Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В РОССИИ И США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В РОССИИ И США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Публичная библиотека / библиотечный совет / местные органы самоуправления / Центральное Черноземье / Э. Карнеги / абонентская плата. / Public library / library board / local bodies of self-government / Central Black soil zone / A. Carnegie / subscription.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Т. Л.

В статье рассматривается учреждение и развитие публичных библиотек в России и США во второй половине XIX в. Уделяется внимание законодательству о библиотечном деле, организации работы, финансированию. Изучается организация и функционирование библиотечных советов, благотворительная деятельность. Приводятся конкретные факты о создании и деятельности публичных библиотек, участии органов власти и самоуправления, общественных организаций и местной интеллигенции в создании и поддержке библиотечных учреждений. Проводится сравнительный анализ и делается вывод о том, что развитие публичных библиотек в обеих странах имело много общих черт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PUBLIC LIBRARIES IN RUSSIA AND THE USA (SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY)

The article deals with the establishment and development of public libraries in Russia and the USA in the second half of the 19th century. Attention is paid to the legislation on librarianship, organization of work, financing. The organization and functioning of library boards and charitable activities are examined. Specific facts are given about the creation and activities of public libraries, the participation of government and selfgovernment bodies, public organizations and local intellectuals in the creation and support of libraries. A comparative analysis is carried out and it is concluded that the development of public libraries in both countries had many common features.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В РОССИИ И США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)»

УДК 94:021.2

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В РОССИИ И США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)

© 2022 Т. Л. Кононова

доктор исторических наук, профессор кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: kononova55 @ mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается учреждение и развитие публичных библиотек в России и США во второй половине XIX в. Уделяется внимание законодательству о библиотечном деле, организации работы, финансированию. Изучается организация и функционирование библиотечных советов, благотворительная деятельность. Приводятся конкретные факты о создании и деятельности публичных библиотек, участии органов власти и самоуправления, общественных организаций и местной интеллигенции в создании и поддержке библиотечных учреждений. Проводится сравнительный анализ и делается вывод о том, что развитие публичных библиотек в обеих странах имело много общих черт.

Ключевые слова: публичная библиотека, библиотечный совет, местные органы самоуправления, Центральное Черноземье, Э. Карнеги, абонентская плата.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PUBLIC LIBRARIES IN RUSSIA

AND THE USA (SECOND HALF OF THE 19th CENTURY)

© 2022 T. L. Kononova

Doctor of Historical Sciences, Professor at the Foreign Languages and Professional Communication Department e-mail: kononova55 @ mail. ru

Kursk State University

The article deals with the establishment and development of public libraries in Russia and the USA in the second half of the 19th century. Attention is paid to the legislation on librarianship, organization of work, financing. The organization and functioning of library boards and charitable activities are examined. Specific facts are given about the creation and activities of public libraries, the participation of government and self-government bodies, public organizations and local intellectuals in the creation and support of libraries. A comparative analysis is carried out and it is concluded that the development of public libraries in both countries had many common features.

Keywords: public library, library board, local bodies of self-government, Central Black soil zone, A. Carnegie, subscription.

Целью данной статьи является проследить становление и развитие публичных библиотек в США и России во второй половине XIX - начале XX в.

Интересно отметить, что первым американским библиотекарем был Бенджамин Франклин, основавший в 1731 г. добровольное объединение - Филадельфийскую

библиотечную компанию, члены которой покупали акции, что служило источником средств на приобретение книг в общее пользование. Через несколько лет Франклин составил проект устава библиотек по подписке, целью которых было дать возможность образовываться людям, не имевшим возможности получить образование в колледже или университете [5, с. 371-373].

