Abstract: The article deals with the formation and
ОСВОЕНИЕ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ: ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
THE DEVELOPMENT OF PRENISEUS SIBERIA: EDUCATION AND PEDAGOGY
development of long jump as a sport in the world
13
УДК 796.012
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА КАК ВИДА СПОРТА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАКУРС
Кожура Надежда Алексеевна, Магистрант II курса, тренер по легкой атлетике, институт физической культуры, спорта и туризма Сибирский Федеральный Университет г. Красноярск
Научный руководитель - Пономарев Василий Викторович.
Аннотация: В статье рассматривается становление и развитие прыжков в длину с разбега как вида спорта в мировой практике: Историко-педагогический ракурс.
Соревнования по прыжкам в длину с разбега стали проводиться с началом возрождения легкой атлетики. В 1860 г. этот вид был включен в программу ежегодных «больших игр» Оксфордского университета в Англии. Техника прыжков в длину с разбега имеет три разновидности: «согнув ноги к груди», «прогнувшись» и «ножницы». Самый простой способ «согнув ноги к груди» применялся до конца XIX в. Современный способ «ножницы» впервые появился еще 1900 г., но широкое распространение получил только в 30--40-х гг. XX в. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного ребенка, а при отборе — ребенка для конкретного вида спорта.
Ключевые слова: Спорт, легкая атлетика, прыжок в длину с разбега, история развития, спортивный отбор, сравнительный анализ результатов.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF LONG JUMP FROM A RUN AS A SPORT IN THE WORLD PRACTICE: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PERSPECTIVE
Nadezhda Kozhura, 2nd year master's Student, athletics coach, Institute of physical culture, sports and tourism Siberian Federal University Krasnoyarsk
practice: Historical and pedagogical perspective. Competitions in long jump with a run began to be held with the beginning of the revival of athletics. In 1860 this species was included in the program of the annual "great games" of Oxford University in England. The technique of the long jump from running start has three varieties: "bent legs to your chest", "caved in" and "scissors". The easiest way to "bending your legs to your chest" was used until the end of the XIX century. The modern method of "scissors" first appeared in 1900, but became widespread only in the 30--40-ies of XX century Technology orientation and selection of a single, the only difference is in the approach: orientation choose a sport for a particular child, and in the selection of the child for a particular sport.
Key words: Sport, track and field athletics, long jump, history of development, sports selection, comparative analysis of results.
1. История развития прыжка в длину с разбега. Соревнования по прыжкам в длину с разбега стали проводиться с началом возрождения легкой атлетики [1, 2]. В 1860 г. этот вид был включен в программу ежегодных «больших игр» Оксфордского университета в Англии. Первый зарегистрированный рекорд был равен 5,95 м. В 1868 г. англичанин А.Тосуэлл прыгнул на 6,40 м, а уже в 1874 г. ирландец Д.Лэйн преодолел семиметровый рубеж. Его рекорд -- 7,05 м. В 1935 г. американский спортсмен Д.Оуэне прыгнул на 8,13 м, этот рекорд продержался до 1960 г.
Прыжок в длину на марке СССР, посвящённой Олимпиаде 1980 года
14
В 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико Р-Бимон (США) показывает феноменальный результат -- 8,90 м, который до сих пор является олимпийским рекордом. Лишь в 1991 г. другой американец М.Пауэлл доводит мировой рекорд до 8,95 м. У женщин мировые рекорды начинают фиксировать с 1928 г. Первой рекордсменкой стала японка К.Хитоми -- 5,98 м. Шестиметровый рубеж был преодолен в 1939 г. немецкой прыгуньей К.Шульц -- 6,12 м. Первой женщиной, прыгнувшей за семь метров, стала советская прыгунья В.Бардаускене, показавшая в 1978 г. результаты -- 7,07 и 7,09 м. В настоящее время рекорд мира принадлежит российской прыгунье Г.Чистяковой -- 7,52 м. Техника прыжков в длину с разбега имеет три разновидности:
«согнув ноги к груди», «прогнувшись» и «ножницы». Самый простой способ «согнув ноги к груди» применялся до конца XIX в. Современный способ «ножницы» впервые появился еще 1900 г., но широкое распространение получил только в 30--40-х гг. XX в. В 1920 г. финский прыгун Туулос впервые продемонстрировал новую технику прыжка в длину -- «прогнувшись». Несмотря на то, что этот способ является менее эффективным по сравнению с «ножницами», многие прыгуны, а особенно женщины, широко его используют. Ряд других прыгунов применяют совмещенную технику этих двух способов. Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление. Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости, которую может развить спортсмен, в отличие от других видов прыжков. Длина разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных особенностей спортсмена и его физической подготовленности.
Существуют три способа прыжков -«согнув ноги к груди», «прогнувшись», «ножницы».
Прыжок в длину состоит из разбега, отталкивания, полетной фазы и приземления. Длина разбега определяется уровнем беговой подготовленности, умением набрать максимальную скорость и равняется 30-35 м у женщин и 40-45 м у мужчин. С повышением тренированности длина и скорость разбега увеличивается. У детей длина разбега
значительно сокращается: у младших школьников она равняется 15-20 м, у старших -25-30.
