Научная статья на тему 'Образовательно-методическая концепция ВХУТЕМАСа'

Образовательно-методическая концепция ВХУТЕМАСа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1539
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ДИЗАЙНА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CONSTRUCTIVISM / ЕDUCATIONAL-METHODICAL CONCEPT / DESIGN THINKING / DESIGN METHODS / AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Партылова Валентина Васильена

В статье рассматривается период советской культуры, при котором зарождается новый тип специалистов в области художественного проектирования. После революции 1917 года разрушается относительная обособленность художественной культуры. Объектом исследования является ВХУТЕМАС (Высшие художественно технические мастерские), анализ художественно-педагогической системы Вуза как социокультурного феномена советской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL-METHODICAL CONCEPT OF VHUTEMAS

The article examines the period of Soviet culture, in which a new type of specialists in the field of artistic design is born. After the revolution of 1917, the relative isolation of artistic culture collapses. The object of the study is VHUTEMAS (Higher Artistic Technical Workshops), the analysis of the artistic and pedagogical system of the University as a socio-cultural phenomenon of Soviet culture.

Текст научной работы на тему «Образовательно-методическая концепция ВХУТЕМАСа»

О прошедшем говорит. В виде галок и ворон.

И тебя, моя Наташа, В деревах - столпотворенье

Вижу я в одном цветке. Чисел, символов, имён.

У тебя на шее кашка Перед бабочкой пучина

И настурция в руке. Неразгаданных страстей....

Я сажусь и забываю Геометрия - причина

Всё, что было до меня, Прорастания стеблей»

Николай Олейников - поэт 1920-1930 годов, его начали печатать не так давно. (Обсуждаем впечатление от стихотворения). (Обучающиеся считают, что в стихотворении должно быть «Наташка», а не «Наташа»).

11) Подведение итогов.

На сцену вызываются все, кто имеет 3 или более фишки и награждаются.

Вызываются все, кто имеет фишки. Все им аплодируют.

12) Обсуждаем с методической точки зрения, как прошел вечер.

Каковы цели проведения? Достигнуты ли они? Насколько этот опыт пригодится им в работе? Что хотелось бы изменить в программе? Каковы недостатки? Что особенно понравилось?

(Среди недостатков указано, что подготовившие вечер не указали использованную литературу. Предложено собрать эти сведения. Также не уложились в полтора часа по времени. Предложено продумать, что можно было вынести за пределы программы как запасной материал. Среди достоинств указано хорошее чередование подвижных и неподвижных развлечений, а также удачная система применения фишек. Всем ответственным за проведение поаплодировали).

П.С. Наше обсуждение проходило за чаем с тортом.

13) Уборка зала.

КОНЕЦ.

Очень часто случается так, что задачи, подготовленные для вечера решаются быстро, или, если вечер был организован как соревнование команд и две команды имеют одинаковое количество очков и т.д. Поэтому к математическому вечеру необходимо обязательно подобрать дополнительный материал. Примером может служить конкурс «Цепочка».

Конкурс «ЦЕПОЧКА».

От каждой группы приглашается по 2 человека. На одной стене висят конверты с номерами и заданиями для одной команды, на другой - конверты с номерами и заданиями для другой. Задания одинаковы, только пронумерованы и развешаны по-разному. Соревнующиеся об этом не знают. Вопросы вслух не зачитываются. Первый конверт указан. В нём задание. Ответ задания - номер следующего конверта и т.д. Нужно быстрее пройти по цепочке до последнего конверта, правильно находя каждый следующий номер. Работу команд контролируют 2 ведущих (каждый свою). Побеждает команда, которая пройдёт цепочку быстрее. Вопросы побеждённой команды зачитываются и решаются залом. Раздаются фишки.

Вопросы для цепочки.

(1) Часы с боем отбивают один удар в секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы они отбили 12 часов? (11 секунд).

(2) В примере не разрешается менять числа или действия. Решите пример так, чтобы получилось натуральное число. Пример: 11^5+5:22. (5. Надо поставить скобки: 11^(5+5):22=5).

(3) Вычислите: 5+10+15+...+100. (1050. (5+100):2^10=1050 - арифметическая прогрессия).

(4) Получите из набора цифр один круглый десяток: 1,0,5,0. (60. 10+50=60).

(5) Мотоциклист ехал из города в посёлок со скоростью 60 км в час. В том же направлении двигались 20 пешеходов и конная повозка. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот посёлок? (1) - цепочка замкнулась.

