УДК 378
Богатырева М.Х.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрена история развития отечественного дизайн-образования с 1918 г., когда были образованы Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), которые в 1920 г. были преобразованы в единое учебное заведение ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), впоследствии реорганизованное во ВХУТЕИН - Высший государственный художественно-технический институт (в 1926 г.). В статье также определены современные тенденции развития российского дизайн-образования. Автор делает вывод о том, что краткий ретроспективный анализ позволил воссоздать целостную картину становления и развития дизайна и дизайн-образования; сформировать и научно обосновать цель и задачи, уточнить методы и технологии профессиональной подготовки дизайнеров.
Ключевые слова: дизайн, дизайн-образование, педагогические доминанты дизайн-образования
Bogatyrevа M.,
PhD in Pedagogy, Associate Professor of Chair of Decorative-Applied Art and Design of the Karachay-Cherkessia
State University named after U. Aliev
THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC DESIGN-EDUCATION
This article is considered the history of development of domestic design-education from 1918, when the First and the Second Svomas (The First and the Second Free State Art Studios) were established, which were formed into a unified education institution in 1920 - Vkhutemas (Higher Art and Technical Studios), later it was reorganized in the Vkhutein (the HSATIN) - the Higher State Art and Technical Institute (in 1926). There are defined the modern trends of development of the Russian design -education in the article. The article author concludes that the summary retrospective analysis is allowed to recreate a comprehensive picture of the formation and the development of design and design -education; to form and justify the aim and goals, to clarify the methods and technologies of professional training of designers. Keywords: design, design-education, pedagogical dominants of design-education
В настоящее время не существует единого мнения по поводу причин и точного периода формирования дизайна как профессии и образовательных учреждений, в которых этой профессии обучали. Ряд исследователей выделяют дату - конец XIX в., когда в Англии получило распространение так называемое «движение искусств и ремесел» под руководством У. Морриса, выступающего против издержек промышленной революции, во время которой обиходную жизнь европейцев наводнили выполненные по одному трафарету предметы. Массовое производство, по его убеждению, приводит к деградации как самого создателя товаров, так и их потребителей. У. Моррис считал, что каждая историческая эпоха, каждое поколение людей имеют равные художественные возможности, и ставил своей задачей возбудить интерес к творческому труду среди самых широких масс населения.
Тем самым в рамках «движения искусств и ремесел» были сформулированы главные положения
теории и творческие принципы дизайна, концепции предметной среды [12].
Дизайн как научное направление стал развиваться в нашей стране только после 1917 г. До этого не существовало строгого подхода к этой научной дисциплине, хотя самобытность русского фольклора и стран, окружавших сначала Древнюю Русь, а затем Российскую империю, давала огромный потенциал к развитию дизайна.
Дизайн-образование как сфера культурной и образовательной деятельности актуализирует ряд проблем, важнейшая из которых - подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего образным мышлением, творческой направленностью, высокими эстетическими свойствами, навыками операционного моделирования, конструкторской деятельности, графической деятельности, способностью к решению нестандартных задач, продуцированию оригинальных идей, удовлетворяющих самые разнообразные пожелания потребителей [2].
□ш
В настоящее время в отечественной педагогической литературе имеются работы, посвященные становлению дизайн-образования. Прежде всего хотелось бы выделить работы Е.Н. Ковешниковой, Г.Б. Минервина, С.М. Михайлова, В.Ф. Рунге, В.В. Сень-ковского, В. Ф. Сидоренко, И.Н. Стор, И.Б. Торшиной, С.В. Форлова и других.
Рассмотрим основные этапы становления отечественного дизайн-образования, которые во многом определялись тенденциями развития отечественного дизайна.
На первом этапе развития отечественного дизайна (1917-1922) он формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции [4, с. 24-29].
В 1918 г. в Москве произошла реорганизация системы художественного образования. При этом на базе Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества были образованы Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). В 1920 г. Первые и Вторые ГСХМ были преобразованы в одно учебное заведение - ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В новом учебном заведении всего было восемь факультетов:
- архитектурный;
- живописный;
- скульптурный;
- полиграфический;
- текстильный;
- керамический;
- деревообделочный;
- металлообрабатывающий [7].
Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении. При этом они изучали художественную культуру, цвет, пропорции, объем, динамику.
Как отмечают исследователи [5; 11; 13], большая роль в развитии дизайна во ВХУТЕМАСе принадлежала преподавателям архитектурного факультета, «за процессами, происходившими на этом факультете, внимательно следили не только все советские архитекторы, но и широкая художественная общественность» [12, с. 55].
На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые: В. Фали-леев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.
