Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII-XIX ВВ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII-XIX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / EDUCATION / ORENBURG REGION / ENLIGHTENMENT / ACCULTURATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Любичанковский С.В.

В статье автор представил анализ становления и развития образовательной системы Оренбургского края с момента учреждения Оренбургской губернии и вплоть до вступления Российской империи в период революционных потрясений начала XX века. Выделил основные этапы этого процесса: появление первых образовательных учреждений в условиях формирования Оренбургского края как нового административного пространства Российской империи (1730-е - 1770-е гг.); развитие образовательной системы Оренбургского края в условиях стабилизации фронтирной зоны и систематизации государственной образовательной политики (конец XVIII - середина XIX в.); развитие образовательной системы в условиях пореформенной модернизации (вторая половина XIX - начало XX в.). Вскрыл ключевые причины изменения образовательной системы, связанные со специфическими нуждами региона и изменениями в государственной политике в сфере образования. Сделал вывод, что в исследуемый период образовательная система Оренбургского края одновременно решала две ключевые задачи - обеспечение региона образованными кадрами и формирование лояльного слоя «инородческой» (национальной) интеллигенции. Исследование основано как на архивных (из фондов Государственного архива Оренбургской области), так и на опубликованных исторических источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE ОRENBURG REGION IN THE XVIII-XIX CENTURIES

In the article, the author presents an analysis of the formation and development of the educational system of the Orenburg region during the period from the establishment of the Orenburg province and up to the entry of the Russian Empire during the revolutionary upheavals of the early XX century. The main stages of this process are highlighted: the appearance of the first educational institutions in the conditions of the formation of the Orenburg region as a new administrative space of the Russian Empire (1730s - 1770s); the development of the educational system of the Orenburg region in the conditions of stabilization of the frontier zone and systematization of the state educational policy (late XVIII - mid XIX century); the development of the educational system under the conditions of post-reform modernization (second half of the XIX - early XX century). He revealed the key reasons for the change in the educational system related to the specific needs of the region and changes in state policy in the field of education. He concluded that during the period under study, the educational system of the Orenburg region simultaneously solved two key tasks - providing the region with educated personnel and the formation of a loyal stratum of «foreign» (national) intelligentsia. The research is based on both archival (from the funds of the State Archives of the Orenburg region) and published historical sources.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII-XIX ВВ»

DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-4-15-21 [(Я) (£

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 94 (97)

Дата поступления: 17.09.2020 рецензирования: 23.10.2020 принятия: 27.11.2020

С.В. Любичанковский

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация E-mail: svlubich@yandex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8349-1359

Становление и развитие образовательной системы Оренбургского края

в XVIII-XIX вв.

Аннотация: В статье автор представил анализ становления и развития образовательной системы Оренбургского края с момента учреждения Оренбургской губернии и вплоть до вступления Российской империи в период революционных потрясений начала XX века. Выделил основные этапы этого процесса: появление первых образовательных учреждений в условиях формирования Оренбургского края как нового административного пространства Российской империи (1730-е - 1770-е гг.); развитие образовательной системы Оренбургского края в условиях стабилизации фронтирной зоны и систематизации государственной образовательной политики (конец XVIII - середина XIX в.); развитие образовательной системы в условиях пореформенной модернизации (вторая половина XIX - начало XX в.). Вскрыл ключевые причины изменения образовательной системы, связанные со специфическими нуждами региона и изменениями в государственной политике в сфере образования. Сделал вывод, что в исследуемый период образовательная система Оренбургского края одновременно решала две ключевые задачи - обеспечение региона образованными кадрами и формирование лояльного слоя «инородческой» (национальной) интеллигенции. Исследование основано как на архивных (из фондов Государственного архива Оренбургской области), так и на опубликованных исторических источниках. Ключевые слова: образование, Оренбургский край, просвещение, аккультурация.

