Научная статья на тему 'Становление и развитие международного права'

Становление и развитие международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное право / становление / развитие / подходы / периодизация / глобализация / антиглобализация / Устав ООН / international law / formation / development / approaches / periodization / globalization / antiglobalization / Charter of the United Nations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самигуллин В. К.

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии международного права как самостоятельной правовой системы, отличающейся своим своеобразием от правовой системы любого национального государства. Приводятся основные подходы к периодизации истории указанного права. С учетом положений, отстаиваемых на этот счет учеными-юристами, предлагается периодизация, которая, по мнению автора, позволяет лучше усвоить особенности развития международного права в те или иные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of international law

The article considers the question of the formation and development of international law as an independent legal system, differing in its originality from the legal system of any national state. The main approaches to the periodization of the history of this right are given. Taking into account the provisions defended in this regard by legal scholars, periodization is proposed, which, in author’s opinion, makes it possible to better learn the features of the development of international law in certain historical periods.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие международного права»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 340.136

Становление и развитие международного права

В.К. Самигуллин

Уфимский юридический институт МВД России,

Уфа, Российская Федерация

[email protected]

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии международного права как самостоятельной правовой системы, отличающейся своим своеобразием от правовой системы любого национального государства. Приводятся основные подходы к периодизации истории указанного права. С учетом положений, отстаиваемых на этот счет учеными-юристами, предлагается периодизация, которая, по мнению автора, позволяет лучше усвоить особенности развития международного права в те или иные исторические периоды.

Ключевые слова: международное право, становление, развитие, подходы, периодизация, глобализация, антиглобализация, Устав ООН.

Для цитирования: Самигуллин В.К. Становление и развитие международного права // Право и государственность. 2024. № 2 (3). С. 71-80.

Formation and development of international law

V.K. Samigullin

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Ufa, Russian Federation

[email protected]

Abstract. The article considers the question of the formation and development of international law as an independent legal system, differing in its originality from the legal system of any national state. The main approaches to the periodization of the history of this right are given. Taking into account the provisions defended in this regard by legal scholars, periodization is proposed, which, in author's opinion, makes it possible to better learn the features of the development of international law in certain historical periods.

Keywords: international law, formation, development, approaches, periodization, globalization, antiglobalization, Charter of the United Nations.

For citation: Samigullin V.K. Formation and development of international law // Law and statehood. 2024. № 2 (3). P. 71-80.

Международное право, а в более широком плане право в целом как мера свободы, обремененная ответственностью, наука и практика, культура и искусство добра и справедливости, формируется в процессе исторического развития. История же - это калейдоскоп событий, дат, имен. В ней разобраться непросто. В интересах лучшего усвоения истории, чтобы понять ее умом, принято прибегать к такому научному методу познания, как периодизация, связанному с другими научными методами изучения объективной действительности, в частности с системным подходом. Выясняется, что история международного права - неотъемлемая часть истории об-

щества, социального развития человечества в целом. В этой связи указанный метод -периодизация - может быть использован и применительно к ней.

Какова периодизация истории международного права? Как международное право возникло? Каковы особенности его становления и развития? Эти сложные, важные и интересные вопросы волновали многих. Крупные мыслители, знаковые фигуры -Гуго Гроций (1583-1645), Иеремия Бентам (1748-1832), Федор Федорович Мартенс (18451909) и другие - предлагали свои решения. Сложились два основных подхода к социальному развитию: формационный и цивилизационный. В советский пери-

од закономерности социального развития (возникновения, становления и развития общества, морали, права и государства) принято было освещать в пределах теории общественно-экономической формации. Она предполагает, что общество развивается по восходящей линии - от одной формации к другой; в экономическом и социальном отношении от менее развитой формации к более развитой.

Сторонники формационного подхода отстаивают взгляд, что первоначальный строй, в котором жил и развивался человек, - это первобытная общественно-экономическая формация. По мере разложения этого строя, считают они, формируется другой - рабовладельческая общественно-экономическая формация; ее сменяет феодальная, а ее - буржуазная (капиталистическая), которая в историческом плане обречена, как обречены все общественно-экономические формации, основанные на частной собственности, эксплуатации человека человеком. Классовые противоречия, которые на пике ее развития крайне обостряются, ведут ее к гибели. В итоге, согласно канонизированному в советское время учению об общественно-экономической формации, с необходимостью складывается двухфазовая коммунистическая общественно-экономическая формация - самоуправленческий строй, к которому рано или поздно придет все человечество.