Второй этап развития дизайна в России (19231932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия в этот период - один из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров - производственных факультетов ВХУТЕМАСа.
При этом дизайн переориентируется на решение практических задач: разработка бытового оборудования для жилищ, обстановка рабочих клубов, общественных интерьеров... Основная цель дизайна того времени - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры.
Производственные факультеты ВХУТЕМАСа активно включились в изобретательство. Идейные вдохновители этих преобразований - А. Родченко и Л. Лисицкий - наиболее ярко проявили себя в графическом дизайне. Фотомонтаж, шрифтовые композиции, коллаж, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.
Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем традиционные методы обучения, которые препятствовали развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций. Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 19261927 гг. ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.
ВХУТЕИН - Высший государственный художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926 г. на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного.
Как отмечают исследователи [1; 3; 5], постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Поэтому ВХУТЕИН не смог
□ш
удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров.
В 1930 г. на базе полиграфического факультета ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института - так к этому времени называлось учебное заведение) был создан Московский художественно-полиграфический институт (МХПИ), ныне - Московский государственный университет печати.
В этом же году на базе архитектурного факультета был создан Московский архитектурный институт.
Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать.
Дизайн того времени был расчленен на узкоприкладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности, которая не зависела от специфики объекта.
Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е гг. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х годов.
Созданный в 1961 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода. Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.
В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране.
ВНИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и
предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им В.И. Мухиной. Эта деятельность позволила уже в начале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна -возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности.
В конце 80-х - начале 90-х гг. появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узкоприкладном значении данного термина: либо как промышленный, либо как графический дизайн - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.
Как отмечают отечественные исследователи [11 и др.], развитие отечественного дизайн-образования во второй половине XX в. происходило в двух крупных школах художественно-промышленной ориентации:
- Московском высшем художественно-промышленном училище (Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова);
- Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица).
В данных учебных учреждениях был реализован курс «Проектирование», задачей которого было изучение моделирования промышленных изделий и построение учебной работы по реальным заданиям, полученным от производства. В образовательном процессе особо выделялся первый курс, целью которого было повышение общехудожественной культуры студентов в результате освоения различных видов и средств художественного творчества, что стимулировало более полное развитие способностей [12]. Теоретики дизайна того времени считали, что конечный продукт должен иметь определенную культурную целостность, господствующую в обществе, вписываться в систему культуры, при этом иметь гармонично сочетающиеся функцию и форму. Вещь должна была органически входить в пространственную целостность, образуемую всей предметной средой. Такой подход
сш
несколько ограничивал творчество дизайнеров того времени.
Впоследствии ВНИИТЭ вошел в состав ИКСИД - Международный конгресс, прошедший в Москве и ставший для советского дизайна важным событием. Представителями этого движения явилась группа дизайнеров и графиков Е.В. Богданов, И.Б. Березовский, В.К. Зенков под руководством А.П. Ермолаева [2].
Параллельно была создана в системе Союза художников СССР (основатель - Е.А. Розенблюм) Центральная студия художественного проектирования, объединившая дизайнеров выставок, художников интерьера и мебели, художников по керамике и ткани.
В конце XX в. в академиях и университетах открылись дизайнерские факультеты. Содержание профессиональной подготовки будущих дизайнеров в эти годы разрабатывается с учетом системно-деятельного подхода к обучению, который предусматривает владение студентами универсальными учебными действиями, способность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков, способствующих ориентации обучающихся в различных предметных областях познания и мотивации к обучению [3].
При этом субъективный опыт преподавателей-мастеров, их интуиция и оригинальное творчество стали иметь превосходство над теоретизированными методиками. То, как будут использованы знания, зависело теперь от масштаба творческой личности. Образование нацелено на формирование человеческой личности и ее мировоззрения, а не на обеспечение специалистами какой-то сферы деятельности [6; 10].
Таким образом, на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности, стала формироваться новая профессия - дизайнер.
По мнению современных исследователей, ведущей задачей дизайнера является устранение хаоса в предметном мире и упорядочение по трем генеральным линиям - пользы, удобства и красоты.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что развитие российского дизайн-образования происходит в соответствии с современными требованиями к подготовке дизайнеров и в контексте мировых тенденций в этой области:
- организация деятельности на фундаменте непрерывного образования;
- развитие специфического собственно дизайнерского мышления;
- формирование профессиональных навыков по изобретению новых видов дизайн-деятельности и успешной их реализации в конкретных ситуациях;
- включение службы прогнозирования в систему дизайнерского образования.
