УДК 373.58(73)
Е. В. Усенко
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ПРИ КОЛУМБИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ШТАТА НЬЮ-ЙОРК
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: децентрализация; концепция образования; национальная система образования; образование; образовательное учреждение; принципы образования; степень бакалавра; степень доктора; степень магистра; цель педагогического образования.
АННОТАЦИЯ. Осмысливаются основные идеи педагогического образования, которые были сформулированы на протяжении исторического становления учительского колледжа при Колумбийском университете штата Нью-Йорк. Среди основных идей, завоевавших главные позиции в академическом мире, — подготовка нового типа учителя, функциями которого являются стимулирование самодеятельности учащихся, развитие их любознательности и стремление к самостоятельному творчеству, а также появление двухуровневой системы подготовки учителей, которая предполагает присуждение ученых степеней бакалавра и магистра.
E. V. Usenko
THE BEGINNING AND FURTHER DEVELOPMENT OF PEDAGOGIC EDUCATION IN TEACHERS’ TRAINING COLLEGE OF COLUMBIA UNIVERSITY (NEW YORK)
KEY WORDS: decentralization; pedagogical conception; national system of education; education; educational institutions; educational principles;
Bachelor’s Degree; Doctor’s Degree; Master’s Degree; purpose of education.
ABSTRACT. The purpose of the article is the comprehension of the main ideas in the sphere of education, which were formulated during the historical development of the Teachers’ College at Columbia University (New York). Many modern teachers consider that those ideas could take the main positions in the academic world. Among the ideas there is the preparation of a new type of the teacher. His main functions are to stimulate the activity of the students, to develop their wish for studying and to strive for independent creation. The second idea of the Teachers’ College is the appearance of the system of the teachers’ preparation which has two levels. After graduating from the university the students get Bachelor’s Degree or Master’s Degree.
В условиях реформирования национальной системы образования, ее интеграции в мировое образовательное пространство очень важно знать современную зарубежную практику образования, а также уметь анализировать процессы, происходящие в образовательной сфере за рубежом. Изучение опыта других стран в области образования помогает получить знания о тенденциях развития зарубежных образовательных систем, вследствие чего позволяет лучше осознать приоритеты отечественного образования, что в свою очередь обеспечивает целостное видение современных проблем образования и показывает возможности их разрешения.
Известно, что успех образовательного процесса во все времена во многом зависел от образованности, уровня эрудиции, общей культуры, а также профессионального мастерства педагога. В соответствии с этим остро встает проблема профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях современного общества, выявление позитивных и негативных черт формирования личности педагога.
Мы считаем целесообразным обратиться к изучению американского опыта, так как именно в этой стране к началу XXI в. сформировалась высокоразвитая система педагогического образования. По мнению американского профессора университета Джона Хопкинса Филиппа Алтбаха (Philip G. Altbach), сегодня университеты в США имеют возможность обеспечивать глубокую теоретическую подготовку к предстоящей научнопрактической и педагогической деятельности [1, с. 24]. Данное высказывание справедливо по отношению к Колумбийскому университету штата Нью-Йорк, в котором сегодня сосредоточено множество колледжей, осуществляющих подготовку специалистов по разным направлениям, а также есть учительский колледж, непосредственно готовящий кадры к педагогической деятельности в разных типах учебных заведений.
Любой колледж или университет является образовательным учреждением со своими историческими корнями. Учительский колледж при Колумбийском университете также имеет долгую историю своего развития. В нашей статье мы считаем необходимым обратиться к истории становления учительского колледжа при Колумбийском университете, который сегодня занимает одно из первых мест среди колледжей США.
После войны за независимость в 1787 г. уже существовавший Колумбийский колледж получил право стать самостоятельным вузом и называться университетом. С этого времени он стал достаточно быстро расширяться и открывать новые колледжи. В 1887 г. при Колумбийском университете открылась Нью-Йоркская школа для подготовки учителей под руководством преподавателя Колумбийского университета Николаса Мьюррэя Батлера (Butler, Nicholas Murray) (1862—1947).
Необходимо отметить, что система высшего образования в США, в отличие от российской, была полностью децентрализована, т. е. здесь отсутствовали организации, аналогичные Министерству образования в нашей стране, разрабатывающие единые государственные стандарты образования. Таким образом, Н. Батлер стремился создать централизованную администрацию школьного образования в штате Нью-Йорк, для чего необходимо было организовать обучение педагогике как науке. Таким образом, с начала основания школы для подготовки учителей Н. Батлер ввел педагогику в число академических университетских дисциплин. Примечательно и то, что первый курс по сравнительной педагогике в истории мирового педагогического образования был прочитан студентам учительского колледжа в 1898 г. [4].