Цитирование. Любичанковский С.В. Становление и развитие образовательной системы Оренбургского края в XVIII-XIX вв. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 15-21. DOI: http://doi.org/10/12287/2542-0445-2020-26-4-15-21.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

© Сергей Валентинович Любичанковский - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Оренбургский государственный педагогический университет, 460014, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Советская, 19.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 17.09.2020 Revised: 23.10.2020 Accepted: 27.11.2020

S.V. Lyubichankovskiy

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation E-mail: svlubich@yandex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8349-1359

Formation and development of the educational system of the ОгепЬи^ region

in the XVIII-XIX centuries

Abstract: In the article, the author presents an analysis of the formation and development of the educational system of the Orenburg region during the period from the establishment of the Orenburg province and up to the entry of the Russian Empire during the revolutionary upheavals of the early XX century. The main stages of this process are highlighted: the appearance of the orst educational institutions in the conditions of the formation of the Orenburg region as a new administrative space of the Russian Empire (1730s - 1770s); the development of the educational system of the Orenburg region in the conditions of stabilization of the frontier zone and systematization of the state educational policy (late XVIII - mid XIX century); the development of the educational system under the conditions of post-reform modernization (second half of the XIX - early XX century). He revealed the key reasons for the change in the educational system related to the specio c needs of the region and changes in state policy in the o eld of education. He concluded that during the period under study, the educational system of the Orenburg region simultaneously solved two key tasks - providing the region with educated personnel and the formation of a loyal stratum of «foreign» (national) intelligentsia. The research is based on both archival (from the funds of the State Archives of the Orenburg region) and published historical sources. Key words: education, Orenburg region, enlightenment, acculturation.

Citation. Lyubichankovskiy S.V. Formation and development of the educational system of the Orenburg region in the XVIII-XIX centuries. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 15-21. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-15-21. (In Russ.)

Information on the conpict of interests: author declares no conpict of interest.

© Sergey V. Lyubichankovskiy - Doctor of Historical Sciences, professor, head of the Department of Russian History, Orenburg State Pedagogical University, 19, Sovetskaya Street, Orenburg, 460014, Russian Federation.

Введение

История образовательной системы дореволюционной России - во многом история региональная. Это напрямую связано с сутью самой империи - регионально ориентированного государства, решающего очень многие важные вопросы своей жизни не по единому шаблону, заданному в центре, а в зависимости от местных условий конкретных территорий [Кабытов 2012]. Целью настоящей статьи является обобщение данных о появлении в Оренбургском крае в XVIII - XIX вв. новых образовательных учреждений. Такое обобщение представляется важным для получения целостной картины тех направлений, по которым развивалась образовательная система в названном регионе. Внимание к Оренбургскому краю обусловлено тем, что он являлся особенным регионом в составе империи, фактически охватывая собой ее юго-восточный фронтир [Любичанковский 2020]. И это придавало развитию на его территории образовательной системы совершенно особый смысл, увязывающий просвещение местного населения с геополитикой того времени, с конструированием той «мягкой силы», которая обеспечивала в итоге аккультурацию и лояльность инокультурных подданных в большей степени, нежели стандартные экономические и военно-административные мероприятия [Любичанковский 2019 а].

Первые образовательные учреждения на территории Оренбургского края

Первые образовательные учреждения появляются в Оренбургском крае почти сразу же после начала освоения Оренбургских земель. Берут они свое начало от православной церкви. В 1736 году на территории губернии «начинает строиться Соборная церковь». Именно при этой церкви была открыта первая школа. Находилась она под непосредственным руководством Синода. В церковных школах «изучали письмо, чтение и арифметику, ну и, естественно, большое значение уделяли Закону Божьему и церковному пению» (Любичанковский 2019 б, с.7).

В качестве особой категории можно выделить школы, которые начали создавать для «инородцев». Изначально они создавались в рамках системы мусульманского образования. Мусульманское население (башкиры, татары, казахи) проходили обучение в специализированных исламских учебных заведениях. На Южном Урале на тот момент уже существовала практика обучения по религиозному принципу [Абзаков 1935, с. 14]. В Оренбургском крае открывались «мектебе, которые являлись начальной ступенью образования, и медресе, которые считались школами повышенного типа». Надзор за данными учебными заведениями «осуществляло мусульманское духовенство» (Любичанковский 2019 б, с. 7). Наиболее крупные медресе были открыты в деревне Стерлибаево, Сеи-товом посаде, деревне Бараево и др. [Мирсаитов 2000, с. 102]. Учащиеся изучали чтение и письмо,

арабский язык, философию, читали Коран и достаточно большое количество книг религиозного толка.

