Научная статья на тему 'Вопросы регулирования рынка услуг региона (на примере оценочных услуг)'

Вопросы регулирования рынка услуг региона (на примере оценочных услуг) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ОЦЕНОЧНЫЕ УСЛУГИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК УСЛУГ / СОВЕТ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНЩИКОВ / SERVICES / VALUATION SERVICES / REGULATION / MARKET SERVICES / VALUATION COUNCIL / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS OF APPRAISERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорожкина Е.А., Холощак Н.С.

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что в регионах проблема регулирования рынка услуг стоит остро. В частности, рассматриваемый рынок оценочных услуг очень специфичен, часто меняется правовое поле деятельности оценщиков, последние изменения в законодательстве поставили жесткие ограничения в деятельности многих оценочных компаний в регионах. От решения этой проблемы зависит, как этот рынок будет развиваться и на каком уровне будут оказываться услуги. Цель статьи заключается в рассмотрении специфики регулирования рынка оценочных услуг в регионе, выявлении проблем и перспектив его развития. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, метод анализа состояния законодательства, тенденций развития рынка оценочных услуг в РФ и в регионе, позволяющий на основе системного толкования делать вывод об основных проблемах и направлениях его развития. Выявлены причины снижения эффективности работы оценочных компаний на рынке в регионе. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, а также в практической деятельности компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорожкина Е.А., Холощак Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION ISSUES OF THE REGIONAL SERVICES MARKET (ON THE EXAMPLE OF ASSESSMENT SERVICES)

The relevance of the problem stated in the article is due to the fact that in the regions the problem of regulation of the market of services is acute. In particular, the market of valuation services under consideration is very specific, the legal field of appraisers ' activity is often changing, recent changes in the legislation have put strict restrictions on the activities of many valuation companies in the regions. The solution of this problem depends on how this market will develop and at what level services will be provided. The purpose of the article is to consider the specifics of regulation of the market of valuation services in the region, identify problems and prospects of its development. The leading method underlying the solution of the problem is the method of analyzing the state of legislation, trends in the development of the market of valuation services in the Russian Federation and in the region, allowing on the basis of a systematic interpretation to draw a conclusion about the main problems and directions of its development. The reasons for reducing the efficiency of valuation companies in the market in the region. The results of the research can be used in theoretical studies, as well as in the practice of companies.

Текст научной работы на тему «Вопросы регулирования рынка услуг региона (на примере оценочных услуг)»

УДК: 338.462

ББК: 67.400.1

Дорожкина Е.А., Холощак Н.С.

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА УСЛУГ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНОЧНЫХ УСЛУГ)

Dorozhkina E.A., Kholoshchak N.S.

REGULATION ISSUES OF THE REGIONAL SERVICES MARKET (ON THE EXAMPLE OF ASSESSMENT SERVICES)

Ключевые слова: услуги, оценочные услуги, регулирование, рынок услуг, совет по оценочной деятельности, саморегулируемые организации оценщиков.

Keywords: services, valuation services, regulation, market services, valuation Council, self-regulatory organizations of appraisers.

Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что в регионах проблема регулирования рынка услуг стоит остро. В частности, рассматриваемый рынок оценочных услуг очень специфичен, часто меняется правовое поле деятельности оценщиков, последние изменения в законодательстве поставили жесткие ограничения в деятельности многих оценочных компаний в регионах. От решения этой проблемы зависит, как этот рынок будет развиваться и на каком уровне будут оказываться услуги.

Цель статьи заключается в рассмотрении специфики регулирования рынка оценочных услуг в регионе, выявлении проблем и перспектив его развития.

Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, - метод анализа состояния законодательства, тенденций развития рынка оценочных услуг в РФ и в регионе, позволяющий на основе системного толкования делать вывод об основных проблемах и направлениях его развития.

Выявлены причины снижения эффективности работы оценочных компаний на рынке в регионе. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, а также в практической деятельности компаний.

Abstract: the relevance of the problem stated in the article is due to the fact that in the regions the problem of regulation of the market of services is acute. In particular, the market of valuation services under consideration is very specific, the legal field of appraisers ' activity is often changing, recent changes in the legislation have put strict restrictions on the activities of many valuation companies in the regions. The solution of this problem depends on how this market will develop and at what level services will be provided.

The purpose of the article is to consider the specifics of regulation of the market of valuation services in the region, identify problems and prospects of its development.