Николас Мьюррэй Батлер являлся президентом Нью-Йоркской школы для подготовки учителей до 1892 г. В 1901 г. президент Колумбийского университета
подал в отставку, и Н. Батлер был назначен исполняющим его обязанности. В следующем году он был официально введен в должность президента Колумбийского университета. Необходимо отметить, что во время правления Н. Батлера (1901—1945) университет стал национальным центром инноваций в области образования и организации учебного процесса. Большие успехи были достигнуты в области преподавания как гуманитарных, так и естественных дисциплин, а также преподавания психоло-го-педагогических дисциплин в этом учебном заведении. Все это способствовало углублению специализации подготовки будущих учителей и специалистов других направленностей [4].
В 1892 г. в Колумбийском университете произошли два значимых события. Нью-Йоркская школа для подготовки учителей, президентом которой в тот момент был Уолтер Л. Гервей (Walter L. Harvey), правящий с 1892 г., была переименована в учительский колледж при Колумбийском университете (Teachers’ College). Новый статус способствовал росту числа желающих обучаться в данном учебном заведении, а также введению преподавания большего количества дисциплин, в число которых обязательно входило изучение латинского и греческого языков, истории США, литературы, а также изучение некоторых дисциплин педагогической направленности, а именно «Развитие образования в Америке» и «Зарубежная педагогика». Вторым важным событием стало то, что в 1892 г. была впервые введена степень магистра в области педагогики, а в 1900 г. эта степень впервые получает право присуждаться как почетная [3]. Уолтер Гервей оставался в должности президента учительского колледжа недолгий период времени. В 1897 г. он принял решение оставить данное учебное заведение, передав все свои полномочия Джеймсу Эрлу Расселю (James Earl Russel), который оставался президентом с 1898 по 1926 г.
С самого начала своей педагогической деятельности Д. Рассел разработал три основные цели педагогического образования, которыми, по его мнению, следует руководствоваться в своей работе. Прежде всего необходимо обращать огромное внимание на развитие общей культуры будущих учителей, которую можно прививать через изучение общеобразовательных дисциплин. Второй целью Д. Рассел называет формирование профессиональных знаний у будущих учителей, что предполагает глубокое изучение теории психолого-педагогичес-ких дисциплин. И третьей целью, по мнению Д. Рассела, должна быть так называемая «техническая квалификация», а именно включение практики в образовательный процесс [2].
Для осуществления вышеперечисленных целей учительскому колледжу нужны были новые люди, которые совместно смогли бы создать такой образовательный процесс, который бы смог гармонично соединить общеобразовательную и психолого-педагогическую подготовку будущих специалистов в области образования. Растущее культурное влияние и научная репутация учительского колледжа того времени смогли решить данную проблему, пригласив в его штат многих видных ученых, среди которых можно назвать Бэгли Уильяма Чандлера (Bagley, William Chandler) (1874—1946), Джорджа Сильвестера Каунтса (Counts, George Silvester) (1889— 1974), Уильяма Килпатрика (Kilpatrick, William Heard) (1871—1965), а также великого ученого в области образования и автора более 180 работ, посвященных педагогическим проблемам, Джона Дьюи (John Dewey) (1859—1952).
В учительском колледже Колумбийского университета Джон Дьюи продолжил разрабатывать оригинальную концепцию образования, много времени уделяя подготовке учителей нового типа. В 1916 г. ученый представил свою главную работу «Демократия и образование»
(«Democracy and Education»), в которой попытался дать собственное определение образованию. По мнению ученого, «это такая реконструкция или реорганизация опыта, которая увеличивает значимость уже имеющегося опыта, а также способность направлять ход усвоения последующего опыта» [2].
На основе своего представления Дьюи сформулировал основные принципы образования, которые сперва были заложены в основу подготовки учителей в Колумбийском университете, а позже определили направление многих педагогических новаций XX в. Прежде всего, Джон Дьюи считал, что обучение и усвоение знаний должно осуществляться на активной, а не на пассивной основе.