Однако государство с самого начала проникновения в регион пыталось наладить в этой сфере свой контроль и свои подходы, обеспечивающие решение аккультурационных задач. Так, уже в 1744 году, то есть непосредственно в год основания Оренбургской губернии, по указу императрицы Елизаветы Петровны в Оренбурге была открыта «школа татарских учеников». Обучение в данной школе проходили «дети солдат, которые не смогли попасть на военную службу». Название школы «отнюдь не означало, что там учились только татары, но предпочтение все же отдавалось детям, в какой-то мере знающим татарский язык» (Любичанковский 2019 б, с. 8). На обучение могли быть зачислены «дети в возрасте от 8 до 17 лет, которые умели читать и писать». Школа практиковала «индивидуальное обучение, детей учили говорить, писать и читать по-татарски. Учившиеся там дети по окончанию освобождались от несения военной службы и могли работать низшими чиновниками в гражданских учреждениях, стать толмачами или писарями» (Любичанковский 2019 б, с. 8). Данное учебное заведение «просуществовало вплоть до 1818 года» (ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 113. Л. 17-20).

Основание губернии заставило власти предпринять шаги по подготовке в регионе специалистов, которые могли бы заниматься освоением края. Так, в 1745 году в Оренбурге была открыта специализированная школа инженерного искусства: «В 1745 году велено содержать в Оренбурге инженерных учеников и по обучению в тамошней школе производятся они в кондукторы, в котором чине состоят, с прочими по списку наряду производятся в обер-офицеры» (Любичанковский 2019 б, с. 8). В данной школе обучали геометрии, арифметике, фортификации и инженерному делу (ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 141. Л. 2-7).

С 1746 г. и вплоть до 1760 г. в Оренбурге «существовала школа младших военных инженеров». Данное учебное заведение готовило военнослужащих, которые впоследствии могли занимать низшие инженерные должности (ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 141. Л. 28-29).

Заметной частью населения Оренбургского края в связи с его окраинной спецификой были ссыльные и члены их семей. В 1748 г. для них по просьбе губернатора И.И. Неплюева была открыта школа для детей ссыльных (ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 141. Л. 15). Интересна аргументация И.И. Не-плюева, который обращал внимание императрицы, что дети ссыльных без этой школы будут ориентироваться на своих неблагонадежных родителей, и в итоге «возраст их изменится, и также в непотребность начнут впадать. Воспитать их надо так, как государственная польза требует» (ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 141. Л. 19-19 об.). Возраст обучающихся в этой школе «варьировался от 7 до 15 лет». Все ученики должны были исповедо-

вать православную веру. Программа предусматривала «обучение учащихся письму, чтению и основам арифметики». Также изучали нотную грамоту и пение. По окончании школы «выпускники могли привлекаться к гражданской службе» (Любичанковский 2019 б, с. 9). В результате ссылка становилась не только наказанием, но еще и механизмом аккультурации (в смысле достижения нужного уровня лояльности) местных подданных (Любичанковский 2018 а).

Итак, первые образовательные учреждения на территории Оренбургского края сразу же выстраивались с таким расчетом, чтобы закрыть потребности региона на основных направлениях его развития, обеспечивая к тому же лояльность вызывающих опасение с той или иной точки зрения групп.

Развитие образовательной системы Оренбургского края в условиях стабилизации фрон-тирной зоны и систематизации государственной образовательной политики (конец XVIII -середина XIX в.)

Со второй половины XVIII века в условиях относительно стабилизации периферийной зоны с точки зрения ее границ и в условиях проникновения в регион идей сословного государства в Оренбургском крае открываются и негосударственные учебные заведения, частные школы. Обучение в таких школах «могли себе позволить только лишь дети из состоятельных семей» (Любичанковский 2019 б, с. 9). При этом важно заметить, что уровень обучения во многих частных школах, по оценкам современных специалистов, был достаточно низким (Полухина 2006, с. 67).