Выводы. Разработка и реализация проекта по организации внеклассного мероприятия по математике для школьников помогает будущему учителю математики включиться в профессионально-педагогическую деятельность, начиная с первых семестров изучения дисциплин методического цикла.

Литература:

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). - М., 2013. - 9 с.

2. Павлова О.А., Чиркова Н.И. Математический праздник как компонент методико-математической подготовки будущего учителя / О.А. Павлова, Н.И. Чиркова , // Гуманизация образования. - 2018. - № 1. -С. 30-35.

Педагогика

УДК 769.91

аспирант кафедры педагогического мастерства учителей начальных

классов и воспитателей дошкольных учреждений Партылова Валентина Васильена

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВХУТЕМАСА

Аннотация. В статье рассматривается период советской культуры, при котором зарождается новый тип специалистов в области художественного проектирования. После революции 1917 года разрушается относительная обособленность художественной культуры. Объектом исследования является ВХУТЕМАС (Высшие художественно технические мастерские), анализ художественно- педагогической системы Вуза как социокультурного феномена советской культуры.

Ключевые слова: Конструктивизм, образовательно-методическая концепция, дизайнерское мышление, методы дизайна, эстетическое воспитание.

Annotation. The article examines the period of Soviet culture, in which a new type of specialists in the field of artistic design is born. After the revolution of 1917, the relative isolation of artistic culture collapses. The object of the study is VHUTEMAS (Higher Artistic Technical Workshops), the analysis of the artistic and pedagogical system of the University as a socio-cultural phenomenon of Soviet culture.

Keywords: Constructivism, educational-methodical concept, design thinking, design methods, aesthetic education.

Введение. К созданию конструктивизма привело желание сделать «конструктивную структуру» основой формообразования. Именно поэтому эпоха конструктивизма оказалась такой плодотворной для развития дизайна. Создатели конструктивизма, которые начали свою творческую деятельность ещё в первое десятилетие как художники-авангардисты, противопоставили такие понятия, как «конструкция предмета» и «композиция предмета». Конструкцию они рассматривали как воплощение сущности предмета, а композицию (прежде всего в искусстве) как форму, созданную искусственно.

Цель статьи: Рассмотреть реформы художественного образования и реализацию принципов дизайн -образования в деятельности ВХУТЕМАСа. Изучить этапы в истории новаторской системы образования. Определить понятие конструктивизма как направления в художественной жизни 1920-х годов, его роль в методах дизайна.

Изложение основного материала статьи. ВХУТЕМАС - выдающееся отечественное явление в сфере искусства и художественного образования, что стало общепризнанным в мире. Короткий период его существования дал мощный толчок освоению новых путей искусства и архитектуры и до сих пор сохраняет свою производительность и привлекательность. Именно в этот период отечественное изобразительное искусство и архитектура занимали передовые позиции в мировой культуре и служили источником передовых идей и образцом для подражания.

Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС) - высшее художественное учебное заведение, существовавшее в Москве в 1920-1930-е. ВХУТЕМАС были организованы осенью 1920 (декрет Совета Народных Комиссаров от 19 декабря) слиянием бывшего Строгановского художественно - промышленного училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1927 г. (Постановлением Совета вуза от 4 марта) был переименован в Высший художественно - технический институт (ВХУТЕИН).

Специфика ВХУТЕМАС проявилась в новаторской структуре, объединившей факультета изобразительного искусства (живописный, скульптурный) и производственные (архитектурный, полиграфический, металлообрабатывающий, деревообрабатывающей, текстильный, керамический). Все факультеты объединял общий пропедевтический курс, который студенты проходили на Основном отделении, сформированном окончательно до 1923 года. Такая структура вуза и единые педагогические установки, которые пытались выработать в мастерских, должны были обеспечить создание пластической основы для всех видов пространственных искусств и для формирования предметно-пространственной среды человека.

Основная особенность ВХУТЕМАС заключалась в том, что в центре обучения на всех факультетах стояла целостность нового представления о пространстве и комплексность обучения. Отсюда - особая роль Московского архитектурного института в наследовании традиции ВУХТЕМАС, поскольку он перенял и сохранил методики обучения пространственном видение и понимание пространства сразу двух учебных подразделений: Основного отделения и архитектурного. Вокруг архитектуры как наиболее пространственной дисциплины, группировались другие факультеты вуза. Сейчас, в конце XX века, становится все более очевидным, что стилевая характеристика созданной в этом веке предметно - пространственной среды существенно отличается от всего того, что создавалось в прошлые эпохи.