Второй постулат, который лежит в основе всей педагогики заключается в том, что в управлении школой и в практике ее работы следует применять демократические принципы. Дьюи рассматривал принцип демократического участия как средство приобщения индивида, будь то ребенок или учитель, к самоуправлению в условиях справедливого и служащего интересам всеобщего благосостояния общества.
Третий постулат посвящен мотивации как важной составляющей в сфере образования. Джон Дьюи проводил четкое разграничение между простым любопытством и собственно познавательной мотивацией. Он со всей ясностью подчеркивал, что учитель должен нести ответственность за педагогическое руководство учащимися.
Американский ученый также полагал, что необходимо научить будущих учителей организовывать исследовательскую работу учащихся, так как она является существенным элементом методики обучения. Учитель призван стать творческой личностью в той или иной области. По мнению Дьюи, образцовый учитель должен отличаться способностью выразительно проявлять себя, начиная от вербальных умений и кончая более спе-
цифическими видами творческого самовыражения. Дьюи мечтал о том, чтобы будущие учителя формировались не только на основе программ узкопрофессиональной подготовки, но чтобы они изучали свободные искусства.
Таким образом, выступая против канонов традиционной педагогики, Дьюи постоянно подчеркивал, что главным условием успешной деятельности школы должно стать признание приоритета интересов, потребностей и способностей ребенка. Важнейшую функцию учителя он видел в том, чтобы стимулировать разнообразными путями самодеятельность учащихся, пробуждать и развивать их любознательность, стремление к самостоятельному творчеству.
Уже в начале XX в. идеи великого ученого Джона Дьюи стали признанными в вопросах образования. Его педагогические идеи действительно оказались востребованы многими теоретиками и практиками образования не только за рубежом, но и в нашей стране.
Таким образом, президенту учительского колледжа Дж. Расселу удалось сформировать прочный состав учителей, идеи которых повлияли на становление и развитие учебного заведения, преображая его в один из ведущих академических и исследовательских учебных заведений мира. В 1926 г. Джеймс Эрл Рассел ушел в отставку, передав свои полномочия своему сыну Уильяму Флетчеру Расселу (William Fletcher Russel), который занимал должность президента учительского колледжа с 1927 по 1954 г. Необходимо отметить очень важную заслугу, которая принадлежит У. Расселю во время работы в учительском колледже. В 1935 г. была впервые введена степень доктора в области образования / The Doctor of Education (Ed. D. degree). В своих работах «Образование в Соединенных Штатах Америки» («Education in the United States of America») (1917) и «Значение демократии» («The Meaning of Democracy») (1941) У. Рассел не раз под-
черкивал необходимость в многоступенчатой системе высшего образования, по окончании каждой из которых выпускникам дается официальное подтверждение научной квалификации специалиста в той или иной области и присуждается ученая степень [4].
В 1954 г. Уильяма Флетчера Рассела сменил Холлис Л. Касуэлл (Hollis L. Caswell), который занимал пост президента учительского колледжа с 1954 по 1962 г. Во время своей работы в этом учебном заведении он уделял большое внимание разработке курсов обучения, связанных с государством. В качестве примера можно привести предмет «Демократические принципы: роль учителя в построении демократического общества». Подобный курс акцентировал большое внимание на соотношение целей образовательной политики государства и обязанностях граждан, а также этических нормах и ценностях учителей [4].
Являясь человеком, которого волнуют проблемы не только своего государства, но и других стран, Х. Касуэлл не мог не обратить внимания на сложившуюся ситуацию в Южно-Африканской Республике, которая переживала в то время глубокий экономический кризис, накладывающий отпечаток и на системе образования.
Недовольство системой образования было среди небелого населения, и причинами тому были переполненность школ, большой процент отсева учащихся, а также отсутствие достаточной профессиональной подготовки учителей. Таким образом, в 1961 г. президент учительского колледжа Х. Касуэлл предложил профессионально-педагогическую подготовку волонтеров с последующей работой в качестве учителей в ЮжноАфриканской Республике. Такой программе он дал название «Учителя для Восточной Африки» («Teachers for East Africa»). Эта программа успешно реализовывалась в данном учебном заведении, предлагая специальную подготовку бу-
дущим учителям, которая включала не только педагогические дисциплины, но и изучение африканских языков [3].
