Научная статья на тему 'Становление и развитие радио и кинематографии в Северной Осетии в контексте этнокультурных и этнополитических процессов (20-30-е гг. XX В. )'

Становление и развитие радио и кинематографии в Северной Осетии в контексте этнокультурных и этнополитических процессов (20-30-е гг. XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИКА / ЭТНОКУЛЬТУРА / РАДИОВЕЩАНИЕ / РАДИОФИКАЦИЯ / КИНОФИКАЦИЯ / КИНОПЕРЕДВИЖКИ / ЗВУКОВОЕ КИНО / КИНОСЕТЬ / ETHNO-POLICY / ETHNO-CULTURE / BROADCASTING / INSTALLATION OF RADIO / PROVISION OF FILM-SHOWING FACILITIES / PORTABLE FILM PROJECTORS / SOUND FILM / CINEMA NETWORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суанова Р. Е.

Рассматриваются становление и развитие радио, кинофикации в Северной Осетии, их роль в сохранении культуры, обычаев, самобытности многонационального народа Осетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие радио и кинематографии в Северной Осетии в контексте этнокультурных и этнополитических процессов (20-30-е гг. XX В. )»

Р.Е. Суанова

к.и. н.,

научный сотрудник Центра этнокультурных и социальных проблем, Северо-Осетинский государственный университет

им. К. Л. Хетагурова R.E. Suanovа candidate of Historical Sciences, scientific officer of research Centre of ethno-cultural and social problems

North-Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov (ra_ya55@mail.ru, 89280654185)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАДИО И КИНЕМАТОГРАФИИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ (20-30-е гг. ХХ в.)

Аннотация. Рассматриваются становление и развитие радио, кинофикации в Северной Осетии, их роль в сохранении культуры, обычаев, самобытности многонационального народа Осетии.

Annotation. Formation and development of radio, provision of film-showing facilities in North Ossetia, their significance in the preservation of culture, customs, identity of polyethnic nation of Ossetia are examined.

Ключевые слова: этнополитика, этнокультура, радиовещание, радиофикация, кинофикация, кинопередвижки, звуковое кино, киносеть.

Key words: ethno-policy, ethno-culture, broadcasting, installation of radio, provision of film-showing facilities, portable film projectors, sound film, cinema network.

Появление электронных средств массовой информации сильно изменило Северную Осетию, стало символом новой эпохи в развитии политики, экономики, культуры республики. Невозможно представить нашу жизнь без радио и телевидения, которые сообщают новости о событиях в республике, стране и мире, формируют наше мировоззрение. Радиовещание постоянно находится в процессе исканий и непрестанного изменения форм, качественной перестройки содержания. Сравнение особенностей различных периодов развития радио позволяет лучше разобраться в тенденциях современного вещания, усвоить принципы структурного оформления государственных радиокомпаний и причины разделения вещания на виды. Опыт, накопленный республиканским радиовещанием в довоенные годы, выявил огромные возможности этого массового средства общественнополитического и нравственно-художественного воспитания населения.

История радио Осетии неразрывно связана с историей республики и всего нашего государства. Задачи, стоящие перед партийносоветскими органами республики по радиофикации, были чрезвычайно трудными и сложными, потому что в области радиолюбительство возникло лишь в 1925 году. До этого в Северной Осетии не было ни передающей радиостанции, ни радиоаппаратуры. И лишь после создания по инициативе республиканской партийной организации Общества друзей радио, эта работа несколько оживилась.

В Северной Осетии радио начало функционировать в 1927 г. [5: 6.]. Предпосылками

появления собственного радиовещания были стимулирование радиодела со стороны правительственных органов, совершенствование материально-технической базы и наличие большого числа активистов-радиолюбителей. Государство было заинтересовано в наиболее полном охвате населения радиовещанием, развитии и совершенствовании радиотехники. Для подготовки кадров радио были организованы курсы радиомонтёров и начальников районных радиоузлов. Непосредственное руководство радиовещанием и радиофикацией осуществлял радиосовет, созданный в 1928 г.