С учетом милитаристской специфики приграничного региона с конца XVIII века большой популярностью в Оренбургской губернии пользуются создаваемые гарнизонные школы. Обучение в них проходили дети «лиц солдатского сословия». Велись списки «детей солдат, по исполнению 10 лет они должны были явиться на сборный пункт». Те, кто поступил, «распределялись по ротам, где к ним приставляли воспитателей-офицеров». Содержались данные «учебные заведения полностью из казны». В роли учителей выступали унтер-офицеры и офицеры. Дети обучались «не только военному делу, достаточно большое внимание уделялось предметам общего плана: арифметика, чтение, чистописание» (Любичанковский 2019 б, с. 12). Условия содержания были строгие. Детей «секли за невыученные уроки, грязную тетрадь» и т. д. Порка была привычным делом для воспитанников. Занятия начинались с раннего утра и длились, как правило, почти по 12 часов в день. До обеда «занимались изучением общих предметов, после обеда обучали военному искусству». Воспитанникам «обучение давалось трудно, могли учиться читать по 2-3 года, в одном классе могли сидеть по несколько лет. В зависимости от уровня усвоенного материала

по окончанию выпускники отправлялись в полки и военные учреждения» [Дашкевич 2006, с. 147].

Вместе с тем развитие государственной системы образования в крае шло крайне медленно, это было связано с рядом факторов. Во-первых, «не хватало финансирования, отсутствовала необходимая материальная база» (Любичанковский 2019 б, с. 9). Обществу были необходимы грамотные, подготовленные люди, но не хватало учительских кадров. Следует также признать, что школьное образование мало ценилось местным обществом (Алекторов 1883, с. 56). И только с 1780-х годов ситуация меняется.

В 1786 году был разработан новый «Устав народных училищ Российской империи», согласно которому «устанавливалось два типа школ: малые и главные народные училища» (Милюков 1994, с. 167; Любичанковский 2019 б, с. 10). В соответствии с данным уставом в Оренбурге в 1789 году было открыто малое народное училище; главное народное училище на тот момент располагалось в Уфе. В 1797 году малое народное училище в Оренбурге «было преобразовано в главное народное училище, в связи с тем что губернский центр был перенесен из Уфы в Оренбург, а в Уфе, в свою очередь, в малое». Учениками народных училищ «становились представители различных слоев населения края» (Любичанковский 2019 б, с. 10). Обучение проходили дети дворян, которые составляли большую часть учащихся, дети офицеров, представителей духовенства, купцов, мещан, солдат и казаков. К концу XVIII века в Оренбургской губернии «существовало одно главное народное училище и три малых, в таких городах, как Уфа, Бузулук и Мензелинск» (Словохотова 1917, с. 112; Любичанковский 2019 б, с. 11).

Народные училища позволили сформировать в крае систему, при которой к школьному образованию оказались допущены все основные слои населения. Так, на начало XIX века в народных училищах края 21 % составляли дети дворянских семей, около 10 % - дети офицеров, далее следовали дети купцов и мещан, а также крестьян [Боло-дурин 2000 б, с. 15-16]. Например, в Бузулукском народном училище «на 1804 год ученики из числа крепостных составляли почти 35 % от числа всех учащихся, в Уфимском народном училище -20 % от числа всех учеников» (ГАОО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 1320. Л. 47-48; Любичанковский 2019 б, с. 11).

Существенные изменения в структуру российского образования внес «устав 1804 года, который впервые в России устанавливал единую систему начальных и средних образовательных учреждений» [Латышова, Матвеева 2016, с. 398]. Территория Российской империи была разделена на шесть учебных округов. Оренбургская губерния находилась в ведении Казанского учебного округа. Именно с «момента учреждения Казанского учебного округа в крае начинается активная деятельность по открытию начальных школ. К 1817 году уездные училища существовали в Бузулуке и Мензе-

линске, а в Оренбурге в 1822 году народное училище было преобразовано в уездное училище» (Любичанковский 2019 б, с. 12).