Согласно этому учению на первой фазе развития коммунистического общества - социализме - право (и государство) сохраняются, но на второй фазе - собственно коммунизме - необходимость в праве (и государстве) полностью отпадает. В обосновании этой идеи решающее значение отводится способу производства, экономическим отношениям, включающим производство, обмен, распределение и потребление. Считается, что право (и государство) свойственно лишь классовому обществу. А классовыми признаются все общественно-экономические формации, кроме первобытно-общинного строя и собственно коммунизма. Формаци-онный подход подвергается критике с различных позиций [1, с. 22]. Сегодня в качестве одного из доводов неверности формацион-ного подхода к освещению общественного

развития в целом используется положение: практика - критерий истины.

В советское время рассуждали так. В Союзе ССР и в странах социалистического лагеря победил социализм, который представляет собой более высокую ступень развития, чем капитализм, который, достигнув стадии империализма, начинает загнивать. Следовательно, практика подтверждает верность формационного подхода к освещению социальных явлений. На это его противники отвечают приблизительно так. Если общественная практика - критерий истины, то факт разрушения Союза ССР и распад социалистического лагеря - убедительное подтверждение неверности данного подхода. Довод, казалось бы, весьма убедительный.

Тем не менее сегодня много сторонников учения об общественно-экономической формации. На их взгляд, если рассматривать социальное развитие во всемирном масштабе, то разрушение Союза ССР и распад социалистического лагеря, образовавшегося после Второй мировой войны, - не конец, а лишь момент развития, прогресс через разрушение. Новое рождается через гибель старого, жизнь утверждается через смерть. «Король умер. Да здравствует король!». Заслуживает ли внимания этот контрдовод? Вполне, если стоять на позиции социального развития.

По К. Марксу и Ф. Энгельсу, между капитализмом и коммунизмом лежит переходный период, и он не может быть ничем иным, как диктатурой пролетариата. А что есть диктатура пролетариата? Это не государство, а «полугосударство». В каком смысле? Здесь имеется в виду не половина государства, а единство становящегося человеческого общества и формирующейся адекватно его потребностям и интересам новой системы управления этим обществом. В нем на первом плане институты самоуправления трудовой части населения, а не характерные гражданскому обществу бюрократические структуры, где «первую скрипку играют» те, для которых священна не собственность во всех ее видах и формах, а только частная собственность. И это «полугосударство», по мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, должно было уйти

в прошлое по мере образования условий, которые объективно ведут к демократизации всех сторон социальной жизни.

Что есть Союз ССР? Какой видели перспективу его развития те, кто стоял у его истоков? Если не разделять взглядов тех, кто считает, что Союз ССР был сверхдержавой, «империей зла», которое только то и делало, что стремилось к мировому господству, а рассматривать его как «полугосударство» в рамках учения о диктатуре пролетариата, существование которой актуально лишь применительно к переходному периоду от капитализма к иному обществу, то распад Союза ССР закономерен. «Мавр сделал свое дело, Мавр может уйти».

Получается: не признавать разрушения Союза ССР и распада социалистической системы нельзя. Но это никак не подрывает правильность положения о том, что человечество в целом развивается в направлении прогресса: человеческого общества, гуманистического права, демократической государственности.

Сторонники цивилизационного подхода1 полагают, что взгляд на развитие общества, основанный на формационном подходе, морально устарел, так как он ограниченный, поскольку при этом взгляде в объяснении социального развития преувеличиваются роль и значение экономического фактора, а культуры и цивилизации недооцениваются. Сторонники указанного подхода считают, что в плане познания социального развития, включая право как один из факторов этого процесса, большие перспективы открывает учение, согласно которому человечество развивается, переходя от дикости к варварству, от него -

к цивилизации, а в рамках цивилизации от одних видов и форм ее - к другим. Если следовать этому учению, то получается, что возникновение, становление и развитие общества связаны с вхождением его в цивилизацию, а право (государство и все, что связано с ним) оказывается показателем цивилизованности общества, индикатором уровня его культурности.