До 1850 г. в США были распространены общественные библиотеки - люди, нуждавшиеся в книгах, объединялись и формировали библиотеки. Эти библиотеки были платными (коммерческими). Широкая публика могла пользоваться бесплатно читальными залами, где можно было получить газеты, журналы, справочники. Например, в штате Огайо в 1803 г. местное сообщество учредило общественную библиотеку, которая частично содержалась за счет продажи шкур енота. Это Западное Библиотечное Общество стало известно как «Библиотека енотовых шкурок». Ее начальный фонд составлял 61 том, она успешно действовала в течение 30 лет [15, с. 37-39]. Такие общественные библиотеки были близки к системе публичных.

Идея публичной библиотеки, которая существовала на общественные средства и бесплатно обслуживала жителей общины, возникла в начале XIX в. с утверждением принципа всеобщего народного образования. До середины XIX в. их было еще очень мало. В качестве примера можно привести публичную библиотеку в Питерборо, Нью Гэмпшир. В 1833 г. на собрании жителей города было решено использовать часть Государственного литературного фонда, чтобы приобрести книги для публичной библиотеки города. Собрание книг для общего пользования хранилось в помещении почты, а библиотекарем стал почтмейстер. К 1837 г. собрание насчитывало 465 наименований книг, преимущественно исторического, географического и биографического содержания. Библиотека в Питерборо послужила прототипом будущих публичных библиотек в стране [15, с. 40].

В начале XIX в. появляются первые законодательные акты, определяющие положение массовых библиотек в обществе. В середине XIX в. в разных штатах принимаются законы о публичных библиотеках. В 1845 г. в Нью-Йорке был принят закон о финансировании массовых библиотек за счет налогов [5, с. 376]. В Бостоне закон о библиотечном налоге был принят в 1848 г.

Как правило, публичные библиотеки относились к одному из административных округов: существовали муниципальные библиотеки, библиотеки школьного округа, общественные библиотеки, финансируемые районом, в котором они находились, и ставшие впоследствии бесплатными публичными [12, с. 319]. В своде законов различных штатов представлено огромное количество законов о библиотеке. Основные вопросы, которые в них рассматриваются, - это управление библиотеками, их учреждение и организация работы, приобретение библиотечной собственности, поддержка библиотек. Управление библиотеками почти всегда находилось в ведении библиотечного совета. В муниципальных библиотеках советы назначались мэром и утверждались местным советом. Часто мэр или директор школы становились членами совета по своему статусу (по должности). Библиотеки школьных округов находились в ведении правления, которое назначалось местным отделом народного образования.

Закон определял полномочия и обязанности библиотечного совета, который работал бесплатно, что было неизменным условием. Предписывалась форма организации, устанавливалось количество собраний и число членов для создания кворума. Иногда закон требовал, чтобы в совете присутствовал представитель штата, из налогов которого субсидируется библиотека. Библиотека округа управлялась представителями органов власти [12, с. 320]. Библиотеки учреждались по инициативе органа, которому по закону принадлежала власть - муниципалитета, совета или мэра; в школьном округе - отдела народного образования; в административном округе -

руководителя; в районах округа - попечителей. Предложение учредить библиотеку могло исходить от жителей.

Начальные затраты на оборудование библиотеки могли обеспечиваться или за счет текущего дохода от налогообложения, или от выпуска облигаций, количество которых, время и процент обычно предписывались. Положение о принятии даров на возведение здания являлось обычным делом. Содержание библиотек повсеместно производилось за счет налогообложения, количество которого обычно устанавливалось в процентах от налога. Косвенные способы общественной поддержки могли включать, например, штрафы за нарушение законов, налог на собак, доходы от лицензии на продажу спиртных напитков и др. [12, с. 321].