Наряду с системой начального образования в регионе с начала XIX века появляются и средние учебные заведения. Первым из них стало Неплю-евское военное училище. Еще в 1801 г. император Александр I приказал открыть в некоторых губерниях, включая Оренбургскую, военные училища для дворян, однако поиск финансирования на эти цели переложил на плечи местных властей [Зло-бин 1999, с. 13]. Большую роль в учреждение Не-плюевского военного училища сыграл оренбургский военный губернатор Г. С. Волконский [Шилов 1994, с. 9]. Для открытия училища требовалась большая сумма денег, и шел активный сбор средств, чем и занимался Волконский. Училище удалось открыть в 1825 г. «С момента учреждения Неплюевского военного училища можно говорить о том, что наряду с начальным образованием в губернии начинает развиваться система среднего и средне-профессионального образования» (Любичанковский 2019 б, с. 14). Главной задачей данного учебного заведения являлась подготовка офицерского и административного аппарата для Оренбургского края. Причем важно, что обучение проходили как русские воспитанники, так и «инородцы». Всего могли принять 200 учащихся, «40 из которых должны были получать образование за свой счет». Учебная программа училища предусматривала срок обучения в шесть лет. Изучали такие предметы, как «история, математика, ботаника, география, минералогия, артиллерия и фортификация» (Любичанковский 2019 б, с. 15). Существовало еще европейское отделение, где «в большинстве своем обучались русские воспитанники». К их дисциплинам «добавлялось еще изучение европейских языков (французский, немецкий)». Все учащиеся получали «первоначальные знания по архитектуре и предметам, связанным с земледелием» (Митурич 1870, с. 12). Несомненно, можно говорить о том, что Неплюевское военное училище, преобразованное впоследствии в кадетский корпус, оставило сильный след в жизни региона, поскольку именно его выпускники составили костяк кадрового состава военных, да и многих административных учреждений губернии.

В 1828 году в Уфе была открыта гимназия. Она носила название «Оренбургская гимназия», так как «была учреждена по инициативе губернского аппарата управления» (Любичанковский 2019 б, с. 15). В состав ее учеников входили в основном дети чиновников, купцов и мещан. Готовила она административных служащих (ГАОО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 1321).

В декабре 1832 года «было открыто отделение Неплюевского военного училища, которое именовалось как «Оренбургское девичье училище», а впоследствии - «Институт для девиц имени императора Николая I», находившийся под покровительством императрицы. Управляющей данно-

го учебного заведения стала госпожа О. Жакмон, которая стояла у истоков развития женского образования в Оренбургском крае» (Любичанковский 2019 б, с. 15). Данное учебное заведение было закрытого типа, воспитанницы не могли свободно покидать училище, проживали при учебном заведении, где был открыт пансион. При училище была открыта домовая церковь. Воспитанницами «могли стать дочери офицеров, гражданских чиновников, а также купцов и иных граждан» (Лю-бичанковский 2019 б, с. 16). С 1845 года училище «приобретает сословный характер». На основании этого оно, собственно, и было преобразовано в институт благородных девиц [Болодурин 2000 а, с. 18].

Таким образом, в дореформенный период образовательная система Оренбургского края складывалась из изначально разрозненных учебных заведений, которые после 1786 и 1804 гг. сложились в определенную систему, охватывающую основные городские центры региона и включавшую в себя уникальные учебные заведения, нацеленные на удовлетворение наиболее неотложных нужд края в образованных чиновниках, военных, а также на проникновение просвещения в среду не только дворянскую и не только мужскую.

Развитие образовательной системы Оренбургского края в условиях пореформенной модернизации

Вступив вместе со всей страной в эпоху динамичной пореформенной модернизации, Оренбургский край шел по пути развития на своей территории новых для себя форм учебных заведений в меру своих материальных и кадровых ресурсов.

Так, в 1868 году в Оренбурге была открыта мужская гимназия [Болодурин 2000 б, с. 47]. Гимназия считалась элитным учебным заведением, в котором можно было получить классическое образование. «Преимущество классической программы образования заключалось в том, что можно было в дальнейшем продолжить обучение в университете» (Любичанковский 2019 б, с. 16). При оренбургской гимназии имелась достаточно солидная библиотека, которая давала большую возможность получения качественного образования, при наличии необходимой литературы по предметам (ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 47. Л. 9). Помимо библиотеки на территории гимназии была своя церковь (ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 47. Л. 11).

В этом же году по ходатайству генерал-губернатора Н.А. Крыжановского в Оренбурге была открыта еще и женская гимназия первого разряда. Содержалось данное «учебное заведение за счет пожертвований дворян и городских общественных деятелей. Ученицами могли стать девушки разных сословий, материального состояния, независимо от вероисповедания. Первый набор воспитанниц составил 69 человек» [Любичанковский 2013, с. 24].

