Научная статья на тему 'Становление и развитие национального характера в татарской литературе (II половина XX века )'

Становление и развитие национального характера в татарской литературе (II половина XX века ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ТАТАРСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / NATIONAL CHARACTER / TATAR HISTORICAL PROSE / NATIONAL CHARACTER FEATURES / HISTORICAL MERHOD PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафина Алия Магсумовна

В данной статье рассматривается эволюция национального характера в татарской исторической прозе. Анализируются особенности репрезентации национального характера в исторические промежутки литературного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Character Formation and Development in the Tatar Literature (The Second Half of the XX Century)

This artiele is dedicotуed to the national character in the tatar prose. Pecularities of the tatar national character formation and deueloptent in the historical prose in the seond half of the XX-th century are to be analysed

Текст научной работы на тему «Становление и развитие национального характера в татарской литературе (II половина XX века )»

УДК 86.4 ББК 34.91

Сафина Алия Магсумовна

соискатель

кафедра методики преподавания и современной татарской литературы Казанский государстенный университет г. Казань Safina Aliya Magsumovna Post-graduate

Chair of Teaching Methods and Modern Tartar Literature Kazan State University Kazan

Становление и развитие национального характера в татарской литературе (II половина XX века )

National Character Formation and Development in the Tatar Literature (The Second Half of the XX Century)

В данной статье рассматривается эволюция национального характера в татарской исторической прозе. Анализируются особенности репрезентации национального характера в исторические промежутки литературного процесса.

This artiele is dedicotуed to the national character in the tatar prose. Pecularities of the tatar national character formation and deueloptent in the historical prose in the seond half of the XX-th century are to be analysed.

Ключевые слова: национальный характер, татарская историческая проза, черты национального характера, национальная картина мира.

Key words: national character, tatar historical prose, national character features, historical merhod principle.

В современных условиях развития общества, с изменением социальных

отношений, культурной и научно-технической эволюции возрастает интерес к национальным идеям, традициям и обычаям. В нынешных условиях важным является сохранение и возрождение истории и самобытной культуры, её «народного духа». При осуществлении этих задач большую роль играет выявление национального характера в художественной литературе. Без глубокого, конкретного и объективного анализа особенностей репрезентации национального характера невозможно понимание закономерностей развития культуры народа, когда происходит переосмысление нравственно-этических и моральных ценностей.

На протяжении многих лет, ученые, философы, писатели уделяли огромное внимание вопросам изучения национального характера, повышенный

интерес к которому обычно возникает на переломных этапах развития народа, страны. Первостепенное значения в решении данной проблематики имеет изучение национального характера, отраженного в произведенях

художественной литературы и отличающегося конкретностью, наглядностью, яркостью и многообразием проявлений.

Общеизвестно, что писатели, стараясь уловить нечто типичное, общее для представителей конкретного исторического времени, понять современного им человека, обращают внимание и на национальные черты психических и ментальных структур личности, складывавшихся веками, шлифовавшихся под влиянием специфических особенностей (природная среда, климатические условия и т.д.). Через такие единицы художественная литература имманентно исследует сложившиеся общественные отношения, усиливающуюся роль различного рода объективных обстоятельств в жизнедеятельности личности, утверждает необходимость не только рационального, научного подхода ко всем возникающим перед обществом проблемам, но и эстетической, эмоциональной оценки.

Если раньше писатели уделяли главное внимание непосредственному взаимодействию индивида с обстоятельствами предельно широкого плана в условиях особого состояния мира (революция, гражданская война, коллективизация), то теперь их интересует, прежде всего, непосредственная связь личности с процессами всеобщего характера (через быт, среду, различные ступени общественного и экономического механизма).

Ориентация на художественно-философское постижение действительности - одна из ведущих тенденций современного литературного процесса. При создании произведении на современном этапе наблюдается переход из социально-бытово на нравственно-психологическую и нравственнофилософскую плоскости. В настоящее время литература все чаще и чаще обращает свои взоры на глубинные корни народной жизни и национальной культуры. Эти корни прорастают ныне не только новой тематикой,

представлением о новом герое, но ио новым отношениям к нравственным ценностям.

Изучение татарской исторической прозы в свете изображения национального характера человека делает необходимым рассмотрение проблем эволюции, динамики развития национального характера в его исторической обусловленности. Подобной взгляд дает возможность увидеть ход развития национального характера индивида как представителя народа, выражающего его духовные черты.

Татарская историческая проза, изображая человека и национальный характер, в качестве коренного принципа, использует принцип историзма. Исторический подход к осмыслению проблем национального характера, уяснению его художественной концепции дает возможность проследить проблему в исторической перспективе и динамике развития.

Работы известных татарских литературоведов, таких как Х.Хайри, Ф.Мусина, М.Хасанова, Ф.Хатипова, Г.Халита, И.Нуруллина, Ф.Миннуллина, Т.Галиуллина послужили фундаментом в исследовании проблемы историзма, кардинальных вопросов, связанных с художественной концепцией национального характера.