Оба этих подхода к пониманию социального развития - формационный и ци-вилизационный - распространяют свое значение и на объяснение развития международного права.

Сторонники формационного подхода развитие международного права рассматривают в зависимости от становления и развития общественно-экономических формаций. По их представлениям, периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех этапов, которые неразрывно связаны с указанными формациями и переходными стадиями от одной из них к другой. В основе каждой лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

Отсюда - периодизация истории международного права:

- 5-3 тыс. до н. э. - 476 г. н. э. - международное право Древнего мира (этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации);

- 476-1648 гг. - международное право Средних веков (соответствует феодальной

1 Некоторые исследователи ставят под сомнение учения о том, что развитие человечества идет от «пещерного» прошлого через скотоводство, земледелие, «бронзовые», «железные» века к капитализму, а затем к коммунизму. По их мнению, историческое развитие человечества выглядит так: история цивилизации на Земле насчитывает многие миллионы лет; цивилизаций было 13, все они погибли; современная цивилизация - 14-я.

С их точки зрения, 120-150 тыс. лет назад существовала цивилизация с очень высокой духовностью, особенно - в Центральной и Западной Африке. Там при плотности населения, приблизительно равной современной, люди жили в полной гармонии с природой. Цивилизация эта строилась на развитии экстрасенсорики, а не технократии, что имеет место сейчас. С помощью примитивнейшего каменного топора можно было получить значительно больше резервов для существования, благодаря экстрасенсорным способностям люди умели лечить все болезни во много раз эффективнее, чем сейчас. Средняя продолжительность жизни составляла 100 лет.

Сторонники приведенной точки зрения не согласны и с тем, что чем дальше от нашего современника прошлое, тем меньшее количество людей населяло нашу планету. Они убеждены в том, что 20 тыс. лет до н. э. существовало множество поселений, достигавших площади в несколько десятков гектаров. И в сравнении с ними более известные поселения Античного мира и Средневековья выглядят значительно скромнее, хотя в традиционной схеме развития человеческого общества они неоправданно находятся на более высоком уровне.

общественно-экономической формации);

- 1648-1917 гг. - классическое международное право (соответствует становлению капиталистического способа производства);

- международное право ХХ в. (этот период включает промежуток времени с 1917 г. до конца ХХ столетия).

Л.Н. Захарова - сторонница формаци-онного подхода - различает следующие периоды развития международного права. «1. Предыстория международного права (с древних времен до конца Средневековья) - эпоха возникновения, развития, совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене. 2. Классическое международное право (с конца Средних веков до Статута Лиги Наций) - возникновение и развитие права Нового времени. 3. Переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН) - понимание государствами необходимости создания механизма регулирования отношений после Первой мировой войны. 4. Современное международное право -право Устава ООН, нацеленное на обеспечение мира и безопасности, предотвращение широкомасштабных конфликтов и кровопролитных войн» [2, с. 6].

В рассуждениях ряда авторов форма-ционный подход к развитию международного права дан скрытно. Так, О.И. Тиунов и Г.В. Игнатенко различают следующие этапы в его возникновении, становлении и развитии: 1) Древний мир; 2) от падения Римской империи до Вестфальского мира; 3) от Вестфальского мира до Гаагских конференций мира; 4) от Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права [3, с. 25].

Сторонники цивилизационного подхода, деля в аналитических целях все народы и страны на цивилизованные и нецивилизованные, считают, что международное право возникает и развивается лишь у тех народов и только в тех странах, которые приобщены к ценностям цивилизации.

