основным недостаткам можно отнести отсутствие единообразия в методике оценки, а также специальной контролирующей организации.
3 Становление оценочной деятельности в России. М., 2001.
Оценка продолжала развиваться и в начале XX века. Развитие промышленности и торговли, повлекшее за собой образование крупных городов, вывело оценочную деятельность на новый качественный уровень. В это время предметом налогообложения, а значит, и оценки, становятся не только земля и другое недвижимое имущество в городах и сельской местности, но и разнообразные заводы и фабрики, торгово-промышленные заведения, пароходства. В 1903 году вышел в свет «Проект Правил для оценки оборудования фабрик и заводов», а также пояснения к уже существовавшим нормативным документам. Всё это позволило ввести в оценочные работы известное единообразие и придать им необходимую устойчивость. Губернское земство признало необходимым иметь при управе специалистов, обладающих знанием и опытом в собирании и разработке оценочных данных, чтобы указаниями и консультациями таких лиц пользовались уездные управы при организации и ведении оценочного дела на местах. На оценщиков (или «ценовщиков») возлагались определенные обязанности и ответственность.
Однако после 1917 года вместе с ликвидацией частной собственности на землю и имущество интерес к оценочной деятельности был утрачен. Можно сказать, что часть оценки трансформировалась в некоторые функции Бюро Технической Инвентаризации (БТИ) и земельного кадастра. Государство в лице своих органов само определяло стоимость активов. Соответственно, и профессии не было, так как стоимость любого объекта собственности устанавливалась государством.
Возрождение спроса на оценочную деятельность появилось в начале 90-х годов прошлого века. В соответствии с «Законом о приватизации государственной и муниципальной собственности» 1991 года, подготовка предприятия к
денационализации должна была обязательно предусматривать оценку его капитала, то есть начальную цену для продажи или величину уставного капитала акционерного общества необходимо было определить на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности. Сделать это могли только специально подготовленные профессионалы в области оценочной деятельности. Однако, как известно, приватизация в России прошла без участия таких профессионалов. Президент РФ В.В. Путин на вопрос западных журналистов о планах продажи госкомпаний заявил: «Мы не будем делать так, как было в 90-е годы, и будем добиваться того, чтобы при приватизации государство получало реальную цену за эти активы»4.
4 Путин: приватизация госимущества продолжится, но за реальную цену. 02.03.2012. иКЬ: http://www.ria.ru (02.03.2012).
До сих пор обсуждаются вопросы о справедливости приватизации 1990-х годов. Звучат предложения пересмотреть её результаты вплоть до принятия закона, отменяющего сделки 1990-х. Но в правительстве считают, что это невозможно. По мнению первого вице-премьера И.И. Шувалова, фактор справедливости в этом присутствует, однако вряд ли можно принять такое законодательство. К тому же за прошедшие годы у тех активов появились добросовестные покупатели, которые не имеют никакого отношения к самой приватизации, отметил чиновник5.
В 2011 году правительство рассчитывало получить от продажи госсобственности около 300 млрд. руб., однако по факту получилось всего 126 млрд. По словам И.И. Шувалова, находить средства на развитие следует в том числе и за счет ускоренной приватизации. Приватизация госсобственности подразумевает реализацию примерно 900 предприятий, многие из которых входят в список стратегических. И здесь не обойтись без квалифицированных независимых оценщиков, тем более, что согласно Федеральному закону № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г., при приватизации объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности независимая оценка является обязательной.
С 2006 года оценка в России вышла на новый качественный уровень: было отменено лицензирование и введено саморегулирование оценочной деятельности, которое предусматривает законодательное закрепление полномочий саморегулируемых организаций (СРО) в сфере оценки, а также обязанность субъектов оценочной деятельности состоять в одной из таких организаций. Согласно закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», субъектами оценочной деятельности признаются физические лица (оценщики), являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность. Условия членства в СРО весьма лаконичны: выполнение требований об образовании в области оценочной деятельности и отсутствие судимостей; кроме того, необходимо, как уже указывалось, обязательное страхование ответственности и участие в формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации. После вступления в СРО оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора с юридическим лицом.