The leading method underlying the solution of the problem is the method of analyzing the state of legislation, trends in the development of the market of valuation services in the Russian Federation and in the region, allowing on the basis of a systematic interpretation to draw a conclusion about the main problems and directions of its development.

The reasons for reducing the efficiency of valuation companies in the market in the region. The results of the research can be used in theoretical studies, as well as in the practice of companies.

Регулирование сектора услуг является явно региональным из-за высокой межрегиональной и внутрирегиональной сегментации рынка, региональной специфики спроса на услуги, а также таких важных свойств услуг, как невозможность транспортировки и хранения.

Поскольку услуги имеют низкую мобильность, основное бремя государственного регулирования ложится на регионы. Основными задачами регулирования сферы услуг в регионе обычно являются: предоставление полного спектра услуг, необходимых населению региона; обеспечение территориальной и

временной доступности услуг; обеспечение доступности услуг различного уровня класса (и, соответственно, цены) в регионе; предоставление базовых услуг социально уязвимым слоям населения.

В любой сфере экономики востребована оценка. Это связано с необходимостью формирования информационной базы для объективных рыночных отношений. Независимые оценщики призваны обеспечить равенство всех хозяйствующих субъектов путем справедливой оценки их имущественных прав на имущество при осуществлении различных сделок и операций. Важ-

ность и актуальность этой деятельности не вызывает сомнений1.

Оценка бизнеса продолжает оставаться одним из важнейших инструментов рыночной экономики.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и их соответствие определенным критериям, установленным профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) или совместно.

регулирования деятельности оценщиков на

Государственное регулирование Установление основ оценочной деятельности Объекты и субъекты

опенки, права и обязанности, договор, отчетность, обязательное страхование, области обязательной оценки, рыночная стоимость

Регулирование оценочной деятельности

Требования к оценщикам (членство в НСРО - вместо лицензии

ранее)

ВУЗы: лицензирование, аттестация, требование и программы

Уполномоченный орган

Контроль оценочной деятельности

Координация органов власти на рынке

Стандарты опенки (федеральные)

| Негосударственные саморегулируемые организации - НСРО: защита профессиональных интересов оценщиков, разработка стандартов, повышение квалификации, контроль и

обеспечение качества услуг

Рисунок 2 - Механизм регулирования оценочной деятельности в РФ с 2018 г.

Кодексы Российской Федерации

-~-

■ I Конституция Российской Федераци и

а Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

а Стандарты и правила оценочной деятельности с алло регулируемых организаций оценщикое

\ Федеральные стандарты! (ФСО)

Рисунок 1 - Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ На рисунке 2 представлен механизм всех уровнях.

1 Дубровина Ю.А. Анализ рынка оценочных услуг в кризисный период 2014-2016 гг. в России // Научные изыскания и поисковые исследования в условиях современных вызовов отечественного и мирового хозяйства. 2016. С. 89-91

Согласно действующему законодательству, регулирование оценочной деятельности осуществляется1:

1. Советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

2. Национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки.

3. Саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности.

Регулирование осуществляется посредством следующих процедур2:

- определение методологических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки;

- определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанных с его независимостью; эти требования сформулированы в кодексах профессиональной этики;

- определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыта практической работы оценщика, которые отражаются на уровне профессиональных званий.

Рынок оценочных услуг и количество участников продолжают сокращаться. По мнению представителей профессионального сообщества, этой тенденции способствуют два фактора: законодательные изменения, ужесточение требований к компаниям и специалистам, занимающимся оценочной деятельностью, и снижение спроса на оценочные услуги как таковые.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе «Об оценочной дея-

1 Касьяненко Т.Г., Бакалова К.А., Сергеева Д.П. Сравнительное исследование уровня развития оценочной деятельности в России и за рубежом // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. № 5. - С. 646.

2 Костылев А.К., Клочко А.А. Правовое регулирование оценочной деятельности в России // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 114-117.

тельности в РФ», с 1 апреля 2018 г. работать (составлять и подписывать отчеты) могут только аттестованные оценщики по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. Выделяют следующие направления:

-оценка движимого и недвижимого имущества,

- оценка бизнеса,

- оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности.

Ключевые тренды на рынке оценки по нескольким направлениям следующие:

- влияние законодательных норм,

- характер конкуренции на локальных рынках, если рассматривать агломерации -то спрос высокий на услуги, конкуренция высокая, в таких регионах как Брянская область спрос значительно ниже;

- изменение объема рынка в целом и по отдельным сегментам - развивается ипотека и оценка для поддержки управленческих решений,

- изменение потребностей клиентов.