В интересах объективности необходимо отметить, что некоторые мыслители, философы, ученые, критикуя формацион-

ный подход к объяснению развития общества, вместе с тем высказывают сомнения и в универсальности цивилизационного подхода. По их мнению, формула tertium поп datur1 не абсолютна. На их взгляд, социальное развитие таит в себе самые различные варианты Третьего пути. Одна из концепций такого пути отстаивается, например, Юлиусом Эволой (1898-1974). С его точки зрения, наилучшую перспективу для развития общества, в особенности для Запада, открывает путь следования солнечной нордической традиции. Она требует возврата к утраченной духовности, по которой мерой свободы является могущество, утверждение живого мировоззрения, мужской языческой этики и имперского идеала. Юлиус Эвола убежден, что недуги современности обусловлены неверно понятым прогрессом (увлечением материей, деньгами, ростовщичеством, машинами и т. д.). Корни его - в развращенном сознании «обособленного человека», которые устранимы. Но для этого необходим радикальный переворот, нужна Консервативная революция. Она же возможна лишь при условии объединения в одно всех здоровых сил общества, всех тех, кто «не сломлен, не побежден».

Кто же способен решить эту задачу? Вожди - существа, которые выдвинулись не посредством насилия, не из корыстолюбия, не как ловкие угнетатели рабов, а в силу своих неоспоримых трансцендентных жизненных достоинств. «Невидимые вожди, которые не говорят лишних слов и не стремятся показываться на публике, но чьи действия не знают преград, вожди, могущие все» [4, с. 15].

В последнее время развитие международного права многие рассматривают в свете глобализации и антиглобализации. Термин «глобализация», войдя не только в научный оборот, но и в повседневный обиход, получил широкое распространение. Это обусловлено в какой-то степени его политической нейтральностью. Данное слово в целом отражает изменения в развитии общественных отношений в глобальном масштабе. То, что формируется единый мир, - единая социальная система

1 Третьего не дано.

человечества - становится все очевидней. Вместе с тем этот термин допускает различные толкования.

Сторонники глобализации выступают с позиций становления «постиндустриал ь-ного», «потребительского», «информационного общества». С ним они связывают повышение уровня и качества жизни, сглаживание социальных противоречий, гармонизацию межэтнических, межконфессиональных и межцивилизационных отношений, обеспечение всеобщего мира и безопасности. Антиглобалисты же обращают внимание на усиливающееся неравенство между социальными слоями и классами, углубляющийся социально-экономический разрыв между развитыми капиталистическими и развивающимися странами, рост политического влияния транснациональных корпораций, диктующих свою волю целым государствам, а также на признаки экологической деградации.

Политическая карта мира изменяется. Одни государства исчезают с политической арены, вместе с тем появляются новые. Одни национальные государства стремятся сохранить и упрочить свой суверенитет, другие же в той или иной степени увлечены идеей «мирового государства». Все активнее заявляют о себе и о своих правах отдельные народы, которых не устраивает сложившийся миропорядок.

Для многих глобализация и антиглобализация - явления, характерные развитию лишь современного общества. Едва ли это так. Вернее, думается, рассматривать их как взаимосвязанные процессы, свойственные человечеству на всем протяжении его развития, свидетельствующие о противоречивом расширении масштаба человеческой деятельности - экономической, политической, культурной, правовой интеграции человечества. Представляется, правильнее вести речь о современном этапе развития глобализации и антиглобализации, который нельзя рассматривать изолированно от предшествующих этапов социального развития человечества. Представляется, что в аналитических целях вполне допустимо рассмотрение становления и развития международного права, используя

1 Чего нет в документах, того нет на свете.

следующую периодизацию: Древность, Античность, Средневековье, классическое международное право, современное международное право.

Каковы социальное пространство и социальное время Древности? Вся ли Древность является догосударственной, или все же государственные образования были и в Древности? Каково право Древности, в том числе международное? Было ли оно (право, международное право) тогда вообще? Это трудные вопросы. Артефакты, которые благодаря неутомимой деятельности археологов становятся предметом всеобщего достояния, не дают пока возможности создать полную картину о Древности. И с письменными источниками тоже не все ясно. Если следовать представлениям древних римлян, по которым «Quod non est in actis, non est in mundo»1, то тему о праве, о международном праве Древности необходимо вообще закрыть.