5 Леонова Ю., Полковникова Л. За СРОком давности // Экономические стратегии. 2012. №4. С. 84.
Ведение реестра СРО и осуществление надзора за соблюдением и выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований законодательства в настоящее время осуществляет Федеральная регистрационная служба. На начало 2013 года в государственном реестре зарегистрировано тринадцать саморегулируемых организаций оценщиков6. Основная задача саморегулирования оценочной деятельности — повышение качества предоставляемых услуг, которое до недавнего времени оставляло желать лучшего. По данным экспертно-аналитической компании «Юниправэкс», более трети опрошенных экспертов-оценщиков отнесли полное саморегулирование рынка оценочных услуг к преобладающим положительным тенденциям и отметили повышение ответственности за счет внутренней дисциплины. Практически каждый пятый профессионал подчеркнул значительное улучшение качества отчетов об оценке7.
Членство в СРО гарантирует взаимную поддержку всех членов организации, предоставляет помощь в повышении квалификации (организация и проведение симпозиумов, круглых столов, конференций, посвященных наиболее актуальным вопросам в области функционирования и регулирования оценочной деятельности), позволяет регулярно получать информацию о внесении изменений в нормативноправовые акты, касающиеся профессиональной деятельности оценщиков. Также членство в СРО позволяет вовремя выявлять и, в случае необходимости, наказывать недобросовестных оценщиков, тем самым предотвращая дальнейшее продвижение на рынок услуг низкого качества. Ведь информация о принятии решения о прекращении членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков должна быть размещена на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления СРО такого решения. Исключение оценщика из членов СРО влечет за собой отказ в принятии его в члены другой саморегулируемой организации оценщиков, если с даты исключения прошло менее чем три года8.
Развитие оценочной деятельности можно наглядно проследить, наблюдая за созданием и развитием оценочных фирм: очевидно изменение как целей заказываемой оценки, так и разнообразие видов оценки собственности. Если первоначально
6 Портал »Вестник оценщика». URL: http://www.appraiser.ru/
7 Цивилизованный рынок оценочных услуг в России: новые тренды развития и перспективы глобального сотрудничества: аналитическое исследование. URL: http:// www.unipravex.ru
8 Федеральный закон №135-Ф3 от 29.07. 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ст. 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998ю Вып. 31. Ст. 3817.
подавляющее большинство оценщиков занималось оценкой квартир и автомобилей, то за последние годы востребованность оценки существенно расширилась (Рис.1).
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
2007
2008
2009
2010
2011
□ оценка недвижимости □ оценка бизнеса и ценных бумаг □ оценка оборудования и ТС
□ оценка в целях МСФО, переоценка □ оценка нематериальных активов □ оценка инвестиционных проектов
□ другие виды оценки
Рис.1. Оценка по видам собственности (%)9
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», наибольшая суммарная выручка оценщиков за последние пять лет приходится на два направления: оценку бизнеса и ценных бумаг и оценку недвижимого имущества. Оценка недвижимости, как и ранее, здесь лидирует: на её долю в указанном периоде приходится около 40% выручки. Немного меньше (30%) приходится на долю оценки стоимости предприятия (бизнеса) и ценных бумаг. Для других сегментов оценочных услуг — оценки в целях МСФО и переоценки основных фондов (8%), оценки оборудования и транспортных средств, оценки инвестиционных проектов (5-8%), оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности (до 5%) — пока характерно менее динамичное развитие. В частности, услуги по оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности на территории России по-прежнему не столь востребованы, как активы материальные, однако это не делает услуги в данном сегменте дешевыми: стоимость такого проекта составляет от 50 тыс. рублей, что примерно в пять-семь раз больше аналогичного значения стоимости проекта по оценке недвижимости или оборудования.