Современный стиль не мог появиться в результате частичного преобразования предыдущих стилистических художественно - композиционных систем, как это нередко происходило в прошлом при смене стилей. Нужна была радикальная ломка традиционных, которые складывались веками (нередко обслуживают несколько «исторических» стилей) средств и приемов художественной выразительности.

История ВХУТЕМАС отличается чрезвычайным динамизмом. За десять лет существования вуз пережил целый ряд перестроек организационного плана (слияние и разделение факультетов), изменение учебных программ и идейно - художественных установок.

К созданию конструктивизма привело желание сделать «конструктивную структуру» основой формообразования. Конструктивизм - направление в художественной жизни России и Украины 1920-х годов, представители которого выдвинули задачу «конструирования», то есть рационального переустройства окружающей среды.

Само название «конструктивизм» возникло в начале 1920-го года в деятельности группы художников, лидером которой был Александр Михайлович Родченко (1891-1956). Активное участие в деятельности направления принимали В. Степанова, В. и Г. Стенберги, Л. Попова, А. Веснин, Ант. Лавинский, Л. Лисицкий.

Направления деятельности: формирование новой концепции строительства и архитектурного дизайна; создание рассчитанных на массовое потребление типов посуды, предметов обстановки, мебели; создание продуктов текстиля (разработка рисунков для тканей) и моделирование комплектов одежды в т.н. варианте «прозодежды» («производственной одежды»); разработка проектов оформления выставок (Л. Лисицкий); развитие искусства плаката (рекламный, киноплакат, политический, социальный); конструирование книги, использование новых шрифтов и наборных материалов; разработка новых видов театральных декорации - т. н. театральных «станков» - для постановок режиссеров-авангардистов В. Мейерхольда, А. Таирова, Леся Курбаса.

Характерные особенности конструктивизма:

1. Разработка таких методов создания цельной вещи, в которой конструктивно-утилитарная форма одновременно является формой художественной, то есть не нуждается в декоре.

2. Построение формы, основанной на структурных связях между абстрактными геометрическими элементами.

3. Изучение возможностей сочетания различных материалов, осмысление эстетических качеств металла, дерева, стекла.

4. Ориентация на социальную целесообразность творчества.

5. Пропаганда простоты и утилитарности новых предметных форм.

Вклад деятелей конструктивизма в развитие дизайна 20 века заключался, прежде всего, в разработке нескольких универсальных принципов моделирования предметов:

- пространственная конструкция должна быть неизобразительной;

- проект должен представлять трехмерный объект, рассчитанный на обозрения со всех сторон; основным принципом визуальной организации пространственной модели является структура; каждая конструкция -один из множества возможных вариантов изменения формы.

Конструктивизм как направление развивался параллельно с таким движением, как производственное искусство (возникло в 1918 - 1919 гг.). Основной принцип «производственного искусства» - «включить искусство в современное производство». «Производственники» стремились реализовать задачу слияния искусства с материальным производством на базе высокоразвитой промышленной техники. Одним из лидеров этого движения был Владимир Евграфович Татлин (1885-1953).

Советский конструктивизм 1920-х годов, фактически, представлял собою вариант общеевропейского функционализма. Но при этом его теоретическая и фактическая ценность заключалась в разработке новаторской концепции дизайна, в основе которой находилась идея создания такой системы проектирования, которая базировалась на применении принципа системности, утвердившемся в мировом дизайне только спустя десятилетия.

II. Оформление конструктивизма в течение 1920-х годов привело к реформе художественного образования. Основным центром практического воплощения новаторской образовательно-методической концепции стал ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), созданный специальным декретом Совнаркома (Совета народных комиссаров) от 19 декабря 1919 года на базе Училища живописи, ваяния и зодчества и Императорского Строгановского училища с целью подготовки художников-мастеров высшей квалификации для промышленности.

Основная цель художественно-технического обучения, реализованная в стенах ВХУТЕМАСа: подготовка дизайнеров высшей квалификации, обладающих системным мышлением и способных решать наиболее сложные задачи по комплексному пересозданию материальной среды.