К концу 1927 г. в г.Дзауджикау начал работать радиоузел мощностью в 5 ватт. В городе функционировало 15 общественных и около 30 частных принимающих радиоустановок, передающих, ещё не было. [1: 277]. Частные принимающие устройства были преимущественно кустарного изготовления на 1-2 лампы, общественные - фабричного, на 4-5 и больше ламп. Радиоузлы были рассчитаны на большую аудиторию: клубы, некоторые другие учреждения. Лучшая радиостанция находилась в клубе стрелкового полка, где репродуктор могли слушать 200-250 человек. А в здании железнодорожного клуба был установлен репродуктор на 400-500 человек. [1: 282].

В процессе становления радиовещания формировались его виды: общественно-

политическое (информация, пропаганда, детское, молодежное) и художественное (музыкальное и литературно-драматическое) вещание, развивались формы и жанры радиожурналистики. Первоначально общественно-политические

программы составлялись в основном из лекций, докладов, выступлений у микрофона. Затем основной формой передач стали радиогазеты. Принципиальное значение для развития форм и жанров радиовещания имела перестройка общественно-политических программ. Введенные вместо радиогазет выпуски «Последних известий» открыли широкий простор для развития радиожанров и их применения в вещании. В практике организаторской деятельности широкое применение получили радиособрания, радиомитинги, радиопереклички.

В 1930 году количество радиоточек в городе составляло 95, а в деревне - 15.[1: 233]. Туда, где появились первые радиоточки, съезжалось сотни людей, чтобы послушать новости. Люди называли радио «голосом нашей жизни». В народе особой популярностью пользовались передачи о трудящемся человеке.

Постановлением президиума Владикавказского горсовета от 26 марта 1930 года к 1 мая 1930 г. намечалось радиофицировать площадь Свободы, Театральную (ныне площадь Ленина), Центральный парк культуры и отдыха, а также ряд общественных мест города (клубы, красные уголки, казармы, столовые и т.д.) К концу 1930 г. планировалось установить во Владикавказе 1040 радиоточек. [6: 210].Создание сети узлов и точек проводного вещания позволило использовать радиовещание как одно из наиболее эффективных средств массовой информации, просвещения и воспитания трудящихся.

Радиовещание в области развивалось бурными темпами. В сферу сложной и ответственной деятельности радио входило обновление технического оборудования, повышение уровня квалификации сотрудников, расширение технического блока предлагаемых слушателям программ. В 1931 г. во Владикавказе был построен мощный передатчик, который имел огромное политическое и культурное значение. Преодолевая трудности, радио выполняло своё главное предназначение: доносило информацию в самые отдалённые уголки края, являясь проводником культуры и просвещения в городах и сёлах Северной Осетии.

Радио позволяло жителям республики оперативно получать информацию, общаться, чувствовать свою сопричастность к жизни региона, страны. Конечно, технически и технологически это было совсем другое радио, но и тогда, как и сегодня, оно выполняло главную функцию - оперативно информировать людей. Для местного вещания выделялись два часа, а остальные 5 часов были рассчитаны на политическое и художественное вещание. В политические передачи входили еженедельные колхозные радиогазеты, информации районов о проводимых ими важнейших политических мероприятиях. Это было время активного хозяйст-

венного и культурного строительства, развивалось сельское хозяйство, вступали в строй промышленные предприятия, создавалась национальная система образования. В передачах было место радости и горю, взлетам и падениям, достижениям и проблемам - всему тому, что составляло в совокупности жизнь нашей республики и ее многонационального народа. Первым диктором Северо-Осетинского радио стала Римма Дзодзиева.

В 1935 г. при радиокомитете СевероОсетинской автономной области был организован вокальный ансамбль из 16 человек: Хурие-ва Мина, Дзуцева Лена, Кулова Нина. Ходова Надя, Касаева Бэла, Санакоев Александр, Зайцева Алексадра, Мамиев Элдзарыко, Гостиева-Дзлиева Тамара, Аликов Ахболат, Цагараева Инна, Кабулов Дзантемыр, Аликова Ольга, То-маев Мурат, Камарзаева-Соколова Екатерина. Профессионализм и творчество вокального ансамбля стали известны далеко за пределами Северной Осетии. Художественным руководителем ансамбля назначили композитора Аликова Ахболата. До приезда в Осетию профессиональный музыкант пел на сценах театров оперы и балета Киева и Ленинграда. В репертуар вокального коллектива были включены сочинения осетинских композиторов, народные песни. Музыку «Хъуыбады», «Республика», «Ирыстон», «Иссайы зараг» написал сам А. Аликов. Трудящиеся республики 2-4 раза в неделю в прямом эфире могли слушать концерты вокального коллектива. «Тогда радио было не во всех домах, -вспоминает Александр Санакоев, участник вокального ансамбля. - Репродукторы или громкоговорители собирали сотни людей на площадях или во дворах промышленных предприятий и колхозов, чтобы послушать эту замечательную музыку». [4: 22.].