Как и предполагалось, вступившие в

силу 1 апреля 2018 г. поправки в закон об оценочной деятельности касательно необходимости сдачи квалификационных экзаменов привели к уменьшению на рынке как количества оценщиков, имеющих право подписи, так и самих СРО. Безусловно, это отразилось и на позициях оценочных компаний по наличию в штате соответствующих специалистов.

С 1 апреля 2018 г. на рынке оценочных услуг остались только компании, в штате которых имеются аттестованные оценщики. По нашим ощущениям, это не оказало существенного влияния на качество и количество оценочных субъектов: у кого существовала потребность в работе - сдали экзамен и продолжили деятельность.

После введения экзамена по направлениям в регионе, в частности в Брянской области, наблюдается массовый уход с рынка небольших оценочных фирм и ИП, снижение количества оценщиков-членов СРО.

В целом чистка рядов оценщиков будет осуществляться и дальше, контроль со стороны государства будет усиливаться, требования - ужесточаться. В долгосрочной перспективе оценочная отрасль может во-

обще прекратить существование, во всяком случае, в том виде, в котором она существует сейчас, или существенно видоизмениться.

С 2018 г. оценщики обязаны подтверждать свои компетенции, получать квалификационный аттестат. С одной стороны, требования к участникам рынка ужесточаются, что, казалось бы, должно привести к очищению отрасли от некомпетентных игроков. Но с другой - ситуация на рынке практически не изменилась, наоборот, на рынке возникла новая ниша для спекуляций, это «продажа» оценочным компаниям услуг специалиста с аттестатом.

Введение экзаменов для оценщиков существенно повлияло на рынок - оценщики стали больше дорожить своей репутацией. Клиенты меняют свое отношение к оценщикам, что видно из факторов, влияющих на выбор компании-исполнителя - стоимость услуг становится не единственным решающим фактором.

В ближайшее время, вероятно, продолжится ужесточение требований к квалификации оценщиков. Останутся лишь сильнейшие. Способность компании максимально учесть потребности участников рынка, быстро адаптироваться к изменениям - станет отправной точкой ее существования на рынке.

С учетом роста числа оспариваний результатов оценки в судебном порядке снизилось доверие к оценочному сообществу в целом, утрачена система проверки качества отчетов. В ближайшей перспективе спрос на судебную экспертизу будет расти, спрос на оценку - падать. Вероятно, будем наблюдать снижение объемов по направлению оценки для целей залога, т.к. банки стараются сами оценивать риски, а темпы кредитования бизнеса постоянно замедляются.

В числе основных событий и тенденций 2018 г. следует обозначить: внедрение электронного документооборота с банками; появление новых игроков на рынке с узкой специализацией и низкими ценами; повышение спроса на оценочные услуги в рамках судебных дел. А также увеличение количества заказчиков по направлению оценки в рамках раздела имущества как юридическими лицами, так и физическими. Для

ускорения бизнес-процессов участники рынка переходят на единую систему формирования отчетов.

Сегодня многие крупные финансовые учреждения переходят на использование компьютерных программ по оценке недвижимости. С одной стороны, это серьезно упрощает трудозатраты оценщика, с другой - говорит о серьезной тенденции в плане работы самого оценщика как физического ли-ца1.

Продолжается укрупнение банковского сектора и сокращение количества банков, а также оптимизация расходов банков, - в частности, отказ многих банков от практики работы с оценщиками и перекладывание функционала по оценке залогов на собственные структурные подразделения. При этом, если раньше оценщики искали работу в залоговых службах банков, то из-за сокращения объемов кредитования и числа самих банков не исключен переход этих специалистов в иные сферы и направления2.

Необходимость получения экспертных заключений на отчеты по оценке для признания рыночной стоимости в качестве кадастровой сегодня отменили, ранее это давало работу и СРО, и тем оценщикам, кто имеет статус эксперта и делал подобные экспертизы лично.

Некоторые банки в принципе отказались от услуг оценщиков для внутренних целей.

В 2019 г. ожидается стабильный спрос на услуги без роста объемов работ и корректировку цен на услуги оценщиков в сторону повышения.