Что касается распределения выручки по целям, то основной спрос в последнее время сосредоточен в оценке текущего функционирования бизнеса (кредитование,
Составлено по данным «Эксперт РА».
страхование, аренда, залог) — почти половина, а также сделок с активами (купля-продажа) — примерно четверть (Рис. 2).
2010 2011
□ текущее функционирование Поделки с активами
□ реструктуризация, организация □ банкротство, ликвидация
□ приватизация □ другие ситуации
Рис. 2. Спрос на оценочные услуги по целям оценки (%)10 По данным проведенного исследования компании «Юниправэкс», большинство опрошенных респондентов выделили значительный рост объема и расширение рынка оценочных услуг в основном из-за возникновения новых объектов: роста рынков слияний и поглощений, залогового кредитования и ипотеки, а также переход отечественных компаний на МСФО и участившееся привлечение оценщиков в качестве экспертов в судопроизводстве. Также к положительным тенденциям было отнесено указанное выше саморегулирование рынка оценочных услуг, а также отмечено, что расширяются интеграционные процессы с оценщиками из стран СНГ.
Вместе с тем участников рынка оценочных услуг тревожит недобросовестная конкуренция, дискредитация профессии заказной оценкой, ценовой демпинг на оценочные услуги. Некоторые структуры, по большей части государственные, по-прежнему предпочитают при выборе оценщика руководствоваться стоимостью работ, а не качеством услуг.
10 Составлено по данным «Эксперт РА».
Кроме этого, к отрицательным тенденциям были отнесены недостаточно уверенное владение оценщиками современными информационными технологиями, отсутствие навыков работы с большими массивами информации, слабое знание специализированных компьютерных программ. Закрытость коммерческой финансовоэкономической информации по отдельным отраслям экономики и ее высокая стоимость также является непреодолимым препятствием для проведения качественной оценки.
Итак, в настоящее время рынок оценочных услуг в России представляет собой достаточно стабильный и конкурентоспособный сегмент российского рынка бизнес-услуг.
Проведенный анализ показывает, что для рынка оценочных услуг складывается весьма благоприятная конъюнктура. Повышение деловой активности приводит к увеличению роста числа и объемов сделок между компаниями и тем самым — к росту спроса на оценку. Рынок оценочных услуг будет и далее активно развиваться: заметно расширится инфраструктура рынка, появится более глубокая специализация по видам оценочных услуг, произойдет дальнейшая интеграция с общим комплексом консалтинговых услуг. Заметно повысится степень конкурентоспособности российских оценочных фирм, базирующаяся на принципах саморегулируемости рынка.
Рост рынка свидетельствует и о повышении роли оценщика в экономических процессах. Становится очевидным, что без услуг оценщиков ни отечественный бизнес, ни простые граждане просто не могут обойтись. Независимая оценка стоимости является информационной основой для принятия эффективных решений как в частном, так и государственном секторах экономики, способствует защите имущественных прав участников гражданских отношений. Таким образом, развитие оценочной деятельности является в современной России важным аспектом развития гражданского общества и рыночных отношений, применение оценки способствует в целом росту культуры управленческих решений в экономике.
Список литературы:
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1881.
2. Леонова Ю., Полковникова Л. За СРОком давности // Экономические стратегии. 2012. №4. С. 82-89.
3. Путин: приватизация госимущества продолжится, но за реальную цену. 02.03.2012. ЦКЬ: http://www.ria.ru (02.03.2012).
4. Портал «Вестник оценщика». ЦКЬ: http://www.appraiser.ru/
5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru
6. Становление оценочной деятельности в России. М., 2001.
7. Федеральный закон №135-Ф3 от 28.07. 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998ю Вып. 31. Ст. 3817.
8. Цивилизованный рынок оценочных услуг в России: новые тренды развития и перспективы глобального сотрудничества: аналитическое исследование. URL: http:// www.unipravex.ru.