Однако столь радикальное решение вопроса вызывает возражения. Все же кое-какой информацией о Древности ученый мир располагает. А это позволяет выдвигать различные предположения, гипотезы, создавать концепции, теории, учения, доктрины. Если не грешно фантазировать в ключе научных допущений об иных мирах, о будущем, то почему грехом должны быть научные фантазии о Древности? С появлением в глубокой древности Homo sapiens и его развитием [5, с. 47] даже не очень развитые человеческие образования, надо думать, вступали в определенные контакты, вырабатывая приемлемые к уровню своего развития правила общения. Это с некоторой долей условности можно представить как право, даже как международное право. Все, кто дожил до современности, кто надеется сохраниться в будущем в своем потомстве, обязаны тем людям Древности, которые, несмотря на все суровости и жестокости времени, смогли выжить благодаря деятельному разуму, пониманию того, что лишь следование определенным правилам взаимоотношения людей и их образований дает шанс как-то жить и развиваться. А что это, как не право, не международное право?

Понятием «Античность» принято обозначать исторический период, охватывающий время с начала I тысячелетия до н. э. по конец V в. н. э. Это - социальное время, когда на исторической арене активны Древняя Греция (ахейцы, дорийцы) и Древний Рим (квириты), а на Востоке - различные державные образования, порой весьма и весьма крупные. Для эпохи Античности характерно образование городов-государств - полисов - в Древней Греции и Древнем Риме. На Востоке формируются разные по величине, силе и продолжительности существования деспотические режимы. Хотя вожди Античности нередко склонялись представлять себя в качестве могущественных мировых правителей, на самом деле, особенно по современным меркам, и на Востоке, и на Западе существовали лишь локальные и/или региональные государственные и/или государственно-подобные образования. В отдельных местах сохраняли свое значение и родоплеменные структуры.

Правила, которыми регулировались отношения между всеми этими субъектами, носили частью правовой характер, а частью неправовой. Их «с большой натяжкой» можно рассматривать в качестве международных правил, потому что они были сильно локализованы и их действие ограничивалось пределами определенных регионов. Договоры заключались, но не часто. Основными регуляторами выступали мифы, обряды, обычаи, традиции, которые, формируясь в определенных географических ареалах, имели ярко выраженную религиозную окраску.

Несмотря на это, уже в эпоху Античности сложились представления, что не все вопросы во взаимоотношениях между этносами, городами-государствами, другими субъектами нужно разрешать средствами войны. Заключались соглашения о мире, совместных созидательных мероприятиях, разграничении владений. Запрещалось обижать, оскорблять, убивать послов, применять во время военных действий яды, отравленное оружие. Так, к периоду Античности относятся многие формулировки, которые сегодня воспринимаются как афоризмы. Например, древ-

ние римляне говорили: «Fas est et ab hoste doceri» - «Учиться дозволено и у врага»; «Par in parem non habet jurisdicönem» - «Равный против равного не имеет юрисдикции»; «Patrum more» - «По обычаю предков»; «Pax guaerenda est» - «Нужно добиваться мира»; «Salus populi suprema lex» - «Благо народа - высший закон»; «Si vis pacem, para justitiam» - «Если хочешь мира, то устанавливай справедливость»; «Vae victis» - «Горе побежденным».

Относительно начала и конца исторического периода, обозначаемого Средневековьем, ученые спорят. По одной из точек зрения, Средневековье - это социальное время, которое начинается с падения Западной Римской империи (476 г.) и продолжается до начала XVII в. В этот период в Европе господствует христианство, на Востоке, в Африке, Азии, в части Европы сильны позиции мусульман.

Случилось так, что в Средневековье главным регионом, где была подготовлена почва для формирования международного права, оказалась Европа. Здесь произошла рецепция римского права. Следуя римскому jus gentium (праву народов), государства старались в отношениях друг с другом придерживаться принципа равенства. Однако на практике из-за приверженности отдельных правителей кулачному праву (кто сильнее, тот и прав) этот принцип часто нарушался. Но и Восток не был безучастным к становлению и развитию международного права. Около 630 г. складывается Арабский халифат, который, взяв за основу своей правовой системы ислам, играл видную роль в развитии мировой культуры и международных отношений на протяжении длительного времени. Европейские государства, Индия, ряд других стран, восприняв много ценных идей и знаний, относящихся к философии, математике, географии и т. д., включили их в арсенал правового регулирования международных отношений.