Согласно закону «О государственной кадастровой оценке», оценку кадастровой стоимости жилых объектов и земельных участков будут проводить только специальные государственные бюджетные учреждения (ГБУ), которые сейчас создаются на местах региональными властями. Для их создания во всех регионах определен переходный период до 2020 г. До наступления этого момента кадастровую оценку могут

1 Рейтинговое агентство «ЭкспертРА» Режим доступа: https://raexpert.ru/

2 Тарба Д.Р. Анализ оценочной деятельности в России // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 7(27). URL: https://sibac.info/journal/student/27/101989

продолжать проводить и независимые оценщики.

Еще один фактор - то, как часть оценочных компаний выстраивает работу в системах государственных и коммерческих закупок, как в плане грамотного изучения технической документации и требований, так и в плане системы ценообразования. Получение заказа «любой ценой» не должно являться самоцелью - для рынка это губительно.

Если говорить о трансформации услуг, сегодня основной тенденцией является смещение оценочных услуг в поле судебно-оценочной и финансово-экономической экспертизы - банкротства и оспаривание сделок имеют стабильную положительную динамику.

Также в обозримом будущем важно понять, как будет работать механизм оспаривания кадастровой стоимости. Связано это с новой системой передачи полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным субъектам РФ. Будет ли в реальности фронт работы для независимых оценщиков, каков будет объем услуг и как это по факту начнет работать - все это пока лишь под большим вопросом.

Согласно макроэкономическим данным за 2018 г., как по «инвестиционному» направлению (залоги), так и по «похоронному» (продажа залогового имущества должника, оспаривание сделок должника) сокращается общее количество потенциальных клиентов оценщиков. А вот шансы оценщиков выступить в роли судебного эксперта увеличиваются1.

С одной стороны, в таких условиях у оценочных компаний могут кратковременно возникать «избыточные мощности», что может отрицательно сказываться на тарифах на оценочные работы в высоко конкурентных направлениях. С другой стороны, некоторые оценщики смогут сосредоточиться на хорошо оплачиваемых судебных экспертизах, а также рецензировании работ иных экспертов. Достойно выполнить такие работы способны лишь самые квалифицированные и трудоспособные оценщики.

1 Рейтинговое агентство «ЭкспертРА». Режим доступа: https://raexpert.ru/

Продолжится работа по разработке алгоритмов, автоматизирующих как отдельные этапы проведения оценки, так и проведение оценки некоторых сегментов объектов оценки в целом.

В ближайшее время на рынке будет большой спрос на снижение кадастровой стоимости жилых объектов, поскольку физические лица-владельцы недвижимости платят налог с кадастровой стоимости объекта, к тому же введен новый порядок перерасчета кадастровой стоимости. Ожидается большой приток ТСЖ и управляющих компаний, которые станут снижать кадастровую стоимость домов. Малый и средний бизнес переживает нелегкие времена - будут новые процедуры банкротства.

Таким образом, основной объем заказчиков придется на услуги по снижению кадастровой стоимости объектов, на оценку для банков (в рамках ипотечного кредитования), а также оценку бизнеса при банкротстве компаний.

Для того, чтобы проанализировать развитие оценочной деятельности в России, изучим распределение выручки участников по видам оценки за 2018 год.

По данным рисунка 3 видно, что наибольшую долю в общем объеме выручки от оценочной деятельности занимает оценка недвижимости. На его долю приходится 46% всей выручки. На втором месте находится выручка от оценки бизнеса по ценным бумагам, доля этой области оценки выручки составляет 29%, на третьем месте - переоценка основных средств, в том числе по МСФО - 9%.

В регионах, в частности в Брянской области, в 2018 году большую долю выручки составили доходы от оценки недвижимости, в том числе для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Увеличился спрос на услуги по оценке со стороны банков - стоимость требований и залогов, как движимых, так и недвижимых, а также на судебную экспертизу.

Спрос на оценку нематериальных активов и интеллектуальной собственности невысок, в 2018 году компания Брянской области не выполняла такую работу. Спрос на оценочные услуги падает в основном в корпоративном сегменте. По итогам 2018

года снижение потока клиентов и объема работы с корпоративными клиентами наблюдается у шести из двенадцати оценщиков, участвующих в рейтинге, для частных клиентов - у трех из двенадцати. По сравнению с 2017 годом участники рейтинга представили отчеты по юридическим ли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цам меньше на 13%, по физическим лицам, наоборот, больше на 40%. В то же время средняя стоимость одного отчета по корпоративным клиентам выросла на 10% до 5,9 млн рублей, для частных клиентов снизилась на 13% до 5,8 тыс. рублей.

| Другие виды оценки

Рисунок 3 - Распределение выручки по видам оценки за 2018 год

В 2018 году в корпоративном сегменте из двенадцати компаний в рейтинге пяти по росту оборота год завершился с отрицательной динамикой (в среднем на 22%). Падение выручки в основном зафиксировано по направлению «оценка бизнеса и ценных бумаг» - на 21%. Также стоит отметить, что доля этого направления в общем обороте участников рейтинга в сегменте снизилась на 7,2%1.