Эволюция и развитие национального характера в татарской прозе вызревали в ходе преодоления поэтики фольклора, утверждались в поисках средств типизации героя, которые давали возможность в едином сплаве представить поступки, мысли, чувства и деяния героя. В качестве формообразующего материала были привлечены образцы эпоса, пословицы и поговорки, крылатые выражения и афористические изречения, содержание устных хикаятов, посвященных морально-этической и бытовой проблематике, характеристики героев, воспетых в исторических песнях народа. В татарской исторической прозе образ героя тесно связан с осмыслением эстетических представлений народа, выработанных в течение многих веков и закрепленных в национальных традициях (этикет, эпос, фольклор).

В нравах, обычаях, привычках, в языке народа, обогащенных новым опытом поколений, следует усматривать истоки формирования эстетических представлений этноса, его опыта, создания идеала. Мир художника слова, обращающегося к национальному характеру, окружающей действительности, национальным особенностям психологического склада, выраженным в мироощущениях, оказывает влияние на тип художественнного мышления, на способы воплощения и функционирования эстетического идеала в творческом процессе. Зарождение художественного историзма встречается уже в древнетюркской литературе. В творчестве таких писателей, как Кутб, Саиф Сараи, Мухаммедьяр, Мауля Колый, Утыз Имяни совершенствовались принцип историзма и художественная концепция национального характера. В их произведениях в центре внимания оказались черты общетюркского и мусульманского характера той эпохи.

События начала XX века, революции, новый всплеск национальноосвободительного движения привели к усилению интереса к национальной и инонациональной истории. В ходе овладения мастерством, писатели этого периода научились не только понимать то, что происходит в окружающем героя мире, но и как человек соотносит с этим свои поступки, выражает своё понимание происходящего. Это достигалось путем органического осмысления единства изобразительного и выразительного начал, а также принципов создания образа и художественной концепции жизни народа, национального характера. Образы от ложной монументальности, от фольклорной идеализации героической личности постепенно переходят к реалистическому принципу воссоздания. Эта тенденция весьма ярко проявляется в творчестве Ф.Амирхана, Ш.Камала, Г.Ибрагимова.

В послеоктябрьский период в литературе еще более повышается интерес к национальной истории. В татарской исторической прозе этого периода доминирует историко-революционное направление, яркими образцами которого являются «Муть», «Мухаджиры» М.Галяу, «Путь легиона»

Ш.Усманова, «У Днепра», «Об одной любви» А.Шамова. В центре внимания

авторов - не конкретно-историческая личность, а выдуманный герой и сама историческая правда эпохи, отраженная через описание его судьбы. Писатели художественно показывают неизбежность духовной гибели человека, который оторвался от своих истоков, разорвал нить своего рода, оборвал духовные связи с семьей, родиной, домом.

В трудные военные и послевоенные годы татарские прозаики еще более расширили жизненные горизонты национальной прозы, что нашло воплощение в лучших произведениях А.Абсалямова, М.Амира, Г.Баширова, И.Гази, К.Наджми, А.Файзи, Ф.Хусни и других. В своих произведениях авторы через духовный мир образов Мостафы, Шарифджана, Якуба, Халима, Сафаргали раскрыли главную черту татарского национального характера - чувство долга, определяющее их поведение и характер. В этот период в татарской исторической прозе центральное место занимают конкретно-исторические личности, усиливается внимание к внутреннему миру личности. Герои обретают новые качества, обусловленные принципами реалистического воссоздания характера, действующего в конкретно-исторических обстоятельствах.

В 60-80-е годы XX века актуальными являлись широкая философская трактовка национального характера, многоплановый охват жизни, овладение тайнами «лепки» художественного образа и показа не только его поступков, но и «движения души». В этом смысле характерны произведения «Дочь Волги» Г.Ахунова, «Тридцатый год» Ф.Хусни, «Первая весна» С.Рафикова, «Ямашев» А.Расиха, «Свистящие стрелы» Н.Фаттаха, «Кубрат хан» М.Хабибуллина, «Зерно и жернова» Дж. Тарджиманова, заложившие основы реалистического создания художественной концепции национального характера татарской исторической прозы.

90-е годы XX века связаны с началом нового этапа развития татарской исторической прозы, которая характеризуется новаторскими исканиями писателей в изображении национального бытия и характера. В условиях разложения тоталитарной системы авторы при создании образов перенесли

внимание с общественно-классовой позиции на нравственную сущность героя. Также выдвинулись на передний план общечеловеческие ценности и идея национальной государственности. Все эти темы раскрыты в произведениях «Сююмбика» Р.Батуллы, «Батырша» Дж.Рахимова, «Саит батыр» В.Имамова, «Посол - лицо неприкосновенное», «Чертово городище», «Ханский внук», «Атилла» М.Хабибуллина, «Измена» Ф.Латыйфи, «Мост над адом»

Р.Мухаммадиева и др. Анализ этих произведений позволяет увидеть качественные изменения, проследить эволюцию художественного сознания персонажа, его мироощущение, которые лежат в основе художественной концепции национального характера и героя. Опираясь на этнокультурные и художественные традиции фольклора, писатели создали выверенную

концепцию осмысливаемого исторического периода жизни и судьбы народа, а также художественную идею и философию национального характера образа героя как исторического деятеля в единстве общенационального и

общечеловеческого, в нерасторжимой связи с родной почвой.