История Китая и Японии свидетельствует, что в Средние века здесь развитие получило не только военное искусство, но и искусство дипломатии, вообще искусство управления, под которые постепенно подводилась научная основа. Русь

и Татаро-монгольская держава (Великая Тартария) тоже были приобщены к международному праву.

Большое значение на развитие средневековых международных отношений оказали русско-византийские договоры Х в. Русь состояла в договорных отношениях не только с Византией, а еще и с Хазарией, Болгарией, Германией, венграми, варягами, печенегами, половцами и другими. Татаро-монгольская держава, включив путем завоеваний и дипломатии в свой состав огромные территории, заселенные разнообразными народами по происхождению, языку [6, с. 43], вероисповеданию, образу жизни, численности, стремилась поддерживать международные отношения, руководствуясь Ясой Чингисхана. Золотая Орда, бывшая первоначально лишь Улусом Джу-чи, частью огромной Татаро-монгольской империи (Тартарии), со временем стала самостоятельным государством, игравшим важную роль в международных отношениях. Принято считать, что Золотая Орда, распавшись на части, перестала существовать уже со второй половины XV в. Обычно указывают на 1459 г. На самом деле она существует поныне, но в новом формате -в виде России, у которой в духовном отношении нет границ.

В становлении и развитии международных отношений, основанных на праве, в Средневековье важную роль играл Ватикан, который издавал конкордаты, буллы. Папа Римский Григорий VII (XI в.) первым предпринял попытку создать под своей властью «мировое государство». В отношениях между арабскими государствами большое значение имел ислам. При этом отдельные положения шариата (например, положения о войне и мире) получили распространение и за пределами арабского мира.

Неразвитость институтов судебного разрешения международных споров привела к тому, что война рассматривалась как спор, в котором судьей выступало определенное божество. Если в результате военного конфликта одна сторона одолевала другую, то считалась, что победившая сторона права, потому что ее сторону принял Бог, и победитель определял положение побежденного. История Средневековья - это

история войн, которые были немилосердно жестокими: не проводилось различия между воинами и мирным населением, пленных обращали в рабство, женщин насиловали, раненых бросали на произвол судьбы, захваченные города разграблялись. Некоторые войны длилось весьма долго. Так, противоречия между Францией и Англией были столь глубокими и острыми, что война, к которой они привели, длилась с 1337 по 1453 г. В историю она вошла как Столетняя война и считается одной из самых длительных.

Благодаря усилиям средневековых государств, их правителей, духовенства, ученых-юристов того времени в Средневековье сформировались более или менее устойчивые обычаи и традиции ведения и прекращения войны, заключения мира, осуществления переговоров, заключения и реализации международных договоров, главным образом в области торговли, включая морскую.

Определенное внимание уделялось гарантиям заключенных договоров. В то время наиболее распространенной гарантией была клятва (например, клятва на Библии, на Коране). Позже в качестве нее активно стал применяться институт залога: залог людей (обычно в качестве заложников выступали члены знатных семей, вождей, монархов), залог ценностей и территории. Так, Корсика, принадлежащая Генуе, была передана в залог Франции. Генуя не выполнила своих договорных обязательств, поэтому Корсика стала французским владением. В Средневековье в качестве гарантов определенного состояния международных отношений порой выступали третьи государства. В европейских вопросах гарантом международных договоров часто был Папа Римский. Так, например, он гарантировал выполнение Договора 1494 г. между Испанией и Португалией.

Существенное значение для развития международного права имел Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г. Он, подведя итог Тридцатилетней войне в Европе, установил систему европейских государств, очертил их границы, нормативно закрепил идею политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная

теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Договор закрепил между всеми его участниками не только право на территорию и верховенство, но и на равенство всех европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем получила отражение идея о согласованных действиях европейских держав, решения проблем на светской основе, а не на религиозной. Значение договора состоит и в том, что он явился базовым документом в развитии института международных правовых гарантий. Вестфальский трактат для Московской Руси (Московии) значим тем, что им она была признана в качестве полноценного субъекта международного общения.