Этапы в истории ВХУТЕМАСа определялись условиями противостояния между защитниками новаторской и более традиционной систем образования, а также обстоятельствами идеологической атмосферы в Советской России 1920-х годов. Этапы в истории ВХУТЕМАСа:

I этап - 1920-й - 1923-й годы (ректор Е. Равдель, скульптор). В это время сложилась двухуровневая система образования, составляющим элементом которой стал обязательный для студентов всех специальностей пропедевтический или предварительный курс, который базировался на сочетании художественных и научных дисциплин. Курс пропедевтики должен был научить студентов языку пластических форм, законам построения формы и цветообразования. После его окончания студенты продолжали обучение на одном из восьми факультетов ВХУТЕМАСа: живописном, скульптурном, архитектурном, полиграфическом, текстильном, керамическом, деревообрабатывающем, металлообрабатывающем.

Фактически в том же направлении работали преподаватели Баухауза, хотя в этом учебном заведении на предварительный курс отводилось вчетверо меньше учебного времени. Со времен Баухауза и ВХУТЕМАСа пропедевтическая подготовка стала в мировой практике обязательной для обучения дизайнеров.

II этап - 1923-й - 1926 годы (ректор В. Фаворский, график, гравер-ксилограф). На этом этапе произошли изменения в преподавании пропедевтики, так как изменилось соотношение между педагогами, придерживавшимися классической системы, и новаторами, которых тогда называли просто «левыми». В связи с наметившимся противостоянием защитники новой педагогической системы А. Родченко, В. Степанова, К. Медунецкий, Ант. Лавинский, Н. Тарабукин, А. Веснин и другие обвинили «традиционалистов» в отказе от идеологических и практических заданий сегодняшнего дня, в пренебрежении социальными заданиями, в отсутствии связи с «социальными потребителями художественного труда».

III этап - 1927-й - 1930-й годы - ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, ректор П. Новицкий, ученый-социолог). Основное внимание стало уделяться разработке «социально-полезных» проектов. В этот период было увеличено количество студентов, обучающихся на «производственных» факультетах, деревообрабатывающий и металлообрабатывающий факультеты были соединены в один - дерметфак. В 1929 году вышел «Проспект ВХУТЕИНа», где содержалась информация о деятельности факультета и были опубликованы наиболее интересные дипломные работы. Но, несмотря на позитивные результаты деятельности (были осуществлены несколько выпусков специалистов, на Всемирной выставке в Париже 1925 года учебные программы Основного курса и проектные работы студентов были удостоены почетного диплома), ВХУТЕИН был расформирован в 1930-м году, его факультеты распределены по отдельным ведомствам.

На практике в деятельности ВХУТЕМАСА пересеклись, взаимодействуя, три основных уровня дизайна: концептуально-теоретический, технолого-методический и экспериментально-проектный. Это произошло благодаря тому, что в разное время в течение десятилетия здесь преподавали выдающиеся теоретики и практики, создатели прогрессивных школ в области архитектуры, дизайна, книжной графики А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, А. Веснин, Ант. Лавинский, В. Фаворский.

III. Реформа художественно-технического образования, реализованная в деятельности ВХУТЕМАСа, предполагала отказ такой формы обучения художественным дисциплинам, которая базировалось на системе приёмов академизма, что мешало свободному подходу к решению творческих задач. Поэтому был сформулирован комплекс учебных целей:

обеспечить научно-обоснованное преподавание, для чего были разработаны учебные программы, реализованные на практике;

сформировать у студентов навыки решения как конкретных технических проблем, связанных с осваиваемой специальностью, так и художественно-формальных проблем, основой которых являются закономерности биологического и физиологического восприятия формы человеком; развивать новое отношение к форме, пространству, цвету.

Для достижения этих целей было необходимо основывать знания об искусстве на анализе и экспериментальном изучении его свойств, качеств и композиционно-организующих законов. Именно такие идеи легли в основу курса пропедевтики, который основывался на использовании аналитического метода Н. Ладовского, реализованного впервые на архитектурном факультете. Н. Ладовский полагал, что

архитектура должна отвечать фундаментальной потребности человека - ориентации в пространстве: «Пространство, а не камень - материал архитектуры». Занятия Н. Ладовского были рассчитаны на поиск соотношений между пространством и объёмом с помощью ортогональных проекций, а также - на создание макетов, каждый из которых решал определенную пространственную задачу.

Аналитический метод применялся и при изучении других дисциплин предварительного курса: «Объем», «Цвет», «Графика». Занятия по графике в рамках предварительного курса вел А. Родченко. Он формировал у студентов способности создавать абстрактные композиции и на этой основе изучать контрасты объема и плоскости, а также передавать особенности фактуры различных материалов. Отличительным качеством учебного метода А. Родченко можно назвать линейность, отражавшую особый принцип формообразования.