Назначение сотрудников библиотеки, как правило, находилось в ведении библиотечного совета. В публичных библиотеках округа при приеме на работу нужно было сдать экзамен. Претенденты должны были закончить библиотечную школу и иметь хотя бы год стажа. В законодательстве некоторых штатов просматривалось желание контролировать характер книг, приобретаемых в библиотеки. Например, запрет на сектантские и религиозные издания. В некоторых штатах властные органы сами готовили списки книг, особенно для школьных библиотек. В одном штате было такое положение: «Приобретаемые книги должны подходить наилучшим образом для информирования и улучшать личность читателя» [Там же, с. 322]. Законы по защите библиотечной собственности предусматривали в некоторых штатах штраф до 500 долларов и тюремное заключение до трех лет за умышленное повреждение и кражу библиотечной собственности. Наказание предусматривалось также за невозвращение книг после уведомления и неисполнение библиотекарем своих обязанностей.

Публичная библиотека в США состояла из центральной библиотеки с читальным залом и абонементом и нескольких филиалов, была доступна для всех слоев населения, действовала вне политики, рассматривалась как общедоступное средство непрерывного образования, а также была способна обеспечить читателям отдых и развлечение. Ключевую роль в развитии бесплатных публичных библиотек в США сыграл Эндрю Карнеги, американский предприниматель шотландского происхождения, крупный сталепромышленник, мультимиллионер и филантроп. В конце XIX в. он направлял средства на строительство зданий для библиотек, как публичных, так и библиотек колледжей и университетов. Публичные библиотеки распространялись по всей стране благодаря пожертвованиям Э. Карнеги. Библиотеки Карнеги организовывались везде, где общины соглашались брать на себя их содержание. К 1920 г. он оказал финансовую помощь в строительстве 2 500 библиотечных зданий в США, Канаде и Великобритании [15, с. 46]. Работа, начатая Эндрю Карнеги, была продолжена Нью-Йоркской корпорацией Карнеги, фондом Дж. Рокфеллера, фондом Г. Форда и др.

Рассмотрим становление и развитие американской публичной библиотеки на примере публичной библиотеки города Линкольна. На собрании литературного кружка 8 февраля 1872 г. впервые обсуждается вопрос о публичной библиотеке в Линкольне, штат Иллинойс. Через два года, 18 апреля 1874 г., состоялось собрание жителей города в Камберлендской пресвитерианской церкви с целью организации публичной библиотеки и читального зала, а два дня спустя принят устав Общества библиотеки Линкольна. Полковник Роберт Лэтем был избран президентом Общества, избраны также вице-президент, секретарь, казначей и члены правления [13, с. 13]. По уставу основной капитал был определен в 5 тыс. долларов, 500 акций по 10 долларов каждая. Комитет продал 144 акции, любой человек мог стать акционером Общества.

Пожизненное членство в Обществе приобреталось за 50 долларов. Каждый акционер имел столько голосов, сколько имел акций, и платил налог - 2 доллара ежегодно по каждой акции для помощи в финансировании Общества. Пожизненные члены не облагались налогом. Если кто-либо хотел пользоваться библиотекой и читальным залом, не становясь акционером, он мог просто платить 3 доллара ежегодно или 1 доллар в квартал, но не имел права голоса в Обществе.

Библиотека Линкольна открылась 29 августа 1874 г. в помещении, предоставленном полковником Лэтемом. Она работала в будние дни с семи до девяти вечера, по субботам с двух до пяти, в воскресенье был выходной. Разрешалось брать на дом книги, а также журналы, но за исключением текущего месяца. К открытию было приобретено 800 экз. книг и разнообразные периодические издания. В 1885 г. все книги и мебель были переданы городу. 21 января 1895 г. городской совет принял постановление об учреждении бесплатной публичной библиотеки и читального зала в Линкольне. Город предоставил для библиотеки комнату в здании городской ратуши и выделил 500 долларов в качестве «библиотечного капитала» [13, с. 16].

Библиотека и читальный зал находились в ведении правления из девяти человек, назначавшихся мэром с одобрения городского совета. Согласно утвержденным правилам относительно библиотечной собственности, за повреждение книг налагался штраф от трех до пятидесяти долларов, за порчу имущества (зданий, мебели) и невозвращение книг - от трех до ста долларов.