По сравнению с 20-ми гг. ХХ в., в 30-е в республике отмечалась противоречивость в этнокультурных и политических процессах. Сложилось положение, когда партийные органы часто подменяли советские органы и общественные организации, сковывая их инициативу, на что неоднократно обращалось внимание в решениях партии по вопросам руководства культурой. Эти явления отражали общую тенденцию развития общественно-политической жизни страны тех лет, когда центр тяжести непосредственного управления делами общества перемещался от советских к партийным органам. Партийное руководство культурой приводило к негативным последствиям, деформации принципов и норм демократии. Необоснованная политика репрессий не обошла стороной и этот прославленный коллектив. Многие артисты преследовались органами НКВД. В 1938 году был казнён Мамиев Элдзарыко - «золотой го-

лос» Осетии за то, что он служил офицером в царской армии.

К 1935 году мощность радиоузла увеличилась как в городе, так и в деревне. Бюро Се-веро-Осетинского обкома ВКП (б) приняло специальное постановление о строительстве мощной радиовещательной станции и организации радиоузла в г.Владикавказе. 15 ноября 1938 г. станции присвоено имя К.Л. Хетагурова.

Информативный контроль партии над советским радиовещанием, осуществлявшийся ею с самого начала, был легализован постановлением Центрального комитета от 10 января 1927 г. Всем партийным комитетам, на территории которых находились радиотелефонные станции, рекомендовалось взять работу этих станций под своё непосредственное руководство и максимально использовать их в агитационных и пропагандистских целях.

Постановление закрепило полный доступ партии к делам радиовещания в правовом и организационном отношении. В духе того времени строго контролировалась идеологическая направленность радиопередач. Радиовещание полностью находилось под влиянием партии, продолжая оставаться инструментом проведения политико-просветительской работы, самообразования и мобилизации масс.

Но, несмотря на идеологический контроль, с момента своего возникновения СевероОсетинское радио несло в себе объединяющее начало, способствовало укреплению взаимопонимания и межнационального согласия в республике, утверждению принципов духовности, гражданственности и патриотизма. Уважение к слушателям, преданность избранному делу являлись главными составляющими деятельности работников радио.

Общественная значимость радио росла. Оно становилось частью идеологической работы, политической и культурной жизни республики. К концу 30-х годов заметно расширилась сетка вещания, улучшилось качество передач. Радио способствовало повышению уровня технических знаний рабочих и специалистов промышленности, оно стало эффективным средством просвещения, повышения культурного уровня населения. Благодаря СевероОсетинскому радио многие сферы жизнедеятельности республики получили дальнейшее развитие. Особенно были востребованы музыкальные передачи, радиоспектакли, которые несли слушателям лучшие образцы родного языка.

Рождение советского кино, как и радио, имело непреходящее значение для отечественной культуры, и, конечно, киноискусства. В годы гражданской войны и в послевоенное время пропагандировались агитфильмы, которые доходчиво разъясняли широким народным массам

лозунги партии, задачи и требования новой власти. Лучшие фильмы отличались лаконичностью и острой публицистикой. В трудные годы разрухи значение этих лент для советского кино было велико, в них просматривалась новая тематика, отражающая советскую действительность.

В 1919 г. была создана государственная киношкола, а в 1934 г. на её базе - Всесоюзный государственный кинематографический институт (ВГИК). [3: 214-215]. Коммунистическая партия ставила задачи значительного расширения социальных функций кинематографа. Она рассматривала его не только как средство отдыха и развлечения, каким оно по преимуществу и было до революции, но и как орудие просвещения и коммунистического воспитания миллионов масс. Кинематограф становится частью культурной революции.

В важнейшем партийном документе, принятом VIII съездом РКП (б) (1919 г.) - новой программе партии, кино упоминается в числе главных средств воспитания населения, внешкольного образования.

20 мая 1920 г. по решению отдела народного образования Терской области были национализированы все кинематографы. Был проведён учёт всех фильмов. Во Владикавказе было сокращено количество кинематографов. Передвижные киноаппараты были распределены по сёлам и отдалённым аулам, население которых лишено было возможности смотреть кинофильмы.