А. Родченко разработал новые учебные программы для деревообрабатывающего и металлообрабатывающего факультетов. Здесь профилирующим предметом стало проектирование. Были внедрены в практику новые принципы проектирования, которые опирались не на стилизацию, а на учет функциональных требований, промышленной технологии, культурной ситуации. Методика проектирования, предложенная А. Родченко, предполагала все основные этапы, которые сейчас уже стали каноническими - от формулировки проектной задачи до создания работающего макета в натуральную величину. При этом особенно интересным есть то, что задания по проектированию были рассчитаны на развитие у студентов навыков как графического, так и промышленного дизайна. А. Родченко предлагал создавать и информационно-рекламные объекты (логотип, упаковку, рекламный плакат), и конкретные вещи, рассчитанные на массовое производство, причем здесь упор был сделан на многофункциональность вещи и возможности её трансформации (складной киоск-витрина, кресло-кровать и т.п.).

В учебной программе для металлообрабатывающего факультета «Материальное оформление вещи» А. Родченко предложил принцип «комплексности проектирования», то есть разработки не отдельных вещей, а набора предметов оборудования, имевших функциональную и социальную ценность в совместном применении.

Каждый из ведущих преподавателей ВХУТЕМАСа предлагал свою методику, внося нечто новое в уже определенные принципы проектирования.

В 1925 году на деревообрабатывающем факультете начал преподавание Л. Лисицкий. Он возглавил кафедру проектирования мебели и оформления интерьеров, участвуя в разработке проектов домов-коммун. Со студентами Л. Лисицкий создавал проекты встроенной мебели, как, например, кухню-шкаф, объект, который включал плиту, полки для посуды, разделочную поверхность, шкафчики и ёмкости для различных продуктов, место для ведра с отходами (все это размещалось в пространстве шкафа в форме параллелепипеда). Деятельность Л. Лисицкого в качестве педагога ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа была направлена на анализ художественных предпосылок стандартизации бытовой мебели. Если вспомнить, что проблема стандартного жилого дома разрабатывалась в данный период многие ведущими архитекторами-проектировщиками Запада, прежде всего, В. Гропиусом, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, то опыты Л. Лисицкого и его студентов оказываются созвучны европейской дизайнерской практике [1, с. 116].

В 1928 году во ВХУТЕМАСе стал преподавать В. Татлин. Руководя мастерской на деревообрабатывающем факультете, он решал задачи, связанные с изучением проектных свойств различных материалов и условий возникновения эстетического эффекта от сопоставления фактур. Предмет, который ввел В. Татлин, имел название «культура материала» и, фактически, базировался на эргономических исследованиях самого педагога. В. Татлин в период работы во ВХУТЕИНе руководил деятельностью студентов по созданию рессорной мебели (примером чему может быть стул, сконструированный Н. Рогожиным под его руководством), фарфоровая посуда.

Выводы. Деятельность ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа является ценной и результативной в первую очередь потому, что именно здесь были заложены основы профессии дизайнера, разработаны новые приёмы проектирования предметов и новые принципы обучения.

Литература:

1. Лаврентьев А. Н. История Дизайна: учеб. пособие / А. Н. Лаврантьев. - М.: Гардарики, 2007

2. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - Пресс, 2005

3. Устин В. Б.: Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного образования в дизайнерском творчестве: учеб. Пособие / В.Б. Устин - М.: АСТ: Астрель, 2007

Педагогика

УДК 37.013.42

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования Романов Владимир Алексеевич

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» (г. Тула)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: ПОНЯТИЙНЫЕ СМЫСЛЫ

ПРОФЕССИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи дефиниций «социальный педагог» и «социальный работник». Осуществлен теоретический анализ их взаимосвязи. Актуализируется вопрос о необходимости дальнейшего разделения двух сфер социальной деятельности - социально-педагогической и социальной работы.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальная работа, профессия, социальный педагог, социальный работник.

Annotation. The theoretic analysis of their interconnection is fulfilled. The question of the necessity of further division of the two social activity spheres - social-pedagogical and social work is actualized. Key words: social pedagogic, social work, profession, social pedagogue, social worker.

Keywords: social pedagogy, social work, profession, social teacher, social worker.

Введение. Новый этап в развитии человеческой цивилизации существенно меняет представление о процессе формирования и развития человека, его существования, а потому качественно новые требования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.