В феврале 1901 г. почетный житель города Стефен Фоули при поддержке городского совета обратился к Э. Карнеги с просьбой о пожертвовании для библиотеки. Карнеги выделил 25 000 долларов на строительство нового здания с условием, что город будет выделять 2 500 долларов для поддержки библиотеки и подберет подходящее место для строительства [Там же, с. 17]. 11 мая 1903 г. члены правления библиотеки впервые собрались в новом здании. Фонд библиотеки составлял к этому времени 10 000 томов. За год с 1903 по 1904 гг. библиотеку ежедневно посещали 170 читателей, общее количество посещений за год составило 45 130 [Там же, с. 24].

Большая часть населения США в 1900-е гг. - сельские жители. Для их обслуживания также создавались публичные библиотеки с разветвленной сетью передвижек - «странствующих библиотек», как их называли. Законы в некоторых штатах предусматривали библиотеки для фермеров, слепых, иностранцев, чернокожего населения; зрительные залы и проведение лекций, создание спортивных залов. Экономическое развитие страны сопровождалось появлением специальных библиотек. В начале XX в. профессиональные запросы читателей удовлетворяли библиотеки научно-исследовательских учреждений, деловых контор, страховых компаний, промышленных фирм [5, с. 380].

Появлялись библиотеки в больницах, сиротских домах, ремесленных школах, воскресных школах, в исправительных учреждениях, для военнослужащих (в лагерях, на кораблях) и т.д. Например, в собрании книг психиатрической больницы в Плезанте, открытой в 1853 г., хранились книги в сафьяновых переплетах, изданные в Лондоне и Эдинбурге. В исправительном учреждении в Анамозе из 389 его обитателей библиотекой пользовались 311 человек. Фонд библиотеки составлял 5 466 экз. книг и периодических изданий [14].

В России правительство в 1830 г. разрешило открывать публичные библиотеки, но единственным источником их финансирования признало только добровольные пожертвования [4, с. 46-47]. Высокая плата за чтение, залоги, цензурный контроль и отсутствие средств на комплектование новой литературой затрудняли их работу. Так, открытые в 1830-е гг. публичные библиотеки в Воронеже и Орле вынуждены были закрыться.

В 1865 г. был установлен порядок получения разрешений на открытие и содержание библиотек для чтения, по которому разрешение на открытие библиотеки давал местный губернатор [8]. Правила, по которым публичные библиотеки в России работали до 1917 г., были приняты в 1884 г. [7]. Согласно этим правилам губернатор утверждал кандидатуру «ответственного лица», в ведении которого находилась библиотека. Состав фондов контролировался Министерством внутренних дел, для чего издавались специальные алфавитные списки книг, которые не допускались в публичные библиотеки и общественные читальни. Надзор за библиотеками возлагался на чиновника особых поручений при губернаторе и на чины политической и исполнительной полиции. Если у полицейского чиновника существовали сомнения в политической благонадежности просителя, губернатор не давал разрешения на открытие библиотеки.

Повсеместное создание публичных библиотек в России относится ко второй половине XIX в., когда организацией и развитием библиотечного дела начали заниматься местные органы самоуправления и общественные организации. Проследим, каким образом развивалось становление публичных библиотек в Центральном Черноземье России. Публичная библиотека в Воронеже открылась в 1864 г. В ее учреждении большую роль сыграл редактор «Воронежских губернских ведомостей» и «Воронежской беседы» М.Ф. Де-Пуле. Библиотека находилась в ведении комитета, который возглавил в 1870 г. земский врач К.Ф. Федяевский. Благодаря усилиям комитета город предоставил библиотеке просторное помещение на втором этаже городского театра, библиотека начала выписывать новые книги и журналы, и к 1886 г. ее фонд составлял 27 тыс. томов [6]. В развитии библиотечного дела в Воронеже активное участие принимали представители местной интеллигенции - педагог И.Ф. Бунаков, писатели А.Ф. Эртель и Г.И. Недетовский, преподаватель математики А.И. Киселев. В Воронеже к началу XX в. функционировали три городских филиала.