В связи с централизацией кинопромышленности и кинопроката, а также борьбы с подпольным прокатом, СНК 19 декабря 1922 г. было принято постановление, согласно которому при НКП ГАССР был учреждён отдел Госкино-проката, которому было предоставлено с 15 мая 1923 г. монопольное право проката картин на территории ГАССР. Ни одна частная фирма, а также другие организации и лица не имели самостоятельного права распространения кинофильмов без разрешения Горского отдела Гос-кинопроката, утвержденного 15 мая 1923 г. [7: 59].

С момента установления советской власти, местное руководство стремилось значительно расширить кинематограф Осетии не только как действенное средство пропаганды и агитации, но и как средство, способствующее развитию духовной культуры общества. В целом, работа по привлечению населения области в кино проводилась на должном уровне. Особенно высокий уровень посещаемости кинотеатров отмечался во Владикавказе. Показ каждого сеанса сопровождался чтением лекций по разнообразной тематике.

Были выявлены и недостатки в кинофикации области, которые заключались в недоста-

точном охвате киноискусством профсоюзных органов, студенческой молодёжи, красноармейских частей. Поэтому по решению СевероОсетинского обкома ВКП (б) (12 апреля 1927 г.) отдельным категориям населения, в том числе учащимся совпартшколы, областной опытнопоказательной школы, педагогического техникума, приезжим экскурсантам из различных областей был предоставлен бесплатный вход в кинотеатры.

Для деревни, население которой несло бремя нелёгкого сельского труда, кинофикация представляла большой интерес. Сельские жители имели возможность увидеть на экране фильмы, рассказывающие не только об экономических достижениях, но и художественные ленты, повествующие о жизни.

Учитывая важность кинофикации деревни, большой интерес, проявленный деревенскими жителями к кино, политотдел и культотдел совпрофа совместно с Владикавказским представительством Совкино активизировали работу по снабжению сельских населённых пунктов кинопередвижками. Нехватка кадров была решена за счет подготовки киноработников из числа местных жителей. В отборе киноработников большую роль сыграли конкурсы, проводимые в национальных областях Северного Кавказа, в том числе и в Северной Осетии.

В начале 1920-х гг. ЦК РКП (б) предпринял ряд мер по усилению политического влияния в сфере культуры. Первым шагом стала реорганизация как центральных, так и местных структур управления культурой, что главным образом выражалось в партийно-государственном руководстве культурой. Руководство отдельными её отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по кинофикации, радиофикации и радиовещанию и т.д.). Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе, радио и кино, которые становились инструментом пропаганды и агитации советского строя.

31 мая 1927 г. по инициативе учредителей национальных республик и областей, в том числе и Северной Осетии, было создано акционерное общество Востоккино. В течение года во Владикавказе было показано 119 кинокартин. [8:49]. Общество занималось развитием местных киноорганизаций, производством восточ-

ных, художественных, бытовых, научно-этнографических и других фильмов. Оно также осуществляло прокат фильмов на территории национальных республик с помощью кинопередвижек, что играло большую роль в формировании этнокультурных связей, межнациональных отношений между народами полиэтничного Северного Кавказа.

До этого, в 1926 г., на экраны вышел первый советский приключенческий немой фильм «Абрек Заур», в котором главную роль сыграл ставший легендарным Ладо (Владимир) Бестаев - уроженец Южной Осетии. Фильм был снят в живописных уголках горной местности Осетии и в г.Владикавказе. Вскоре, в 1928 году начались съёмки фильма «Зелимхан» по одноимённой повести осетинского писателя Дзахо Гатуе-ва. В главных ролях снимались Замира Бидзи-коева и ставший уже известным Владимир Бес-таев. В создании фильма (режиссёр

О.Н.Фрелих) принимал участие и драматург Георгий Джимиев. Фильмы «Абрек Заур» и «Зелимхан» были названы лучшими в советском немом кино. В начале 30-х годов Ладо Бестаев и Георгий Джимиев сняли фильм «Дружба врагов».