Сразу после разделения в 1865 году Оренбургской губернии «на Уфимскую и Оренбургскую встал вопрос об учреждении особого Оренбургского учебного округа» (Любичанковский 2019 б, с. 18). Можно выделить несколько причин, которые обуславливали необходимость учреждения нового учебного округа именно в Оренбургской губернии. Во-первых, это «достаточно большая территория Казанского учебного округа, что создавало проблему должного контроля» (Любичанковский 2019 б, с. 18). Число учебных заведений росло, особенно заметным это стало в годы динамичной пореформенной модернизации. Во-вторых, Оренбургский край именно в данный период особенно ярко почувствовал себя на передовой продвижения империи на Восток, в Центральную Азию. Расширение сначала сферы влияния, а потом и собственно территориальное расширение империи в Среднюю Азию заставляло думать о способах удержания новых территорий. В этом контексте образовательные механизмы, представляя собой действенную силу аккультурации (Лю-бичанковский 2018 б), выходили на передний план с точки зрения формирования из нового населения лояльных подданных империи.

В 1874 году Оренбургский учебный округ был учрежден. П.А. Лавровский стал его первым попечителем. Интересно, что сам Петр Алексеевич считал, что необходимость учреждения Оренбургского учебного округа также заключалась и в необходимости «уничтожить рознь» среди населения региона за счет «сплочения инородного населения края» (Исторический очерк 1901, с. 78). Новообразованная администрация учредила должность инспектора башкирских, татарских и казахских школ, которую занял В.В. Катаринский (ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 600. Л. 2). Можно говорить о том, что происходит усиление контроля государства над жизнью этноконфессиональных учебных заведений. К концу XIX века Оренбургский учебный округ насчитывал около 8,5 тысячи учебных заведений всех типов (ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 607. Л. 15-20). Именно в этом состоянии региональная образовательная система вступила в XIX век, эпоху революционных потрясений и краха Российской империи.

Заключение

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в XVIII-XIX вв. образовательная система Оренбургского края прошла сложный путь развития, поскольку одновременно решала две ключевые задачи - во-первых, обеспечение региона образованными кадрами; во-вторых, формирование лояльного слоя «инородческой» интеллигенции. Огромные пространства края и достаточно низкая плотность проживания населения создавали существенные сложности для проведения системной работы в этих направлениях. Изначально ее и не наблюдалось, вместо этого можно констатировать наличие политики закрывания «узких

мест» и решения неотложных проблем. Однако к началу XIX века региональной администрации удалось сформировать систему образовательных учреждений, которая хотя бы на минимально необходимом уровне удовлетворяла наиболее нужды края и реагировала на объективные процессы демократизации российского общества. После вступления в эпоху пореформенной модернизации образовательная система Оренбургского края получила новый импульс развития, проявивший себя в создании ряда элитных с точки зрения получаемого образования учебных заведений и учреждения особого Оренбургского учебного округа, важной задачей которого было активизировать политику аккультурации средствами просвещения в отношении инокультурного населения юго-восточной периферии России. Именно эта задача и стала для местной региональной образовательной системы ключевой в эпоху революционных потрясений начала XX века, среди глубинных причин которых был в том числе и нерешенный национальный вопрос.

Источники фактического материала

Алекторов 1883 -Алекторов А.Е. История Оренбургской губернии. Оренбург, 1883. 202 с.

ГАОО - Государственный архив Оренбургской области.

Исторический очерк 1901 - Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899 гг.). Оренбург: Б. и., 1901. 98 с.

Любичанковский 2019 б - Любичанковский С.В. Развитие региональной системы образования середины Х'УШ - начала XX вв. в школьном курсе истории России. Оренбург: [б. и.], 2019. 102 с. Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/704889.

Милюков 1994 - Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. Т. 2, ч. 2. Москва: Русский мир, 1994. 347 с.

Митурич 1870 - Митурич П.В. Очерк истории Оренбургского Неплюевского военного училища и Неплюевского кадетского корпуса, от основания до последних преобразований // Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 г. Оренбург: Б. и., 1870. С. 12-41.

Словохотова 1917 - Словохотова А.А. Исторические права Оренбурга как центра целого края на высшее учебное заведение. Оренбург: Губ. типография, 1917. 184 с.