Первая публичная библиотека в Орле была открыта в 1839 г. Руководство библиотекой осуществлял специальный комитет, она находилась на попечении губернатора Н.М. Васильчикова, инспектор губернской гимназии П.А. Азбукин заведовал библиотекой. В 1839 г. в библиотеке было зарегистрировано 850 читателей, на дом книги выдавались за плату, фонд насчитывал более 2 тыс. томов. Библиотека работала с трех часов дня, в субботу и воскресенье - с утра и существовала только на добровольные пожертвования. В 1841 г. обслуживание читателей было прекращено. В 1858 г. частные денежные пожертвования дали возможность снова открыть библиотеку, но финансовое положение было неустойчивым, и в 1866 г. учреждение закрылось.

В Курске решение об открытии публичной библиотеки было принято в 1894 г., а открылась она только в 1897 г. [1, л. 1]. Библиотеке было присвоено имя курского астронома А.Ф. Семенова. На первом общем собрании членов Общества Семеновской публичной библиотеки было избрано правление и члены ревизионной комиссии. Членами Общества становились все годовые подписчики, среди них - действительные, непременные, почетные и пожизненные.

Помещение для библиотеки предоставил курский цеховой Е.П. Александров. Библиотека существовала на пособия городской Думы, губернского земства, Общества содействия начальному образованию, членские взносы, доходы от спектаклей и концертов, проценты по ценным бумагам. Правление решало все вопросы деятельности библиотеки и ежегодно издавало отчеты, в которых публиковались сведения о числе подписчиков, количестве посещений и книговыдач, составе фонда, финансовые отчеты и др.

Подписная плата составляла 3 руб. в год, позднее была введена система залогов. В 1901 г. в библиотеке было 570 подписчиков, а в 1916 г. их было уже 2 500. В 1915 г. фонд библиотеки составлял 35 тыс. томов [9, с. 13].

Во второй половине XIX - начале XX в. публичные библиотеки появляются не только в губернских, но и в уездных городах России. Они учреждались уездными земствами и городами, общественными организациями, по инициативе местных жителей. Например, в Курской губернии на устройство Белгородской городской библиотеки городская дума выделила 1 000 руб. и ежегодно выделяла 300 руб. на ее содержание [2, л. 3, 3 об.]. Учредителем библиотеки являлось общество Белгорода, как было указано в ее уставе. Плата за выдачу книг на дом составляла 3 руб. для годовых подписчиков и 30 коп. для месячных подписчиков.

В 1894 г. князь П.Д. Долгоруков ходатайствовал об учреждении публичной библиотеки при начальном народном училище в Мирополье [3, л. 69]. Щигровской земской библиотеке было присвоено имя местного помещика, писателя и историка Е.Л. Маркова. Брат писателя на свои средства построил здание для библиотеки и передал его земству. Делами библиотеки занималось собрание членов и правление. Плата за чтение составляла 2 руб. в год [11].

Основу фонда Льговской публичной библиотеки составляла коллекция книг местного помещика, гласного Курского губернского земства Е.М. Жданова, завещавшего передать свое собрание книг и денежные средства на устройство общественной библиотеки. В 1893 г. библиотека Жданова была передана Льговскому земству [10, с. 160]. Устройством библиотеки занимался князь И.В. Барятинский, который был назначен ответственным лицом. Для ведения дел ежегодно собиралось общее собрание подписчиков. Решения общего собрания выполнял распорядительный совет, в который входили представители уездной управы, подписчиков, местного духовного и светского училищного начальства. Совет занимался финансовыми делами, вел переговоры с книжными магазинами и редакциями периодических изданий о приобретении книжной и журнальной продукции.