На 1 января 1928 г. во Владикавказе насчитывалось 3 кинотеатра и 2 кинопередвижки, было показано 173 фильмов, обслужено 330.263 человека. [9:20]. В 1927-1928 гг. СевероОсетинским областным отделом народного образования были разработаны маршруты кинопередвижек для 38 населённых пунктов области. В начале 1932 г. был создан радиокомитет Северной Осетии, который осуществлял руководство радиовещанием области

В 1932 г. ЦК партии принял постановление «О советской кинематографии», в котором было намечено реорганизовать кинопромышленность, укрепить её техническую базу, повысить качество кинопродукции. «Кино, - отмечалось в постановлении, - должно в высоких образцах искусства отобразить героическую борьбу за социализм и героев этой социалистической борьбы и стройки, исторический путь пролетариата, его партии и профсоюзов, жизнь и быт рабочих, историю гражданской войны; оно должно служить целям мобилизации трудящихся на укрепление обороноспособности СССР». [2: 371].

В 30-е годы всё отчётливее проступает связь советского кинематографа с поступательным движением жизни нового общества. Это становится главной традицией советского экрана. Особенных успехов советское кино достигло в историко-революционной тематике. Важнейший раздел историко-революционных фильмов этого времени - произведения о жизни и деятельности В.И. Ленина. Первую попытку показать на экраны вождя революции осуществил С.

Эйзенштейн в картине «Октябрь». Репертуар советского кино 30-х годов был чрезвычайно обширен. Большое место в кинопродукции, которую смотрели жители Осетии того периода, занимали экранизации русских классиков - А. Пушкина, Л. Толстого. А. Островского.

В 1936 г. большинство кинотеатров Орджоникидзе, селений Северной Осетии перешли на стационарную киносеть, некоторые фильмы были озвучены. Демонстрировались короткометражные культфильмы - хроники, журналы. Жители Северной Осетии имели возможность смотреть звуковое кино. Особое внимание уделялось детскому кинообслуживанию. Эту работу осуществляли инструкторы-массовики из областного отделения кино. Значительные успехи наблюдались в работе сельских кинопередвижек. Наибольшую активность они проявили в период полевых работ.

В 1937 г. в республике было создано Управление по делам кинофикации, которое осуществляло централизованное руководство всеми вопросами кинофикации городов и сёл республики.

На расширение кинематографа, реконструкцию и строительство новых кинотеатров постановлением СНК СОАССР от 17 сентября 1938 г. было выделено 526 тыс. 960 руб. [6: 215]. К концу 30-х гг. в республике было построено 6 кинотеатров, были приобретены автопередвижки для селений (Заманкул, Г изель, Ко-бань и Змейская).

Одновременно с устранением трудностей технического характера в работе киносети, осуществлением мероприятий, связанных с организацией звукового кино в республике, принимались действенные меры к тому, чтобы максимально приблизить кино к широчайшим массам трудящихся. В конце 1939 г. в кинотеатрах Северной Осетии заработало 19 новых киноустановок. Для обслуживания населения нагорной полосы (Махческий, Садонский, Гизельдонский районы) было выделено 4 кинопередвижки, 9 автозвуковых кинопередвижек - рабочим лесной промышленности. [1: 260].

К концу 30-х годов были достигнуты значительные успехи в развёртывании звукового кино, совершившего не только технический переворот в киноискусстве, но и оказавшего огромное культурно-политическое воздействие на трудящихся. Живое слово киногероев производило громадное психологическое воздействие на зрителей. Широко входили в практику конференции кинозрителей, тематические показы фильмов. Кино входило в повседневный быт. Росло число посещений киносеансов, кино приобретало все большую популярность.

1. Культурное строительство в Северной Осетии (1917-1941 гг.). // Сборник документов и материалов. Т.1. Орджоникидзе, 1974. Т.1. 545с.

2 .КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов УК. М.: Изд-во полит. литературы, 1970. Т.5.С.371.

3. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 214-215

4. Цгоев Х. Радиойы зарагганджыта // Растдзинад. 2011. 22 октября

5.Цаллагов М. Развитие радиовещания в республике // Социалистическая Осетия. 1949.6 мая.

6. ЦГА РСО - А. Ф.124. Оп.1. Д..633. Лл..210.215.

7. ЦГА ИПД РСО - А.Ф. 1.Оп.1.Д.22.Л.59

8. ЦГА РСО - А. Ф.39.Оп.1.Д. 11. Л.49.

9. ЦГА РСО - А. Ф.81. Оп.1. Д.34. Л.20.

Список источников:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.