В 1962 г. Холлис Л. Касуэлл покинул пост президента, передав власть Джону Х. Фишеру (John H. Fisher), который управлял учительским колледжем с 1962 по 1974 г. Во время своей педагогической деятельности основное внимание он уделял проблемам в городском секторе образования, создав на базе учительского колледжа Институт городского образования (The Institute for Urban and Minority Education), основная цель которого заключалась в решении возникающих проблем и вопросов в сфере среднего образования.
В 1974 г. Джон Х. Фишер ушел с поста президента, передав все полномочия одному из главных историков американского образования Лоренсу Артуру Кре-мину (Lawrence Arthur Cremin), который оставался президентом до 1984 г. В своих трех главных работах «Колониальный опыт: 1607—1783» («The Colonial Experience: 1607—1783»), «Национальный опыт: 1783—1876» («The National Experience: 1783—1876») и «Метрополитный опыт: 1876—1980») («The Metropolitan Experience: 1876—1980») он дал свое определение понятию «образование». Оно должно включать в себя не только работу школ и учебных заведений. Для передачи знаний и продвижения определенных ценностей также необходима деятельность церквей, синагог, библиотек и музеев [2].
В период правления Л. Кремина на базе учительского колледжа были открыты центры различной направленности, а именно в 1981 г. появился Научноисследовательский институт начального образования (The Institute of Research and Service in Nursing Education), и в том же году был создан Центр по изучению одаренных детей (The Centre for the Study of the Gifted) [3]. Кроме того, Л. Кремин способствовал разработке программ в области образования взрослых.
В 1984 г. он решил оставить пост президента, передав место Филиппу Майклу Тимпане (Philip Michael Timpane), который был президентом до 1994 г. В его деятельности самым примечательным было то, что в 1990 г. при учительском колледже он открыл Национальный центр реконструкции образования, школ и преподавания (The National Centre for Restructuring Education, Schools and Teaching).
С 1994 по 2006 г. президентом учительского колледжа был Артур Левин (Arthur Levin). В своих статьях «Портрет сегодняшнего студента колледжа» («A Portrait of Today’s College Student») и «Как бедные поступают в колледж» («How the Poor Get to College») он говорит о деятельности учебного заведения и тех трудностях, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и студенты [4].
Сегодня президентом учительского колледжа является Сьюзан Фурман (Susan Fuhrman). Она руководит учебным заведением, которое осуществляет подготовку по трем направлениям, а именно образование (Education), психология (Psychology) и медицина (Health). Любая программа подготовки учителя содержит такие компоненты, как общеобразовательную подготовку (general education), включающую изучение гуманитарных, общественных и некоторых естественных наук; специальную подго-
товку (specialized education), которая предполагает углубленное изучение учебных курсов, составляющих основу будущей специальности; и профессиональнопедагогическую подготовку (professional education), которая включает в себя педагогическую практику, в ходе которой у студентов появляется возможность развивать и совершенствовать навыки и умения, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности.
По окончании обучения выпускникам присуждается степень бакалавра, магистра или доктора наук в соответствии с выбранной специальностью. Присуждение выпускнику степени бакалавра наук означает, что он может работать в начальной школе. Степень магистра позволяет выпускникам работать в средней и старшей общеобразовательной школе, тогда как степень доктора разрешает выпускникам работать в высшей школе, где они имеют возможность продолжать заниматься исследовательской работой. Такая многоступенчатость в высшем образовании США, по мнению сегодняшнего президента учительского колледжа, является условием его эффективности, когда важное значение имеет правильный выбор профессии и возможность не только ее получения, но и дальнейшее совершенствование профессиональных знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. AMERICAN Higher Education in the Twenty-First Century: Social, Political, and Economic Challenges. By Philip G. Altbach, Robert Oliver Berdohl J. Gumport. — John Hopkins Univ. Pr., 1999.
2. THE COLUMBIA Encyclopedia, Sixth edition, 2007. [электронный ресурс] /Sixth edition 2001— 07. Bartleby. com свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.
3. HISTORICAL Timeline [Электронный ресурс] /Teachers’ College at Columbia University, 2008, режим доступа http://tc.columbia.edu/abouttc/heritage/htm? id-Historical+Timeline свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.
4. THE PRESIDENTS of Teacher’s College [Электронный ресурс] / Teachers’ College at Columbia University, 2008, режим доступа http://tc.columbia.edu/abouttc/heritage/htm? idThe+Presi-dents+of+Teachers+College свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.
Получено 21.05.08 © Усенко Е. В., 2008