Библиографический список

Абзаков 1935 - Абзаков Ш.К. К вопросу о народном образовании в Башкирии. Уфа: Башгосиздат, 1935. 113 с.

Болодурин 2000 а - Болодурин В.С. Образование и педагогическая наука Оренбуржья. Этапы развития // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия: материалы междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. С. 18-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21450364.

Болодурин 2000 б - Болодурин В. С. История образования в Оренбуржье. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. 312 с. URL: https://istoriirossii.ru/knigi/istoriya-rossii/483-istoriya-obrazovaniya-v-orenburzhye.html.

Дашкевич 2006 - Дашкевич Л.А. Становление и развитие школьного дела на Урале в первой половине

XVIII в. // Документ. Архив. История. Современность. 2006. № 6. С. 139-155. URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/30703/1/dais_06_08.pdf; https://www. elibrary.ru/item.asp?id=36339574.

Злобин 1999 - Злобин Ю.П. Средние учебные заведения в Оренбургской губернии во второй половине 19 - начале 20 века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2000. № 2 (17). С. 49-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22432963.

Кабытов 2012 - Кабытов П.С., Дубман ЭЛ., Леонтьева О.Б. «Обретение родины». Средняя Волга и Заволжье в процессе развития Российской цивилизации и государственности (вторая половина XVI - начало XX в.): к постановке проблемы // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8/2. С. 5-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 18278503.

Латышова, Матвеева 2016 - Латышова Э.Г., Матвеева О.В. Развитие среднего образования в Российской империи вторая половина XVIII века -начало XIX века // Лучшая студенческая статья 2016: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 397-399. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27377495.

Любичанковский 2013 - Любичанковский С.В. Становление Оренбургской женской гимназии на рубеже 1860-1870-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 5. С. 24-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7stanovlenie-orenburgskoy-zhenskoy-gimnazii-na-rubezhe-1860-1870-h-gg.

Любичанковский 2018 а - Любичанковский С.В. Оренбургская политическая ссылка как механизм аккультурации: казус Бронислава Залесского и Кандида Зеленко // Przegl^d Wschodnioeuropejski. 2018. № 9/1. С. 11-20. URL: http://www.uwm.edu.pl/cbew/2018_9_ 1/01_Lyubichankovskiy.pdf.

Любичанковский 2018 б - Любичанковский С.В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина

XIX - начало XX вв.). Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2018. 264 с.

Любичанковский 2019 а - Любичанковский С.В. Аккультурационная модель понимания империи как методологическая альтернатива колониальному подходу // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Т. 10, № 8 (82). С. 1. DOI: http://doi.org/10.18254/S207987840006065-0.

Любичанковский 2020 - Любичанковский С.В. История юго-восточного фронтира России: актуальные проблемы, современные подходы к их решению // Вестник РУДН. Серия: История России. 2020. Т. 19, № 3. С. 520-524. DOI: http://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-3-520-524.

Мирсаитов 2000 - Мирсаитов С.Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX века. Екатеринбург: Уралнаука, 2000. 300 с.

Полухина, Дыранюва 2006 - Полухина В А, Дъранкова ЕТ. Этапы развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии в рамках

изменений ее территориальных границ // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. С. 67-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ etapy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-dorevolyutsionnoy-orenburgskoy-gubernii-v-ramkah-izmeneniy-ee-territorialnyh-granits; http://vestnik.osu. ru/2006_9/12.pdf.

Шилов 1994 - Шилов Н.Д. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус в эпоху Николая I // Оренбургское казачье войско. Исторические очерки. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1994. С. 60-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26540331.

References

Abzakov 1935 - Abzakov Sh.K. (1935) On the issue of public education in Bashkiria. Ufa: Bashgosizdat, 113 p. (In Russ.)

Bolodurin 2000 a - Bolodurin VS. (2000 a) Education and pedagogical science of the Orenburg region. Stages of development. In: Pedagogical thought and education of the XXI century: Russia-Germany: materials of International research and practical conference. Orenburg: Izd-vo OGPU, pp. 18-24. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21450364. (In Russ.)

Bolodurin 2000b - Bolodurin V.S. (2000 b) History of education in the Orenburg region. Orenburg: Izd-vo OGPU, 312 p. Available at: https://istoriirossii.ru/knigi/istoriya-rossii/483-istoriya-obrazovaniya-v-orenburzhye.html. (In Russ.)