При воссоздании национального характера особое внимание уделяется раскрытию в индивидуальных характерах и образах внутреннего мира героя, показу его психологии, философии образа, для этого широко используются лирические и публицистические отступления. На пути к психологизации образа был освоен принцип изображения героя в единстве поступков и мыслей, в «движении души». Духовные поиски героев в произведениях Р.Батуллы «Сююмбика», Дж. Рахимова «Батырша», Ф.Латыфи «Измена» и др. оказались в сложной сфере сознания. Герои стремятся познать себя, свои поступки и деяния, связав воедино традиционное правдоискательство с историческим задачами, выдвинутыми историческим временем.

При создании художественной концепции национального характера художественный поиск писателей направлен на осмысление нравственной и духовной сути героя. Авторы стремятся индивидуализировать своих героев, конкретизировать характеры, принадлежащие определенной социальной среде. Концепция основывается на информации о действительности, сложном мире

чувств, настроений, стремлений человека, его внутреннем мире. В ней татарские прозаики предусмотрели ценностные ориентиры и идеалы, выработанные народом в ходе исторического развития.

Чтобы показать черты национального характера, писатели используют в своих произведениях образы вымышленных героев. Если в образах главных героев автор придерживается в основном исторических источников, то другие персонажи созданы по художественным канонам.

С образом вымышленного героя, способствующего раскрыть черты национального характера и изображаемой эпохи, можно ознокомиться в произведении Н.Фаттаха «Свистящие стрелы» (Тунгак алып). Данный образ воссоздан по мотивам татарских дастанов. В образе Тунгак алыпа заостряется проблема смысла жизни, неповторимости и самоценности отдельного человеческого существования. Автор выделяет у героя сильно развитое чувство личной нравственной ответственности за происходящее. Наделяя такими чертами, как честность, порядочность, способность сопротивляться среде, чуткость к чужому страданию, честь и внутреннее достоинство, автор раскрывает в вымышленном образе черты национального характера.

Национальный характер раскрывает своё материальное воплощение в различных сферах жизнедеятельности народа: обычаях, традициях, ритуалах, обрядах, бытье. В своих произведениях Дж.Рахимов, М.Хабибуллин, Ф.Латыфи и др., описывая нравы, социальный уклад, особенности быта, орудии труда, одежду, обычаи и понятия далеких предков, изображают колорит эпохи.

Анализ татарской исторической прозы свидетельствует об усилении философской насыщенности татарской исторической прозы, а также о возросшем интересе к полнокровному изображению национального характера. Духовно-философские поиски решения проблемы становления национального характера, исследование его этнического базиса взаимосвязаны с писательским освоением национальной картины мира.

Библиографический список

1. Андреев.Ю. Русский исторический роман /Ю.Андреев . - М.-Л., 1962. - 265 с.

2. Ашрафзянов Х. Жанр исторического романа в современной татарской прозе (проблематика и мир образов): Автореф.дис....канд.филол.наук. / Х. Ашрафзянов.- Казань, 1998.21 с.

3. Воробьева Н. Изображение характера в современной литературе /Н.Воробьева. - М., 1985. - 127 с.

4. Гачев Г. Национальные образы мира /Г.Гачев. - М.: Академия, 1998. - 480 с.

5. Гнатенко П. Национальный характер /П.Гнатенко. - Днепропетровск, 1992. - 136 с.

6. Загидуллина Д. Модернизм и татарская проза начала XX столетия (на тат.яз.) /Д.Загидуллина. - Казань, 2003. - 255 с.

7. Мусин Ф. Связь времен: Об историзме совремнной татарской прозы /Ф.Мусин. -Казань, 1979. - 224 с.

Bibliography

1. Andreev, Yu. The Russian Historical Novel / Yu. Andreev. - M.-L., 1962. - 265 p.

2. Ashrafzyanov, Kh. The Historical Novel Genre in the Modern Prose (Problems and the World of Images): Synopsis of Thesis ... Candidate of Philol. / Kh. Ashrafzyanov. - Kazan, 1998. -21 p.

3. Gachev, G. National Images of the World / G. Gachev. - M.: Academia, 1998. - 480 p.

4. Gnatenko, P. The National Character / P. Gnatenko. - Dnepropetrovsk, 1992. - 136 p.

5. Musin, F. Time Links / F. MUsin. - Kazan, 1979. - 224 p.

6. Vorobyova, N. The Character Representation in the Modern Literature / N. Vorobyova. -M., 1985. - 127 p.

7. Zagidullina, D. Modernism and the Tatar Prose in the Beginning of the XX Century (in the Tatar Language) / D. Zagidullina. - Kazan, 2003. - 255 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.