Таким образом, во второй половине XIX в. в России силами местного общества учреждаются публичные библиотеки, открытые для всего населения. Единственным ограничением доступа читателей было внесение ими абонентской платы. Они создавались и управлялись коллегиально, для чего создавались комитеты или советы, подотчетные земским и городским органам самоуправления. Своеобразие их структуры заключалось в самоуправлении и привлечении местного населения к участию в жизни и работе библиотеки, поэтому их можно признать наиболее жизнеспособными. Существенную роль в развитии библиотечного дела играла местная интеллигенция.

Мы можем проследить общие черты в развитии публичных библиотек в России и США. И в России и в США они начали широко распространяться во второй половине XIX в. Можно сказать, что у местных обществ существовала потребность в чтении и библиотеках. Денежные пожертвования были распространенным способом финансирования, хотя основным источником было государство (в США - из средств налогообложения) и местные органы самоуправления (земства) в России. Много общего наблюдается и в управлении публичными библиотеками - коллегиальные органы (советы или комитеты) мы находим в обеих странах. В России они обычно назначались земством, а в США - мэром или местным советом. Различия можно наблюдать в законодательстве о библиотеках. В США в каждом штате свои законы, которые довольно подробно регламентируют управление библиотеками, их учреждение и организацию работы, приобретение библиотечной собственности и т.д. Лишь в некоторых штатах наблюдается стремление органов власти контролировать состав фондов. Российские законодательные акты о библиотеках формировали механизм

государственного контроля за деятельностью библиотек, книжные фонды проверялись на предмет наличия в них запрещенных изданий. В целом мы можем отметить, что и в России и в США публичные библиотеки были доступны для широкой публики, поддерживались государством (или местными органами самоуправления), создавались силами местного общества, что отражало рост интереса населения к книге. В обеих странах наблюдается стремление общества приобщиться к просвещению путем чтения и устройства библиотек.

Библиографический список

1. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 5458.

2. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5709.

3. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7261.

4. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в СССР I К. И. Абрамов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Книга, 1980. - 351 с.

5. Балкова, И. В. История библиотечного дела: курс лекций I И. В. Балкина. -Москва: Пашков дом, 2013. - 415 с.

6. Коротких, Г. Л. Федяевские и Воронежская публичная библиотека I Г. Л. Коротких II Воронежский краеведческий сборник. - Воронеж, 2004. - Выпуск 5. -С. 9-12.

7. О временных мерах по отношению к открытию и содержанию публичных библиотек и кабинетов для чтения : [Высочайшее повеление от 5.01.1884.] II ПСЗРИ. Собрание 3. Том 4 : 1884 г. - Санкт-Петербург, 1887. - С. 3.

8. О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях II ПСЗРИ. Собрание 2. Том 40: Отд. 1. - Санкт-Петербург, 1867. -С. 397-406.

9. Отчет правления о деятельности Курской Семеновской публичной библиотеки и Пушкинской бесплатной народной библиотеки-читальни при ней за 1915 год (18-й год существования). - Курск : Электр. тип. губерн. правл., 1916. - 29 с.

10. Свод постановлений Курского губернского земства (с 1892 по 1901 включительно) I сост. под ред. И. П. Белоконского. - Курск : Тип. губерн. земства, 1903. - 1172, 70 с.

11. Устав Щигровской Общественной Марковской библиотеки с кабинетом для чтения. - Курск, 1901. - 8 с.

12. Brett, William H. Comments on Library Legislation II Bulletin of the American Library Association. - July. 1916. - Vol. 10. - № 4. - Р. 319-324.

13. Burritt, Susan R. The Lincoln Public Library: A Historical Study of a Carnegie Public Library. - USA: Kent State University, 1991. - 58 p.

14. Carey, Miriam E. Libraries in State Institutions II Bulletin of the American Library Association. - 1907. - Vol. 1. - № 4. - Р. 101-108.

15. Public Libraries in the United States: Trends, Problems and Recommendations: A Report prepared for the National Advisory Commission Libraries. - N.Y.: Nelson Associates, 1967. - 69 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.