В новое и новейшее время - с середины XVII в. до начала XX в. и с 20 х гг. XX в. по конец указанного века - международное право постепенно приобретает такое качество, что на каком-то этапе создается возможность говорить о нем как о классическом международном праве. Точкой отсчета начала нового времени принято считать Английскую революцию середины XVII в., которая, наполненная бурными событиями борьбы разных режимов, социальных сил, открыла простор для ускоренного развития страны, значительно опережая другие европейские государства во всех значимых социальных сферах. Вместе с тем она стала и началом колониальных войн. Считается, что первая колониальная война - это война Англии и Ирландии, которую в 1649 г. вел Оливер Кромвель (1599-1658), ставший вскоре военным диктатором.

Значительное влияние на развитие международного права оказала Великая французская революция 1789-1794 гг. Будучи по своему характеру первой народной и демократической революцией, она основами внешней политики Франции провозгласила «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. Однако не сразу демократические принципы международного права получили признание. Для всего XIX в. характерны периоды отхода от них.

ХХ в. - это разрушительные Первая мировая война 1914-1918 гг. и Вторая мировая война 1939-1945 гг. С окончанием Первой мировой войны было принято решение о создании Лиги Наций и принят уставной документ - Статут Лиги Наций. Новые идеи, принципы и нормы легли в основу правового регулирования международных отношений. Статут Лиги Наций был шагом вперед в развитии международного права. Он не запрещал прибегать к войне, но существенно ограничивал это право государств и предусмотрел возможность применения санкций против государства, нарушившего такие ограничения.

Крупным событием в международном праве стало заключение в 1928 г. Пакта Бриана - Келлога. Впервые в его истории появился многосторонний договор, запретивший прибегать к войне в отношениях между государствами и установивший, что все споры между ними должны решаться мирными средствами; а это значило то, что война юридически была запрещена.

В Древнем Риме говорили: «Silent leges inter arma»1. Однако во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. внутри национальных государств законы действовали, а главное, с точки зрения нашего предмета, активно действовали нормы международного права, в частности дипломатического. В этом отношении показательны положения Атлантической хартии 1941 г., решения четырех конференций: Третьей Московской конференции (1943 г.), Тегеранской (1943 г.), Ялтинской (1945 г.), Потсдамской (1945 г.).

Участниками Московской конференции - представителями США, Англии, СССР, Китая - обсуждались вопросы всеобщей безопасности, сокращения сроков войны, второго фронта, положения Италии, судьбы Австрии, послевоенного устройства Германии, учреждения Европейской консультативной комиссии. На Тегеранской конференции руководители трех держав (СССР, США, Великобритании) обсуждали вопросы проведения операции «Оверлорд», намеченной на июнь 1944 г., участия Турции в войне, проблемы Польши и ее границ, послевоенного устройства

1 Среди оружия законы безмолвствуют.

мира. Ялтинская конференция явилась важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага - фашизма. На ней были выработаны согласованные решения в области послевоенного устройства, о будущем Германии, о проекте Устава ООН, о вступлении СССР в войну против Японии. Потсдамская конференция состоялась после окончания войны в Европе. На ней были выработаны решения о денацификации, демилитаризации, демократизации Германии как единого целого. Значение этой конференции состоит в том, что политические деятели убедились, что государства с различным строем могут сотрудничать, если на то есть политическая воля сторон.

Вторая мировая война завершилась победой антифашистских сил над Германией, Италией и Японией. С точки зрения международного права важно то, что непосредственно после завершения войны была образована Организация Объединенных Наций (ООН), а Лига Наций распущена. Устав ООН в качестве основной цели этой международной организации предусматривал поддержание и укрепление мира, обеспечение безопасности и сотрудничества государств.

Основой современного международного права является Устав ООН, поэтому его часто называют правом Устава ООН. В основе него лежат определенные принципы, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Принято особо выделять основные принципы современного международного права. Обозначим их. Это - принципы суверенного равенства государств; территориальной целостности; неприкосновенности государственной границы; невмешательства; добросовестного выполнения международных обязательств1; сотрудничества государств; неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; всеобщего уважения прав человека; права нации и народа на самоопределение.