2. Спортивный отбор. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного ребенка, а при отборе — ребенка для конкретного вида спорта [1, 2, 5].
Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом продолжительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.
Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).
Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.
Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на
национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах.
3. Сравнительная характеристика в прыжках в длину с разбега.
15
Таблица 1. Контрольные испытания и нормативы с целью отбора детей и подростков в отделения легкой атлетики спортивных школ (прыгуны в длину с разбега) 80-х годов [3].
Контрольные испытания Контрольные нормативы
И лет 12 лет
мальчики девочки мальчики девочки
Бег на 30 м с ходу, с 3,9 4,1 3,7 3,9
Прыжок в длину с места, см 200 190 205 195
Тройной прыжок с места, м 6,5 5,8 6,8 6,2
Прыжок в высоту с места, см 40 35 45 40
Наклон вперед, см 8 10 10 12
Поднимание туловища из положения лежа в положение сидя, кол-во раз 40 35 45 40
Таблица 2. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки, по федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика», 2017 года [4].
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Прыжки
Скоростные качества Бег на 20 м с ходу (не более 3,4 с) Бег на 20 м с ходу (не более 4,2 с)
Бег 100 м (не более 15,2 с) Бег 100 м (не более 17,5 с)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 190 см) Прыжок в длину с места (не менее 160 см)
4. Сравнительная характеристика результатов в прыжках длину с разбега у женщин.
Таблица 3. Результаты ОИ с 1980г-2012г.
Место и лата Спортсменки Страна Результаты
пр овадання ¿анаыгие цризоиые
Г ир ПЕиЩшш места
ОИ 1980т, Москва 1. Tatiana KOLPAKOVA 2. Brieitte WUJAK 3. Tatiana 5КАСНКО СССР вдр СССР 7.06 7.04 7.01
ОИ 198 В, Сеул 1. Jactie JOYNER.-KERSEE 2. Heike DRECHSLER 3. Galina CHISTIAKOVA США ГДР СССР 7.40 7.22 7 11
ОИ 1992 Барселона l. Heike DRECHSLER 2. Inessa KRAVETS 3 Jacbie IOYNER-KERSEE Германия Команда стран СНГ США 7.14 7 12 7.07
ОП 2(10(1. Сидней 1. Heike DRECHSLER 2 Fiona MAY 3. Tatiana KOTOVA Германия Италия Россия 6.99 6.92 б S3
ОИ 2004, Афины 1. Tatvana LEBEDEVA 2 Irina 5IMAGINA Tatiana KOTOVA Россия Россия Россия 7.07 7.05 7.05
ОИ 200В, Пекин 1. ilauieen НША MAGGI 2. Tatvana LEBEDEVA 3 EIe::me OKAGBAHE Бразилия Россия Нигерия 7.04 7.03 691
ОИ 2012. Лондон l. BrittnevREESE 2. Yelena SOKOLOVA 3. JanavDELOACH США Россия США 7.12 7.07 6.S9
Место и дата Спортсменки Страна Резулыаты
проведения шнявшие призовые
соревновании места
Чемпионат мира. 1. Britlncy REESE США 7.01
2013, Москва 2. Blessing Нигерия 6.99
OKAGBARE Сербия 6.82
3. Ivana SPANOVIC Россия 6.81
5. Olga
KUCHERENKO
Чемпионат мира. 1. Tianna США 7.14
2015, Пекин BARTOLETTA Великобритания 7.07
2. Shara PR(X'TOR Сербия 7.01
3. Ivana SPANOVIC Россия 6.65
10 Darya KLISHINA
ОИ 2016. Рио-дс- 1. Tianna США 7.17
Жансйро BARTOLETTA США 7.15
2. Brillney REESE Сербия 7.08
3. Ivana SPANOVIC Россия 6.63
9. Darya KLISHINA
Чемпионат мира. 1. Briitncv REESE США 7.02
2017, Лондон 2. Darya KLISHINA Россия 7.00
3. Tianna США 6.97
BARTOLETTA
Проанализировав результаты
выступлений женщин квалифицированных в прыжках в длину с разбега на чемпионате мира и олимпийских игр, мы видим, что с 1980г. по 2012 гг. советские и Российские спортсмены всегда выступали стабильно и показывали высокие результаты, занимав призовые места. Однако проанализировав выступление с 2013г по 2017гг., мы видим, что уровень подготовки наших спортсменок упал и редько удается занять призовые места и не могут составить конкуренцию. Также мы сделали анализ нормативов 80-х годов и 2017 года, упражнения были изменены и начали применять новые методики подготовки прыгунов. Однако мы видим, что при изменении методики подготовки и нормативов, результаты наших сортсменок упал, поэтому мы считаем, что необходимо вернуться к примнению методик 80-х годов, но сделать коректировку под современные условия.
Список используемой литературы:
1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия для студентов: Учеб.пособие.-М.:Изд-во РУДН,1999;
2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.-М.:Высшая школа,1978;
3. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999;
4. Проект Приказа Минспорта России «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» (по состоянию на 16.11.2017) (подготовлен Минспортом России), - КонсультантПлюс;
5.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
Таблица 4. Результаты ОИ и чемпионатов мира с 2013г.-2018г.