Однако существуют и проблемы в дизайн-образовании, которые характерны практически для всех вузов, готовящих дизайнеров:
- недостаточная оснащенность художественно-промышленных учебных заведений современными опытными производствами;
- отсутствие макетной базы, без которой невозможно обучать промышленному дизайну;
- отсутствие промышленных предприятий с передовой технологией и организацией производства, с которыми можно было бы создать образовательные кластеры для подготовки современных дизайнеров [9; 10].
Как отмечают Бобряшова О.В., Мосиенко Л.В. [2], с чьим мнением мы солидарны, остаются открытыми вопросы создания дизайнерских центров по типу технопарков, которые занимались бы реальным, оплачиваемым проектированием, в которых реали-зовывался бы, а не имитировался дизайн-процесс.
Анализ показал необходимость включения в программу подготовки дизайнерских кадров следующих важных составляющих:
- организация эффективной практической подготовки;
- организация производственной практики на ведущих предприятиях;
- получение заказов на разработку конкретных дизайн-проектов;
- проведение проектных исследований в области дизайна с учетом региональной и национальной специфики;
- формирование программ дизайнерских заведений в части интенсификации учебного процесса;
- ориентация разрабатываемых программ профессиональной подготовки на интересы промышленности, с одной стороны, а с другой - на гуманитарные потребности общества, культуру, ценностные ориентации заказчиков.
Таким образом, краткий ретроспективный анализ позволил нам создать целостную картину становления и развития дизайна и дизайн-образования; сформировать и научно обосновать цель и задачи, уточнить методы и технологии профессиональной подготовки дизайнеров.
сш
Список литературы
1. Анализ опыта подготовки дизайнеров в высших учебных заведениях. Организация и содержание процесса подготовки дизайнеров: отчет о научно-исследовательской работе // Методические материалы ВНИИТЭ. - М.: ВНИИТЭ, 1987.
2. Бобряшова О.В., Мосиенко Л.В. Компаративный анализ российского и зарубежного опыта развития дизайн-образования // Вестник ОГУ. - 2014. - № 2 (163).
3. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. - М.: Союз Дизайнеров России, 2001. - Т.2. - 392 с.
4. Дижур А.А. Начало Баухауза. К 70-летию основания школы // Техническая эстетика. - 1989. - № 12.
5. Елочкин М.Е. Отечественный опыт дизайн-образования СССР и России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1066
6. Ермаков М.П. Основы дизайна. Художественная обработка металла: учебное пособие. - М.: ЛитераФорте, 2014. - 460 с.
7. ЖадоваЛ.А. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. Страницы истории // Декоративное искусство СССР. - 1970. - № 11.
8. Зинченко В.В. Психология доверия // Магистр. - 1998. - № 4.
9. Каримова И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов специальности «Дизайн» средствами графики: монография. -Благовещенск: АмГУ, 2006. - 200 с.
10. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - 224 с.
11. КоролеваЛ.Ю. Творческое развитие в истории дизайн-образования // Педагогика искусства. - 2015. - № 1.
12. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - М.: Ладья, 2000. - 144 с.
Reference list
1. Analysis of experience of training designers in higher education. The organization and content of the preparation process for designers: Report on the research work // Methodological materials VNIITE. Moscow: VNIITE, 1987.
2. Bobryashova O., Mosienko L. The comparative analysis of the Russian and foreign experience of design- education development // Bulletin of OSU. 2014. № 2 (163).
3. Voronov N. The Russian design. Essays on the history of domestic design: In 2 vol. M.: Association of Designers of Russia, 2001. Vol. 2. 392 p.
4. Dizhur A. The Beginning of the Bauhaus. For the 70th anniversary of the founding of the school // Technical Aesthetics. 1989. № 12.
5. Elochkin M. Domestic experience in design -education of the USSR and Russia [Electronic resource]. - Access mode : http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1066
6. ErmakovM. Fundamentals of design. The artistic metal processing: Textbook. M.: Literaforte, 2014. 460 p.
7. Zhadova L. VHUTEMAS (HATS) - VHUTEIN (the HSATIN). Page of history // Decorative Arts of the USSR. 1970. № 11.
8. Zinchenko V. Psychology of trust // Master. 1998. № 4.
9. Karimova I. The formation of design and creative thinking of students of the specialty "Design" by the graphic means: Blagoveshchensk: ASU, 2006. 200 p.
10. Koveshnikova N. Design: History and theory: Textbook. M.: Omega-L, 2007. 224 p.
11. Koroleva L. The creative development in the history of design -education // Art Pedagogy. 2015. № 1.
12. Khan-MagomedovS. VKHUTEMAS (HATS). M.: Lad'ya, 2000. 144 p.