Если рассматривать социальное развитие в мировом и национальном измерениях, то здесь действуют различные тенденции. На международном уровне особенно выразительно проявляют себя две тенденции - мирное сосуществование и конфронтация. Современное международное право же стремится к тому, чтобы международные отношения развивались на основе основных принципов - исходных начал, основополагающих идей относительно мироустройства, установления мирового порядка в режиме, соответствующем определенному уровню международных отношений.

В порядке промежуточного вывода отметим, что первоначально принципы международного права выступали как международно-правовые обычаи. Только с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. При работе над Декларацией о принципах международного права принципы, закрепленные в Уставе ООН, были конкретизированы. Была достигнута договоренность относительно семи основных принципов международного права, которые подлежат применению в международных отношениях с целью развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в рамках Устава ООН. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) появились еще три принципа: нерушимость границ, территориальная целостность государства, уважение прав и основных свобод человека.

Социальное развитие сопряжено с противоречиями. Актуализируется проблема, что должно первенствовать в международных отношениях: право силы или сила права. Ориентация в международных отношениях не на первое, а второе, естественно, повышает роль и значение принципов международного права. Не исключено, что со временем появятся новые его принципы -так, в современных условиях чрезвычайно актуализируется проблема охраны окружающей среды: атмосферы, воды, животного мира.

1 Древние римляне говорили: «Pacta sunt servanda» - «Договоры нужно соблюдать». Это правило по мере утверждения международного права было возведено в ранг его принципа. В нем заключен источник юридической силы международного права. Без него невозможно представить международное право как самостоятельное направление развития права в целом.

Список литературы

1. Момджян Х.Н. Учение об общественно-экономической формации и его современные противники // Философские проблемы общественного развития. Выпуск 2. Москва : Издательство «Мысль», 1974. С. 22-45.

2. Захарова Л.Н. Международное право : учебное пособие. Москва : Издательство «РИОР», 2006. 186 с.

3. Международное право : учебник для вузов. Москва : Издательство «НОРМА» (Издательская группа «НОРМА - ИНФРА-М»), 2001. 432 с.

4. Эвола Юлиус. Языческий империализм / перевод с немецкого и послесловие А. Дудина. Москва : Историко-религиозное общество «Арктогея», 1994. 172 с.

5. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. Москва : Наука, 1966. 576 с.

6. Каримов А.С. Принципы реализации права на использование языков в субъектах Российской Федерации // Право и государственность. 2023. № 1 (1). С. 43-53.

References

1. Momdzhyan H.N. Uchenie ob obshchestvenno-ekonomicheskoj formacii i ego sovremennye protivniki // Filosofskie problemy obshchestvennogo razvitiya. Vypusk 2. Moskva : Izdatel'stvo «Mysl'», 1974. S. 22-45.

2. Zaharova L.N. Mezhdunarodnoe pravo : uchebnoe posobie. Moskva : Izdatel'stvo «RIOR», 2006. 186 s.

3. Mezhdunarodnoe pravo : uchebnik dlya vuzov. Moskva : Izdatel'stvo «NORMA» (Izdatel'skaya gruppa «NORMA - INFRA-M»), 2001. 432 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Evola Yulius. Yazycheskij imperializm / perevod s nemeckogo i posleslovie A. Dudina. Moskva : Istoriko-religioznoe obshchestvo «Arktogeya», 1994. 172 s.

5. Semenov Yu.I. Kak vozniklo chelovechestvo. Moskva : Nauka, 1966. 576 s.

6. Karimov A.S. Principy realizadi prava na ispol'zovanie yazykov v sub"ektah Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvennost'. 2023. № 1 (1). S. 43-53.

Информация об авторе (авторах): Самигуллин Венир Калимуллович, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России (450103, Россия, Уфа, ул. Муксинова, 2), доктор юридических наук, профессор.

Information about the author(s): Samigullin Venir Kalimullovich, professor at the Depart-ment of Constitutional Law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Rus-sia (450103, Russia, Ufa, Muksinova St., 2), Doctor of Law, Professor.

Статья поступила в редакцию 11.04.2024; одобрена после рецензирования 06.06.2024; принята к публикации 15.07.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 11.04.2024; approved after 06.06.2024 review; accepted for publication 15.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.