Dashkevich 2006 - Dashkevich L.A. (2006) Formation and development of schooling in the Urals in the Orst half of the XVIII century. Dokument. Arkhiv. Istoriia. Sovremennost', no. 6, pp. 139-155. Available at: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/30703/1/dais_06_08.pdf; https://www. elibrary.ru/item.asp?id=36339574. (In Russ.)

Zlobin 1999 - Zlobin Yu.P (2000) Secondary educational institutions in the Orenburg province in the second half of the 19th - early 20th century. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal, no. 2 (17), pp. 49-59. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22432963. (In Russ.)

Kabytov, Dubman, Leontieva 2012 - Kabytov P.S., Dubman E.L. and Leontieva O.B. (2012) «Acquisition of the Homeland». To the problem of the place of the Middle Volga and Trans-Volga region in the development of Russian civilization and statehood (from the middle of the XVI - to the beginning of the XX centuries. Vestnik of Samara State University, no. 8/2, pp. 5-20. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18278503. (In Russ.)

Latishova 2016 - Latishova E.G., Matveeva O.V and Allagulov A.M. (2016) The development of secondary education in the Russian Empire, the second half of the XVIII century - the beginning of the XIX century. In: Best student article 2016: collection of articles of the III International research and practical competition. Penza: Nauka i Prosveshchenie, pp. 397-399. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=27377495. (In Russ.)

Lyubichankovskiy 2013 - Lyubichankovskiy S.V. (2013) Formation of the Orenburg female gymnasium at the border of the 1860s-1870s. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, no. 5, pp. 24-27. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-orenburgskoy-zhenskoy-gimnazii-na-rubezhe-1860-1870-h-gg. (In Russ.)

Lyubichankovskiy 2018 a - Lyubichankovskiy S.V (2018 a) The Orenburg Political Link as the Mechanism of Accumulation: the Case of Bronislav Zalesky and Candid Zelenko. Przeglqd Wschodnioeuropejski, no. 9/1, pp. 11-20. Available at: http://www.uwm.edu.pl/cbew/2018_9_1/01_ Lyubichankovskiy.pdf. (In Russ.)

Lyubichankovskiy 2018 b - Lyubichankovskiy S.V. (2018 b) The policy of acculturation by means of enlightenment of Islamic subjects of the Russian Empire: the historical experience of the Orenburg territory (the mid 19th - early 20th centuries). Orenburg: Izdatel'skii tsentr OGAU, 264 p. (In Russ.)

Lyubichankovskiy 2019 a - Lyubichankovskiy S.V. (2019 a) Accultural Model of an Empire as a Methodological Alternative to the Colonial Approach. Electronic scientific and educational journal «History», vol. 10, no. 8 (82), p. 1. DOI: http://doi.org/10.18254/S207987840006065-0. (In Russ.)

Lyubichankovskiy 2020 - Lyubichankovskiy S.V. (2020) The history of Russia's south-eastern frontier: current issues, contemporary approaches. RUDN Journal of

Russian History, vol. 19, no. 3, pp. 520-524. DOI: http://doi. org/10.22363/2312-8674-2020-19-3-520-524. (In Russ.)

Mirsaitov 2000 - Mirsaitov S.G. (2000) Public education in the South Urals in the first half of the XIX century. Ekaterinburg: Uralnauka, 300 p. (In Russ.)

Polukhina, Dyrankova 2006 - Polukhina V.A. and Dyrankova E. T. (2006) The stages of pedagogical education development in before the revolution Orenburg region in frames of its territorial borders. Vestnik of the Orenburg State University, no. 9, pp. 67-71. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-dorevolyutsionnoy-orenburgskoy-gubernii-v-ramkah-izmeneniy-ee-territorialnyh-granits; http://vestnik.osu.ru/2006_9/12.pdf. (In Russ.)

Shilov 1994 - Shilov N.D. (1994) Orenburg Neplyuevsky cadet corps in the era of Nicholas I. In: Orenburg Cossack host. Historical sketches. Chelyabinsk: Iuzhno-Ural'skoe kn. izd-vo, pp. 60-71. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=26540331. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.