В то же время доля услуг по оценке транспорта и оборудования увеличилась на 5,6%. Высокий рост выручки в корпоративном сегменте участников рейтинга наблюдается при оценке нематериальных активов и интеллектуальной собственности (+ 26%), переоценке активов и оценке по МСФО (+ 30%). Услуги по первому виду оценки предоставляют девять компаний, по второму - пять.

В розничном сегменте общий прирост оборота участников рейтинга по итогам прошлого года составляет 22%. Шесть оценочных компаний завершили год с увеличением на 50% и более, пять с падением оборота с 4% до 48%. Доля выручки в общем обороте участников рейтинга в розничном

1 Тарба Д.Р. Анализ оценочной деятельности в России // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 7(27). URL: https://sibac.info/journal/student/27/101989.

сегменте снизилась при оценке недвижимости и земельных участков. Вырос на оценке транспорта и оборудования.

Ключевой проблемой в регионах продолжает оставаться проблема безответственности оценщиков при осуществлении их деятельности, которая также негативно отражается на имидже профессии в целом.

В последнее время в РФ оценка объектов собственности востребована в основном физическими лицами, частными и индивидуальными предпринимателями. Крупные коммерческие предприятия уже давно ушли с регионального рынка, им удобнее обращаться по месту их фактической локализации к столичным оценщикам.

В настоящее время оценочная деятельность в России строго регламентирована на всех уровнях:

1) введен обязательный квалификационный экзамен. Законопроект устанавливает обязательный квалификационный экзамен для всех оценщиков. Сдать экзамен может оценщик с высшим образованием и / или профессиональной переподготовкой по направлению оценки;

2) упразднение обязательной экспертизы отчетов об оценке СРО. На эту пози-

цию в оценочной среде существует двойственное мнение экспертов. С одной стороны, из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО, качество услуг может ухудшиться. В результате - увеличение количества жалоб со стороны потребителей и наложенных дисциплинарных взысканий. С другой стороны, многие считают, что Институт СРО сегодня не прижился в России, его создание преждевременно;

3) введена ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки. Ранее за объективность оценки отвечала оценщик и саморегулируемая организация, проводившая экспертизу. Однако на объективность оценки, без сомнения, существенное влияние оказывает полнота и достоверность исходной информации, которую в некоторых случаях было очень сложно преподавать от заказчика. Чтобы создать прозрачную процедуру для сделок с недвижимостью, особенно когда речь идет о государственной и муниципальной собственности, необходимо получить исходные данные для оценки, полученные от клиента;

4) изменены полномочия оценочной коллегии Минэкономразвития России. Из аппарата коллегии по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития исключаются полномочия по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендаций по их утверждению.

Кроме того, дополнительные изменения и дополнения устранили противоречие, касающееся нотариальной формы отдельных видов сделок с имуществом, исправили положения законодательства, касающиеся порядка определения оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Единого федерального реестра сведений о факты деятельности юридических лиц, а также порядок ее деятельности.

Для рынка оценочных услуг Брянской области характерны следующие особенности:

- однополярная структура спроса: превалирует оценка недвижимости для целей ипотечного кредитования, практически отсутствует оценка бизнеса, ценных бумаг и объектов интеллектуальной собственности, в том числе для принятия управленческих

решений;

существенная зависимость оценочного сообщества от банковского сектора с точки зрения развития качественных услуг и формирования спроса;

отсутствие крупных заказчиков, преимущественно мелкий бизнес и физические лица в качестве клиентов;

- оказание давления на оценщика в процессе принятия оценочных суждений и заказная оценка с ориентиром на заданную стоимость;

поточная низкокачественная оценка в подавляющем большинстве;

- ценовой демпинг;

- снижение темпов деловой активности, а в перспективе резкое падение спроса на оценочные услуги.

Таким образом, проведя анализ состояния рынка оценочных услуг и рассмотрев основные проблемы регионального рынка можно сделать выводы:

- ужесточаются требования к оценочным компаниям;

- бизнес переходит в Интернет пространство;

финансовые структуры самостоятельно решают вопрос оценки активов.

Учитывая последние изменения, можно констатировать, что единственное направление, в котором еще нет жесткой регламентации, остается цифровое пространство. Необходимо отметить, что сейчас остро стоит вопрос переход на цифровую экономику, в регионе в настоящий момент слабо развито освоение новых технологий, программного обеспечения и Интернет-пространства путем создания специальных виджетов для заказа оценки онлайн и получения предварительных консультаций. В перспективе лишь те компании, которые учитывают эти направления развития, будут иметь возможность успешно работать на региональном рынке оценочных услуг1.

В 2017 году RICS4 выпустило отчет [RICS, 2017] под названием «Будущее оценочной профессии. Актуальность оценок недвижимости для инвесторов и банков с точки зрения европейской экспертной груп-

1 Ханферян В. Информационные технологии меняют рынок оценки // Российская газета - Федеральный выпуск. № 154(7617).

пы». В этом отчете написано так: «Профессия оценщика, вероятно, столкнется с периодом значительных изменений в ближайшие годы, с точки зрения управления процессом оценки, роли оценщика, а также добавленной стоимости для клиентов». Изменения будут затрагивать и самих оценщиков, и их клиентов. В этом документе рассматриваются две основные проблемы:

1. Технологические разработки - как разработки в области больших данных, блокчей-на, искусственного интеллекта и моделей автоматической оценки (А"УМ) повлияют на отрасль в целом и роль оценщика в частности.

2. Изменение ожиданий клиента. Будут активно использоваться «большие данные».

Следовательно, в качестве рекомендаций можно предложить:

- создать цифровую площадку для работы оценщиков, мониторинг качества работы оценщиков. Цифровая площадка предоставит равные возможности оценочным компаниям и выход за границы регионального рынка;

- регулирование пользования базами данных и регламентация использования до-

полнительных инструментов для работы оценщика, как-то: возможности получить представление о «ценности» объекта оценки - тепловые карты, 3D-иллюстрации, карты наводнений, данные о преступности и прочие;

- обеспечить гармонизацию ФСО со стандартами и правилами в смежных отраслях (профессиональных видах деятельности): бухгалтерский учет и аудит, налоговое консультирование, инвестиционное проектирование и т.д.;

- создать систему стандартов, которая будет способствовать разрешению конфликтов в системах «заказчик - исполнитель» и «заказчик - потребитель» путем формирования требований к оценочным услугам, в том числе к используемым в оценке исходным данным.

С одной стороны, тенденции, протекающие в оценочной отрасли, свидетельствуют о том, что она развивается. Востребованность оценочных услуг растет, что говорит о перспективах развития данной отрасли. С другой стороны, только крупные игроки могут удерживать позиции на рынке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 28.11 2018 г. N 451-ФЗ).

2. Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-Ф3 (в ред. от 29.07.2017 N 274-ФЗ).

3. Дубровина, Ю.А. Анализ рынка оценочных услуг в кризисный период 2014-2016 гг. в России // Научные изыскания и поисковые исследования в условиях современных вызовов отечественного и мирового хозяйства. - 2016. - С. 89-91.

4. Касьяненко, Т.Г., Бакалова, К.А., Сергеева, Д.П. Сравнительное исследование уровня развития оценочной деятельности в России и за рубежом // Российское предпринимательство. -2016. - Том 17. № 5. - С. 645-660.

5. Костылев, А.К., Клочко, А.А. Правовое регулирование оценочной деятельности в России // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 114-117. - URL: https://moluch.ru/archive/ 175/45986/ (дата обращения: 06.03.2018).

6. Павлова, Ю.В., Скобелева, Е.В. Обзор регионального рынка оценочных услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15064 (дата обращения: 28.06.2019).

7. Рейтинговое агентство «ЭкспертРА». - Режим доступа: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 06.03.2018).

8. Тарба, Д.Р. Анализ оценочной деятельности в России // Студенческий электрон. научн. журн. - 2018. - № 7(27). - URL: https://sibac.info/journal/student/27/101989 (дата обращения: 27.06.2019).

9. Ханферян, В. Информационные технологии меняют рынок оценки // Российская газета - Федеральный выпуск. - № 154(7617).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.